Настоящая программа кружка «Профессиональное самоопределение» для учащихся 9 класса

Сектор дополнительного образования имеет ряд функций, одна из которых – профориентационная. В ее задачи входит формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, а также содействие определению жизненных планов ученика, включая предпрофессиональную ориентацию. О том, насколько актуально это направление для современных подростков, что включают в себя соответствующие программы дополнительного образования и на какие ресурсы можно опираться в профориентационной деятельности рассмотрим в данной статье.

В.О. Герасимов,
педагог дополнительного образования
Центр социальных компетенций и управления
ГБПОУ «Воробьевы горы»

Система высшего образования в нашей стране предоставляет абитуриентам большой выбор специальностей. Очень часто решающую роль в этом выборе играют различные внешние факторы, такие как проходной балл, финансовое положение семьи, популярность определенной сферы деятельности и др. Довольно часто школьники поступают в вузы не ради освоения будущей профессии, а для получения высшего образования как такового. Все это приводит к довольно печальной статистике. По некоторым данным около 50% выпускников высших учебных заведений не работают по специальности.

Настоящая программа кружка «Профессиональное самоопределение» для учащихся 9 класса

Как избежать траты многих лет на бесполезное обучение? Ответ очевиден – подходить к вопросу выбора специальности осознанно и получать образование в том направлении, в котором будет интересно строить карьеру. И тут возникает ряд проблем, связанных с непониманием собственных интересов и отсутствием карьерных планов. Довольно часто социальная среда, в которой развивается подросток, не обеспечивает формирования образа будущего, опираясь на который можно совершать выбор профессионального направления.

Возникает вопрос, а что же делать тем, чьи таланты были менее выражены и остались незамеченными? Начать уделять внимание самоанализу, а еще лучше воспользоваться различными профориентационными программами, реализуемыми в рамках дополнительного образования.

Профессиональная ориентация школьников в условиях учреждений дополнительного образования включает в себя следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее.

Информационно-просветительское направление. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать осознанный и осмысленный выбор.

Диагностическое направление – использование различных сборников тестов и анкет, направленных на выявление интересов обучающихся.

Консультационное направление, в рамках которого предусмотрено знакомство с материалами по интересующей профессии: профессиограммы, данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда.

Обучающее направление – реализация образовательной программы, ведение непосредственной образовательной деятельности со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности.

На этапе знакомства с профессиями вспомогательными инструментами для педагога дополнительного образования могут выступать интернет-ресурсы. Один из которых – «Атлас новых профессий», позиционирующий себя как альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет, который включает в себя:

  • Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективах в быстрорастущих и новых отраслях российской экономики;
  • Универсальные навыки и умения, дающие конкурентные преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро адаптироваться в высококонкурентной среде;
  • Рекомендации по выбору вузов, дающих базовую подготовку специалистам профессий будущего;
  • Перечень российских компаний, готовых к внедрению новых технологий и определяющих спрос на новые компетенции и навыки;
  • «Профессии-пенсионеры», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2025 году, как не соответствующие потребностям лидеров развивающихся высокотехнологичных секторов экономики.

Еще одним вспомогательным ресурсом может служить портал «Профилум», который наряду со сборником актуальных на сегодняшний день профессий включает в себя каталог центров дополнительного образования и профориентационный тест, на основе которого даются рекомендации по составлению образовательного маршрута. Также на сайте можно подобрать необходимую программу, задав интересующие параметры: возраст, удалённость от дома, стоимость программ, направление, категория (государственные либо коммерческие заведения). Отдельно можно посмотреть учебные заведения с отметкой «Проверено Профилум» – это центры, отобранные сервисом и проверенные на актуальность и интерес детей и родителей.

Одновременно с исследованием перспектив рынка труда, ученику, осваивавшему программу профориентационной направленности, необходимо осуществлять тщательный самоанализ, в ходе которого могут быть задействованы различные опросники и тесты. Один из возможных алгоритмов самопознания выглядит следующим образом:

  • Перечень имеющихся ресурсов, куда входят грамоты, дипломы, сертификаты, опыт работы.
  • Задатки, врожденные качества характера, таланты, дарования. Все то, чем обладает ученик с рождения.
  • Способности, навыки и умения, которые развиваются в процессе жизнедеятельности и в идеале должны быть обеспечены врожденными задатками.
  • Предпочтения, склонности и интересы. На этом этапе необходимо быть крайне внимательным по отношению к себе, дабы не поддаваться на растиражированные в кругу общения эталоны моды и престижа.
  • Желаемый образ будущего, который должен основываться на предыдущих этапах, а также на имеющихся знаниях о перспективах рынка труда.
Заключение

Процесс профориентации – это многоэтапное исследование, происходящее одновременно по двум направлениям. Первое – исследование себя, самопознание. Оно осуществляется посредством разнообразных методик, которые в достаточном объеме представлены в различных методических пособиях по профориентации. Второе – исследование различных видов и сфер трудовой деятельности, процесс преобразования которых происходит со все увеличивающейся скоростью, что обязывает педагога дополнительного образования в сфере профориентации держать руку на пульсе и вести постоянный мониторинг за глобальными процессами развития нашего общества.

  • http://geum.ru/next/art-261492.php
  • http://atlas100.ru
  • https://profilum.ru

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОРШАНСКАЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Программа по профориентации

«Я выбираю будущее»

Для детей 7-16 лет

Срок реализации 1 год

Профессиональное самоопределение – событие, которое затрагивает все сферы жизни и часто в корне меняет все её течение. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.

Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднего специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах

Существующие проблемы в вопросах занятости молодёжи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в  регионе. Традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места, сегодня себя не оправдывают.

Предлагаемая программа профориентации помогает подростку сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения.

Программа рассчитана на:

учащихся 7-16 лет

Основные направления реализации системы программных мероприятий

Профпросвещение – педагогов, родителей, воспитанников через внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе-интернате.

Программ разработана на основании:

Концепция Модернизации российского образования

Конвенция о правах ребенка

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующую формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждого воспитанника и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.

Развитие нормативно-правовой базы.

Совершенствование научно-методического, информационного обеспечения системы профориентации воспитанников щколы-интерната.

Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования и школы-интерната по вопросам профессионального самоопределения воспитанников.

Формирование единого информационного пространства по профориентации.

Создание системы профориентации воспитанников через внеурочную деятельность.

Обеспечение профпросвещения ,профдиагностики, профконсультаций воспитанников.

Формирование  у воспитанников знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, в т.ч. современных, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки

Этапы реализации программы:

I этап: проектный

Цель: подготовка условий профориентационной работы

1. Изучить нормативную базу.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический: сентябрь2017 – май 2018

Цель: реализация программы по профориентации.

1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы

2. Обогащать содержание профпросвещения.

4. Разработать методические рекомендации по профориентации.

5.Расширять и укреплять связи и отношения школы- интерната с учреждениями города.

6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.

III этап: аналитический – июнь-август 2018 г.

Цель: анализ итогов реализации программы.

1. Обобщить результаты работы школы-интерната.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

1. Повысить мотивацию воспитанников к труду.

2. Оказать адресную психологическую помощь воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии

3.Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда

4.Сориентировать воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях

Администрация города Кургана

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина»

ШКОЛЬНОГО КЛУБА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «ВЫБОР»

Автор программы: Шарандина Валентина Владимировна, учитель истории и

обществознания Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения города Кургана

А.А. Шараборина» высшей квалификационной категории

Рецензент: Белослудцева Елена Анатольевна, учитель истории и

Рассмотрено на заседании УМО учителей гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от 24.08.2017 г.

Руководитель УМО __________________________________ В.В. Шарандина

Согласовано с заместителем директора по УВР

Заместитель директора по УВР _________________________ Е.А. Белослудцева

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 9 от 25.08.2017 г.

Утверждено: Приказ № 50 от 29.08.2017 г.

Директор МБОУ «СОШ № 53» ____________________________Л.В. Фисун

Уровни образования:  дополнительное образование детей.

Класс(ы):  9 класс, 10 класс, 11 класс.

Краткое описание программы:

Программа дополнительного образования, которая позволит учителю, классному руководителю, руководителю кружка сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду – извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах, подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников – социально-значимый раздел обучения.

Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.

Успех профориентационной работы  во многом зависит от умения педагога связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.

2. Цели программы.

Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями.

Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе является формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора.

3. Задачи программы.

Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.

Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего поселка, его развития и благополучия.

Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития района и нашего поселка, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего района и поселка.

Развитие потребности в трудовой деятельности, саморазвитии и самореализации.

Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

Формирование навыков коммуникативной и управленческой  деятельности в процессе коллективной работы. Развитие самостоятельности, ответственности в принятии решений.

4. Особенности программы.

Пропедевтика программы профориентационной работы проводится в начальной и средней школе. На первой ступени обучения профориентационная работа со школьниками ведется на уровне профинформации. Ее можно интегрировать практически во все учебные дисциплины начальной школы. Основным направлением в работе по ранней профориентации школьников остается своевременное, на всём протяжении учёбы, расширение кругозора и интересов ребёнка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.

Программа  даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

Программа  является составной частью целевой программы по профориентации МБОУ «СОШ № 53», является значимым элементом внеклассной работы в рамках профориентационной и предпрофильной подготовки учащихся.

5. Место предмета в базисном учебном плане.

Программа  клуба «Выбор» рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю).

6. Принципы и подходы, лежащие в основе программы.

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий. Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации. Социальными партнерами школы выступают: предприятия, библиотеки, музеи города Кургана.

7. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

правила выбора профессии; определение профессии и профессиональной деятельности;

понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;

значение творческого потенциала человека, для его карьеры;

требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;

возможности получения образования по избранному профилю;

перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения;

использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

8. Критерии и показатели усвоения материала.

сформированность представления о мире профессий;

знание и значение каждого из предприятий находящихся на территории города, знание основных направлений производств города, особенностей технологий; знание о возможностях получения специального профессионального образования в районе.

участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

участие в проектах краеведческой и профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в городе;

изучение путей овладения избранными профессиями.

сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;

готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;

определение профессиональных планов и намерений учащихся;

развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов; знание функций и задач городского центра занятости.

9. Формы контроля.

Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;  презентации проектов учащихся; фоторепортажи учащихся; деловые игры; анкетирование, посещение библиотек, музеев и предприятий города, встречи с людьми различных профессий.

Методы выявления результатов:

1. Результаты участия школьников в научно-практических ученических конференциях, исследовательских проектах, играх, праздниках; написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия», и др.; контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.

10. Тематическое планирование.

№Тема занятияКол-во часов

1-2Вводное занятие. Многообразие мира профессий.2

3-4Я и выбор профессии.2

5«Встреча с интересными людьми» (посещение музея города).1

6«Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Ц.Банка РФ)1

7-8Социальные проблемы труда.2

9«Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Биржи труда)1

10«Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города).1

13«Встреча с интересными людьми» (посещение музея города).1

16«Встреча с интересными людьми» (занятие с специалистом ГосКомСтата).1

17-18Мотивы выбора профессии.2

19«Встреча с интересными людьми» (занятие с представителями ВУЗов).1

20-21Здоровье и выбор профессии.2

22«Встреча с интересными людьми» (занятие с медработником школы).1

23-24Типы темперамента и выбор профессии.2

25«Встреча с интересными людьми» (занятие со школьным психологом).1

26-27Современный рынок труда и его требования к профессионалу.2

28«Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города).1

29-30Профессиональная перспектива. Составление резюме.2

31«Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Биржи труда)1

32-33Собеседование. Правила и нормы поведения.2

34«Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города).1

35-36Социально – экономические условия современной России.2

37«Встреча с интересными людьми» («День открытых дверей ВУЗа»).1

38-39Основы экономических знаний.2

40«Встреча с интересными людьми» («День открытых дверей ВУЗа»).1

41«Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города).1

42-43Рынок образовательных услуг.2

44«Встреча с интересными людьми» («День открытых дверей ВУЗа»).1

45-46Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних.2

47«Встреча с интересными людьми» (посещение музея города).1

48-49Основы технологической культуры.2

50«Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Ц.Банка РФ)1

51«Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города).1

52-53Личный профессиональный план.2

54-55«Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города).2

56-57Готовность к выбору профиля, профессии.2

58«Встреча с интересными людьми» (посещение музея города).1

59-60«Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города).2

61-66Подготовка и защита профориентационных проектов. 6

11. Содержание программы.

1-2. Вводное занятие. Многообразие мира профессий (2 часа).

Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник).

3-4. Я и выбор профессии (2 часа).

Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.

Развивающие процедуры: методика «Произвольное самоописание».

Диагностические методики: «Кто я?».

5. «Встреча с интересными людьми» (посещение музея города) (1 час).

Профориентационная экскурсия о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выборе профессионального пути.

Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам.

6. «Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Центрального Банка РФ) (1 час).

Урок финансовой грамотности для школьников 9-11 классов.

Развивающие процедуры: Знания о доходах и расходах семьи, личном финансовом планировании, депозитах, кредитах, банковских картах и мобильном банкинге, способах защиты от мошенничества.

7-8. Социальные проблемы труда (2 часа).

Анализ  предприятий города: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости г. Кургана. Составление перечня требуемых профессий.

Развивающие процедуры: дискуссия «Какие профессии востребованы в нашем регионе?». Мониторинг рынка труда Курганской области.

9.  «Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Биржи труда – Центра Занятости населения) (1 час)

История создания службы занятости населения. Основные направления работы и профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к специалистам службы.

Развивающие процедуры: познавательный видеоролик «Кем стать?».

10.  «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (1 час)

Создание условий для развития и поддержки инициатив обучающихся, направленных на применение полученных общих и профессиональных компетенций при выстраивании профессиональных и карьерных траекторий.

11-12. Разделение труда (2 часа)

Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. Профессии и специальности. Квалификация.

13. «Встреча с интересными людьми» (посещение музея города) (1 час).

14-15. Классификации профессий (2 часа).

Диферринцированно-диагностический опросчик Климова. Цель: определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ».

Практическая работа: составление формул профессий.

16. «Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Государственного Комитета Статистики) (1 час)

Определение отношения к проблеме нехватки квалифицированных кадров в городе и помощи правильно выбрать дальнейший профессиональный путь, чтобы стать участниками развития экономики, промышленности и социальной инфраструктуры Зауралья.

Развивающие процедуры: Круглый стол «Вернусь после обучения работать в город или не вернусь ни за что».

17-18. Мотивы выбора профессии (2 часа)

Секреты выбора профессии («хочу» – «могу» – «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.

19. «Встреча с интересными людьми» (занятие с представителями ВУЗов)

Допрофессиональная подготовка учащихся с целью создания образовательного пространства, способствующего самоопределению детей через организацию дополнительных занятий по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.

20-21. Здоровье и выбор профессии (2 часа)

Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.

Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.

22. «Встреча с интересными людьми» (занятие с медработником школы) (1 час).

Зависимость профессии от состояния здоровья: как она повлияет на здоровье; не вызовет ли обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых? Подробно о медицинских противопоказаниях к работе и производственному обучению подростков.

23-24. Типы темперамента и выбор профессии (2 часа).

Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии. Значение и влияние темперамента на  выбор профессии.

25. «Встреча с интересными людьми» (занятие со школьным психологом) (1 час).

Тренинг-занятие «Темперамент и выбор профессии».

26-27. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (2 часа).

Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки – предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.

Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.

28.  «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (1 час)

29-30. Профессиональная перспектива. Составление резюме (2 часа).

Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.

Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо информационных технологий)).

31.  «Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Биржи труда – Центра Занятости населения) (1 час)

Основные направления работы и профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к высококвалифицированным специалистам.

Развивающие процедуры: познавательный видеоролик «Трудовые вакансии».

32-33. Собеседование. Правила и нормы поведения (2 час).

Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет.

Развивающие процедуры: игра «Руководитель» (демократичный, авторитарный).

34.  «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (1 час)

35-36. Социально – экономические условия современной России (2 часа).

Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.

Практическая работа: сочинение «Если бы я был мэром» (интеграция с уроками русского языка «Написание сочинений на заданную тему»).

37. «Встреча с интересными людьми» («День открытых дверей ВУЗа») (1 час).

Уникальная возможность и хороший способ для школьников, родителей и педагогов познакомиться с учебным заведением. В свою очередь, для ВУЗа это возможность продемонстрировать свои учебные и производственные достижения, показать лучшие наработки, познакомить с условиями обучения и поступления.

38-39. Основы экономических знаний. (2 часа).

Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи.

Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах.

Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.

Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие».

40. «Встреча с интересными людьми» («День открытых дверей ВУЗа») (1 час).

41.  «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (1 час)

42-43. Рынок образовательных услуг. (2 часа).

Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.

Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» (интеграция с уроками русского языка «Написание сочинений на заданную тему»).

Развивающие процедуры: анализ рынка образовательных услуг Курганской области.

44. «Встреча с интересными людьми» («День открытых дверей ВУЗа») (1 час).

45-46. Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних (2 часа).

Знакомство с Трудовым кодексом РФ.

Развивающие процедуры: ролевая игра «Трудоустройство на лето».

47. «Встреча с интересными людьми» (посещение музея города) (1 час).

48-49. Основы технологической культуры (2 часа).

Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека. Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.

Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека. Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.

Развивающие процедуры: ролевая игра «Продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций.

50. «Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Центрального Банка РФ) (1 час).

51.  «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (1 час)

52-53. Личный профессиональный план (2 часа).

Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.

Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана.

54-55.  «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (2 часа)

56-57. Готовность к выбору профиля, профессии (2 часа).

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора».

58. «Встреча с интересными людьми» (посещение музея города) (1 час).

Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями.

59-60.  «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (2 часа)

61-66. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) (6 часов).

Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов (презентация профессии (интеграция с темой «POWER POINT» информатики (либо информационных технологий) составление развернутой профессиограммы и технологической карты).

67-68. Резерв времени (2 часа.)

12. Список литературы.

Климов, Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6

Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2007.

Постановление Правительства РФ «О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения». Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.

Технология. Профессиональный успех. Учебник для 10-11 классов под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение, 2007.

Технология. Учебник для 10-х кл. под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *