Образовательная технология “Детский Совет”

Поддержка детской инициативы у детей дошкольного возраста через использование образовательной технологии «Детский совет»

Ребенок – это прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Никогда больше человек не обучается так быстро и так много, как в детстве. Ребенок наделен врожденным стремлением к познанию своего социального и материального окружения.
Кроме того, ребенок может усвоить только тот опыт, который ему интересен. Смысл заключается не в конечном продукте, а в самом процессе. Ошибки и неудачи, как и успех, тоже являются частью процесса

соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. И теперь, на него опирается вся система общего образования. Содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и

«Детский совет» – это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «» подходе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса. Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС . «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.

создание условий для эмоционального настроя детей на весь день, включение детей в управление событиями и временем, тренинг коммуникативных умений.

Задачи «Детского совета»

Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».

Создать условия для межличностного и познавательно – делового общения детей и взрослых.

Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

Развивать умения выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта, разработать план действий.

Учить детей делать осознанный ответственный выбор.

Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

С чего же начать подготовку к проведению детского совета?

С выбора удобного места, такого, где вы можете поместиться всей группой, где достаточно места для размещения  демонстрационных материалов.  Перенесите туда ковер, или попросите родителей сшить для каждого персональный коврик: тогда сидеть будет и удобно, и не холодно.

Определить   правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс  без многочисленных замечаний. Эти правила должны стать  законом  группы, приниматься  и соблюдаться всеми детьми.   Правила поведения в группе независимо от их содержания должны формулироваться  позитивно: *«Внимательно слушай других», а не «Не перебивай других, «Кричать и бегать можно на улице, а не «Не кричи», «Бегать нельзя», «Положи материалы так, чтобы их можно было найти, а не раскидывайте игрушки и т. п.

«Детский совет» проходит утром – в начале образовательной деятельности и вечером – в завершении.

На утреннем сборе:

Дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня.

Играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений.

Обмениваются новостями, задают вопросы.

Определяют тему работы.

Планируют содержание и формы работы по теме, если тема новая и/или планируют свою работу в центрах, если тема продолжается.

Вопросы, которые могут быть заданы в начале детского совета:

Какое у вас настроение?

У кого утро доброе?

Кто хочет поделиться новостями (впечатлениями, идеями, сомнениями)?

Чем нам может помочь эта новость?

Что вас порадовало (удивило, огорчило)?

Длительность проведения детского совета.

В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темы,  планирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня.

Структура детского совета

Оно позволяет объединить детей на совместную деятельность и не тратить усилий на дисциплину. Можно использовать разные формы приветствий: взявшись за руки, игрушки, комплименты и др.

(пение, чтение/слушание, элементы тренинга). Детский совет должен проводиться быстро, легко и по-деловому полезно. Именно поэтому игры, пение, совместное чтение *используются как

для удовольствия, а не как учебные действия. Это могут быть игры, не требующие большой подвижности. Например, пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-шутки.

–  это очень важная часть. Как правило, дети стремятся к общению с взрослыми. Большинство из них приходят в детский сад с огромным карманом новостей, которые переполняют ребенка и побуждают вступить в диалог. *Детский совет – место легитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.

Вопросы, стимулирующие обмен новостями:

Кто хочет поделиться новостями (впечатлениями, идеями)?

Что бы вы могли посоветовать?

Как бы ты поступил?

Что вас порадовало, огорчило?

К обмену новостями предъявляются определенные требования:

не регламентируются (только по одной короткой новости),

(только хорошие новости),

не вытягиваются насильно («Сережа, мы еще не слышали твоих новостей»),

не запрещаются («Нет-нет, об этом мы не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом думать и говорить»). Новости принимаются как факт.

Так как высказаться, во время обмена новостями, хочется многим  вырабатываются  правила:

говорим по одному, не перебиваем друг друга,

говорит только тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, игрушка и т. д.). Правила, лучше вырабатывать после того, как дети на своем личном

опыте убедились, что трудно говорить, когда тебя не слышат. Можно продумать разные хитрости помогающие определить, кто будет говорить первым (те, у кого прикреплен какой-либо знак, чье имя начинается со звука «С», девочки, именинник и т.д.).  Так же можно перед началом совета собрать у детей фанты и предоставлять слово тому, чей фант вытянули. Или до начала детского совета прикрепите какой-либо знак (бант, медальку) нескольким детям. Именно у них будет право рассказать о своих новостях первыми. Если вы знаете, что у кого-то из детей есть значимая для всех новость (день рождения, рождение брата и т.д.),

ему высказаться первым.

В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты ДОО) — это обеспечивает широкий диапазон событий.

В процессе беседы самым естественным образом *формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться:

умение слушать и слышать,

вести диалог, строить монолог,

умение аргументировать своё суждение.

Реагирование на высказывание. Это самая сложная часть обмена новостями и философствования с детьми.

Для того чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на  высказывания детей. От вашего ответа будет зависеть, куда повернет разговор и как отразится он на ребенке. Если на фразу ребенка «Мне мама вчера весь вечер читала книжку» вы начнете задавать вопросы: как называлась книжка, о чем она, что тебе понравилось и т.д., то получите реакцию других детей: «А у меня тоже есть книжки», «А мы с мамой ходили в магазин» и т.д., каждый из них захочет получить свою порцию внимания. «Приятно провести время с мамой» –  отвечаете вы, и если вам будет необходимо, вернетесь к этой теме в индивидуальной беседе. А можно наоборот раскрыть эту тему дальше и выяснить читают ли детям дома, какие произведения, как дети запоминают

Навык приходит только с практикой, но есть несколько  советов, которым можно следовать в его развитии.

Не игнорируйте, но и не оставайтесь на новостях и высказываниях, связанных с покупкой вещей. Если вы будете их поддерживать, то возникнет риск того, что дети будут считать новостью, когда им что-то купили.

Не морализируйте. Если новость или идея, высказанная ребёнком, затрагивает отрицательные, на ваш взгляд, события или действия, постарайтесь понять, какие чувства испытывает тот, кто об этом говорит. И реагируйте на чувства.

Не оценивайте. Нельзя оценивать других, особенно родителей, со слов ребёнка. Например: «Моя мама сделала красивую вышивку», вы – «Я вижу, ты гордишься своей мамой».

Не стесняйтесь, если проблема,  которую затронул ребёнок, выходит, в вашем понимании, за рамки приличия. Например: «Я вчера видел, откуда кошка рожала котят», вы – «Ты узнал, как появляются на свет котята».

Не расспрашивайте, если эта новость не составляет непосредственной важности для всех детей. Универсальная форма прекращения обсуждения какой-либо «опасной» темы – спокойно, уверенно сказать: «Так бывает».

Учитесь управлять своим взглядом. Если вы хотите показать ребёнку, что не склонны поддерживать его дальнейшие высказывания, коротко ответьте и переведите внимательный взгляд дальше.

И наконец, *позволяйте детям играть роль воспитателя и самим решать,

сегодня будет рассказывать о новостях.

*Как можно правильно реагировать на высказывания детей?

«А я из рогатки попал в воробья» – ответы воспитателей.

Мой вариант: «Я понимаю, ты хочешь стать метким стрелком, но то причем, он-то тебя не трогал, и рогатки у него нет».

«Мы с папой чинили скамейку, и я сам вбил 3 гвоздя»

«Это была трудная работа, но ты справился».

Иногда дети могут  поставить взрослого в тупик. «Мой папа вчера был пьяный»

«Обидно, ведь ты не смогла поиграть с папой».

Стоит ли всеми силами «побуждать» молчащих детей к «публичным выступлениям»? Нет. Понимание индивидуальных особенностей ребенка и внимание к ним, терпение и терпеливость подскажут, когда не следует торопить и торопиться.

Очень часто детские высказывания могут быть использованы как  темы для проектов.

Мотивирование детей на работу над проектом

. Мотивировать на изучение темы можно по-разному: это может быть история одного ребенка «Саша, мне понравилась твоя история о  птице,    напомни нам ее» или,  это может быть случай из жизни педагога «Я услышала, как удивительно поют птицы. Тема выбрана. Даже если у кого-то из детей останется чувство разочарования – выбрали не ту тему, которую он предлагал, это уже совершенно иное чувство, не имеющее ничего общего с подчинённостью диктату взрослых. Это – повод для мобилизации сил, подсказка, что нужно учиться быть более убедительным. *

Пусть темы, которые предлагают для плана дети, достаточно просты, но это именно те идеи, которые самостоятельно рождаются у них, на которые они мотивированы, в которых проявляется их инициатива, конструктивная активность, которые диктуются их любознательностью и знаниями.

Выявление инициатив и образовательных запросов детей.

Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или о чем-либо. В этом нам помогает «модель четырех вопросов», модификация «модели трех вопросов» Л.В. Свирской.

Что вы знаете

Что хотите узнать

Что надо сделать, чтобы узнать

Как можно  использовать эти знания?

Оценив, познавательные инициативы и образовательные запросы детей, опираясь на их

опыт, педагог осуществляет образовательный процесс в зоне ближайшего развития.

Выбор темы проекта, образовательного события.  Планирование – одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослые

поддерживают их инициативу и

демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности

Планирование осуществляется совместно детьми, педагогами и родителями. Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых. Записи делаются печатными буквами, чтобы дети могли их прочитать, всегда одним цветом (можно использовать два цвета: один – идеи детей, второй – идеи взрослых), обязательно помечать автора того или иного предложения, размещать заполненный план в доступном для детей месте. Созданный совместными усилиями план должен быть доступен для детей в течение всего времени работы по проекту. По завершении проекта план хранится как документ. Дети понимают, что вы записываете их идеи, их мысли, т.е. придаете им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства.

Совместное планирование свидетельствует о профессиональной состоятельности воспитателя – умение вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу; Взрослым совместное планирование дает возможность *планировать и организовывать индивидуально-коррекционную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал сам ребёнок.

Вечерний «детский совет».

Его основная задача – анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И ещё одна задача, не менее важная, но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят. Итоговый сбор выполняется ежедневно после того, как дети выполнят задуманное. На итоговый сбор детей собирает все тот же колокольчик (ритмичные хлопки, мелодия). Место проведения то же самое, где проводился утренний сбор. И дети представляют свои работы, что они сделали. На итоговом сборе каждый ребенок может испытать чувство глубокого удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился.

При ведении детского совета взрослый – модератор.

Взрослые основывают свою деятельность на *понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии; предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных замыслов, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.

Как ресурсная личность, воспитатель вместе с другими участниками образовательного процесса *создает в группе необходимые условия, помогает детям найти и использовать разнообразные источники информации.

Вне зависимости от названия, детский совет – это место  и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы – маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад № 25

Сообщение для воспитателей

как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Шалаева Татьяна Владимировна

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде; поддержку детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет». Данная технология предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, создает условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Считается, что средствами внедрения технологии «Детский совет» (Л. Свирской) можно эффективно реализовать задачи включения детей в социальные ситуации взаимодействия и общения, так как данная технология предоставляет детям возможность быть активным в выборе собственного образования. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.

Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.

Задачи «Детского совета»:

Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

На этапе внедрения в деятельность педагога в дошкольном учреждении важно рассмотреть технологию «Детский совет» как форму поддержки детской инициативы в общении и межличностном взаимодействии и углублённо проработать ряд аспектов.

Важный вопрос, который необходимо решить при внедрении данной технологии – это роль и позиция взрослого в «Детском совете». Взрослые всегда являются примером для детей, носителем культуры участия, взаимодействия. Как правило, дети стремятся к общению со взрослым, внимание со стороны взрослого вселяет уверенность, закрепляет опыт высказывания. В детском совете главная задача взрослого занять роль модератора. Модератор – специалист, сопровождающий процесс управления взаимодействием в группе и отвечающий за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения. Модерация, как и другие виды сопровождения, имеет определенные характеристики: сосредоточена на конкретной проблеме; ориентирована на кооперацию; исключает формальный контроль и оценку; содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы; создает психологически комфортные условия для субъектов общения. Работа взрослого, как модератора детского совета, в том, чтобы не директивно обучить детей способам и правилам ведения разговора. Помочь детям следовать логике разговора, не навязывая собпозволить детям занять свою позицию. Но в тоже время как полноправному партнёру взаимодействия уметь обозначить свое отношение к

2. внедрения технологии “Детский совет в ДОУ”

Методы и приёмы обучения детей диалогу:

разговор по подобию

(сначала научились беседовать об одном конкретном предмете, затем с большей самостоятельностью о другом, сходным с первым);

продолжение начатого разговора (начало беседы определила тему, тем самым наметился ее план, возможные варианты продолжения);

беседа на основе естественной ситуации (ситуативные беседы)

(используется непосредственно возникшая потребность детей высказать свои впечатления, суждения и т. д.).

-фантазии, – цепочки – шутки закрепляют усвоенные детьми речевые навыки.

Приёмы взаимодействия с детьми воспитателя в роли модератора детского совета:

Внимание к повседневным разговорам (наблюдения).

Волшебный сундучок (от каждого молчуна по 1

«Секретик» (взрослый кооперируется с

Договаривание за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка.

Кроме модерирования нужно изучать и использовать при организации «Детского совета» приёмы иррадиирующего обучения как метода индивидуализации и признания различных интересов и мотивов детей.

обучение как метод индивидуализации обучения основан на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в воспитании и обучении. Эта тактика состоит из трех основных

: презентация чего-

«У нас появилась новая интересная игра. Кто хочет научиться в нее играть, может прийти в

2 – действие:

«Даша, Лера, вы сегодня узнали, увидели, сделали что-то новое. Давайте расскажем об этом всем ребятам».

Если вы хотите что-то узнать, обратитесь к Даше и Лере».

Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.

Важными этапами здесь являются: выявление инициатив и образовательных запросов детей, мотивирование детей на поддержку идеи и совместное планирование.

Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо.

Одним из эффективных методов является метод реагирования.

Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими. Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Пример обучения на основе метода реагирования: модель трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?

Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей.

Педагог помогает сформулировать, что хотят сделать дети, а дети самостоятельно фиксируют свой план.

Следующий значимый аспект «Детского совета» формирование у детей чувства ответственности за себя и за других. Развитие культуры участия предполагает, что у детей формируется готовность принимать на себя ответственность. Для этого различные подходы: предоставляют детям возможность шефства, волонтёрства, выполнения ответственных заданий.

Такие приёмы предполагают определение места «Детского совета» в распорядке дня и жизни группы. В отличие от идентичных по цели технологий, таких как «Утренний круг», «Рефлексивный круг» «Детский совет» может работать в течение всего дня пребывания детей в группе, а не концентрироваться на определённый период (утром и вечером).

ехнология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.

Детский совет: методические рекомендации для педагогов/ Л. В. Свирская. М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 80 с.: ил. – (Серия «Вдохновение»).

Основная образовательная программа дошкольного образования О-75 «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 352 с. – (Серия «Вдохновение»).

Свирская Л. В. Утро радостных встреч. Издательство «Линка-Пресс», 2010. Детские годы: индивидуальность ребёнка как вызов педагогам/ Р. Ларго; под ред. А. И. Бурениной. – Москва: Национальное образование 2015. – 184 с.: ил. – (Вдохновение).

Боклина С. В., Кудряшова Н. А., Сапрыкина Е. В. Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 8-12. — URL https://moluch.ru/archive/145/40617

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО

Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

Дети дошкольного возраста усваивают все новое гораздо быстрее, если «пропустят это через себя», то есть, освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения. Многообразие предметов, объектов, явлений, возможных действий и их следствий воспринимается, осмысливается и становится частью внутренней культуры человека.

Деятельность может быть эффективной, результативной, а может быть и бесполезной. А какой именно она будет зависит от того, насколько человек владеет навыками целесообразности и планирования. Поэтому воспитатель должен знать и применять те методы, которые позволят получить результат в виде умений детей.

Современные условия жизни предъявляют к новому поколению наличие таких качеств, как инициатива, активность, осознанная ответственность, креативность. А значит и наличие соответствующих образовательных технологий, и профессиональных знаний у взрослых, вовлечённых в образовательное взаимодействие с детьми тоже должно иметь место.

Воспитателям ДОО важно использовать такие методы взаимодействия, которые касаются изменения всей технологии жизни ребёнка в ДОО.

Одной из таких инновационных технологий является «Детский совет». Данная технология проста в использовании, не требует много времени, согласована с примерной основной образовательной программой дошкольного образования, направлена на личностное развитие детей.

Этапы проведения Детского совета и условия для успешного овладения умениями схожи с этапами проведения занятия, поэтому воспитатели не должны учиться совершенно новой и незнакомой методике проведения.

Детский совет – общее собрание группы детей вместе с воспитателем, где каждый участник получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, поделиться интересной информацией, а также получить новую от других, где планируются предстоящие занятия, проводятся разные виды детской деятельности. (Бабошина А. В. Консультация для воспитателей «Технология «Утренний круг»).

В повседневной жизни, как отмечают около 60% родителей, самостоятельность детей проявляется в выборе игрушек, продуктов, игр и занятий дома, некоторым соблюдением правил поведения в общественных местах.

ДОО остаётся единственным местом, где дети могут без опасения проявлять инициативу и самостоятельность.

Задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада. Вся жизнь ребёнка в ДОО должна быть направлена на его развитие и формирование умения взаимодействовать с детьми и взрослыми.

Инновационная форма «Детский совет» используется в современных образовательных программах («Детство», От рождения до школы», «Вдохновение», «Золотой ключик», «Радуга» и др.) и включена в режим дня образовательной организации. Называется форма по-разному: утро радостных встреч, детский совет, утренний кружочек и др., но объединяет их основные заложенные в него цели и задачи.

Задачи организации Детского совета:

• ввести правила в организацию детского совета;

• создать условия для планирования (ежедневно обсуждать с детьми планы реализации совместных и индивидуальных дел);

• создать предметно-пространственную разностороннюю среду (центры активности: книги, спорта, сюжетно-ролевой игры, математики, экспериментирования, конструирования, творчества и т.д.);

• создать условия для самостоятельного выбора;

• организовывать диалог для совместного принятия решений и поиска способов решения проблемы;

• предлагать для обсуждения проблемные ситуации, связанные с потребностями и интересами детей;

• обсуждать с детьми результаты совместной и индивидуальной деятельности.

Прежде всего, необходимо выбрать удобное место, такое, где можно расположиться всей группой, где достаточно места для размещения демонстрационных материалов. Можно сидеть на ковре или использовать подушечки и коврики на каждого ребёнка.

Правила поведения в группе независимо от их содержания должны формулироваться позитивно и их можно красиво оформить, Например:

– «Внимательно слушай других!»;

– «Кричать и бегать можно на улице!»;

– «Если товарищу нужна помощь – помоги!»;

– «Каждая игрушка в группе знает свое место!»;

– «Гостей группы – приветствуем!» и т.д.

Детский совет целесообразнее проводить утром, перед образовательной деятельностью и вечером, после ужина и перед уходом детей домой.

Этапы проведения Детского совета :

1. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки).

2. Игра (тренинг, пение, слушание).

3. Обмен новостями. Детский совет – место легитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.

4. Планирование дня (выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности).

5. Подведение итогов (работа в центре, проект).

Детский совет может длиться в зависимости от возрастной группы и ситуации от 5 до 20 минут.

Детский совет не следует воспринимать и проводить как занятие. Дети должны участвовать в нем по желанию, принуждение не приведет к нужному результату. Дети могут в свободной форме высказываться и делиться любыми новостями, волнующими детей. Воспитатель не может ограничивать беседу только хорошими новостями. Так же не рекомендуется вытягивать информацию насильно: «Маша, ты еще нам ничего не рассказала!».

Так как высказаться во время обмена новостями хочется многим, вырабатываются правила:

  • говорим по одному, не перебиваем друг друга,
  • говорит только тот, у кого в руках волшебная палочка.

Если воспитатель знает, что у кого-то из детей есть значимая для всех новость (день рождения, приехали гости и т.д.), нужно представить право ему высказаться первым.

В обмене новостями участвуют не только дети, но и воспитатель. Также, важно приглашать на Детский совет родителей, других специалистов и педагогов ДОО.

В процессе беседы самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться.

Для того чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на высказывания детей. От ответа воспитателя будет зависеть, в каком направлении пойдет разговор и как отразится на ребенке.

Если на высказывание ребенка начать задавать вопросы, то можно получить реакцию других детей, каждый из них захочет получить свою порцию внимания. Если будет необходимо, лучше вернуться к этой теме в индивидуальной беседе. А можно наоборот раскрыть эту тему дальше и выяснить что-то для дальнейшей работы, проекта.

Навык приходит только с практикой, но есть несколько советов, которым можно следовать в его развитии.

  • Не игнорируйте, но и не оставайтесь на новостях и высказываниях, связанных с покупкой вещей. Если вы будете их поддерживать, то возникнет риск того, что дети будут считать новостью, когда им что-то купили.
  • Не морализируйте. Если новость или идея, высказанная ребёнком, затрагивает отрицательные, на ваш взгляд, события или действия, постарайтесь понять, какие чувства испытывает тот, кто об этом говорит. И реагируйте на чувства.
  • Не оценивайте. Нельзя оценивать других, особенно родителей, со слов ребёнка.
  • Не стесняйтесь, если проблема, которую затронул ребёнок, выходит, в вашем понимании, за рамки приличия.
  • Не расспрашивайте, если эта новость не составляет непосредственной важности для всех детей. Универсальная форма прекращения обсуждения какой-либо «опасной» темы – спокойно, уверенно сказать: «Так бывает».
  • Учитесь управлять своим взглядом. Если вы хотите показать ребёнку, что не склонны поддерживать его дальнейшие высказывания, коротко ответьте и переведите внимательный взгляд дальше.
  • Позволяйте детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.

Список использованных источников/

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  • Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон №273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
  • Боклина С.В. Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы/ С.В. Боклина, Н.А. Кудряшова, Е.В. Сапрыкина//Молодой учёный. – 2017. – №11.1 (145.1). – С 8 -12.
  • Будникова Т.А. Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5-6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала/ Т.А. Будникова, М.С. Конько. – Казань: Молодой учёный, 2018. – С. 69-71
  • Емельянова С.И., Кадочникова Т.А., Сергеева И.В. Детский совет как средство развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста// Интерактивная наука. – 2021. – №6 (61). – С. 1 – 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *