Преимуществ дополнительного образования большое количество:
· В первую очередь это компактность информации, отсутствие в ней лишней «воды».
· В большинстве случаев преподавателями курсов являются люди, имеющие огромный опыт практической работы и это большой плюс. Они ведут обучение, опираясь на свой опыт, рассказывают конкретные случаи из своей практики. Слушать их гораздо интереснее, чем читать учебники. Это сильно отличается от институтских сухих лекций, когда преподаватель монотонно зачитывает материал, а студенты занимаются своими делами.
· Курсы дополнительного образования краткосрочны. Хорошая подборка концентрированных знаний появится в вашей голове всего за несколько месяцев.
· Дополнительное образование относительно дешевле.
· Во время занятий вы получаете нужную вам для работы или продвижения по карьерной лестнице специализированную информацию.
· Вы сами выбираете специализацию. После окончания школы решение принимают в основном родители, какая профессия престижнее, куда пойти учиться и т.д. Здесь вы сами себе хозяин.
· Время обучения удобное. Это позволяет совмещать работу и учиться в вечернее время. Или учиться днем, когда дети в школе или садике.
Есть у дополнительного образования и свои недостатки:
· Опять же, краткосрочность курсов. В действительности есть профессии, требующие более углубленного изучения. Курсы дополнительного образования помогут направить в нужное русло. Дальше всё зависит от вас, будете ли вы самостоятельно углублять знания.
· Окончив курсы дополнительного образования вы не получите диплом государственного образца. А для кого-то это является немаловажным фактором. Однако не забывайте, что ваш профессионализм никак не зависит от диплома. А зависит только от вас. Существует множество примеров, когда специалист, имеющий диплом, совершенно не разбирается в своей сфере деятельности. И наоборот, человек без диплома открывает свое дело и успешно ведет свой бизнес.
Надо отметить, что человек, который всегда стремиться к совершенствованию, не прекратит учиться никогда. В современном мире много разнообразной информации и в ней нужно иметь разбираться, а, следовательно, доучиваться и даже переучиваться, если надо. А тот, кто успевает воспринимать информацию, несомненно, добьется успеха.
Профессиональная переподготовка – это
один из видов дополнительного образования, при получении которого можно получить новые знания, навыки, умения вне зависимости профессии, которую уже имеет специалист.
Что это значит?
Дело в том, что в нашем обществе существуют определенные традиции получения образования: среднего, среднего профессионального, высшего и т.д. То есть соблюдение иерархии. По сути, оно таким и остается и перепрыгнуть из 7 класса средней школы сразу в физико-математический факультет высшего учебного заведения получается разве что у вундеркиндов и то не всегда. Поэтому по традиции, получив профессию и устроившись на работу, специалисты по истечении определенного времени проходят повышение квалификации по своей же специальности, либо профессиональную переподготовку по дополнительным программам, смежную с их профессией.
Следовательно, к специалисту на рабочем месте применялся список определенных требований, которые ранее были четко прописаны в образовательном стандарте в соответствии с его уровнем квалификации. На сегодняшний день всё прописано в профессиональных стандартах. Можно ознакомится с Приказами Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов», Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)».
Для кого профессиональная переподготовка?
В реалиях нашей жизни на сегодняшний день пройти профессиональную переподготовку и получить новую профессию отличную от основной полученной ранее специальности не только полезно, нужно, но и вполне доступно.
Как известно, по традиции после получения высшего образования, люди шли за вторым высшим образованием, потом за третьим и так далее. И сейчас такое тоже есть и не плохо реализуется высшими учебными заведениями, так как по законодательству государство оплачивает первое высшее образование, а вот последующие второе и третье высшее образование студент оплачивает из собственного кармана. Это же относится и к среднему специальному образованию. При этом форма обучения второго и третьего высшего образований обычно очно-заочная. Есть расписание занятий, курс лекций, на которых нужно присутствовать в определенное время, сдавать вовремя контрольные, курсовые работы, экзамены, пройти практику.
После получения диплома о втором высшем образовании у человека уже новая профессия, отличная от первой. Например, был инженер машиностроения, а стал дипломированным юристом после окончания второго высшего.
Профессиональная переподготовка по рабочим специальностям
Не стоит уменьшать значимость рабочих специальностей, которые можно приобрести путем получения профессиональной переподготовки. Потерявший работу может обратится на биржу труда или в «Центр занятости населения» по месту жительства. В 2020 году пандемия коронавируса внесла в социальную и трудовую жизнь свои коррективы. Так, граждане, потерявшие работу из-за ограничений, связанные с COVID-19, могут бесплатно получить новую профессию в центрах занятости с возможностью трудоустройства. В 2021 году из Федерального бюджета регионам России выделено почти 3 миллиарда рублей для обеспечения обучения граждан новым специальностям, для получения востребованной профессии или дополнительного образования. Полученные денежные средства центры занятости реализуют посредством 44-ФЗ. Востребованные рабочие специальности выставляются на государственных площадках, где происходит аукцион среди участников. Участниками в данном случае являются образовательные учреждения, учебные центры.
Для мужчин такие профессии и специальности:
— слесарь по ремонту автомобилей;
— водитель погрузчика;
— монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов;
Для женщин также есть перечень предлагаемых профессий:
— бухгалтерский учет;
— Компьютерная графика и дизайн;
Получив направление из центра занятости, безработные граждане также получают диплом о профессиональной переподготовке после успешного обучения.
Какие плюсы?
Сейчас ситуация с получением дополнительного образования изменилась. Например, в учебном заведении профессионального образования нет педагога практика по рабочим специальностям. В этом случае, обычно, обращаются в отдел кадров производственных предприятий, заводов, фабрик с просьбой направить к ним специалиста для проведения обучения. Специалист – практик есть, но для проведения обучения нужно иметь педагогическое образование. И в этом случае огромным плюсом будет прохождение профессиональной переподготовки по программам дополнительного профессионального образования «Менеджмент в образовании», «Педагогика и методика дополнительного образования детей и взрослых», или «Педагогика: теория и методика обучения и воспитания в рамках основного общего образования». В данном случае, имея на руках диплом о профессиональной переподготовке, можно смело и уверенно передавать свой опыт и навыки рабочей профессии или специальности молодому поколению в стенах профессионального учреждения, училища, колледжа.
Еще один пример со знаком плюс при получении диплома после прохождения обучения по дополнительным программам профессиональной переподготовки. Это продвижение по карьерной лестнице как в государственном секторе, так и в коммерческих структурах, на предприятиях производственного характера. Скажем, человек решил получить вторую или третью профессию. Не имея времени для получения второго или третьего высшего образования, где несомненно нужно гораздо больше времени для обучения, примерно около двух- трех лет, человек проходит профессиональную переподготовку по программе «Психология в образовательном процессе» или «Психология в социальной сфере». Курс по дополнительным профессиональным программам гораздо выгоднее по времени обучения. Обычно она составляет от 250 академических часов – это примерно один-два месяца. К тому же обучение можно пройти дистанционно, не отрываясь от производства, не отпрашиваясь у работодателя. К тому же, последние, крайне негативно относятся к ученическим отпускам, да и в коллективе мало найдется желающих заместить человека на время сдачи сессий.
Где можно применить навыки новой профессии?
Получив диплом профессиональной переподготовки, например, по программе «Деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013г» можно запросто работать контрактным управляющим в тендерных частных компаниях или стать специалистом по закупкам в юридическом отделе в бюджетных и казенных организациях:
— образовательные учреждения;
— администрации городов, районов, мэрии города;
— организации здравоохранения;
— централизованная бухгалтерия;
Получившие диплом по дополнительным профессиональным программам «Психология в социальной сфере» могут работать, например, в:
— агентстве по подбору персонала;
— рекламных компаниях;
— агентствах по недвижимости;
— консалтинговых компаниях;
— издательском бизнесе, средствах массовой информации и так далее.
Какие минусы?
Если брать на рассмотрение как пример программу дополнительного образования «Психология», то человек, получивший новые знания и определенные навыки в новой профессии, всё-таки ограничен некоторыми рамками. Есть ограничения, если намерены работать именно психологом в детских учреждениях, медицинских и реабилитационных учреждениях.
Существует перечень профессиональных стандартов медицинского психолога, нейропсихолога, психолога -консультанта, где требуется серьёзная подготовка не ниже 7(седьмого) уровня квалификации.
Что такое уровень квалификации?
Квалификация – это уровень подготовки специалистов высших учебных заведений и средних специальных. Если ссылаться на Трудовой кодекс Российской Федерации, то в новой редакции от 29.12.2020 года №197-ФЗ ТК РФ Статья 195.1. «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта», где прописываются понятия об уровнях квалификации и профессиональных стандартов, цифрами указаны уровни квалификаций. В данном примере, чтобы работать по направлению «Психология», прописаны уровни квалификации:
6 – бакалавриат;
7 – магистратура и специалитет;
8 – аспирантура.
Из этого следует, что психологом могут работать только те лица, которые закончили высшее образование не ниже магистратуры и специалитета и имеющие запись в дипломе, например:
— освоила(а) программу магистратуры (или специалитета) по направлению подготовки «Психология».
В этом случае специалист, получивший диплом по вышеуказанной программе, может работать психологом-консультантом.
Соответственно, в учреждениях здравоохранения могут работать специалисты, окончившие высшее медицинское учреждение (институт, академия) и прошедшие профессиональную переподготовку имеющие запись в дипломе, например:
— прошел(а) профессиональную переподготовку по программе «Клиническая психология».
Определимся с плюсами и минусами профессиональной переподготовки.
Профессиональную переподготовку по дополнительным программам определенно стоит проходить. Реалии нашей жизни вынуждают человека приобретать новые навыки, необходимые в социуме. Никогда не будет лишним хорошее умение. Приобрести хорошую специальность вполне по силам каждому из нас, иногда даже бесплатно. Если есть желание сменить вектор в своей жизни и деятельности, то профессиональная переподготовка это палочка-выручалочка. Образование никогда не помешает.
Профессиональная переподготовка подойдет как для специалистов узкого профиля (медицина, архитектура), так и для специалистов профессий широкого профиля.
Конечно, врач-терапевт или акушер -гинеколог вряд ли пойдет учиться на монтажника радиоэлектронной аппаратуры или на слесаря. Все-таки у профессионалов узкой специальности глубокие знания и они высоко оцениваются в обществе и если медик решит получить профессиональную переподготовку, то скорее в области медицины.
Узкие специалисты всегда ценятся выше, но только при условии гарантированной занятости.
В наше время работодателям не хватает специалистов широкого профиля, творческих, находчивых, имеющих в своем распоряжении несколько профессиональных умений. Работники с универсальными навыками, решающие практически любую задачу, поставленную в рамках деятельности организации — всегда на расхват! Рынок труда требует повышенной адаптивности и для этого вполне достаточно пройти курсы по дополнительным программам профессиональной переподготовки.
Красинская Л.Ф.
ФГБОУ ВО Самарский государственный университет путей сообщения
В статье рассматриваются проблемы подготовки кадров в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) и предлагаются пути их решения. Ставится вопрос о создании отраслевых кластеров ДПО с выделением головной организации, координирующей деятельность других структурных подразделений и выполняющей роль научного, методического, инновационного центра. Высказывается идея о необходимости внедрения новых дидактических моделей ДПО, в которых учитываются возможности широкого использования цифровых технологий, смешанного обучения, персонализированной подготовки слушателей с применением индивидуальных образовательных траекторий. Компетентностный подход к обучению предлагается сочетать с личностным подходом, что требует разработки персонализированных образовательных программ с учетом профессиональных запросов слушателей, погружения их в интегрирующую дидактико-развивающую среду, создания службы тьюторской поддержки обучающихся и выстраивания с ними партнерских отношений. В качестве важнейших принципов подготовки слушателей рассматриваются следующие: единства обучения и развития личности, активности и субъектности обучающихся, развития их образовательных потребностей, непрерывности и преемственности подготовки, модульности и вариативности образовательных программ, актуализации результатов обучения. Успешность повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров во многом зависит от использования современных форм и методов обучения, разработки гибких, вариативных модульных программ, а также многообразных дидактических средств, в том числе электронных.
система дополнительного профессионального образования
повышение квалификации кадров
2. Селезнев Ю. Н. Анализ повышения квалификации в наукоемкой промышленности с позиций открытых систем. М.: Синергия, 2016. 647 c.
4. Государственные требования к переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. 2008. №9. С. 2-9.
5. Персонализированная модель образования. М.: Платформа новой школы, 2019. 36 с. DOI: 10.22394/2078−838Х‑2020−1−104−112.
6. Громкова М.Г. Андрогогика: теория и практика образования взрослых. М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2015. 495 с.
Цель исследования – проанализировать современное состояние системы ДПО, выявить проблемы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров и предложить пути их решения.
Материал и методы исследования
В качестве исследовательских методов использовались: теоретический анализ законодательных и нормативных документов, научной и методической литературы, анализ педагогической практики, опрос слушателей системы ДПО транспортной отрасли. В анкетировании приняли участие работники, специалисты и руководители ОАО «Российские железные дороги», прошедшие подготовку в Центре ДПО Самарского государственного университета путей сообщения. Опрошены 238 слушателей разного возраста (от 21 года до 67 лет), из них 75 женщин и 163 мужчин.
Результаты исследования и их обсуждение
В нашей стране действует разветвленная система ДПО. К ее институциализированным формам относятся отраслевые институты повышения квалификации и переподготовки работников, корпоративные университеты, центры ДПО, функционирующие на предприятиях, в классических университетах и отраслевых вузах, автономные коммерческие организации ДПО, в том числе предлагающие услуги дистанционного образования.
Серьезным недостатком является отсутствие непрерывности и преемственности подготовки в системе ДПО. Особенно это заметно при организации процесса повышения квалификации кадров. В соответствии с профессиональными нормативами каждый специалист регулярно, то есть не реже одного раза в три года, должен повышать квалификацию. В идеале система ПК должна обеспечивать планомерное обновление знаний и умений специалиста в течение всей профессиональной карьеры. Однако на практике процесс повышения квалификации чаще всего осуществляется стихийно, то есть специалист обычно выбирает тематику курса из имеющихся предложений. Несмотря на то что организации ДПО стараются постоянно обновлять учебные планы и предлагать слушателям актуальные темы, все же выбор слушателями курсов весьма ограничен, и одна и та же программа может «обкатываться» годами.
Если говорить о деятельности институтов (факультетов) ДПО, созданных в классических и отраслевых университетах, то достаточно часто при организации учебного процесса применяется массовый подход, то есть слабо учитываются возраст, трудовой стаж, должностные функции слушателей и, как следствие, их образовательные потребности и познавательные способности. Однако в зависимости от возраста меняются темп усвоения новой информации, учебная активность, чувствительность специалистов к инновациям. К недостаткам организации и осуществления образовательного процесса в системе ДПО следует также отнести нечеткое определение целей, задач и соответствующего им содержания обучения. В настоящее время организации ДПО ориентируются на компетентностные модели специалистов, отраженные в профессиональных и образовательных стандартах. Однако обилие компетенций, которые требуется сформировать, их нечеткое описание (от слишком узких до широких формулировок), а также недостаточное знание преподавателями, задействованными в системе ДПО, специфики профессиональной деятельности слушателей снижают эффективность обучения.
Во многих традиционных организациях ДПО часто используются устаревшие (пассивно-информационные) технологии обучения, которые обеспечивает лишь теоретическую, а не практическую подготовку слушателей. В результате этого новые знания остаются, как правило, «в пассиве», а на практике специалисты продолжают применять устаревшие подходы и способы работы. Справедливости ради стоит отметить, что отдельные центры ДПО крупных корпораций и бизнес-организаций стараются разнообразить образовательные технологии и используют передовой отечественный и зарубежный опыт.
Опрос слушателей Центра ДПО Самарского государственного университета путей сообщения (действующих специалистов транспортной отрасли) показал, что практически все из них (97%) понимают значимость регулярного повышения квалификации, удовлетворены организацией процесса обучения (89%), уровнем комфортности работы в аудитории (83%), достаточностью методических и электронных учебных материалов (77%). Несколько ниже слушатели оценили актуальность содержания занятий (68%), а также разнообразие методов и форм обучения (48%). В качестве основного недостатка большинство опрошенных (72%) отметили нехватку профессионалов, у которых можно было бы поучиться. Респонденты предлагали шире использовать активные и интерактивные формы обучения, проводить мастер-классы, организовывать обсуждения проблемных для отрасли проблем, обмениваться накопленным передовым опытом работы.
Согласимся с тем, что требования к дополнительному профессиональному образованию кадров, в том числе к компетентности преподавателей, работающих в этой системе, очень высоки. Преподаватели должны владеть современными образовательными технологиями, в том числе уметь проводить воркшопы, мастер-классы, тренинги, вебинары, создавать качественные презентации, электронные учебно-методические пособия с мультимедийными приложениями, разрабатывать кейсы, тесты разного уровня сложности, применять компьютерные инструменты мониторинга учебной деятельности слушателей и т.д. Сами организации ДПО должны находиться на «переднем плане» развития теории и методики профессионального образования, осваивать инновационный отечественный и зарубежный опыт преподавания. Однако часто этого не происходит, и тогда подготовка слушателей в рамках ПК и ПП во многом копирует вузовское образование, что в корне неверно. Студентов можно и нужно учить, однако профессионалов учить невозможно, так как у них есть практический опыт, сформированное профессиональное мировоззрение, у многих – развитый ум эксперта. Поэтому слушатели системы ДПО – это не ученики в прямом смысле слова, а, скорее, партнеры совместной образовательной деятельности.
В настоящее время все большую популярность приобретают дистанционные формы ПК и ПП. Их достоинствами являются: возможность обучать слушателей без отрыва от производства, массовый охват целевой аудитории, многократное использование образовательных программ, относительная дешевизна процесса подготовки кадров. Основные усилия преподавателей ДПО, осуществляющих дистанционное обучение, направлены на подготовку учебных материалов (электронных лекций, кейсов, проверочных тестов, тематики контрольных, выпускных квалификационных работ и др.), на создание банка видеозаписей, подготовку и проведение вебинаров, онлайн-практик, телеконференций. Если раньше преимущественно использовались асинхронные формы взаимодействия преподавателей со слушателями – пересылка учебных материалов по электронной почте, то сейчас активно применяются Zoom, Microsoft Teams и другие сервисы для проведения занятий со слушателями в режиме реального времени.
Однако у дистанционной формы ПК и ПП имеются свои недостатки. Самый главный недостаток заключается в том, что цель – формирование практических умений и навыков специалистов, освоение ими современных способов профессиональной деятельности – часто не достигается. При дистанционном обучении используется все тот же «валовый подход» к подготовке, который не позволяет должным образом учитывать образовательные потребности и познавательные особенности разных категорий слушателей. Сами обучающиеся лишены возможности непосредственно взаимодействовать между собой, обмениваться друг с другом накопленным опытом, устанавливать полезные деловые связи. Это во многом снижает учебную мотивацию, результатом чего становится формальное, а иногда и несамостоятельное выполнение тестовых заданий, контрольных и выпускных квалификационных работ. В некоторых случаях дистанционное повышение квалификации работников проводится по решению администрации предприятия «ради галочки», поэтому оказывается совершенно неэффективным.
Учитывая наличие перечисленных выше недостатков, можно констатировать, что результативность ПК и ПП слушателей часто бывает невысока, так как нарушается основное назначение системы ДПО – передача новых знаний, умений, навыков, формирование на их основе компетенций, которые затем будут активно использоваться специалистами для качественного совершенствования практики, для внедрения новых технологий и способов выполнения работы.
Возникает вопрос: какие же реальные преобразования необходимы, чтобы повысить эффективность деятельности организаций ДПО?
Помимо структурной перестройки системы ДПО, важно совершенствовать образовательный процесс, то есть конкретизировать цели, задачи, определить актуальные направления подготовки слушателей (они должны быть ориентированы на потребности отрасли), широко использовать современные методы и формы преподавания. В настоящее время имеется потребность в разработке новой дидактической концепции ДПО, в которой бы учитывались современные тенденции: бурное развитие цифровых технологий, внедрение персонализированных образовательных программ, изучение профессиональных запросов слушателей и реализация индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ).
Персонализация не только обеспечивает формирование актуальных компетенций обучающихся в соответствии с их индивидуальными запросами, но и влияет на личностное развитие. Поэтому в образовательном процессе ДПО компетентностный подход к обучению слушателей целесообразно дополнить личностным подходом, для чего важно использовать методы развития профессионального сознания слушателей, выстраивать партнерские отношения с ними, создавать развивающую дидактическую среду.
Принцип единства обучения и развития личности базируется на идее, что в процессе подготовки слушатели системы ДПО всегда находят личную цель, преломляют ее через профессиональные задачи, берут тот опыт, который соответствует их потребностям и способствует профессионально-личностному росту.
Принцип активности и субъектности обучения означает, что слушатели обладают познавательной и профессиональной активностью, поэтому способны самостоятельно определять цели и задачи подготовки, выбирать ее содержание, методы и формы с учетом собственных образовательных запросов и индивидуальных возможностей.
В условиях персонализированного обучения в системе ДПО слушатели способны самостоятельно проектировать ИОТ в соответствии с общей траекторией профессионального развития. Внедрение ИОТ и накопительной системы кредитов в определенной степени позволит реализовать принцип непрерывности и преемственности обучения специалистов на протяжении всей профессиональной карьеры.
Непрерывность и преемственность подготовки кадров означают выстраивание непрерывного образовательного процесса таким образом, чтобы все этапы ПК последовательно сменяли друг друга и обеспечивали поступательное развитие профессиональной компетентности слушателей. Для этого важно предусмотреть разработку гибких, вариативных, «сквозных» учебных программ разного уровня сложности.
Вариативность образовательных программ обеспечивает мобильность подготовки слушателей за счет предоставления им широкого выбора тематики курсов. Модульный принцип построения программ позволяет оперативно изымать устаревшие и включать актуальные модули, а также успешно решать задачу персонализированного обучения слушателей за счет использования учебных программ базового и продвинутого уровня. Вариативность обучения в системе ДПО – это не только возможность выбора обучающимися разных программ, но и определение оптимальных форм и сроков подготовки (например, сочетание онлайн- и офлайн-обучения).
Принцип развития образовательных потребностей слушателей ДПО означает, что, помимо актуализации их жизненного и профессионального опыта, важно давать им возможность увидеть «белые пятна» в своей подготовке. Часто такому осознанию мешает психологический механизм апперцепции, то есть восприятие нового с учетом имеющихся знаний, когда лучше усваивается привычная информация и отторгается далекая от накопленного опыта. Поэтому преподавателям системы ДПО приходится взращивать новые образовательные потребности слушателей, чтобы ориентировать их на формирование тех компетенций, без которых невозможно выйти на новый уровень профессионализма.
Принцип актуализации результатов обучения является одним из важнейших для системы ДПО. Он означает, что слушатели после прохождения подготовки должны демонстрировать возросшую профессиональную активность, готовность оперативно применять полученные знания и умения на практике, внедрять инновации в производство.
Для реализации всех рассмотренных выше дидактических принципов требуется существенная перестройка образовательного процесса в системе ДПО. Она предполагает увеличение количества активных и интерактивных методов преподавания и поиск оптимальных форм обучения. На сегодняшний день особого внимания заслуживает смешанное обучение, позволяющее организовать подготовку специалистов в системе ДПО за счет чередования циклов контактной и дистанционной работы. При смешанном обучении слушатели осваивают теоретические знания дистанционно, участвуя в вебинарах, просматривая видеолекции и изучая электронные учебные материалы. На аудиторных занятиях формируют практические умения и навыки за счет освоения новых способов профессиональной деятельности, участия в мастер-классах, проведения дискуссий по актуальным проблемам. В промежутках между усложняющимися циклами аудиторного обучения слушатели апробируют полученные знания, умения, навыки и готовят выпускную квалификационную работу (исследовательский или творческий проект, портфолио).
Таким образом, традиционная система ДПО имеет недостатки, связанные с институциональной разобщенностью организаций, занимающихся повышения квалификации и переподготовки кадров, засильем устаревших педагогических подходов и дидактических технологий, отсутствием гибких, вариативных образовательных программ, способных удовлетворить запросы всех категорий обучающихся. Решить многие проблемы возможно за счет структурной перестройки этой системы (создания отраслевых кластеров и выделения координирующего центра), а также путем разработки и внедрения новых дидактических моделей, учитывающих возможности цифровых технологий, смешанного обучения, персонализированного подхода к подготовке слушателей. Персонализированное обучение предполагает проектирование и реализацию ИОТ, а также введение накопительной системы кредитов для обеспечения непрерывности и преемственности подготовки слушателей на протяжении профессиональной карьеры. Успешность обучения в системе ДПО во многом зависит от соблюдения ряда принципов: единства обучения и развития личности, активности и субъектности обучающихся, непрерывности и преемственности подготовки, модульности и вариативности образовательных программ, развития образовательных потребностей слушателей, актуализации результатов их обучения.
Библиографическая ссылка
Красинская Л.Ф. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАДРОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 7.
– С. 123-127;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38763 (дата обращения: 07.05.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Онлайн-интервью с к. , доцентом кафедры финансового контроля, анализа и аудита РЭУ им. Плеханова Анжеликой Леонидовной Гендон
Мы поговорили с Анжеликой Леонидовной Гендон и узнали, зачем получать дополнительное образование на курсах повышения квалификации или на курсах переподготовки, в чем их существенная разница и кому они адресованы в первую очередь.
КонсультантПлюс: Расскажите, в чем актуальность программ переподготовки и повышения квалификации?
Вопросы переподготовки и повышения квалификации работников в современных условиях приобретают особую актуальность. Одни профессии отмирают, другие появляются, третьи модифицируются. В нынешних сложных рыночных отношениях, когда конкуренция на одно рабочее место иногда достигает 15 человек, работодатели предпочитают брать тех, кто имеет профильное образование.
Другая ситуация, когда человек идет на повышение, но ему не хватает диплома по определенной специальности, и встает вопрос: получать новую специальность или не видеть новой должности?
Бывает, работы по специальности не найти и хотелось бы освоить новые навыки, подкрепленные дипломом.
Для таких случаев существует профессиональная переподготовка кадров. Это вид дополнительного профессионального обучения. После прохождения обучения специалисту выдается диплом о переподготовке с новоприобретенной квалификацией. Указанная в дипломе квалификация абсолютно равноправна со специальностью, полученной до этого.
КонсультантПлюс: Где сейчас можно пройти повышение квалификации и получить соответствующий подтверждающий документ?
Институты повышения квалификации и переподготовки кадров обычно включены в образовательную систему. Чаще всего подобные учреждения размещаются при высших и средних профессиональных учебных заведениях.
Важно знать, что диплом профессиональной переподготовки по специальности можно получить исключительно в образовательном учреждении, имеющем лицензию на дополнительное профобразование.
КонсультантПлюс: Чем отличаются друг от друга программы повышения квалификации и переподготовки?
Отдельно стоит отметить, что переподготовка и повышение квалификации – совсем не одно и то же. Повышение профессиональной квалификации занимает меньше времени, чем переподготовка, и котируется немного ниже последней.
Профпереподготовка и повышение квалификации персонала – основные особенности
Переподготовка и повышение квалификации направлены на обучение и развитие персонала. Однако в первом случае обучение позволяет получить дополнительную профессию, во втором же – только актуализировать навыки и знания по старой специальности.
Пройдя переподготовку, специалист может в корне поменять сферу своей деятельности.
Курсы повышения квалификации подразделяются на:
Краткосрочное повышение квалификации. Представляет собой комплекс мероприятий по обучению в рамках узкой специализации конкретной производственной сферы. Такие курсы организовываются непосредственно работодателем. Финансирование осуществляется за счет бюджета предприятия. В проведении и организации курсов в качестве лекторов и ответственных лиц можно задействовать лишь сотрудников, обладающих высоким уровнем квалификации. По итогам всех образовательных мероприятий слушатели по теме курса сдают экзамен или зачет или же пишут и защищают реферат.
Длительное повышение квалификации. В таких курсах целью обучения является углубленное изучение злободневных профильных проблем и расширенная подготовка специалистов к выполнению новых должностных обязанностей и трудовых функций. Такие курсы будут полезны работникам, обладающим достаточными теоретическими знаниями, но испытывающими дефицит практических навыков и умений.
Проблемные и тематические семинары. Такие курсы позволяют приобретать навыки и умения в экспресс-режиме. Таким образом, слушатели, успешно прошедшие курс, могут приступить к работе в обновленных условиях довольно-таки быстро. Преимущественно подобные курсы повышения квалификации состоят из проблемных семинаров, практических тренингов и лекций, посвященных экономическим, технологическим, социально значимым, научно-техническим и другим актуальным проблемам отрасли деятельности предприятия в локальном, региональном, федеральном или мировом масштабе.
Переквалификация. Часто бывает так, что человек теряет работу и обнаруживает, что его профессия уже не очень востребована на рынке труда. В этом случае ему может пригодиться прохождение быстрых курсов переквалификации, часто организуемых предприятиями, впоследствии предоставляющими своим слушателям рабочие места. Это может быть что угодно – курсы массажа, бухгалтерского учета, web-дизайна или веб-мастеринга, курсы менеджеров или даже электрогазосварщиков. Все зависит от того, каким трудовым опытом и каким образованием вы уже обладаете. Разумеется, выпускнику средней школы на менеджерских курсах делать нечего.
В большинстве случаев курсы проводятся согласно плану, обычно раз в пять лет. Но они могут организовываться и значительно чаще, если возникает острая необходимость в повышении уровня квалификации работников в случае резкого обновления административной, производственно-технологической и кадровой структуры предприятия. Слушатели курсов могут быть освобождены от исполнения должностных обязанностей частично, полностью или не освобождены вовсе. Возможно и создание индивидуальных курсов обучения.
Курсы могут проводиться и силами работников других предприятий. На рынке образования в последнее время появилось немало фирм, специализирующихся на организации и проведении курсов повышения квалификации по заказу. Многие из таких компаний обладают государственной аккредитацией, то есть по завершении курса эти фирмы уполномочены выдавать слушателям свидетельства, дипломы и удостоверения государственного образца.
И документом об окончании переподготовки будет только диплом установленного образца. Свидетельство, талон, отчет о прохождении курсов не считаются квалификацией.
Следует учитывать, что после успешного прохождения курсов слушатель не получает новой квалификационной степени – бакалавр так и останется бакалавром. Тем не менее он получит свидетельство или диплом о повышении квалификации, которые будут подтверждать соответствие его профессиональных навыков и знаний передовым современным требованиям.
КонсультантПлюс: Существуют ли в РЭУ им. Г.В. Плеханова курсы повышения квалификации?
На сегодняшний день в РЭУ им. Г.В. Плеханова активно развивается такой вид деятельности, как дополнительное профессиональное образование, где представлены разнообразные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Непосредственно на кафедре финансового контроля, анализа и аудита реализуется ряд программ повышения квалификации, таких как “Практический аудит”, “Управление денежными потоками организации: учет, отчетность, анализ, планирование”, “Учет, внутренний контроль и аудит товарных операций”, “МСФО (продвинутый курс)”, “МСФО общественного сектора” и др.
Среди программ профессиональной подготовки пользуется особым интересом программа “Внутренний аудит”. На современном этапе вопрос о целесообразности внедрения внутреннего аудита в организациях получил особое значение. А это значит, растет спрос на квалифицированных специалистов, способных заполнить данную нишу на рынке труда. Актуальные знания в данной области позволят расширить сферу деятельности, получить престижную высокооплачиваемую работу и стать незаменимым сотрудником в организации.
КонсультантПлюс: Расскажите, используется ли в рамках системы дополнительного образования СПС “КонсультантПлюс”?
Да, несомненно. СПС “КонсультантПлюс” активно используется для подбора материала при подготовке к лекциям, при проведении семинарских занятий и выполнении самостоятельных работ слушателями.