Научный журнал Фундаментальные исследования ISSN 1812-7339 “Перечень” ВАК ИФ РИНЦ = 1,584

Трансформационные изменения в экономике оказали огромное влияние на все сферы жизни нашего общества, и в первую очередь, на систему дополнительного профессионального образования (далее ДПО), которая призвана обновить и совершенствовать знания; обеспечить новые компетенции, необходимые для профессиональной деятельности или способствовать в получении нового вида деятельности/квалификацию; повысить профессиональный уровень специалистов в рамках имеющейся квалификации. Высокая квалификация персонала – важнейшее конкурентное преимущество любой организации/учреждения, компании.

Интенсивное развитие производственных технологий и научно-технический прогресс требуют от специалистов постоянного повышения профессиональных навыков и компетенций. Сегодня вместо квалификационных справочников приходит система профессиональных стандартов, соответствующая современным требованиям. Профессиональные стандарты необходимы для оценки квалификации работников.

Для успешного введения в практику различных инноваций специалист должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. В связи с этим необходимость повышения квалификации как формы ценностно-смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности становится актуальным.

В 2016 г. удостоверение СВФУ установленного образца получили 3128 человек. Всего за 7 лет по ДПП обучено 20 285 человек. Стабильность результатов образовательной деятельности свидетельствует проведенный мониторинг. На протяжении последних пяти лет наблюдается устойчивая тенденция к повышению роли образовательных услуг на 8-9%, так как востребованность специалиста на рынке труда во многом определяется уровнем его профессиональной квалификации. Сегодня специалистам реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса востребованным становится получение нового вида деятельности/квалификации посредством курсов профессиональной переподготовки.  Диплом СВФУ о профессиональной переподготовке установленного образца получили 739 человек, это на 11% меньше, чем в прошлом году (табл. 1). Следует отметить, что понижение показателя может зависеть от увеличения количества структурных подразделений СВФУ, занимающихся образованием взрослых.

Статистика по курсам ПК, ПП с 2010 по 2016 гг.

Проводимые институтом курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки способствуют выйти на новый уровень в решении нестандартных ситуаций, освоению новых профессиональных компетенций, обновлению форм и методов профессиональной деятельности и т.д.

Сотрудники института обладают не только совокупностью знаний, умений, навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы, но и обеспечивают осуществление широкого спектра профессиональных функций. Каждому сотруднику необходимо осуществлять работу по смежной профессии и уметь взаимодействовать с коллегами родственных профессий, то есть необходимо также владеть дополнительными компетенциями. Концен­трация усилий в единое целое способствует эффективной и качественной организации деятельности интегративной системы дополнительного профессионального образования. Высокотехнологичное построение деятельности института позволяет ежегодно выполнять план работ, а также удовлетворять возрастающую потребность сектора экономики, бизнеса и социальной сферы.

В настоящее время одним из эффективных способов выявления удовлетворенности качеством образовательных услуг является проведение социсследования посредством анкетирования. Анализ выборочных анкет выходного тестирования 732 слушателей курсов позволило сделать выводы о том, что курсы способствовали повышению:

1. Мотивационного компонента у 98,6% человек, в части:

– выполнения собственных функциональных обязанностей с позиций оптимизации   деятельности учреждения у 68,6% слушателей;

2. Профессионально-образовательного компонента у 100% слушателей, в части:

3. Профессионально-деятельностного компонента у 88,6% слушателей, части:

4. Информационно-коммуникационного компонента у 95,8 % слушателей, в части:

Проведенное анкетирование среди участников курсов повышения квалификации, а также динамика индекса удовлетворенности общим содержанием курсов подтверждают соответствие целей курсов ожидаемым потребностям респондентов. В целом, на основе анализа анкетных данных можно отметить, что содержание, механизм построения и реализации курсов удовлетворили респондентов. Изучение и оценка удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг позволяет получить необходимую информацию для устранения и корректировки учебного процесса, начиная с момента организационных работ и кончая самим образовательным процессом.

Таким образом, модернизация социально-экономических систем ставит все новые требования к профессиональной деятельности специалиста, что приводит к необходимости постоянно обновлять накопленные знания, профессиональные умения и навыки.

Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»

В статье перечислены основные понятия системы дополнительного профессионального образования, задачи этого сегмента образовательного процесса, а также даны его основные характеристики. Проанализирована роль дополнительного профессионального образования как фактора, способствующего социально-экономическому развитию страны и росту интеллектуального потенциала общества. Дается общий анализ новых подходов к организации самой системы дополнительного профессионального образования. Перечислены основные проблемы системы ДПО, а также представлены пути их решения, к которым относятся совершенствование нормативно-правовой базы, создание системы общественной аккредитации образовательных программ и технологий ДПО, разработка единых профессиональных стандартов для оценивания качества обучения, постоянный мониторинг потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, активизация научных исследований в области перспектив направлений развития кадровой политики. Приводятся результаты анализа состояния системы ДПО в Калининградской области.

система дополнительного профессионального образования (ДПО)

1. Браже Т.Г. Принципы оценки деятельности андрагога // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 18.

2. Бутко Е.Я. Мониторинг экономики образования. Образовательные и экономические стратегии учреждений начального профессионального образования в современных условиях: Информационный бюллетень; Государственный университет – Высшая школа экономики, Министерство образования и науки РФ. – 2004. – 34 с.

3. Васягина Н.Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы: к изучению дисциплины // Педагогическое образование в России: научный журнал. – 2012. – № 2. – С. 9–12.

4. Зинченко В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Часть I: Живое Знание. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Самарский Дом печати, 1998. – 296 с.

5. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие для вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 127 с.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

7. Курбатова М.В. Проблемы формирования институциональной среды постиндустриальной экономики в современной России // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). – 2010. – № 1. – С. 54–66.

8. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. – М.: Бизнес-школа ИНТЕЛ-СИНТЕЗ, 2003. – 296 с.

10. Мосичева И.А. Реализация программ ДПО в условиях совершенствования нормативной базы профессионального образования // Высшее образование в России. – 2011. – № 8–9. – С. 3–6.

11. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

12. О дополнительном образовании: федеральный закон РФ от 01.01.2002.

14. Толочек В. А. Современная психология труда: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

Дополнительное профессиональное образование является фактором, который способствует социально-экономическому развитию страны и росту интеллектуального потенциала общества. Гибкость к изменениям в технической, социокультурной сферах, мобильность образовательных структур в реагировании на требования рынка, разнообразие программ обучения, ориентация на конкретного заказчика способствуют развитию системы ДПО в образовательном пространстве России.

В современных условиях система ДПО отвечает образовательным интересам как отдельной личности, так и общества в целом, как требованиям работодателей, так и запросам работников, является звеном, которое связывает между собой различные сегменты образовательного процесса и отрасли экономики.

На сегодняшний день в России более 500 учебных заведений, реализующих программы ДПО по различным направлениям профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников социально-экономических отраслей, а также увольняемых в запас военнослужащих. Современные условия требуют новых подходов к организации самой системы ДПО. Наблюдается тенденция приближения к потребителю путем выполнения социального заказа государства в целом и отдельных предприятий, работы с территориальными органами Федеральной государственной службы занятости населения, участия в совместных образовательных проектах, в том числе и международных, развития сотрудничества с другими странами, проведения маркетинговых исследований для максимально полного удовлетворения интересов работодателей и запросов потребителей образовательных услуг.

В целом современное российское дополнительное профессиональное образование можно охарактеризовать как:

– четко ориентированную на конкретную модель высококвалифицированного специалиста;

– направленную на удовлетворение профессионально-образовательных интересов участников образовательного процесса;

– приближенную к потребителю;

– гибкую, мобильную и практически направленную систему, использующую современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии.

Изменения в российской системе образования в целом и в системе дополнительного профессионального образования в частности привели к тому, что в системе ДПО возникло большое количество противоречий, что повлекло за собой необходимость корректирования нормативной и законодательно-правовой базы, регламентирующей деятельность учебных заведений ДПО.

При рассмотрении вопросов, связанных с ДПО, нельзя не упомянуть о таком важном факторе, как регионализация образования. Образуются территориально-локализованные рынки образовательных услуг, формируются и развиваются масштабные сети филиалов крупнейших вузов страны, возрастает влияние регионально-отраслевых факторов на систему образования, усиливается взаимосвязь между экономической организацией региона и образованием как средством удовлетворения требований общества и государства в подготовке высококвалифицированных кадров. Для выполнения этой функции система ДПО должна ориентироваться на программы социально-экономического развития конкретного региона в кадровом отношении, на долгосрочный комплексный прогноз развития экономики региона, а также на анализ современной и перспективной ситуации на рынке труда. На сегодняшний день модели ДПО, которая бы удовлетворяла вышеперечисленным требованиям, не существует.

Для решения данной проблемы Правительством Калининградской области была утверждена целевая программа «Развитие профессионального образования на 2012–2016 годы», в которой отражены основные кадровые потребности рынка труда области на ближайшие годы, что помогает вузам региона скорректировать свою образовательную политику в соответствии с современным образовательным стандартом и требованиями инновационного социально ориентированного развития Калининградской области. На сегодняшний день программы дополнительного профессионального образования реализуются практически во всех вузах региона, например, в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта, Калининградском государственном техническом университете, Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, Балтийском военно-морском институте и др. Основными направлениями в работе являются иностранные языки, бухгалтерский учет, информационные технологии, менеджмент, также осуществляется профессиональная переподготовка увольняемых в запас военнослужащих и повышение квалификации педагогов как приоритетное направление в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». На территории Калининградской области также действуют «Институт развития образования», «Ассоциация дополнительного образования Калининградской области» и ряд других организаций, реализующих программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

C развитием процессов глобализации и внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс значительный толчок для развития получила дистанционная форма обучения. Приказом № 4452 от 18.12.2002 г. Министерство образования и науки на законодательном уровне разрешило применение дистанционных технологий при получении дополнительного образования по любой специализации. Такая организация обучения может быть особенно востребована при получении дополнительного профессионального образования в силу возможности обучаться без отрыва от производства и самостоятельно выбирать индивидуальный темп обучения, доступности вне зависимости от географического положения, финансовой привлекательности. Чрезвычайную актуальность приобрели дистанционные формы ДПО в связи с возросшим числом потребителей образовательных услуг (уволенные в запас при реформировании Вооруженных сил военнослужащие, мигранты из стран СНГ, безработные). Однако уровень информационно-технического и учебно-методического обеспечения, которым обладает современная отечественная система ДПО, недостаточен, чтобы использовать потенциал дистанционной формы обучения в полной мере.

Совершенствование нормативно-правовой базы системы ДПО, создание системы общественной аккредитации образовательных программ и технологий ДПО, разработка единых профессиональных стандартов для оценивания качества обучения, постоянный мониторинг потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, активизация научных исследований в области перспектив направлений развития кадровой политики, а также экономики региона, совершенствование материально-технической и учебно-методической базы и, как следствие, повышение качества образования позволит решить вышеуказанные проблемы и повысить деловую квалификацию граждан в условиях масштабных изменений российской экономики.

Бударина А.О., д.п.н., доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, БФУ им. И. Канта, г. Калининград;

Кондратенко А.Б., д.п.н., заместитель директора по учебной и научной работе Калининградского филиала «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики», г. Калининград.

Библиографическая ссылка

Парахина О.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-2.
– С. 445-448;

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31531 (дата обращения: 07.05.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

  • Лидерский потенциал разыгрывающего студенческой баскетбольной команды как один из факторов эффективности ее выступленияКалита М.В.NovaInfo 62, с.353-358, 23 марта 2017, Педагогические науки
  • Калита М.В.
  • Современная графическая подготовка обучающихся технических вузовЛегкова И.А.Киселев В.В.NovaInfo 62, с.349-353, 23 марта 2017, Педагогические науки
  • Легкова И.А.
  • Киселев В.В.
  • Роль компьютерной графики в решении творческих задач обучающихсяЛегкова И.А.Киселев В.В.NovaInfo 62, с.345-349, 23 марта 2017, Педагогические науки
  • Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки квалифицированных специалистовБобешко Е.В.NovaInfo 52, с.294-299, 6 октября 2016, Педагогические науки
  • Бобешко Е.В.
  • Проблемы развития системы повышения квалификации специалистов педагогического профиляБобешко Е.В.NovaInfo 49, с.445-449, 23 июля 2016, Педагогические науки

Список литературы

  • Андрющенко Я.Э. Анализ педагогических технологий, используемых в процессе профессиональной подготовки магистров физико-математических специальностей в открытых образовательных ресурсах // Синергия. 2016. № 3. С. 26-30.
  • Баутин В.М., Мычка С.Ю. Интеграция науки, бизнеса и образования на основе сетевого взаимодействия // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 121-124.
  • Бобешко Е.В. Проблемы развития системы повышения квалификации специалистов педагогического профиля // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 49. С. 445-449.
  • Бобешко Е.В. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки квалифицированных специалистов // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 52. С. 294-299.
  • Карпова Е. В. Формирование системы непрерывного профессионального образования // Территория науки. 2015. № 1. С. 29-33.
  • Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Инновационные методы обучения в системе среднего профессионального образования // Территория науки. 2015. № 3. С. 10-13.
  • Руднева Н.В. Организация профориентации в многоуровневом образовательном комплексе «школа-техникум-ВУЗ-предприятие» при формировании правовой культуры студентов ВУЗа // Территория науки. 2015. № 5..С. 37-42
  • Сас Н.Н. Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентностного подхода и модульной организации процесса обучения // Синергия. 2015. № 1. С. 8-20.
  • Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Повышение конкурентоспособности профессионального образования на основе интеграции с бизнес-средой // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности Материалы II-ой Международной, научно-практической конференции, в 2-х ч. 2015. С. 201-203.
  • Соколова Н.Ф., Жигульская И.В., Сендюков И.Н. Формирование современного педагогического коллектива для реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Синергия. 2016. № 3. С. 13-25
  • Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Проблемы адаптации студентов из сельской местности в условиях городской среды // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 1855-1859.
  • Шаталов М.А., Патенкова В.А. Развитие ВУЗа на основе механизмов интеграции и диверсификации // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 196-199.

Цитировать

Бобешко, Е.В. Проблемы и перспективы развития отечественного дополнительного профессионального образования / Е.В. Бобешко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 54. — С. 209-214. — URL: https://novainfo.ru/article/8477 (дата обращения: 07.05.2023).

Поделиться

В данной статье рассмотрены основные проблемы реализации дополнительного профессионального образования в России в условиях постоянной трансформации системы образования. Авторами выделены и проанализированы основные проблемы дополнительного образования, представлены варианты траекторий развития и совершенствования современной системы дополнительного образования с учетом требований рынка труда.

Ключевые слова

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Текст научной работы

В современных условиях на российском рынке дополнительного образования (ДПО) можно наблюдать разрыв между спросом и предложением. Представители бизнеса готовы платить за профессиональные квалифицированные кадровые ресурсы, однако, необходимо отметить, что в настоящее время система дополнительного образования зачастую не ориентирована на рынок труда и предлагает архаичные, далекие от современных требований программы. При этом существует низкий уровень привлечения работодателей для реализации программ дополнительного профессионального образования, что снижает их качественные показатели и, соответственно, вызывает кадровый «голод». В связи с этим, считаем, данное направление исследования существующих проблем весьма актуальным, т.к. в условиях модернизации, как современного профессионального образования, так и непрерывного (дополнительного), необходимость внедрения и реализации качественных образовательных услуг, отвечающих всем требованиям рынка труда, является неотъемлемым условием.

Существенный вклад в изучение, развитие, выявление особенностей системы ДПО внесли такие ученые, как С.Г. Вершловский, Н.В. Василенко, С.М. Вишнякова, В.И. Ильина, О.М. Никандров, В.И. Подобеда, Г.Н. Подчалимова, А.И. Субетто, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков, Е. Трондайк, Т.И. Шамова и др.

Целью данного исследования выступает обоснование необходимости решения существующих проблем системы дополнительного образования и поиск путей их решения с внедрением в образовательный процесс интерактивных и инновационных технологий для поддержания высокого уровня профессионализма и компетентности, следовательно, конкурентоспособности кадров на рынке труда.

Данные проблемы позволяют определить путь развития системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации. Первостепенным в этой связи является необходимость постоянной самоорганизации. Представители бизнес-структур и потребители образовательных услуг должны диктовать условия, на которых необходимо выстраивать эффективную модель повышения знаний, умений и навыков, переквалификации, а образовательные организации, в свою очередь, обязаны выступать в качестве посредников, которые призваны обеспечивать эффективное сотрудничество между бизнесом и кадровым потенциалом.

Так, система дополнительного профессионального образования, в отличие от базового образования в образовательных организациях, оперативно и адекватно реагирует на изменения и трансформации рынка труда (Таблица 1). При этом решая задачи, которые связаны с его исследованием и прогнозированием, как в качественном, так и количественном диапазоне. Также программы дополнительного образования краткосрочны (в отличие от базового образования), соответственно, ориентированы на конкретного потребителя с мобильной реакцией на рыночные требования и модификации.

Таблица 1. Основные отличия дополнительного профессионального образования от традиционного обучения в образовательной организации

  • содержательность;
  • экономия временного ресурса;
  • доступность;
  • возможность внедрения в новую профессиональную сферу;
  • максимальный акцент на потребности и требования потребителей образовательных услуг и пр.
  • Объективные (изменения в законодательстве, конъюнктура территориального трудового рынка, развитие инфраструктуры региона и т.д.);
  • Субъективные (низкий уровень востребованности студентами, низкий удельный вес использования ресурсов, недостаточная материальная база и пр.).

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России выделяет в качестве приоритетного показателя организацию до 2020 года условий для систематического (в основном, ежегодного) обучения (повышения квалификации, профессиональной переподготовки и т.п.) не менее 25-30% занятого населения. По статистическим данным ежегодно образовательными услугами дополнительного профессионального образования пользуются около 1,5 млн. человек, т.е. ̴примерно 2% экономически активного населения. Данный показатель указывает на необходимость реконструкции существующей системы дополнительного образования, внедрение в образовательный процесс инновационных методов и принципов, принятия серьезных нормативно-правовых и организационно-методических мер для достижения синергетического эффекта в ДПО.

Остановимся на инновационном подходе к реализации программ дополнительного профессионального образования (Рисунок 1). В условиях развития современной системы образования данный метод является неотъемлемой часть образовательного процесса, т.к. способствует повышению качества предоставляемого образования, является активным помощников в развитии интереса и развития научно-исследовательского потенциала обучающихся и, наконец, позволяет быть конкурентоспособным «кадром» на рынке труда.

Научный журнал
Фундаментальные исследования  ISSN 1812-7339  "Перечень" ВАК 
ИФ РИНЦ = 1,584

Рисунок 1. Схема получения образовательного результата от внедрения инновационных методов обучения в системе ДПО

  • преобразование структуры в один из мощных факторов ускорения системной модернизации производства;
  • приведение квалификации и профессионализма специалистов и руководителей в соответствие требованиям и потребностям реального сектора экономики;
  • подготовка профессионалов, обеспечивающих дальнейшее развитие приоритетных научно-технических направлений;
  • создание, а также внедрение конкурентоспособных инновационных наукоемких технологий;
  • повышение совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества, а также развитие творческих способностей человека и т.д.

Таким образом, отметим, что модернизация современного дополнительного профессионального образования в Российской Федерации является приоритетным направлением, как для развития системы отечественного образования, так и для экономики в целом. Следовательно, существует необходимость реформирования данной сферы, которое априорно приведет к синергетическому эффекту в образовании, науке и экономике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *