Образовательная программа дополнительного образования — классификация, нормативно-правовая основа

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург, участник сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по теме “Цифровая дидактика профессионального образования”) разработал  СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ

В современных условиях цифровизации значительно расширился понятийный аппарат, а также увеличилось количество онлайн-сервисов и инструментов для реализации образовательного процесса. Издание позволит сориентироваться в широком спектре цифровых сервисов и выбрать необходимый в зависимости от требуемых результатов. При составлении словаря использованы источники, перечень которых приводится в конце основного текста.

Словарь терминов и понятий цифровой дидактики содержит три раздела. В первом (словарном) разделе представлены основные понятия и термины, которые применяются в цифровой дидактике.

Второй раздел представлен в качестве путеводителя по онлайн-сервисам и называется «Цифровой ликбез: копилка цифровых сервисов онлайн-образования», которые позволят сориентироваться преподавателю в широком спектре сервисов как для персонального использования, так и применения в образовательном процессе. В качестве примеров приведены бесплатные (условно бесплатные) онлайн-сервисы, а также открытые онлайн-площадки для самообразования.

Третий раздел «Карта онлайн-сервисов для образования» визуализирует онлайн-сервисы, описанные во втором разделе, в виде инфографики.

Предназначено для научных и педагогических работников образовательных организаций, специалистов в области электронного и цифрового образования, а также всех интересующихся цифровой дидактикой.

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте

Глоссарий психологических и педагогических терминов разработан для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Глоссарий содержит список наиболее употребляемых терминов и понятий, расположенных в логике содержания лекционного материала по дисциплине «Психология и педагогика», по двум разделам: «психологические термины», «педагогические термины». Общее количество психологических терминов -110, педагогических терминов – 60. Также данное издание может быть полезно студентам, обучающимся по образовательным программам высшего образования при изучении педагогических дисциплин.

Образовательная программа дополнительного образования — классификация, нормативно-правовая основа

Глоссарий психологических и педагогических терминов к дисциплине «Психология и педагогика» предназначен для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Основное назначение глоссария – формирование понятийно-категориального аппарата студентов по одному из видов будущей профессиональной деятельности, а именно, по педагогической деятельности. «Психология и педагогика» является дисциплиной, обеспечивающей формирование у студентов магистратуры целостной системы представлений о педагогике как науке и практике современного образования, в основе которой лежат психологические закономерности развития личности, психологические законы обучения и воспитания.

Дата публикации: 15. 2021 02:24 UTC

Рыбникова :: 2018 :: психология :: педагогика

Следующие учебники и книги:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-

неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование – специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических ценностных установок; способствует профориентации, придает становлению человека новое качество. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное развитие личности.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г. ) и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (1997 г. ) определены основные задачи для этих учреждений:

– обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет;

– адаптация их к жизни в обществе;

– формирование общей культуры;

– организация содержательного досуга.

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –

специалист, содействующий развитию дополнительного образования в конкретном учреждении, владеющий методикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования.

ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –

сложилась в учреждениях дополнительного образования (но может быть использована и в общеобразовательном учреждении при условии учета его специфики).

Среди отличительных черт педагогики дополнительного образования можно выделить следующие:

-свобода выбора ребенком программы дополнительного образования и видов деятельности в ее границах;

-создание условий для самореализации личности цивилизованными способами;

-признание за ребенком права на пробы и ошибки в выборе, права на пересмотр возможностей в самореализации;

-создание ситуации успеха для каждого;

-применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им программы дополнительного образования, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности.

деятельность, ориентированная на будущее управленческое знание, определяющее принцип связи концептуально заданных стратегических целей, условий и способов их достижения, форм организации предстоящей работы исторически социально конкретной ситуации.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА –

нормативный ориентирующий документ творческой деятельности учителя, фиксирующий содержание учебного предмета; должен отражать научные и мировоззренческие направления содержания знаний и умений.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ –

образовательные программы, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. К ним относятся образовательные программы различной направленности в образовательных и профессиональных учреждениях, расширяющие содержание основных общеобразовательных программ за пределами, определяющими их статус.

учреждения дополнительного образования детей – это новый вид организационно – нормативного, оперативного документа, предусмотренный Законом Российской Федерации «Об образовании»

НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ –

совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы образовательных программ.

Направленность реализуемых учреждением дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности.

Выделяются следующие направленности дополнительных образовательных программ:

– спортивно – техническая;

-физкультурно – спортивная;

– художественно – эстетическая;

– туристско- краеведческая;

Образовательная программа дополнительного образования — классификация, нормативно-правовая основа

– социально – педагогическая;

– культурологическая.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ИЛИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА –

может представлять собой:

– документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования;

– часть образовательной программы, расширяющую одну из образовательных областей основного образования, определенного учебного предмета и позволяющую ребенку в этой области самоопределиться и реализовать себя;

– предметную программу, составную часть образовательной программы учреждения;

– документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности; условия, методы и технологию достижения целей и предполагаемый конечный результат;

– индивидуальный образовательный маршрут человека, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, прогнозируемый ее составителями.

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ –

промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.

АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ –

Разбор содержания учебного занятия по составным частям с разных точек зрения для оценки его в целом; является одним из основных способов изучения и обобщения опыта, непременным условием совершенствования педагогического мастерства, а также одним из способов обучения студентов – будущих педагогов дополнительного образования.

Включает в себя следующие понятия:

– логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных качеств и свойств;

– разделение объекта на составные части;

– метод научного исследования, мысленное или реальное расчленение объекта исследования на составные части, элементы;

– начальный этап научного исследования, позволяющий перейти от общего описания какого – либо объекта (явления) к выявлению его внутреннего строения, состава, определению свойств его отдельных частей, соотношений между частями.

Различают следующие виды анализа:

– количественный, основу которого составляют статистические данные, характеризующие многостороннюю деятельность учреждения. При его проведении анализируется динамика и структура показателей (за несколько лет), проводится сравнительный анализ отдельных данных;

– качественный, в ходе которого анализируется содержание работы, ее специфика, направленность; дает ответы на вопросы: как ведется работа, какими средствами достигнуты те или иные успехи, или в чем проявились недостатки.

самостоятельное выявление педагогами достоинств и недостатков в деятельности учреждения дополнительного образования детей и определение путей ее возможного улучшения.

Основными задачами самоанализа в образовательном учреждении дополнительного образования детей являются:

выявление результативности и качества образовательной деятельности учреждения;

выявление достоинств и недостатков в деятельности учреждения дополнительного образования детей;

определение путей возможного улучшения деятельности.

Различаются следующие направления самоанализа:

– рациональное использование прежнего опыта, традиционных методик;

– внедрение новых методик и технологий в практику;

– разумное сочетание традиционных и инновационных методик и технологий при раскрытии конкретного содержания;

– осуществление обратной связи в процессе самоанализа.

‍Академическая задолженность

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам без уважительных причин. Не является препятствием для продолжения учёбы. На устранение даётся две попытки в течение года (статья 58 закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Альтернативное образование

В России представлено в виде семейного образования и школ, работающих по различным авторским методикам. Например, Монтессори или Вальдорф.

Анскулинг

Обучение без программы и промежуточных аттестаций. Ребёнок ничему не учится целенаправленно, новые знания получает в игре, творчестве, путешествиях и общении. По закону «Об образовании в Российской Федерации» анскулинг не является формой обучения. В нашей стране не запрещён, но и напрямую не разрешён.

Аттестат

Документ, который подтверждает уровень образования. В России выдаётся после 9 и 11 классов при успешной сдаче основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ). В первом случае называется «Аттестат об основном общем образовании», во втором — «Аттестат о среднем (полном) общем образовании».

Аттестация промежуточная

Подтверждение знаний по школьным предметам за определённый период. Проводится один или несколько раз в год школами, у которых есть государственная аккредитация. Задача — продемонстрировать, что уровень образованности ученика не ниже государственного стандарта.

Вебинар

Урок, который проводится через интернет. Учитель находится в классе с видеокамерой, а ученики — перед своими компьютерами. Ребята могут задавать вопросы в чате и сразу получать ответы.

Государственный выпускной экзамен (ГВЭ)

Это разновидность государственной итоговой аттестации, которую сдают школьники 9 и 11 классов в России. ГВЭ–9 — это вариация ОГЭ в девятом классе, а ГВЭ–11 — вариация ЕГЭ в 11 классе. От обычной аттестации отличается тем, что этот экзамен предназначен для детей-инвалидов, учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), школьников, отбывающих наказание в исправительных колониях, воспитанников специализированных школ или интернатов закрытого типа.

Государственная итоговая аттестация (ГИА)

Обязательная проверка знаний при любых формах получения образования. После 9 класса проходит в форме ОГЭ, а по окончании 11 класса — в форме ЕГЭ. Проводится учреждениями с государственной аккредитацией.

Дистанционное образование (ДО)

Обучение в интернете. Другое название — «удалённое» и «онлайн-обучение». Такой вид образования можно использовать в дополнение к аудиторной работе или в качестве самостоятельного варианта, если ребёнок не учится в школе офлайн.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)

Онлайн-технологии для взаимодействия учеников и педагогов (статья 16 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Дети, осваивающие программу с применением ДОТ, обычно находятся на заочной или семейной форме обучения.

Договор об аттестациях

Соглашение между аккредитованной образовательной организацией и родителями учащегося. Помогает упорядочить отношения со школой, разграничивает права и обязанности сторон, устанавливает сроки и формы промежуточных аттестаций. Договор о промежуточных аттестациях важно оформлять для того, чтобы ребёнок переходил из класса в класс без проблем.

Домашнее обучение

Учёба в домашней обстановке. Не является самостоятельной формой обучения. Ребёнок в этом случае находится на заочке или семейном образовании. Организация учебного процесса лежит на родителях. В отличие от надомного обучения, доступно всем.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

Форма государственной итоговой аттестации, которая позволяет получить документ о среднем (полном) общем образовании. Это главный экзамен для российского школьника: проводится по единому расписанию, а задания и бланки ответов стандартизированы.

Заявление об отчислении

Документ, который составляют в произвольной форме для того, чтобы забрать документы из школы и перейти на семейное образование или самообразование.

Заочное обучение

Форма обучения. Выражается в том, что ребёнок не ходит в школу каждый день, а осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. При этом он находится в числе обучающихся школы: нельзя менять программу и необходимо придерживаться графика аттестаций.

Индивидуальный учебный план (ИУП)

Документ, в котором есть перечень предметов и трудоёмкость — количество часов в неделю — для одного ребёнка.

Контингент школы

Все учащиеся, которые зачислены в образовательную организацию и должны подчиняться её уставу, расписанию и другим правилам.

Классный руководитель

Анализирует посещаемость занятий и успешность выполнения заданий своего класса или всей параллели. Проводит групповые видеовстречи с детьми, где обсуждаются организационные и технические вопросы, аттестации, внеурочные мероприятия и другие моменты, связанные с учебным процессом.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей с серьёзными заболеваниями. Ребёнок может проходить индивидуальные или общеобразовательные программы на дому или в больнице. Не является самостоятельной формой обучения, учащийся остаётся в контингенте школы.

Наставник

Помощник в учёбе. Наставник в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учит ребёнка заниматься на онлайн-платформе школы, пользоваться электронными учебниками, управлять временем и развивать самодисциплину. Если нужно, составляет индивидуальное расписание.

Обучает техникам конспектирования и способам запоминания. Формирует навыки будущего: эффективная коммуникация, проектирование, критическое мышление. Информирует об аттестациях, олимпиадах, внеурочных мероприятиях онлайн-школы.

Обучающийся

Тот, кто осваивает образовательную программу. В контексте общего образования — школьник или хоумскулер.

Олимпиада

Состязание обучающихся для демонстрации знаний и навыков по одному или нескольким предметам. В России проводится множество предметных олимпиад разного уровня и престижности. За победу в олимпиаде, входящей в перечень Российского совета олимпиад школьников (РСОШ), можно получить льготы при поступлении в вуз.

Онлайн-школа

Платформа, где можно получать знания по школьным предметам из любой точки мира и с любого устройства. Онлайн-обучение даёт возможность развивать сильные стороны ученика, но для этого требуется высокий уровень организованности у ребёнка, а также готовности его семьи создать подходящие условия. В «Домашней школе Фоксфорда» обучение проводится на портале foxford.

Основной государственный экзамен (ОГЭ)

Форма государственной итоговой аттестации, позволяющая получить аттестат об основном общем образовании. Сдаётся по окончании девяти классов. Сдав экзамены в формате ОГЭ, можно поступить в колледж или продолжить обучение в 10–11 классах.

Общее образование

Первый уровень образования. Направлен на развитие личности и приобретение знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (статья 2 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Состоит из дошкольного (детский сад), начального (1–4 классы), основного общего (5–9 классы), среднего (полного) общего (10–11 классы) и дополнительного (кружки, секции, курсы) образования.

Прикрепление

Зачисление в контингент школы. На семейном образовании — в период аттестации. В это время ребёнок становится экстерном и имеет равные с другими учениками академические права.

Самообразование

Форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется к учащимся старше 15 лет или тем, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.

Семейное образование

Форма получения образования, которая предусматривает изучение образовательной программы вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Даёт свободу и позволяет персонализировать учебный процесс. Ответственность за качество обучения лежит на родителях.

Социализация

Процесс усвоения ребёнком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Подразумевает общение с людьми разных возрастов, национальностей, профессий и социального статуса. Социализацию часто путают с коммуникацией, а её отсутствие ошибочно считают недостатком хоумскулинга.

<<Форма семейного образования>>

Тьютор

Помогает определиться с профильными предметами и построить индивидуальный образовательный маршрут. В «Домашней школе Фоксфорда» раскрывает сильные стороны ученика на основе диагностики. Помогает сформулировать цели и расставить приоритеты. Учит учиться и поддерживает интерес к обучению. В отличие от наставника, который берёт на себя решение скорее технических вопросов (подсказывает, как работать на сайте, отслеживает успехи учащегося), тьютор занимается стратегическими задачами: составляет траекторию развития ребёнка и описывает перспективу на пять лет.

Уведомление о переходе на семейное образование

Обязательный шаг при смене формы обучения. Родители должны проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа о переходе на семейное образование или самообразование. Наш юрист Екатерина Кулакова ответила на самые популярные вопросы об уведомлении о переходе на семейное образование.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

Совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации. Устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, имеют силу закона, должны соблюдаться всеми образовательными учреждениями. ФГОС являются основой всех образовательных программ.

Хоумскулинг

Англоязычный синоним семейного образования (от homeschooling — «домашнее обучение»). Ребёнок-хоумскулер обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы.

Экстернат

Форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. У экстернов те же академические права, что и у остальных школьников. Для перехода на экстернат достаточно уведомить органы местного самоуправления и найти школу для сдачи аттестаций.

Мобильность научно-педагогических работников (НПР)/Staff mobilityФорма академической мобильности, при которой преподаватели либо научные сотрудники одной образовательной/научной организации приглашаются в другую образовательную или научную организацию для чтения лекций, прохождения повышения квалификации, проведения научных исследований, участия в конференции либо любой другой учебной/научной деятельности

Мобильность административно-управленческого персонала (АУП)/Staff mobility
Форма академической мобильности, при которой административные сотрудники одной образовательной/научной организации приглашаются в другую образовательную или научную организацию для прохождения повышения квалификации, либо обмена опытом организации образовательной деятельности, в рамках тем, выполняемых образовательной / научной организацией

Входящая международная академическая мобильность НПР/АУП/Incoming (inbound) mobility
Перемещение НПР/АУП иностранной образовательной или научной организации в российское/российские вузы на определенный период времени (чтение лекций и (или) проведение иных форм учебных занятий, участие в конференциях, в программах повышения квалификации, обмен опытом, проведение совместных научных исследованиях и др. )

Исходящая международная академическая мобильность НПР/АУП/Outgoing (outbound ) mobility
Перемещение НПР/АУП российского вуза на определённый, заранее оговорённый и ограниченный период времени в иностранную образовательную или научную организацию (чтение лекций и/или проведение иных форм учебных занятий, участие в конференциях, повышение квалификации, обмен опытом, проведение научных исследований и др. )

Организованная международная академическая мобильность/Оrganized international mobility
Академическая мобильность, организуемая с поддержкой на государственном уровне, в рамках международных программ академической мобильности, стипендиальных и грантовых программ, а также на институциональном уровне  в рамках двусторонних договоров/соглашений между российской и иностранной образовательными или научными организациями

Направляющая образовательная организация/Home (sending) institution
Учреждение, направляющее НПР /АУП в рамках международной академической мобильности

Принимающая образовательная организация/Host (receiving) institution
Учреждение, принимающее НПР /АУП в рамках программы международной академической мобильности

Положение о загранкомандированиях
Локальный нормативный акт образовательной организации, регулирующий порядок направления работников образовательной организации в служебные командировки на территории Российской Федерации и на территории иностранных государств, а также определяет порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками

Краткосрочная международная академическая мобильность (до 6 месяцев)/Short-term mobility
Перемещение НПР/АУП российской ОО ВО на определенный, заранее оговорённый и ограниченный период времени в иностранную образовательную или научную организацию (чтение лекций и/или проведение иных форм учебных занятий, участие в конференциях, форумах, семинарах, обмен опытом, проведение научных исследований и др. )

Долгосрочная академическая мобильность (до 1-го года)/Long-term mobility
Перемещение НПР/АУП образовательных организаций на определенный, заранее оговорённый и ограниченный период времени в иностранную образовательную или научную организацию (чтение лекций и/или проведение иных форм учебных занятий, участие в конференциях, форумах, семинарах, обмен опытом, проведение научных исследований и др

Международная академическая мобильность обучающегося/International student mobility
Физическое или виртуальное перемещение обучающегося на определенный период времени в иностранную образовательную организацию для частичного освоения образовательной программы или получения дополнительных компетенций, соответствующих основному направлению подготовки, с последующим возвращением в свою образовательную организацию для продолжения обучения

Исходящая международная академическая мобильность обучающегося/Outgoing (outbound) mobility
Перемещение обучающегося из российской в иностранную образовательную организацию. Входящая международная академическая мобильность обучающихся/Incoming (inbound) mobility
Перемещение обучающегося из иностранной в российскую образовательную организацию

Краткосрочная международная академическая мобильность/Short-term/ credit/ non-degree mobility
Перемещение обучающегося на определённый период времени в иностранную образовательную организацию для частичного освоения основной образовательной программы и (или) приобретения дополнительных компетенций с последующим возвращением в свою образовательную организацию. Длительность данного вида МАМ составляет от 1 недели до 6 месяцев

Долгосрочная академическая мобильность/Long-term (degree) mobility
Перемещение обучающегося на определённый период времени в иностранную образовательную организацию для частичного освоения основной образовательной программы с последующим возвращением в свою образовательную организацию. Длительность данного вида МАМ составляет от 6 месяцев и определяется локальными нормативными правовыми актами образовательной организации, но не может превышать срока, необходимого для освоения в иной образовательной организации более 40% общей трудоёмкости основной образовательной программы. Обязательным условием долгосрочной академической мобильности является оформление индивидуального учебного плана, что определяется решением Учёного совета или иным коллегиальным органом ОО ВО, если иное не предусмотрено образовательной программой

Организованная международная академическая мобильность/Organized academic mobility
Академическая мобильность, административно поддерживаемая образовательной организацией

Самостоятельная (индивидуальная) международная академическая мобильность/Individual mobility
Академическая мобильность, самостоятельно организуемая обучающимся на основании получения персонального приглашения от принимающей образовательной организации

Физическая мобильность/Physical mobility
Очное участие обучающегося по программам МАМ в принимающей образовательной организации

Виртуальная мобильность/Virtual mobility
Участие обучающегося по программам МАМ в принимающей образовательной организации с использованием современных информационно-телекоммуникационных средств связи и дистанционных технологий обучения

Стипендиальные (грантовые) программы/Scholarship, grant programs
Программы , позволяющие обучаться за рубежом за счет стипендий или грантов, выделяемых  правительственными или частными фондами, организациями, принимающими вузами. Направляющая образовательная организация/Home (sending) institution
Организация, направляющая обучающегося в рамках международной академической мобильности

Принимающая образовательная организация/Host (receiving) institution
Организация, осуществляющая приём и зачисление обучающегося в рамках международной академической мобильности

Образовательная программа/Study program
Комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации (если не предусмотрено иное), который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ её элементов (учебных дисциплин, практик, проектов, иных компонентов), а также оценочных и методических материалов

Сетевая форма реализации образовательных программ/Network (joint) educational programs
Обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Такая форма реализации образовательных программ с участием международных образовательных организаций может реализовываться в форме программ двух и более дипломов

Программа двух дипломов/Dual diploma program
Образовательная программа высшего образования подготовки бакалавров, специалистов, магистров, кадров высшей квалификации, разработанная и реализуемая российской и иностранной образовательной организацией, при успешном завершении которой обучающийся получает два документа об образовании от образовательных организаций-партнёров, признаваемых в качестве таковых на национальном уровне

Индивидуальный учебный план/Individual curriculum
Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы или её элементов на основе индивидуализации содержания с учётом образовательных потребностей конкретного обучающегося и в удобные для него сроки

Европейская система перезачёта и накопления зачётных единиц (ECTS- European Credit Transfer and Accumulation System)
Общеевропейская система учёта трудозатрат обучающегося при освоении ими образовательной программы или её элементов

Трудоёмкость/Study workload
Количественная характеристика учебной нагрузки обучающегося, основанная на расчёте времени, затрачиваемого им на выполнение всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной программы и (или) её отдельных элементов (учебных дисциплин, практик, проектов, самостоятельную работу, иных компонентов). Количество вложенного труда оценивается либо в виде затрат времени на выполнение учебной работы, либо в виде относительных единиц, количество которых определяется экспертным путём. Практически во всех странах мира используются свои системы учёта трудоёмкости, в европейских странах чаще всего используется Европейская система перезачёта и накопления зачётных единиц (ECTS)

Зачётная единица/Credit
Унифицированная единица измерения трудозатрат обучающегося при освоении образовательной программы в целом и каждого из её элементов, используемая в российской системе высшего и среднего профессионального образования 1 российская зачетная единица = 36 академических часов

Признание дисциплин, пройденных за рубежом/Study recognition
Признание результатов обучения, полученных в другой (не основной) образовательной организации, в своем вузе

Академическая справка/Academic transcript/ certificate
Документ, содержащий перечень освоенных элементов образовательной программы с указанием полученных оценок и трудоёмкости выполненной учебной работы в зачётных единицах и (или) в крéдитах ECTS; может иметь различные наименования, например, справка об обучении, транскрипт и т. Соглашение об обучении/Learning agreement
Трёхстороннее соглашение, определяющее программу обучения в принимающей образовательной организации. Соглашение подписывается обучающимся и двумя образовательными организациями (направляющей и принимающей) до начала программы мобильности. Соглашение содержит перечень элементов основной образовательной программы с указанием их трудоёмкости в зачётных единицах. Соглашение гарантирует учёт направляющей образовательной организацией элементов программы, успешно освоенных обучающимся в принимающей образовательной организации

Ориентационные/адаптационные мероприятия/Orientation
Комплекс мероприятий, проводимых принимающей образовательной организацией, для содействия интеграции обучающегося в новую социокультурную и образовательную среду

Оксана Смирнова
Образовательная программа дополнительного образования — классификация, нормативно-правовая основа

Тема: Образовательная программа дополнительного

образования : классификация, нормативно-правовая основа.

Определение понятия «образовательная программа дополнительного образования». Целевые ориентиры образовательной программы дополнительного образования. Подходы к классификации образовательных программ. Классификация программ по уровню разработки, по уровню организации процесса, по цели обучения, по уровню реализуемых функций. Адаптированная программа. Нормативно-правовые акты, регламентирующие разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Сегодня в образовательном пространстве используются разные сочетания слов «образование детей», «программа», «дополнительное». В научно-методических источниках и педагогической практике встречаются понятия «программа дополнительного образования детей», «образовательная программа дополнительного образования детей», «дополнительная образовательная программа». В нормативно-правовых актах употребляется термин «образовательная программа дополнительного образования», а в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» фиксируется соотношение по уровням общего и профессионального образования основных и «дополнительных образовательных программ» (гл. 2, ст. 12). В нормативных документах, появившихся после утверждения закона, употребляется термин «дополнительная общеобразовательная программа» (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008, регистрационный № 30468).

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительным образовательным программам относятся :

1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Дополнительная образовательная программа это :

нормативный документ, который отражает специфику содержания образования;

форма инновационной деятельности педагога;

инструмент развития познавательной мотивации, индивидуальных способностей учащихся.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Дополнительное образование детей является частью общего педагогического пространства, в связи с этим при проектировании образовательного процесса по дополнительной образовательной программе, необходимо реализовать его преемственность к ФГОС и при этом учитывать требования, которые предъявляются к результатам в системе общего образования, дополнять содержание общего образования и обеспечивать реализацию принципа вариативности образования.

При разработке программы важно проанализировать потенциал предмета дополнительного образования в рамках реализуемой направленности, выделить систему ценностей и универсальные учебные действия, которые необходимо формировать через усвоение содержания данного предмета. При этом важно изучить содержание обязательных предметов основной образовательной программы, чтобы избежать дублирования и обеспечить преемственное дополнение и межпредметные связи.

Разработка дополнительных общеобразовательных программ с опорой на положения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования способствует интеграции общего и дополнительного образования, как условия достижения новых образовательных результатов.

Любая классификация программ в образовании – это опыт самоопределения в содержании деятельности, образовательных технологиях и методиках, это и показатель цельности системы, скоординированности, единства её составляющих: концептуальных идей, средств, реализующих в реальной практике.

Подходы к классификации образовательных программ отличаются выбором критерия – обязательного системообразующего фактора. Любая классификация образовательных программ всегда остается результатом некоторого упрощения действительных граней между типами и видами, т. они всегда условны и относительны.

С развитием теории и практики дополнительного образования детей уточнение и изменение классификаций неизбежно. В современной системе дополнительного образования детей программы классифицируются по следующим критериям:

По уровню разработки:

Типовая (примерная) программа, утвержденная Минобрнауки РФ и рекомендуемая в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;

Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения.

Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальность и обязательно новизной, полностью созданная педагогом (или коллективом авторов) и принадлежащая ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Авторская программа — это нормативный ориентирующий документ творческой деятельности педагога, фиксирующий содержание учебной дисциплины; должен отражать научные и мировоззренческие направления содержания знаний и умений.

Авторская программа в дополнительном образовании детей — это существенно новая программа, отличающаяся не только новизной замысла, но и собственной концептуальной основой и новыми методическими идеями. Авторская программа это не только самоценный тип образовательной программы, но и показатель качества деятельности организации.

По уровню организации процесса:

Комплексная программа – это совокупность самостоятельных образовательных программ, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих целей и задач. Комплексная программа, соединяет отдельные области, направления, виды деятельности, процессы в единое целое (например, программа профильной школы системы дополнительного образования, либо групп развития дошкольников с многоступенчатым обучением, набором разных предметов, форм организации деятельности и т

Интегрированная программа – это программа, объединяющая отдельные образовательные области на основе единого признака.

Модульная программа – это программа, составленная из самостоятельных, устойчивых целостных блоков (модулей).

Сквозные программы предполагают реализовать общую цель через несколько программ.

По цели обучения:

Познавательные программы. Учащиеся ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей.

Программы научно-исследовательской ориентации. Цель данных программ – выявление и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы.

Программы социальной адаптации направлены на успешную социализацию учащихся в условиях дополнительного образования. Данные программы предполагают освоение ребенком положительного социального опыта и выработку ценностных ориентации.

Профессионально-прикладные программы направлены на освоение навыков и умений в актуальной области науки или практической деятельности.

Спортивно-оздоровительные программы пропагандируют здоровый образ жизни.

Досуговые программы.

По уровню реализуемых функций: учебная, развивающая, воспитательная, комплексная, досуговая, программы оздоровления, социальной поддержки, социальной адаптации, коррекции, компенсации.

Адаптированная программа – программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Организации дополнительного образования осуществляют свою образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Понятие «образовательная программа» данное в ФЗ № 273 определяет сущность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. (ФЗ № 273, гл. 1, ст. 2, п.

В настоящее время цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в следующих нормативных документах :

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18. 2015 г. Министерство образования и науки РФ.

ФЗ №273 так же определяет перечень организаций, имеющих право реализовывать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ФЗ № 273 ст. 23, п. 3,4; ст. 31; ст. 77).

Лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, называются «учащимися» (ФЗ ст. 33, п.

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на основаниях, указанных в Концепции (гл. IV).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ № 273, ст. 75, п. 1, но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ № 273, ст. 75, п. 3); в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Приказ № 1008, п. 15).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами : в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ № 273, ст. 2, п. 14, а только федеральные государственные требования по отношению к дополнительным предпрофессиональным программам.

Существенными (качественными) характеристиками дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является :

В системе дополнительного образования детей дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются по шести направленностям: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

Общая целевая установка содержания направлено на развитие личности учащегося, развитии мотивации, творчества, положительного эмоционального состояния; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей;

Адекватность современным образовательным технологиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *