Образец положения об оплате труда работников

Стимулирующие выплаты в Российской ФедерацииПравить

Согласно статье 129 ТК РФ к стимулирующим выплатам относятся:

  • доплаты и надбавки стимулирующего характера (устанавливаются работнику за более высокую квалификацию, значительный опыт работы);
  • премии;
  • иные поощрительные выплаты.

Согласно статье 135 ТК РФ cтимулирующие выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, которые принимаются с учётом мнения представительного органа работников (при его наличии), и не должны ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством, что также следует из положений статьи 8 ТК РФ. Таким образом, если коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом работодателя предусмотрены стимулирующие выплаты, условие о них должно содержаться в трудовых договорах работников.

Доплаты и надбавки стимулирующего характера

Доплаты и надбавки стимулирующего характера могут выплачиваться в конкретной денежной сумме или в определённом проценте от оклада (тарифной ставки).

Премирование работников — это один из видов поощрения работников, которые добросовестно исполняют трудовые обязанности согласно статье 191 ТК РФ. В положении о премировании (коллективном договоре, соглашении) предприятия целесообразно указывать, в частности:

  • перечень должностей премируемых работников;
  • размеры и шкалу премирования;
  • периодичность премирования (за месяц, квартал, год или иной период).

Минтруд России в письме от 21. 2016 N 14-1/В-911 отметил, что премии являются одной из составляющих заработной платы и выплачиваются за более продолжительные периоды, чем полмесяца, и что премии начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей после того, как будет проведена оценка показателей. Сроки выплаты премий могут устанавливаться локальным нормативным актом. Таким образом, премия по итогам работы за месяц может выплачивается в месяце, следующем за отчетным, по итогам работы за год — в марте следующего года, или в конкретные даты согласно статье 136 ТК РФ.

  • методика расчета размера выплат при назначении премий конкретного вида;
  • основания, показатели, условия начисления премии;
  • условия, при которых премия не выплачивается либо выплачивается в меньшем размере.

Формирование систем оплаты труда

В разделе, посвященном принципам формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, сделаны дополнения, касающиеся конкретизации обеспечения повышения уровня реального содержания зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений, – это один из принципов, по которым формируется система оплаты труда.

Итак, для обеспечения указанного уровня в том числе:

Правовые позиции КС РФ необходимо иметь в виду и при обеспечении права работника на своевременную и в полном размере выплату ему справедливой заработной платы не ниже МРОТ (пп. «з» п.

Перечень норм и условий оплаты труда

В разделе «Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ» изменения не очень существенные. Обратим внимание на то, что при составлении трудового договора с работником (дополнительного соглашения к трудовому договору) следует учитывать требования к системам оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, в том числе применение коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов (пп. «в» п.

Системы оплаты труда работников учреждений

В разделах, посвященных системам оплаты труда работников федеральных, государственных и муниципальных учреждений, главные изменения касаются учета требований применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов. Это необходимо учитывать при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (пп. «е» п. 7, п. 11), при формировании фонда оплаты труда (пп. «и» п.

Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров существенных изменений не претерпели.

При формировании системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений стоит обратить внимание на корректировку пп. «е» п. 32 Рекомендаций по системам оплаты труда. При введении новых систем оплаты и их изменении (совершенствовании) сумма выплат работнику: по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, не может быть в абсолютном выражении меньше суммы аналогичных выплат в действующих системах оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей и выполнения работ той же квалификации. Иными словами, если система оплаты труда меняется, но объем работы и трудовые обязанности – нет, то сумма выплат работнику не может быть уменьшена.

Оплата труда работников сферы образования

Пункт 36 Рекомендаций по системам оплаты труда достаточно объемный. Следует обратить внимание на еще одно новшество.

Определение размеров стимулирующих выплат педагогам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также компенсационных выплат, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с общественно опасным поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки. Ранее определение размера стимулирующих и компенсационных выплат было более сложным.

В разделе появилось дополнение, согласно которому на 2021–2023 годы целесообразно устанавливать ЛНА организации по должностям, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, верхний предел учебной нагрузки по должности доцента не более 850 часов в год, по должности профессора – не более 800 часов.

При расчете норм времени педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, 1 академический час учебной нагрузки принимается за 1 астрономический час рабочего времени.

Оплата труда работников учреждений здравоохранения

Раздел «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» содержит ряд значимых нововведений.

Согласно новому пп. «б» п. 37 при установлении порядка формирования размеров должностных окладов (окладов) работников следует предусматривать единые размеры окладов в однотипных учреждениях по одинаковым должностям (профессиям).

В подпункте «в» п. 37 появилось важное дополнение: теперь доля выплат по окладам в структуре зарплаты не ниже 55% будет исчисляться без учета компенсации за работу в особых климатических условиях.

Нововведением является и то, что порядок повышения уровня оплаты труда младшего и прочего персонала, не участвующего в реализации базовой программы ОМС, будут определять органы исполнительной власти субъекта РФ (пп. «м» п. 37).

Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения – участников пилотного проекта следует учесть нормы п. 1 Рекомендаций по системам оплаты труда. В целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников необходимо:

а) утвердить НПА субъектов РФ, ЛНА учреждений здравоохранения, направленных на формирование систем оплаты труда в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ об утверждении размера расчетной величины, групп должностей медработников учреждений для установления должностных окладов, региональных коэффициентов, коэффициентов сложности труда, единых перечней компенсационных и стимулирующих выплат, размеров и условий осуществления указанных выплат;

б) при введении новых систем оплаты труда медработников обеспечить гарантию, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 01. 2021 № 847, в части неснижения уровня оплаты их труда.

Оплата труда работников учреждений физической культуры и спорта

В разделе «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта» рассмотрим только одно существенное дополнение – стимулирующие выплаты к ставке заработной платы, окладу (должностному окладу) в размере 15% рекомендовано устанавливать не только в государственных и муниципальных учреждениях физкультуры и спорта, имеющих право использовать в своих наименованиях слово «олимпийский», но и в имеющих право использовать слова «паралимпийский», «сурдлимпийский» или образованные на их основе слова и словосочетания (п. 39).

Оплата труда работников учреждений ветеринарии

Именно в рамках реализации данного соглашения следует повышать оплату труда работников госучреждений ветеринарии за счет всех источников финансирования для поэтапного достижения уровня оплаты труда не ниже размера среднемесячной заработной платы по субъекту РФ (пп. «е» п. 40), а также производить выплату процентной надбавки к заработной плате молодежи (ранее было – лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее 5 лет (пп. «н» п. 40).

Отметим также, что, как следует из пп. «л» п. 40 Рекомендаций по системам оплаты труда, надо установить стимулирующую надбавку за стаж непрерывной работы (выслугу лет) в госучреждениях ветеринарии в процентах к должностному окладу: 5% при выслуге от 1 до 3 лет. Ранее данного условия не было, проценты по выслуге начислялись от 3 лет (10%).

Мы рассмотрели наиболее существенные дополнения в Рекомендациях по системам оплаты труда. Разделы «Общие положения», «Системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров», «Формирование фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях», «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в сфере культуры» остались без существенных изменений.

Можно ли не оформлять положение об оплате труда и могут ли за это наказать

Положение об оплате труда — это один из внутренних документов работодателя. Он необходим не только для описания применяемой системы расчета и вознаграждения за труд, но и для закрепления в организации системы материального стимулирования и поощрения работников.

Это положение обосновывает правомерность включения в налоговые расходы зарплатных затрат. Его отсутствие резко снижает шансы доказать налоговикам правомерность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль или УСН-налогу на премии, доплаты, компенсации и иные подобные выплаты.

Обязан ли работодатель выплачивать премию, узнайте по ссылке.

Учитывая эти достоинства положения, налогоплательщики в большинстве случаев не жалеют времени и сил на его разработку.

Обойтись без такого документа можно только в одном случае — если все условия оплаты труда описаны в трудовых договорах с работниками или в коллективном договоре либо все работники фирмы трудятся в условиях, исключающих какие-либо отклонения от обычных (не работают сверхурочно, в ночное и праздничное время). В этом случае можно отдельное положение не оформлять.

В законодательстве нашей страны отсутствует безусловное требование о разработке и применении положения об оплате труда для каждого работодателя. Не установлены и какие-либо требования к форме, виду и содержанию этого документа. Поэтому за произвольную форму положения или его отсутствие как отдельного документа наказания не последует.

А в случае внесения изменений в условия труда возможны споры как с сотрудниками, так и с трудовиками. Как правильно утвердить положение об оплате труда и избежать претензий, узнайте из консультации эксперта Минтруда. Для этого пройдите быструю регистрацию в системе КонсультантПлюс и получите пробный доступ беплатно.

Положение об оплате труда и премировании работников

Поскольку законодательных требований по данному вопросу не существует, в разных компаниях можно встретить разнообразные варианты оформления внутренних документов, связанных с исчислением и выплатой зарплаты работникам.

Например, положение об оплате труда оформляют как отдельный документ, а условия премирования прописывают в другом локальном акте — положении о премировании и материальном стимулировании работников. Можно предусмотреть и иные зарплатные положения: об индексировании заработной платы, суммированном учете рабочего времени и т.

Отдельные работодатели ограничиваются утверждением только одного документа — коллективного договора, в котором оговаривают все необходимые аспекты зарплатной политики.

О назначении и особенностях коллективного договора читайте в материале «Коллективный договор как форма социального партнерства».

Решение вопроса о том, прописывать ли все необходимые зарплатные нюансы в одном документе или оформлять отдельными положениями каждый существенный вопрос, остается за руководством фирмы или работодателем-ИП. Если принято решение объединить вопросы системы оплаты и особенности премирования в едином положении, необходимо максимально скрупулезно прописать в этом документе все нюансы.

О том, какими могут быть премии и вознаграждения для работников, читайте в статье «Какие бывают виды премий и вознаграждений работникам?».

Табличная часть положения

В структуре положения из рассмотренного примера все доплаты, компенсации и премии вынесены в отдельные табличные разделы. Это делать необязательно — текстовая форма изложения также может применяться. В данном случае такой прием структурирования информации применен с целью наглядности и простоты восприятия.

О том, какие выплаты образуют систему оплаты труда, читайте в статье «Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы».

Таблица «Доплаты» содержит перечисление тех добавок к зарплате, которые применяются у работодателя. Например, это могут быть дополнительные выплаты, связанные со сверхурочными работами, за ночную работу или труд работника в праздник и иные доплаты.

По каждому виду доплат в таблице проставляются соответствующие процентные ставки. Например, за работу в ночное время доплата составляет 40% часовой ставки (для рабочих-повременщиков). В отдельной графе таблицы (она может называться «Примечание») указываются необходимые поясняющие данные. Например, по доплате за ночную работу в этой графе приводится период, считающийся ночным: с 22:00 до 6:00.

Структура таблицы «Компенсации» аналогична вышеописанной. Перечисленные компенсации (например, за вредные и опасные условия труда, при увольнении, сокращении и др. ) дополняются соответствующей суммой или алгоритмом расчета.

Таблица «Надбавки» присутствует в положении только в том случае, если такой вид денежных добавок к зарплате у работодателя существует. В качестве примера можно привести надбавку за стаж работы. При этом подробно требуется пояснить, за какой период какой размер надбавки полагается. Например, за стаж работы от 4 до 7 лет, добавка к зарплате составит 12%, от 7 до 10 — 15%, а свыше 10 лет — 18% от начисленной зарплаты.

Аналогичным образом заполняются остальные таблицы.

Образец положения об оплате труда работников

Нужно ли каждый год пересматривать положение об оплате труда

Положение об оплате труда может быть утверждено работодателем единожды и действовать без ограничения срока (бессрочно). Законодательством никаких особенностей для срока действия такого документа не установлено.

Необходимость в ежегодном пересмотре положения может возникать в тех случаях, когда работодатель осваивает новые виды деятельности с привлечением работников различных профессий, по которым необходим пересмотр или дополнение существующих СОТ и стимулирующих выплат, или условия труда меняются.

Работодатель и работники заинтересованы в поддержании своих внутренних локальных актов в актуальном состоянии и должны своевременно выступать инициаторами их пересмотра, в том числе и рассматриваемого положения.

Что указать в приказе об утверждении положения об оплате труда, расскажем здесь.

Какие нюансы предусматриваются в положении при сдельной оплате труда

Сдельная зарплата является одной из форм оплаты труда, при которой заработанная сумма зависит от количества изготовленных работником единиц продукции или выполненного объема работ. При этом учитываются качество выполненной работы, сложность исполнения и условия труда.

Существует несколько видов сдельной зарплаты:

  • простая;
  • сдельно-премиальная;
  • аккордная.

В ее основе лежат сдельные расценки, а остальные зарплатные добавки (например, премия за отсутствие брака) устанавливаются в твердой сумме или в процентах от заработанной суммы.

В зависимости от применяемых видов сдельной оплаты труда в положении предусматриваются особенности начисления и выплаты зарплаты с учетом всех нюансов данной СОТ у конкретного работодателя.

Как организации перейти на новую систему оплаты труда узнайте в готовом решении КонсультантПлюс.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПО ВИДУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ “ОБРАЗОВАНИЕ”

В соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; 2017, N 47, ст. 6985), приказываю:

Утвердить прилагаемое Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности “Образование” (далее – Примерное положение).

Рекомендовать федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям сферы образования, подведомственным Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, привести в трехмесячный срок со дня государственной регистрации настоящего приказа Министерством юстиции Российской Федерации системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением.

Признать не подлежащим применению приказ Федерального агентства научных организаций от 21 апреля 2015 г. N 10н “Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы образования, подведомственных Федеральному агентству научных организаций” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г. , регистрационный N 37218).

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр В. ФАЛЬКОВ

УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 1 февраля 2021 г. N 71

Положение об оплате труда не считается обязательным документом с точки зрения закона. Должностной оклад, даты выплаты зарплаты и прочие условия можно прописать и в трудовом договоре, а правила начисления премий и компенсаций — в коллективном договоре

Положение об оплате труда – это локальный нормативный акт, в котором закрепляют применяемые в компании системы оплаты труда , доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, механизмы начисления и выплаты заработной платы (ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ)

Доплаты и надбавки стимулирующего характера могут выплачиваться в конкретной денежной сумме или в определённом проценте от оклада (тарифной ставки). Премирование работников — это один из видов поощрения работников, которые добросовестно исполняют трудовые обязанности согласно статье 191 ТК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *