Сектор дополнительного образования имеет ряд функций, одна из которых – профориентационная. В ее задачи входит формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, а также содействие определению жизненных планов ученика, включая предпрофессиональную ориентацию. О том, насколько актуально это направление для современных подростков, что включают в себя соответствующие программы дополнительного образования и на какие ресурсы можно опираться в профориентационной деятельности рассмотрим в данной статье.
В.О. Герасимов,
педагог дополнительного образования
Центр социальных компетенций и управления
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Система высшего образования в нашей стране предоставляет абитуриентам большой выбор специальностей. Очень часто решающую роль в этом выборе играют различные внешние факторы, такие как проходной балл, финансовое положение семьи, популярность определенной сферы деятельности и др. Довольно часто школьники поступают в вузы не ради освоения будущей профессии, а для получения высшего образования как такового. Все это приводит к довольно печальной статистике. По некоторым данным около 50% выпускников высших учебных заведений не работают по специальности.
Как избежать траты многих лет на бесполезное обучение? Ответ очевиден – подходить к вопросу выбора специальности осознанно и получать образование в том направлении, в котором будет интересно строить карьеру. И тут возникает ряд проблем, связанных с непониманием собственных интересов и отсутствием карьерных планов. Довольно часто социальная среда, в которой развивается подросток, не обеспечивает формирования образа будущего, опираясь на который можно совершать выбор профессионального направления.
Возникает вопрос, а что же делать тем, чьи таланты были менее выражены и остались незамеченными? Начать уделять внимание самоанализу, а еще лучше воспользоваться различными профориентационными программами, реализуемыми в рамках дополнительного образования.
Профессиональная ориентация школьников в условиях учреждений дополнительного образования включает в себя следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее.
Информационно-просветительское направление. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать осознанный и осмысленный выбор.
Диагностическое направление – использование различных сборников тестов и анкет, направленных на выявление интересов обучающихся.
Консультационное направление, в рамках которого предусмотрено знакомство с материалами по интересующей профессии: профессиограммы, данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда.
Обучающее направление – реализация образовательной программы, ведение непосредственной образовательной деятельности со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности.
На этапе знакомства с профессиями вспомогательными инструментами для педагога дополнительного образования могут выступать интернет-ресурсы. Один из которых – «Атлас новых профессий», позиционирующий себя как альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет, который включает в себя:
- Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективах в быстрорастущих и новых отраслях российской экономики;
- Универсальные навыки и умения, дающие конкурентные преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро адаптироваться в высококонкурентной среде;
- Рекомендации по выбору вузов, дающих базовую подготовку специалистам профессий будущего;
- Перечень российских компаний, готовых к внедрению новых технологий и определяющих спрос на новые компетенции и навыки;
- «Профессии-пенсионеры», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2025 году, как не соответствующие потребностям лидеров развивающихся высокотехнологичных секторов экономики.
Еще одним вспомогательным ресурсом может служить портал «Профилум», который наряду со сборником актуальных на сегодняшний день профессий включает в себя каталог центров дополнительного образования и профориентационный тест, на основе которого даются рекомендации по составлению образовательного маршрута. Также на сайте можно подобрать необходимую программу, задав интересующие параметры: возраст, удалённость от дома, стоимость программ, направление, категория (государственные либо коммерческие заведения). Отдельно можно посмотреть учебные заведения с отметкой «Проверено Профилум» – это центры, отобранные сервисом и проверенные на актуальность и интерес детей и родителей.
Одновременно с исследованием перспектив рынка труда, ученику, осваивавшему программу профориентационной направленности, необходимо осуществлять тщательный самоанализ, в ходе которого могут быть задействованы различные опросники и тесты. Один из возможных алгоритмов самопознания выглядит следующим образом:
- Перечень имеющихся ресурсов, куда входят грамоты, дипломы, сертификаты, опыт работы.
- Задатки, врожденные качества характера, таланты, дарования. Все то, чем обладает ученик с рождения.
- Способности, навыки и умения, которые развиваются в процессе жизнедеятельности и в идеале должны быть обеспечены врожденными задатками.
- Предпочтения, склонности и интересы. На этом этапе необходимо быть крайне внимательным по отношению к себе, дабы не поддаваться на растиражированные в кругу общения эталоны моды и престижа.
- Желаемый образ будущего, который должен основываться на предыдущих этапах, а также на имеющихся знаниях о перспективах рынка труда.
Заключение
Процесс профориентации – это многоэтапное исследование, происходящее одновременно по двум направлениям. Первое – исследование себя, самопознание. Оно осуществляется посредством разнообразных методик, которые в достаточном объеме представлены в различных методических пособиях по профориентации. Второе – исследование различных видов и сфер трудовой деятельности, процесс преобразования которых происходит со все увеличивающейся скоростью, что обязывает педагога дополнительного образования в сфере профориентации держать руку на пульсе и вести постоянный мониторинг за глобальными процессами развития нашего общества.
- http://geum.ru/next/art-261492.php
- http://atlas100.ru
- https://profilum.ru
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОРШАНСКАЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Программа по профориентации
«Я выбираю будущее»
Для детей 7-16 лет
Срок реализации 1 год
Профессиональное самоопределение – событие, которое затрагивает все сферы жизни и часто в корне меняет все её течение. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднего специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах
Существующие проблемы в вопросах занятости молодёжи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в регионе. Традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места, сегодня себя не оправдывают.
Предлагаемая программа профориентации помогает подростку сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения.
Программа рассчитана на:
учащихся 7-16 лет
Основные направления реализации системы программных мероприятий
Профпросвещение – педагогов, родителей, воспитанников через внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе-интернате.
Программ разработана на основании:
Концепция Модернизации российского образования
Конвенция о правах ребенка
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующую формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждого воспитанника и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.
Развитие нормативно-правовой базы.
Совершенствование научно-методического, информационного обеспечения системы профориентации воспитанников щколы-интерната.
Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования и школы-интерната по вопросам профессионального самоопределения воспитанников.
Формирование единого информационного пространства по профориентации.
Создание системы профориентации воспитанников через внеурочную деятельность.
Обеспечение профпросвещения ,профдиагностики, профконсультаций воспитанников.
Формирование у воспитанников знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, в т.ч. современных, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки
Этапы реализации программы:
I этап: проектный
Цель: подготовка условий профориентационной работы
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический: сентябрь2017 – май 2018
Цель: реализация программы по профориентации.
1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
2. Обогащать содержание профпросвещения.
4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
5.Расширять и укреплять связи и отношения школы- интерната с учреждениями города.
6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.
III этап: аналитический – июнь-август 2018 г.
Цель: анализ итогов реализации программы.
1. Обобщить результаты работы школы-интерната.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
1. Повысить мотивацию воспитанников к труду.
2. Оказать адресную психологическую помощь воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии
3.Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда
4.Сориентировать воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях
Администрация города Кургана
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина»
ШКОЛЬНОГО КЛУБА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «ВЫБОР»
Автор программы: Шарандина Валентина Владимировна, учитель истории и
обществознания Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения города Кургана
А.А. Шараборина» высшей квалификационной категории
Рецензент: Белослудцева Елена Анатольевна, учитель истории и
Рассмотрено на заседании УМО учителей гуманитарных дисциплин
Протокол № 1 от 24.08.2017 г.
Руководитель УМО __________________________________ В.В. Шарандина
Согласовано с заместителем директора по УВР
Заместитель директора по УВР _________________________ Е.А. Белослудцева
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 9 от 25.08.2017 г.
Утверждено: Приказ № 50 от 29.08.2017 г.
Директор МБОУ «СОШ № 53» ____________________________Л.В. Фисун
Уровни образования: дополнительное образование детей.
Класс(ы): 9 класс, 10 класс, 11 класс.
Краткое описание программы:
Программа дополнительного образования, которая позволит учителю, классному руководителю, руководителю кружка сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Проблема подготовки подрастающих поколений к труду – извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах, подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников – социально-значимый раздел обучения.
Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.
Успех профориентационной работы во многом зависит от умения педагога связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.
2. Цели программы.
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями.
Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе является формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора.
3. Задачи программы.
Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего поселка, его развития и благополучия.
Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития района и нашего поселка, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего района и поселка.
Развитие потребности в трудовой деятельности, саморазвитии и самореализации.
Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы. Развитие самостоятельности, ответственности в принятии решений.
4. Особенности программы.
Пропедевтика программы профориентационной работы проводится в начальной и средней школе. На первой ступени обучения профориентационная работа со школьниками ведется на уровне профинформации. Ее можно интегрировать практически во все учебные дисциплины начальной школы. Основным направлением в работе по ранней профориентации школьников остается своевременное, на всём протяжении учёбы, расширение кругозора и интересов ребёнка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.
Программа даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.
Программа является составной частью целевой программы по профориентации МБОУ «СОШ № 53», является значимым элементом внеклассной работы в рамках профориентационной и предпрофильной подготовки учащихся.
5. Место предмета в базисном учебном плане.
Программа клуба «Выбор» рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю).
6. Принципы и подходы, лежащие в основе программы.
Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий. Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации. Социальными партнерами школы выступают: предприятия, библиотеки, музеи города Кургана.
7. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
правила выбора профессии; определение профессии и профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
значение творческого потенциала человека, для его карьеры;
требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
возможности получения образования по избранному профилю;
перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
Учащиеся должны уметь:
находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
8. Критерии и показатели усвоения материала.
сформированность представления о мире профессий;
знание и значение каждого из предприятий находящихся на территории города, знание основных направлений производств города, особенностей технологий; знание о возможностях получения специального профессионального образования в районе.
участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
участие в проектах краеведческой и профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в городе;
изучение путей овладения избранными профессиями.
сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
определение профессиональных планов и намерений учащихся;
развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов; знание функций и задач городского центра занятости.
9. Формы контроля.
Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля; презентации проектов учащихся; фоторепортажи учащихся; деловые игры; анкетирование, посещение библиотек, музеев и предприятий города, встречи с людьми различных профессий.
Методы выявления результатов:
1. Результаты участия школьников в научно-практических ученических конференциях, исследовательских проектах, играх, праздниках; написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия», и др.; контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.
10. Тематическое планирование.
№Тема занятияКол-во часов
1-2Вводное занятие. Многообразие мира профессий.2
3-4Я и выбор профессии.2
5«Встреча с интересными людьми» (посещение музея города).1
6«Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Ц.Банка РФ)1
7-8Социальные проблемы труда.2
9«Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Биржи труда)1
10«Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города).1
13«Встреча с интересными людьми» (посещение музея города).1
16«Встреча с интересными людьми» (занятие с специалистом ГосКомСтата).1
17-18Мотивы выбора профессии.2
19«Встреча с интересными людьми» (занятие с представителями ВУЗов).1
20-21Здоровье и выбор профессии.2
22«Встреча с интересными людьми» (занятие с медработником школы).1
23-24Типы темперамента и выбор профессии.2
25«Встреча с интересными людьми» (занятие со школьным психологом).1
26-27Современный рынок труда и его требования к профессионалу.2
28«Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города).1
29-30Профессиональная перспектива. Составление резюме.2
31«Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Биржи труда)1
32-33Собеседование. Правила и нормы поведения.2
34«Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города).1
35-36Социально – экономические условия современной России.2
37«Встреча с интересными людьми» («День открытых дверей ВУЗа»).1
38-39Основы экономических знаний.2
40«Встреча с интересными людьми» («День открытых дверей ВУЗа»).1
41«Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города).1
42-43Рынок образовательных услуг.2
44«Встреча с интересными людьми» («День открытых дверей ВУЗа»).1
45-46Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних.2
47«Встреча с интересными людьми» (посещение музея города).1
48-49Основы технологической культуры.2
50«Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Ц.Банка РФ)1
51«Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города).1
52-53Личный профессиональный план.2
54-55«Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города).2
56-57Готовность к выбору профиля, профессии.2
58«Встреча с интересными людьми» (посещение музея города).1
59-60«Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города).2
61-66Подготовка и защита профориентационных проектов. 6
11. Содержание программы.
1-2. Вводное занятие. Многообразие мира профессий (2 часа).
Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник).
3-4. Я и выбор профессии (2 часа).
Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.
Развивающие процедуры: методика «Произвольное самоописание».
Диагностические методики: «Кто я?».
5. «Встреча с интересными людьми» (посещение музея города) (1 час).
Профориентационная экскурсия о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выборе профессионального пути.
Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам.
6. «Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Центрального Банка РФ) (1 час).
Урок финансовой грамотности для школьников 9-11 классов.
Развивающие процедуры: Знания о доходах и расходах семьи, личном финансовом планировании, депозитах, кредитах, банковских картах и мобильном банкинге, способах защиты от мошенничества.
7-8. Социальные проблемы труда (2 часа).
Анализ предприятий города: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости г. Кургана. Составление перечня требуемых профессий.
Развивающие процедуры: дискуссия «Какие профессии востребованы в нашем регионе?». Мониторинг рынка труда Курганской области.
9. «Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Биржи труда – Центра Занятости населения) (1 час)
История создания службы занятости населения. Основные направления работы и профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к специалистам службы.
Развивающие процедуры: познавательный видеоролик «Кем стать?».
10. «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (1 час)
Создание условий для развития и поддержки инициатив обучающихся, направленных на применение полученных общих и профессиональных компетенций при выстраивании профессиональных и карьерных траекторий.
11-12. Разделение труда (2 часа)
Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. Профессии и специальности. Квалификация.
13. «Встреча с интересными людьми» (посещение музея города) (1 час).
14-15. Классификации профессий (2 часа).
Диферринцированно-диагностический опросчик Климова. Цель: определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ».
Практическая работа: составление формул профессий.
16. «Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Государственного Комитета Статистики) (1 час)
Определение отношения к проблеме нехватки квалифицированных кадров в городе и помощи правильно выбрать дальнейший профессиональный путь, чтобы стать участниками развития экономики, промышленности и социальной инфраструктуры Зауралья.
Развивающие процедуры: Круглый стол «Вернусь после обучения работать в город или не вернусь ни за что».
17-18. Мотивы выбора профессии (2 часа)
Секреты выбора профессии («хочу» – «могу» – «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.
19. «Встреча с интересными людьми» (занятие с представителями ВУЗов)
Допрофессиональная подготовка учащихся с целью создания образовательного пространства, способствующего самоопределению детей через организацию дополнительных занятий по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.
20-21. Здоровье и выбор профессии (2 часа)
Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
22. «Встреча с интересными людьми» (занятие с медработником школы) (1 час).
Зависимость профессии от состояния здоровья: как она повлияет на здоровье; не вызовет ли обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых? Подробно о медицинских противопоказаниях к работе и производственному обучению подростков.
23-24. Типы темперамента и выбор профессии (2 часа).
Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии. Значение и влияние темперамента на выбор профессии.
25. «Встреча с интересными людьми» (занятие со школьным психологом) (1 час).
Тренинг-занятие «Темперамент и выбор профессии».
26-27. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (2 часа).
Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки – предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.
Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.
28. «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (1 час)
29-30. Профессиональная перспектива. Составление резюме (2 часа).
Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.
Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо информационных технологий)).
31. «Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Биржи труда – Центра Занятости населения) (1 час)
Основные направления работы и профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к высококвалифицированным специалистам.
Развивающие процедуры: познавательный видеоролик «Трудовые вакансии».
32-33. Собеседование. Правила и нормы поведения (2 час).
Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет.
Развивающие процедуры: игра «Руководитель» (демократичный, авторитарный).
34. «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (1 час)
35-36. Социально – экономические условия современной России (2 часа).
Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.
Практическая работа: сочинение «Если бы я был мэром» (интеграция с уроками русского языка «Написание сочинений на заданную тему»).
37. «Встреча с интересными людьми» («День открытых дверей ВУЗа») (1 час).
Уникальная возможность и хороший способ для школьников, родителей и педагогов познакомиться с учебным заведением. В свою очередь, для ВУЗа это возможность продемонстрировать свои учебные и производственные достижения, показать лучшие наработки, познакомить с условиями обучения и поступления.
38-39. Основы экономических знаний. (2 часа).
Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи.
Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах.
Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.
Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие».
40. «Встреча с интересными людьми» («День открытых дверей ВУЗа») (1 час).
41. «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (1 час)
42-43. Рынок образовательных услуг. (2 часа).
Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.
Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» (интеграция с уроками русского языка «Написание сочинений на заданную тему»).
Развивающие процедуры: анализ рынка образовательных услуг Курганской области.
44. «Встреча с интересными людьми» («День открытых дверей ВУЗа») (1 час).
45-46. Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних (2 часа).
Знакомство с Трудовым кодексом РФ.
Развивающие процедуры: ролевая игра «Трудоустройство на лето».
47. «Встреча с интересными людьми» (посещение музея города) (1 час).
48-49. Основы технологической культуры (2 часа).
Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека. Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.
Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека. Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.
Развивающие процедуры: ролевая игра «Продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций.
50. «Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Центрального Банка РФ) (1 час).
51. «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (1 час)
52-53. Личный профессиональный план (2 часа).
Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.
Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана.
54-55. «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (2 часа)
56-57. Готовность к выбору профиля, профессии (2 часа).
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора».
58. «Встреча с интересными людьми» (посещение музея города) (1 час).
Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями.
59-60. «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (2 часа)
61-66. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) (6 часов).
Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов (презентация профессии (интеграция с темой «POWER POINT» информатики (либо информационных технологий) составление развернутой профессиограммы и технологической карты).
67-68. Резерв времени (2 часа.)
12. Список литературы.
Климов, Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2007.
Постановление Правительства РФ «О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения». Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.
Технология. Профессиональный успех. Учебник для 10-11 классов под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение, 2007.
Технология. Учебник для 10-х кл. под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2007.