Описать урок русского языка

Особенности современного урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Если мы будем учить сегодня так,как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.Джон Дьюи (американский философ и педагог)

Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Итак, новый образовательный  стандарт  предполагает, что главным содержанием  образования становится развитие личности. Развитие личности в системе общего образования обеспечивает  прежде всего формирование универсальных учебных действий.

Концепция  УУД учитывает опыт компетентностного подхода, который нацелен на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Что же подразумевает под собой термин УУД

  • Совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними навыков  учебной работы), обеспечивающих его способность  к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
  • Одной из функций УУД является обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить  учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Поэтому очень важными умениями, которыми должны обладать учащиеся.
  • Самоконтроль ,целеполагание, рефлексия

Коммуникативные  способности как один из видов УУД основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности, умении слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении, умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Некоторые особенности фундаментального ядра содержания общего образования из раздела «Русский язык»

В связи с этим мы попытались вывести  структурные элементы урока

Мобилизующий этап или организационный   – включение учащихся в активную  интеллектуальную деятельность.

Целеполагание  – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться

На уроке обязательно должен быть момент  осознания недостаточности имеющихся знаний для выполнения заданий учителя.

И наконец коммуникация.  Безусловно, что любой вид исследовательской работы чаще всего проходит коллективно.

Взаимопроверка и взаимоконтроль способствуют реализации коммуникативности современного урока.

Заканчиваться урок должен рефлексией –  осознание учеником и воспроизведении в речи того, чему научился, что нового узнал, в каких своих навыках он продвинулся дальше.

Перед вами сравнительная таблица, которая вам поможет осознать, чем отличается от инновационный  урок отличается от традиционного. Основные структурные этапы урока.

Итак,  оргмомент  или мобилизующий этап, или самоопределение деятельности (по ФГОС   вы можете встретить различные определения).  Проверка домашнего задания может быть включена в мобилизующий этап, но она не является главной на этом этапе. Далее идет самоопределение учащихся на  основе антиципации, т.е  предугадывания того, что они должны сделать на уроке. Обычно это входило в оргмомент, когда учитель формулировал тему урока и ставил перед учащимися цели. Объяснение нового материала в инновационном уроке начинается  с момента осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Этот момент обязательно должен присутствовать на уроке, который соответствует современным требованиям. Закрепление нового, как вы видите, остается и в формате инновационного урока. А вот заканчиваться инновационный урок должен непременно рефлексией. Домашнее задание может быть задано  до рефлексии и после.

Отсюда вытекают и требования к заданиям на уроке:

Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких  разделов предмета, а еще лучше, если ученикам потребуются знания, полученные на разных предметах.

В ходе поиска технологий, отвечающих требованиям ФГОС, мы вышли на  методику субъективизации процесса обучения русскому языку. Автор- кандидат  педагогических наук, профессор Кировского гуманитарного университета Галина Александровна Бакулина.

Принципы методики субъективизации

  • Ученик равноправный с учителем участник образовательного процесса, которому передается часть функций учителя: определение и формулировка темы урока, определение цели урока, формулировка задания к  учебному материалу
  • Взаимосвязанное сочетание ЧЕТЫРЕХ интеллектуальных процессов: аниципации (предопределение учеником своих учебных действий), целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность, рефлексия.
  • Высокая сложность учебного материала частично-поискового и проблемного характера на всех этапах урока.

Теперь посмотрим, как происходит деятельность ученика на разных этапах.

  • Выполняя  предложенные учителем задания частично-поискового характера, определяет тему урока.
  • Пользуясь опорной  схемой, формулирует цели урока, создает установку на их реализацию.
  • Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.

Этап овладения новыми знаниями

  • Ученик сам формулирует задания к  упражнениям. Ему дается только материал упражнения,  а задания он формулирует на основе уже имеющегося опыта работы на уроках.
  • Выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия.
  • Формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.
  • Выявляет родовые признаки предмета
  • Определяет путем сравнивания и сопоставления видовых  понятий существенные признаки предмета
  • Самостоятельно формулирует лексическое значение нового (доселе незнакомого) слова.

Требования к учителю:

Заполни четвертую строку, исключив из каждой строки  лишнее слово

Запись на доске

Примеры заданий мобилизующего этапа, примеры , конечно, простые. Заполнив четвертую строчку, ученик должен догадаться, какая тема урока. Правописание ь после шипящих  на конце наречий.

Опорная запись на доске.

Ученик должен вставить 3 или 4 слова, например, познакомиться с правописанием наречий с ь и учиться правильно писать наречия .Здесь развивается речь учащихся.

На этапе овладения новыми знаниями ученику предлагается следующая запись,  анализируя, ученик должен сформулировать правило.

На этапе закрепления ученику предлагается запись, задание ему нужно сформулировать самому. Сравнивая запись, учащиеся должны догадаться, что нужно  найти синонимичные выражения из справочного материала, заменить фразеологизмы и вставить буквы, раскрыть скобки.

Запишите  новое словарное слово, которое является той же частью речи, что и слово навзрыд,  и что в названном слове нужно заменить корень, взяв его из зависимого слова в словосочетании пасть ниц.

Итак , перед вами сравнительная таблица традиционного урок и урока по ФГОС.

Сравнив деятельность учителя, мы  понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены  на усвоение обучающимся определенной суммы знаний  и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Учитель и ученик – это единое целое,  давайте учиться вместе и  помогать друг другу.

  • Одна из основных целей обучения русскому языку – овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности(извлечение информации из лингвистических словарей различных типови других источников, включая СМИ и Интернет, информационная переработка текста).
  • В структуре содержания «Речь» занимает первое место.

Это для нас , словесников, может показаться неожиданным, так как мы уроки развития речи рассматривали как дополнительные уроки

Это не значит, что  мы не должны уделять и внимания, это значит ,что такие уроки должны занять свое место в практическом  умении учащихся.

самостоятельную работуучащихся на всех этапах урока

  • учитель выступает в роли организатора, а не информатора
  • обязательная рефлексия учащихся на уроке
  • высокая степень речевой активности учащихся , что и предполагает реализацию принципакоммуникативности Учитель четко и точно формулирует задания, 9потому что потом учитель их не повторяет) Не даёт новые задания ученикам в готовом виде Не повторяет задания два раза Не комментирует и не исправляетответы, предлагая это сделать самим ученикам( таким образом достигается взаимоконтроль) Не повторяет то, что уже сказали ученики ( это помогает ученикам быть более внимательными на уроке) Предугадывает затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза Подбирает комплексные задания
  • Учитель четко и точно формулирует задания, 9потому что потом учитель их не повторяет)
  • Не даёт новые задания ученикам в готовом виде
  • Не повторяет задания два раза
  • Не комментирует и не исправляетответы, предлагая это сделать самим ученикам( таким образом достигается взаимоконтроль)
  • Не повторяет то, что уже сказали ученики ( это помогает ученикам быть более внимательными на уроке)
  • Предугадывает затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза
  • Подбирает комплексные задания
  • сплошь., прочь, настежь;
  • уж, замуж, невтерпеж (искл.)

Познакомьтесь с записью.

Сформулируйте правила написания мягкого знака  после шипящих на конце наречий.

Закрепление нового материала

Прочитайте  фразеологизмы под  цифрами и в справке. Сформулируйте задание к  упражнению.

  • кидает в жар
  • отлегло от сердца
  • как две капли воды
  • кругом и всюду
  • что правда, то правда

Утверждаю: Зав. ть учебной часю.

Открытый урок русского языка в 7 классе

Тема урока: Текст – описание.

Цели урока: а) Познакомить учащихся с типом текста– описания, повторить знания об именах прилагательных и развивать умение употреблять их в своей речи, формировать умение составлять и различать текст – описание;

б) Развивать коммуникативные качества учащихся, умения работать в группе, развивать словесно-логическое мышление.

В) На основе текстов описательного характера воспитывать бережное отношение к природе, всему живому, прививать интерес к русскому языку.

Тип урока: Урок развития речи.

Методы урока: -исследовательский, словесные методы(беседа, пересказ):

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая работа.

Ссылка: Учебник 7 класса, Алматы «Атамура», интернет-ресурс, методическое руководство учителя.

Ожидаемые результаты: Учащиеся смогут определять тип текста, развиваются умения составления текста-описания.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, опорные схемы, тексты в учебнике, плакаты, фломастеры, слайды, оценочные листы, инструкции для работы в группе.

Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что знания, приобретённые на уроке, пригодятся вам в жизни.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным ,

самым необходимым для жизни является, конечно,

умение ясно, понятно говорить на своём языке.

Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора?

– А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить?

Деление на группы «Повествование, описание, рассуждение»

Правила работы в группе: 1.Экономия времени.

  • Слушать мнения друг друга, не перебивать.
  • Совместная работа, помогать друг другу
  • Активное участие на уроке.

2.. Опрос домашнего задания. Выполнение упражнения № 13. Написать сочинение-рассуждение о своём любимом школьном предмете.

( Взаимопроверка домашнего задания.)

Учитель. Вопросы по предыдущей теме:

1.Что такое текст?

2. Какие типы текста вы знаете? Назовите их.

3.Какой тип текста называется повествованием? Назовите отличительные признаки

( Оценивание лидера группы)

3. Освоение новой темы. Знакомство с темой урока, целью, задачами.

Сформулируйте самостоятельно тему урока, выполнив задание: Я называю слова, вы выделяете в них первый звук и, сложив эти звуки, получаете новое слово.

-Запишите тему урока (сообщение цели урока)

-Что объединяет все эти слова? (имена прилагательные – сообщение задач урока).

3. Повторение знаний об имени прилагательном.

– С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Чтобы сделать нашу речь

-С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Использование образных выражений, ярких сравнений.

Описание предмета, состояния, явления, места.

Обилие имён прилагательных.

Описание – это словесное изображение какого-либо явления, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая предмет, мы укажем на такие признаки, как рост , осанка, походка, цвет волос, глаз , возраст, улыбка и т. д.

Описание помещения будет содержать такие его признаки, как, размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.

При описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д.

Знакомство с текстом- описанием.

Яблоня – ранет пурпуровый – морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см.

Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце,

то оно просвечивалось, как стакан свежего липового мёда. В середине чернели зёрнышки.

Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

Сравните тексты. В чём их различие?

Вывод: описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика

предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на

самых ярких деталях.( Ответы учащихся)

4. Закрепление новой темы.

А )Творческая работа.( Групповая работа.)

Нарисовать сказочного героя из любимых сказок, описать их. Подготовить презентацию.

При описании использовать детали внешности. ( Оценивание лидера группы.)

Б ) Самостоятельное распознавание текста-описания. (Парная работа)

. Учащимся выдаются напечатанные тексты . ( Они должны выбрать текст-описание, доказать свою точку зрения, списать в тетрадь, назвать имена прилагательные).

В ) Составление текста-описания. (Индивидуальная работа)

Каждой паре учащихся даны предметные иллюстрации, они самостоятельно составляют тексты-описания, отвечают перед классом, не называя изображённый предмет, остальные ученики отгадывают. Запись самого удачного текста.

4. Рефлексия . 1. Доволен ли тем, как прошёл урок?

2. Было ли тебе интересно?

3. Что-то новое узнал?

4. Ты был активен на уроке?

5. Какую отметку поставишь за урок?

5. Итоги урока ( оценивание учителя) Домашнее задание. Работа по картине В.И.Сурикова «Портрет

Солнышко уже за лес спускалось. Муравей сел на сухой листок. Дунул ветер – и упал листок с ветки. Несёт ветер листок через лес и деревню. Муравей чуть жив от страха. Листок упал на луг за деревней на камень. Муравей ушиб ножку. Вот беда!

Очень красив этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь чёрный, а брови красные – красные. Ноги короткие, все в перышках, будто в валенках, чтобы зимой не замёрзли.

Дарья и Андрей играли на лугу. У Андрея был бумажный змей. Небо потемнело. Ударил гром. Полил сильный дождь. Дети бросились к дому. Но вот тучка ушла. С веток деревьев и кустов падали капли дождя. Ребята вышли в сад.

Матрёшка – это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка – лучший подарок.

Как прекрасно весеннее утро! Утренняя роса блестит на траве. Лёгкий ветерок шумит над деревьями. Показалась зелёненькая травка. Утром воздух свежий и чистый.

Книги – наши друзья.

Книги- это источники информации, знаний, воспитания.

Они окружают нас с самого рождения. Из книг мы узнаём очень многое. Книга не только даёт нам знания, но и учит доброте и сердечности. Это единственный наш учитель, с которым мы не расстаёмся всю жизнь.

Возвращение с прогулки.

Воскресенье выдалось на славу. Мы с отцом целый день бродили по полям. А вот теперь возвращаемся домой очень усталые, но довольные. Вот и наш подъезд. Мы поднимаемся по лестнице. Ноги наши едва передвигаются, охапки цветов чуть не валятся из рук. На душе у обоих радостно. Солнышко на прощанье залило лестничную клетку ярким светом.

Тигры- сильные звери.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушают дрессировщика?

Может потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик заботится о них?

А как думаете вы?

Современный урок русского языка. Учет
личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации
ФГОС ООО.

хорошо организованный урок в хорошо
оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

учитель должен спланировать свою
деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи
урока;

урок должен быть проблемным и
развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет
направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и
поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум
творчества и сотворчества;

в центре внимания урока — дети;

учет уровня и возможностей
учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление
учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое
искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Шесть
основных этапов современного урока русского языка:

(предполагает включение учащихся в активную
интеллектуальную деятельность);

осознание недостаточности
имеющихся знаний (учитель
способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой
учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

(поиск новых знаний в паре, в группе);

(осознание учеником и воспроизведение в речи того,
что нового он узнал и чему научился на уроке).

Критерии
результативности урока при системно–деятельностном подходе:

1.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель
систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою
готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

2.
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень
активности учащихся в учебном процессе.

3.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать
вопросы.

4.
Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит
детей работать по правилу и творчески.

5.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
(происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у
обучающихся).

6.Учитель
добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого
специальные приемы.

7.
Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и
поддерживает минимальные успехи.

8.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

9.
Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником  собственную позицию, иное
мнение, обучает корректным формам их выражения.

10.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества,
сотворчества, психологического комфорта.

11.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик”
(через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Проектирование и
конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.

Реализация на
уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность
содержания материала, следование УМК)

Дифференциация и
индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.

Целесообразность
выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие,
суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала,
повторение, обобщение, комбинированный, развития речи, урок по определённой
технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная,
индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)

Целесообразность
использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного
занятия.

Создание на уроке
условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.

Реализация на
уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка
учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка
(самооценка).

Формирование
(развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных,
познавательных, коммуникативных, личностных)

Формулирование и
решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную
деятельность обучающихся.

Построение урока с учётом
индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся.

Умение создать атмосферу доверия,
психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества,
здоровьесбережения.

Пять
шагов подготовки к современному уроку:

Описать урок русского языка

1.
Мотивация к учебной деятельности

:
включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Что
значит уметь учиться?

Задачи,
решаемые на современном уроке русского языка

Ориентация
на методическое правило:

«Ни
одного урока без всех четырех видов речевой деятельности!»

Следование
этому правилу восстанавливает в своих правах развитие речи учащихся во всех
своих аспектах.

На
каждом уроке педагог должен предлагать задания по типу: «Слушаем, говорим
(спрашиваем – отвечаем), читаем (понимаем), пишем».

последовательность
предложений, слов, построенная согласно правилам русского языка и образующая
сообщение.

Составьте
текст, состоящий из 4 предложений.

Первое
предложение должно начинаться с имени существительного.

Второе
предложение – с имени прилагательного.

Третье
предложение – с глагола.

Четвертое
предложение – с предлога.

это
приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то,
что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и
неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

Слово
«кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием систематизации
материала в виде «грозди». Последовательность действий по составлению кластера
проста и логична: 
1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или
предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы; 
2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты,
образы, подходящие для данной темы; 
3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с
ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются
«спутники», устанавливаются новые логические связи. 
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова,
осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу
с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно
помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы:
направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения
и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.

подготавливает
к краткому пересказу;

учит
формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет
почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

1
строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2
строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова
можно соединять союзами и предлогами.

3
строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4
строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение
автора к теме в 1-ой строчке.

5
строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы
в 1-ой строчке, обычно существительное.

1.
спасибо
2. сердечное, душевное
3. желаем, выражаем, говорим
4. вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность
5. Спаси Бог!

1.Учитель четко и
точно формулирует задания, потому что потом учитель их не повторяет.

2.Не даёт новые
задания ученикам в готовом виде.

3.Не повторяет
задания два раза.

4.Не комментирует
и не исправляет ответы, предлагая это сделать самим ученикам (таким образом
достигается взаимоконтроль).

5.Не повторяет то,
что уже сказали ученики (это помогает ученикам быть более внимательными на
уроке).

6.Предугадывает
затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его
выполнить с первого раза.

русского языка в 5 классе на тему:

“Описание как тип речи”

  • повторить и закрепить знания об описании как типе речи;
  • совершенствовать умение отличать описание от типа речи повествование и рассуждение;
  • выработать умение и навыки строить тексты типа описания;
  • развивать логику мышления, вербальную память, умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • способствовать сохранению здоровья через рациональное чередование видов учебной деятельности;
  • воспитывать культуру труда.

Оборудование: карточки, картина А.И. Куинджи “Лунная ночь на Днепре”, роза, игрушка, статуэтка, музыкальные композиции, применение информационно–цифровых технологий – урок презентации.

  • Устные упражнения. Мобилизующий этап.
  • Формирование темы и целей урока.
  • Закрепление нового материала.
  • Подведение итогов урока.

Цель описания: наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предметное изображение.

Отличие от других типов речи: дает представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действий и перечисление их признаков и свойств.

Портрет – изображение внешности персонажа (лица, фигуры, одежды, манеры поведения и другое);

Пейзаж – описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие;

Интерьер – изображение внутренней обстановки помещения: изображение места и времени действия.

Использование языковой выразительности: метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов, прилагательных, причастий.

Учащиеся входят в класс, садятся на свои места. Учитель приветствует ребят. C первых минут урока создается обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Этому способствует речевая разминка. Цветные карточки располагаются по периметру класса и по линии “волна”.

В небе радуга – дуга замыкает берега.

Расцветая все ясней, чудо – краски светят в ней.

Пусть ответит тот, кто знает или сможет сосчитать,

Сколько красок в ней играет, озаряя моря гладь.

Учащиеся отвечают на вопросы в порядке расположения цветов радуги.

? Что такое текст?

? Что такое тема текста?

? Что такое основная мысль текста?

? Какие типы текстов бывают?

? О чем рассказывается в повествовательных текстах?

? О чем можно узнать из текста-описания?

? О чем рассказывается в тексте-рассуждении?

На партах разложены распечатки (карточка № 1) с текстами. (Три учащихся читают тексты, класс определяет, к какому типу речи относится каждый из них).

Учитель: прочитайте выразительно тексты и определите, к какому типу речи относится каждый из них? Докажите.

Белка уселась рядом, начала брать с ладони орешек за орешком и тут же ловко их разгрызала. Наевшись, она встряхнулась и принялась умывать мордочку передними лапками. Потом она обнюхала мою пустую ладонь и вдруг стала вылизывать ее своим влажным крохотным язычком. Затем белочка напилась воды и улеглась в уголке клетки.

Доказательство: в повествовании рассказывается о последовательных событиях. Если бы мы изображали текст в рисунках, то их было бы несколько.

Однажды я шел по лесу и увидел Бабу Ягу. Она была грязная, испачканная, Лицо смуглое, земляного цвета. Глаза черные, свирепые, как у хищного зверя, а волосы черные, как ночь. Зубы острые, с налетом, как у льва. Руки костлявые, грязные, с длинными когтями, похожими на обезьяньи.

Доказательство: в описании указываются признаки, качества, свойства предмета. Используется большое количество прилагательных, ведь они характеризуют признаки предмета, содержание текста можно передать одним рисунком.

Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни.

Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, – словом, делает вас мудрыми.

Доказательство: в тексте есть тезис – читайте, потому что литература дает опыт жизни. Доказательства этого: литература делает человека интеллигентным, развивает чувство красоты, дает понимание жизни, служит проводником в другие эпохи, раскрывает сердца людей. Вывод: литература делает человека мудрым.

Учитель: итак, какие типы речи существуют в русском языке?

(Повествование, описание, рассуждение).

Учитель: скажите, целью какого типа речи является наглядное рисование словесной картины, чтобы читающий зримо представил себе предметное изображение?

Учитель: какова тема нашего урока?

(Описание как тип речи)

Учитель: сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске:

Цель нашего урока: повторить и закрепить знания об описании как типе речи; совершенствовать умение отличать описание от типа речи повествование и рассуждение; строить тексты типа описания.

Ребята записывают число и тему урока.

4. Актуализация знаний

Учитель: прежде чем мы приступим к выполнению заданий, давайте вспомним, что такое описание? (Отвечает учащийся, который первый поднимет руку).

Описание – это тип текста (тип речи): словесное изображение какого-либо предмета, явления, или действия через представление его характерных признаков; один из функциональных смысловых типов речи наряду с повествованием и рассуждением.

На доске записан текст.

Учитель: спишите, раскройте скобки, вставьте на месте пропусков подходящие слова для справок, определите тип речи, докажите.

Слова для справок:

Бриллианты, яркий, гладкий, кораллы;

Коралл – ярко-красный, розовый или белый камень – известковое отложение морского полипа;

бриллиант – драгоценный камень – алмаз;

розетка – образование в виде кружка с расходящимися из центра узорами.

(Выполняется самостоятельно на листках)

Учитель: какие виды описания вы знаете? Что можно описывать?

(Описание предмета, пейзажа(природы), портрета, места, интерьера)

Учитель: какие средства языковой выразительности используются в текстах-описаниях?

(Эпитеты (прилагательные), метафоры, олицетворения, сравнения).

Учитель: потренируемся отличать один вид текста – описания от другого.

Перед вами карточка № 2 с текстами.

Наша задача: прочитать тексты – описания, определите вид описания, найти прилагательные, которые помогают описать предмет.

Читают тексты учащиеся.

Описание – портрет

Как холодно, как пусто было в белых, ярко сверкающих чертогах!

Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и пустого, сверкало замерзшее озеро. Лед на нем треснул, и трещины разделили его на тысячи кусков, таких одинаковых и правильных, что казалось каким – то чудом. Посреди озера восседала Снежная Королева.

Описание помещения (интерьер)

Издали, с пригорка, спокойно поглядывают на приезжего длинные бревенчатые дома, вытянувшиеся в цепочку. С противоположной стороны подпирает село высокий холм. На холме шумит березовая роща. Под холмом – ключ. Над ним небольшой теремковый сруб. Между лесами затеряны поля, засеянные рожью, пшеницей и льном.

(Все прилагательные со словами, к которым они относятся, записываются в тетрадь учащихся)

Учитель: молодцы, справились!

Но только ли такие виды описания можно использовать при составлении текста?

О каких видах описания мы не сказали?

(Описание предмета и описание природы)

Учитель: посмотрите на данный предмет (показываем розу).

Представьте, что вы держите этот прекрасный цветок в руках.

Какие чувства вызывает у вас этот предмет?

Хочется ли вам к нему дотронуться?

Символом чего является роза?

На что похож данный цветок?

Какими прилагательными можно описать стебель цветка?

Какими прилагательными можно описать лепестки розы?

С чем можно сравнить этот цветок?

(Все ответы ребята записывают в тетрадь)

Учитель: прослушайте текст – описание о розе.

Я держу в руках самый замечательный цветок, символ любви – розу. Он похож на гордую красавицу. Наверное, чтобы его было лучше видно, он стоит на тонкой и прочной ножке, высоко неся свою голову, увенчанную многочисленными лепестками, бархатными и шелковисто-мягкими. Не сразу и не каждому открывает роза свое лицо. Медленно, по лепестку, словно присматриваясь, раскрывает она свои объятья, оберегая себя от любопытных глаз. Роза – недотрога. Ее стебель унизан шипами-колючками. Как и любая избалованная красавица, она любит быть в центре внимания и не терпит с собой ничьего соседства. Поэтому гордо возвышается в вазе букет из роз.

Учитель: ребята, вы прослушали текст-описание о розе. Теперь посмотрите внимательно на данные предметы. Перед вами игрушка, чайник, стакан для карандашей в форме статуэтки.

Ваша задача: составить текст-описание одного любого предмета. Чтобы вам было легче, воспользуйтесь памяткой. Прочитаем памятку.

“Как создать текст-описание предмета”

После истечения 3-5 минут, проводится проверка. Учащиеся зачитывают свои сочинения.

Учитель: важное место среди текстов-описаний занимает такой вид, как описание пейзажа.

Рассмотрим репродукцию картины. Перед вами картина природы

А.И. Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Рассмотрите данную картину природы.

Какие чувства она у вас вызвала?

А теперь прослушайте музыкальный фрагмент, еще раз внимательно посмотрите на картину.

Усилило ли музыкальное сопровождение впечатление от картины?

Какие эмоции вызвала у вас картина?

Какие детали картины необходимо описать для передачи настроения этой пейзажной зарисовки?

Прослушайте текст. К какому виду он относится? Докажите.

Сопоставьте картину и прочитанный текст.

Отражает ли словесное рисование пейзаж, изображенный художником?

Что нового вы узнали?

Каковы особенности текста-описания?

6. Домашнее задание

Составьте текст-описание природы по картине.

Моим самым любимым школьным предметом всегда был русский язык. Во-первых, я гуманитарий, и у меня есть языковые способности. Во-вторых, этот предмет основан на практике. Изученные на уроках русского языка правила часто применяются в реальной жизни.

Но русский язык я люблю не только за простоту усвоения материала. На мой взгляд, язык – основа всего школьного обучения. Без хорошего знания русского языка невозможно грамотно описать физические процессы, доступно объяснить сущность химических реакций, прочитать рассказ и проанализировать его, изучить основы общественного и государственного устройства, увлекательно рассказать об образе жизни животных и выращивании растений, правильно написать названия стран и континентов и даже красиво петь. Иными словами, не зная русского языка изучать другие предметы очень тяжело. В языке отражается история, природа, мировоззрение, достижения науки, духовная культура, мораль. Язык способствует развитию художественной литературы.

На уроках русского языка мы учимся грамотно писать и говорить, вежливо изъясняться, лаконично выражать свои мысли, а также уместно использовать слова и различные языковые конструкции. Уроки русского языка, безусловно, учат грамотности. Но помимо этого они помогают уживаться в обществе, поскольку включают в себя усвоение норм этикета. И это совсем не удивительно: ведь язык – важнейшее средство общения.

По уровню знания языка и манере речи можно говорить о характере человека. Например, если человек произносит слова неправильно, нечётко или с неверным ударением, неграмотно пишет, то его можно назвать малообразованным. Как правило, в современном мире это чаще всего относится к пенсионерам или людям, вообще не посещавшим школу по каким-то причинам. Но, к сожалению, нарушение акцентологических, морфологических и даже орфографических норм можно заметить и у образованных людей юношеского или зрелого возраста. Это касается не только обычных людей, но и тележурналистов.

Наверное, русский язык является моим любимым предметом неспроста. Возможно, свою жизнь я свяжу с его активным использованием, и буду содействовать его процветанию. Я думаю, что без знания языка, без грамотности в современном мире не может жить ни один человек, поскольку язык организовывает жизнедеятельность всего нашего общества и обслуживает его потребности, а также характеризует личность.

Сочинение на тему Мой любимый школьный предмет

Любимый школьный предмет. Думаю, не ошибусь, если предположу, что у большинства людей, это Русский язык.

По праву мы можем гордиться своим языком. Великий и могучий, как писал о нем классик, обладает сокрушительной силой убеждения, четкого описания эмоционального настроения, гибкостью философских умозаключений.

Самый богатый, многогранный и красивый в мире, одаренный русской душей, нашей национальной смекалкой, множеством сложнейших оборотов. Немало иностранцев изучают именно русский язык, восхищаются его богатством, уникальностью музыкального звучания.

И поэтому тоже мы с удовольствием изучаем его сами, гордясь своей принадлежностью к этой стране. Тем, что именно на этом языке написаны великие произведения классиков поэзии и прозы.

Абсолютное первенство в использовании русских слов принадлежит, безусловно, незабвенному Александру Сергеевичу Пушкину. Поражает воображение, что его словарный запас составлял более 24000 слов.

Подумать только, что из одного слова можно преобразовать множество форм, огромное количество его значений. Язык народа, в первую очередь говорит о его национальной культуре и наследии.

Жаль, что сейчас наш богатейший язык упрощается и захламляется современниками иностранными словами и оборотами. Когда на каждый предмет, действие, настроение, в русском языке имеет не один собственный разнообразный эпитет, забытый и заброшенный.

Конечно, русский язык сложен в изучении даже для русского человека. Возможно поэтому, все чаще люди используют более простые в употреблении и в значении, иностранные слова. Так проще, легче. Мы обленились на столько, что забываем дорогу в библиотеки.

К счастью есть люди, глубоко увлекающиеся изучением родного русского языка. Они знают, сколько нового и интересного скрыто для лентяев в глубине знаний о своем языке. Ведь средний человек употребляет 7000 слов в лексиконе. И сравнивать здесь себя с Пушкиным глупо. Можно смело сказать, что по сравнению с великим поэтом, мы не русские.

Человек любящий свою страну, должен знать и изучать свой родной язык не меньше, чем ее историю. Тогда по праву он сможет с гордостью носить имя русского человека, живущего в России, стране с самым глубоким, могучим и богатым языком во всем мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *