Научные статьи дополнительное профессиональное образование

Яшин С.Н.

Иванова О.Е.

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Приволжский институт повышения квалификации ФНС России (Приволжский ИПК ФНС России)

В статье определяется роль дополнительного профессионального образования в урегулировании спроса и предложения на рынке труда в условиях стремительных инновационных процессов в экономике. Внедрение цифровых технологий в бизнесе и сфере управления приводит к тому, что работодатели нуждаются в более высококвалифицированных кадрах, поэтому предъявляют новые требования к навыкам и компетенциям специалистов, которым последние зачастую не соответствуют. Для удовлетворения такого спроса специалисты должны на постоянной основе повышать свою квалификацию, или даже менять сферу профессиональной деятельности, чему в большей степени способствует развитая система дополнительного профессионального образования. Авторы в статье проанализировали нормативное регулирование данной отрасли социально-экономической сферы в нашей стране (нормативные аспекты, виды дополнительного профессионального образования), раскрыли понятие непрерывного обучения человека в течение всей жизни. Кроме этого в работе исследованы статистические данные, характеризующие динамику охвата трудоспособных россиян программами дополнительного профессионального образования в период 2019 – 2020 годы, которые показали, что в России доля населения, участвующего в таких образовательных программах, значительно ниже, чем в развитых западных странах.

дополнительное профессиональное образование

4. Татарикова А.А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299. С. 144-149.

Цифровые технологии все глубже внедряются во все сферы жизнедеятельности человека, что не только приводит к позитивным социально – экономическим сдвигам (повышение производительности труда, рост благосостояния), но имеет и негативные последствия, которые заключаются в исчезновении традиционных рынков и замене некоторых профессий роботизированными системами. Активные инновационные процессы в производственной и управленческой сферах вызывают изменение типов профессиональной деятельности и требований к компетенциям и навыкам специалистов.

В условиях стремительного устаревания старых знаний и появления новых главной ценностью человека становится стремление обучаться всю жизнь. С конца 60-х годов прошлого столетия во всем мире получила распространение концепция непрерывного образования, которая определяется как процесс роста образовательного потенциала человека на протяжении всей жизни с помощью системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества.

Степень вовлеченности взрослого населения страны в непрерывное образование считается одним из индикаторов развития человеческого капитала. Система дополнительного профессионального образования позволяет решать задачи, связанные с вовлечением граждан в процесс непрерывного образования, следовательно, способствует росту благосостояния общества. В связи с этим одним из важных направлений государственной политики должно являться развитие системы дополнительного профессионального образования.

Цель работы состоит в изучении динамики внедрения цифровых технологий в российскую экономику в сравнении с зарубежными государствами. Кроме этого поставлена задача выявить негативные последствия цифровизации экономики, касающиеся возникновения структурных сдвигов на рынке труда.

Материалы и методы исследования

В ходе работы рассмотрена гипотеза о том, что сфера дополнительного профессионального образования позволит устранить данные сдвиги, поскольку позволяет специалистам получать новые знания и навыки, следовательно, быть конкурентоспособным на рынке труда. Также авторами проанализированы статистические данные, позволяющие оценить уровень вовлеченности работоспособных россиян в систему дополнительного профессионального образования. При проведении исследования использовались такие методы как изучение сведений, метод сравнительного и логического анализа, наблюдение, опрос.

Результаты исследования и их обсуждение

Оценить процессы цифровизации, происходящие в России позволяют данные, представленные Научным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (далее – НИУ ВСЭ) в статистическом сборнике «Цифровая экономика, 2021». В данном исследовании обобщены данные Минцифры России, Росстата, Банка России, Организации экономического сотрудничества и развития, Евростата, Международного союза электросвязи, Конференции ООН по торговле и развитию, Департамента экономического и социального развития ООН, Всемирной организации интеллектуальной собственности, базы данных Scopus, которые позволили сделать вывод об уровне цифровизации экономики России, в том числе, в сравнении с другими странами.

Доля организаций, использовавших цифровые технологии в 2017–2019 гг. к общему количеству организаций

Для оценки уровня цифровизации экономики Российской Федерации в международном масштабе обратимся к результатам исследования, проведенного Международной страховой компанией Euler Hermes. Специалисты данной организации в начале 2021 года составили рейтинг из 115 стран, оценив регуляторную среду для бизнеса, экосистему знаний, инфраструктуру, размер рынка, качество подключения к интернету. На первых трех местах в рейтинге расположились США, Германия и Дания, четвертое место у Китая, Россия – на 38 месте.

Активная цифровизация всех сфер экономики, а, следовательно, роботизация рабочих мест, приводит к трансформации рынка труда. В ноябре 2017 года международная консалтинговая компании McKinsey опубликовала отчет «Рабочие места потерянные и приобретенные: перемещение рабочей силы во эпоху автоматизации», согласно которому к 2030 году будут автоматизированы 14% рабочих мест на мировом рынке, что приведет к замене 400 млн работников роботами. В России данные показатели могут составить 16% или 10 млн человек, при этом под риск увольнения попадут работники возрастной категории 40 – 45 лет. В первую очередь, автоматизации будут подвергнуты «физические работы в предсказуемой среде» (например, приготовление еды в общепите), сбор и обработка данных, рабочие места, требующие применение физической силы.

В упомянутом отчете исследователи сообщают, что автоматизация будет также создавать новые рабочие места. При этом государство и бизнес должны предпринять ряд мер, направленных на удовлетворение изменяющихся требований рынка труда:

• совершенствование системы сбора и анализа статистических данных с целью отслеживания актуальных трендов технологических преобразований;

• создание перспективных отраслей экономики, способных предоставлять новые рабочие места;

• реформирование системы социальной поддержки граждан;

• развитие образовательных систем и увеличение инвестиций в профессиональную переподготовку.

Поскольку большое количество людей будут поставлены перед необходимостью изменения рода профессиональной деятельности и освоения новых навыков (по оценкам McKinsey, это потребуется 75 – 375 млн специалистов), возникает необходимость в развитии системы дополнительного профессионального образования.

Необходимо отметить, что рядовые граждане, наблюдая за происходящими глобальными процессами в экономике, реально оценивают свои перспективы, связанные с необходимостью смены профессии. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного международной консалтинговой группой “Ромир”, которые опубликованы в декабре 2021 на официальном сайте компании.

По мнению 40% опрошенных россиян, цифровизация оказывает негативное влияние на жизнь человека, и чаще всего такого мнения придерживаются люди, которые проживают в небольших городах (42% опрошенных), а также люди с незаконченным высшим образованием (48%).

В ходе исследования выявлены следующие негативные последствия цифровизации:

• утрата личных границ (37% от числа опрошенных)

• безработица, вызванная роботизацией (19%)

• снижение уровня образования (18%)

• сокращение живого общения (13%)

• снижение уровня культуры (11%).

Чаще других возможной безработицы опасаются специалисты со средним и неполным образованием (33%).

В 2020 – 2021 годах, когда повсеместно вводились ограничительные меры, связанные с распространением коронавирусной инфекции, процесс высвобождения людей, навыки которых не соответствуют требованиям рынка занятости, ускорился. Реалии требуют от таких специалистов либо обновления имеющихся навыков, либо профессиональной переквалификации. Данная задача решается в сфере дополнительного профессионального образования.

НИУ ВШЭ на основании официальных данных Росстата и Минобрнауки России проведен анализ показателей, характеризующих участие трудоустроенного населения в возрасте от 25 до 65 лет в обучении и образовании, в соответствии с результатами которого в 2019 году в Российской Федерации по программам дополнительного профессионального образования обучалось около 6,3 млн человек. Исследователями выявлено, что более высокий охват дополнительными образовательными программами наблюдается среди лиц с высшим образованием (рисунок).

Научные статьи дополнительное профессиональное образование

Распределение слушателей программ ДПО в зависимости от уровня исходного образования (в процентах от общего количества обучающихся) в 2017, 2019 гг.

Показатели деятельности в секторе дополнительного профессионального образования в 2019–2021 гг.

Представленные показатели свидетельствуют о том, что количество граждан, обучавшихся по программам дополнительного профессионального образования неуклонно растет: в 2021 году по сравнению с 2020 годом этот показатель увеличился на 4,5%, в свою очередь, темп его прироста в 2020 году по сравнению с 2019 годом составил 5,1%. Как видно из таблицы, подавляющее большинство слушателей относятся к тем категориям лиц, которые обязаны проходить повышение квалификации в соответствии с законодательно установленными нормативами. Одновременно с этим уровень вовлеченности населения в непрерывное образование в России (около 25 % трудоспособных граждан) значительно ниже, чем в развитых западных странах (порядка 40 %), поэтому государство должно разработать ряд мер, направленных на расширение сферы дополнительного профессионального образования.

Таким образом, в ходе проведенного исследования авторами подтверждена гипотеза о важной роли дополнительного профессионального образования в системе образовательной деятельности в связи с активизацией инновационных процессов в экономике и ускорением научно-технического прогресса, которые приводят к устареванию полученных знаний и стремительному увеличению новых. В настоящий момент под риском исчезновения оказались целые профессии, некоторые – существенно усложнились, при этом развиваются новые сферы деятельности, требующие наличия высококвалифицированных трудовых ресурсов, что приводит к перераспределению потребности в кадрах. В таких условиях именно на систему дополнительного профессионального образования возлагается задача по уравновешиванию спроса и предложения на рынке труда.

В Российской Федерации нормативная основа деятельности образовательных организаций в сфере дополнительного образования заложена Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ, при этом целями их деятельности является:

• повышение квалификации сотрудников с учетом требований работодателей

• удовлетворение потребностей работодателя в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров;

• обеспечение социальной защищенности и занятости специалистов.

Библиографическая ссылка

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом дополнительное профессиональное образование, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 8 за период c 2008 по 2018 год).

1. Зеленая Л.Г., Щербакова Н.А., Каменская М.В. О тенденциях развития дополнительного профессионального образования в условиях конкурентной среды // Креативная экономика. (№ 12 / 2018).  Проведен анализ социально-экономических отношений в системе непрерывного образования в конкурентной среде для деятельности образовательных организаций. В настоящих условиях именно дополнительное профессиональное образование дает возможность трансформируемой к условиям рынка труда системе непрерывного образования выработать механизм адекватного реагирования на его изменения. Дополнительное профессиональное образование позволяет образовательным организациям гибко функционировать и адекватно реагировать на рынке труда региона через управление созданием и организацией спроса на современные профессии и специальности, на базе профессиональных стандартов; построение и реализацию корпоративных и индивидуальных профессиональных образовательных траекторий.

Зеленая Л.Г., Щербакова Н.А., Каменская М.В. О тенденциях развития дополнительного профессионального образования в условиях конкурентной среды // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – № 12. – с. 2043-2054. – doi: 10.18334/ce.12.12.39686.

2. Саловарова Ю.Е. Исследование рынка по предоставлению дополнительного профессионального образования // Лидерство и менеджмент. (№ 1 / 2018).  В статье рассматривается вопрос развития рынка по предоставлению дополнительного профессионального образования. Определены причины и условия нынешней тенденции развития данного рынка образовательных услуг.

Саловарова Ю.Е. Исследование рынка по предоставлению дополнительного профессионального образования // Лидерство и менеджмент. – 2018. – Том 5. – № 1. – с. 37-42. – doi: 10.18334/lim.5.1.38896.

3. Авилкина С.В. Оценка эффективности затрат на дополнительное профессиональное образование персонала компании // Креативная экономика. (№ 12 / 2016).  В статье исследованы проблемы, возникающие при выявлении эффективности затрат на обучение или повышение квалификации персонала. Предложена математическая модель экономически эффективного обучения персонала, которая основана на выявлении оптимального сочетания затрат на обучение, эффективности обучения, численности обученного персонала. Подробно описана последовательность вычисления эффективности обучения персонала. Описанная модель дает инструментарий для количественного выражения эффективности обучения персонала организации. Реализация всех этапов позволит определить рациональность затрат на обучение, а также скорректировать способы обучения персонала компании.
Предложенный показатель «коэффициент эластичности эффективности обучения по затратам на обучение» дает возможность количественного сравнения эффективности обучения и затрат на обучение сотрудников при реализации образовательных программ разными способами.
Представленные в статье результаты исследований могут быть использованы экономистами, предпринимателями, специалистами и исследователями в области менеджмента, проектного управления.

Авилкина С.В. Оценка эффективности затрат на дополнительное профессиональное образование персонала компании // Креативная экономика. – 2016. – Том 10. – № 12. – с. 1399–1416. – doi: 10.18334/ce.10.12.37110.

4. Матюкин С.В. Классификация образовательных инноваций как инструмент управления развитием системы дополнительного профессионального образования // Креативная экономика. (№ 9 / 2010).  Автором обоснована необходимость управления развитием системы дополнительного профессионального образования современной России на основе образовательных инноваций. Предложена авторская классификация нововведений в системе дополнительного профессионального образования, основанная на определении их сущностных признаков. Рассмотрены возможности использования классификации в качестве важного управленческого инструмента принятия решений в управлении развитием системы дополнительного образования.

Матюкин С.В. Классификация образовательных инноваций как инструмент управления развитием системы дополнительного профессионального образования // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 9. – с. 69-74. – url: https://creativeconomy.ru/lib/4313.

5. Зарипова Н.Ш. Совершенсвование системы мониторинга, измерения в организациях дополнительного профессионального образования // Российское предпринимательство. (№ 6 / 2009).  В статье при использовании методики В.В. Ященко определен перечень ключевых характеристик качества процессов организации дополнительного профессионального образования (ДПО) и методы его измерения.

Зарипова Н.Ш. Совершенсвование системы мониторинга, измерения в организациях дополнительного профессионального образования // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 6. – с. 131-136. – url: https://creativeconomy.ru/lib/5235.

6. Ольшанский Ю.П. Принципы формирования стратегии в учреждениях дополнительного профессионального образования (ДПО) // Креативная экономика. (№ 10 / 2008).  «Стратегическое рыночное управление призвано помочь руководителям компаний принимать перспективные решения (причем делать это быстро), а также формулировать стратегическое видение. Стратегическое решение подразумевает создание, изменение или использование стратегии».

Ольшанский Ю.П. Принципы формирования стратегии в учреждениях дополнительного профессионального образования (ДПО) // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 10. – с. 108-114. – url: https://creativeconomy.ru/lib/3717.

7. Мельничук М.В. Неравномерность социально-экономического развития федеральных округов РФ (2000-2006 гг.) // Российское предпринимательство. (№ 8 / 2008).  Знания, развитие интеллектуального потенциала, поддержка наукоемких технологий и производств, в том числе нанотехнологического уровня, лежат в основе современных подходов к организации конкурентоспособных предприятий, которые испытывают объективную необходимость перехода к инновационному типу хозяйствования.

Мельничук М.В. Неравномерность социально-экономического развития федеральных округов РФ (2000-2006 гг.) // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – с. 128-132. – url: https://creativeconomy.ru/lib/3137.

8. Меркулина И.А. Направления инновационного развития системы дополнительного профессионального образования // Российское предпринимательство. (№ 8 / 2008).  Знания, развитие интеллектуального потенциала, поддержка наукоемких технологий и производств, в том числе нанотехнологического уровня, лежат в основе современных подходов к организации конкурентоспособных предприятий, которые испытывают объективную необходимость перехода к инновационному типу хозяйствования.

Меркулина И.А. Направления инновационного развития системы дополнительного профессионального образования // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – с. 128-132. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2972.

Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

+ 7 495 648 6241

Продолжить поиск в библиотеке по запросу «дополнительное профессиональное образование»?

Липина Е. Развитие лексических навыков в процессе обучения основам русского жестового языка сотрудников правоохранительных органов в системе дополнительного профессионального образования

Тимофеева Юлия Сергеевна1, Ситранова Светлана Борисовна11Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

АннотацияДанная статья посвящена описанию дополнительного образования взрослых в системе современного образования. Освещена роль дополнительного образования взрослых в системе непрерывного образования в информационном обществе, направления его развития в России, охарактеризована оценка студентами потребности в непрерывном образовании.

Ключевые слова: дополнительное образование, информальное образование, концепция, Непрерывное образование, неформальное образование, образовательная программа, студенты, формальное образование

ADDITIONAL ADULT EDUCATION IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION

Timofeeva Yuliya Sergeevna1, Sitranova Svetlana Borisovna11Nizhny Novgorod State Pedagogical University Kozma Minin

AbstractThis article is devoted to description of additional education of adults in continuing education. The article deals with the role of supplementary education in the information society, the directions of its development in Russia, characterized by evaluation of students in continuing education needs.

Keywords: educational program, formal education, further education, informal education, lifelong education concept, students

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Мотивация обучения взрослых обозначается в повышении уровня квалификации, также в познавательном интересе, актуализации или продвижении образовательного уровня и в саморазвитии.

Функциями непрерывного образования служат развивающая функция, компенсирующая, адаптивная и интегрирующая функции.

Результатом непрерывного образования являются:

  • Грамотность (социально – педагогическая характеристика личности, которая отражает способность к адекватной переработке и интеграции социокультурной информации, характеризующая меру адаптивности человека к условиям существования.
  • Компетентность  (интегральная личностная характеристика, включающая профессиональную подготовку, развитые личные профессиональные качества, эффективность установки и мотивацию, которые позволяют эффективно выполнять профессиональные функции и решать профессиональные задачи).
  • Культура.

Значимость дополнительного образования в России подтверждается созданием Проекта Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации до 2025 года. Целью данного проекта является создание условий для реализации права на образование в течение всей жизни для взрослого населения Российской Федерации. В данной Концепции закреплено понятие непрерывного образования.

  • Формальное образование – заключается в освоении образовательных программ в тех организациях, которые осуществляют образовательную деятельность.
  • Неформальное образование – связано с повышением квалификации, основными формами которого являются курсы, семинары, тренинги и т.д.
  • Спонтанное образование – индивидуальная познавательная деятельность, направленная  на саморазвитие человека, для получения новых знаний, не связанных с профессиональной деятельностью (информальное образование).
  • Создание широких возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности взрослого населения;
  • Создание условий для формирования ключевых компетенций и повышения функциональной грамотности взрослого населения;
  • Развитие инфраструктуры и технологий сферы образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения.

Для реализации настоящей Концепции формируется соответствующий План мероприятий. План мероприятий разрабатывается и утверждается для каждого этапа реализации Концепции.

В Концепции так же  отражено понятие непрерывного информального образования, которое включает в себя следующие напрвления:

  • Развитие системы оценки и признание квалификаций, приобретенных формальным и неформальным путем (признание online-курсов, дополнительных образовательных программ и т.д.);
  • Развитие корпоративного образования (дистанционное обучение, наставничество, сетевое взаимодействие образовательных и информационных технологий);
  • Развитие модульных схем получения квалификаций;
  • Совершенствование исполнения финансовых механизмов;

Целью исследования выступало определение знания студентов о непрерывном образовании и их готовности к посещению курсов дополнительного образования.

Задачами исследования являлись:

  • выявление интереса обучающихся к получению дополнительного образования;
  • определение потребности обучающихся в дополнительном образовании;
  • выявление целей получения дополнительного образования.

Выборка составила 30 человек в возрасте от 20 до 22 лет, в неё вошли студенты очной и заочной формы обучения. Средний возраст опрошенных составил 21 год.

В результате исследования были получены следующие результаты:

Более 86% обучающихся ранее принимали участие в программах дополнительного образования.

Все участники опроса при ответе на вопрос о необходимости посещения курсов дополнительного образования, указали, что для них курсы дополнительного образования являются неотъемлемой частью профессионального образования.

Для  большинства анкетируемых (85%) целью посещения курсов – является повышение профессиональной квалификации, меньшая же часть опрошенных (15%) осталась при мнении, что курсы дополнительного образования нужны им для развития и саморазвития.

По результатам исследования сделаны следующие выводы:

  • в целом студенты адекватно понимают сущность дополнительного образования, рассматривают его в контексте непрерывного образования;
  • осознают важное значение дополнительного образования в обеспечении качества профессиональной подготовки будущего специалиста;
  • у студентов выявлена потребность в дополнительном образовании.

Таким образом, можно заключить, что дополнительное образование обеспечивает:

  • развитие мышления, коммуникативных навыков, установок и изменение самооценки;
  • развитие креативности обучающихся посредством решения образовательных, научных, профессиональных и общественных проблем;
  • способствует вторичной социальной и профессиональной ориентации обучающихся;
  • обеспечивает эффективную адаптацию в современном информационном обществе.

В заключении, можно сделать вывод, что в современном обществе наивысшей целью является получение новых знаний. При стремительном развитии современных технологий общество нуждается в быстрой адаптации  и  их освоению. Дополнительное образование во многом упрощает сложившуюся ситуацию.

  • Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 6 (часть 1). 2016. с. 158-162.
  • Булганина С.В., Прохорова М.П. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции (15 мая 2016 г.). – Н.Новгород: Мининский университет, 2016. 197 с. С. 3-5
  • Ситранова С.Б. Слагаемые педагогической технологии: социальные и технические сервисы // Проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября 2015). Н.Новгород: Мининский университет, 2015. 436 с. С. 113-115

Все статьи автора «Тимофеева Юлия Сергеевна»

Летучева С. Формирование творческой направленности и ценностно-смысловой среды (на примере работы творческих объединений дополнительного образования)

В данной статье рассмотрены основные проблемы реализации дополнительного профессионального образования в России в условиях постоянной трансформации системы образования. Авторами выделены и проанализированы основные проблемы дополнительного образования, представлены варианты траекторий развития и совершенствования современной системы дополнительного образования с учетом требований рынка труда.

Ключевые слова

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Текст научной работы

В современных условиях на российском рынке дополнительного образования (ДПО) можно наблюдать разрыв между спросом и предложением. Представители бизнеса готовы платить за профессиональные квалифицированные кадровые ресурсы, однако, необходимо отметить, что в настоящее время система дополнительного образования зачастую не ориентирована на рынок труда и предлагает архаичные, далекие от современных требований программы. При этом существует низкий уровень привлечения работодателей для реализации программ дополнительного профессионального образования, что снижает их качественные показатели и, соответственно, вызывает кадровый «голод». В связи с этим, считаем, данное направление исследования существующих проблем весьма актуальным, т.к. в условиях модернизации, как современного профессионального образования, так и непрерывного (дополнительного), необходимость внедрения и реализации качественных образовательных услуг, отвечающих всем требованиям рынка труда, является неотъемлемым условием.

Существенный вклад в изучение, развитие, выявление особенностей системы ДПО внесли такие ученые, как С.Г. Вершловский, Н.В. Василенко, С.М. Вишнякова, В.И. Ильина, О.М. Никандров, В.И. Подобеда, Г.Н. Подчалимова, А.И. Субетто, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков, Е. Трондайк, Т.И. Шамова и др.

Целью данного исследования выступает обоснование необходимости решения существующих проблем системы дополнительного образования и поиск путей их решения с внедрением в образовательный процесс интерактивных и инновационных технологий для поддержания высокого уровня профессионализма и компетентности, следовательно, конкурентоспособности кадров на рынке труда.

Данные проблемы позволяют определить путь развития системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации. Первостепенным в этой связи является необходимость постоянной самоорганизации. Представители бизнес-структур и потребители образовательных услуг должны диктовать условия, на которых необходимо выстраивать эффективную модель повышения знаний, умений и навыков, переквалификации, а образовательные организации, в свою очередь, обязаны выступать в качестве посредников, которые призваны обеспечивать эффективное сотрудничество между бизнесом и кадровым потенциалом.

Так, система дополнительного профессионального образования, в отличие от базового образования в образовательных организациях, оперативно и адекватно реагирует на изменения и трансформации рынка труда (Таблица 1). При этом решая задачи, которые связаны с его исследованием и прогнозированием, как в качественном, так и количественном диапазоне. Также программы дополнительного образования краткосрочны (в отличие от базового образования), соответственно, ориентированы на конкретного потребителя с мобильной реакцией на рыночные требования и модификации.

Таблица 1. Основные отличия дополнительного профессионального образования от традиционного обучения в образовательной организации

  • содержательность;
  • экономия временного ресурса;
  • доступность;
  • возможность внедрения в новую профессиональную сферу;
  • максимальный акцент на потребности и требования потребителей образовательных услуг и пр.
  • Объективные (изменения в законодательстве, конъюнктура территориального трудового рынка, развитие инфраструктуры региона и т.д.);
  • Субъективные (низкий уровень востребованности студентами, низкий удельный вес использования ресурсов, недостаточная материальная база и пр.).

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России выделяет в качестве приоритетного показателя организацию до 2020 года условий для систематического (в основном, ежегодного) обучения (повышения квалификации, профессиональной переподготовки и т.п.) не менее 25-30% занятого населения. По статистическим данным ежегодно образовательными услугами дополнительного профессионального образования пользуются около 1,5 млн. человек, т.е. ̴примерно 2% экономически активного населения. Данный показатель указывает на необходимость реконструкции существующей системы дополнительного образования, внедрение в образовательный процесс инновационных методов и принципов, принятия серьезных нормативно-правовых и организационно-методических мер для достижения синергетического эффекта в ДПО.

Остановимся на инновационном подходе к реализации программ дополнительного профессионального образования (Рисунок 1). В условиях развития современной системы образования данный метод является неотъемлемой часть образовательного процесса, т.к. способствует повышению качества предоставляемого образования, является активным помощников в развитии интереса и развития научно-исследовательского потенциала обучающихся и, наконец, позволяет быть конкурентоспособным «кадром» на рынке труда.

Научные статьи дополнительное профессиональное образование

Рисунок 1. Схема получения образовательного результата от внедрения инновационных методов обучения в системе ДПО

  • преобразование структуры в один из мощных факторов ускорения системной модернизации производства;
  • приведение квалификации и профессионализма специалистов и руководителей в соответствие требованиям и потребностям реального сектора экономики;
  • подготовка профессионалов, обеспечивающих дальнейшее развитие приоритетных научно-технических направлений;
  • создание, а также внедрение конкурентоспособных инновационных наукоемких технологий;
  • повышение совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества, а также развитие творческих способностей человека и т.д.

Таким образом, отметим, что модернизация современного дополнительного профессионального образования в Российской Федерации является приоритетным направлением, как для развития системы отечественного образования, так и для экономики в целом. Следовательно, существует необходимость реформирования данной сферы, которое априорно приведет к синергетическому эффекту в образовании, науке и экономике.

  • Лидерский потенциал разыгрывающего студенческой баскетбольной команды как один из факторов эффективности ее выступленияКалита М.В.NovaInfo 62, с.353-358, 23 марта 2017, Педагогические науки
  • Калита М.В.
  • Современная графическая подготовка обучающихся технических вузовЛегкова И.А.Киселев В.В.NovaInfo 62, с.349-353, 23 марта 2017, Педагогические науки
  • Легкова И.А.
  • Киселев В.В.
  • Роль компьютерной графики в решении творческих задач обучающихсяЛегкова И.А.Киселев В.В.NovaInfo 62, с.345-349, 23 марта 2017, Педагогические науки
  • Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки квалифицированных специалистовБобешко Е.В.NovaInfo 52, с.294-299, 6 октября 2016, Педагогические науки
  • Бобешко Е.В.
  • Проблемы развития системы повышения квалификации специалистов педагогического профиляБобешко Е.В.NovaInfo 49, с.445-449, 23 июля 2016, Педагогические науки

Список литературы

  • Андрющенко Я.Э. Анализ педагогических технологий, используемых в процессе профессиональной подготовки магистров физико-математических специальностей в открытых образовательных ресурсах // Синергия. 2016. № 3. С. 26-30.
  • Баутин В.М., Мычка С.Ю. Интеграция науки, бизнеса и образования на основе сетевого взаимодействия // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 121-124.
  • Бобешко Е.В. Проблемы развития системы повышения квалификации специалистов педагогического профиля // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 49. С. 445-449.
  • Бобешко Е.В. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки квалифицированных специалистов // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 52. С. 294-299.
  • Карпова Е. В. Формирование системы непрерывного профессионального образования // Территория науки. 2015. № 1. С. 29-33.
  • Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Инновационные методы обучения в системе среднего профессионального образования // Территория науки. 2015. № 3. С. 10-13.
  • Руднева Н.В. Организация профориентации в многоуровневом образовательном комплексе «школа-техникум-ВУЗ-предприятие» при формировании правовой культуры студентов ВУЗа // Территория науки. 2015. № 5..С. 37-42
  • Сас Н.Н. Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентностного подхода и модульной организации процесса обучения // Синергия. 2015. № 1. С. 8-20.
  • Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Повышение конкурентоспособности профессионального образования на основе интеграции с бизнес-средой // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности Материалы II-ой Международной, научно-практической конференции, в 2-х ч. 2015. С. 201-203.
  • Соколова Н.Ф., Жигульская И.В., Сендюков И.Н. Формирование современного педагогического коллектива для реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Синергия. 2016. № 3. С. 13-25
  • Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Проблемы адаптации студентов из сельской местности в условиях городской среды // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 1855-1859.
  • Шаталов М.А., Патенкова В.А. Развитие ВУЗа на основе механизмов интеграции и диверсификации // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 196-199.

Цитировать

Бобешко, Е.В. Проблемы и перспективы развития отечественного дополнительного профессионального образования / Е.В. Бобешко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 54. — С. 209-214. — URL: https://novainfo.ru/article/8477 (дата обращения: 07.05.2023).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *