Оказания первой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в химических лабораториях

Оказания первой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в химических лабораториях

Оказания первой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в химических лабораториях

Оказания первой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в химических лабораториях

Оказания первой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в химических лабораториях

Оказания первой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в химических лабораториях

Оказания первой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в химических лабораториях

Оказания первой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в химических лабораториях

Оказания первой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в химических лабораториях

Прошедшее столетие сопровождалось развитием науки. Это стимулировало появление химических лабораторий, занимающихся разработкой и синтезом соединений. А вместе с этим увеличился и риск аварий. Принципы оказания первой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в химических лабораториях рассмотрим в статье.

Оказания первой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в химических лабораториях

Что такое АХОВ

Аварийные химически опасные вещества (АХОВ) — это агрессивные соединения, которые при попадании в окружающую среду токсичны или губительны для людей, животных, растений, воздуха или воды.

По воздействию на организм человека АХОВ делятся на несколько групп:

  • удушающие (соединения серы и хлора, фосген);
  • общеядовитые (синильная кислота, оксид углерода, некоторые субстанции с мышьяком);
  • нейротропные (фосфорорганические соединения, оксид этилена, сероуглерод).

Будут токсичными также вещества, оказывающие одновременно различное воздействие, например, нейротропное и удушающие.

Агрессивные субстанции могут попасть в организм человека через пищеварительный тракт, органы дыхания, кожу и слизистые оболочки. Последние два пути встречаются чаще остальных в случае возникновения аварийной ситуации в лаборатории.

Неотложная помощь при проникновении АХОВ через кожу и слизистые

Принцип оказания неотложной помощи при попадании АХОВ на кожу и слизистые заключается в прекращении воздействия химического вещества. Затем пострадавшего требуется направить в аварийную душевую установку, чтобы смыть токсичную субстанцию.

Использование аварийного душа или фонтана будет эффективным, если поврежденную часть тела промывать большим количеством воды не менее 15 минут. Время обработки увеличивается до 20 минут в случае, когда опасное вещество неизвестно. Также не менее трети часа следует промывать, если воздействие оказано АХОВ высокой опасности и непроникающими едкими веществами. При воздействии проникающих едких веществ время промывки увеличивается до 60 минут. Если раздражение на коже и слизистой остается, промывание следует повторить.

Важно, чтобы при выполнении экстренных мероприятий аварийные кабинки, души, фонтаны находились в шаговой доступности. Если пострадавший доберется до аварийной кабины за 5–7 секунд и экстренная помощь будет оказана своевременно, то необратимых последствий получится избежать.

Для химических лабораторий важно заказать аварийный душ самопомощи и расположить его в помещении, где работают с опасными субстанциями. Душевая кабина позволит пострадавшему снять одежду и полностью смыть АХОВ с кожи и слизистых.

Заказать аварийные души, фонтаны можно по телефону: 8 (812) 244-03-09.

Оказание первой помощи в лаборатории

ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Для студентов I курса специальностей

“Агрономия”, “Ветеринария” и “Зоотехния”,

“Экология и природопользование”

Издательство Российского университета дружбы народов

Рябов М.А., Линко Р.В., Колядина Н.М. Лабораторные работы по общей и неорганической химии. Для студентов 1 курса специальностей “Лечебное дело”, “Агрономия”, “Ветеринария” и “Зоотехния”, “Экология и природопользование”. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 80 с.

Методические рекомендации составлены в соответствии с программой курса по общей и неорганической химии для студентов медицинского, экологического и аграрного факультетов.

Подготовлено на кафедре общей химии.

ã Издательство Российского университета

дружбы народов, 2004г.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСИХ ЛАБОРАТОРИЯХ

Во время работы в лаборатории студенты обязаны соблюдать следующие правила:

1. Студенту в лаборатории отводится постоянное место, и он обязан поддерживать его в чистоте и порядке, а после окончания работы тщательно убирать рабочее место. Все работы, за небольшим исключением, выполняются студентом индивидуально

2. Выполнять указания преподавателей и лаборантов.

3. Необходимые для работы реактивы находятся на полках лабораторных столов. Концентрированные кислоты и пахучие вещества хранятся в вытяжном шкафу.

4. Сухие реактивы необходимо брать чистым шпателем или специальной ложечкой. При наливании растворов из склянок нужно их держать этикеткой вверх во избежание ее загрязнения.

5. Все реакции проводить с такими количествами веществ, которые указаны в описании опыта. Если в руководстве не указано, какое количество необходимо взять, следует брать сухие вещества в небольших количествах – на кончике шпателя или ложечки, а растворы – объемом 1-1,5 мл.

6. Неизрасходованные реактивы нельзя выливать обратно в склянки.

7. Остатки дорогостоящих и ядовитых реактивов необходимо сливать в специальные склянки.

Меры предосторожности при работе в лаборатории

1. Все опыты с ядовитыми, неприятно пахнущими веществами и концентрированными растворами проводить только в вытяжном шкафу.

2. Опыты с легковоспламеняющимися веществами необходимо проводить вдали от огня.

3. Не наклоняться над нагреваемой жидкостью или сплавляемыми веществами во избежание попадания брызг на лицо.

4. Не следует вдыхать пахучие вещества и выделяющиеся газы, близко наклоняясь к сосуду с этими веществами. Струю газа от отверстия сосуда следует направить к себе легким движением руки, вдыхая осторожно.

5. При работе с твердыми щелочами и металлическим натрием обязательно надеть защитные очки.

6. При разбавлении концентрированных кислот (особенно серной) нельзя наливать воду в кислоту, можно осторожно при перемешивании наливать кислоту в воду.

7. Пробирку, закрепленную в пробиркодержателе, при нагревании растворов в ней следует держать таким образом, чтобы ее отверстие не было направлено в сторону студента и его соседей по рабочему столу.

8. Необходимо следить за правильной работой газовых горелок и закрывать все газовые краны после окончания работы.

Оказание первой помощи в лаборатории

1. При попадании на кожу концентрированных кислот следует немедленно промыть обожженное место сильной струей водопроводной воды, после чего наложить повязку из ваты или бинта, смоченную или раствором гидрокарбоната натрия, или раствором таннина. При попадании на кожу концентрированных щелочей следует немедленно промыть обожженное место сильной струей водопроводной воды, после чего наложить повязку из ваты или бинта, смоченную раствором борной кислоты или раствором таннина. Все указанные выше вещества от ожогов есть в лабораторной аптечке. При сильных ожогах после оказания первой помощи следует немедленно обратиться к врачу.

2. При попадании брызг кислоты или щелочи в глаза необходимо немедленно промыть поврежденный глаз большим количеством воды комнатной температуры, после чего сейчас же обратиться к врачу.

3. При ожоге кожи горячими предметами наложить на обожженное место сначала повязку из спиртового раствора таннина или раствора перманганата калия, а затем повязку из мази от ожогов.

4. При отравлении хлором, бромом, сероводородом, оксидом углерода(II) необходимо вынести пострадавшего на воздух, а затем обратиться к врачу.

5. При отравлении соединениями мышьяка, ртути и цианистыми солями необходимо немедленно обратиться к врачу

1. Корпускулярно-волновой дуализм микрообъектов? Формула Де Бройля. Соотношение Гейзенберга.

2. Физический смысл волновой функции? Характеристика волновой функции с помощью квантовых чисел.

3. Главное квантовое число n. Уровень. Число уровней у атома данного химического элемента?

4. Орбитальное квантовое число l Подуровень. Обозначения подуровней. Число подуровней на данном уровне.

5. Магнитные квантовые числа ml и ms. Значения, принимаемые этими квантовыми числами. Орбиталь. Форма орбиталей. Число орбиталей на данном подуровне.

6. Правило Паули. Максимальное число электронов на орбитали, подуровне, уровне?

7. Правило наименьшей энергии.

8. Правило Клечковского. Графическая форма этого правила. Исключения из правила Клечковского для элементов I-IV периодов.

9. Правило Гунда.

10. Порядок написания подуровней в электронной формуле?

11. Электронные формулы положительного или отрицательного иона данного элемента?

12. Периодический закон Д.И.Менделеева. Физический смысл периодического закона?

13. Изменения радиусов атомов, их металлических и неметаллических свойств, их энергий ионизации и относительных электроотрицательностей в периодах и группах (главных подгруппах)?

Задачи и упражнения

1. Ядро атома некоторого элемента содержит 9 протонов и 10 нейтронов. Какой это элемент? Определите массовое число этого изотопа.

2. Принимая, что хлор состоит на 75% из изотопа

Cl и на 25% из изотопа

Cl, определите атомную массу хлора.

3. Напишите символы подуровней, которые характеризуются следующими значениями квантовых чисел: а) n=3, l=2; б) n=4, l=2; в) n=2, l=0; г) n=5, l=3; д) n=6, l=1; е) n=4, l=0.

4. Напишите электронные формулы следующих атомов с помощью символов и с помощью квантовых ячеек: а) С; б) Al; в) S; г) Ca; д) Ni; е) Se. Определите квантовые числа (n и l) для последнего электрона каждого атома.

5. Напишите электронные формулы атомов хрома и меди. Почему электронные формулы этих атомов не соответствуют правилу Клечковского?

6. Напишите электронные формулы следующих ионов а) Br-; б) Mg+2; в) P-3; г) Fe+2; д) Fe+3; е) Cu+2.

7. Напишите электронные формулы в следующих степенях окисления а) S-2; б) S0; в) S+4; г) S+6. Приведите примеры соединений серы в этих степенях окисления. Какие свойства окислительные или восстановительные имеют эти соединения?

8. С помощью периодической таблицы определите, какой элемент более активен: а) Mg или Ca; б) Li или Be; в) C или N; г) P или S; д) Ca или Rb; е) F или S.

9. С помощью периодической таблицы определите, какое соединение более активно: а) LiOH или NaOH; б) H3BO3 или H2CO3; в) Ca(OH)2 или KOH; г) H3PO4 или HNO3; д) Mg(OH)2 или Al(OH)3; е) F или S

1. Ковалентная связь. Механизм образования ковалентной связи. Донорно-акцепторная связь.

2. Ковалентные связи: полярные и неполярные, простые, двойные и тройные.

3. Перекрывание орбиталей при образовании связей. s-связи, p-связи.

4. Валентность. Насыщаемость ковалентной связи. Ненасыщаемые связи.

5. Гибридизация атомных орбиталей. Расположение в пространстве sp-, sp2-, sp3-, dsp2-, dsp3-, d2sp3-гибридных орбиталей. Направленность ковалентной связи.

6. Геометрия молекул.

7. Понятия молекула, согласно теории валентных связей и теории молекулярных орбиталей.

8. Условия взаимодействия АО и образования МО.

9. Связывающие, несвязывающие и разрыхляющие МО.

10. Образовании s- и p-МО. Пространственное расположение s- и p-связывающих электронных облаков.

11. Порядок связи в методе молекулярных орбиталей. Связь порядка связи с ее длиной и энергией.

12. Схемы МО для гомоядерных молекул из атомов 1 и 2 периодов. Отличие схем МО для молекул B2, C2 и N2 с одной стороны и O2, F2 и Ne2 с другой стороны.

13. Объяснение парамагнетизма молекул B2 и O2.

14. Изменение длины и энергии связи О-О в ряду О2+, О2 и О2- с точки зрения теории молекулярных орбиталей.

15. Ионная связь. Ненаправленный и ненасыщаемый характер ионной связи. Большая устойчивость ионного кристалла по сравнению ионной молекулой.

16. Водородная связь. Отличие атома водорода от других атомов. Элементы (F, O, N), способные образовывать водородные связи.

17. Металлическая связь. Сходство металлической связи с ковалентной, и их отличие. Объяснение пластичности, электро- и теплопроводности металлов, металлического блеска и т.д.

18. Виды межмолекулярных взаимодействий. Их энергия. Зависимость межмолекулярных взаимодействий от поляризуем ости и объема молекул.

1. Напишите электронные формулы следующих атомов в основном и возбужденных состояниях: а) С; б) S; в) О; г) Cl; д) F; е) P. Определите числа неспаренных электронов и возможные валентности этих элементов. Приведите примеры соответствующих соединений. В чем причина различных валентностей для таких сходных элементов как О и S, Cl и F?

2. Определите тип химической связи в следующих молекулах: а) H2; б) HCl; в) N2; г) CO; д) O2; е) H2S. Укажите направление смещения общей пары электронов в каждой связи.

3. Определите тип гибридизацию АО центрального атома, расположение его ГО и геометрию молекул для следующих соединений: а) BeF2; б) BF3; в) CH4; г) C2H4; д) C2H2; е) NH3, ж) H2O, з) ClF3.

4. Составьте схемы молекулярных орбиталей для следующих молекул: а) H2; б) He2; в) B2; г) C2; д) N2; е) O2; ж) F2; з) Ne2. Определите порядок связи в этих молекулах и их магнитные свойства.

5. Составьте схемы молекулярных орбиталей для молекулы О2 и молекулярных ионов О2+ и О2-. Как меняется устойчивость молекул в ряду О2+ – О2 – О2-?

6. Вычислите разности электроотрицательностей для следующих связей: а) Cl – F; б) H – O; в) Na – Cl; г) Ca – O; д) P – O; е) K – F. Какие из перечисленных связей могут быть отнесены к ковалентным, а какие – к полярным связям? Между атомами каких элементов возможна ионная связь?

7. Почему ионные кристаллы более устойчивы, чем ионные молекулы?

8. Объясните, почему H2O при комнатной температуре является жидкостью, а ее химические аналоги H2S, H2Se и H2Te являются газами.

9. Объясните, почему при комнатной температуре F2 и Cl2 являются газами, Br2 – жидкость, а I2 – твердое вещество?

Поиск по сайту:

Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Признаки отравления

Следует понимать, что на выраженность симптомов при поражении влияют индивидуальные особенности человека. Люди по-разному реагируют на последствия аварийных ситуаций в лаборатории.

Чаще сталкиваются с воздействием химикатов на кожу. Попадание агрессивных веществ приводит к местной реакции. Возникают сыпь, ожог, а также симптомы интоксикации при проникновении токсичных веществ через кожу в кровоток. Поглощение агрессивных субстанций протекает быстрее, если покровы пострадавшего сухие, потрескавшиеся или имеют нарушения целостности.

При сомнениях определить воздействие АХОВ на кожу можно по наличию:

  • покраснения или побеления покровов;
  • волдырей;
  • зуда;
  • ноющей боли в месте контакта с химикатом;
  • нарушения дыхания и сердечного ритма.

Самым опасным считается контакт химикатов со слизистой глаз.

Первая помощь

До прибытия бригады медиков важно позаботиться о безопасности остальных работников лаборатории и покинуть зараженное помещение. Делается звонок в службу МЧС и скорую помощь. Диспетчеру следует сообщить вид аварии, назвать агрессивную субстанцию, с которой произошел контакт пострадавшего.

До прибытия СМП при отравлении через органы дыхания пострадавших выводят на воздух, пытаются успокоить, дают чистой воды. Лицо обмывают прохладной водой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *