Опыт организации дополнительного профессионального образования и следующего

В статье рассказывается:

  • Понятие дополнительного профессионального образования
  • Нормативная база дополнительного профессионального образования
  • Виды дополнительного профессионального образования
  • Формы дополнительного профессионального образования
  • Кому доступно ДПО
  • Организации, предоставляющие возможность получения ДПО
  • Документы для получения дополнительного профессионального образования
  • Документация, подтверждающая прохождение ДПО
  • Отличия ДПО от дополнительного образования
  • Проблемы ДПО в России
  • Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит: айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains

Дополнительное профессиональное образование является необходимым для некоторых специальностей (например, врачей), а представителям других профессий оно позволяет улучшить свои навыки и получить возможность для карьерного роста.

При этом не следует путать ДПО с просто дополнительным образованием, которое менее регламентировано и более доступно. В нашей статье мы расскажем, каковы отличия дополнительного профессионального образования, кто предоставляет данные услуги и какие проблемы в этой сфере наиболее актуальны.

Аннотация на русском языке: Статья содержит анализ зарубежных моделей организации дополнительного профессионального образования взрослых, которые включают: подходы исследователей к обучению взрослых, популярные формы предоставления дополнительного профессионального образования взрослых и пример организации данных форм на базе действующих центров. В конце статьи даются рекомендации для выстраивания образовательного процесса для взрослых.

The summary in English: The article is devoted an analysis of foreign models of the organization additional professional education for adults, which include: the approaches of researchers to adult learning, popular forms of providing additional adult education and the example of organizing these forms on the basis of existing centers. At the end of the article, recommendations are given for building an educational process for adults.

Ключевые слова:
андрагогика, обучение взрослых, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, непрерывное обучение.

Key words:
andragogy, adult education, additional vocational education, advanced training, professional retraining, lifelong learning.

Кому доступно ДПО

Дополнительное профессиональное образование доступно:

  • тем, у кого уже есть среднее или высшее профессиональное образование;
  • тем, кто находится в процессе получения образования (проходит обучение в колледже или вузе) и еще не имеет диплом.

Опыт организации дополнительного профессионального образования и следующего

То есть студенты колледжей и вузов имеют право одновременно с получением основного образования проходить обучение по программам ДПО. Однако документ, удостоверяющий освоение программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки, будет выдан им только по окончании курса основного образования.

Для этого выпускник должен иметь диплом об окончании вуза или колледжа. Для зачисления студента на программы ДПО он должен предоставить образовательной организации справку из «основного» учебного заведения.

Так, обучаясь по выбранной специальности, можно одновременно получать дополнительные знания, которые сделают выпускника более востребованным специалистом на рынке труда, а также смежную специальность или еще одну профессию в дополнение к основной.

Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, они также имеют право на получение дополнительного профессионального образования, но только в том случае, если их диплом признается в Российской Федерации.

ФГБОУ ВО Самарский государственный университет путей сообщения

В статье рассматриваются проблемы подготовки кадров в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) и предлагаются пути их решения. Ставится вопрос о создании отраслевых кластеров ДПО с выделением головной организации, координирующей деятельность других структурных подразделений и выполняющей роль научного, методического, инновационного центра. Высказывается идея о необходимости внедрения новых дидактических моделей ДПО, в которых учитываются возможности широкого использования цифровых технологий, смешанного обучения, персонализированной подготовки слушателей с применением индивидуальных образовательных траекторий. Компетентностный подход к обучению предлагается сочетать с личностным подходом, что требует разработки персонализированных образовательных программ с учетом профессиональных запросов слушателей, погружения их в интегрирующую дидактико-развивающую среду, создания службы тьюторской поддержки обучающихся и выстраивания с ними партнерских отношений. В качестве важнейших принципов подготовки слушателей рассматриваются следующие: единства обучения и развития личности, активности и субъектности обучающихся, развития их образовательных потребностей, непрерывности и преемственности подготовки, модульности и вариативности образовательных программ, актуализации результатов обучения. Успешность повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров во многом зависит от использования современных форм и методов обучения, разработки гибких, вариативных модульных программ, а также многообразных дидактических средств, в том числе электронных.

система дополнительного профессионального образования

повышение квалификации кадров

2. Селезнев Ю. Н. Анализ повышения квалификации в наукоемкой промышленности с позиций открытых систем. М.: Синергия, 2016. 647 c.

4. Государственные требования к переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. 2008. №9. С. 2-9.

5. Персонализированная модель образования. М.: Платформа новой школы, 2019. 36 с. DOI: 10.22394/2078−838Х‑2020−1−104−112.

6. Громкова М.Г. Андрогогика: теория и практика образования взрослых. М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2015. 495 с.

Цель исследования – проанализировать современное состояние системы ДПО, выявить проблемы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров и предложить пути их решения.

Материал и методы исследования

В качестве исследовательских методов использовались: теоретический анализ законодательных и нормативных документов, научной и методической литературы, анализ педагогической практики, опрос слушателей системы ДПО транспортной отрасли. В анкетировании приняли участие работники, специалисты и руководители ОАО «Российские железные дороги», прошедшие подготовку в Центре ДПО Самарского государственного университета путей сообщения. Опрошены 238 слушателей разного возраста (от 21 года до 67 лет), из них 75 женщин и 163 мужчин.

Результаты исследования и их обсуждение

В нашей стране действует разветвленная система ДПО. К ее институциализированным формам относятся отраслевые институты повышения квалификации и переподготовки работников, корпоративные университеты, центры ДПО, функционирующие на предприятиях, в классических университетах и отраслевых вузах, автономные коммерческие организации ДПО, в том числе предлагающие услуги дистанционного образования.

Серьезным недостатком является отсутствие непрерывности и преемственности подготовки в системе ДПО. Особенно это заметно при организации процесса повышения квалификации кадров. В соответствии с профессиональными нормативами каждый специалист регулярно, то есть не реже одного раза в три года, должен повышать квалификацию. В идеале система ПК должна обеспечивать планомерное обновление знаний и умений специалиста в течение всей профессиональной карьеры. Однако на практике процесс повышения квалификации чаще всего осуществляется стихийно, то есть специалист обычно выбирает тематику курса из имеющихся предложений. Несмотря на то что организации ДПО стараются постоянно обновлять учебные планы и предлагать слушателям актуальные темы, все же выбор слушателями курсов весьма ограничен, и одна и та же программа может «обкатываться» годами.

Если говорить о деятельности институтов (факультетов) ДПО, созданных в классических и отраслевых университетах, то достаточно часто при организации учебного процесса применяется массовый подход, то есть слабо учитываются возраст, трудовой стаж, должностные функции слушателей и, как следствие, их образовательные потребности и познавательные способности. Однако в зависимости от возраста меняются темп усвоения новой информации, учебная активность, чувствительность специалистов к инновациям. К недостаткам организации и осуществления образовательного процесса в системе ДПО следует также отнести нечеткое определение целей, задач и соответствующего им содержания обучения. В настоящее время организации ДПО ориентируются на компетентностные модели специалистов, отраженные в профессиональных и образовательных стандартах. Однако обилие компетенций, которые требуется сформировать, их нечеткое описание (от слишком узких до широких формулировок), а также недостаточное знание преподавателями, задействованными в системе ДПО, специфики профессиональной деятельности слушателей снижают эффективность обучения.

Во многих традиционных организациях ДПО часто используются устаревшие (пассивно-информационные) технологии обучения, которые обеспечивает лишь теоретическую, а не практическую подготовку слушателей. В результате этого новые знания остаются, как правило, «в пассиве», а на практике специалисты продолжают применять устаревшие подходы и способы работы. Справедливости ради стоит отметить, что отдельные центры ДПО крупных корпораций и бизнес-организаций стараются разнообразить образовательные технологии и используют передовой отечественный и зарубежный опыт.

Опрос слушателей Центра ДПО Самарского государственного университета путей сообщения (действующих специалистов транспортной отрасли) показал, что практически все из них (97%) понимают значимость регулярного повышения квалификации, удовлетворены организацией процесса обучения (89%), уровнем комфортности работы в аудитории (83%), достаточностью методических и электронных учебных материалов (77%). Несколько ниже слушатели оценили актуальность содержания занятий (68%), а также разнообразие методов и форм обучения (48%). В качестве основного недостатка большинство опрошенных (72%) отметили нехватку профессионалов, у которых можно было бы поучиться. Респонденты предлагали шире использовать активные и интерактивные формы обучения, проводить мастер-классы, организовывать обсуждения проблемных для отрасли проблем, обмениваться накопленным передовым опытом работы.

Согласимся с тем, что требования к дополнительному профессиональному образованию кадров, в том числе к компетентности преподавателей, работающих в этой системе, очень высоки. Преподаватели должны владеть современными образовательными технологиями, в том числе уметь проводить воркшопы, мастер-классы, тренинги, вебинары, создавать качественные презентации, электронные учебно-методические пособия с мультимедийными приложениями, разрабатывать кейсы, тесты разного уровня сложности, применять компьютерные инструменты мониторинга учебной деятельности слушателей и т.д. Сами организации ДПО должны находиться на «переднем плане» развития теории и методики профессионального образования, осваивать инновационный отечественный и зарубежный опыт преподавания. Однако часто этого не происходит, и тогда подготовка слушателей в рамках ПК и ПП во многом копирует вузовское образование, что в корне неверно. Студентов можно и нужно учить, однако профессионалов учить невозможно, так как у них есть практический опыт, сформированное профессиональное мировоззрение, у многих – развитый ум эксперта. Поэтому слушатели системы ДПО – это не ученики в прямом смысле слова, а, скорее, партнеры совместной образовательной деятельности.

В настоящее время все большую популярность приобретают дистанционные формы ПК и ПП. Их достоинствами являются: возможность обучать слушателей без отрыва от производства, массовый охват целевой аудитории, многократное использование образовательных программ, относительная дешевизна процесса подготовки кадров. Основные усилия преподавателей ДПО, осуществляющих дистанционное обучение, направлены на подготовку учебных материалов (электронных лекций, кейсов, проверочных тестов, тематики контрольных, выпускных квалификационных работ и др.), на создание банка видеозаписей, подготовку и проведение вебинаров, онлайн-практик, телеконференций. Если раньше преимущественно использовались асинхронные формы взаимодействия преподавателей со слушателями – пересылка учебных материалов по электронной почте, то сейчас активно применяются Zoom, Microsoft Teams и другие сервисы для проведения занятий со слушателями в режиме реального времени.

Однако у дистанционной формы ПК и ПП имеются свои недостатки. Самый главный недостаток заключается в том, что цель – формирование практических умений и навыков специалистов, освоение ими современных способов профессиональной деятельности – часто не достигается. При дистанционном обучении используется все тот же «валовый подход» к подготовке, который не позволяет должным образом учитывать образовательные потребности и познавательные особенности разных категорий слушателей. Сами обучающиеся лишены возможности непосредственно взаимодействовать между собой, обмениваться друг с другом накопленным опытом, устанавливать полезные деловые связи. Это во многом снижает учебную мотивацию, результатом чего становится формальное, а иногда и несамостоятельное выполнение тестовых заданий, контрольных и выпускных квалификационных работ. В некоторых случаях дистанционное повышение квалификации работников проводится по решению администрации предприятия «ради галочки», поэтому оказывается совершенно неэффективным.

Учитывая наличие перечисленных выше недостатков, можно констатировать, что результативность ПК и ПП слушателей часто бывает невысока, так как нарушается основное назначение системы ДПО – передача новых знаний, умений, навыков, формирование на их основе компетенций, которые затем будут активно использоваться специалистами для качественного совершенствования практики, для внедрения новых технологий и способов выполнения работы.

Возникает вопрос: какие же реальные преобразования необходимы, чтобы повысить эффективность деятельности организаций ДПО?

Помимо структурной перестройки системы ДПО, важно совершенствовать образовательный процесс, то есть конкретизировать цели, задачи, определить актуальные направления подготовки слушателей (они должны быть ориентированы на потребности отрасли), широко использовать современные методы и формы преподавания. В настоящее время имеется потребность в разработке новой дидактической концепции ДПО, в которой бы учитывались современные тенденции: бурное развитие цифровых технологий, внедрение персонализированных образовательных программ, изучение профессиональных запросов слушателей и реализация индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ).

Персонализация не только обеспечивает формирование актуальных компетенций обучающихся в соответствии с их индивидуальными запросами, но и влияет на личностное развитие. Поэтому в образовательном процессе ДПО компетентностный подход к обучению слушателей целесообразно дополнить личностным подходом, для чего важно использовать методы развития профессионального сознания слушателей, выстраивать партнерские отношения с ними, создавать развивающую дидактическую среду.

Принцип единства обучения и развития личности базируется на идее, что в процессе подготовки слушатели системы ДПО всегда находят личную цель, преломляют ее через профессиональные задачи, берут тот опыт, который соответствует их потребностям и способствует профессионально-личностному росту.

Принцип активности и субъектности обучения означает, что слушатели обладают познавательной и профессиональной активностью, поэтому способны самостоятельно определять цели и задачи подготовки, выбирать ее содержание, методы и формы с учетом собственных образовательных запросов и индивидуальных возможностей.

В условиях персонализированного обучения в системе ДПО слушатели способны самостоятельно проектировать ИОТ в соответствии с общей траекторией профессионального развития. Внедрение ИОТ и накопительной системы кредитов в определенной степени позволит реализовать принцип непрерывности и преемственности обучения специалистов на протяжении всей профессиональной карьеры.

Непрерывность и преемственность подготовки кадров означают выстраивание непрерывного образовательного процесса таким образом, чтобы все этапы ПК последовательно сменяли друг друга и обеспечивали поступательное развитие профессиональной компетентности слушателей. Для этого важно предусмотреть разработку гибких, вариативных, «сквозных» учебных программ разного уровня сложности.

Вариативность образовательных программ обеспечивает мобильность подготовки слушателей за счет предоставления им широкого выбора тематики курсов. Модульный принцип построения программ позволяет оперативно изымать устаревшие и включать актуальные модули, а также успешно решать задачу персонализированного обучения слушателей за счет использования учебных программ базового и продвинутого уровня. Вариативность обучения в системе ДПО – это не только возможность выбора обучающимися разных программ, но и определение оптимальных форм и сроков подготовки (например, сочетание онлайн- и офлайн-обучения).

Принцип развития образовательных потребностей слушателей ДПО означает, что, помимо актуализации их жизненного и профессионального опыта, важно давать им возможность увидеть «белые пятна» в своей подготовке. Часто такому осознанию мешает психологический механизм апперцепции, то есть восприятие нового с учетом имеющихся знаний, когда лучше усваивается привычная информация и отторгается далекая от накопленного опыта. Поэтому преподавателям системы ДПО приходится взращивать новые образовательные потребности слушателей, чтобы ориентировать их на формирование тех компетенций, без которых невозможно выйти на новый уровень профессионализма.

Принцип актуализации результатов обучения является одним из важнейших для системы ДПО. Он означает, что слушатели после прохождения подготовки должны демонстрировать возросшую профессиональную активность, готовность оперативно применять полученные знания и умения на практике, внедрять инновации в производство.

Для реализации всех рассмотренных выше дидактических принципов требуется существенная перестройка образовательного процесса в системе ДПО. Она предполагает увеличение количества активных и интерактивных методов преподавания и поиск оптимальных форм обучения. На сегодняшний день особого внимания заслуживает смешанное обучение, позволяющее организовать подготовку специалистов в системе ДПО за счет чередования циклов контактной и дистанционной работы. При смешанном обучении слушатели осваивают теоретические знания дистанционно, участвуя в вебинарах, просматривая видеолекции и изучая электронные учебные материалы. На аудиторных занятиях формируют практические умения и навыки за счет освоения новых способов профессиональной деятельности, участия в мастер-классах, проведения дискуссий по актуальным проблемам. В промежутках между усложняющимися циклами аудиторного обучения слушатели апробируют полученные знания, умения, навыки и готовят выпускную квалификационную работу (исследовательский или творческий проект, портфолио).

Таким образом, традиционная система ДПО имеет недостатки, связанные с институциональной разобщенностью организаций, занимающихся повышения квалификации и переподготовки кадров, засильем устаревших педагогических подходов и дидактических технологий, отсутствием гибких, вариативных образовательных программ, способных удовлетворить запросы всех категорий обучающихся. Решить многие проблемы возможно за счет структурной перестройки этой системы (создания отраслевых кластеров и выделения координирующего центра), а также путем разработки и внедрения новых дидактических моделей, учитывающих возможности цифровых технологий, смешанного обучения, персонализированного подхода к подготовке слушателей. Персонализированное обучение предполагает проектирование и реализацию ИОТ, а также введение накопительной системы кредитов для обеспечения непрерывности и преемственности подготовки слушателей на протяжении профессиональной карьеры. Успешность обучения в системе ДПО во многом зависит от соблюдения ряда принципов: единства обучения и развития личности, активности и субъектности обучающихся, непрерывности и преемственности подготовки, модульности и вариативности образовательных программ, развития образовательных потребностей слушателей, актуализации результатов их обучения.

Библиографическая ссылка

Красинская Л.Ф. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАДРОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 7.
– С. 123-127;

URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38763 (дата обращения: 06.05.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понятие дополнительного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) является частью непрерывного образования взрослых, его получение занимает больше времени по сравнению с другими подсистемами.

Опыт организации дополнительного профессионального образования и следующего

Понятие дополнительного профессионального образования

ДПО тесно связано с ситуацией на рынке труда, экономическим положением страны, производственным сектором, интересами и потребностями предприятий, населения и государства. Оно оказывает влияние на развитие общества, будучи включено в систему профессиональной переориентации граждан в период проведения реформ.

Дополнительное профессиональное образование позволяет людям чувствовать себя увереннее в новых жизненных обстоятельствах, дает возможность отстаивать свои права и защищать собственные интересы.

ДПО имеет ряд важных особенностей.

  • Удовлетворяет потребность общества и государства в непрерывном развитии кадрового потенциала.
  • Связывает курсовое обучение с самообразованием, жизненным и профессиональным опытом обучающихся.
  • Содержание дополнительного профессионального образования носит междисциплинарный характер.
  • Учебный курс строится на базе профессиональных потребностей и интересов специалистов с учетом их должностных обязанностей, служебного статуса и профессионально значимых качеств личности.

Система дополнительного профессионального образования является достаточно гибкой: она учитывает потребности государства и самих специалистов, подстраивается под текущие обстоятельства, ориентируется на конечный результат. Особенностью сферы ДПО является тот факт, что в ней задействованы взрослые люди, которые уже получили базовое профессиональное образование и имеют опыт работы по специальности.

Проблемы ДПО в России

Рассмотрим проблемы, с которыми сталкивается дополнительное профессиональное образование в России.

Отсутствие системного подхода к ДПО на федеральном и региональном уровнях

Суть системного подхода заключается в итоговой пользе, которую дополнительное образование приносит экономике России. К сожалению, половина регионов страны не может похвастаться должным уровнем развития сектора ДПО. Однако ситуация постепенно выправляется.

Агентство стратегических инициатив разработало документ «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» (в соответствии с п. 16 протокола заседания правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015 г. № 2), который запустил активное внедрение этого стандарта в наиболее промышленно развитых регионах.

Рассмотрим, в чем выражается региональный стандарт.

  • Происходит разработка стратегии кадрового развития региона (процесс обеспечивают координационный совет при главе субъекта РФ и департамент внутренней кадровой политики).
  • Осуществляется анализ экономической ситуации в регионах, определяются специалисты, в которых нуждаются местные предприятия (наименования и количество) в перспективе ближайших 5–7 лет.
  • Комитетом промышленности регионального правительства разрабатывается дорожная карта по содействию в обеспечении промышленных предприятий региона кадрами.
  • Заключаются соглашения между региональными предприятиями и образовательными организациями, которые будут заниматься подготовкой специалистов.
  • Разрабатываются программы, по которым должно быть реализовано дополнительное профессиональное образование работников. При этом учитываются потребности предприятий.

Отсутствие материальной базы для развития ДПО

Не секрет, что даже работники государственных организаций, которым в соответствии с принятыми законами полагается пройти обязательное повышение квалификации (например, по программам защиты персональных данных либо охраны окружающей среды), не имеют возможности сделать это. Денег на обучение от государства не выделяется.

Опыт организации дополнительного профессионального образования и следующего

Отсутствие материальной базы для развития ДПО

Частные компании порой рекомендуют сотрудникам повысить квалификацию за свой счет. Однако далеко не все могут себе это позволить. В результате дополнительное профессиональное образование реализуется не в полном объеме.

Серьезные корпорации нередко создают внутренние учебные центры для подготовки персонала в соответствии с собственными потребностями

Однако частное учреждение дополнительного профессионального образования как правило не может охватить все актуальные профессии. Да и располагаются такие центры в основном в столице, что накладывает на компанию дополнительные расходы, связанные с командированием туда сотрудников.

Опыт организации дополнительного профессионального образования и следующего

Недобросовестная конкуренция

ДПО – это сфера, в которой работают множество организаций, однако далеко не все из них обладают отличным кадровым потенциалом, современным оборудованием и помещениями для проведения занятий. При этом демпинг помогает им обходить более квалифицированных конкурентов в конкурсах на оказание образовательных услуг.

В итоге качество получаемого студентами образования страдает, а иногда услуги и вовсе не оказываются в полном объеме. Слушателям просто выдают дипломы по итогам обучения. Разумеется, ни о каком развитии ДПО в этом случае и речи нет. Поэтому заказчику очень важно осуществлять контроль результатов обучения по каждой программе.

В данный момент Министерство труда и занятости РФ проводит работу по разработке и утверждению новых профессиональных стандартов в дополнение к нескольким сотням уже существующих. По закону их применение является обязательным для работодателей (ст. 195.3 ТК РФ). Однако в настоящее время такое требование распространяется лишь на несколько видов профессий (бухгалтеры, педагогические работники и др.).

В то же время организации дополнительного профессионального образования при составлении курсов дополнительного обучения учитывают требования действующих стандартов.

Нормативная база дополнительного профессионального образования

Каждая программа дополнительного профессионального образования имеет свои особенности. Существуют разные формы организации программ – это касается и количества учебных часов, и содержания. Но так или иначе они отличаются от высшего профессионального образования и создаются по определенным технологиям с учетом состава аудитории (взрослые люди с профессией).

При составлении программы ДПО специалисты всегда ориентируются на соответствующие профессиональные стандарты. Это отражается на содержании учебно-методической документации, особенностях организации учебного процесса, проведении рекламных кампаний и т. д. На текущий момент существует около 900 стандартов, охватывающих почти все виды профессиональной деятельности.

Дополнительное профессиональное образование в вузе может быть направлено на подготовку студентов по программам, которые ориентированы на освоение определенных трудовых функций. Например, тех, что нужны заказчику или необходимы для сдачи экзамена на профессиональный сертификат.

Законодательная база ДПО:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76) от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • приказы и методические рекомендации Минобразования России и других ведомств.

При составлении программ и определении их продолжительности учитывают необходимость освоения обучающимися всего объема информации, который позволит достигнуть запланированных результатов и приобрести нужные компетенции, новую квалификацию.

Минимальная длительность программы повышения квалификации составляет 16 часов, а программы профессиональной переподготовки – 250 часов.

Опыт организации дополнительного профессионального образования и следующего

Нормативная база дополнительного профессионального образования

Существует Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». Согласно документу, на стандарты обязаны ориентироваться работодатели и образовательные организации профессионального образования в следующих случаях:

  • при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Когда разрабатывается программа ДПО, пишется обоснование, в котором должны быть указаны взятый за основу профессиональный стандарт, обобщенная трудовая функция (ОТР) и трудовые функции, по которым будет осуществляться повышение квалификации.

Обоснование программы профессиональной переподготовки должно содержать профессиональный стандарт (или несколько стандартов) по данному направлению и ФГОС ВПО, используемые в программе соответствующие ОТР и трудовые функции из профессиональных стандартов, виды деятельности, компетенции по видам деятельности и практический опыт из ФГОС ВПО, по которым будет осуществляться переподготовка.

Отличия ДПО от дополнительного образования

Важно понимать, что дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование – это разные вещи. К ДПО предъявляются более жесткие требования: чтобы пройти курс, человек должен предъявить диплом о высшем или средне-специальном образовании. А вот дополнительное образование имеет возможность получить любой желающий.

Опыт организации дополнительного профессионального образования и следующего

Отличия ДПО от дополнительного образования

Важно отметить некоторые особенности ДПО.

  • Учебные планы регулируются законами. Это касается наименования тем, количества учебных часов, которые отводятся на изучение материала, и т.д.
  • Слушатель курса получает новую специальность или приобретает новые компетенции в уже имеющейся.
  • По окончании обучения студенту выдается официальный документ (удостоверение о повышении квалификации или же диплом о профессиональной переподготовке) на фирменном бланке и заверенный печатями.
  • Программы ДПО готовятся скрупулезно, с доскональной проработкой нюансов.
  • Дополнительное профессиональное образование доступно только взрослой аудитории с образованием.

Ранее ДПО можно было получить только по очной форме обучения. Сегодня существует широкий спектр дистанционных программ, которые позволяют учиться без отрыва от работы.

Виды дополнительного профессионального образования

Существует два типа программ дополнительного профессионального образования.

Повышение квалификации

Эта программа предполагает приобретение новых и усовершенствование уже имеющихся знаний, умений и навыков в уже знакомой профессиональной области, получение дополнительных компетенций, которые требуются для осуществления трудовой деятельности в текущей ситуации.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Опыт организации дополнительного профессионального образования и следующего

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Человек может работать в крупной компании, отвечая за определенный сектор, но при переводе в другой департамент ему скорее всего понадобится пройти обучение, чтобы повысить свою квалификацию в рамках имеющейся специальности и иметь возможность выполнять обязанности на новом рабочем месте.

Опыт организации дополнительного профессионального образования и следующего

Программа повышения квалификации в среднем длится от 72 до 144 часов. Минимальный срок обучения – 16 часов. В остальном по длительности программ ограничений нет. Слушатели, успешно освоившие курс и сдавшие аттестацию, в конце получают удостоверение о повышении квалификации.

Профессиональная переподготовка

Программа профессиональной переподготовки позволяет освоить новую профессию/получить другую квалификацию. Минимальная длительность таких программ составляет 250 академических часов, максимальная законом не регламентируется. В основном они осваиваются за 250–500 часов, однако существуют и более объемные программ длительностью около 1 000 часов.

Они разбиваются на три семестра, обучение занимает примерно полтора года. Прослушав полный курс профессиональной переподготовки и пройдя аттестацию, слушатели получают дипломы.

Основные различия между этими программами.

  • Программа повышения квалификации рассчитана на людей, которые хотят получить новые знания в своей сфере деятельности: изучить изменения в законодательстве, приобрести навыки, которыми они не обладают, знания, которых требует быстро меняющаяся ситуация в профессиональной области. Одним словом, эта учеба позволяет стать еще более сильным, осведомленным и востребованным специалистом.
  • Профессиональная переподготовка нужна тем, кто хочет кардинально сменить сферу деятельности или получить новую специальность, смежную с уже имеющейся. Так, например, переводчик может полностью сменить профиль и стать экономистом.

Получается, что в рамках повышения квалификации человек усовершенствует свои знания, а в рамках переподготовки – приобретает новую профессию.

По сути профессиональная переподготовка представляет собой более простой, короткий и бюджетный вариант второго высшего или среднего профессионального образования. Человеку не нужно снова отправляться в вуз колледж или же магистратуру после четырех лет бакалавриата. Курсы переподготовки пройти гораздо проще, их проводят организации дополнительного профессионального образования.

Документы для получения дополнительного профессионального образования

Для осуществления обучения по программам ДПО нужно иметь соответствующие аккредитацию и лицензию. Организация, уполномоченная обучать студентов, обязана соблюдать действующие требования к учебному процессу в рамках дополнительного образования для взрослых слушателей. Этим объясняются и требования к желающим пройти курс. Они должны предоставить следующий пакет документов:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • диплом об имеющемся средне-специальном или высшем образовании/справка, подтверждающая прохождение обучения в текущий момент;
  • заявление о прохождении обучения.

В ряде случаев нужно предоставить дополнительные документы. Например, от иностранных граждан также требуют заверенную копию диплома, полученного в родной стране.

Формы дополнительного профессионального образования

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) прописан в Приказе Министерства образования РФ №499 от 1 июля 2013 года. В документе говорится, что содержание программы и договор с образовательным учреждением определяют форму обучения на курсах. Она может быть очной (очно-заочной), заочной и дистанционной.

Если обучение ведется по очной форме, слушатель должен присутствовать на занятиях лично. Курс зачитывается на территории образовательной организации или на территории предприятия, которое организовало для своих сотрудников такое обучение (при наличии условий для проведения занятий).

Заочная форма обучения предполагает получение знаний слушателями курса путем самообучения с использованием предоставленных образовательным учреждением программ, а также очные занятия.

Обучение, как правило, имеет три фазы. На первой слушатели получают информацию о программе ДПО и учебные материалы для самостоятельного освоения. В ходе второй фазы они изучают эти материалы. Третья фаза представляет собой проверку знаний в виде квалификационного экзамена или теста.

Опыт организации дополнительного профессионального образования и следующего

Заочная форма обучения на курсах ДПО

Дистанционный формат обучения возможен в том случае, когда образовательная организация обладает необходимыми техническими возможностями. Тогда обучение осуществляется через Интернет. Слушатели могут изучать материал, слушая лекции онлайн или в записи. Для этого им нужно зайти в личный кабинет на специальной платформе.

Там же можно участвовать в семинарах, получать задания, проходить тесты и т.д. Подобная форма обучения дает возможность получать новые знания по разным программам без отрыва от выполнения рабочих обязанностей.

Документация, подтверждающая прохождение ДПО

По итогам обучения слушателю, успешно освоившему материал и сдавшему квалификационный экзамен, выдается диплом. Существует два типа дипломов о прохождении ДПО.

  • Удостоверение о дополнительном образовании, дающее право продолжать работу по выбранной специальности и претендовать на должности с более высоким уровнем ответственности. Выдается по окончании курса повышения квалификации.
  • Диплом о профессиональной переподготовке, дающий право работать по новой специальности. Выдается по окончании курса дополнительного образования, пройденного в виде профессиональной переподготовки.

Организации, предоставляющие возможность получения ДПО

На сегодняшний день дополнительное профессиональное образование можно получить главным образом в независимых организациях ДПО и корпоративных университетах. Так, лидирующие позиции в этой сфере образования имеет Корпоративный университет РЖД, в котором прошли обучение более 100 тысяч человек только в 2020 году.

Опыт организации дополнительного профессионального образования и следующего

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:

Программы ДПО есть и в вузах. Главным среди них по количеству обученных сейчас является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), которая к тому же отлично зарабатывает на реализации программ ДПО. В 2020 году общий доход вуза от дополнительного профессионального образования составил 2,8 млрд рублей.

В расчёте на одного научно-педагогического работника это 1,919 млн рублей. Результат серьезный, особенно если вспомнить, что средний показатель по стране – 199 тысяч рублей.

Опыт организации дополнительного профессионального образования и следующего

Организации, предоставляющие возможность получения ДПО

Стоит отметить, что показатели Академии социального управления, Московской государственной академии хореографии и Московского городского университета управления ещё выше. А вот медицинские вузы в этом плане отстают, несмотря на действие системы непрерывного медобразования.

Если рассмотреть доход РАНХиГС от обучения студентов по программам дополнительного профессионального образования в разрезе общего дохода вуза, а он составил 19 млрд рублей, то цифра в 2,8 млрд рублей не кажется маленькой. Однако если сравнить ее с доходами крупнейших EdTech-компаний, становится ясно, что высшие учебные заведения не имеют лидерства в этой сфере.

Нужно понимать, что вузы и EdTech-компании имеют несколько разную целевую аудиторию, то есть работают на разные сегменты рынка.

Вузы, реализуя программы дополнительного профессионального образования, ориентируются на определенные категории слушателей и не конкурируют с современными образовательными платформами. Об этом заявил Андрей Минаев, ректор Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Он выделил несколько типов учащихся в сфере ДПО.

  • Абитуриенты, поступающие в вуз и имеющие на руках диплом о среднем профессиональном образовании или зарубежный аттестат (они нередко посещают подготовительные курсы, помогающие в поступлении).
  • Действующие студенты образовательной организации, которые нацелены на получение сразу двух дипломов.
  • Сотрудники региональных органов власти, которым необходимо повышать имеющуюся квалификацию по управленческим дисциплинам.

Ректор Рязанского университета отметил, что вуз занимается развитием программ дополнительного профессионального образования для этих людей и стремится к популяризации идеи получения ДПО в рамках обучения по основной специальности.

В Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского говорят о необходимости внедрения практико-ориентированных программ (например, когда студент помимо основной специальности имеет возможность получить профессию сомелье).

Ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков отметил, что в секторе ДПО вузы работают уверенно, у них имеется годами наработанный опыт реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Кроме того, они целенаправленно занимаются развитием этого направления. Основными заказчиками такого обучения, как сообщил Артеменков, являются органы государственной власти региона и студенты этих же вузов.

Опыт организации дополнительного профессионального образования и следующего

Ректор подчеркнул, что работа подразделений ДПО ведется на рыночных условиях: помощь государства в реализации программ может составлять только 20-30 % от общих вложений, однако получить их не так-то просто (нужно участвовать в открытых аукционах с другими поставщиками услуг).

Артеменков считает, что их целевая аудитория – это по большей части собственные студенты вуза и представители местных органов власти, которые скорее всего также ранее учились в нем, получая высшее образование. Государственные учреждения дополнительного профессионального образования не имеют серьезного потенциала для массового привлечения другой аудитории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *