Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования

Введение

Дошкольное детство – период активного вхождения ребенка в социальный мир, установления различных отношений со взрослыми и сверстниками, формирования мировоззрения, пробуждения гуманных чувств, формирования художественной и эстетической культуры.

По мнению ученого-педагога О. Федоскиной, социокультурная функция в дошкольном образовании представляется чрезвычайно важной.

Стеркин Р. Под понятием социокультурный мы понимаем источники, возможности, средства культуры, которые могут быть использованы для решения социокультурных проблем. Социально-культурные задачи – это не что иное, как духовное, нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей.

Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг дошкольные учреждения должны создавать социокультурную среду, способствующую развитию личности ребенка. Под социокультурной средой следует понимать любое социокультурное пространство, влияющее на развитие ребенка.

ФГОС ДО направлен на решение следующих задач в этой области:

  • объединение образования и воспитания в целостный образовательный процесс, основанный на духовных, нравственных и социокультурных ценностях и правилах и нормах поведения, принятых в обществе в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • создание качественно новой модели образовательной деятельности детского образовательного учреждения (далее – дошкольные образовательные учреждения), ориентированной на социокультурное воспитание детей.

Отсюда возникают противоречия, а именно на современном этапе детский сад превращается в открытую образовательную систему:

  • с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится свободным, гибким, дифференцированным;
  • с другой стороны, педагогам необходимо создать рабочую модель воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения, ориентированную на социокультурное развитие детей.

Воспитательная среда учреждения дополнительного образования как условие самоопределения личности учащихся

Нестерова И. , старший методист

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г, Калуги

Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими

есть приведение в совершенство воспитания.

Суворов А.

Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку его к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

На протяжении многих лет Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги выстраивает воспитательную среду, которая стимулирует процесс целенаправленного самоопределения ребенка через организацию субъект – субъектного общения, заинтересованного, инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Главная воспитательная задача, которую ставят перед собой педагоги Центра – увлечь, и максимально поддержать ребенка в определении его интересов, ценностей, смыслов, целей, возможностей, чтобы он смог самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий (проблем), сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами и идеями.

В Центре «Созвездие» спроектирована модель воспитательного пространства, которая включает в себя следующие компоненты:

  • Педагогические компоненты: профессиональное творчество, психолого-педагогическая диагностическая система.
  • Основные компоненты: дополнительное образование детей, организация свободного времени.
  • Научно-методические компоненты: инновационная работа, внедрение инноваций.
  • Вспомогательные компоненты: программы самоуправления, массовые мероприятия, творческие проекты.
  • Информационный компонент: обобщение, анализ, прогнозирование актуальных проблем воспитания детей.

Важнейшими составляющими модели воспитательного пространства (среды) Центра являются три внутренних процесса: педагогическое соуправление, детское самоуправление и сотворчество в детско-взрослом соуправлении.

Воспитательная деятельность осуществляется на основе программного подхода по следующим направлениям (табл

Таблица 1. Направления и формы воспитательной деятельности Центра

Направления Формы Культурно – досуговая деятельность Конкурсы, фестивали, выставки, концерты, экскурсии, досуговые мероприятия и культурно-просветительские программы. Рекреативно – оздоровительная деятельностьОздоровительно-профилактические смены. Спортивные мероприятия. Недели здоровья. Соревнования. Социально-продуктивная деятельность. Профильные смены. Социально-значимые городские проекты. Благотворительные акции. Волонтерское движение. Работа с детьми-инвалидами и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Творческие выступления в больницах, домах престарелых, интернатах, детских домах. Работа детских общественных организаций. Работа педагогических отрядов. Совет старшеклассников. «Домоуправление» МЭШДОМ. Отряд советников. Городская детская организация «Радуга»Работа с родителями. Открытые занятия. Индивидуальные консультации. Совместные экскурсии, походы. Семейные праздники и выставки. Концерты для родителей. Семинары, круглые столы, конференции, родительские собрания. Родительский форум. Конкурс «Семья года». Работа со школамиПраздник «День Центра в школе». Городские конкурсы, соревнования, выставки. Организация творческих мастерских, круглых столов, семинаров.

По итогам мониторинга, проводимого в учреждении и направленного на выявление личностного развития учащихся, у большинства высокий уровень готовности к саморазвитию, социализации. Выявление качеств выпускника Центра позволяет «нарисовать» портрет выпускника как личности, адаптированной к условиям современной жизни, способной к решению профессиональных задач, уважающей традиции родного региона, подготовленной к жизнетворчеству в социуме.

Таким образом, воспитательная среда Центра обеспечивает самоопределение личности учащихся, подготовленность выпускника к самостоятельной познавательной деятельности, сознательному выбору профессии, культуре проведения досуга, формирует ценности и развивает личностные качества.

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  • Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

Основные компоненты социокультурной среды

Социокультурная среда – это социальное пространство, через которое дошкольное учреждение включается в активные культурные связи общества.

Составляющими социального пространства являются:

  • Родители учеников;
  • Предметно-пространственная среда;
  • Образовательные учреждения, расположенные в микрообществе.

Основной составляющей социокультурной среды являются родители воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство развития ребенка должна идти по следующим направлениям:

  • Работа с педагогическим коллективом по организации взаимодействия с семьями детей, знакомство учителей с новыми формами и нетрадиционными технологиями работы с родителями.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Привлечение родителей к совместной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
  • установить партнерские отношения с семьями каждого ученика;
  • создать благоприятную и благоприятную атмосферу для привлечения родителей к педагогическому процессу;
  • активизировать и обогатить образовательные навыки родителей;
  • выявлять неблагополучные семьи, проводить профилактическую работу с семьями группы риска;
  • создавать клубы по интересам, выходной.

Перед тем как составить график работы с каждой семьей, необходимо провести диагностику семьи по следующим вопросам:

  • состав семьи, профессия, образование;
  • цели домашнего обучения;
  • степень осознания родителями роли периодов раннего дошкольного детства для всей последующей жизни ребенка;
  • уровень психолого-педагогического мастерства родителей;
  • традиции проведения досуга в семье;
  • семейные отношения;
  • потенциал семьи.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей.

Традиционные формы работы с семьей следующие:

  • Информационно-наглядные (материалы на стендах, папках, детских выставках, детских и родительских);
  • Индивидуальные (беседы, консультации);
  • Коллективные (родительские собрания, конференции, тематические консультации, круглые столы).

Нетрадиционные формы работы делятся на:

  • Познавательные (вопросы, анкеты, почтовый ящик, семинары-практикумы, родительские клубы, родительские гостиные, ролевые игры, родительские вечера, лекционные залы, университеты, презентации родительского опыта, вечера вопросов и ответов, брейн-ринги);
  • Досуг (ярмарки, вернисажи, выставки, совместные вечеринки, экскурсии, мастер-классы);
  • Визуальная информация (информационные буклеты, дни открытых дверей, открытые занятия, выпуски газет).

В ФГОС говорится, что при работе с семьей необходимо учитывать социальный статус семьи, микроклимат, потребности и степень педагогической культуры.

Вторая составляющая формирования социокультурной среды – организация предметно-пространственной среды. Направление деятельности и развития ребенка зависит от взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических средств он состоит, каков их потенциал развития и даже как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно взрослые берут на себя ответственность за создание условий, способствующих полноценной реализации развития детей, их возможностей, способностей.

В любой группе дошкольного образовательного учреждения для создания предметно-пространственной среды детей можно использовать несколько вариантов построения:

  • Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами (расстановка мебели и оборудования, ширмы);
  • Использование спальной зоны для обустройства уголка для отдыха или спорта.

Чтобы дети могли осознанно делать свой выбор и планировать свою деятельность, в группах создаются центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей. Центры деятельности – это игровые площадки, где выбираются материалы, оборудование и игрушки для стимулирования разнообразных игр и занятий.

Третья составляющая создания социокультурной среды – привлечение дополнительных институтов социальной среды, в которой проходит жизнь ребенка. Влияние микросообщества на разных этапах развития ребенка зависит от объективных характеристик микросообщества. К ним относятся:

  • пространственные характеристики;
  • архитектурно-планировочные особенности;
  • культурные и развлекательные возможности;
  • социально-психологический климат.

Микросообщество включает в себя такие факторы социализации – это образовательные учреждения, расположенные в микросообществе.

Образовательные учреждения – это специально созданные обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного социально-профессионального слоя.

Со временем разнообразие образовательных учреждений увеличивается в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества, меняются их роль и соотношение в процессе социального воспитания.

Через систему образовательных учреждений общество и государство, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всех своих членов, а с другой – создать условия для каждого для реализации своих возможностей, удовлетворения потребностей и развития способностей. и интересы.

В процессе социализации человека образовательные учреждения играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них социальное образование осуществляется как социально контролируемая часть социализации. С другой стороны, как и все человеческие сообщества, они влияют на своих членов спонтанно. Это связано с тем, что в любом образовательном учреждении в процессе общения между их членами происходит взаимовлияние, которое по своему характеру может не совпадать с целями и нормами, культивируемыми в учреждениях их организаторами.

Организация работы с социальными партнерами построена на добровольных договорных началах.

Современный детский сад – это социально-педагогическая система, взаимодействующая со значительным количеством организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства, налаживание конструктивного взаимодействия между дошкольными образовательными учреждениями и социальными учреждениями.

  • Положение о системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников  Адыге-Хабльского  муниципального района.
  • Приказ  отдела образования Адыге-Хабльского муниципального района № 50 от 11.09.2020 г. «Об утверждении примерных показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений района».
  • Показатели эффективности эффективности деятельности педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений.
  • Показатели эффективности эффективности деятельности педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования.
  • Приказ отдела образования Адыге-Хабльского муниципального района  № 6-а от 26.01.2021 г. «»Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») по развитию муниципальной системы оценки качества образования дошкольных учреждений в Адыге-Хабльском муниципальном районе».
  • Приказ отдела образования Адыге-Хабльского муниципального района  № 49 от 17.09.2021 г. «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории  Адыге-Хабльского муниципального района, на 2021/2022 учебный год».
  • Приказ отдела образования Адыге-Хабльского муниципального района от 07.02.2022 года № 15 «О проведении конкурса «Учитель года Карачаево-Черкесской Республики» — муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»».

Методы сбора и обработки информации

  • отчёты образовательных учреждений;
  • посещение образовательных учреждений.
  • График проведения районных предметных  методических объединений в 2020-2021 учебном году.
  • Анкета диагностики профессиональных дефицитов учителя.
  • Анкета Экспресс-диагностики эмоционального выгорания у педагогов.
  • Анкета «Совершенствование профессиональной деятельности педагога».
  • Мониторинг образовательных программ.
  • Система мониторинга основного общего и среднего общего образования.
  • Приказ отдела образования администрации Адыге-Хабльского муниципального района от 03.10.2019 г. №42 «О проведении мониторинга профессиональных дефицитов педагогических работников общеобразовательных учреждений».
  • Приказ отдела образования администрации Адыге-Хабльского муниципального района от 09.09.2020 г. №53-а «О проведении мониторинга молодых специалистов со стажем работы до 3 лет в муниципальных общеобразовательных учреждений района».
  • Заявка отдела образования  Адыге-Хабльского муниципального района  на курсы повышения квалификации педагогических работников района  в 2021 году  в РГБУ ДПО «КЧРИПКРО».
  • Резерв управленческих кадров.
  • Справка по итогам мониторинга организации адресного повышения квалификации педагогов и руководителей общеобразовательных организаций муниципального района (17.12.2021 г.).

Анализ результатов мониторинга

  • формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования;
  • получение объективной информации о функционировании и развитии системы основного общего и среднего общего образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве основного общего и среднего общего образования;
  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
  • прогнозирование развития системы основного общего и среднего общего образования.
  • Приказ отдела образования Адыге-Хабльского муниципального района № 40 от 10.03.2020 г. «О награждении победителей и участников районного этапа конкурса «Учитель года-2020″».
  • Приказ отдела образования Адыге-Хабльского муниципального района № 41 от 10.03.2020 г. «О награждении победителей и участников районного этапа конкурса «Воспитатель года-2020″».
  • Мониторинг профессиональных дефицитов и затруднений педагогов района (3.10.2019).
  • Справка «Об итогах проведения мониторинга молодых специалистов со стажем работы до 3 лет в муниципальных общеобразовательных учреждениях Адыге-Хабльского муниципального района (09.09.2020 г.).
  • Справка по итогам мониторинга организации адресного повышения квалификации педагогов и руководителей общеобразовательных организаций Адыге-Хабльского муниципального района.
  • Справка по итогам методической работы  в районных методических объединениях учителей Адыге-Хабльского муниципального района  2020-2021 учебного года(27.05.2021 г.).
  • Справка по итогам методической работы  в 2020-2021 учебном году(28.05.2021 г.).

Адресные рекомендации по результатам анализа

  • Справка «Реализация мероприятий по переходу школ в эффективный режим функционирования за 2019-2020 учебный год».
  • Справка  «Анализ программ перехода школ в эффективный режим в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и оформлению программ перехода школ в эффективный режим функционирования».
  • Адресные рекомендации педагогическим и руководящим работникам  образовательных организаций Адыге-Хабльского муниципального района по результатам анализа профессиональных затруднений, выявленных в 2020-2021 учебном году.
  • Рекомендации (по результатам выявленных предметных дефицитов педагогов).
  • Приказ отдела образования Адыге-Хабльского муниципального района № 40 от 10.03.2020 г. «О награждении победителей и участников районного этапа конкурса «Учитель года-2020″».
  • Приказ отдела образования Адыге-Хабльского муниципального района № 41 от 10.03.2020 г. «О награждении победителей и участников районного этапа конкурса «Воспитатель года-2020″».
  • Приказ отдела образования Адыге-Хабльского муниципального района № 47-а от 30.04.2020 г. «О внедрении целевой модели наставничества».
  • Приказ отдела образования администрации Адыге-Хабльского муниципального района №22 от 11.11.2020 г.  «О направлении на курсы повышения квалификации по вопросам совершенствования предметных и методических компетенций в рамках федерального проекта «Учитель будущего»».
  • Приказ отдела образования администрации Адыге-Хабльского муниципального района №34  от 14.05.2021 г.  «О формировании списков педагогов для зачисления на курсы повышения квалификации по вопросам совершенствования предметных и методических компетенций».

Анализ эффективности принятых мер

Понятие социокультурная среда и его влияние на развитие ребенка

Социокультурная среда рассматривается как совокупность целенаправленно создаваемых условий, которые должны обеспечивать процесс развития и саморазвития ребенка. С одной стороны, это пространство для развития и самоопределения ребенка, а с другой стороны, это педагогические воздействия, направленные на развитие личности ребенка.

В социальном контексте под развивающейся средой следует понимать социокультурное пространство, в котором происходит развитие личности.

Таким образом, социокультурная среда – это среда, обеспечивающая личностно-ориентированную поддержку дошкольника.

Исследователи давно заметили, что интеллект ребенка зависит от основного генотипа и среды, в которой он развивается. Есть ли связь между высоким уровнем интеллекта или выдающимся творчеством с наследственным происхождением и факторами окружающей среды?

В И. Турченова в педагогике есть такое выражение, что все здоровые дети одарены одинаково, а среда создает посредственных и вундеркиндов. социокультурное дошкольное саморазвитие

По мнению психологов Л. Выготского и А. Леонтьевой, понятие среда представляет собой комплекс внешних факторов, влияющих на процесс развития человека.

Окружение принято разделять на макросреду и микросреду.

Макросреда включает климат, особенности национальной культуры, особенности развития общества, политические взгляды.

В микросреду входят: семья, детские учреждения, сверстники.

Подкасистый рассматривает среду как совокупность окружающих человека условий. Изменение личности может отставать от изменений, происходящих в окружающей среде, и требовать учета в образовательном процессе.

Стеркина определяет окружающую среду как комплекс санитарно-гигиенических и материально-технических, эстетических условий.

Она, имея в виду Ю. Руссо утверждает, что Ж. Руссо первым начал рассматривать окружающую среду как одно из условий человеческого развития.

Итальянский педагог М. Монтессори внес большой вклад в развитие теории развивающей среды. По ее мнению, для развития детей необходимо создать развивающую среду, которая позволила бы ребенку самостоятельно учиться и развиваться самостоятельно.

В 1920 году С. Шацкий ввел понятие педагогическая среда.

Проняева определяет развивающую среду как пространство, организованное особым образом, положительно влияющее на саморазвитие и самообучение ребенка.

В 1988 году после публикации Концепции дошкольного образования было введено понятие предметно-развивающей среды.

Новоселова доказывает необходимость обогащения социальных и содержательных условий пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

В 90-х годах ХХ века появилась новая концепция дошкольного образования, согласно которой развивающая среда должна быть индивидуальной для каждой возрастной группы.

Рассмотрим основные составляющие среды разработки.

Социальная составляющая. Никифорова выделяет основные характеристики социальной составляющей развивающей образовательной среды, а именно взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса (учителей, детей и родителей).

Компонент окружающей микросоциума. ИП Подкаст Педагогическая поддержка развивающих способностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которая должна обеспечивать набор возможностей для личностного саморазвития.

Пространственно-предметный компонент. Вербенец определил основные требования к предметно-пространственной среде. Эти требования прописаны в ФГОС.

В настоящее время в связи с выпуском ФГОС дошкольного образования большое внимание уделяется обогащению предметно-развивающей среды, поскольку это одно из требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы. Это означает, что именно развивающая среда является движущей силой развития ребенка.

Полякова в своем исследовании Создание моделей предметно-развивающей среды делает такой вывод: Таким образом, в условиях гуманизации образования социокультурной среде отводится роль обеспечения личностно-ориентированной поддержки дошкольного учреждения. ребенок. Личностное образование создает условия для полноценного развития и проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Таким образом, основные направления работы по созданию социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении:

  • определение задач дошкольного образовательного учреждения;
  • анализ состояния социокультурной образовательной среды;
  • создание программ деятельности дошкольных образовательных учреждений;
  • проведение социально-культурных мероприятий.

В современном контексте под развивающей средой следует понимать социокультурное пространство, в котором ребенок развивается и является стимулятором различных способностей. Исследования показывают, что дети в развивающейся среде лучше учатся в личном и когнитивном развитии. Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается как совокупность целенаправленно создаваемых различных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры учителей и родителей.

Социокультурная среда образовательного учреждения понимается как целостное единство:

  • в нем проходят общественные и культурные мероприятия, значимые для детей, учителей, родителей;
  • существующие в нем принципы, правила, нормы взаимодействия и стиль отношений между детьми, учителями, родителями;
  • взаимодействие с другими образовательными учреждениями в микросообществе.

Итак, исследование проблемы формирования развивающей среды подтверждает несомненную актуальность и актуальность выбранной темы в современном обществе.

Принципы проектирования социокультурной предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении

Социокультурная предметно-пространственная среда – объединяет два понятия: социокультурную и предметно-развивающую среду и связана с усилением идеи единства духовного, ценностного и внешнего мира в жизни ребенка. Это среда, включающая предметы, вещи, знаки, образы, отношения, в которой отражается и воспроизводится культура и индивидуальный опыт ребенка.

По мнению педагога Р. Чумичевой, понятие социокультурной среды строится на двух пластах: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном. Первый слой – материальный, второй – духовный, личностный, оценочный, построен на диалоге ребенка и взрослого. среда, которая представлена ​​взаимопроникновением взрослого и предметов: вещей, образов, знаков, символов, элементов, как средство коммуникации, воплощающее как эстетические, так и социальные отношения.

Основная цель этой среды – смоделировать социокультурную и пространственно-объективную развивающую среду, которая позволила бы ребенку проявить свои творческие способности, изучить способы образного воссоздания мира и языка искусства и основывалась бы на основных принципах.

К принципам конструирования социокультурной среды развития ребенка относятся:

  • Чувствительные периоды, ведущая деятельность;
  • Творческое развитие ребенка;
  • Учет социокультурного контекста дизайна, его культурного соответствия и диалогичности;
  • Усиление (обогащение) условий развития от мономодели среды до среды открытого типа;
  • Интеграция практической, интеллектуальной, эстетической и другой деятельности ребенка и его эмоциональной реакции;
  • Взаимодействие социокультурного опыта, профессионального, личного опыта учителя и личного опыта ребенка;
  • Совместное создание и взаимодействие всех субъектов проектирования социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка.
  • принцип целесообразности и рациональности – один из важнейших, так как он создает атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка индивидуально, для всех детей в целом, для взрослых, которые находятся с детьми, и для каждого объекта, который обеспечивает среду ;
  • принцип доступности и открытости продиктован особенностями развития дошкольника;
  • принцип проектирования и построения окружающего мира – соответствие развивающей среды возрасту детей.

Модель социокультурной среды в условиях ФГОС представляет собой взаимодействие внешних и внутренних компонентов.

  • наличие основы для всех видов деятельности ребенка;
  • неоднородность (разнообразие) элементов окружающей среды;
  • свобода выбора деятельности и перехода от одной смысловой области к другой;
  • гибкость и открытость по отношению к деятельности и взаимодействию как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого;
  • стимул свободы и творчества как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка.

Внутренние компоненты:  каждый учитель и родитель – это составляющая окружающей среды.

Педагог – это автор, он – составная часть. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, он создает, проектирует и создает среду.

Компонент, потому что он определяет свое место в нем по отношению к каждому дочернему элементу. Все эти типы использования окружающей среды и самого учителя как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения и, следовательно, на движение вперед. Именно они являются движущими факторами развития.

Когда мы говорим о разработке и внедрении образовательной модели в любом образовательном учреждении, мы имеем в виду не только те виды дошкольных образовательных учреждений и программ, которые известны и отражены в нормативных документах, но и выбор уникальной модели, присущий только им. это заведение.

Чумичева в своей книге описывает пять моделей современных дошкольных образовательных учреждений.

Каждая модель может быть основой творческого развития дошкольного учреждения и изменяться в связи с условиями индивидуального развития дошкольного учреждения.

Но, несмотря на разнообразие моделей, он выделяет основные составляющие любой образовательной модели:

  • Педагогические концепции, отражающие цели и задачи, ценности субъектов образовательного процесса.
  • Содержание обучения и воспитания, которое отражается в учебных программах и учебных планах.
  • Технологии и методические ресурсы их обеспечения.
  • Система методов диагностики процессов обучения и воспитания.
  • Ученики и их родители с их социальными потребностями.
  • Персонал.

Реализация социокультурного подхода при моделировании образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС

Процесс формирования социокультурной среды в дошкольном образовательном учреждении проходит в 4 этапа.

Этап 1. Возникновение и становление. На этом этапе формируется коллектив единомышленников, формируется имидж настоящего и будущего детского учреждения или группы, его социокультурной среды, организуются проблемные группы родителей, учителей и детей с целью активизации участников для развития. социокультурная среда.

Этап 2. Активное развитие. На этом этапе разрабатываются программы построения модели социокультурной среды. Проекты обсуждаются и объединяются в общий проект. Организация повышения квалификации учителей, семинаров по выбранному направлению социокультурной темы. Просвещение родителей, организация детских исследований, организация детско-взрослых сообществ.

Этап 3. Формализация. Есть обобщение опыта, его перевод.

Этап 4. Преобразования. Появление новых носителей идей и подведение итогов.

Для определения эффективности реализации системы построения социокультурной среды мы используем следующие показатели:

  • положительная динамика личностного развития ребенка;
  • потребности личности в самостоятельном выборе деятельности, выполнении социальных ролей;
  • рост профессионализма учителей;
  • активная степень вовлеченности семьи в социокультурное пространство дошкольного образовательного учреждения.

При условии выявления этих показателей можно рассчитывать на ожидаемый результат: повышение эффективности социокультурной среды в обеспечении личностного развития ребенка, его деятельности как полноценного субъекта детско-взрослого сообщества в образовательная сфера (далее ОО).

Таким образом, педагогический коллектив создает модель социокультурного развития дошкольников.

Рассмотрим модель-конструктор для проектирования социокультурной среды.

Этап 1. Обоснование значимости проекта.

Установлены требования Стандарта основной образовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО). Указывается социальный заказ.

2 этап. Прописываются цели и задачи проекта.

Соблюдение приоритетных направлений инноваций.

  • Разработать оптимальную модель образовательного процесса для реализации социокультурной составляющей образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОО) с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта;
  • Создать условия для социокультурной ситуации развития дошкольников на основе современных образовательных технологий.
  • определение возможности обновления содержания культурно-социального образования и его методического обеспечения. (Прописаны механизмы реализации целей и задач проекта).
  • формирование нормативной базы реализации проекта;
  • организация и функционирование проектных команд, разработка и реализация программ проектного и педагогического сопровождения.
  • формирование базовых компетенций учителей, необходимых для создания социокультурной ситуации для развития учащихся.
  • разработка и апробация мониторинговых исследований учителей и родителей;
  • установление контактов с учреждениями дополнительного образования на договорной основе;
  • обобщение и распространение опыта работы.

Итак, понимание социокультурной среды как совокупности условий, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности ребенка, повышению уровня педагогической культуры не только педагогов дошкольных учреждений, но и родителей дошкольных образовательных учреждений, говорит о необходимости его обязательного оформления.

Одна из задач ФГОС дошкольного образования – формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям детей.

Таким образом, основные задачи дошкольного образовательного учреждения по созданию социокультурного пространства должны быть направлены на:

  • создание комфортных условий для развития ребенка;
  • умение моделировать социокультурную предметно-пространственную среду развития;
  • создание условий для взаимодействия с детьми, их родителями, сотрудничества с детскими учреждениями развивающего типа.
  • развитие дошкольника в контексте личностно-ориентированного подхода с учетом возрастных особенностей детей;
  • творческое развитие детей;
  • обогащение пространственной среды;
  • интеграция детских занятий, основанная на принципе сотрудничества детей, взрослых и родителей;
  • принцип целесообразности и рациональности;
  • принцип доступности и открытости;
  • принцип проектирования и построения социокультурной среды в соответствии с возрастом детей.

В настоящее время социокультурная среда дошкольного образовательного учреждения формируется на 4-х условных этапах, на которых по общей модели, разработанной Р. Чумичевой, можно самостоятельно развивать социокультурную среду любого детского учреждения по основному виду деятельности.

Социокультурная среда в дошкольном учреждении формируется из следующих компонентов:

  • Вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
  • Вовлечение социальных институтов в образовательный процесс;
  • Формирование предметно-пространственной среды.

Механизмы формирования социокультурной среды в дошкольном образовательном учреждении

Социальное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в процессе приобщения ребенка к культурным ценностям. Основными направлениями общественного развития являются: социализация, как процесс приобщения к социальной культуре, обеспечивающий адаптацию каждого человека в обществе.

Социальное развитие дошкольника – это процесс, в ходе которого ребенок познает ценности, традиции и культуру общества, в котором он будет жить. Социальное развитие в дошкольном возрасте происходит во время общения со взрослыми и сверстниками, в различных занятиях. Играя, тренируясь, общаясь, ребенок учится жить в обществе, учитывать свои и чужие интересы, правила и нормы поведения в обществе.

Основными задачами дошкольных воспитателей являются:

  • Работа по обогащению социокультурной среды;
  • Содействовать вовлечению родителей школьников в образовательный процесс по вопросам социализации детей;
  • Для улучшения коммуникативных навыков детей;
  • Содействовать развитию толерантного сознания родителей, учителей и детей;
  • Поощрять учителей развивать уважительное отношение к семейным традициям.

Основные направления работы по созданию социокультурного пространства дошкольного образовательного учреждения должны быть направлены на:

  • анализ состояния социокультурной образовательной среды;
  • определение задач дошкольного образовательного учреждения на основе анализа модели дошкольной образовательной системы
  • создание программ, планов деятельности организации;
  • проведение социально-культурных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.

Механизмом создания социокультурного пространства является Событие детей и взрослых, в котором их совместная деятельность выступает ключевым технологическим моментом. Поэтому важно создать в дошкольном учреждении такую ​​социокультурную среду, в которой ребенок может полноценно развиваться культурно, духовно и физически.

Модель включает несколько направлений. Основу нашей модели составляют три компонента:

  • развивающая предметно-пространственная среда;
  • социально организованная деятельность школьников как социокультурное событие;
  • мотивированное личное взаимодействие взрослых и детей (в рамках детско-взрослого сообщества).

Эти компоненты рассматриваются с учетом внешних и внутренних ресурсов модели. Внутри каждого компонента представлена ​​система условий.

В компоненте предметно-развивающей среды рассматривается проблема полифункциональности среды, которая включает в себя поликультурную, полиэтническую, художественно-эстетическую, социально-коммуникативную, когнитивно-исследовательскую, двигательно-оздоровительную среду.

В рамках социально организованной деятельности школьников это создание условий для расширения социокультурной деятельности с использованием различных видов культурных практик, видов детской активности, форм образовательных мероприятий.

В рамках мотивации личного участия субъектов образовательного пространства формирование ассоциаций учителей и родителей по интересам, активное включение семьи в социокультурную среду через дизайн и коллективные договоры, как код правил культуры отношений.

Основные средства повышения эффективности обогащения социокультурной среды выделены нами ниже.

Варианты развивающей среды: художественно-эстетическая и мультикультурная.

Варианты самых разных занятий: игры, общение, спорт, торжества.

Варианты разнообразия использования общественно значимых событий: значимые события на даче, в городе, в группе.

Использование средств дополнительных услуг: привлечение дополнительных социальных институтов.

Использование исследовательской деятельности: планирование проектной деятельности, проведение экспериментов, наблюдение за живой и неживой природой.

Таким образом, используя модель проектирования социокультурной среды, можно прогнозировать эффективность педагогической работы.

Механизмы развития социокультурной среды: содержательные (управленческие и мотивационные) и технологические (методы развития культурной среды, технологии обучения и воспитания).

Основными составляющими социокультурной среды являются: публика в виде родителей и учителей учеников, предметно-развивающая среда и микросообщество.

Заключение

Процесс формирования социокультурной среды на этапе реализации ФГОС дошкольного образования нельзя отрывать от образовательного процесса дошкольников. Основными требованиями к организации формирования социокультурной среды являются ее адекватность программе, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

В результате в работе были учтены все задачи, поставленные в начале нашей работы.

Раскрыто понятие социокультурная среда и его влияние на развитие ребенка.

  • в нем проходят общественные и культурные мероприятия, значимые для детей, учителей, родителей;
  • существующие в нем принципы, правила, нормы взаимодействия и стиль отношений между детьми, учителями и родителями.

Рассмотрены механизмы формирования социокультурной среды.

Механизмом создания социокультурного пространства является Событие детей и взрослых, в котором их совместная деятельность выступает ключевым технологическим моментом. Поэтому важно создать в дошкольном учреждении социокультурную среду, в которой ребенок сможет полноценно развиваться культурно, духовно и физически.

Рассматривая структуру социокультурной среды, мы выяснили, что она состоит из:

  • предметно-пространственная среда;
  • мероприятия, важные как для детей, так и для учителей и родителей. Это могут быть праздники, посвященные городу, детскому учреждению, семье.
  • влияние общества, окружающего ребенка, на развитие ребенка. Это могут быть условия проживания ребенка, возможности для отдыха.
  • влияние родителей на развитие детей, поскольку родители являются основными носителями семейных традиций.

Мы исследовали все компоненты, составляющие социокультурную среду развития ребенка.

Одним из основных компонентов социокультурной среды является предметно-пространственная среда развития. В результате исследования установлено, что развивающая среда должна по нормам ФГОС соответствовать следующим требованиям: быть многофункциональной, соответствовать возрастным особенностям детей, быть открытой, открытой, формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира.

Второй и важный компонент – родители учеников. Поэтому необходимо привлекать родителей к воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении через организацию совместной деятельности родителей и детей. Для повышения педагогической грамотности родителей необходимо проводить родительское воспитание, используя традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

Третий компонент формирования социокультурной среды – учреждения дополнительного образования. Привлекая узких специалистов и возможности учреждений дополнительного образования, мы тем самым создаем развивающую среду для каждого ребенка, исходя из его потребностей и возможностей.

В результате работы рассмотрен единый дизайн модели формирования социокультурной среды. Мы также изучили опыт учителей в создании модели формирования социокультурной среды.

Если в дошкольном образовательном учреждении использовать проектирование модели социокультурной среды в соответствии с требованиями ФГОС, то это будет способствовать успешному развитию и саморазвитию личности ребенка, увеличению в уровне педагогической культуры не только педагогов дошкольных учреждений, но и родителей дошкольных образовательных учреждений. Все задачи, поставленные в начале нашей работы, полностью решены.

Список литературы

  • Реферат на тему: Лечебная физкультура
  • Реферат на тему: Формы и методы занятия физической культурой
  • Реферат на тему: Физическая подготовленность ушуистов
  • Реферат на тему: Элективные курсы по физкультуре
  • Реферат на тему: Физическая культура – источник здоровья
  • Реферат на тему: Саморазвитие личности на уроках физической культуры
  • Реферат на тему: Профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов средствами ФК
  • Реферат на тему: Средство физической культуры, направленные на совершенствование организма
  • Реферат на тему: Физическая культура в профилактике нервно эмоционального и психологического утомления студента
  • Реферат на тему: Значение физической культуры и спорта в жизни
  • Реферат на тему: Роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни
  • Реферат на тему: Объекты физической рекреации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *