Новый подход к обучению школьников
Основные «инструменты» методики
Этапы методики «Перевернутый класс»
Преимущества и недостатки метода
Модель образовательного процесса под названием «перевернутый класс» – это разновидность смешанного обучения с элементами дистанционного образования. В связи с активным использованием современных технологий в педагогике эта методика активно обсуждается в качестве нового подхода к обучению. Суть ее проста: сначала учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а затем, на очном занятии, проводится практическое закрепление материала.
С ног на голову
«Перевернутый класс» относится к так называемым активным методам, которые направлены на формирование умения самостоятельно решать проблемы и навыков совместной работы.
Термин «перевернутый класс» – буквальный перевод с английского «flipped classroom» или «inverted classroom».
Этот принцип появился в 2007 году благодаря учителям естественных наук Дж. Бергману и А. Самсу из штата Колорадо (США). Они начали создавать и раздавать своим учащимся видеоуроки, по которым те изучали новый учебный материал дома. При этом классные уроки посвящались лабораторным работам и ответам на вопросы учеников.
Материалы исследований Самса и Бергманна быстро стали распространяться по всему миру.
Одна из главных целей технологии «перевернутый класс» – создание на уроке ситуации открытого общения и организации индивидуального подхода.
Метод позволяет преподавателю увеличить количество и качество информации, а ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах деятельности, а значит, лучше подготовиться к уроку.
Иногда «перевернутое» обучение путают с дистанционным образованием. На самом деле, время непосредственного общения учителя и учеников не становится меньше, меняется лишь содержание классной работы.
Основные «инструменты» методики
В отличие от традиционного метода обучения теоретический материал изучается детьми самостоятельно до начала урока. Это происходит, как правило, посредством информационных и коммуникационных технологий – видеолекций, аудиолекций, интерактивных материалов и т. д.
Среди инструментов «перевернутого» обучения – такие технологии, как подкаст (podcast), водкаст (vodcast) и пре-водкастинг (pre-vodcasting). Что они собой представляют?
- Водкаст, или видео по запросу – подкаст, который включает в себя видеофайлы.
- Пре-водкастинг – способ создания водкаста с лекцией преподавателя, благодаря чему ученики получают представление о теме до практического занятия в классе.
«Перевернутый класс» может включать в себя такие традиционные формы классной работы, как выполнение упражнений, дискуссии, презентация проектов.
Этапы методики «Перевернутый класс»
Единой модели «перевернутого» класса не существует, поскольку это достаточно гибкая педагогическая технология. Однако в основе любой модели метода всегда лежат два основных этапа.
Домашняя работа
Дома ученики могут просматривать или прослушивать видео- и аудиоподкасты, созданные их учителями. Каждый из подкастов обычно длится 5-7 минут, знакомя учащегося с той или иной темой. Число подкастов по одной теме может быть разным – в зависимости от желания и ресурсов их создателя.
Некоторые педагоги считают, что ученики должны сами уметь искать и обрабатывать информацию. При этом они не дают конкретных теоретических материалов по заданной теме, мотивируя учащегося на самостоятельный поиск перед занятиями в классе.
Работа в классе
Работа в классе опирается на те знания, которые ученики получили во время просмотра записанной лекции. Высвобожденное аудиторное время используется для выполнения заданий, упражнений, лабораторных и практических исследований, индивидуальных консультаций с учителем.
На классном занятии:
- разбирается сложная теоретическая часть;
- учитель отвечает на вопросы, возникшие у учащихся в процессе выполнения домашней работы;
- учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания.
После занятия в классе, уже дома, можно завершить практические задачи, выполнить тесты на понимание и закрепление пройденного материала.
Преимущества и недостатки метода
- Поначалу сложности могут возникнуть у учащихся, которые не привыкли к самостоятельной работе. Таким детям потребуется время на «перестройку».
- К каждому уроку придется готовиться по-настоящему – на самом уроке теорию объяснять не будут.
- Метод не дает возможности оперативно задавать вопросы педагогу во время домашнего просмотра лекции.
Что касается последнего пункта, то, как считают специалисты, эту проблему можно решить за счет дополнительных возможностей, которые появляются при использовании систем дистанционного образования.
Плюсы
Методика «перевернутого класса» не требует сложных и дорогих технических приспособлений. Достаточно иметь звукозаписывающее устройство (диктофон, микрофон), камеру или вебкамеру, компьютер со стандартным программным обеспечением.
- «Перевернутый класс» способствует развитию самодисциплины, самостоятельности и умения докапываться до сути.
- Даже если пропустить урок в классе, можно восполнить знания, изучив теорию дома.
- Учитель не тратит время на уроке на изложение нового материала. Это создает больше возможностей для практики.
- У учителя появляется больше времени на индивидуальные консультации с учениками, что полезно для обеих сторон.
- Ученики способны применять знания на практике.
Как отмечают сторонники «перевернутого обучения», оно повышает мотивацию и интерес к обучению у учащихся.
У детей, с одной стороны, появляется больше возможностей сосредоточиться на классной работе с учителем, а с другой, взять на себя ответственность за собственное обучение.
Стоит признать, что на сегодняшний день исследований педагогической эффективности метода «перевернутый класс» пока недостаточно. И все же многие преподаватели, уже испробовавшие эту методику, отмечают ее большой педагогический потенциал. В пользу метода говорят и очень достойные академические результаты учеников, обучающихся по этой системе.
Видео
- Flipped Classroom сайт
- Kim, M., Kim, S., Khera, O., & Getman, J. The experience of three flipped classrooms in an urban university: an exploration of design principles//The Internet and Higher Education. – 2014. – V 22, P.37-50.
- Перевернутый класс: технология обучения XXI века сайт
- Три ответа: методика «перевернутого класса» сайт
- Что такое перевернутый класс и как это работает сайт
- Цепов А.Л. Перевернутый класс // Смоленский государственный медицинский университет // Смоленский медицинский альманах №3, 2019.
Якимова Вера Григорьевна
МОУ Трубачевская ООШ
Учитель начальных классов
Технология «Перевёрнутый класс» – инновационный метод обучения
Сконцентрируем внимание на этапы реализации данной технологии:
1. Проработка нового учебного материала и его закрепление дома. Обучающиеся свободны в своём выборе темпа, места и времени изучения.
2. Обсуждение изученной темы в начале урока, ответы на вопросы детей.
3. Разбивка обучающихся на группы и подготовка групповой работы.
4. Подведение итогов.
Вместо изучения и разбора понятий во время классной работы в такой модели обучающимся предлагаются выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов. Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования
Применение модели «перевёрнутый класс» выдвигает требования к ресурсам.
1. Понятные и доступные.
2. Не требуют много времени.
3. Сделать акцент на самом важном.
4. Распределять материал «по полочкам».
Необходимо заранее обеспечить доступ к ресурсам для организации обучения учитель может:
- Просмотреть готовые электронные ресурсы;
- Разработать ресурсы самостоятельно.
Есть много разных сервисов, образовательных платформ. У каждой – своё назначение. Вот некоторые из них:
1. «Яндекс.Учебник» — это сервис с заданиями по математике, русскому языку, окружающему миру для 2—4 классов с автоматической проверкой ответов и мгновенной обратной связью для обучающихся. Дети работают онлайн с «Учебником» в школе и дома, видят свои достижения, а учитель отслеживает динамику развития каждого обучающегося. На образовательной платформе собраны интересные интерактивные уроки, инструменты автоматической проверки заданий и другие возможности. Сервис сам проверяет ответы и составляет отчет для учителя. Задания не только школьной программы, есть и работы повышенной сложности
2. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart (). Ученики выполняют задания, и система самостоятельно выставляет им за это баллы.
4. Ресурсы, где можно найти материал для подготовки и проведения уроков:
«яндекс видео» http://video.yandex.ru/
При реализации данной технологии отметим её преимущества над традиционным обучением:
1.На домашнюю работу тратится мало времени (видео очень короткое – 6-7 мин)
2.Самостоятельность, свобода при выборе места, времени, темпа.
Обучающийся приучается к самостоятельности и может работать в собственном темпе. Возможно, для многих детей посмотреть видео и выполнить небольшое задание по материалам этого видео намного легче обычного домашнего задания (решить задачу, пересказать параграф), но пользы будет больше.
3.Возможность пересмотра. Тем более, что непонятное и трудное можно пересмотреть и разобраться, а урок, на котором идёт объяснение нового, невозвратен по времени, он идёт дальше, не понял что-либо, можешь совсем не понять дальнейшее объяснение.
4. Экономия времени.
На уроке подготовившийся обучающийся уверенно рассказывает теорию по теме, что он понял. Если не понял, то задаёт вопросы, а это тоже проявление активности. Не учитель рассказывает обучающемуся , а обучающийся рассказывает, как он понял, а учитель корректирует, уточняет.
5. Тренировка речи
Дети на уроке не молчат, много общаются. Когда обучающийся рассказывает (учителю, другому обучающемуся ), понимание становится глубже, ребёнок учится формулировать свои мысли, выражать их четко и ясно.
6. Больше практики.
Когда теория уже усвоена и рассказана, её на уроке быстро повторили, рассмотрели основные или наиболее сложные моменты, то на практические задания остаётся много времени. При этом теоретические знания систематизируются в таблицах, схемах, в рисунках.
1. Возрастает нагрузка (на учителя) при подготовке учебного доступного материала для самостоятельного обучения.
2. Техническое обеспечение обучающегося должно ему позволить освоить материал в полном объёме.
В своей практике мы используем эту технологию, сначала мы применили ёё в период ограничительных мероприятий по предотвращению распространения COVID; позднее применили на уроках русского языка в очном режиме. Уроки прошли интересно и эффективно. Теперь часть своих уроков планирую при помощи данной технологии.
1 вариант: Для урока с использованием технологии «Перевёрнутый класс» я пользуюсь интернет – ресурсами, где беру готовые видеоролики. Внимательно просматриваю видео-ролик, продумываю вопросы, которые помогут мне проверить, на сколько внимательно дети смотрели видео, уловили содержание ролика. Каждый учебный ролик обязательно сопровождается заданиями (по выбору):
– Просмотр объясняющих видеороликов, презентаций
– ответить на вопросы;
– составить памятку;
– нарисовать рисунок;
– создать книжку – малышку;
– выполнение интерактивных заданий.
На уроке, я использую следующие виды деятельности:
Фронтальный опрос/беседа в ходе которых можно обобщить полученные знания.
Провести проверочный тест и оценить знания. Обобщить статистику на образовательной платформе
В начале урока дети выполняют тестовое задание, которое позволит определить количество обучающихся, выполнивших домашнее задание, а так же определить уровень их подготовки по изучаемой теме.
На следующем этапе работы дети выполняют работу в группах
2 вариант. Работа с теоретическим материалом учебника.
Что конкретно надо сделать
1.Выдать в группе «WhatsApp» домашнее задание по теме в материале учебника (правила, таблицы запомнить, выучить, объяснить);
2. В классе выполнить карточки на платформе Яндекс. Учебник по данной теме, применить правило.
- ( дата обращения: 26.10.2019).
- «Перевернутый класс» – окно в обучение 21 века! URL: ( дата обращения: 12.12.2019)
Педагогическая технология «Перевернутый класс» как активный метод обучения
Перевернутый класс – это инновационный метод обучения. Его отличие от традиционного заключается в том, что теоретический материал изучается учащимися самостоятельно до начала урока с помощью ИКТ (видео-лекций, интерактивных материалов, презентаций), а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие, применение знаний и умений в новой ситуации, и на создание учениками нового учебного продукта.
применения технологии «Перевернутый класс» заключается в такой организации учебной работы, при которой происходит:
- Формирование универсальных учебных действий.
- Развитие личностных качеств и общей культуры учащегося.
- Понимание ценности образования, внутренней мотивации и ответственности за свое обучение.
- Обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося, развития важных качеств и умений 21 века, таких как:
- активность, инициативность и самостоятельность;
- грамотность в области ИКТ;
- творческий подход и новаторство;
- критическое мышление и способность решать проблемы;
- коммуникабельность и сотрудничество;
- гибкость и способность к адаптации;
- продуктивность и вовлеченность;
- лидерство и ответственность.
Однако, если выстраивать урок по традиционным, устоявшимся правилам, то у обучающихся далеко не все эти компетенции могут быть сформированы. Почему? Потому что учителя выступают в роли основного источника знаний и информации, а пассивное присутствие в классе и механическое переписывание не способствуют учению. И наверняка, все сталкивались с проблемой, что по окончанию урока всегда найдутся учащиеся, которые не усвоили тему. Также учителя старших классов отмечают отсутствие активности своих учеников на уроках, потерю интереса к учебной деятельности. К выпускным классам большинство из них, самых активных и инициативных, становятся пассивными и безучастными, или превращаются в «троечников». Так возникла вовлечения учащихся в активную учебную деятельность с помощью «Перевернутого класса».
Несколько лет назад американские педагоги-новаторы Аарон Самс и Джонатан Бергманн, исследуя проблему активности учащихся, предложили свое решение и провели занятие «наоборот». Что они сделали? «Перевернули» урок: учащиеся с лекционным материалом ознакомились дома, просматривая тематические ролики в интернете, а традиционное домашнее задание выполнили на следующий день в классе, общаясь с одноклассниками и учителями. Иными словами, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, ребята освоили в домашних условиях, а то, что было домашним заданием, стало предметом рассмотрения в классе. Главной целью урока было «перевернуть» не работу в классе и работу дома, а пассивное и активное получение знаний учащимися. Цель была достигнута, урок прошел очень активно.
Вскоре педагогами была выпущена книга под названием «Перевернуть занятие, или как достучаться до каждого ученика на уроке». Исследуя концепцию технологии «переворота», они пришли к выводу, что на уроке необходимо применять индивидуальную и групповую деятельность и учитывать особенности детей: ведь кто-то больше любит писать, кто-то читать, а кто-то слушать. На основе подобных особенностей учитель должен группировать учеников по интересам для выполнения тех или иных заданий, а потом смешивать их для того, чтобы они могли поделиться опытом и помочь освоить своим одноклассникам новый вид восприятия информации.
Материалы исследований Самса и Бергманна стали чрезвычайно популярны во всем мире. Действительно, технология «Перевернутый класс» замечательно способствует созданию на уроке ситуации открытого общения, организации индивидуального подхода, позволяет преподавателю качественно увеличить количество информации, а ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах деятельности, и как следствие, – лучше подготовиться к уроку. Каковы же отличительные особенности перевернутого обучения?
Перевёрнутое обучение (перевёрнутый класс или «переворот») – это современная технология осуществления процесса обучения, при котором учащиеся с помощью цифровых средств и интернет-ресурсов прослушивают и просматривают видео-уроки, изучают дополнительные источники информации во внеурочное время, затем совместно обсуждают новые понятия и различные идеи, а учитель помогает применять полученные знания на практике.
Такая организация обучения побуждает учащихся учиться друг у друга. Использование технологии направлено на их вовлечение в активную учебную деятельность
Новизна и значимость перевёрнутого класса заключается в содействии повышению ответственности учащихся за собственное обучение.
В ходе реализации «переворота» происходит стремительное развитие личностных качеств учащихся (самостоятельности, ответственности, активности), метапредметных результатов (планирования своей деятельности, её контроля, корректировки) и коммуникативных навыков (взаимодействия с одноклассниками в ходе работы над совместным продуктом). При этом меняется и роль учителя – он выступает в качестве консультанта, конструктивиста, поощряя ребят на самостоятельные исследования и совместную работу.
Как следствие, меняется атмосфера на уроке: никто ничего не боится, ни учитель не успеть объяснить тему, ни ученик что-то не понять. Все спокойны и уверены в своих силах и возможностях. А соответственно, меняется и отношение ученика к предмету в целом. Он уверен в своих силах, создается постоянная
Среди популярных форм проведения перевернутого урока – выполнение упражнений, дискуссии, презентация проектов. Таким образом, «переворот» смещает акцент от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования. Вопросы, возникающие у ребят во время просмотра подготовленных учителем видео-уроков, становятся хорошим стимулом развития познавательной деятельности. При этом время урока уходит не на запоминание материала, а на более глубокое понимание и анализ. Отсутствие необходимости донести информацию всему классу позволяет учителю больше времени и внимания уделять отдельным ученикам и небольшим группам в том случае, если у них возникли проблемы с пониманием. Работая совместно, учащиеся могут свободно помогать друг другу, не завися от темпа работы других учащихся или инструкций учителя.
перевернутого обучения можно отнести:
- изменение роли учителя, который превращается в наставника. Роль учителя все же остается ведущей, но деятельность его направлена на координацию обучения учащихся, осуществление консультирования, оказание помощи и создание учебно-проблемной ситуации для познавательно-исследовательской деятельности;
- учебные материалы представлены в виде электронных образовательных ресурсов. Благодаря современным технологиям, учителями накоплена большая база различных материалов, таких как видео, интерактивные задания, электронные учебные материалы, электронные тесты для самопроверки. Книги уже не являются единственным источником информации, а учителя единственными источниками знаний. Каждый, кто имеет выход в интернет, в удобное для него время может получить качественный электронный образовательный ресурс;
- повышаются требования к учебной деятельности учащихся; теоретическое изложение учебного материала должно поддерживать обучение, а не занимать центральное место. Содержание обучения уже не является самоцелью, а становится отправной точкой углубления знаний. Осуществляется смещение акцента на процесс познавательной деятельности учащихся, в ходе которого, они открывают для себя новые знания;
- обучение базируется на решении проблем, обсуждениях, дискуссиях. Технология «Перевернутый класс» дает возможность учителю на уроке освободить время для общения с учащимися, больше внимания можно уделить тем ученикам, которым трудно дается учебный предмет или у которых возникают проблемы с выполнением домашних заданий, а одаренные ученики будут иметь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от общего темпа одноклассников.
- развитию индивидуального подхода в обучении;
- служит основой для реализации дифференцированного подхода;
- создаются условия активного обучения;
- используются новейшие технологии и различные цифровые ресурсы;
- образовательный процесс организуется с учетом потребностей каждого учащегося;
- создаются условия для групповой работы;
- развиваются лидерские качества;
- происходит активное взаимодействия учителя и ученика;
- создаются условия доступности к учебным материалам;
- родители имеют возможность участвовать в учебном процессе ребенка.
Трудности «переворота». Пути решения
Подобным образом организованная работа меняет привычные роли и учащихся, и учителей, и такие изменения всем даются нелегко. Поэтому, трудностей, связанных с “переворотом”, не избежать. Почему? Потому что учащиеся привыкли за школьные годы получать знания в готовом виде, то есть к пассивной роли в учебном процессе. А учителя не принимают инновационные инструменты или другие способы работы, поскольку в «фундаменте» лежит теория, идущая в противоречие с какими-то инновациями.
Какие же трудности, связанные с переворотом, возникают у участников учебного процесса?
- Требуется больше времени для планирования и подготовки учителя.
- Трудности привлечения в учебный процесс отдельных категорий учащихся.
- Предполагается постоянный доступ учащихся к компьютерам и интернету.
- Неравные возможности доступа учащихся к сети интернет.
- Домашнее задание является обязательной частью урока.
- Критическая оценка учебной деятельности.
- Трудно привыкнуть к новой технологии обучения.
- Большая первичная нагрузка.
- Осуществление учителем дальнейшего совершенствования учебных материалов.
- Осуществление индивидуального подхода.
- Владение технологиями групповой работы.
- Поддержка в своем учебном заведении.
Мотивирующим фактором решения проблем и трудностей, связанных с «переворотом», и с которыми учитель сталкивается в своей ежедневной работе, является изменение роли всех участников образовательного процесса. Происходит понимание того, что для осмысленного обучения необходима активная позиция обучаемого, самостоятельно-познавательная деятельность, в ходе которой приобретаются знания из собственного пережитого опыта, не являющиеся заученными из учебника. При этом, учителю важно понять, что его роль заключается не в том, чтобы провести урок, передать знания, а затем проверить домашнее задание. Его роль заключается в создании учебной ситуации для самостоятельной, свободной, творческой познавательно-исследовательской деятельности учащихся. Такой ситуации, работая в которой они будут ответственными за свое обучение.
Поэтому, перед тем как учителю приступать к «перевороту», важно определить свою точку старта, то есть тот педагогический момент (понимание процесса обучения, стиль работы, убеждения, отношения с учениками и к ученикам), в котором он находится, чтобы изменить ту ситуацию, которая есть сейчас. Нужно прислушаться к себе, представить реальную ситуацию урока и честно определить для себя готовность к внедрению инновационных методов, форм и инструментов обучения. Тогда и «переворот» совершить будет легче.
Какие преимущества для учащихся и учителя из данного сравнения очевидны?
Преимущества перевернутого обучения
Преимущества для учащихся: осуществляется социализация и понимание учениками важности командной работы; возможность обучения во внеурочное время; более высокая ответственность за свое обучение; учащиеся получают доступные и качественные электронные образовательные ресурсы для изучения нового материала; повышается интерес к учебным предметам, к групповой работе на уроке; учащиеся помогают друг другу в учебе; учатся критически оценивать учебные достижения; создаются условия для развития ИКТ – компетентности.
Преимущества для учителя: он выступает в роли наставника познавательной деятельности; осуществляет индивидуальный подход за счет высвобождения времени на уроке; обеспечивает учащихся качественными электронными образовательными ресурсами; обеспечивает активизацию учебной деятельности во внеурочное время; имеет возможность проводить больше времени один на один с теми учениками, которые нуждаются в дополнительной поддержке и помощи; привлекает к разным видам работ всех учеников класса; иначе организовывает учебную деятельность; имеет возможность компьютерной диагностики качества знаний; повышает свой уровень ИКТ – компетентности.
Как мы видим, «переворот» позволяет достичь всем участникам образовательного процесса основной цели применения технологии «Перевернутый класс». Организация учебной работы на перевернутом уроке действительно позволяет формировать у ребят универсальные учебные действия, развивать личностные качества, внутреннюю мотивацию и ответственности за свое обучение, обеспечивает возможность развития важных качеств и умений таких как, активности, самостоятельности, творческого подхода, критического мышления, коммуникабельности, сотрудничества, лидерства и ответственности. Очевидно развитие общей культуры учащихся, гибкости и способности к адаптации, инициативности, коммуникабельности. Кроме этого мы видим, что эта технология тесно связана с информационно-коммуникационными технологиями, поэтому происходит формирование информационной грамотности и грамотности в области ИКТ и медиаобразования.
Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС
Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. Как отмечает Евгения Семеновна Полат, профессор, доктор педагогических наук, практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».
понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения проектов, которые постепенно усложняются.
При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений обучающихся. Такой вид деятельности приносит учащимся удовлетворение, так как в результате работы над проектом переживается ситуация успеха, самореализации. При освоении содержания образования проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создаёт условия для ценностного переосмысления, диалога, применения и приобретения новых знаний и способов действия.
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Джон Дьюи и Уильям Херд Килпатрик. Они предложили строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
В России идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога Петра Фёдоровича Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Вследствие того, что данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и последовательно, она в 30-е гг. XX в. рассматривалась как «непедагогическая». К этой технологии вновь возник интерес в связи с изменениями в современном образовании.
Цель проектной технологии – самостоятельное постижение обучающимися различных проблем, имеющих для них жизненный смысл. Данная технология предполагает «проживание» обучающимися определенного отрезка времени в процессе обучения, а также их приобщение к элементам формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит та: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».
Е.С. Полат определяетк использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; влияние молодёжных субкультур).
- Следующим требованием является практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий).
- К списку требований относятся также самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
К таким методам относятся:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола»);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов и их презентация;
- выводы и выдвижение новых проблем исследования.
и особенности технологии его применения были представлены Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». В системе школьного образования принята определенная типология проектов, классифицируемых по доминирующей деятельности учащихся:
- практико-ориентированный, где результат деятельности – документ по истории, биологии, проект закона, словарь школьной лексики, проект школьного зимнего сада и т. д.;
- исследовательский, в данных проектах должны быть продуманы структура, цель, актуальность, задачи, гипотеза;
- информационный проект представляет собой сбор информации, статью, реферат, репортаж, доклад;
- творческий проект может быть представлен в виде сценария праздника, спектакля, стенгазеты, плана сочинения;
- ролевой проект организуется посредством ролевой игры.
Классификация типов проектов
В настоящее время существуют различные классификации проектов.
По продолжительности времени проведения проекта их разделяют на краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках), средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем), долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще проводятся во вне-учебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на уроках).
По уровню интеграции различают проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета и межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов. По мнению учащихся, межпредметные проекты вызывают у них наибольший интерес.
По количеству участников выделяют индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним ребёнком, и коллективные — парные, выполняемые парами участников, и групповые, выполняемые определённой группой детей. Практико-ориентированные проекты нередко бывают массовыми, когда учащиеся принимают участие в природоохранных акциях, разнообразных конкурсах.
По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.
Рассмотрим данный тип проектов более подробно.
Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В игровых проектах учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками.
Творческие проекты, как и игровые, не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата, логике интересов и совместной деятельности участников проекта. Планируемыми результатами могут быть проведение праздника, создание научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, оформление туристических буклетов, демонстрация любимых игрушек, создание сайта и т.д.
Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, карты, сообщения, сценарной модели и т.д. Все большее количество проектов реализуется в современном учебном процессе с помощью компьютера. Компьютер в данном случае выступает в качестве необходимого инструмента при реализации поставленных в проекте задач.
Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, создание исторической хроники своего населенного пункта. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку. Вот почему о практической деятельности учащихся важно сообщить по школьному радио, в газетной заметке. В последние годы многие отдельные учащиеся, классы принимают участие в международных проектах с помощью сети Интернет.
По использованию дидактических средств различают проекты, в которых применяют «классические» дидактические средства: печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради для проектной работы, научно-популярную и художественную литературу), наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты), технические средства и т. д.; средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации. К информационным и коммуникативным средствам относятся компьютеры, периферийное оборудование, технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность», системы машинной графики и искусственного интеллекта, средства коммуникации (сетевое оборудование, программные комплексы, телефонные линии, волоконно-оптические и спутниковые каналы связи) и их инструментарий.
Свободный и оперативный доступ к информации при использовании компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у учащихся умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, сократить время на сбор информации при работе над проектом, осуществлять визуализацию изучаемых закономерностей (в виде моделей, графиков, диаграмм).
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого педагог должен:
- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов;
- уметь организовать исследовательскую деятельность учащихся;
- уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
- направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый обучающийся:
- учится самостоятельному овладению знаниями и использованию их для решения новых познавательных и практических задач;
- приобретает коммуникативные навыки и умения;
- овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика:
- учитель помогает ученикам в поиске источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует процесс обучения;
- поддерживает и поощряет обучающихся;
- осуществляет непрерывную обратную связь.
Этапы работы над проектом
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.
Процедуру работы над проектом можно разбить на этапы.
- определение тематического поля и темы проекта;
- поиск и анализ проблемы;
- постановка цели проекта.
- анализ имеющейся информации;
- поиск информационных лакун;
- бор и изучение информации;
- поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
- выполнение запланированных технологических операций;
- текущий контроль качества;
- при необходимости внесение изменений в конструкцию и технологию.
- подготовка презентационных материалов;
- изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).
- анализ результатов выполнения проекта;
- оценка качества выполнения проекта.
Следует отметить, что оценка результата и оценка продвижения учащихся в проекте должна быть качественная, а не количественная (выраженная в баллах). Это внутренняя неотъемлемая составляющая проектной деятельности. Результат является средством для решения значимой для ученика проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию, работая над формированием компетентности решения проблем.
Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.
Поэтому необходимо понимать, что, решая использовать метод проектов, педагог, в первую очередь, доложен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:
• Что такое «проект» и насколько эта деятельность будет интересной детям?
• Как правильно организовать деятельность учеников?
• Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом?
Метод проектов активизирует обучение детей, так как делает его личностно – ориентированным, позволяет учиться на собственном опыте, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.
Проектное обучение – альтернатива классно–урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, т.к. его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.
Список использованных источников:
1. Лазарев В.С. «Новое понимание метода проектов в образовании» // Проблемы современного образования. – 2011. – №6. – С. 35-43.
2. Метод проектов. Д.п.н., проф. Полат Е.С., ИОСО РАО URL:https://docs.google.com/document/d/13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewud6fcIkMzFqyrq4/edit?pli=1#
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2014. – 80 с.
5. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интелект-Центр», 2005. – 96 с.