Одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения (из опыта практической работы).материал по психологии

«Круги сообществ» – одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения.

Придя в школу работать педагогом – психологом я сразу столкнулась с многообразием школьной жизни.

Школа это целый мир, Мир в котором собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени.

Последствия конфликтов травмируют душу и психику, как обидчика, так и жертвы. К тому же никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота, ну или просто испытывает обиду.

В любой школе есть стандартные способы реагирования на конфликты, которые как правила сводятся к административно – наказательной форме решения конфликта, с привлечением родителей. Данная форма решения конфликтов имеет значительные недостатки, главным из которых является то, что, решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой,  используя при этом: власть (администрация школы) и психологическое давление (родители, учителя). При этом, поскольку выход из конфликта находят взрослые, дети, не участвуя в резрешении конфликтов, не несут ответственности за них. И как результат конфликт, решенный в административно – наказательной форме в некоторых случаях, на уровне детей остается.

Да таких конфликтных ситуаций не много, в моей практике количество таких случаев не превышает 15% от общего количества конфликтов разбираемых в школе; однако именно они могут принести наибольший вред учащимся, так как ситуация остается нерешенной и переходит в скрытную от взрослых форму, приобретая затяжной характер. В поисках методов, где в разрешение конфликтов активное участие принимали сами участники конфликтной ситуации, причем не только в принятие решений по разрешению конфликта, но и принятия на себя ответственности за все последствия, проистекающие из этого решения; я познакомилась с медиацией.

Принципы медиации начали применятся для разрешения конфликтных ситуации в образовательных организациях России с 2000–х годов, так уже в декабре 2001 года в Москве в 464 школе была проведена первая программа примирения школьниками-медиаторами (конфликт между учителем и учеником). По информации МИНОБРНАУКИ в России к 2015 году было создано 7729 школьных служб примирения, однако число действующих служб примирения (то есть проводящих медиацию хотя бы раз в полугодие) на основании региональных отчетов не превышало 700.

В настоящее время почти в каждой школе существует Школьная Служба Примирения,  которая в рамках своей работы проводит медиации и другие восстановительные программы.

В работе ШСП принимают активное участие члены инициативной группы, состоящей из старщеклассники нашей школы, при этом ученики 9-х и 11-х классов для участия в ШСП не приглашаются из-за сильной занятости в рамках подготовки к сдаче итоговых государственных экзаменов.

С начала работы ШСП в нашей школе в инициативную группу мы набирали наиболее социально активных учащихся, проявивщих свое желания помогать окружающим в разрешении возникающих  конфликтов; участие в ШСП только добровольное.

Стоит отметить, что  не все признанные лидеры классов или социально активные подростки подходят на роль участников иннициативной группы, ведь помимо авторитета у сверстников, ребенок должен обладать навыками эмпатии, умением слушать и слышать, не стоит выпускать из виду и уровень сформированнасти у подростка этического  поведения, т.е. понимания плохого и хорошего. Так же  не надо привлекать к работе с конфликтами и ярко выраженных лидеров с отрицательной направленностью, ведь они могу спровацировать обострение конфликта, а не помочь в его решение.

Члены инициативной группы, школьники из  7-8 и 10 классов изначально набранные в наше школе для участия в работе ШСП не имели даже минимальных познаниях о медиации, они обучались постепенно, в процессе работы ШСП: сначало они учлись формулировать проблематику разбираемого конфликта и задавать корректные вопросы, далее они учились предлагать необходимые мероприятия для разрешения конфликта и наконец пришли к возможности самостоятельно обнаруживать конфликтные ситуации и предлагать идеи для их разрешения,  с вовлекчением взрослых в разработку решения и его исполнение.

С 2018-2019уч.г. в нашей школе в рамках внеурочной деятельности происходит обучение медиаторов – школьников начиная с 5-х классов; занятия проходят 1 раз в неделю, и ведет их педагог – психолог. И я уверенна, что многие из них в следующим учебном году пополнят инициативную группу нашей ШСП.

На занятиях, для обучения медиаторов используются методы  психологической терапии (арт-терапии, телесно арентированной терапии, драм-терапии, метод ростоновки),  различные трененговые элементы, психологические упражнения и многое другое.

В прошлом году мы с учащимися 5-х классов познакомились с такими понятиями как, общение, рассмотрели виды общения и разобрали их особенности, изучили проблемы межличностного взаимодействия, разобрали и уяснили сложность понятий «дружбы», «обида» и т.д.

Итогом внеурочной деятельности является воспитание учащихся – медиаторов, которые будут не только уметь решать и предатворощать конфликты между сверстниками, но прежде всего, будут  иметь активную гражданскую позицию, опыт равноправного сотрудничества, желания и возможности включаться в решение проблем, затрагивающих их жизненные интересы.

С начала 2018-19 уч.г. я  Школьной Службы Примирения (далее ШСП), которая работает в нашей школе с  2014 г.; наша ШСП направлена на  урегулирования конфликтов и спорных ситуаций.

За 2018-2019 учебного года в рамках ШСП было проведено 2 медиации, за 1 четверть 2019-20 уч.г. проведена 1 медиация, с подписанием примирительного договора. Каждый из рассмотренных в медиации случаев не нес финансового фактора, однако имел затяжной характер, с периодически возникающими обострениями, вплоть до драк. После прохождения медиации конфликты были разрешены, их участники подписали примирительный договор и самое важное, договора подписанные в прошлом году выполняются и в этом.

Я не буду останавливаться на подробном разборе применения метода востонавительной медиации, схематично он должен отображаться сейчас у вас на слайде. Скажу только о некоторых проблемах, с которыми я столкнулась при его использовании:

1. Длительность осуществления – от начала медиации до ее завершения может пройти более месяца, а контроль за выполнением сторонами конфликта подписанного договора осуществляется на протяжении всего учебного года.

Первая проводимая мною медиации продлилась около 3 месяцев, так как в конфликт были вовлечены и родители учащихся, из-за чего назначенные встречи переносились, а зачастую и откладывались (из-за неявки родителя) до нового обострения ситуации между детьми.

С другой стороны на момент подписания договора, конфликтная ситуация была полностью проработана и конфликтов между детьми больше не наблюдалось.

2. Серьезность процедуры – не каждый ребенок готов вырабатывать меры для разрешения конфликта и его дальнейшей профилактике.

При общение с участниками конфликта, уже на уровне разговора о составление договора (даже без слов о его подписание и дальнейшем соблюдение) учащиеся отказываются от медиации. В таком случае от медиации мы переходим к другим примирительным технологиям.

При этом многие конфликты решаются по горячим следам, когда для снятия конфликта достаточно разобраться в его причинах и помочь детям услышать друг друга, т.е. провести  небольшую

Так в 2018-19 уч.г. в рамках работы ШСП было разобрано и урегулировано 8 конфликтных ситуации, за 1 четверть 2019-20 уч.г. урегулировано 2 конфликтные ситуации с использованием различных программ.

Все выше перечисленные программы относятся к индивидуальным формам работы, я же хочу более подробно остановиться на групповой форме работы для разрешение конфликтных ситуаций, на «Круги сообществ»

«Круги сообществ (примирения или доверия)»

Принято считать, что Круги сообществ основаны на традициях североамериканских индейцев: индейский обряд завершения войны, когда враждующие вожди и представители племен садились рядом и пускали по кругу «трубку мира». Однако этот способ регулирования конфликтов, когда члены определенного сообщества сами, в своем кругу обсуждают и разрешают спорные или просто насущные вопросы сообщества, используется не одно столетие у многих народов: это и копы (суды Белорусии) и романо сэндо (цыганские суды), и казачьи сходы (войсковые советы) и т.д. Названий много, но суть одна. Если говорить проше, то Круг общения  – это пространство равных, где каждый может высказать свое мнение и услышать мнение другого.

Смысл этого понятия для школы заключается в следующем. В конфликт может быть вовлечено большое количество людей. Например, группа учеников или целый школьный класс, группа учеников и группа учителей, группа учителей и группа родителей и т.п. (варианты могут быть разнообразные). В этом случае работать по привычной или классической схеме медиации, когда число спорящих сторон не превышает от 2 до 4, становится проблематично. Помочь урегулированию конфликтов с участием большого числа участников и призваны Круги сообществ. Круги сообществ незаменимы при разрешении таких проблемных вопросов, как школьный буллинг, проблема «изгоев», иных ситуаций группового конфликта. Как и в восстановительной медиации, цель Кругов сообществ заключается главным образом в восстановлении коммуникаций и потерянных связей, реабилитации постконфликтного состояния.

Так же Кругов сообществ можно использовать для проведения классных часов и родительских собраний; так классные часы, проведенные в виде круга общения не только позволят лучше понять информацию предложенной преподавателем, но и помогут в сплочение коллектива.

Как я уже ранее говорила школа – это целый мир, где  каждый день встречаются сотни людей – детей и взрослых. У каждого школьника свое мировоззрение, воспитание и способности, что влияет не только на обучение, но и на поведение ребенка. При этом огромную роль играют эмоции, сейчас ученик в хорошем настроение, он готов учится и общаться,  а через минуту что-то случилось и к нему лучше не подходить. Неудивительно, что в таком коктеле, при совместной деятельности  постоянно возникает множество конфликтных ситуаций. И не все из этих ситуаций видны взрослым, восновном до нас доходят конфликты уже перетекающие  в острую фазу – драку. И отсюда вытекает еще одно направление в рамках которого можно использовать Круг общения  – профилактическая.

Например. Вам нужно провести профилактика работу по предотвращению злаупотребления подростками горячительных напитков (алкоголя).

А теперь используем Круг общения – где каждый подросток выскажит свое мнение об употреблене алкоголя, выразит свое эмоциональное отношение к данной прблеме и услышит мнение других однаклассников. А Вы подведете итоги всему услышанному и точно будете знать, что тема усвоина и профилактика проведена.

Однака всю эффективность метода медиации «Круг общения» я оценила в процессе работы при разрешение конфликтов, в которых так или иначе был замешен весь класс – «новенький пришедший в 5-й класс не смог влиться в коллектив, ребята из класса его провоцироали, девочки – обижали (словесно), атмосфера в классе сложилась неблагоприятная,  постоянно вспыхивали скандалы (ругань) и драки».

Для использования круга общения необходимо соблюдать некоторые правил:

1. должен быть ведущий, тот, кто контролирует выполнение правил в круге и показывает пример. Изначально это можете быть ВЫ (куратор), в дальнейшем в виде ведущего может выступать один из членов инициативной группы, лучше из старших классов.

2. должен быть «Тотем», в виде небольшой игрушки (желательно мягкой или с контрастной поверхностью) или значимой вещи (тогда нужно обьяснить в чем эта значимость состоит)

В помещение достаточно просторном, для комфортного размещения всех участников конфликта (класса) стулья раставляются кругом и таким оброзом, что бы дети рассевшись на них беспрепятственно видели друг друга, т.е. в самом круге из стульев не должно находится ничего постороннего (парты, сумки и т.д.)

3. Первое что МЫ делаем в круге – это все вместе устанавливаем правил круга общения (правила дольнейшей работы) – ведущий подводит итог, озвучивая принятые правила (не более 5)

Таких кругов может быть несколько. Но начинаем мы всегда с эмоцианальной настройки на работу, а заканчиваем выработкой общего решения по рассматриваеваему вопросу.

Из основных плюсов: данный метод позволяет достаточно сильно уменьшить временные затраты при разрешение конфликтной ситуации; позволяет участникам конфликта высказаться и обьяснить свою точку зрения, услышать и понять противоположное мнение.

Из минусов – для проведения круга общения требуется предварительная подготовка. Предварительная работа с ребенком, которого не принимают в классе из – за чего возникаю постоянные конфликты, с классным руководителем (администрацией при необходимости) для выяснения ситуации и с родителями ребенка, для выяснения их точки зрения на возникшую ситуацию, желательно взять их согласие на проведение круга общения; так же необходим свободный класс, а это проблема для многих школ.

Так же стоит учитывать и возраст участников которых Вы собираетесь ввести в Круг, лучше всего он работает для среднего звена 5-х – 8-х классов, в начальной школе использование круга общения неэффективно, так как не все дети даже в 4-ом классе способны высказать и обосновать свое мнение. С другой стороны учащиеся старших классов, зачастую не готовы говорить о своих проблемах в круг; к тому же учащиеся 9-х и 11-х классов заняты подготовкой к экзаменам и не имеют ни времени ни сил на серьезные конфликты.

Мои представления о медиации и о моём месте в ней постоянно изменяются.

Педагог – психолог:  Непомнящих Т.А.

Использование восстановительной программы « Круги сообщества» в

В материале отмечена актуальность использования восстановительной программы « Круги сообщества» в школе из опыта работы школьной службы примирения . Выделены этапы подготовки и фазы проведения Кругов сообщества. Отмечены наиболее актуальные темы для проведения «Круга сообщества» среди школьников.

Использование восстановительной программы « Круги сообщества» в школе

Фомина Наталья Альбертовна.

Место работы: МБОУ « СОШ № 20» г. Северодвинск

В нашей стране активно и успешно развивается медиация как альтернативный способ урегулирования различных споров. В последнее время количество запросов от представителей образовательных учреждений, родителей на разрешение конфликтных ситуаций внутри классов, между родителями, а также от самих детей с просьбой о помощи растет. Уже несколько лет эту проблему мы решаем через школьную службу примирения, которая создана и успешно работает в нашем образовательном учреждении. Методы и приемы школьной восстановительной медиации постоянно совершенствуются, в своей работе мы активно используем альтернативные формы регулирования конфликтных ситуаций такие как Круги сообщества.

Смысл понятия и актуальность проведения Круг сообщества для школы заключается в следующем. В конфликт может быть вовлечено большое количество людей. Например, группа учеников или целый школьный класс, группа учеников и группа учителей, группа учителей и группа родителей и т.п. (варианты могут быть разнообразные). В этом случае работать по привычной или классической схеме медиации, когда число спорящих сторон не превышает от 2 до 4, становится проблематично. Помочь урегулированию конфликтов с участием большого числа участников и призваны Круги сообществ. Круги сообществ незаменимы при разрешении таких проблемных вопросов, как школьный буллинг, изгои и конфликтные отношения.Занятия по профилактике конфликтов в образовательной среде «Круги сообщества» могут быть направлены на профилактику или разрешение конфликтов, в которые втянуты от четырех и более человек. Важнейшей особенностью Кругов является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение.

Круги сообществ – это способ регулирования конфликтов, когда члены определенного сообщества сами, в своем кругу обсуждают и разрешают спорные или просто насущные вопросы. Круги можно проводить как с целым классом, так и с группой обучающихся. Самое важное в проведении Круга это подготовка. Круг сообщества организуется и проводится чаще взрослыми: ведущим (хранителем) и помощниками (волонтерами) Круга сообщества. Хранителем Круга сообщества выступает, как правило, медиатор, психолог или педагог, прошедший соответствующее обучение. Волонтерами могут быть как медиаторы и педагоги, так и пользующиеся авторитетом ученики — члены школьной службы примирения. Волонтеры должны пройти обучение по методике проведения Кругов сообществ. Управлять взаимодействием участников Круга сообществ одному хранителю крайне сложно, поскольку зачастую участники испытывают сильные эмоции в связи с конфликтной ситуацией. На этапе подготовки важно определить вопросы, полагаемые в основание проведения Круга сообщества, предусмотреть возможные ситуации в Круге сообщества и порядок реагирования на них.

«Круги сообщества» – востребованная восстановительная программа для всех участников образовательного процесса, так как снимает негативные эмоции, дает возможность каждому высказаться и быть услышанным, принять решения, которые бы всех устраивали, разделить ответственность за происходящее.

Важно до начала проведения Кругов на предварительной встрече более четко проговаривать цели Круга и работать с ожиданиями участников, привлекать классного руководителя для участия в таких программах, чтобы затем можно было проводить с учащимися дальнейшую работу по конструктивному общению и выполнению решений круга.

Встреча всех участников в Круге имеет следующие фазы:

Основные правила встречи в Круге:

– уважать символа слова;

– говорить от всего сердца;

– оставаться в Круге до его завершения;

– соблюдать конфиденциальность.

Когда ведущие обсуждают правила во время подготовки и начала работы Круга, им необходимо объяснить участникам свои функции и попросить Круг принять правила, определяющие их роль. При исполнении обязанностей ведущего необходима поддержка Круга. Данные обязанности включают принятие следующих решений:

– когда и как прервать человека;

– когда открыть Круг и когда закрыть его;

– когда объявить перерыв;

– как использовать символ слова;

– как напоминать участникам о необходимости придерживаться принятых правил.

Использование символа слова.

Символ слова создает позитивную атмосферу для слушания, если участники следуют следующим правилам:

-Символ слова передается только в одну сторону. Символ слова передают в одном направлении по кругу. В общинах большинства коренных народов его передают по часовой стрелке, следуя движению солнца. Нельзя бессистемно передавать символ слова туда – сюда, необходима преемственность в его передаче по кругу, что дает шанс высказаться всем участникам. Таким образом, создается привычка слушать до выступления и после него.

-Люди высказываются только с символом слова в руках. Участники могут говорить только тогда, когда у них в руках находится символ слова, за исключением случаев, когда ведущий решит иначе (см. ниже). Соблюдая это правило, участники учатся терпеливо ждать своей очереди высказаться, осваивая навыки слушания. Символ слова не обязывает говорить. Его можно передать дальше, не высказываясь, или придержать, чтобы участники Круга имели возможность помолчать и подумать. Владение символом слова может создать сильные эмоции.

Как только символ слова обошел Круг и вернулся к ведущему, ведущий может:

– подвести итог сказанному в Круге и поднять другие вопросы до того, как он передаст символ слова дальше;

– оставить символ слова у себя и попросить некоторых участников объяснить какие-то моменты или ответить на определенные вопросы;

– передать символ слова другому участнику для начала нового раунда Круга. Поскольку человек, сидящий слева от ведущего, может неуютно себя чувствовать, ведь ему все время придется начинать новый раунд, ведущий может передать символ слова другому. Нет необходимости в том, чтобы раунды начинал один и тот же человек, но символ слова должен всегда передаваться в одном и том же направлении;

– оставить символ слова у себя и предложить любому из Круга высказаться;

Необходимое оборудование: доска, мел, маркеры, бейджики.

Важно, чтобы помещение было просторное, так как участники садятся в форме круга.

Актуальные темы для «Круга сообщества» учащихся:

Качество, которое я ценю в себе, в других.

Мой идеал класса.

Что я готов делать, чтобы мой класс стал лучше (приблизился к идеалу).

Отзыв о встрече.

Библиотека общественного центра «Судебно-правовая реформа» http://www.sprc.ru/library.html.

Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 1998. – 328 с.

Пранис К., Стюарт Б., Уедж М. Круги примирения: от преступления к сообществу. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2010. – 240 с.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/372530-ispolzovanie-vosstanovitelnoj-programmykrugi

Одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения (из опыта практической работы).материал по психологии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *