Опережающее дополнительное профессиональное образование

Понятие «опережающее обучение» («опережающее образование») использовали ученые из разных областей наук: в психологии — Л. С. Выготский, в философии образования — Б. С. Гершунский, А. Д. Урсул, К. К. Колин, в педагогике — Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, М. Д. Даммер, В. А. Сластенин, И. Ф. Шишкин, в системе общего образования — Б. С. Гершунский, Б. М. Бим-Бад, С. Н. Лысенкова, И. П. Волков, В. Ф. Шаталов, В. Д. Шадриков, в системе профессионального образования — А. М. Новиков, П. Н. Новиков, В. А. Ермоленко, Л. М. Кустов, А. И. Субетто, С. Я. Батышев, В. М. Зуев и др. (Китайгородский, 2007).

1. Бим-Бад Б. М. Опережающее образование: теория и практика / Б. М. Бим-Бад / Советская педагогика. 1988. № 6. С. 51−55.

2. Ефремова Ю. Е. Разработка модели определения потребности в работниках перспективных специальностей и организация их опережающей подготовки в условиях глобализации и инновационного пути развития / Ю. Е. Ефремова / Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 2. С. 114−121.

3. Жуков Г. Н. Стратегия опережающего профессионального образования / Г. И. Жуков, Е. А. Пахомова / Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 63−66.

4. Журавлева М. В. Опережающая профессиональная подготовка кадров для нефтехимического комплекса / М. В. Журавлева, П. Н. Осипов, И. Ш. Абдуллин / Образование и саморазвитие. 2010. № 3. С.62−67.

5. Журавлева М. В. Гармонизация профессионального самоопределения обучающихся как условие опережающей подготовки кадров для нефтехимического комплекса / М. В. Журавлева / Казанский педагогический журнал. 2011. № 1. С. 13−21.

6. Китайгородский М. Д. Опережающее образование. Аспектный подход / М. Д. Китайгородский / Наука и школа. 2007. № 6. С. 3−5.

7. Новиков Н. П. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие / Н. П. Новиков, М. В. Зуев / М.: ЗГАТиЗ, 2000.

8. Сатдыков А. И. Сравнительный анализ систем опережающей подготовки кадров в России и за рубежом / А. И. Сатдыков / Труд и социальные отношения. 2020. Т. 31. № 1. С. 67−83. DOI: 10.20410/2073−7815−2020−31−1-67−83.

14. Autor, D. The Skill Content of Recent Technological Change: An Empirical Exploration / Autor D., Levy F., Murnane R. J. / Quarterly Journal of Economic. Nov. 2003. Vol. 118. No. 4. P. 1279−1333. DOI: 10.1162/003355303322552801.

ЦОПП Республики Саха (Якутия)

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Саха (Якутия)»

ЦОПП Волгоградской области

Центр опережающей профессиональной подготовки на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения “Волгоградский экономико-технический колледж”

ЦОПП Нижегородской области

Центр опережающей профессиональной подготовки структурное подразделение Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский индустриальный колледж»

Агрегатор перспектив

Как работают центры опережающей профессиональной подготовки?

Для того чтобы образовательные организации соответствовали темпам технологического прогресса, в каждом регионе создаются центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Сегодня в России есть уже 29 центров для подготовки специалистов в области цифровой экономики.

к. полит. н., исполняющий обязанности ректора Института развития профессионального образования

Какие задачи у центров профессиональной подготовки?

Центры опережающей профессиональной подготовки анализируют ситуацию, отслеживают динамику изменений на региональном рынке труда и на этом основании выявляют и прогнозируют потребности в подготовке кадров в реальном секторе экономики региона. Это одна из задач центров.

ЦОПП должны сформировать систему непрерывного опережающего профессионального обучения, которая позволяла бы людям осваивать новые профессиональные навыки и компетенции, в том числе из области цифровой экономики. В результате должен быть устранен уже существующий и потенциальный дефицит кадров в регионах.

Таким образом, мы двигаемся от заказчика — потенциального работодателя конкретного региона. В зависимости от потребностей и вызовов реального сектора экономики, а также стратегии развития субъекта Российской Федерации формируем заказ для системы СПО на подготовку необходимого количества рабочих специалистов по программам ускоренной подготовки.

Для решения этого вопроса государство создало несколько инструментов, один из них, например, программа государственной поддержки СПО, направленная на повышение статуса профессиональной подготовки и квалификации рабочих кадров. В рамках программы выделяются средства на оснащение мастерских в соответствии с требованиями международных стандартов WorldSkills.

«Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» Федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования) национального проекта «Образование» государственной программы «Развитие образования».

ЦОПП должны обучать специалистов международного уровня квалификации и в короткие сроки, по ускоренным программам. Как это удается?

Технологии и программы опережающей подготовки — это методы и способы оперативной подготовки специалистов по рабочим профессиям и специальностям под потребность конкретного работодателя, то есть обучение по коротким программам профессиональных модулей, ДПО и т. д.

Но не только ЦОПП готовит специалистов; точнее сказать, для подготовки специалистов привлекаются все возможные материально-технические и учебно-методические образовательные ресурсы, имеющиеся в субъекте РФ.

Обучение организуется на базе образовательных организаций СПО, мастерских, оснащенных по стандартам WorldSkills, всевозможных ресурсных и образовательных центров, созданных в регионе, и других партнеров ЦОПП.

ЦОПП — это служба одного окна для всех участников рынка труда. Центр формирует заказ для системы профессионального образования региона на подготовку специалистов.

Есть ли задача вовлечь бизнес в подготовку кадров и насколько это удается?

Это не задача, это необходимость, требование времени. Именно бизнес всех уровней становится заказчиком тех программ подготовки, которые реализует ЦОПП. Основной потребитель услуг ЦОПП — это предприятия и организации реального сектора экономики.

Малый или средний бизнес для своего развития вынужден либо привлекать дорогостоящих высококвалифицированных специалистов, либо обучать своих. В данном случае проект ЦОПП как раз и должен обеспечить потребности бизнеса в таких специалистах. Есть масса примеров участия бизнес-структур к реализации программ подготовки кадров в системе СПО. В частности, совместное использование организациями СПО и бизнесом учебных мастерских и оборудования.

ЦОПП — способ модернизировать систему СПО?

Модернизация региональных систем СПО происходит постоянно, так сказать, в текущем режиме, и это требование сегодняшнего дня. Однако модернизация без видения перспектив развития невозможна. ЦОПП, выполняя свои функции, в том числе и агрегирует перспективы развития того региона, где находится, формирует предпосылки и стимулирует изменения в системе СПО.

Удается ли при помощи ресурса ЦОПП помочь тем профессиональным организациям, у которых есть трудности, перейти на новый уровень?

Да, есть профессиональные образовательные организации, не сумевшие оперативно перестроиться на волне образовательного «перевооружения». Однако у них сейчас есть возможность встроиться в процесс развития региональных систем СПО за счет модернизации материально-технической базы ПОО и обновления содержания образования.

Это позволяет сделать государственная поддержка профессиональных организаций в части оснащения мастерских по стандартам WorldSkills в рамках национального проекта «Образование».

Как удается создать и поддерживать функционирование ЦОПП при отсутствии госфинансирования? Какие модели здесь разработаны?

На создание ЦОПП выделяются средства из федерального и регионального бюджета, а также из внебюджетных источников. Что касается дальнейшего функционирования — ЦОПП должны перейти на самоокупаемость за счет оказания услуг по организации подготовки кадров, координации создания малых инновационных предприятий и учебно-производственных участков и т. д.

ЦОПП имеют общую задачу, но каждый региональный кейс индивидуален.

В Российской Федерации нет одинаковых субъектов. Все разные, со своей экономикой, со своим человеческим ресурсом и перспективами развития. ЦОПП — это модель, матрица отношений всех участников рынка труда. Каждый ЦОПП модифицируется с учетом специфики региона и наличия в нем крупных игроков на рынке труда — корпораций. Речь идет здесь о привлечении корпоративных университетов и учебных центров в программы опережающей подготовки рабочих кадров.

Как реализуется сотрудничество и сетевое взаимодействие ЦОПП разных регионов?

Связь между ЦОПП, конечно, важна, в первую очередь для продвижения лучших практик, координации регионального перераспределения кадров и создания единого стандарта опережающей подготовки. Но под сетевым взаимодействием также понимается взаимодействие всех участников процесса на уровне региона, то есть создание региональной сети подготовки кадров для максимально эффективного использования всех имеющихся в регионе ресурсов.

Что касается общей координации деятельности ЦОПП — планируется создание федеральной цифровой платформы с возможностью задать вопрос, со статистикой и анализом динамики развития центров в регионах. Правами Федерального оператора по координации и мониторингу деятельности ЦОПП наделен ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования».

ЦОПП — насколько это доступный ресурс для целевой аудитории? Как организован доступ для разных целевых групп: школьников, молодежи, людей с ОВЗ, пенсионеров?

То есть каждый, кто обращается в ЦОПП, может получить индивидуальную дорожную карту развития своих профессиональных навыков (компетенций), от обучения до трудоустройства. Эта карта разрабатывается с учетом индивидуальных предпочтений человека.

Насколько доступна информация о работе ЦОПП в регионе целевой группе?

Неоднозначный вопрос. Во-первых, ЦОПП работает в координации с руководством региона на уровне профильных министров и вице-губернаторов. Но вот совсем недавно на заседании Парламента одной их республик представители малого бизнеса впервые познакомились с ЦОПП, хотя он там существует уже два года. Это яркий пример отсутствия внутренней коммуникации.

Кроме этого, у каждого ЦОПП есть свой медиаплан, в соответствии с которым центр должен позиционировать себя в медиапространстве и информировать общественность о возможностях, которые он создает в регионе.

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

ЦОПП Московской области

Центр опережающей профессиональной подготовки на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения “Подмосковный колледж “Энергия”

ЦОПП Республики Северная Осетия-Алания

Центр опережающей профессиональной подготовки на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения “Северо-Кавказский строительный техникум”

ЦОПП Республики Башкортостан

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Башкортостан»

ЦОПП Астраханской области

Центр опережающей профессиональной подготовки на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения “Астраханский государственный политехнический колледж”

ЦОПП Краснодарского края

Центр опережающей профессиональной подготовки структурное подразделение Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский машиностроительный колледж»

ЦОПП Кемеровской области – Кузбасса

Центр опережающей профессиональной подготовки на базе государственного профессионального образовательного учреждения “Сибирский политехнический техникум”

ЦОПП Пермского края

Центр опережающей профессиональной подготовки структурное подразделение государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова»

ЦОПП Республики Бурятия

Центр опережающей профессиональной подготовки структурное подразделение государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Бурятский республиканский индустриальный техникум»

ЦОПП Республики Дагестан

Центр опережающей профессиональной подготовки структурное подразделение государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Дагестан «Технический колледж им. Р.Н. Ашуралиева»

ЦОПП Иркутской области

Центр опережающей профессиональной подготовки на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения “Тулунский аграрный техникум”

ЦОПП Новосибирской области

Автономная некоммерческая организация «Центр опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области»

ЦОПП Алтайского края

Центр опережающей профессиональной подготовки структурное подразделение краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Алтайский политехнический техникум»

ЦОПП Новгородской области

Центр опережающей профессиональной подготовки на базе областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения “Новгородский строительный колледж”

ЦОПП Забайкальского края

Центр опережающей профессиональной подготовки структурное подразделение государственного профессионального образовательного учреждения «Читинский политехнический колледж»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *