Такие данные содержатся в докладе правительства Федеральному Собранию, который касается реализации госполитики в сфере образования в прошлом году. Это большой документ, объединяющий статистику по разным ступеням образования, включая дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее и дополнительное — как детское, так и взрослое.
В докладе приведены данные федерального статистического наблюдения, которое ведётся по форме 1-ПК «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам». Важно отметить, что эту отчётную форму не сдают субъекты малого предпринимательства. Соответственно, в представленных в докладе данных не учитывают значительный сегмент рынка дополнительного профессионального образования, которое предоставляют небольшие организации и предприниматели с численностью не более ста сотрудников и годовым доходом до 800 млн рублей.
Что касается крупных и средних организаций, то в них в 2021 году по программам дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) обучались почти 7 млн человек. А такую образовательную деятельность вели 6,2 тысячи организаций.
Если сфокусироваться на аудитории программ ДПО, то чаще всего их проходили работники различных предприятий и организаций (54,6%). Авторы доклада считают, что это говорит о заинтересованности работодателей в профессиональном развитии сотрудников. Кстати, на втором месте по численности оказались сотрудники образовательных учреждений. Их доля составила 31,05% от всех получавших ДПО, 26,56% из них — педагоги. Отмечается, что востребованность педагогических направлений подготовки сохранилась на уровне 2020 года — тогда их прошли 30% от общего числа участников программ ДПО.
На третьем месте в списке групп тех, кто проходил программы ДПО, с большим отрывом расположились госслужащие — 2,74%.
Говоря о формате программ, стоит отметить, что в 65,21% случаев они проводились с применением электронного обучения или дистанционных технологий. Причём 32,34% слушателей прошли обучение исключительно в такой форме.
Если сосредоточиться на оплате ДПО, то в большинстве случаев такие программы слушатели оплачивали совместно с работодателями или же проходили их за счёт бюджетных ассигнований. Реже всего расходы полностью покрывали компании.
Источник данных: Доклад правительства о реализации госполитики в сфере образования. Инфографика: Skillbox Media
Кстати, согласно прошлогоднему исследованию онлайн-университета Skypro, россияне предпочитают, чтобы работодатели хотя бы частично оплачивали их учёбу. Правда, опрос SuperJob показал, что обучение, которое сотрудник оплачивает вместе с работодателем, обычно приносит больше пользы, чем в случаях, когда расходы покрывает только одна из сторон.
Опрос компании «Нетология» и платформы «Россия — страна возможностей», проведённый в прошлом году, показал, где, как и зачем учатся россияне, имеющие высшее образование. Выяснилось, что другим форматам обучения они чаще всего предпочитают курсы. Причём наибольшей популярностью пользуется смешанный формат обучения. А главный мотиватор для учёбы — смена работы или продвижение по карьерной лестнице.
А указанный выше опрос Skypro показал, что россияне чаще всего идут учиться, рассчитывая увеличить заработок. Второй популярный мотив — карьерные цели. То же исследование продемонстрировало, что большинство респондентов готово посвящать учёбе два-три часа в неделю.
Что касается вовлечённости россиян в непрерывное обучение, то, согласно сборнику ВШЭ под названием «Индикаторы образования», среди россиян в возрасте 25–64 лет в 2020 году в нём участвовали 43,2% респондентов. А если взять только занятых того же возраста, то показатель получится выше — 49,1%.
В целом, отталкиваясь от данных различных исследований, можно заключить, что в России хотят и могут учиться далеко не все. Чаще всего это делают те, кто:
- и так раньше много учился;
- готов платить за обучение;
- имеет доступ в интернет;
- моложе 50 лет.
Какой уровень Вашего образования?
Высшее образование В настоящее время получаю высшее образование Среднее профессиональное образование В настоящее время получаю профессиональное образование Другое (указать в поле ниже)
Уровень Вашего образования – Другое
Интересна ли Вам сфера образования и педагогики?
Хотели бы Вы работать в образовательных учреждениях (колледж, техникум, институт) преподавателем?
Что для вас значит преподавание? (выберите 1 вариант ответа)
Быть не только хорошим профессионалом, но и личностью, способной отдавать себя любимому делу без остатка. Каждый день быть нравственным примером для своих учеников. Любить и хорошо знать свой предмет Непрерывно работать над собой и иметь огромный талант (свой вариант ответа указать ниже)
Что для вас значит преподавание? Свой вариант ответа.
Устраивают ли вас текущие условия труда преподавателей?
Да Нет Затрудняюсь ответить
Считаете ли вы, что в сфере образования и педагогики нужны изменения?
Чего вы ожидаете от сферы образования и педагогики?
Высокую оплату труда преподавательского состава Понятность и доступность образовательных программ для учащихся и преподавательского состава Внедрение инновационных технологий (Свой вариант ответа в поле ниже)
Чего вы ожидаете от сферы образования и педагогики? Свой вариант ответа
Что бы вы хотели улучшить/изменить в сфере образования и педагогики?
Повысить мотивацию педагогов путем изменения статуса профессии и условий работы Предоставить поддержку педагогам без отрыва от работы через контекстно-зависимые возможности для непрерывного профессионального развития Улучшить развитие цифровой грамотности педагогов и обучающихся путем надлежащего и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Выделить достаточные ресурсы на образование, финансирование организаций, с учетом очевидной эффективности использования средств для улучшения качества образования (Свой вариант ответа написать ниже)
Что бы вы хотели улучшить/изменить в сфере образования и педагогики? Свой вариант ответа
Чего на текущий момент, по Вашему мнению, не хватает в общении между студентом/учеником и преподавателем?
Взаимопонимания друг друга Уважения, как со стороны студента/ученика, так и со стороны преподавателя Доверия и честности между студентом/учеником и преподавателем Желания идти на контакт, как со стороны студента/ученика, так и со стороны преподавателя (Свой вариант ответа написать ниже)
Чего на текущий момент, по Вашему мнению, не хватает в общении между студентом/учеником и преподавателем? Свой вариант ответа
Что вам могло бы понравиться в самих образовательных учреждениях?
Атмосфера Рабочий график Оплата труда Постоянное самообразование Качественные курсы повышения квалификации (Свой вариант ответа написать ниже)
Что вам могло бы понравиться в самих образовательных учреждениях? Свой вариант ответа
В каких учреждениях вы бы хотели работать?
Школа Учреждения СПО Учреждения ВО (Свой вариант ответа написать ниже)
В каких учреждениях вы бы хотели работать? Свой вариант ответа
Что вас отталкивает в работе педагогом в образовательных учреждениях?
График работы Оплата труда Территориальность образовательного учреждения Страх публичных выступлений Большая ответственность Большой объём изучения материала и подготовки перед лекциями/семинарами и пр. (Свой вариант ответа написать ниже)
Что вас отталкивает в работе педагогом в образовательных учреждениях? Свой вариант ответа
Что останавливает вас уйти в сферу образования и педагогики?
Интересует другая сфера деятельности Отсутствует желание Уже работаете в сфере образования и педагогики Нет времени и возможности уйти в сферу преподавания и педагогики (Свой вариант ответа написать ниже)
Что останавливает вас уйти в сферу образования и педагогики? Свой вариант ответа
Легко ли вам далось обучение на курсе?
Да, легко Не легко, но и не сложно, материал усвоил Нет, не легко (Свой вариант ответа написать ниже)
Легко ли вам далось обучение на курсе? Свой вариант ответа
Считаете ли Вы обучение в нашем институте первым шагом к началу преподавательской деятельности?
Хотели бы вы применить в дальнейшем навыки, приобретенные на курсе?
Легко ли вам работать с техникой, программами, новыми технологиями в вашей сфере?
Да, легко Иногда не понятно, но спустя время понимаю Нет, не легко Затрудняюсь ответить
Есть ли у вас боязнь вести лекции/семинары и другие публичные выступления?
Имели ли вы опыт педагогической деятельности/наставничества?
Интересен ли Вам профессиональный рост, как преподавателя?
Да Нет Возможно Задтрудняюсь ответить
Как часто вы повышаете квалификацию в своей сфере деятельности?
Один раз в три года Один раз в пять лет Затрудняюсь ответить (Свой вариант ответа написать ниже)
Как часто вы повышаете квалификацию в своей сфере деятельности? Свой ответ
Какую форму повышения квалификации вы считаете наиболее приемлемой в настоящее время?
Постоянно действующие методические семинары Стажировка в родственных уч. и науч. заведениях, предприятиях Научная стажировка за рубежом Посещение лекций коллег в своих и других вузах Изучение новой литературы Участие в семинарах, конференциях в вузах, научных организациях Курсы (компьютерные, языковые, психологические, педагогические и т.п.) (Свой вариант ответа написать ниже)
Интересно ли вам заниматься научной деятельностью?
Хотели бы Вы делиться своим опытом и знаниями с другими людьми?
Question Title
We adjusted the number you entered based on the slider’s scale.
Иногда кажется, что у нас образовательный бум — все чему‑то учатся. Но много ли на самом деле тех, кто продолжает образование после получения диплома?
Иллюстрация: Freepic / Pressfoto / Racool_studio / Freepic / Meery Mary для Skillbox Media
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Профессий на всю жизнь уже не существует, уверены эксперты: каждому придётся сменить по семь-восемь занятий за годы активной карьеры. Уже сейчас в квалификационной яме — с навыками, которые не соответствуют занимаемой позиции, — находятся миллионы работников в каждой стране.
Выходом исследователи и практики считают переобучение взрослых. В этой статье мы разберёмся, как с ним обстоят дела в России:
Любой экспертный отчёт или исследование об образовании скажут нам: чтобы оставаться востребованным и успешным, каждый человек в ближайшем будущем должен будет регулярно обновлять профессиональные и гибкие навыки, расширять компетенции в смежных сферах или даже менять профессию. Для многих отраслей непрерывное образование, обучение в течение всей жизни — уже реальность.
Участие работающего населения в образовании выгодно для страны: как показывают исследования, государства с самым высоким процентом учащихся взрослых одновременно имеют более высокий ВВП. Обучение сотрудников позволяет компаниям наращивать производительность труда и внедрять новые технологии.
Самим учащимся взрослым получение дополнительного образования помогает, по российским данным, увеличить заработную плату в среднем на 8%. В опросе рекрутингового сервиса SuperJob часть участников (хотя и далеко не все) указали, что дополнительное обучение сделало их работу эффективнее, помогло добиться повышения зарплаты или карьерного роста.
Эти тренды заметно влияют на популярность дополнительного обучения в России. В последние годы российский рынок образования взрослых стремительно растёт. Но руководители крупнейших EdTech-компаний отмечают, что до сих пор аудитория образовательных проектов остаётся очень узкой.
По данным Skillbox, о которых рассказал на EdCrunch 2021 генеральный директор Дмитрий Крутов, потенциально в образовании могут участвовать около россиян. Но до сих пор какую-либо покупку на рынке EdTech — будь то курс по новой профессии, вебинар по работе в конкретном ПО или урок иностранного языка — сделали около .
Более обширная статистика показывает, что и в более традиционных форматах взрослые в нашей стране обучаются не так уж часто. Давайте разберёмся подробнее.
Что мы вообще понимаем под понятием непрерывного образования? Учёбу в вузах и колледжах (формальное образование), на программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, участие в корпоративном обучении (неформальное образование), а также самообразование (информальное).
Какие виды образования взрослых существуютВ Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО выделяются формальное, неформальное и информальное образование. Взрослым в России доступны все эти виды.Формальное образование — это курс средней школы, среднее и высшее профессиональное образование. Успешное окончание этих программ даёт квалификацию соответствующего уровня — право поступать на программу следующего уровня и (или) работать по специальности. Как правило, формальное образование заканчивается до выхода на рынок труда. Но взрослым, уже имеющим профессиональное образование, тоже можно учиться на программах колледжей и вузов наравне с недавними выпускниками школ. Возрастных ограничений для этого в России на большинстве программ нет, есть только финансовые: получить высшее профессиональное образование за государственный счёт можно лишь один раз.Под определение неформального образования в России подпадают такие разные виды обучения, как программы повышения квалификации в вузах и колледжах, корпоративные курсы, тренинги и мастер-классы, массовые открытые онлайн-курсы. С одной стороны, эти виды образования зачастую тоже проводятся целенаправленно и спланированно организациями, имеющими лицензию на образовательную деятельность. С другой, обучение по ним не даёт таких широко признаваемых квалификаций, как программы формального образования.И, наконец, бывает информальное обучение. Оно тоже спланированное и целенаправленное. Но планирует его не специализированная образовательная организация, а сам человек, семья или другое сообщество. Это обучение на рабочем месте, дома, в повседневной жизни, самообразование.При этом в классификации ЮНЕСКО информальное образование отделяют от случайного и несистемного обучения, когда новые знания становятся просто побочным продуктом общения, чтения, просмотра фильмов и другой повседневной деятельности без образовательной цели. Но в опросах респонденты могут подразумевать под самообразованием любое бессистемное изучение полезного контента.
Наиболее полную картину по теме даёт сборник «Индикаторы образования» ВШЭ.
Выводы исследователей из ВШЭ основаны на статистическом наблюдении, которое охватило в 2020 году более респондентов: В совокупности составители оценили долю россиян 25–64 лет, участвовавших в течение года в непрерывном образовании, в . Если взять только занятых россиян того же возраста, показатель получится выше — .
Сумма по трём видам образования (самообразование, дополнительное и формальное) и столбец «Всего» не совпадают, так как ответы пересекаются. Например, часть тех, кто получал допобразование, занимались также самообразованием. Источник данных: «Индикаторы образования ― 2022: статистический сборник»Инфографика: Skillbox Media
Сумма по трём видам образования (самообразование, дополнительное и формальное) и столбец «Всего» не совпадают, так как ответы пересекаются. Например, часть тех, кто получал допобразование, занимались также самообразованием. Источник данных: «Индикаторы образования ― 2022: статистический сборник». Инфографика: Skillbox Media
Для сравнения: в ряде стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в формальном и неформальном образовании (без учёта информального) участвуют до 70% взрослого населения (это данные 2016 года, с тех пор доля учащихся могла вырасти). Как видно по данным «Индикаторов образования», для России этот показатель в 2020 году составил 27,6%. То есть учиться целенаправленно на программах образовательных организаций готовы меньше трети взрослого населения. Много это или мало? Для ряда отраслей, в первую очередь IT-сферы, такого темпа обучения недостаточно: сейчас нехватка IT-специалистов оценивается в 1 млн человек. Закрывать этот дефицит планируется в том числе и за счёт переобучения взрослых по программе «Цифровые профессии» с 50-процентным государственным софинансированием.
Кроме того, в большинстве случаев россияне выбирают не основные образовательные программы (например, магистратуру в вузе), а более короткие программы дополнительного профессионального образования. В вузы и колледжи поступает меньше 2% граждан от 25 до 64 лет.
Очевидная разница в распространённости обучения среди населения в целом и среди трудозанятых показывает, что охотнее всего россияне учатся, когда это нужно для работы.
Это не значит, что люди идут учиться только вынужденно, по необходимости. Да, в корпоративном секторе темы курсов, как правило, задаёт работодатель, но в целом данные опросов не позволяют точно сказать, в каких случаях человек пошёл на учёбу по распоряжению начальства, а в каких руководствовался собственными профессиональными амбициями. В любом случае развитие в профессии — главный мотив для обучения взрослых людей, наряду с абстрактным «получением новых знаний».
В статистическом наблюдении, на котором основаны данные в «Индикаторах образования», респонденты отвечали на вопрос о цели только последнего пройденного обучения. В опросах, которые затрагивают более широкий временной промежуток, вариант «Учился, чтобы сменить профессию» обычно популярнее. Например, по данным SuperJob, 19% взрослых студентов учатся для смены профессии. А в некоторых опросах о желании учиться в будущем и вовсе большинство намерены менять профессию.
Похоже, решение для своей проблемы желающие сменить профессию обычно находят не на вузовских курсах повышения квалификации, а на онлайн-платформах. Опросы EdTech-компаний, например «Нетологии», показывают, что продолжительные профессиональные онлайн-курсы чаще выбирают именно для получения новой профессии, а не ради повышения квалификации в своей специальности.
Похоже, что для самообразования более значимы не связанные с профессией личные интересы, желание изучить ту или иную тему «для общего развития»: эту причину для обучения назвали 64% тех, кто занимался самообразованием в 2019 году. В пандемию это способствовало росту популярности на курсы по soft skills и другим общим навыкам, необходимым в течение жизни, а не только на конкретном рабочем месте.
Так, на Coursera у российских пользователей, согласно отчёту платформы за 2020 год, в топ-10 по популярности наряду с хитами IT-тематики (основы Python, машинное обучение, математика для анализа данных) оказались курсы общей направленности — по навыкам обучения и психологическому благополучию, психологии коммуникации, английскому языку. Анализ статистики российских платформ в это же время показал, что выросло количество программ по развитию бизнеса, управленческим навыкам, личной продуктивности и другим надпрофессиональным умениям.
Если образование во взрослом возрасте так полезно и в опросах всё чаще звучит уверенность, что заниматься им нужно, почему оно не становится по-настоящему массовым? Даже если считать участием в непрерывном образовании все виды обучения, в том числе самообразование, по свежим данным получается, что больше 57% россиян им не занимаются. Барьерами, как показывают исследования, обычно служат низкий исходный уровень образования, нехватка денег и других условий, а также возраст.
Профессиональная необходимость получать новые навыки и знания чаще возникает у людей, которые уже имеют достаточно высокий уровень образования. Например, в группе населения с высшим образованием 60% в 2019 году участвовали в практиках самообразования, а среди тех, кто имел только среднее общее или ниже, — лишь 22%.
Даже в корпоративном обучении заметна та же тенденция. Руководители, специалисты высшего и среднего уровня квалификации, занятые подготовкой информации служащие переобучаются на рабочем месте в несколько раз чаще, чем рабочие в промышленности, сельском хозяйстве, операторы техники и другие работники со средним профессиональным или общим образованием.
То есть как раз те люди, которые в большей степени нуждаются в повышении квалификации и росте дохода, как правило, учатся реже. Возможно, потому, что у них меньше доступа к программам переобучения (это связано со второй причиной — нехваткой средств), а может быть, из-за слабой информированности. Свежие исследования показывают, что именно эта категория сотрудников отмечает потребность не только в оплате обучения со стороны работодателя, но и в профориентации — не имея длительного образовательного опыта, они меньше знают о предложениях образовательного рынка.
По информации из опроса сотрудников российских компаний, проведённого ВШЭ, большинство работающих на предприятиях малого бизнеса россиян согласны на дополнительное образование только при полном или частичном финансировании со стороны работодателя или государства.
Руководители, специалисты-профессионалы и инженеры готовы тратить в год на обучение более 30 тысяч рублей, остальные — .
За последние два года более лояльным стало отношение россиян к расходам на обучение. За первый год пандемии, по данным Tinkoff Data, расходы на образование выросли у части граждан на 80%. В 2021 году тренд сохранился, и средний чек в EdTech-сервисах вырос на 18%. Но по данным сборника «Индикаторы образования», более 63% дополнительных образовательных программ по-прежнему оплачиваются работодателем. Возможно, большинству дополнительное образование не по карману. В опросе рекрутинговой платформы SuperJob, проведённом в 2021 году среди 1,6 тысячи человек, 41% участников назвали дороговизну обучения причиной, по которой они не планируют учиться.
Любое обучение, причём не только онлайн, чаще привлекает людей из крупных городов и активных пользователей интернета. Это подтверждают данные опроса ВЦИОМ. Возможно, дело тут не только в самой возможности для обучения (жители больших городов обычно больше зарабатывают и чаще имеют технические условия для качественных онлайн-занятий), но и в цифровой грамотности. Чем больше времени человек проводит в интернете, тем выше вероятность, что он узнает о разных образовательных возможностях. Кроме того, сам процесс обучения на образовательной онлайн-платформе не станет проблемой для опытного интернет-пользователя, в отличие от человека с низкими цифровыми навыками. Так что все причины, похоже, взаимосвязаны.
Представители EdTech-компаний из сферы дополнительного образования для взрослых в последнее время много обсуждают эту проблему: до сих пор рынок профессиональных курсов работает с крайне ограниченным числом потребителей. Это люди с высшим образованием, информированные о новых профессиях и возможностях и уже имеющие опыт онлайн-обучения. Дальнейшее развитие EdTech невозможно без вовлечения новых аудиторий, но для этого нужно выработать новые подходы. Например, Марианна Снигирёва, генеральный директор «Нетологии», рассказывала о таком кейсе: чтобы обучать цифровым профессиям людей с низкой цифровой грамотностью, компании пришлось сначала организовать вводный курс «Digital. Инструкция по применению», где учили самым азам — что такое Google, как гуглить, как установить приложение на мобильный телефон.
С возрастом доля прошедших переобучение снижается. Это характерно для всех стран, но в России тенденция выражена ярче. К примеру, по сравнению с Германией или Швецией доля переобученных в возрасте 50–59 лет в России в 2013 году была ниже в 5–6 раз.
Учитываются только дополнительные образовательные программы, без самообразования. Источник данных: «Индикаторы образования ― 2022: статистический сборник»Инфографика: Skillbox Media
В данных о вовлечённости в самообразование наблюдается та же картина: чем старше группа, тем меньше в ней доля людей, которые интересуются обучением. Кроме того, более молодые работники более заинтересованы в сертификатах, дипломах и других документах об обучении.
А вот дискриминации по полу в допобразовании, похоже, нет. Исследования предыдущих лет показывали, что мужчин, которые участвуют в дополнительном образовании, в России немного больше. Исследователи предполагали, что причина в структуре экономики: в ней больше таких отраслей, где традиционно работают в основном мужчины. В образовании, здравоохранении, финансовой деятельности больше женщин, тут они обычно преобладали и среди переобученных.
Последние данные из «Индикаторов образования» уже фиксируют, что в непрерывное образование вовлечено немного больше женщин, чем мужчин. Активно проходят программы переобучения женщины в отпуске по уходу за детьми (в основное и дополнительное образование вовлечены почти 30% всех матерей). И именно женщины чаще сообщают, что намерены продолжить обучение.
Что ещё бывает причиной отказа от непрерывного образования? Чаще всего (до трети всех ответов в опросах 2017 года) — отсутствие такого желания в принципе и необходимости в этом на текущем месте работы. Также барьером может быть нехватка времени: даже в опросах, где большинство респондентов отмечают важность дополнительного образования, они в основном готовы уделять обучению не более трёх часов в неделю.
Есть и другие предположения. Например, руководитель проекта АСИ «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков считает, что россияне в принципе не любят учиться — школа, колледж, вуз запоминаются как неприятная необходимость, и на образование как на возможность реализовать собственные интересы и достичь своих целей люди смотрят редко. Эта позиция ещё раз подчёркивает: чтобы развивать проекты дополнительного образования взрослых в России, нужно не только улучшать возможности для учёбы, но и работать над просвещением ради вовлечения новой аудитории.
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO