Математика – один из трех предметов, по которым ребята пишут ВПР в 4 классе. С помощью работ проверяются базовые знания и навыки, которые дети освоили к окончанию начальной школы. А главное – действительно ли они усвоили материал и в каком объеме.
ВПР по математике состоит двух частей и суммарно 12 заданий. На их выполнение дается один урок, то есть 45 минут. Учебниками, справочниками и гаджетами пользоваться нельзя.
Окружающий мир — один из трех предметов, по которым школьники пишут ВПР в 4 класе в 2023 году. Об особенностях проведения и структуре работы мы поговорили с педагогом-экспертом
Проверочная работа по окружающему миру проводится в единый день для школьников по всей стране. Ребята пишут ВПР в родной школе под присмотром классного руководителя параллельного класса. Время на выполнение всех заданий составляет 45 минут. Результаты тестирования используются для оценки качества общеобразовательной подготовки обучающихся и на годовую оценку по предмету не влияют.
Официальная демоверсия (образец) ВПР по истории.
ВПР по истории пройдёт с 1 по 26 марта. Точную дату устанавливает образовательная организация.
Всего в работе 12 заданий. Время на выполнение — 90 минут. Черновиком пользоваться можно.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Каждое из заданий 1, 5, 6, 7 считается выполненным верно, если правильно указаны цифры или слово (словосочетание).
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 6 и 7 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 5 оценивается 4 баллами; выполнение задания с одной ошибкой – 3 баллами; выполнение задания с двумя-тремя ошибками – 2 баллами, выполнение задания с четырьмя ошибками – 1 баллом, за пять и более ошибок или полное отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Задания с развёрнутым ответом оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Полученные выпускниками баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл выпускника переводится в отметку по 5-балльной шкале с учётом рекомендуемой шкалы перевода:
«2» — 0-6«3» — 7-12«4» — 13-17«5» — 18-21.
Рекомендации по переводу первичных баллов ВПР в отметки по пятибалльной шкале, по всем предметам и для всех классов в 2023 году.
Все предметы и все классы.
Узнать сколько первичных баллов даёт каждое задание можно в демоверсиях работ (после заданий).
ВПР по русскому языку — одна из обязательных проверочных, которые пишут ученики 4 класса. Считается, что особая подготовка к ней не нужна: варианты, задания и демоверсии помогут разобраться в критериях оценивания в 2023 году
ВПР, или Всероссийская проверочная работа по русскому языку проводится не только для четвероклассников, но именно в 4 классе школьники впервые сталкиваются с такой формой проверки знаний, которая по своей структуре напоминает ОГЭ или ЕГЭ. Помимо работы по русскому языку, выпускники начальной школы пишут работу по математике и окружающему миру, то есть всего знания проверяются по трем предметам.
Впервые ВПР была написана в 2015 году, а начиная с 2017 года ее проведение в 4 классе стало обязательным. Аттестация проходит без отрыва от учебного процесса, чаще всего в апреле. Точную дату выбирает сама учебная организация из того временного интервала, который утвержден Рособрнадзором. В 2023 году – с 15 марта по 20 мая. ВПР рекомендуется проводить на втором, третьем или четвертом уроке.
Проверочная по русскому состоит из двух частей, каждую из которых ребята пишут в разные дни. На выполнение и первой, и второй части отводится по 45 минут, то есть вся работа занимает 90 минут.
Как в случае с ЕГЭ или ОГЭ, все варианты ВПР построены одинаково (различаются только содержание заданий), а ответы необходимо записывать на специальных бланках. Примечательно, что бланки подписываются не фамилией, как мы привыкли, а четырехзначным кодом, который заранее присваивается каждому ученику. Сделано это для большей объективности оценки работы и непредвзятого отношения проверяющего. Пользоваться словарями, справочниками или переговариваться ребятам запрещается. Рассаживают школьников также по одному за парту.
В отличие от ЕГЭ или ОГЭ, проверочная работа проводится учителем, преподающим в классе, в стенах родной школы. Помимо учителя в классе должны присутствовать еще два организатора.
Новая демоверсия 2023: 4vpr.ru/4-klass/577-demoversija-vpr-2023-po-matematike-dlja-4-klassa.html
Образец проверочной работы по математике на 2022 год для 4 класса.
Время на выполнение – 45 минут. Всего в работе 12 заданий.При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, калькулятором.
Выпускник научится / получит возможность научиться.
1) Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1).
2) Вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
3) Решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
4) Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр); выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
5) Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
6) Читать несложные готовые таблицы. Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм.
7) Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком).
8) Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр); решать задачи в 3-4 действия.
9) Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
10) Собирать, представлять, интерпретировать информацию.
11) Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости
12) Решать задачи в 3-4 действия.
Образец проверочной работы для четвероклассников на 2021 год.
ВПР по математике пройдёт с 15 марта по 21 мая. Точную дату устанавливает образовательная организация самостоятельно.
Время на выполнение — 45 минут.В работе 12 заданий.Ответы идут после заданий.
Типы заданий, сценарии выполнения заданий
В заданиях 1, 2, 7 проверяется умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. В частности, задание 1 проверяет умение выполнять сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1). Задание 2 проверяет умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий. Заданием 7 контролируется умение выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000).
Выполнение заданий 3 и 8 предполагает использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Так, задания 3 и 8 поверяют умение решать арифметическим способом (в одно-два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
Задание 4 выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.
Умение решать текстовые задачи в три-четыре действия проверяется заданием 8. При этом в задании 8 необходимо выполнить действия, связанные с использованием основных единиц измерения величин (длина, вес).
Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры проверяется заданием 5. Пункт 1 задания предполагает вычисление периметра прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата. Пункт 2 задания связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.В задании 6 проверяется умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления контролируется заданиями 9 и 12. Задание 9 связано с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Задание 12 требует умения решать текстовые задачи в три-четыре действия.
Задание 10 проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию, представленную в виде текста, строить связи между объектами.
Овладение основами пространственного воображения выявляется заданием 11. Оно предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости.
Успешное выполнение обучающимися заданий 10–12 в совокупности с высокими результатами по остальным заданиям говорит о целесообразности построения для них индивидуальных образовательных траекторий в целях развития их математических способностей.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Каждое верно выполненное задание 1, 2, 4, 5 (пункт 1), 5 (пункт 2), 6 (пункт 1), 6 (пункт 2), 7, 9 (пункт 1), 9 (пункт 2) оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину, изобразил правильный рисунок.
Выполнение заданий 3, 8, 10–12 оценивается от 0 до 2 баллов.
Перевод баллов в оценку
«2»: 0-5«3»: 6-9«4»: 10-14«5»: 15-20
Официальная демоверсия проверочной работы по математике для 4 класса.
ВПР в 2023 году пройдут с 15 марта по 20 мая. Точные даты устанавливает образовательная организация самостоятельно.
Всего в работе 12 заданий. Время выполнения — 45 минут.
Цитата: Система оценивания
Выполнение каждого из заданий 3, 8, 10–12 оценивается от 0 до 2 баллов.
Максимальный первичный балл за выполнение работы — 20.
Перевод баллов в оценку:
«2»: 0–5«3»: 6–9«4»: 10–14«5»: 15–20
Описание ВПР по математике
В задании 6 проверяется умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц. Овладение основами логического и алгоритмического мышления контролируется заданиями 9 и 12. Задание 9 связано с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Задание 12 требует умения решать текстовые задачи в три-четыре действия.
Официальная демоверсия (образец) проверочной работы по окружающему миру для 4 класса.
На выполнение работы по учебному предмету «Окружающий мир» даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 10 заданий.
Задания части 1 проверочной работы направлены, прежде всего, на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умений анализировать информацию, представленную в разных формах.
Задание 1 проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства.
Основой задания 2 является таблица с прогнозом погоды на 3 дня, содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения. Задание 2 проверяет умение понимать, анализировать и сопоставлять информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т. п.).
Основой задания 3 является карта материков Земли / карта природных зон России и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки / природные зоны и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на территории каждого из этих материков / каждой из этих природных зон. Задание поверяет сформированность первичного навыка чтения карты, представлений о животном и растительном мире разных частей Земли и овладение логическими универсальными действиями.
В задании 4 на основе предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознавать конкретные части тела и органы).
Задание 5 направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы — его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся работать с текстом: вычленять из текста информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. Во второй части задания требуется сделать вывод на основе проведенного (описанного) опыта. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии, строить рассуждения. Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ обучающегося.
Задания части 2 направлены, прежде всего, на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Все задания этой части требуют развернутого ответа.
Задание 7 проверяет способность на основе приведенных знаково-символических изображений формулировать правила безопасного и социально ориентированного поведения.
Задание 8 выявляет сформированность элементарных представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений предметов/объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определенных профессий.
Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры. Задание также предполагает проверку умения обучающихся анализировать информацию и переводить ее из текстовой в цифровую форму на примере использования календаря.
В задании 10 проверяются знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы, жизни и хозяйственной деятельности людей, умение презентовать информацию о родном крае в форме краткого рассказа.
Понимание социальных объектов, явлений и процессов, проверяемое заданиями части 2, является основой социализации обучающихся, освоения ими свойственных возрасту базовых социальных ролей, формирования основ гражданской идентичности.
Работа состоит из 12 заданий.
На выполнение всей работы отводится время: 1,5 часа (90 минут).
Кодификатор со списком тем к ВПР по истории 11 класс, ФИОКО
1 От Древней Руси к Российскому государству
1.1 Образование Древнерусского государства. Первые русские князья
1.2 Русь при князе Владимире Святославиче. Принятие Русью христианства и его значение
1.3 Деятельность Ярослава Мудрого
1.4 Русь при Ярославичах. Деятельность Владимира Мономаха
1.5 Формирование системы земель – самостоятельных государств
1.6 Походы Батыя на Русь
1.7 Ордена крестоносцев и борьба Руси с их экспансией на своих западных границах. Александр Невский
1.8 Ордынское владычество на Руси. Противостояние Твери и Москвы. Иван Калита
1.9 Московское государство при Дмитрии Донском. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей
1.10 Формирование единого Русского государства в XV в. Деятельность Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды
1.11 Культурное пространство Руси в IX–XV вв.
2 Россия в XVI–XVIII вв.: от великого княжества к империи
2.1 Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель
2.2 Правление Ивана IV. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Опричнина. Внешняя политика России в XVI в.
2.3 Смута в России
2.4 Россия при первых Романовых: внутренняя и внешняя политика
2.5 Преобразования Петра I. Северная война
2.6 После Петра I: «эпоха дворцовых переворотов»
2.7 Правление Екатерины II. «Просвещённый абсолютизм», его особенности в России. Борьба России за выход к Чёрному морю во второй половине XVIII в. Присоединение к Российской империи Крыма и Северного Причерноморья
2.8 Россия при Павле I. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Действия эскадры Ф.Ф. Ушакова в Средиземном море
2.9 Культурное пространство Российской империи в XVI–XVIII вв.
3 Российская империя в XIX – начале XX в.
3.1 Внутренняя и внешняя политика Александра I. Отечественная война 1812 г.
3.2 Движение декабристов
3.3 Правление Николая I. Крымская война
3.4 Великие реформы Александра II. Внешняя политика. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Народничество
3.5 «Народное самодержавие» Александра III
3.6 Россия в правления Николая II. Реформы П.А. Столыпина. Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма в России
3.7 Культурное пространство Российской империи в XIX – начале XX в. Серебряный век русской культуры
4 Россия, СССР в 1914–1991 гг.
4.1 Первая мировая война
4.2 Великая российская революция 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков
4.3 Гражданская война и её последствия
4.4 СССР в годы нэпа. 1921–1928 гг.
4.5 Советский Союз в 1929–1941 гг. Индустриализация и коллективизация
4.6 Великая Отечественная война. Значение Победы
4.7 «Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.)
4.8 «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг.
4.9 Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.
4.10 Политика «перестройки». Распад СССР
4.11 Наука и культура в России и СССР в 1914–1991 гг.
5. Российская Федерация в 1992–2012 гг.
5.1 Становление новой России (1992–1999 гг.)
5.2 Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации
Типы заданий, сценарии выполнения заданий ВПР по истории в 11 классе
Ответами к заданиям 1, 5, 6, 7 являются цифры или слово (словосочетание). Задания 2–4 и 8–12 предполагают свободный ответ.
Задания 11 и 12 составляют блок. На этих позициях используются задания двух моделей: модель 1 предполагает работу со списком событий, процессов; модель 2 – с информацией, представленной в задании.
ВПР включает в себя задания по истории России с древнейших времён до наших дней и истории родного края. Знания по всеобщей истории проверяются в работе только в контексте истории России.
Тексты заданий в ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования.
Система оценивания отдельных заданий ВПР и работы в целом
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 6 и 7 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 5 оценивается 4 баллами; выполнение задания с одной ошибкой – 3 баллами; выполнение задания с двумя-тремя ошибками – 2 баллами, выполнение задания с четырьмя ошибками – 1 баллом, за пять и более ошибок или полное отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Задания с развёрнутым ответом оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Полученные выпускниками баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл выпускника переводится в отметку по 5-балльной шкале с учётом рекомендуемой шкалы перевода, которая приведена в таблице.
Рекомендуемая шкала перевода суммарного балла за выполнение ВПР в отметку по пятибалльной шкале
До 2020 года на каждый регион давались общие варианты заданий. С 2021 для каждой школы по каждому предмету формируются свои варианты. Теперь на весь класс будет всего четыре варианта заданий. Они генерируются автоматически, поэтому обмениваться ответами или выкладывать их в интернет не имеет никакого смысла – шансы, что в двух школах варианты совпадут, близки к нулю. Зато отследить недобросовестных учеников, которые ответы все же выкладывают, стало гораздо проще.
ВПР по окружающему миру 4 класс
Рассказываем об особенностях проведения работы вместе с педагогом-экспертом
Задания (демоверсии)
Как уже было сказано, ВПР по русскому языку в 4 классе состоит из двух частей и пятнадцати заданий. Первая часть включает в себя три задания, а вторая – двенадцать.
Все три задания первой части нацелены на работу с текстом. В первом нужно записать текст под диктовку – проще говоря, написать небольшой диктант, а в оставшихся двух выполнить задания по этому тексту. Эта часть проверяет знание орфографических и пунктуационных норм, а также умение выделять члены предложения и распознавать части речи.
Задания второй части проверяют знание классификации звуков, частей речи, склонений и родов, умение правильно расставлять ударения и делать морфемный разбор слова по составу. Но в большей степени они также направлены на работу с текстом – понимание основной мысли и умение делать анализ.
В интернете доступна демоверсия работы на текущий год с ответами и подробным разъяснением, сколько баллов и за что можно получить. Кроме того, можно найти базу заданий за прошлые годы с ответами.
Важно отметить, что если учеником допущена ошибка на не предусмотренную программой начальных классов тему, то баллы за нее не снимаются.
Критерии оценивания
Система оценивания ВПР прописана для каждого вида работы в спецификации, которая рассылается по школам. Задания оцениваются баллами, которые потом переводят в отметку. К примеру, в ВПР по математике каждое выполненное задание №1, 2, 4-7, а также №9.1 и №9.2 оценивается 1 баллом. За задания №3, 8, 10-12 можно получить от 0 до 2 баллов. В итоге сумма баллов от 0 до 5 равнозначна «двойке», от 6 до 9 – «тройке», от 10 до 14 – «четверке» и от 15 до 20 – «пятерке».
В ВПР по математике оценочная «вилка» такая: ответ на каждое из заданий №2, 7, 12, 13, 15 оценивается от 0 до 3 баллов. За ответ на задание №3.1 можно заработать от 0 до 1 балла, а за №3.2 – от 0 до 3 баллов. И если в сумме ребенок набрал от 0 до 13 баллов за Всероссийскую проверочную, значит, его оценка – «2», если – от 14 до 23 – «3». Общий балл от 24 до 32 означает «четверку», а от 33 до 38 – «пятерку».
Что же касается ВПР по окружающему миру, то максимально за нее можно набрать 32 балла. Задания оцениваются от 0 до 3 баллов в зависимости от «качества» ошибки. В целом же, чтобы получить за ВПР по «окружайке» «5» ученику нужно набрать от 27 до 32 баллов, для «четверки» хватит от 18 до 26 баллов, за 8-17 баллов поставят «тройку», а за 0-7 – «2».
Результат выполнения своей работы можно узнать у учителя или на сайте общеобразовательного учреждения по коду, номер которого был выдан перед выполнением ВПР.
Подготовка
Итак, очевидно, что самый лучший способ подготовиться к ВПР – давать ребенку писать тренировочные работы, обращая внимания на задания, в которых у него возникают затруднения. Эксперты говорят: начинать готовиться к проверочным нужно с первого учебного дня. Ведь ВПР – не цель, а средство. И постоянный тренинг помогает формировать у ребенка умение вчитываться в задания, анализировать, использовать свои знания для их выполнения. Поэтому задача учителей и родителей – не «натаскать» школьника на решение определенного вида задач, а научить его учиться, сформировать умение принимать учебную задачу, выстраивать ее решение, действовать по заданному алгоритму, оценивать правильность выполняемых действий, вносить необходимую коррекцию в решение. А это систематический, кропотливый труд: и самого школяра, и учителей, и родителей.
К слову, от последних, во многом зависит настрой малыша на работу. По словам психологов, родителям не стоит перетруждать маленького человека и эмоционировать самим. Психологически ровный настрой мам и пап, их поддержка, помогут школьнику не бояться. Обязательно подбадривайте ребенка, хвалите его за то, что он делает хорошо. Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем с большей вероятностью допустит ошибку на контрольной. Проследите, чтобы накануне проверочной работы ваше чадо хорошо отдохнуло и набралось сил.
А еще психологи советуют интересоваться успехами ребенка не только непосредственно перед ВПР, а в течение всего периода обучения. Это поможет ему осознать: если не запускать учебу, то не будет проблем с проверочными, контрольными и экзаменами.
Мнение эксперта
Безусловно, результаты, полученные четвероклассниками за ВПР, важны для самой школы. Они помогают понять, нет ли пробелов в работе педагогов, как усваивается детьми материал, а соответственно, правильно ли он подается. Поскольку 4 класс – это «точка» в начальной школе, то ВПР – это некое подведение итогов и возможность сделать выводы. Как учителям, так и администрации школ. Но в первую очередь, результаты проверочных работ все-таки нужны самим школьникам и их родителям. Ведь оценки, полученные за проверочные – это самый объективный показатель знаний четвероклассника.
Вокруг ВПР создан «устрашающий ореол», как будто от отметок, полученных за эти работы, зависит очень и очень многое. На самом деле, это не совсем так. Оценки, которые четвероклассник заработает за выполнение заданий Всероссийских проверочных работ, никакие не судьбоносные. Они не влияют ни на решение о переводе ребенка в следующий класс, ни на годовую отметку. Более того, в рекомендациях Рособрнадзора черным по белому написано: не учитывать результаты ВПР при выставлении годовых отметок. Все-таки ВПР в 4 классах – это не «мини-ЕГЭ». Тем не менее не стоит забывать, что любая оценка за «большую контрольную» становится частью имиджа школьника, если хотите. Частью его портфолио. И конечно же, лучше, чтобы в этом портфолио были хорошие оценки. Скажем, если родители надумают переводить ребенка после 4 класса в другую школу, высокие баллы за ВПР станут отличным «рекомендательным письмом».
ВПР по окружающему миру оценивается 32 первичными баллами, которые после переводятся в оценки. За задания №3.1, 5, 6.1, и 6.2 при правильном ответе присваивается 1 балл. Правильный ответ на задания №2 и №3.2 оценивается 2 баллами. За вопрос №3.3 ученик может получить максимум 3 балла.
По критериям оцениваются задания №1, 4 и с №6.3 по №10. Если ответ правильный, за задания №1, 4 и 6.3 присваивается 2 балла, за задания с 7 по 9 — 3 балла, а за 10 — 6 баллов.
После проверки результат ВПР переводится в привычную школьную оценку. «2» школьники получат, если от 0 до 7 баллов, «3» — от 8 до 17, «4» — от 18 до 26, а 27-32 баллов — это уже твердая «пятерка».
Проверка работ занимает около трех дней, а уже в течение двух недель результаты публикуются в открытом доступе. Создатели ВПР не рекомендуют школьным учителям ориентироваться на результат проверочной работы при выставлении оценок. Поэтому результат ВПР не влияет на итоговые оценки за год.
ВПР по математике 4 класс
Какие варианты и задания ждут ребят, каковы критерии оценивания и как подготовиться к работе
За верный ответ в заданиях №1, 2, 4, 5, 6, 7, 9 экспертная комиссия ставит по 1 баллу. Верным ответом считается правильное число, величина или рисунок. В данных заданиях ребенок должен продемонстрировать навыки сложения, вычитания, умножения и деления, умение сравнивать и записывать величины (например, время), а также навык логического мышления.
2 балла четвероклассник получит, если покажет уровень понимания математики на бытовом уровне в вопросах №3, 8, 10-12. Правильным ответом будет указанное в схеме расположение комнат или верно подсчитанная сумма, необходимая на покупку шапки, шарфа и перчаток.
Максимальное количество баллов, которое может набрать школьник за выполнений заданий, – 20. Потом их переводят в привычные школьные оценки следующим образом:
- 0-5 первичных баллов – «2»,
- 6-9 первичных баллов – «3»,
- 10-14 первичных баллов – «4»,
- 15-20 первичных баллов – «5».
ВПР по русскому языку 4 класс
Изучаем варианты, задания и демоверсии, а также разбираемся в критериях
Варианты
Варианты работ формируются в большом количестве из общего банка заданий и потом распределяются по школам. Причем так, что одна школа получает сразу несколько вариантов, которые не совпадают с вариантами в соседней школе. Поэтому заранее найти задания, подготовить правильные ответы и списать не получится.
– Работы оцениваются в соответствии с критериями, которые школа получает вместе с вариантами работ. В свою очередь, варианты для всех классов формируются автоматически из банка заданий ВПР, – рассказывает Ирина Голдуева, преподаватель математики онлайн-школы Тетрика. – Для каждого класса предусмотрено четыре варианта заданий, что сводит возможность списать к нулю.
Нина Киосе, старший преподаватель Домашней школы «ИнтернетУрок», участник экспертной комиссии ВПР:
– Анализируя структуру ВПР для 4 класса, хочется сказать, что все задания можно разделить на три группы:
1. Понимание соотношения устной и письменной речи (звуки и буквы);2. Понимание «жизни» слова в языке (части слова и части речи);3. Использование слов в нашей речи при общении с другими людьми.
Предлагаемые задания соответствуют основным программам по русскому языку начальной школы и содержат материал, который есть в учебных пособиях. Задания повышенного уровня и предполагающие опережающее обучение отсутствуют. Я считаю, что правильно выстроенная учителем логика занятий на уроках позволяет без ущерба для здоровья ребенка и без дополнительных специальных занятий сформировать те навыки, которые будут необходимы ученику, чтобы успешно справиться с заданиями ВПР. Конечно, при условии, что ученик выполняет задания учителя самостоятельно, иногда ошибаясь, но добиваясь понимания.
Хорошо, что уже в 4 классе ученику предлагается не только проявить навык написания слов – диктант, но и осмыслить «жизнь» слова в языке. Но больше всего мне по душе, что ученик может показать умение понимать текст: понимать смысл высказывания (определи главную мысль), понимать, как развивается текст (составь план текста), понимать значения слов, уметь заменять слово близким по смыслу и рассуждать. Последнее задание предлагает именно это – составить небольшой текст-рассуждение. Перечисленные выше умения просто необходимы в современной жизни, наполненной огромным количеством информации, ежедневно обрушивающейся на детей.
Очень часто возникает вопрос: нужен ли ВПР? В масштабах страны, наверное, да. Но только в том случае, если итоги этой работы будут ежегодно подвергаться глубокому и серьезному анализу специалистов, становиться основой для переобучения учителей и изменения подхода к преподаванию. К сожалению, на сегодняшний день из-за постоянно меняющейся формы работы, условий проведения и системы оценивания этого пока нет.
Светлана Анатольевна Поморова, учитель начальных классов в средней общеобразовательной школе №5 Мурманской области (г. Североморск); педагогический стаж 15,5 лет:
— Я считаю, что ВПР в 4 классе не нужна, более того, не нужна эта работа и в остальных классах. Раньше были итоговые контрольные, и все было как надо. А сейчас от одного слова «ВПР» детям становится не по себе: сразу волнуются и нервничают.
Учителям ВПР тоже не кажется медом. Работы приходится проверять допоздна, да еще в школах не всегда с техникой все в порядке. У нас вот в школе постоянно барахлят компьютеры, принтеры, да и скорость интернета низкая.
Ученикам для ответа на большинство вопросов из ВПР по окружающему миру хватает знаний со школьных уроков. Для ответа на некоторые вопросы, например, где нужно описать какой-то культурный памятник своего родного города, нужно изучить дополнительную литературу. В нашей школе, например, есть предмет «Краеведение», поэтому нашим ребятам проще.
Если ребенок занимался усердно все четыре года, изучал дополнительные материалы, то он подготовлен. А если он плохо все выполнял четыре года, учился абы как, то, естественно, у него возникают трудности при написании работы.
Кругом такая информация: к ВПР детей готовить не надо, они с ней справятся. Вопрос: как не готовить? Надо же хотя бы научить ребят подписывать свои работы, объяснить, как визуально выглядят работы, как писать ответы, рассказать, какое количество баллов будет набрано за тот или иной вопрос.
Могу выделить два существенных минуса работы. Первый — это нехватка времени. Как показывает мой опыт, отведенных 45 минут недостаточно. Ребята нервничают, из-за чего практически всем не хватает 5-10 минут, чтобы завершить работу. Второй минус — это обстановка. Учитель, пусть и классный руководитель параллельного класса, ведет себя строже, чем на обычных уроках. Кроме того, в классе во время ВПР присутствует завуч, а это тоже давит на учеников.
В целом, ВПР по окружающему миру сдать несложно, основной материал дается на школьных уроках. Но вот психологическое давление на учеников 4 класса — это минус. Да и не все школы достаточно подготовлены для проведения подобных работ.
Ирина Голдуева, преподаватель математики онлайн-школы «Тетрика»; профессиональный стаж 9 лет:
– Проведение ВПР по математике в 4 классе позволяет понять, готов ли школьник к учебе в средней школе и оценить качество общеобразовательной подготовки в соответствии с требованиями ФГОС. Структура работы схожа с главным школьным экзаменом в 11 классе – ЕГЭ. И в этом есть свой плюс: учащийся чувствует себя уверенней, когда заранее знает, как проходит подобного рода проверочная работа. Все ученики четвертых классов России пишут ВПР в одни и те же дни – с 15 марта по 20 мая 2023 года.
На написание ВПР отводится 45 минут, поэтому без предварительной подготовки школьнику справиться не просто: нужно уметь решать примеры и задачи разного уровня сложности. Учащиеся достаточно легко выполняют арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Однако при решении текстовых задач в несколько действий и заданий на логическое и пространственное мышление испытывают затруднения, поэтому готовиться нужно заранее.
ВПР скорее нужны, чем нет. Они помогают выявить пробелы в знаниях и умениях у школьника. Поэтому появляется возможность вовремя обратить внимание на трудную тему и проработать ее. К тому же ВПР — очень хорошая репетиция ОГЭ и ЕГЭ, форматы всех этих экзаменов очень похожи.
Новости ВПР для школьников и их родителей
Задания с развёрнутым ответом оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания. Полученные учениками баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл ученика переводится в отметку по 5-балльной шкале с учётом рекомендуемой шкалы перевода, которая приведена в таблице.
Вашему вниманию предлагается шкала для всех классов и по всем предметам.
Рекомендуемая шкала перевода суммарного баллаза выполнение ВПР в отметку по пятибалльной шкале
ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения. Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания математики в начальной школе, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития. Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Добавить комментарий
Готовые Домашние Задания на сайте Na-Urokah.ru
Контакты
В случае с четвероклассниками часть ответственности за подготовку к ВПР так или иначе придется взять на себя родителям. В начальной школе ребятам еще трудно разобраться с критериями оценивания, а порой и самими формулировками заданий. К тому же это их первая серьезная работа.
Поэтому подготовку нужно начать именно с совместного разбора формы заданий и системы оценивания. Поскольку большая часть заданий направлена на работу с текстом, понимание общего смысла и отдельных слов, стоит читать небольшие рассказы и просить ребенка пересказать их или порассуждать на затронутую тему. Для успешного написания диктанта можно заняться аудированием, чтобы ученик привыкал к восприятию речи на слух. А еще обязательно потренируйте красивый или как минимум разборчивый почерк – будет обидно, если учитель не поймет, какая буква написана, и снимет балл. Перед самой работой можно вспомнить написание словарных слов и повторить пословицы, немного потренироваться с синонимами и ударениями. Не лишним будет сделать упражнения на звуко-буквенный разбор слов и на разбор по членам предложения. Подготовку можно и нужно превратить в некую игру – тогда и вам, и вашим детям будет гораздо проще.
И конечно, основная задача родителей и учителей – создать психологически комфортную обстановку. Четвероклассники и так будут нервничать, поэтому им важно знать, что даже при не самых лучших результатах, мама не расстроится, а папа не накажет.
Ежегодно разрабатывается несколько комплектов ВПР по окружающему миру. Каждый комплект содержит два варианта работы. В 2023 году школьникам предлагаtncz 10 комплектов проверочной работы, то есть 20 вариантов в общей сложности.
Проверочная работа по окружающему миру состоит из 10 заданий, которые разделены на две части. Первая часть содержит шесть заданий. Школьнику предлагаются два задания, в которых нужно найти предметы на представленных картинках. Например, в задании №1 из демоверсии ВПР ребятам предлагается посмотреть на изображение кабинета врача и выделить предметы, которые сделаны из стекла и металла. Далее следуют три задания с кратким ответом и одно с развернутым.
Вторая часть состоит из четырех заданий с развернутым ответом. Например, в задании №8 необходимо выбрать одну из предложенных картинок. По предметам на изображении школьнику нужно догадаться о том, представители какой профессии используют указанные инструменты. Задание №9 предполагает работу с календарем. Ученику нужно отметить дату праздника из задания, а также написать, почему этот праздник важен.
ВПР по окружающему миру проверят знания ребят о человеке и его здоровье, явлениях природы, особенностях своего региона, правилах безопасности жизнедеятельности. Заранее ознакомиться с примерами ВПР по окружающему миру для 4 класса можно с помощью демоверсий, которые есть в открытом доступе.
К ВПР ученики готовятся на школьных уроках. Чтобы лучше подготовить ребенка к первому серьезному испытанию, стоит потренироваться на демоверсии, а также научить его пользоваться бланками ВПР.
Затруднение обычно вызывает задание №6. Оно содержит описание опыта. Например, в демоверсии ВПР ребятам предлагают понаблюдать за прорастанием семян гороха. Как правило, подобные опыты не проводятся на уроках в школе, ученики лишь смотрят их описания в учебниках. Из-за этого ребятам сложно представить процесс в реальности и описать его результат. Чтобы подготовиться к этому заданию, можно провести несколько простых опытов дома и потренироваться описывать их устно и письменно.
Сложность вызывают и задания, связанные с краеведением. Чтобы подготовить к нему ребенка, расскажите об основных крупных городах и достопримечательностях вашего региона, а также о местных производствах.
За правильное выполнение всех заданий школьник может заработать максимум 38 баллов. Первое задание – написание диктанта – является самым «дорогим», поскольку за него можно получить сразу 7 баллов. Только при его выполнении обязательно нужно помнить, что за исправление одного и того же слова более пяти раз автоматически будет снят балл, даже если итоговое написание верно.
За остальные задания баллы распределяются следующим образом:
На проверку работы уходит в среднем три дня, а на публикацию результатов в свободном доступе отводится две недели. Первичные баллы для большего удобства учеников, учителей и родителей переводятся в привычные оценки по пятибалльной системе следующим образом:
- 0-13 баллов – «неудовлетворительно»
- 14-23 балла – «удовлетворительно»
- 24-32 балла – «хорошо»
- 33-38 баллов – «отлично»
Выставлять оценки за ВПР в журнал или дневник запрещается. На итоговую оценку за четверть и год итоги ВПР также не влияют.
ВПР по математике состоит из двух частей и включает в себя 12 заданий базового и повышенного уровня сложности. 10 из них относятся к базовому уровню, 2 – к повышенному.
– Выполняется ВПР на специальных бланках заданий, которые выдаются перед началом испытаний. Школьники могут использовать черновики. Но все, что написано в них, при оценивании работы не учитывается, – говорит Ирина Голдуева. – Каждому школьнику присваивается специальный код, который он указывает в бланке вместо имени и фамилии. Это позволяет учителям при проверке работы оставаться беспристрастными.
Задания в ВПР проверяют умение школьников совершать простые математические навыки – сложение и вычитание, умножение и деление, знание простых геометрических фигур.
Например, в задании №4 необходимо решить такую задачу: «Камилла с сестрой пошли в цирк. Сколько длилось представление, если оно началось в 17 часов 50 минут, а закончилось в 19 часов 10 минут? В ответе ребенок демонстрирует не только начальные математические навыки – сложение и вычитание, но пространственно-временные понятия, понимание того, что чему предшествует.
Другой пример – задание №5, оно посвящено геометрическим фигурам. В первом его пункте (№5.1) четверокласснику самостоятельно найти площадь прямоугольника. Во втором пункте (№5.2) его просят изобразить элементы геометрической фигуры, которую он видит перед собой на картинке.
Повышенный уровень сложности – это задачи на логическое и алгоритмическое мышление школьника, анализ и работу с таблицами. Конечно, все на уровне 4 класса, а не старшей школы. Считает, что четверокласснику, выполнившему задания повышенного уровня сложности (№11-12) необходима индивидуальная схема обучения для развития его математических способностей.
В качестве подготовки к ВПР по математике в 4 классе учителя рекомендуют использовать демоверсии заданий, которые публикует на своем официальном сайте Федеральный институт оценки качества образования.
Варианты заданий (демоверсии)
Самая главная «методичка», которой следует обязательно пользоваться, готовя ребенка в ВПР в 2023 году, – печатные варианты тренировочных работ, или демоверсий. Ими сегодня наводнен рынок. Не хотите «бумагу» – во всеобщем доступе есть официальные материалы с интернет-платформы «СтатГрад», созданной Московским институтом открытого обучения и одобренной Министерством образования РФ. И те и другие помогут ознакомиться с содержанием и структурой тех заданий, которые будут на ВПР. Ведь демоверсия – это своего рода шпаргалка для подготовки к предстоящей работе. В тренировочных контрольных все совершенно так же, как и в самой проверочной: структура заданий, их тип, разделение по блокам, оформление. Демоверсии ВПР разрабатываются отдельно для каждого предмета в нескольких вариантах. Изучая их, можно понять, что, скажем, ВПР по русскому языку состоит из двух частей. Первая – это диктант, с помощью которого проверяется уровень владения орфографией четвероклассника и его умение расставлять знаки препинания, а также два задания по написанному тексту. Вторую часть составляют 12 языковых задач, 9 из которых напрямую связаны с текстом для чтения, который есть в работе.
В проверочной работе по математике – тоже 12 заданий, по основным тематическим блокам, изучаемым в начальной школе: начальные математические знания, арифметика, геометрия, работа с информацией.
А ВПР по «окружайке» – это 10 заданий, разбитых на две части. В первой их шесть, во второй – четыре. Выполняя первые два задания, школьнику нужно выделить на картинке нужные части, следующие три задания – на формулирование краткого ответа и оставшиеся – на умение давать развернутый ответ.
Пока ваш четвероклассник штудирует одну за одной демоверсии, важно отмечать задания, с которыми у него возникают сложности, чтобы потом подтянуть «провальные» темы. А еще, выполняя тренировочные работы, можно оценить, сколько времени уходит на тот или иной материал.
К слову, на ВПР по каждому предмету предлагается два равноценных по уровню сложности варианта работы. Но сами задания для каждого региона и даже школы различаются. То есть уровень сложности ВПР в разных школах и городах схож, но содержание абсолютно разное.
Подготовку к ВПР по математике лучше начинать за год до события. Не обязательно заниматься с репетитором, достаточно занятий с родителями. Для этого советуем развивать базовые математические навыки – повторять таблицу умножения, решать задачи на сложение и вычитание, проводить сравнительный анализ предметов и единиц измерения.
Математические основы школьник может осваивать не только на занятиях, но и в обыденной жизни. Сравнивать на прогулке предметы различной формы (знание геометрических фигур), повторять таблицу умножения при покупке фруктов или сладостей, а также рассматривать графики и таблицы на приеме у врача (анализ таблиц и схем). Все зависит от фантазии родителей.
Если же ребенок хочет получить высокую оценку за ВПР, рекомендуем обратить внимание на текстовые задачи. Например, в одном из заданий повышенного уровня сложности необходимо прочитать описание плана дома, а затем отметить различные комнаты цифрами в схеме. Такие же задания можно выполнять в домашних условиях. Вместо плана квартиры родители могут составлять небольшое описание любимых игрушек ребенка, у каждой из которых есть свое место в комнате.
И конечно, в подготовке к проверочной работе помогут справочные материалы, учебники по школьной программе и демоверсии заданий.