Что это такое?
Наблюдение – один из самых распространенных общенаучных методов, позволяющих собрать максимум полезной информации для практической части любого исследования. Суть данного способа заключается в том, что исследователь просто наблюдает за определенным объектом исследования, фиксируя все его действия и результаты, в дальнейшем сравнивая каждый шаг с конкретными нормами или «шкалой».
Что представляет из себя метод наблюдение?
В педагогической практике существует несколько видов наблюдений:
Первый вид предполагает, что исследователь действует по определенному сценарию, «структуре». Неструктурированные исследования предполагают, что ученый собирает определенные сведения для конкретной темы, но сам процесс протекает естественно, без вмешательств и пр.
Включенное наблюдение означает, что сам исследователь также является участником эксперимента, наблюдения, входит в состав изучаемой группы. Невключенное наблюдение – автор эксперимента наблюдает за объектом со стороны, не принимая участия в нем как испытуемый.
Первые предполагают, что объект исследования знает о том, что за ним наблюдают, он является частью некоего эксперимента, научной работы. Скрытые же предполагают незаметное наблюдение за испытуемым.
Первая разновидность относится к тем категориям, которые проводятся в естественных условиях. Автор научной работы просто наблюдает за происходящим процессом, действиями испытуемых, фиксирует их.
Лабораторные наблюдения же предполагают наличие конкретных факторов, условий, которые создает исследователь для получения данных. Здесь он оказывает прямое или косвенное воздействие на участников наблюдения, корректирует условия. Лабораторные наблюдения чаще всего проводят в специально оборудованных помещениях.
Систематические исследования проводятся на регулярной основе. Они заранее планируются, чаще всего реализуются по определенному сценарию.
Несистематические исследования проводятся в свободной форме, нерегулярно. Исследователь предпочитает проводить их только по мере необходимости.
Здесь вид наблюдения зависит от времени, затрачиваемого на его проведение. Если исследователю достаточно от нескольких часов до 1-2 недель, то такой эксперимент является кратковременным. Если же для пополнения материалов и выполнения наблюдения необходимо длительное время, то оно откосится к долговременным.
Сплошной вариант предполагает, что исследователь будет фиксировать все действия и результаты испытуемой группы или индивида. Выборочные нацелены на выявление конкретных итогов.
Непосредственные наблюдения предполагают, что исследователь использует только имеющиеся у него знания и опыт, естественные чувства восприятия происходящего и интерпретирует их согласно собственным возможностям.
Опосредованные же основываются на привлечении специальной техники, экспертов и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Педагогическое наблюдение представляет собой прямое планомерное констатирование фактов и событий на уроке физической культуры, внеурочных мероприятиях по физической культуре, спортивной тренировке, соревнованиях с последующим их анализом и оценкой.
Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны обучения и воспитания, которые можно фиксировать не нарушая хода педагогического процесса.
Объектами педагогических наблюдений могут быть: средства и методы обучения, воспитания, развития, совершенствования физических качеств, тактической подготовки, психологической подготовки, учебно-тренировочная и соревновательная деятельность, деятельность учителя физической культуры (тренера), взаимоотношения между школьниками, спортсменами; параметры, характеризующие технику выполнения физических упражнений; характер и величина тренировочных нагрузок и т.д.
Выбор объекта наблюдения полностью определяется задачами исследования.
По количеству объектов, подлежащих наблюдению, различают тематическое и комплексное (проблемное) наблюдение.
Тематическое наблюдение заключается в том, что из целостного учебно-воспитательного процесса как бы вычленяются то или иное явление (предмет исследования) и подвергается наблюдению.
Комплексные (проблемные) наблюдения представляют собой наблюдение за несколькими взаимосвязанными педагогическими явлениями, составляющими в совокупности одно из определяющих направлений в исследовании предмета.
Например, исследование дифференцированного подхода к физическому воспитанию требует вести наблюдение за различными способами дифференциации и ее результатами, определяющими, в конечном счете, эффективность физического воспитания.
Перед тем как проводить наблюдение необходимо: сформулировать задачи наблюдения; наметить какие стороны педагогического процесса будут изучаться; определить методы фиксации полученных данных и организацию проведения наблюдения; определить методы статистического анализа собранного материала.
Для проведения педагогических наблюдений используются следующие способы:
1. Протоколирование(словесное описание; графическая фиксация с использованием различных условных обозначений и систем изображения (схем, рисунков).
Визуальное наблюдение за техникой исполнения и тактикой можно вести с помощью обычной записи или специальных условных обозначений и таблиц оценки техники и технических действий.
В исследованиях, проводимых в области педагогики, физического воспитания и спорта широкой известностью пользуются методы, называемые опросом. В зависимости от методики проведения такого опроса можно выделить: анкетирование, интервью, беседу. Сущность опроса сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы.
Анкетирование – метод получения информации путем письменных ответов респондентов (опрашиваемых) на систему стандартизированных вопросов анкеты.
Виды анкетирования: сплошное и выборочное, личное и заочное, индивидуальное и групповое.
Применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых приходится выбирать один из готовых ответов; полузакрытые (полуоткрытые) — даются готовые ответы и можно добавлять собственные ответы; именные, требующие указывать фамилию испытуемого, и анонимные — без указания автора ответов; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д.
Применяется также «полярная» анкета с балльной оценкой. По аналогии составляются опросные листы для самооценки и оценки других. Например, при исследовании качеств личности в опросные листы вносят пятибалльную шкалу:
Затем каждое качество оценивается по шкале. Число баллов может быть различным, включая положительную и отрицательную градации (-5, -4, -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3, +4, +5).
Интервью – это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем.
Беседа – это метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.
Метод анкетирования широко применяется в социометрическом эксперименте, который используется для измерения межличностных социально-психологических отношений в малых группах с целью их последующего изменения; в психодиагностике, при изучении мотивации, психических состояний и т.д. для изучения текущего или ретроспективного состояния педагогического явления.
Это один из самых распространённых и наиболее доступных методов исследования педагогической практики.
Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях (например, в процессе учебы внеклассной работы и т.д.).
Наблюдение требует от исследователя точной фиксации фактов, объективного педагогического анализа. Однако дело это непростое.
Наблюдение достаточно трудоёмкий метод исследования. Трудности применения наблюдения в качестве метода сбора первичной информации являются следствием его особенностей и делятся на субъективные, связанные с личностью исследователя и объективные, не зависящие от исследователя.
К субъективным трудностям наблюдения относится то, что исследователь понимает и истолковывает поведения и действия, скажем, воспитанников через призму собственного «я», через свою систему ценностных ориентаций.
К объективным трудностям наблюдения прежде всего следует отнести ограниченность времени наблюдения. Кроме того, далеко не все педагогические факты поддаются непосредственному наблюдению.
Чтобы получить необходимую для целей исследования информацию, не пропустить каких-то важных фактов или значимых сведений изучаемого объекта, следует заранее разработать программу педагогического наблюдения.
Видов наблюдения существует много.
По степени охвата наблюдение может быть сплошным (когда внимание исследователя обращено, скажем, на весь класс (группу) и выборочным (когда ведётся наблюдение за отдельным учащимся и небольшой группой ребят).
По регулярности проведения можно различать наблюдение систематическое и случайное.
Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определённого периода времени. Он позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития.
К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, педагогической ситуации. Иными словами, случайное наблюдение обычно не планируется как самостоятельная процедура сбора первичной информации.
В зависимости от степени участия исследователя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (неучаствующее) наблюдение.
При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта, он как бы со стороны наблюдает происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов – он просто регистрирует ход происходящих событий.
Невключенное наблюдение используется за массовыми процессами, оно применяется для описания педагогической атмосферы, в которой происходит интересующие исследователя явлениея, факты.
Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени непосредственно включён в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Например, исследователь вместе с учащимися участвует в различных воспитательных мероприятиях: в организации и проведении вечеров, дискотек, общественно полезном труде, в многообразных конкурсах, спортивных играх.
Ценность включенного наблюдения состоит в том, что оно позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открывают более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены изучаемого коллектива успевают привыкнуть к исследователю, они возвращаются к своим привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях. Исследователь постепенно начинает постигать более глубинные процессы коллективной жизни: проникать во внутрь взаимоотношений, «высвечивать» закономерности и противоречия, которые внешне не видны и т.д. Например, исследователь узнаёт, чем живёт коллектив, какие традиции являются ведущими, что поощряется и что порицается, какова нравственно-духовная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт коллектив и т.д.
В исследовании педагогических проблем используется лонгитюдиональное наблюдение.
Лонгитюдиональное наблюдение – длительное наблюдение за одними и теми же, скажем, учащимися на протяжении нескольких лет.
Это наблюдение охватывает большое количество в разной мере взаимосвязанных явлений. При этом наблюдении представляется возможность проследить развитие личности учащегося или ученического коллектива (по мере перехода из одного класса в последующий) на протяжении многих лет. Благодаря этому многолетнему наблюдению удаётся раскрыть объективные и субъективные тенденции, изменения интеллектуальных, познавательных и духовных потребностей учащегося, определить причины изменения учащегося к учебе, труду, товариществу, коллективу. А на основе собранного материала наметить конкретные пути совершенствования учебно-воспитательной работы.
Наблюдение применяется в сочетании с другими методами исследования личности учащегося.
Наблюдение как метод педагогического исследования.
Требования, предъявляемые к процессу наблюдения.
Среди методов исследования во многих науках встречается наблюдение. Это один из древнейших методов познания действительности человеком. В педагогике до сих пор наблюдение является наиболее распространенным и часто употребляемым методом, особенно в сочетании с другими методами исследования: экспериментом, изучением детей, беседой.
Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явление, процесса, объекта и др, результаты которого фиксируются наблюдателем – исследователем.
Сущность наблюдения – точная и полная фиксация фактов с помощью всех органов чувств и имеющегося жизненного опыта, знаний и умений.
Функция наблюдения состоит в избирательном приеме сведений об изучаемом предмете, процессе, явлении в условиях обратной и прямой связи исследователя с предметом наблюдения.
Классификация видов наблюдения
По форме организации
Структурированное наблюдение – проводится по заранее подготовленному плану и формализованным документам
Неструктурированное наблюдение – проводится с пользованием лишь общего принципиального плана, результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти
По степени включенности наблюдателя
Невключенное наблюдение – социолог не является участником происходящих событий
Включенное наблюдение – социолог участвует в изучаемом событии, является членом группы, поведение которой он исследует
По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми
Скрытое наблюдение – проводится инкогнито, наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования
Открытое наблюдение – проводится публично, предполагает оповещение наблюдаемых об организуемом мероприятии
По месту проведения
Полевое наблюдение – проводится в условиях, естественных для участников наблюдения
Лабораторное наблюдение – организуется в специально подготовленном помещении
Систематическое наблюдение – проводится регулярно по заранее разработанному плану
Несистематические наблюдение – проводится без заранее составленного плана в течение неопределенного времени (разновидности: эпизодические и случайные наблюдения)
По длительности проведения
Кратковременное – проводится на первой стадии исследования для формулировки гипотез или контроля и пополнения данных, полученных другими методами
Долговременное – проводится в течение длительного времени (обычно – ряда лет) и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения.
Сплошное наблюдение – исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения
Выборочное наблюдение – исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов
По используемым средствам
Непосредственное наблюдение – социолог не употребляет технических инструментов, полагаясь только на свои органы восприятия (глаза и уши)
Опосредованное наблюдение – социолог употребляет технические инструменты (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).
Этапы процедуры наблюдения:
а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как фиксировать наблюдаемые явления?);
д) детальная фиксация получаемой информации с использованием средств регистрации;
е) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат? Какие выводы следуют из полученной информации?).
Наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, что находит отражение в следующих требованиях к наблюдению.
1. Целенаправленность. Постановка четкой, корректно сформулированной цели. Формулировка цели наблюдения зависит от задач конкретного исследования. Если одна из задач исследования — «выявить научно-педагогические основания использования аналогии в процессе общепедагогической теоретической подготовки учителей», то целями наблюдения могут стать выявление ситуаций использования аналогии на занятиях по педагогике в педагогическом вузе, количественный подсчет и качественная характеристика таких ситуаций.
2. Объективность. Требование объективности исключает возможность отбора исследователем только той информации, которая «работает» на подтверждение гипотезы исследования. Во время наблюдения фиксируются все факты, отвечающие задачам наблюдения, даже те, которые противоречат гипотезе и концепции исследования. Объективность наблюдения предполагает также фиксацию всех без исключения единиц наблюдения. Выборочная фиксация, пропуск отдельных поступков, проявлений качества и прочего недопустимы, поскольку в этом случае результаты обработки данных наблюдения не могут считаться достоверными.
3. Наличие плана наблюдения. В плане определяются цель и предполагаемый результат наблюдения, объект, предмет, ситуация и способ наблюдения, выявляемые параметры и единицы наблюдения, продолжительность наблюдения, способ регистрации наблюдаемого.
4. Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов (протокола наблюдения, — например, в форме таблицы) и формулирования промежуточных выводов.
5. Учет возможных ошибок. Исследователь должен знать типичные ошибки при проведении наблюдения, причины их возникновения (например, стереотипы восприятия) и способы их минимизации.
6. Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений. Еще до начала наблюдения исследователь продумывает способ (способы), с помощью которого будет обрабатываться полученная при наблюдении информация. Желательно использовать для этого методы измерения и математические методы. Однако не следует забывать о качественной интерпретации полученных результатов.
7. Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков. Количество наблюдаемых признаков должно быть минимальным. Это значительно облегчает наблюдение и повышает степень достоверности его результатов.
8. Оптимальность. Условия наблюдения не должны оказывать влияние на наблюдаемый объект (например, не искажать обычное поведение учащихся, сохранять естественный характер отношений в педагогическом процессе).
При организации наблюдения необходимо составить его план и программу.
В программе указываются: вид наблюдения, время, продолжительность и порядок организации. В плане наблюдения отражаются основные вопросы, подлежащие изучению, на основе плана осуществляется фиксация результатов наблюдения , поэтому необходимо включить признаки наблюдения явлений, их число не должно быть большим, они должны быть четко определены.
Список использованных источников
Вид наблюдения: непосредственное, открытое, невключенное, выборочное, краткосрочное, внешнее.
Время: 40 мин.
Цель: выявить передовой педагогический опыт по использованию методов и средств обучения на уроке русского языка
Объект: средства и методы обучения
Предмет: вербальные и невербальные акты поведения субъектов педагогического процесса
Ситуация: урок русского языка
Способ наблюдения: присутствие на уроке
Выявляемые параметры и единицы наблюдения:
Способ регистрации: занесение в таблицу.
Педагогика – одно из сложнейших и востребованных направлений, которое осуществляет не только образовательную функцию, но и помогает воспитывать общество нравственно, культурно, эстетически и духовно. Далеко не каждый человек сумеет удержать внимание детей (независимо от возраста) и научить их чему-то новому, притом, что на одном занятии в среднем присутствует 25-40 человек!
Одним из уникальнейших педагогических методов позволяющих откорректировать тактику ведения урока, завлечь даже самого заядлого двоечника в учебный процесс, является метод педагогических наблюдений.
Этапы проведения наблюдения
Наблюдение – это своего рода небольшой эксперимент, в ходе которого автор научной или иной работы будет наблюдать за испытуемым. Здесь важно понимание алгоритма проведения:
Этап №1. Правильно определяем цель исследования и выбираем соответствующий объект.
Этап №2. Конкретизируем вид наблюдения: здесь целесообразно определить сроки проведения мероприятий, наличие плана, необходимость вмешательств, разрабатывается шкала оценки результатов и пр.
Этап №3. Проведение непосредственного наблюдения и моментальное фиксирование полученных результатов.
Этап №4. Обработка полученных в ходе наблюдения данных.
Наблюдение в педагогической практике
Педагог обязан найти подход к каждому ребенку, общий язык с ним. Порой сделать это очень трудно из-за сложного характера или особенностей в развитии учащегося. В этом случае метод наблюдения позволяет преподавателю определить сильные и слабые стороны ученика, выявить его любимые предметы и занятия, интересы, характер, и, опираясь на полученные данные, предпринять конкретные действия, которые позволят наладить с ним достойные отношения, привлечь внимание к учебе и повысить интерес к предметам.
Наблюдение как метод исследования в педагогической практике
Более того, наблюдая за учениками, педагог может увидеть и «личную составляющую» каждого из них: какими талантами располагает, какие сложности у них возникают в общении со сверстниками и т.д. Все это можно с легкостью проследить в поведении детей.
Также метод наблюдений поможет улучшить успеваемость даже самых заядлых двоечников, если грамотно организовать учебный процесс, правильно рассадить учеников, воздействовать на них с помощью психологических и педагогических приемов, родителей и пр.
Педагогическое наблюдение представляет собой уникальный процесс, включающий анализ и оценку организации учебы, а также воспитательной работы. Данный метод исследования позволяет не только следить за учащимися, но и оценить деятельность непосредственно педагога: все ли правильно он делает, грамотно ли планирует занятие, как общается и вовлекает детей, помогает им развиваться и пр.
Педагогическое наблюдение успешно применяется в рабочем процессе, а также при выполнении научно-исследовательских работ, для проверки различных гипотез и совершенствования педагогической деятельности.