Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельностьПравить
Указ об основании Московского Университета
Первая гимназия в России — Академическая гимназия в Санкт-Петербурге, открывшаяся в 1726 году.
Началом государственного женского образования стоит считать 1764 год, когда был основан Смольный институт благородных девиц, при котором в следующем году открылось отделение для «мещанских девиц», готовившее гувернанток, экономок, нянь. После этого стали создаваться и частные пансионы для дворянок.
В 1779 году при разночинной гимназии Московского университета была открыта Учительская семинария, ставшая первым педагогическим учебным заведением в России.
В 1864 году Положением о начальных училищах вводились общедоступность и бессословность начального образования.
Средние образовательные учреждения делились на классические гимназии и реальные училища. В них мог поступить каждый, кто успешно сдал вступительные экзамены. Поступить же в университеты могли только выпускники классических гимназий и те, кто сдал экзамены за курс классической гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в другие высшие учебные заведения (технических, сельскохозяйственные и другие).
В 1863 году университетам была возвращена автономия, отменены ограничения на прием студентов.
Основной задачей в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения, решением чего стал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Декретом была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР, руководившая всей работой в этом направлении. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы.
Карта распространения начальных школ в европейской части страны
Согласно Конституции 1977 года, всем гражданам СССР было гарантировано право на получение бесплатного высшего и средне специального образования. Всем отличникам учёбы, обучавшихся на очных отделениях вузов, а также в средних специальных учебных заведениях было гарантировано право на получение стипендии от государства. Государство также через систему распределения гарантировало трудоустройство по специальности каждому выпускнику вуза и среднего специального учебного заведения.
С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Её основными направлениями стали ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертывание системы профессионально-технических училищ, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.
Виды образования в Российской Федерации и их делениеПравить
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Российское образование подразделяется:
- на общее образование,
- на профессиональное образование,
- на дополнительное образование,
- на профессиональное обучение.
Студенты в лаборатории кафедры распределённых интеллектуальных систем СПБПУ, 2008 год
Выпуск курса по бриллиантам, ГемЦентр МГУ, 2015 год
Главным отличием от деления образования, принятого законом Российской Федерации «Об образовании» 1992 года и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года, стала перегруппировка уровней образования. Дошкольное образование теперь стало уровнем общего образования, программы обучения в аспирантуре (адъюнктуры), программы ординатуры и ассистентуры-стажировки теперь являются уровнем высшего образования и относятся к подготовке кадров высшей квалификации, а не к послевузовскому профессиональному образованию, прекратившему существование как отдельный вид образования. Таким образом, сейчас система образования в Российской Федерации выглядит так:
- общее образование:
дошкольное образование;начальное общее образование;основное общее образование;среднее (полное) общее образование; - дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее (полное) общее образование;
- профессиональное образование:
среднее профессиональное образование;высшее образование — бакалавриат; специалитетвысшее образование — магистратура;высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации; - среднее профессиональное образование;
- высшее образование — бакалавриат; специалитет
- высшее образование — магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации;
- дополнительное образование:
- профессиональное обучение.
Государственная итоговая аттестация
При окончании ступени основного общего образования школьники в России сдают основные государственные экзамены (ОГЭ) по математике, русскому языку и двум предметам на выбор обучающегося. В случае успешной сдачи экзаменов ученикам выдают аттестаты об основном общем образовании.
Для успешного окончания общего образования (и поступления в высшие учебные заведения) школьники сдают единые государственные экзамены (ЕГЭ). Обязательным для получения аттестата об окончании российской школы являются ЕГЭ по русскому языку и математике. В 2025 году в число обязательных предметов для выпускников также планируется ввести историю России.
Образовательные учреждения в РоссииПравить
Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а также некоторыми другими организациями и индивидуальными предпринимателями.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не установлено конкретных видов образовательных организаций, которые существовали до вступления в силу закона. Но он дает пояснение на счет наименования образовательной организации, которое должно содержать указание на её организационно-правовую форму и тип образовательной организации. В наименовании образовательной организации также могут использоваться наименования, указывающие:
- на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся),
- дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Поэтому с вступлением в силу нового закона об образования могут существовать организации с указанием их вида согласно ранее действовавшим нормативно-правовым актам.
Таблица подготовлена на основании статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Образовательные организации могут быть государственными (созданными Российской Федерации и субъектами федерации), муниципальными и частными.
Организациям высшего образования может быть присвоена категория «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет».
Также законом устанавливается ограничения на создание образовательных организаций:
Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную
Образовательную деятельность могут осуществлять научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.
Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.
Сложности и противоречияПравить
- Подмена понятий при оценке в обществе (прежде всего – в родительской среде) содержания обучения: изучаемые детьми предметы и темы зачастую оцениваются исключительно с позиции применимости на рабочем месте в будущем и, в общем и целом, в повседневной жизни. При этом, среднее образование, хотя и стремится заинтересовать той или иной наукой, не является в прямом смысле слова профориентацией и не ориентировано на данную функцию. То, что спортсмены при подготовке тренируют группы мышц, напрямую не используемые на выступлениях (футболисты, к примеру, тренируют бицепсы и т.п.) – необходимость в этом не вызывает ни у кого непонимания и несогласия. Однако то, что в школьном обучении используется научно обоснованный аналогичный подход для развития мозга, его когнитивных и т.п. функций – этот факт не так очевиден обществу, о нем попросту не задумываются и не обсуждают с профессиональными педагогами. В результате содержание обучения в средней школе становится объектом критики многих родителей, известных людей из бизнеса и других представителей общества, не имеющих сколько-нибудь серьезной подготовки (образования) в данном вопросе.
- Противоречия между требованиями общества и официальной политикой государства по защите детей. Законодательство и судебная система оправдывают правонарушения детей аргументом «в силу возраста он не способен оценить суть своего поступка», однако от учителей требуют проводить воспитательную работу, чтобы ребенок обладал данной способностью (то есть данное требование подразумевает, что мозг ребенка на эту оценку все же способен).
Оценки системы образованияПравить
Кроме того, российские вузы входят в 200 лучших университетов мира по подготовке в следующих областях (согласно рейтингу QS 2022):
По данным социологических опросов населения
- Федеральный портал «Дополнительное образование детей» Архивная копия от 30 марта 2022 на Wayback Machine
- ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» Архивная копия от 30 марта 2022 на Wayback Machine
Учебно-методическое обеспечениеПравить
Согласно исследованиям ОЭСР, на 2010 год доля частных расходов в стоимости начального и среднего образования в России составляла менее 5 % (в Великобритании более 20 %, в Австралии 18 %, Канаде и Германии 12 %). Что же касается высшего образования, то здесь ситуация выглядит совсем иначе: доля частных расходов составляет 35 %, что превосходит все европейские страны за исключением Великобритании (65 %) и Португалии (38 %).
- дошкольном образовании — 18 тысяч рублей;
- начальном общем образовании — 20 тысяч рублей;
- основном общем образовании — 21 тысяч рублей;
- среднем (полном) общем образовании — 25 тысяч рублей;
- начальном профессиональном образовании — 20 тысяч рублей;
- среднем профессиональном образовании — 25 тысяч рублей;
- высшем профессиональном образовании — 32 тысяч рублей.
- Базовая часть: ведение уроков, проверка тетрадей, дополнительные занятия и кружки.
- Стимулирующая часть. Критерии для этой надбавки составляет управляющий совет школы. Обычно, это высокие результаты учеников на экзаменах и олимпиадах, использование новых технологий, стаж и повышение квалификации.
- Компенсирующая часть: добавка за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, или же оплата коммуналки учителям сельских школ.
- Премии. Решение о размерах премий принимает управляющий совет.
В 2021 году был принят федеральный закон, запрещающий устанавливать зарплату учителям ниже средней зарплаты по региону.
Корпоративное образованиеПравить
Дополнительные образовательные программы
и услуги реализуются в целях всестороннего
удовлетворения образовательных
потребностей граждан, общества,
государства. В рамках каждого уровня
профессионального образования основной
задачей дополнительного образования
является непрерывное повышение
квалификации работников в связи с
постоянным повышением образовательных
стандартов.
К дополнительным образовательным
программам относятся образовательные
программы различной направленности,
реализуемые:
- в общеобразовательных и профессиональных
образовательных учреждениях за пределами
определяющих их статус основных
образовательных программ; - в образовательных учреждениях
дополнительного образования (учреждения
повышения квалификации, курсы, центры
профориентации, музыкальные и
художественные школы, школы искусств,
дома детского творчества, - станции юных техников, юных натуралистов
и иных, имеющих соответствующую
лицензию); - посредством индивидуальной педагогической
деятельности.