Образовательно-методический комплекс как авторская методическая система педагога дополнительного образования

Сущность и особенности методической деятельности в системе дополнительного образования детей. Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др. ) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в УДО. Основные виды методической деятельности:
самообразование,
методическое исследование,
описание и обобщение передового опыта,
создание методической продукции,
обучение педагогических кадров, методическое руководство,
методическая помощь,
методическая коррекция. Методическая деятельность учреждения дополнительного образования – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся. Методическая работа – система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа – достижения педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов. Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения. С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей. Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта. Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности. Методическая служба учреждений дополнительного образования
Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения. Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба учреждений дополнительного образования. Оказание педагогическим работникам методической помощи не всегда бывает достаточным из-за отсутствия прочных связей между методическими службами разных уровней: учреждение — район — город. Сегодня методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение долгих лет она выступала как «транслятор» инструкций, приказов, распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения. Методисты часто привлекались к осуществлению контролирующей функции, чем дублировали обязанности инспекторской службы. Поэтому структура методической службы оказалась перед необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени: в период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности прежняя методическая служба не могла реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию в образовании. Во многих регионах начался поиск приемлемой модели методической службы, способной строить методическую деятельность по-новому. В настоящее время сложилась и успешно функционирует разноуровневая система методической деятельности. Произошли серьезные изменения в деятельности и структуре методических служб, имеющих сегодня разные цели, задачи, формы и направления деятельности. Важным условием успешной деятельности методической службы является правильный выбор ее модели. Сегодня существуют различные модели методических служб в зависимости от свойств, которые они должны выполнять, и от подходов, на основе которых они создаются. Любая модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи и т. Но главное заключается в том, что каждая модель выстраивается, исходя из конкретных условий, запросов и потребностей педагогов и управленцев. К сожалению, сегодня социальный спрос на методические и педагогические услуги значительно опережает возможности методической службы. Задание: подумайте, в чем причина такой ситуации?
Современной методической службе учреждений дополнительного образования детей должны быть присущи следующие черты:
• максимальное удовлетворение социального спроса на педагогические и методические услуги на основе маркетинговых исследований и консалтинга;
• ответственность за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы, способствующих развитию его профессиональной компетентности;
• обеспечение сотрудничества педагога и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;
• организация рекламы социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений педагогических коллективов. Чтобы определить роль и место методической службы учреждения дополнительного образования детей, необходимо рассмотреть существующие в системе образования модели методических служб, которые в условиях реформирования образования (создания различных типов учреждений, обновления содержания обучения и внедрения новых технологий и т. ) на разных уровнях способствуют обеспечению профессиональной деятельности педагогических работников. Основные характеристики наиболее распространенных в настоящее время в практике моделей методических служб территориального значения в системе дополнительного образования:
районный (окружной, городской) методический кабинет;
методический отдел в структуре органов управления образованием;
информационно-методический городской, районный центр (кабинет);
научно-методический городской (районный) методический центр (кабинет);
учебно-методический кабинет (отдел) в структуре учреждений повышения квалификации и т. У этих служб разные цели, задачи, функции и направления деятельности. Так, районный (окружной, городской) методический кабинет — традиционная и преобладающая форма методической службы. Он представляет возможности повышения квалификации кадров, ведет их переподготовку и оказывает методическую помощь; своевременно обеспечивает работников необходимой информацией о содержании образования, инновационных технологиях обучения, о новых учебных пособиях и т. Сегодня районные методические кабинеты уделяют внимание экспериментальной деятельности, авторским разработкам и новым педагогическим технологиям. В деятельности методических кабинетов появились такие новые направления, как социально-психологическое обеспечение образовательного процесса, диагностика информационных потребностей, аттестация кадров, аттестация и государственная аккредитация учреждений. В работе методических кабинетов сочетаются традиционные формы работы (консультации, семинары) и новые для массовой практики (конкурсы педагогического мастерства, психологические практикумы и др. Методический отдел создается в структуре органов управления образованием на базе методических кабинетов. Здесь прослеживается три тенденции:
• методический кабинет вводится в структуру органов управления и преобразуется в информационно-методический отдел с сохранением прежних функций;
• методический кабинет ликвидируется, а в штат РОНО (УНО) вводится должность методиста по организации курсов повышения квалификации;
• третья тенденция — слияние инспекторского отдела и методического кабинета; при этом методист становится, по сути, инспектором, задачей которого является инспектирование методического обеспечения деятельности. Информационно-методические центры (кабинеты) появились в последние годы на базе методических кабинетов, которые за счет материально-технических и информационных возможностей создали информационный банк данных о достижениях педагогической науки и массовом опыте, организовали обобщение и распространение этой информации в регионе. В настоящее время задачей информационно-методического кабинета становится аттестация учащихся, педагогических работников и образовательных учреждений. Научно-методический центр (кабинет) создается на базе нескольких районных методических кабинетов и принимает их функции. Эта модель распространена в крупных городах. Ее особенность в том, что приоритет отдан опытно-экспериментальной деятельности, разработке вариантов учебных планов, программ и их экспертизе. Повышение квалификации кадров в них ведется не только в методическом, но и в теоретическом аспекте. Учебно-методический отдел (кабинет) создается в структуре институтов повышения квалификации. Его основная функция — дополнительное профессиональное образование и методическая помощь педагогическим работникам. В последние годы организуются курсы подготовки экспертов аттестационных комиссий, и оказывается методическая помощь педагогам, защищающимся на первую и высшую категории. Рассмотренные нами модели методических служб могут быть реализованы в районных, городских, региональных масштабах. Все они имеют право на существование в зависимости от конкретных условий и потребностей региона и, естественно, не заканчивают собой ряд существующих моделей. В дополнительном образовании создана взаимосвязанная многоуровневая система методических служб:
Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования РФ
Областные центры развития системы дополнительного образования детей
Городские, районные, окружные методические службы
Методические службы учреждений дополнительного образования детей. Для общей координации работы и выполнения научно-методических функций на федеральном уровне создан Центр развития системы дополнительного образования детей. Для осуществления этой работы на региональном уровне действуют областные учреждения дополнительного образования или центры развития системы дополнительного образования. На районном уровне методическая работа, направленная на совершенствование дополнительного образования детей, ведется либо по линии методических служб образования (кабинеты, отделы), либо крупными многопрофильными учреждениями, либо создаются специальные структуры для осуществления этой деятельности. Надо заметить, что основное поле методической деятельности находится на уровне учреждений, где в этот процесс включены педагоги, методисты, руководители всех рангов. Обновления деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей. Учреждение дополнительного образования детей противоречиво, но последовательно идет по пути развития и обновления. Реформирование системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования в соответствии с законом «Об образовании» (1992 г. ) требует сегодня от учреждений переосмысления своей деятельности, в том числе и методической по следующим причинам.

Образовательно-методический комплекс как авторская методическая система педагога дополнительного образования

Общеизвестно, что профессиональная деятельность педагога дополнительного образования – деятельность созидательная, направленная на воспитание, поддержку и сопровождение растущего человека. Уникальность педагогической деятельности заключается в неповторимости всех составляющих ее компонентов: исторического и социального времени, условий, характеров и природных свойств учеников и самого педагога. Изложенное позволяет утверждать, что по своей сути педагог – АВТОР, который создает, сочиняет, изобретает и открывает.

Педагог дополнительного образования, имеющий авторский взгляд на процессы воспитания и обучения, один из тех мудрых взрослых, который так нужен ребенку. Именно такой педагог способен создавать плодотворные ситуации для пробуждения неповторимого «Я» своего ученика. Педагог-автор, не раз пребывавший в состоянии поиска, окрыленный радостью своих «педагогических изобретений», поддержит склонность детей к наблюдению за миром и собой, будет способствовать развитию исследовательского типа поведения. Жажда открытий, присущая природе каждого ребенка, вовремя поддержанная педагогом, может перерасти в естественную потребность совершать свои «маленькие», а возможно, и «большие» открытия в мире науки, искусства, техники.

Главный момент развития профессионализма педагога дополнительного образования заключен в его умении проектировать образовательно-воспитательную среду. Проектировать так, чтобы она давала максимальные возможности для личностного, интеллектуального, творческого развития детей. В этом умении реализуется способность педагога быть мобильным, оперативно реагировать на постоянно меняющуюся воспитательно-образовательную ситуацию. В этом проявляется авторская позиция, отражающая уникальный синтез его личностного и профессионального «Я».

Творческий педагог практически постоянно пребывает в состоянии выбора содержания, методов, приемов, способов взаимодействия. Так образом происходит индивидуализация профессионального опыта. Оживляя каждый раз по-новому свой дидактический багаж, педагог, по сути, совершает творческое преобразование устоявшихся форм массовой образовательной практики.

У педагога-автора появляется прекрасная возможность конструктивно анализировать и оценивать свои педагогические находки и педагогические затруднения, развивать рефлексивную культуру. Быть педагогом-автором значит уметь аргументировано обосновать свой педагогический опыт.

Существующий диапазон разнообразных форм проявления педагогического авторства – от методического приема, используемого на занятии, до создания программы и технологии – позволяет наблюдать, фиксировать и развивать некий внутренний, значимый именно для конкретного педагога, импульс профессионального восхождения к вершинам. Внутриличиостное проявление авторства выражается в развитии потребности педагога в профессионально-творческой самоидентификации, адекватной включенности в мир детей и их родителей, окружающее культурно-образовательное пространство.

Закономерным итогом творческого саморазвития педагога дополнительного образования в процессе такой систематической рефлексивной работы вполне может стать создание образовательно-методического комплекса (ОМК). В таком методическом продукте проявятся и индивидуальное своеобразие личностных и профессиональных качеств, и оптимально выбранная и адаптированная педагогическая технология. Путь педагогического авторства – парадоксальное сочетание известного и неизвестного, ежедневное созидание своего профессионального мировоззрения, коммуникативного пространства творческой деятельности.

Образовательно-методический комплекс – это авторская методическая система педагога дополнительного образования. Создать собственную методическую систему – значит предложить авторские способы проектирования целостной образовательно-воспитательной среды, отражающей особенности дополнительной образовательной программы, индивидуальный стиль и «методический почерк» педагога.

Образовательно-методический комплекс – это совокупность программно-методических материалов, отражающих авторскую педагогическую концепцию. Сущность ОМ К заключается в методическом обосновании содержания, процесса и результатов образовательно- развивающей деятельности в конкретном направлении дополнительного образования детей (естественно-научном, техническом, туристско-краеведческом, художественном, социально-педагогическом, физкультурно-спортивном).

ОМК педагога дополнительного образования нс является строго регламентированным нормативным документом в силу своей авторской природы. Поэтому автор-разработчик вправе самостоятельно определять, какие методические, дидактические и иллюстративные материалы будут включены в состав ОМК. Основная задача при формировании структуры и содержания образовательно-методического комплекса заключается в целостном сопровождении дополнительной общеобразовательной программы педагога. Немаловажную роль играет ресурсное обеспечение ОМК (материально-техническое, информационно-методическое, организационное).

В рекомендациях по разработке образовательно-методического комплекса в дополнительном образовании детей С. Абдухакимова, Е. Василевская и Н. Кленова рекомендуют включать в него компоненты, предполагающие как целостное, так и модульное их использование. ОМК должен состоять из следующих компонентов.

Кроме указанных компонентов образовательно-методический комплекс может содержать методики и технологии преподавания, концепцию или модель развития детского творческого объединения (секции, клуба), сценарии учебных занятий, праздников и других форм организации образовательно-развивающей деятельности.

Потенциальными источниками для создания ОМК в системе дополнительного образования детей могут стать программы, имеющие адаптированную к практике учреждения дополнительного образования методическую базу, включающую контрольно-диагностический блок. Также обязательным условием для формирования ОМК на базе авторской программы должно быть наличие у автора-разработчика опыта презентации программы в целом и проведения мастер- классов по тематике учебного курса.

В качестве исходных для ОМК образовательных программ могут предлагаться:

  • – программы-лауреаты региональных и всероссийских конкурсов авторских образовательных программ;
  • – апробированные в практике учреждений дополнительного образования детей программы, выполненные на высоком теоретическом и методическом уровне, подтвержденном письменными отзывами специалистов, знающих специфику дополнительного образования детей.

В качестве непосредственных адресатов ОМ К могут выступать:

  • – педагоги, начинающие работать в системе дополнительного образования детей (для них ОМК может выполнять роль примерной программы с набором методических приложений, позволяющих адаптировать предлагаемую программу к конкретной учебной группе и работать непосредственно по данной программе);
  • – педагоги, имеющие опыт работы в близких к данному ОМК сферах деятельности (им могут быть полезны отдельные блоки ОМК, прежде всего учебно-тематический план и содержание программы, а также методические и дидактические материалы, которые можно использовать для развития вариативности собственной образовательной деятельности);
  • – методисты системы дополнительного образования детей, а также ориентированные на профессиональное общение с коллегами педагоги-практики (для них интересен ОМК как целостная система, демонстрирующая технологию обобщения и транслирования педагогического опыта, его преобразования в такие формы, которые были бы доступны для понимания);
  • – эксперты жюри конкурсов профессионального мастерства педагогов дополнительного образования (они оценивают актуальность, новизну и преимущества данного ОМК но сравнению с существующими программами конкретной направленности, педагогическую обоснованность его построения, наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности и их эффективность).

Материалы, представленные в образовательно-методическом комплексе педагога дополнительного образования, должны сочетать свойства инвариантности и вариативности и соответствовать:

  • • целям, задачам, содержанию дополнительной общеобразовательной программы;
  • • специфике и основным принципам дополнительного образования детей.

В качестве основных видов методических материалов, обеспечивающих дополнительную общеобразовательную программу, в состав ОМК педагога может быть включены:

  • 1) информационно-ознакомительные материалы (имеют целью изложить определенные сведения, подлежащие распространению среди обучающихся и их родителей с целью ознакомления с образовательной программой):
    – буклет;- листовка;- аннотированный каталог;- информационно-методический справочник и т. п.;
  • – буклет;
  • – листовка;
  • – аннотированный каталог;
  • – информационно-методический справочник и т. п.;
  • 2) организационно-методические материалы (для разъяснения цели и порядка (алгоритма) осуществления образовательной деятельности по предлагаемой программе):
    – инструкция;- методическая записка;- методическая разработка;- методические рекомендации;- методическое пособие;- тематическая папка;- инструктивно-методический плакат и т. п;
  • – инструкция;
  • – методическая записка;
  • – методическая разработка;
  • – методические рекомендации;
  • – методическое пособие;
  • – тематическая папка;
  • – инструктивно-методический плакат и т. п;
  • 3) прикладные методические материалы (вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий отдельные разделы и темы образовательной программы): карточки, тестовые задания, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, фотографии, иллюстрации; видеоролики; модели; тематическая подборка материала (текстового, наглядно-иллюстративного и т. п.).

В состав образовательно-методического комплекса могут входить следующие виды методической продукции.

Буклет – издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в два или более сгибов или иным образом.

Листовка – непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.

Аннотированный каталог – нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень кратких характеристик документа или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.

Информационно-методический справочник – сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной деятельности и ее организации.

Инструкция – пошаговая последовательность действий, операций, например при описании условий дидактических игр.

Методическая записка – пояснения к последующим методическим материалам, изложенным более сжато: схемам, графикам, таблицам.

Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.

Методические рекомендации – вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, разработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – знакомить с наиболее эффективными, рациональными вариантами, образцами действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе – мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных мспроприятий, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления дополнительного образования детей. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.

Тематическая папка объединяет:

  • – нормативные документы, определяющие деятельность в данном конкретном направлении;
  • – методические рекомендации;
  • – методические разработки конкретных дел;
  • – сценарии;
  • – материалы из опыта работы;
  • – библиографию;
  • – дидактический материал.

Инструктивно-методический плакат – плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.

Тематическая подборка материала – подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенному разделу программы или отдельным темам (например, подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.

Создание образовательно-методического комплекса не является для педагога дополнительного образования обязательным и осуществляется на добровольной основе. Творческая поисковая деятельность по созданию ОМК – показатель методической компетентности и профессиональной зрелости педагога. Наличие в методическом арсенале учреждения дополнительного образования детей ОМК педагогов, созданных на основе авторских программ и материалов, свидетельствует о высоком качестве работы его методической службы с педагогическими кадрами.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ВЛАДИКАВКАЗА»

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»

«Приняты» «Утверждаю»

на заседании методического совета Заместитель директора

СП ЦРТДЮ «Нарт» МАУДО ЦДО г. Владикавказа

Протокол № _____ от __________2022г ___________ Фидарова Б.

_____ ___________ 2021г

Организация методической работы в учреждении дополнительного образования

Хачирова Б.

Одной из главной составляющей организации деятельности любого образовательного учреждения является методическая работа.

Методическая работа учреждения дополнительного образования детей – вид педагогической деятельности, содержанием которой является анализ и обобщение современных форм и методов образовательно-воспитательного воздействия на личность, внедрение передового опыта в практическую деятельность, организация обучения педагогического персонала наиболее эффективным методикам и технологиям работы с детьми. Она основана на конкретном анализе результатов работы учреждения дополнительного образования детей, собственно учебно-воспитательного процесса, его условий, направлена на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и развития личности. Методическая работа включает подготовку методических разработок, методических рекомендаций, учебно-методических пособий, положений, других видов учебно-методических документов, разработку учебно-методических материалов: тезисов и текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, экскурсий, активных форм обучения и т.

В настоящее время очевидна необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования. Методическая оснащенность является условием эффективности качества деятельности учреждения и его результатов.

Составными элементами содержания методической деятельности учреждения дополнительного образования детей являются:

выявление и пропаганда прогрессивных инновационных подходов к решению задач развития личности; оказание методической  помощи руководящим и педагогическим работникам по совершенствованию деятельности и использованию новаторского опыта;

обобщение и внедрение в практику деятельности учреждения научных исследований, передового педагогического опыта, содействие научной и теоретической компетенции педагогов, доведение до их сведения нормативных документов;

организация системы повышения квалификации педагогического персонала: планирование и организация проведения курсов, семинаров, конференций, организация обучения в других образовательных учреждениях, институтах повышения квалификации и т

планирование и организация работы методического совета, методических кабинетов, руководство работой методических объединений и творческих групп;

подготовка отчетных документов о выполнении планов работы.

Значимыми составляющими методического обеспечения в учреждении дополнительного образования являются: педагогическая деятельность, образовательный и воспитательный процессы.

Методическая служба учреждения дополнительного образования

Методической деятельностью в учреждении занимается методическая служба, которая осуществляет работу по совершенствованию педагогического мастерства работников, выявлению лучшего педагогического опыта и его распространения, обновлению программно-методического сопровождения образовательного процесса и др. Методическая служба должна принимать непосредственное участие в разработке положений о педагогическом и методическом советах, организовывать разработку и других видов необходимой документации: планов и отчетов, должностных инструкций и других видов документов. Это является одним из условий, повышающих эффективность работы методической службы и результативность деятельности учреждения в целом.

Как показывает практика, во многих учреждения специалисты испытывают затруднения в плане организации методической деятельности.

Данные методические рекомендации представляют собой практическое пособие по организации методической работы в учреждении дополнительного образования.

Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи методистам учреждения дополнительного образования.

Основные направления методической деятельности в учреждении дополнительного образования

В основе методической работы лежат деятельностный, содержательный, управленческий аспекты.

Правильное определение целей и задач методической службы помогает выбрать оптимальное содержание и формы организации работы с педагогами.

Основные задачи методической службы.

Разработка организационной структуры методической службы с определением объектов (вертикальные связи) и субъектов управления (горизонтальные связи).

Усиление логического и дидактического единства учебно-воспитательного процесса, устранение дублирования учебно-программного материала, обеспечение его преемственности и непрерывности с позиций формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, их творческого развития и социального формирования в современных условиях.

Совершенствование методического руководства учебными занятиями, разработка рациональных форм планирования, организации и контроля полученных результатов, подготовка методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, деятельности детских объединений, по составлению сценариев конкурсов, викторин, массовых мероприятий.

Укрепление связи с наукой и практикой, организация совместной работы с научными и методическими центрами, научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями для организации опытно-экспериментальной работы по внедрению новых технологий обучения. Внедрение новых технологий обучения и воспитания; анализ эффективности их использования, создание информационного банка данных.

Обеспечение учебного процесса оборудованием, техническими средствами обучения, учебно-методической литературой, дидактическими средствами обучения.

Разработка системы диагностики и мониторинга для определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания развития обучающихся.

Организация и управление деятельностью психологической службы по вопросам психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса, тестирования и психолого-педагогической диагностики обучающихся.

Внедрение в практику деятельности учреждения и методической службы программно-целевого подхода в управлении образовательным процессом на основе проведения проблемно-ориентированного анализа.

Деятельность методической службы осуществляется по 4 основным направлениям:

Аналитическое направление включает в себя мониторинг профессиональных потребностей педработников, анализ состояния методической работы, выявление затруднений, обобщение педагогического опыта.

Информационная деятельность предполагает использование информационных технологий, распространение необходимой литературы на бумажных и электронных носителях, информирование, стимулирование роста информационной культуры педагога.

К организационно-методической деятельности относится: методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, организация работы методических объединений по направлениям, участие в разработке локальных актов учреждения, проведение семинаров и конференций, конкурсов различной направленности.

Консультационная деятельность включает в себя проведение консультаций для педагогических работников и родителей по вопросам образования и воспитания детей.

Все направления методической работы осуществляются в соответствии с принципами: актуальность, научность, системность, комплексный характер, оперативность, творчество, единство теории и практики.

Методическая работа организуется исходя из развития образовательной практики, потребности учреждения, профессиональных проблем педагогов.

Образовательная деятельность методической службы осуществляется без отрыва от образовательного процесса и носит практико-ориентированный характер.

Благодаря постоянной обратной связи с педагогами методические службы оперативно реагируют на запросы образовательной практики, меняя содержание, формы и методы работы.

Для более результативного взаимодействия методической службы с педагогическим работниками педагоги объединены по направленностям: физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, техническая, естественнонаучная, художественная, социально-гуманитарная.

Планирование методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей

Планирование методической работы – это определение последовательности реализации методической деятельности с указанием целей, задач, методов, сроков выполнения, ожидаемых результатов.

Система планирования должна включать в себя комплексность содержания методических вопросов, решаемых методистами в течение учебного года:

– диагностику состояния образовательного и воспитательного процесса;

– анализ состояния учебно-методической работы по направлениям;

– повышения уровня квалификации педагогов;

– результаты работы педагогического коллектива;

– методическое обеспечение образовательного процесса и массовых мероприятий;

– контроль выполнения планируемых мероприятий, обобщение полученных результатов.

Такие мероприятия рекомендуется проводить ежегодно. Они позволять своевременно внести необходимые коррективы в методический план работы.

Структура плана методической работы помимо традиционных разделов может включать в себя и дополнительные разделы, в зависимости от условий учреждения, его традиций.

Планирование работы осуществляется по следующим направлениям: аналитическое,

Обязательным требованием к любому плану являются конкретность, понятность целей и планируемых результатов при проведении любого мероприятия.

Структура плана методической работы в нашем Учреждении выглядит следующим образом:

№ п/п Содержание Сроки выполнения Ответственный Отметка о выполнении / подтверждающий документ

Данный план включает в себя подразделы:

– административно-организационная работа (составление и утверждение нормативно-правовой документации учреждения, корректировка образовательных программ, рабочих программ педагогов дополнительного образования, обновление информации на сайте Учреждения, составление информационно-статистической документации учреждения);

– организация массовых мероприятий учреждения (наименование мероприятий различной направленности, оказание консультативной помощи по всем направлениям деятельности, издание методической продукции);

– информационно-педагогическая работа (организация семинаров, мастер-классов, открытых занятий, индивидуальные консультации с аттестующимися педагогами, участие в конкурсах профессионального мастерства, курсовая переподготовка и др

– внутриучрежденческий контроль (подразделы: образовательный процесс, педагогические кадры, материально-техническая база);

– повышение качества образовательного процесса (проведение мониторингов, диагностик, накопление и обновление наглядного и дидактического материала, осуществление внутриучрежденческого контроля, создание условий для повышения мотивации к здоровому образу жизни у учащихся).

Данный вид планирования позволяет сочетать перспективное и календарное планирование, дозировать объем выполняемой работы по месяцам, определять и регулировать использование различного рода ресурсов, а также реализовывать поставленные цели и задачи.

Важным при планировании методической работы являются отслеживания и контроль ее результатов. Поэтому в разделе «Внутриучрежденческий контроль» необходимо прописывать подтверждающий документ (справка, приказ, информационный материал и др).

Результаты проделанной работы постоянно отслеживаются, анализируются и используются для внесения корректив.

Сегодня очевидна необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования, так как методическая оснащенность является условием эффективности и одним из средств достижения качества деятельности ее результатов.

Приоритетными предметами методического обеспечения должны стать педагогическая деятельность, воспитательный и образовательный процессы.

Целью методического обеспечения является создание оптимальных условий для творческого развития личности педагога и ребенка.

Методическое обеспечение должно осуществляться на высокопрофессиональном уровне. Здесь важны не только сугубо методические умения, но и полное владение предметом обеспечения. Его качество можно отследить по качеству методической продукции, по уровню его организации.

При организации методического обеспечения особое внимание отводится в нашем Учреждении работе по обучению кадров, которое проводится как на уровне учреждения, так и вне его. Для повышения квалификации педагогических работников разрабатывается перспективный план курсовой подготовки. Практика показала, что такое специальное обучение демонстрирует недостаточное получение практических навыков. Поэтому обучение педагогов внутри учреждения приобретает особую значимость. Такой работой и занимается методическая служба.

Методистами организуются семинары, научные конференции, мастер-классы, наставничество.

Важную роль играет информационно-методическая работа: создание банков программ, авторских разработок, картотеки по направлениям деятельности, разработка рекомендаций, размещение информации на сайте учреждения, освещение деятельности педагогов в СМИ.

С целью совершенствования методического обеспечения образовательного процесса в Учреждении разработано программно-методическое обеспечение образовательного процесса и учебно-методического комплекса.

Изучив особенности организации методической деятельности, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе. От его квалификации, профессионализма и личностных качеств зависит решение многих образовательных проблем.

Нужно создавать такие условия, чтобы педагог мог реализовывать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в учреждении дополнительного образования обладает методическая служба.

Использование методистами данных методических рекомендаций поможет в определении направлений ее деятельности, в осуществлении планирования, организации методического обеспечения образовательного процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.