Об утверждении номенклатуры должностей педагогических и научно-педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

Квалификационные требования к педагогам установлены в специальном разделе квалификационного справочника и (или) специальных профессиональных стандартах. Педагог должен иметь соответствующее образование, а в некоторых случаях у него должен быть стаж педагогической работы.

Требования к образованию и стажу различаются в зависимости от должности педагогического работника. Их описание дано в квалификационном справочнике и профессиональных стандартах.

Что такое льготная пенсия и льготный стаж для учителей

Законы РФ позволяют людям, которые занимаются педагогической деятельностью, выходить на пенсию на льготных условиях. Так, для учителей и педагогов  предусмотрен выход на пенсию независимо от возраста по выслуге лет в определенных законом должностях, занимаемых в детских учреждениях. Льготный стаж учителя необходимый для досрочного выхода на пенсию — 25 лет. Исчисление специального стажа для назначения льготной пенсии для педагогов регулируется Постановлением правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года. В более поздней поправке изменилась только формулировка названия пенсии, поэтому данный документ считается актуальным.

  • Две похожие должности: педагог дополнительного образования и педагог-организатор
  • Где работают специалисты
  • Чем отличается деятельность педагога дополнительного образования от педагога-организатора
  • Профстандарты для специалистов
  • Требования к профессиям
  • Руководитель кружков — это педагог дополнительного образования детей и взрослых
  • Как получить образование педагога ДО
  • Где получить образование педагога-организатора

Педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов часто воспринимают, как одного специалиста. На самом деле это две разные профессии. Хоть и есть общие условия работы, но должностные обязанности этих специалистов отличаются. Требования профстандартов также разные. Отличаются задачи педагогов и область применения навыков.

Педагог – организатор частного Центра развития детей (реализует программы дополнительного образования детей) Воронина, проработав несколько лет в занимаемой должности, с недоумением восприняла новость о том, что все педагогические работники Центра подлежат обязательной аттестации 1 раз в пять лет. Воронина, ознакомившись с приказом директора Центра о проведении аттестации под подпись, письменно обратилась к директору с вопросом: на каком основании аттестация проводится в отношении педагогических работников частных образовательных организаций, ведь, занимая ранее аналогичную должность в муниципальном Центре организации досуга, она подтвердила свое соответствие занимаемой должности.

Вопрос: Обоснованы ли заявления Ворониной в части:

А) правомерности аттестации педагогических работников частных образовательных организаций;

Б) необходимости вновь через 5 лет подтверждать свое соответствие занимаемой должности, если трудовая деятельность осуществляется по той же должности, но в другой образовательной организации?

Ответы на вопрос

если частная образовательная организация имеет лицензию на образовательную деятельность, она обязана раз в 5 лет проводить аттестацию своих работников, независимо от предыдущей работы.

Об утверждении номенклатуры должностей педагогических и научно-педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

Об утверждении номенклатуры должностей педагогических и научно-педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01. 2021, установленное ФЗ от 31. 2020 N 247-ФЗ.

Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, за исключением должностей педагогических работников, указанных в пунктах 4 и 7 настоящего раздела
42

2. Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II номенклатуры должностей, за исключением должностей руководителей, указанных в пункте 5 настоящего раздела
42

3. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью, за исключением должностей руководителей, указанных в пункте 6 настоящего раздела
42

4. Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, работающие в организациях дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств)
56

5. Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II номенклатуры должностей, организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств)
56

6. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств) при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью
56

7. Педагоги дополнительного образования, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
56

Что такое педагогическая деятельность

Несмотря на отсутствие законодательного понятия педагогической деятельности, определение этой деятельности дать можно. Под педагогической деятельностью обычно понимается деятельность лиц с особым статусом, а именно, педагогических работников, имеющих определенное образование и стаж, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с учебным заведением (образовательной организацией) и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации деятельности по реализации образовательных программ.

Например, к педагогической деятельности относится деятельность таких работников, как декан факультета, профессор, преподаватель, концертмейстер, логопед, старший вожатый, методист, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и т. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 21. 2022 N 225.

С требованиями к квалификации педагогических работников можно ознакомиться в следующих нормативных документах:

  • в Едином квалификационном справочнике (ЕКС), а точнее, в разделе III «Должности педагогических работников»;
  • в профессиональных стандартах, разработанных по должностям педагогических работников.

Отметим, что в ЕКС (в отличие от профстандартов) требования к должностям педагогов описаны более полно и подробно. Поэтому работодатели, ка правило, пользуются Единым квалификационным справочником.

Полезно иметь в виду, что проверка соответствия педагога установленным требованиям может проводиться, в том числе, на основании сведений о трудовой деятельности, где есть информация о стаже работы, а также документов об образовании и (или) квалификации.

Какие должности относятся к педагогическому стажу

В постановлении №781 указаны списки учреждений и возможных должностей, 25-и летний стаж работы на которых позволяет досрочно выйти на пенсию. В обобщенном виде эти списки можно представить следующим образом.

Наименование должностейНаименование учреждения
Директор (начальник, заведующий);
заместитель директора (начальника, заведующего);
заведующий учебной частью;
дежурный по режиму;
преподаватель;
воспитатель;
организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми;
мастер производственного обучения;
учитель;
логопед;
инструктор слухового кабинета;
учитель-дефектолог;
руководитель физического воспитания;
тренер-преподаватель;
музыкальный руководитель;
преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки);
руководитель допризывной подготовки молодежи;
военный руководитель;
социальный педагог;
педагог-психолог;
инструктор по труду;
педагог-воспитатель;
медсестра ясельной группы;
педагог;
родитель-воспитатель;
педагог дополнительного образования 
и другие. Общеобразовательные учреждения. Общеобразовательные школы-интернаты. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольные образовательные учреждения. Учреждения начального профессионального
образования. Образовательные учреждения среднего профессионального образования. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Межшкольный учебный комбинат. Учреждения социального обслуживания. Учреждения здравоохранения. Учреждения дополнительного образования детей.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

 Прим. ред. : текст постановления опубликован в “Собрании законодательства Российской Федерации”, 19. 2013, N 33, ст. 4381.

Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Ассистент
Декан факультета
Начальник факультета
Директор института
Начальник института
Доцент
Заведующий кафедрой
Начальник кафедры
Заместитель начальника кафедры
Профессор
Преподаватель
Старший преподаватель

Должности иных педагогических работников

Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог-библиотекарь
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Преподаватель
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор-методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер-преподаватель
Тренер-преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед

Должности руководителей образовательных организаций

Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Первый проректор
Проректор
Помощник ректора
Помощник проректора
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Старший мастер
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)

К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Наименование должности “логопед” предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Должность “преподаватель”, предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность “преподаватель”, предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

Должность “тьютор” предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

Должность “президент” предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

Должности “начальник факультета”, “начальник института”, “начальник кафедры” и “заместитель начальника кафедры” предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

от 8 августа 2013 г. N 678

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ

Примечания: 1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Наименование должности “логопед” предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Должность “преподаватель”, предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность “преподаватель”, предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

Должность “тьютор” предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

Должность “президент” предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

Должности “начальник факультета”, “начальник института”, “начальник кафедры” и “заместитель начальника кафедры” предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

ОБРАЗОВАНИЕ

Актуализирована номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

В частности, предусмотрено, что должность “советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями” может при необходимости вводиться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и (или) образовательным программам среднего профессионального образования.

При заключении трудовых договоров с иными педагогическими работниками наряду с наименованием их должности могут указываться:

– преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины, специальности и иное – для учителей и преподавателей;

– наименования кружков, секций, клубов, студий, оркестров, творческих коллективов и иное – для педагогов дополнительного образования и старших педагогов дополнительного образования;

– виды спорта, виды и направления спортивной подготовки (включая подготовку по хореографии, акробатике) – для тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей.

Утрачивает силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 08. 2013 N 678.

(Постановление Правительства РФ от 21. 2022 N 225)

Требования к образованию и стажу педагогов

Педагогические работники должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Более того, они должны отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профстандартам, если другое не установлено Законом об образовании.

При принятии педагога на работу требования к его образованию, как правило, уточняются.

Например, у учителя должно быть высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в учебном заведении.

При этом высшего или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, вполне достаточно как для работающих учителей, так и для работников, которых планируется принять на эту должность.

Те учителя, у которых нет высшего или среднего профессионального образования по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, могут быть направлены на получение дополнительного профессионального образования.

Если педагогический работник принят на работу до вступления в силу Закона об образовании (то есть до 1 сентября 2013 года) и аттестационная комиссия признала его соответствующим занимаемой должности, то на него не распространяется требование о наличии высшего или среднего профессионального образования.

Что касается стажа, то в зависимости от того, на какую должность принимается педагогический работник, требования к его стажу могут различаться. Соответствующие требования к стажу можно найти в разделе III «Должности педагогических работников» Единого квалификационного справочника и в профстандартах.

Для большинства педагогических работников требования к стажу не предъявляются, но для некоторых он все-таки необходим. Например, при принятии или переводе педагогического работника на должность старшего воспитателя, у него должен быть опыт работы в должности воспитателя не менее двух лет.

Проверка соответствия педагога предъявляемым к нему требованиям проводится путем сравнения квалификационных требований к образованию и стажу, содержащихся в ЕКС и профстандартах, с документами, которые подтверждают образование и стаж работника.

К таким подтверждающим документам относятся:

  • трудовая книжка (если ведется);
  • сведения о трудовой деятельности;
  • документы об образовании и (или) квалификации или наличии специальных знаний.

Как правило, эти документы педагогический работник представляет при приеме на работу.

Если работник по каким-либо причинам не может представить трудовую книжку, в которой отражен стаж его предыдущей педагогической работы (например, она утеряна), то подтвердить наличие специального стажа можно, например, справкой с предыдущего места работы, выписками из приказов о приеме и увольнении, а также сведениями о трудовой деятельности.

Педагог дополнительного образования (включая старшего)

Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы.

Для старшего педагога дополнительного образования – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Председатель Правительства Российской Федерации Д. МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678

НОМЕНКЛАТУРА ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Обе профессии предполагают работу с детьми. Педагог-организатор — это специалист, ответственный за общешкольную деятельность. Он устраивает школьные выставки, ярмарки, конкурсы. На специалисте лежит ответственность за взаимодействие со сторонними организациями. Например, договоренности с театрами, музеями и библиотеками. Кроме того, педагог-организатор занимается и информационной поддержкой мероприятия. Оповещает родителей и детей о его проведении, старается заинтересовать их, чтобы привлечь как можно больше посетителей. Если необходима сторонняя помощь, педагог привлекает к процессу опекунов, родительский комитет или других учителей. Составление графика мероприятий, написание сценариев, аналитическая работа для улучшения качества работы также ложатся на плечи педагога-организатора.

Педагог дополнительного образования заботится о развитии творческих или спортивных задатков ребенка. Ведение разнообразных кружков и секций, чаще всего узкопрофильных, входит в обязанности педагога ДО. В отличие от организатора, ему приходится работать с детьми разного возраста, подростками и взрослыми студентами. Фактически педагог ДО проводит раннюю профориентацию молодого поколения, отслеживая и выявляя таланты каждого ребенка.

Для любого кружка требуется набор определенных навыков. Это может быть сфера:

  • спорта;
  • робототехники;
  • рисования;
  • танцев;
  • театрального искусства;
  • литературы;
  • шахмат.

Педагог дополнительного образования находит в каждом подопечном те или иные навыки и увлечения. Таким образом он помогает ребенку определиться в выборе кружка.

Где работают специалисты

Оба специалиста могут работать в школьных и дошкольных образовательных учреждениях. В летние лагеря, творческие организации, ивент-агентства также привлекают педагогов-организаторов и ДО. В высших учебных заведениях часто создают кружки и секции, в которых студенты получают не связанные с основной специальностью навыки.

Учреждения, в которых может работать педагог-организатор:

  • детский сад;
  • дом творчества;
  • школа;
  • лагерь отдыха;
  • ВУЗ.

Где может работать педагог дополнительного образования:

Чем отличается деятельность педагога дополнительного образования от педагога-организатора

Несмотря на определенную схожесть, должностные обязанности педагогов значительно отличаются. Иногда один специалист может совмещать две профессии. Но это при условии, что он имеет соответствующее образование.

К должностным обязанностям педагога дополнительного образования относятся:

  • Привлечение посетителей в группу. Так как дополнительные факультативы не являются обязательными для посещения, специалисту нужно грамотно организовать процесс набора. Он должен составлять и реализовывать рекламные мероприятия, презентации, чтобы заинтересовать детей и мотивировать их посещать кружок.
  • Составление программ обучения. В том числе подготовка методических материалов и распределение нагрузки.
  • Обучение детей заявленным навыкам. Передача информации в простой и понятной форме, чтобы участники кружка могли применять полученные знания на практике.
  • Организация различных мероприятий, где дети могут поделиться полученными навыками. Разнообразные семинары, конкурсы, фестивали помогут ученикам показать уровень знаний и сравнить мастерство.
  • Взаимодействие с родителями и опекунами. Предоставление информации об успехах ребенка и составление планов развития выявленных способностей.
  • Обеспечение соблюдения техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
  • Оценка эффективности занятий. На основе полученных данных разработка методов обучения наиболее талантливых детей.

В обязанности педагога-организатора входят:

  • содействие выявлению и развитию талантов обучающихся;
  • изучение потребностей в проведении тех или иных образовательных мероприятий;
  • исследование интересов воспитанников с распределением по возрасту и психологическим аспектам;
  • содействие в обеспечении условий для реализации талантов ребенка;
  • организация работы кружков, клубов и секций;
  • проведение обучающих и развлекательных мероприятий;
  • руководство работой секций дополнительного образования;
  • организация экскурсий, походов, посещений театров, выставок;
  • обеспечение участия воспитанников в социально значимых проектах;
  • организация самостоятельного обучения воспитанников;
  • взаимодействие с работниками культуры и спорта для привлечения их к процессу организации досуга учеников.

Профстандарты для специалистов

Деятельность наставников регулируется двумя разными профстандартами. Для педагогов дополнительного образования применяется Приказ Минтруда России от 05. 2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Согласно ему должность может занимать специалист, имеющий диплом в сфере педагогики и в области выбранной дисциплины (творчества, спорта).

Для педагогов-организаторов действует другой профессиональный стандарт. Он регулируется Приказом Минтруда России от 10. 2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Здесь нет необходимости в наличии дополнительных навыков. Однако предусмотрены требования к знаниям базовых технологий воспитания и работы с детьми.

Требования к профессиям

Вакансию педагога дополнительного образования может занимать специалист, имеющий диплом ВУЗа или колледжа по направлению «Педагогические науки». Также важно обладать высоким уровнем компетенции в выбранной отрасли. То есть, чтобы вести какую-либо секцию, потребуется образование в сфере ИЗО, хореографии или спорта, в зависимости от вида кружка. Допустимо привлекать к работе специалистов, имеющих высшее или среднее образование по нужному предмету и окончивших курсы профессиональной переподготовки.

Педагогом-организатором может работать соискатель, окончивший ВУЗ или колледж. При отсутствии профильного образования дополнительно потребуется пройти курсы переподготовки в области воспитания.

Для двух должностей обязательно регулярное повышение квалификации. В противном случае полученные знания и навыки устаревают и не могут применяться на практике.

Руководитель кружков — это педагог дополнительного образования детей и взрослых

Кружки и секции посещают не только дети и школьники. Студентам и взрослым людям также может быть интересно получение дополнительных навыков. Поэтому педагогу важно уметь преподносить информацию увлекательно для разных возрастных категорий.

Многие педагоги работают только с одной возрастной группой. Но встречаются и универсалы, которые могут подготовить интересные обучающие программы для детей и взрослых.

Как получить образование педагога ДО

Имея высшее или среднее образование в любой специальности, можно не тратить время на обучение в ВУЗе для получения профессии педагога. Согласно профстандарту программы переподготовки достаточно, чтобы вести кружки или факультативы.

Академия бизнеса и управления системами дает возможность получить новую профессию из любого города России. Обучение проходит в дистанционном режиме и полностью соответствует требованиям законодательства. По окончании курса «Педагог дополнительного образования» слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке, которой можно использовать для трудоустройства.

В программу курса входят все необходимые для работы навыки. Слушатели изучают законодательную базу, основы психологии образования и методики педагогической деятельности. Все дисциплины преподносятся в простой и понятной форме.

Где получить образование педагога-организатора

Академия бизнеса и управления системами проводит набор на обучение педагогов-организаторов. Согласно профстандарту любой слушатель с высшим или средним образованием, пройдя программу переподготовки, имеет право занимать должность педагога-организатора.

Продолжительность обучения — 2 месяца. Все учебные материалы предоставляются дистанционно, через собственную платформу СДО на сайте Академии. Процесс организован просто и доступно для пользователей с любым уровнем владения компьютером.

За каждым слушателем закрепляется индивидуальный куратор, который поможет разобраться в сложных вопросах и не пропустить важную информацию.

Гибкий график обучения позволяет получить специальность без отрыва от основной работы.

Все программы полностью соответствуют требованиям законодательства РФ. Выдаваемые документы действительны на всей территории государства.

Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России.

Для записи на обучение достаточно подать заявку или связаться с сотрудниками АБиУС через формы обратной связи на сайте и подписать договор.

Похожие вопросы

Обоснованы ли заявления по тектсу ниже

О, здравия вопрос вот какой.

Педагог – организатор частного Центра развития детей (реализует программы дополнительного образования детей) Воронина, проработав несколько лет в занимаемой должности, с недоумением восприняла новость о том, что все педагогические работники Центра подлежат обязательной аттестации 1 раз в пять лет. Воронина, ознакомившись с приказом директора Центра о проведении аттестации под подпись, письменно обратилась к директору с вопросом: на каком основании аттестация проводится в отношении педагогических работников частных образовательных организаций, ведь, занимая ранее аналогичную должность в муниципальном Центре организации досуга, она подтвердила свое соответствие занимаемой должности.

Б) необходимости вновь через 5 лет подтверждать свое соответствие занимаемой должности, если трудовая деятельность осуществляется по той же должности, но в другой образовательной организации.

с организацией, осуществляющей образовательную деятельность ИЛИ с организацией.

Я работаю в управлении по организации образовательной деятельности методистом по учебным дисциплинам и воспитательной работе отдела методического обслуживания, имею педагогическое образование. До 2017 года отпуск нам (методистам) к очередному отпуску добавляли 14 дней дополнительного отпуска, как педагогическим работникам – это прописано в трудовом договоре. В этом году нас ознакомили с тем, что методисты управления образования НЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ и дополнительный отпуск 14 дней нам не будет предоставляться.

Согласно закону об образовании «педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности».

Права ли я, читая данный текст Закона так: “Согласно закону об образовании «педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, организации образовательной деятельности». с организацией, осуществляющей образовательную деятельность ИЛИ с организацией осуществляющей организацию образовательной деятельности?

Если так, то методисты управления по организации образовательной деятельности должны быть педагогическими работниками.

Если есть другие толкования, мнения, пожалуйста, убедите меня в том, что я не права. Спасибо.

Как мне поступить, если пенсионный фонд отказывает в назначении.

Пожалуйста, как мне поступить, если пенсионный фонд отказывает в назначении мне досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, потому что в трудовой книжке и в приказе за 1988 год в должности “организатора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе” отсутствует запись “с детьми”. Хотя в Приложении к приказу Министерства просвещения СССР от 20 февраля 1978 года в квалификационных характеристиках должностей другой должности “организатора” нет. А в штатных расписаниях эта должность вообще указывалась как “организатор”. Квалификационные характеристики должностей педагогических работников измененны после 1990 года, где вводится должность педагога организатора, а должность организатора по внеклассной и внешкольной работе с теьми заменеа долностью заместителя директора по воспитательной работе.

Образования. Правомерно ли это.

Помогите разобраться в следующем вопросе: Работаю в дополнительном образовании на основной должности педагог-организатор. Прошла аттестацию год назад. Но кроме этого по срочному договору принята педагогом доп. образования на 4 часа. Администрация учреждения требует прохождения аттестации на соответствие по педагогу доп. образования. Правомерно ли это.

МБОУ Большемаресьевская основная школа. Правильно написано или нет в Уставе школы?

В Уставе школы в разделе: «ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ВИДЫ ОСНОВНОЙ И ИНОЙ, ПРИНОСЯЩЕЙ ДО-ХОД, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ».

Школа осуществляет следующие основные виды деятельности:

осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего образова-ния;

– осуществление образовательной деятельности по дополнительному образованию – до-полнительное образование детей и взрослых по дополнительным общеобразовательным про-граммам – дополнительным общеразвивающим программам.

ЕСЛИ В ЛИЦЕНЗИИ НАПИСАНО: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРАВО ОКАЗЫВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ВИДАМ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ, ПО ПРОФЕССИЯМ, СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ, НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ (ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ), ПО ПОДВИДАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, УКАЗАННЫМИ В ПРИЛОЖЕНИИ ЛИЦЕНЗИИ

В ПРИЛОЖЕНИИ: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ

– ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Для справки: Школа общеобразовательная (1-9 классы)

дополнительное образование реализуется через кружковую работу.

Единовременное пособие молодым специалистам педагогам.

Педагогу – молодому специалисту выплачивается единовременное пособие в размере шести должностных окладов на хозяйственное обзаведение при трудоустройстве в муниципальную образовательную организацию.

На единовременное пособие районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера не начисляются. -так гласит постановление.

Педагог – молодой специалист – выпускник образовательной организации высшего образования или профессиональной образовательной организации в возрасте до 35 лет, приступивший в течение года с момента окончания образовательной организации (не считая периода отпуска по беременности и родам; отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; периода времени по уходу неработающего выпускника образовательной организации (матери, отца) за ребенком до достижения им возраста трех лет; периода прохождения военной службы по призыву) к работе в муниципальной образовательной организации Печенгского района, осуществляющей образовательную деятельность, в должности педагогического работника. Такой педагог в течение первых трех лет работы с момента трудоустройства считается молодым специалистом. К педагогам – молодым специалистам относятся также педагогические работники муниципальных образовательных организаций

Печенгского района, осуществляющих образовательную деятельность, получившие педагогическое образование без отрыва от трудовой деятельности впервые.

Но будет ли мне эта выплата, если я работаю с 2011 года воспитателем, а диплом о высшем педобразовании получила в этом году.

Правила исчисления педагогического стажа

Помимо списка организаций и должностей, работа в которых является необходимым условием льготного выхода на пенсию для педагогов, постановление № 781 так же содержит свод правил исчисления льготного стажа для педагогов. Согласно этим правилам различные должности могут иметь ограничения или преимущества при расчете педагогического стажа.

Рассмотрим основные  из этих правил.

  • С 1 сентября 2000 года в педагогический стаж засчитывается только работа на полную ставку. При этом возможно совмещение нескольких должностей в один период времени, и если работа по ним суммарно составляет полную ставку, этот период засчитывается в специальный стаж. Работа педагога до 1 сентября 2000 года засчитывается независимо от выработки нормы.
  • Для сотрудников ряда учреждений (социального обслуживания, для детей нуждающихся в специальной помощи), а также для музыкальных руководителей обязательна выработка нормы рабочего времени, независимо от периода выполнения работы.
  • Работа учителей начальной школы и учителей сельских школ засчитывается в педагогический стаж независимо от выполнения нормы рабочего времени.
  • Работа в должности директора образовательного учреждения с 1 сентября 2000 года засчитывается только при условии ведения преподавательской деятельности не менее 240 часов в год для общеобразовательных учреждений и 360 часов в год для среднего специальных. До 2000 года такая работа включается в педагогический стаж независимо от преподавания.
  • Работа в должностях списка в учреждениях среднего специального и начального профессионального образования, вечерних школах засчитывается в педагогический стаж при условии, что в учреждении в указанный период обучалось не менее 50% детей до 18 лет.

Что входит в педагогический стаж

Помимо непосредственно работы в указанных должностях в педагогический стаж входят и другие периоды жизни и деятельности, при выполнении определенных условий, а именно:

  • Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, суммарно не более 6 лет, при условии что такой отпуск начинался до 6.10.1992, когда в силу вступил закон, согласно которому отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в педагогический стаж не включается.
  • Курсы повышения квалификации, если они проходили после 1.09.2000 и в годы их прохождения была выполнена годовая норма рабочего времени соответствующего ставке заработной платы.
  • Время обучения в ВУЗе, если обучение было завершено до 1 октября 1993 года, и непосредственно до начала и после завершения обучения осуществлялась педагогическая деятельность.
  • Прохождение срочной службы в армии, при условии что служба была завершена до 1 октября 1993 года. Нередко для включения данного периода в педагогический стаж необходимо обращаться в суд.
  • Периоды временной нетрудоспособности (больничный).
  • Оплачиваемые отпуска, кроме учебного отпуска.

Как меняются условия льготного стажа для учителей с 2020 года

В связи с пенсионной реформой с 2020 года условия льготного выхода на пенсию для педагогов изменились. Основные изменения в вопросах досрочного выхода на пенсию учителями касаются применения индивидуальных пенсионных баллов (ИПК) и отсрочки выхода на пенсию по выслуге лет. Период с 2020 по 2025 годы является переходным для полного внедрения новых условий, поэтому в разные годы этого периода по ним будут применяться разные ограничения.

Так, в 2020 году для льготного выхода на пенсию необходимо наличие 18,6 баллов, в 2025 году этот показатель достигнет 30 и закрепится на этом уровне, для чего значение будет увеличиваться каждый год на 2,4 балла. Минимально необходимое количество пенсионных баллов для досрочного выхода на пенсию в зависимости от года

Год выхода на пенсию202020212022202320242025
ИПК18,62123,425,828,230

Что касается отсрочки оформления пенсии после выработки педагогического стажа продолжительностью 25 лет, максимальное значение этого периода будет достигнуто к 2023 году и составит 5 лет. То есть, если раньше пенсию по выслуге лет можно было оформить сразу, как только педагогический стаж составлял 25 лет, то теперь выйти на пенсию можно будет только по истечению периода отсрочки после его выработки. В 2020 году период отсрочки составляет 1,5 года. Далее каждый год его продолжительность увеличивается.

Период отсрочки оформления льготной пенсии для учителей в зависимости от года выработки педагогического стажа

Год выхода на пенсию2020202120222023
Период отсрочки1,5345

Льготный выход на пенсию для педагогов с 2020 года

Год выработки педагогического стажа
 Условия для досрочного выхода на пенсиюГод выхода на пенсию
 
Период отсрочкиБаллы             
2020 – I полугодие1,5212021 – II полугодие
2020 – II полугодие1,523,42022 – I полугодие
2021328,22024
20224302026
20235302028
20245302029

Как посчитать педагогический стаж по новым условиям

Расчет педагогического стажа в 2020 году производиться согласно законодательным актам пенсионного законодательства разных лет и  федеральному закону № 350-ФЗ от 03. 2018 г. , в зависимости от периодов работы каждого конкретного педагога. В основе расчета используются список должностей и учреждений и свод правил исчисления педагогического стажа, которые содержатся в постановлении № 781.

Рассмотрим некоторые примеры расчета.

Заявитель закончил педагогический ВУЗ в 1995 году. 1995 — 2012 г. — работа учителем средней школы. 2012 – 2015 г. — работа заведующим учебной частью. 2015 г. – начало 2020 года —  работа в должности директора средней школы с ведением преподавательской деятельности. В данном случае заявитель имеет педагогический стаж в 25 лет, при условии выработки нормы рабочего времени равной ставке в должности учителя и завуча и ведения преподавательской деятельности в должности директора не менее 240 часов в год. Период обучения в ВУЗе не включается. Может претендовать на досрочный выход на пенсию во втором полугодии 2021 года (отсрочка) при наличии 21 пенсионного балла.

Заявительница имеет следующие периоды:
с 15 августа 1991 года по 17 января 1992 года – работа учителем в средней школе;
с 18 января 1992 года по 1 сентября 1993 года — декретный отпуск;
с 1 сентября 1993 года по 20 августа 2000 года —  работа учителем в средней школе;
с 21 августа 2000 года по 23 августа 2004 года — работа учителем в средней школе на ½ ставки;
с  24 августа 2004 года по 20 августа 2020 года — работа учителем в средней школе.

В данном случае общий стаж составляет 29 лет, но педагогический — также 25. В него включен период декретного отпуска, так как он начался до октября 1992 года, но не включен период работы на 0,5 ставки. Заявительница может выйти на пенсию в первом полугодии 2022 года и должен иметь при этом 23,4 пенсионных балла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *