Учительская газета, №13 от 10 апреля 2001. Читать номер
1. На собраниях я люблю:А) выступать и отстаивать истинуБ) слушать умные выступленияВ) чувствовать себя равным со всеми.
2. К выполнению общественных поручений я отношусь: А) добросовестно Б) без интереса В) с неудовольствием.
3. Я верю, что любой проступок человека: А) не останется безнаказанным Б) можно всегда скрыть В) можно предупредить.
4. Я стараюсь во всем следовать: А) чувству долга Б) своим желаниям В) желаниям товарищей.
5. Мне всегда нравится: А) работать самому Б) распределять обязанности между людьми В) шутить над товарищами.
6. Я часто испытываю: А) раздражение, когда меня не понимают Б) волнение в незнакомой обстановке В) желание командовать товарищами.
7. Я всегда получаю удовольствие, когда: А) занимаюсь своим любимым делом Б) что-то организовываю и кем-то руковожу В) меня никто не беспокоит.
8. Я считаю, что существуют правила, которые: А) можно не всегда выполнять Б) должны выполнять другие В) должны выполнять все.
9. Мне часто говорят, что я по характеру: А) вспыльчив Б) спокоен В) нетерпелив.
10. Мое поведение часто: А) зависит от личного настроения Б) служит примером для других В) определяется ситуацией.
11. У меня всегда: А) много друзей Б) один друг В) нет времени общаться с друзьями.
12. Мое желание стать учителем: А) зависит от множества случайностей Б) слишком неопределенно В) довольно устойчиво.
13. У меня часто появляется желание: А) никому не подчиняться Б) навести порядок в классе, в общественном транспорте В) ни во что не вмешиваться.
14. Я часто получаю удовольствие: А) общаясь с товарищами Б) от сознания выполненной работы В) слушая музыку.
15. У меня бывают периоды, когда я: А) с трудом заставляю себя учиться Б) не хочу заниматься общественно полезным трудом В) в учебе забываю о друзьях.
16. Я всегда предпочитаю: А) действовать самостоятельно, отвечать только за себя Б) выполнять чужие приказы и не отвечать за свои действия В) действовать коллективно и отвечать и за себя, и за всех.
17. Меня считают: А) смелым и решительным Б) осторожным и предусмотрительным В) остроумным и находчивым.
18. Я люблю заниматься такой работой, которая требует: А) напряжения мыслей Б) кратковременных физических усилий В) долговременных физических усилий.
19. Когда меня с кем-либо знакомят, то я: А) становлюсь остроумным собеседником Б) мучаюсь с выбором темы для разговора В) произвожу впечатление стеснительного человека.
20. От одного занятия к другому я перехожу: А) медленно и старательно Б) очень медленно В) очень быстро.
21. По утрам я обычно просыпаюсь: А) в плохом настроении Б) разбитым и уставшим В) свежим и отдохнувшим.
О.ЯПРЫНЦЕВ, учитель психологии педагогического лицея при ВГПУ Воронеж
Онлайн-тест для педагогов«Здоровьесберегающие технологии в образовании»
Забота о здоровье детей — это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Онлайн тестирование «Здоровьесберегающие технологии в образовании» поможет систематизировать знания педагогов в вопросах здоровьесбережения детей в образовательном процессе. Тестирование состоит из 10 вопросов. В каждом вопросе надо отметить один правильный ответ. После прохождения тестирования заполните форму заявки, выберите название пройденного теста, дизайн диплома и оплатите организационный взнос 100 рублей. При успешном прохождении тестирования полученный диплом можно вложить в портфолио и использовать для аттестации педагогического работника.
Какой важнейший компонент выделяют в структуре здоровья человека?
Физическое (соматическое) здоровье
Психическое (духовное) здоровье
Какие факторы формируют здоровье?
Все ответы правильные
Как называется наука, занимающаяся изучением ЗОЖ?
Здоровьесберегающая среда – это:
Среда, содействующая улучшению физического состояния человека
Среда, содействующая физическому, духовному и социальному благополучию человека
Среда, способствующая нормализации психоэмоционального состояния человека
Что способствует профилактике профессионального здоровья педагога?
Профилактика конфликтов в образовательной среде
Поддержка комфортного морально-психологического климата в организации
Создание комфортных условий труда в организации, оптимального режима труда и отдыха, обеспечения безопасности для педагога
Все ответы верны
Мониторинг здоровья, организация профилактических мероприятий, рациональный режим дня, контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН относятся к –
Валеологическому просвещению родителей
Динамические паузы, закаливание, подвижные и спортивные игры, дни здоровья, спортивные праздники и развлечения относятся к –
Тренинги, релаксация, музыкотерапия, сказкотерапия, психогимнастика относятся к —
Формирование понятия «здоровый образ жизни»;
формирование понятия «безопасность» относятся к –
Дни открытых дверей; выступления на родительских собраниях; консультации; информация для стендов; памятки; буклеты относятся к –
Но также у каждого из нас есть свои семьи, родные, друзья и много разных вещей происходит вокруг каждый день. Иногда подводит здоровье. А порой сложившиеся жизненные обстоятельства проверяют нас на прочность. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают наши нервы, лишают нормального сна, что снова ведет к стрессу. И очень трудно в подобных ситуациях сохранять самообладание и не перенести это на свою работу, чтобы никоем образом не отразилось это на глупышах-несмышлёнышах, которые чувствуют тебя, буквально «считывают». И поэтому, одним из важных личностных качеств педагога должна быть стрессоустойчивость.
Вообще, стресс – реликтовая реакция организма на опасность. Древний человек должен был действовать с быстротой молнии, чтобы выжить. Сегодня стресс для нас связан не с опасностью, а в первую очередь с избытком раздражителей. Но любой стресс, какой бы он ни был, вызывает абсолютно одинаковую реакцию организма: убыстряется дыхание, печень усиленно вырабатывает глюкозу – важный источник энергии, надпочечники вырабатывают адреналин и другие гормоны, чтобы подготовить организм к драке или к бегству – в буквальном смысле. И когда подобные реакции тела сохраняются в течение продолжительного времени, а расслабления так и не наступает, стресс для нас необратимо становится негативным, он нас разрушает, в этом случае он нам вредит.
Тест “КРЕПКИЕ ЛИ У ВАС НЕРВЫ?”
покажет, спокойный ли вы человек или находитесь в состоянии постоянного стресса (в данный момент).
(Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: «Да» или «Нет»)
1. Вы ощущаете прилив энергии только при стрессе?
2. Вы считаете свою работу важной и значительной?
3. У вас есть хорошие друзья, с которыми вы можете выговориться?
4. Вы можете по-настоящему «отключиться» в конце недели?
5. Занимаетесь ли вы регулярно (не менее одного раза в неделю) спортом?
6. Вы хорошо засыпаете и спите всю ночь напролет спокойно?
7. Вы находите взаимопонимание с коллегами по работе?
8. У вас нормальные масса тела и давление?
9. Вас нелегко вывести из себя?
10. У вас есть дела которых вы ждете с радостью (выходные, хобби,
11. Вы уделяете себе ежедневно хотя бы полчаса времени?
12. Вы живете в спокойном районе?
13. Во время приема пищи вы успеваете по-настоящему насладиться едой?
14. Вы выходите каждый день хотя бы на полчаса на свежий воздух?
15. Вы едите много цельнозерновых продуктов?
16. Вы – творческий человек?
17. Вы регулярно медитируете и расслабляетесь?
18. Вы смеетесь часто и охотно?
19. Можете ли вы, когда нужно, твердо сказать «нет»?
20. Вам удается иногда заставить других людей согласиться с вами?
(Подсчитайте количество «НЕТ» и запишите это число).
Если ВЫ ответили “НЕТ” на 9 вопросов или меньше, то Вы достаточно спокойны в повседневной жизни. Даже если иногда нервничаете, тем не менее Вам удаётся снимать напряжение, которое могло бы нанести вред Вашему здоровью. Всё в порядке. Поздравляю!
А если Вы ответили “НЕТ”на 10 и больше, значит Вы испытываете в данный момент сильное напряжение. Вы мечтаете о покое, но не можете расслабиться. Возможно, страдаете бессоницей. Это значит настало время пересмотрта Вашей жизненной позиции и активной борьбы с напряжением.
И вот несколько рекомендаций ЧТО ПОМОГАЕТ ПРИ СТРЕССЕ:
ОБЩЕНИЕ
(НЕОБХОДИМО ВЫГОВОРИТЬСЯ ТОМУ, КОМУ ВЫ ДОВЕРЯЕТЕ,
КРИК
(ПОКРИЧИТЕ – ЭТО СНИМЕТ НАПРЯЖЕНИЕ, УБЕРЁТ ВЕСЬ НЕГАТИВ,
СМЕХ
(ПРИ СМЕХЕ ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ ЭНДОРФИН – ГОРМОН РАДОСТИ, УБИРАЕТСЯ СКОВАННОСТЬ, НАПРЯЖЁННОСТЬ,
ДЕЛАНИЕ ЧЕГО-НИБУДЬ МОНОТОННОГО, МЕЛКОГО РУКАМИ
(МУЗЫКА, ВАННА С АРОМОМАСЛАМИ, УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ, ДЫХАНИЕ, ПОЛНОЦЕННЫЙ СОН,
ДВИЖЕНИЕ
(ТО, ЧТО ДОСТАВЛЯЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ – ТАНЦЫ, ПРОГУЛКИ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ, ПЛАВАНИЕ, КОМАНДНЫЕ ИГРЫ,
ПОЗИТИВНЫЕ МЫСЛИ
(ДУМАЙТЕ О ХОРОШЕМ, СТРЕМИТЕСЬ К ЛУЧШЕМУ, ЖЕЛАЙТЕ ДРУГИМ И СЕБЕ ТОЛЬКО САМОГО НАИЛУЧШЕГО И ВЕРЬТЕ В ЭТО).
А вот то, ЧТО ПРИ СТРЕССЕ ТОЧНО НЕ ПОМОЖЕТ, а только временно снимет напряжение:
КУРЕНИЕ
И ещё, в заключение хотелось бы сказать, что большое значение имеет то, КАК МЫ ПРОСЫПАЕМСЯ!
Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет вам удачу. Настраивайте себя только на хорошее. Например, «мысленно скажите себе: «Я спокоен, я выдержан», «Я верю в свои силы», «Я доброжелателен» и т. п., повторите несколько раз эти формулы самовнушения. Утренний психологический настрой поможет вам преодолеть возникающие препятствия, пережить огорчения. Радостно скажите: «Доброе утро» себе, своим родным и близким, с улыбкой приветствуйте детей, родителей, сотрудников. Улыбка – залог хорошего настроения. А настроение, как известно, передается. Так давайте, передавать друг другу только хорошее настроение. Пожелайте всем «Добра, Любви и Гармонии». Пусть всегда вашими спутниками в жизни будут: Вера, Надежда, Любовь, Доброта. И главное, улыбнитесь!
(Этот материал я использовала в своём выступлении на педсовете по здоровьесбережению. Причём, вопросы теста раздала заранее, а ключ и рекомендации – на самом педсовете. И воспитатели были очень заинтересованы, можно даже сказать заинтригованы – хотелось поскорее узнать результаты. И затем всё прошло в живом обмене мнениями. Я думаю, мы не только обсудили эту тему, но и зарядились положительными эмоциями).
Драчева Ольга Александровна
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» с играми и тестированием
Тренинг для воспитателей по улучшению общения и эмоциональной разгрузке
Цель тренинга : улучшить товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сформировать хороший социально-психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.
• отработать навыки убеждения,
• отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции,
• развить умение находить подход к людям,
• подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации,
• развитие умения невербального средства общения,
• обучить эффективным способам общения.
• листочки для имён;
• листы А-4, маркеры по кол-ву участников;
• бланки с заданием;
• музыкальная запись;
Педагог-психолог : Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который направлен на улучшение общения и эмоциональную разгрузку коллектива.
Коллектив, в котором царит дружеская атмосфера процветает и успешно держится всегда в лидерах.
Но перед началом тренинга обговорим правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно:
1. Внимательно слушать друг друга, не перебивать.
2. Уважать мнение друг друга.
3. Безоценочность суждений.
5. Правило «стоп».
1. Упражнение «Танец отдельных частей тела»
Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.
Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.
Время: 3 мин.
Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен
• танец кистей рук,
• танец рук,
• танец головы,
• танец плеч,
• танец туловища,
• танец ног.
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
2. Игра «Волшебная шляпа» (20 мин)
Ведущий: Для следующей игры нам потребуется круг. (Участники встают в круг, один человек внутри круга)
Инструкция: Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге, называя его по имени. Тот человек, которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!». Участники меняются местами, и игра продолжается.
По окончании игры все возвращаются на места.
Ведущий: Прошу обменяться впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.
Итог: комплимент должен быть искренним.
3. «Проницательный» тест
Предлагаю пройти небольшой тест, который поможет Вам лучше понять себя. Что в своё время поможет вам построить плодотворное общение. Предупреждение! На вопросы необходимо отвечать честно, точно переходя от одного вопроса к другому. Возьмите бумагу и карандаш, и записывайте ответы. Итак, поехали:
1. Расположи этих животных в порядке, соответствующем твоему отношению к ним. (кто больше нравится)
• а. корова,
• б. тигр,
• в. овца,
• г. лошадь,
• д. свинья.
2. Напиши по одному определению (слово к каждому)
• а. собака,
• б. кошка,
• в. крыса,
• г. кофе,
• д. море.
3. Подумай о ком-то (кто знает тебя, и кто важен тебе, и соотнеси их с определённым цветом (не повторяй ответ дважды, укажи только по одному человеку для каждого цвета)
• а. жёлтый,
• б. оранжевый,
• в. красный,
• г. белый,
• д. зелёный.
Что ж Вы ответили на все вопросы, и теперь пришла пора увидеть ответы.
Перед тем как Вы их увидите, хочу сказать, что любой тест показывает лишь определенную сторону Вашей личности и не всегда на все 100 % совпадает с действительностью. Тем не менее, любой полученный в ходе тестирования результат – это повод для размышления и возможность заглянуть в глубины своего «Я».
• Корова означает карьеру.
• Тигр – честь и достоинство.
• Овца – любовь.
• Лошадь – семью.
• Свинья – деньги.
• Ваше описание собаки – это описание самого себя.
• Кошки – супруга, любимого человека или партнёра.
• Крысы – врага.
• Кофе – вашего секса.
• Море – вашего восприятия жизни.
• Жёлтый – человек, которого вы никогда не забудете.
• Оранжевый – тот, кого вы считаете лучшим другом.
• Красный – тот, кого вы действительно любите.
• Белый – ваш близнец по духу.
• Зелёный – человек, которого вы будете помнить всю жизнь.
5. Работа со сказкой.
Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.
И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы, жужжали пчелы. Пели птицы – они радовались, что вы едите через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели прекрасный дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей к дворцу.
Когда вы вошли во дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил его специально для вас. И вы поняли, что в этом дворце найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по дворцу своей легкой и уверенной походкой.
Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами. Вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться.
Задание: Сейчас я предлагаю вам взять все то хорошее, что вы нашли во время сказочного путешествия, и создать «сказочную страну».
Каждый из вас вложит свои творческие фантазии при создании «Сказочной страны». У каждого из вас есть лист бумаги. Нарисуйте любой элемент сказочной страны, передайте рисунок дальше по кругу. И так в каждом листе, каждый из вас дорисовывает то, что подсказывает вам ваше сердце, пока ваш лист не вернется к вам.
Какая чудесная страна у нас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку вашего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название «сказочной страны».
Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте новое имя. Это и будет имя нашей сказочной страны. Напишите вверху листа название «сказочной страны»
Ведущий: Специально запоминайте ситуации, события в которых вы чувствовали себя расслаблено, свободно, комфортно, уверенно. Это ваше ресурсное состояние.
Ведущий: заканчивая наше занятие, скажите: «Что я чувствую сейчас и менялись ли мои чувства в течение занятия».
6. Способы, связанные с воздействием слова (7-10 мин)
Всем участникам раздаются чистые листы.
Ведущий: Нарисуйте на листе солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка напишите своё имя. Затем по кругу передаем лист с солнышком друг-другу, каждый пишет пожелание на лучике для этого человека. Листы пройдя круг возвращаются к своему хозяину.
7. Рефлексия по тренингу.
Что было нового? Что понравилось? Что вызвало трудность? Общее мнение от проведенного тренинга.