Опыт работы Гуровой И.В

Опыт работы Гуровой И.В

В детстве мы привыкли познавать мир через истории – сказки, мультфильмы, рассказы бабушки о «непослушном соседском мальчике». Наше воображение рисовало реалистичные для нас картины, и мы принимали их на веру, что позволяло воспитывать и учить нас.

Однако с приходом в школу мы попали в мир фактов, которые надо запоминать и принимать как данность. Но почему бы взрослым и дальше не использовать волшебство сторителлинга? Ведь если добавить истории в конспект занятия, то процесс обучения станет более доступным детям любого возраста. Сомневаетесь? Тогда отправляемся искать истинную силу историй вместе!

Как истории приносят пользу

Итак, история получила официальное разрешение заниматься в образовательных учреждениях, но ей этого мало. Она не хочет оставаться обычной технологией наряду с другими, ей важно приносить пользу детям и взрослым. Ведь тогда она станет более популярной.

Многие российские и иностранные педагоги попробовали применять сторителлинг в своей практике и выявили следующие преимущества:

  • помогает разнообразить образовательную деятельность с детьми;
  • помогает объяснять сложные темы;
  • помогает говорить с учениками на одном языке;
  • помогает заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии и сконцентрировать его внимание;
  • облегчает процесс запоминания сюжета;
  • обогащает устную речь, помогает изучать новые слова и структуры;
  • развивает навыки восприятия речи на слух;
  • развивает воображение;
  • развивает критическое мышление;
  • помогает понять себя и собственные чувства;
  • помогает познать мир;
  • выстраивает дружелюбную атмосферу.

Впечатляет, не так ли? Столько всего можно достичь, всего лишь рассказав историю! Конечно же, это случится только после многократного использования сторителлинга и разбора каждой истории. Но все же плюсов этой технологии немало, ведь она помогает затронуть и убедить одновременно группу людей, т.к. каждый из них проживет эту историю.

Предыстория. Что такое сторителлинг

Сторителлинг (от англ. story – история, telling – рассказывать) – это искусство рассказывать истории, приводить живые, выразительные примеры, передавать информацию в наглядной и доступной форме.

Как мы уже писали, истории неосознанно применялись людьми столько, сколько существует человечество: легенды, былины, сказки, анекдоты – все это передавало опыт и позволяло выстроить отношения. Затем сторителлинг все более сознательно стал внедряться в процесс создания сценариев и книг, что постепенно привлекало внимание широкой аудитории.

Так сторителлинг перешел из писательской сферы и анекдотов в гостиных до широко применимой технологии в самых разных сферах: маркетинге, туризме, культуре, психотерапии, шоу-бизнесе, образовании т.д.

Получается, любая история – это уже сторителлинг? Конечно, нет. Чтобы повысить уровень обычной истории до впечатляющей, продающей и запоминающейся, необходимо:

  • проанализировать свою аудиторию и подобрать подходящего героя и историю про него;
  • ввести в историю какой-то проблемный момент;
  • построить историю по правилам: введение-основная часть-кульминация-развязка;
  • показать все перипетии, через которые пройдет герой, решая проблему;
  • не затягивать историю, но продолжать держать интригу;
  • помочь герою найти нетривиальный выход;
  • не открывать всю мораль, а поместить ее внутрь истории.

Кажется не таким уж и сложным, верно?

На самом деле, если люди смеются над вашими анекдотами, значит, у вас уже есть навык сторителлинга. Если вы смотрели сериал ночь напролет и сопереживали героям, то вы уже видели хорошие примеры применения этой технологии. Осталось только добавить пользы для аудитории (или вас). И, хотя юмор на уроках тоже может пригодиться, давайте поместим нашего героя – историю в детский сад или школу и посмотрим, как его можно применять в образовании.

Толоконникова Валерия Александровна, учитель-логопед первой квалификационной категории

Хохлова Дарья Андреевна, учитель-логопед первой квалификационной категории

МАДОУ детский сад №79 города Тюмени

Мастер-класс «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг».

  • Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществами ее использования в развитии связной речи дошкольников.
  • Обучить педагогов практическим приёмам использования техники «сторителлинг» в работе с детьми по развитию связной речи.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Техника «сторителлинг», заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала нас тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыковдетей старшего дошкольного возраста.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй».Техника «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации. Данная техника была предназначена для взрослых.

На основе техники «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй). Это 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать на просторах сети Интернет. Но для детей они сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки. Взяв за идею оригинальную версию игры, мы решили разработать свои «Кубики историй».

Цель сторителлинга– обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.

1.        Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.

2.     Уточнять использование грамматических форм речи.

3.        Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий –педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Дети довольно быстро обучаются. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Как у каждой игры у сторителлинга есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми.Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «СКАЗОЧНИКОВ».

В данном варианте игрымогут участвовать от 1 до 9 детей.Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игрокивыбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

Затем «сказочники» описывают главного героя истории,где он живет, что делает?

2.Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

  • Что произошло с героем?
  • Кого он встретил или что нашел?
  • Что он планирует с этим делать?
  • Появляется решение поставленной проблемы.
  • Короткий вывод (итог рассказа).

«Сторителлинг» – интересная техника для составления фантазийных рассказов и развития связной речи. Также,данную технику можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. Обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ можно, используя различные лексические темы, посредством сторителлинга.

Для этого детям предлагается превратиться в «УЧЕНЫХ»и составить научный рассказ. В данном варианте игры используются мнемосхемы, в которых представлен алгоритм составления рассказа, включающий: начало рассказа, середину и конец. Учитывая программную тематику, картинки на кубиках можно менять и по каждой лексической теме, составлять новые рассказы. Например, рассказ по лексической теме «Домашние животные».

При составлении рассказа используется мнемосхема, составленная на основе Н.Э. Теремковой, которая поделена на три части (начало, середина, конец), каждая часть рассказа обозначена своим цветом (начало-синим, середина-жёлтым, конец- зеленым).

Ребенок бросает первый синий кубик и называет животное, изображение которого выпало. Затем, подбирает на втором синем кубике изображение, ориентируясь по мнемосхеме («Как называется домик животного?»). Второй «ученый» по жёлтым кубикам рассказывает середину истории, а третий«ученый» с помощью зеленых кубиков заканчивает рассказ.

У данной игры есть еще один вариант, детям предлагается побыть «ФАНТАЗЕРАМИ»,и придумать смешные рассказы про животных. Алгоритм составления рассказа остается прежним, но теперь дети кидают кубики, а не подбирают подходящие по логике стороны и получается забавная история о животном.

У техники сторителлинга широкое применение в речевой коррекции. «Сторителлинг» можно применять при автоматизации звуков.  Для этого используется набор карточекс картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова. При составлении рассказа ребёнок будет закреплять в речи тот звук, который требует автоматизации и самоконтроля.  Также, можно подобрать набор карточек для дифференциации звуков.

В таком виде игры у детей развивается ещё один компонент речи-  фонематический слух. Определив позицию звуков в словах (начало, середина, конец), и расставив кубики в соответствующей последовательности, исходя из позиции звука, составляется рассказ.

Если увеличить количествокубиков в наборе до 14, то можно использовать его для коррекции нарушений слоговой структуры слова. В комплекте карточек представлены все 14 типов слов по А.К. Марковой. Каждый кубик это 6 слов каждого из 14 слоговых типов.

«Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

  • Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;
  • Расширение запаса знаний об окружающем мире;
  • Развитие всех речевых компонентов;
  • Развитие высших психических функций;
  • Развитие коммуникативных навыков детей.
  • Мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;
  • Повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;
  • Готовность педагогов к развитию собственной преобразующей деятельности на занятиях;
  • Рефлексия деятельности педагогов в процессе собственной практики.

Список используемой литературы:

1.Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. – М.: Обруч, 2015. -192 с.

2.Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 177 с.

3.Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.

«Свидетельства публикации в СМИ» Серия А №  0007224  – №  0007225

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Описание опыта работы на тему:

«Сторителлинг, как интегративная технология развития личности детей дошкольного возраста»

Мои дорогие читатели, хочу поделиться с вами интересной и простой в обращении техникой.

Это не просто техника развития и воспитания, это удивительный мир встречи со своим детством,

его сохранения и понимания его самых главных секретов.

Если Вы впервые знакомитесь с этим способом взаимодействия с миром, Вам полезно будет узнать

Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа. Сторителлинг был разработан и

благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом, руководителем

интернациональной фирмы ArmstrongInternational. Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг

принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории выглядят более живыми,

интересны, увлекательны и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы.

Они быстро запоминаются, им дают больше значимости и их влияние на поведение людей сильнее.

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит

как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший

синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство

увлекательного рассказа. Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как

довольно результативное средство построения внешних и внутренних коммуникаций.

В настоящее время данная техника активно используется в образовании, в том числе, и в дошкольном.

Ну, довольно скучной теории, давайте отправимся по страницам появления, приключения и

Глава 1. «Что такое сторителлинг, и каким он бывает»

Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы

передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях,

совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека.

По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга.

– педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной

структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов

воспитания, развития и обучения.

Педагогический сторителлинг, как техника подачи познавательной информации выполняет

следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

Опыт работы Гуровой И.В

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга:

1.В  реальная ситуация из жизни (или вымышленная история)

рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.

При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную

информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории

2.В  педагогом задается основа события, формируются ее проблемы,

цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Данный вид сторителлинга содействует передаче не только теоретического, но и практического знания,

которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается.

в практической продуктивной деятельности и предполагает

умений и навыков.

– формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется         визуальными компонентами (видео, скрайбинг, инфографика).

Глава  2. «Сторителлинг в стране детства»

Остановимся подробнее на видах сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.

Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.

Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;

Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.

Глава  3. «Как приготовить сторителлинг»

Вступление, как правило, должно быть коротким. Оно представляет немаловажную значимость, ставя вопрос или обозначая проблему, которую необходимо решить. Совершить это необходимо так, чтобы вызвать у детей интерес и увлечь его. В случае если дети, слушая, витают в облаках, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей. Вступление в истории не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории.

Здесь выявляется сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее

проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится все напряженнее.

Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.

Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

Цели и задачи Сторителлинга

Остановимся на наиболее важных моментах, которые необходимо учитывать при создании истории для детей дошкольного возраста.

– захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

систематизировать и донести информацию;

обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

наглядно мотивировать поступки героев;

сформировать желание общаться.

Какие возможности дает сторителлинг?

Прежде всего, необходимо учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.

В истории должен быть определенный персонаж или герой. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.

История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.

Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые привлекают детей к участию в рассказанной истории. Нужно понимать, что изложение фактов – это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир. Исходя из этого, необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам. И нельзя выпускать из виду чувство юмора, оно может помочь разрешить любые проблемы. Кроме того, не стоит забывать то, что воображение и фантазия у детей более гибкие, нежели у взрослого.

Поощрение воображения ребенка содействует формированию метафорического языка. А общеизвестно, что метафоры основательно попадают в наше подсознание. Символический язык ярких придуманных рассказов развивает гибкость ума. В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом.

Глава 4. «Сторителлинг и Я»

Тема исследования: «Сторителлинг как интегративная технология развития личности детей дошкольного возраста»

изучение и апробирование программы использования технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.

технология сторителлинга в педагогической практике.

программа использования технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.

Обобщить теоретический материал по применению сторителлинга в педагогической практике ДОУ.

Составить и апробировать программу использования технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.

Систематизировать методический материалпо использованию технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.

Опыт работы Гуровой И.В

разнообразия образовательной деятельности с детьми;

Повышение уровня заинтересованности и активности  детей дошкольного возраста в происходящем действии образовательных мероприятий разного направления;

Формирование у детей способности воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

Расширение словаря детей, обогащение устной речи;

Облегчение процесса запоминания дошкольниками информации через сюжет истории.

Сама технология не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время. Эффективна в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.

Историю нужно сделать «живучей». Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки, прием квипрокво, который часто используют в театральной педагогике, – когда одно лицо, вещь, понятие принимается за другое. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.

Сторителлинг – «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога заключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию.

История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.

Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников. На правдивость истории может повлиять степень конгруэнтности рассказчика, т. е. уровень комфорта, который он испытывает, рассказывая историю.

для детей старшего дошкольного возраста

Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребенок становится вовлеченным в познавтельно- продуктивную творческую деятельность:

продуктивная и др.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Как сторителлинг приживается в образовательных учреждениях

Вот он, первый день истории вне семьи. Конечно, без основания ее не примут ни в детский сад, ни в школу. А что о ней говорят специалисты?

Психологи: сторителлинг – это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов.

И хотя неформальное обучение дополняет формальное, для педагогов есть обоснование, почему история должна входить в конспекты занятий по любому предмету. Следуя Федеральному государственному образовательному стандарту, в детском саду и начальной школе сторителлинг может быть применен для достижения следующих результатов:

  • владение ребенком активной речью, включенной в общение;
  • ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им;
  • ребенок проявляет интерес к сверстникам;
  • ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями;
  • ребенок обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире;
  • ребенок обладает развитым воображением;
  • ребенок может выражать свои мысли и желания с помощью речи.

Но история не останется навсегда с детьми до 10 лет, она перейдет с ними в основную и старшую школу, чтобы помогать им по ФГОС:

  • овладевать навыками смыслового чтения;
  • строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • строить рассуждения;
  • учиться слушать собеседника и вести диалог.

И самое главное – через историю дети ненавязчиво и неосознанно перенимают этические нормы и ценности, присущие обществу. Сторителлинг позволяет примерить на себе костюм героя, а если история будет захватывающей, то дети сами захотят остаться в нем, постепенно становясь ответственными гражданами своей страны. Поэтому, опираясь на официальные документы, мы можем сказать, что истории могут стать полноценными участниками образовательного процесса.

Как истории применяют на уроках

Технология использования сторителлинга как в школе, так и в ДОУ не может быть помещена в один мастер-класс или статью, т.к. это затрагивает и анализ аудитории, и написание сценария истории, и ораторское искусство, и дополнительное применение методических материалов. Но все же мы собрали некоторые советы от специалистов для грамотного приручения истории, которые помогут начать путь опытного сторителлера.

Подбираем историю

Первоначально стоит понять, кому мы планируем рассказать историю и какой цели мы хотим с помощью нее достичь. Ответы будут влиять на выбор жанра и главного героя, ведь они должны быть близки нашим слушателям. Вряд ли детсадовцам будет интересно слушать про бизнесмена с прогоревшим делом.

Герою присущ свой характер, он не всегда должен вызывать симпатию, но он должен быть цельным. Герой должен совершать поступки, в идеале – решать проблемы, получая в результате награду. Без действия история не будет полной.

Далее приступаем к продумыванию сюжета и задаем себе следующие вопросы: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?» и «Почему?» Так вы сможете построить логику и связность повествования. Даже маленькие дети теряют интерес, если в истории будут скачки во времени и причинно-следственных связях. Вы можете воспользоваться одним из классических сюжетов:

  • победа над монстром – разрешение сложной ситуации;
  • синдром Золушки – изменение статуса главного героя в лучшую сторону;
  • день сурка – поиск правильной стратегии поведения через возврат к исходной точке;

Не забудьте поместить главную идею в основу истории, но не открывайте ее прямым текстом, дайте слушателям поразмышлять и сделать собственные выводы. Идей может быть несколько, но не стоит делать их равнозначными, иначе дети запутаются в множественных смыслах и потеряют интерес.

Даже если вы не самостоятельно придумываете, а подбираете историю среди книг, фильмов или жизненных ситуаций, вы можете руководствоваться следующими принципами хорошей истории:

  • Простота. Выбрасывайте все лишнее и непонятное, оставляйте только необходимое, чтобы детям было проще запомнить историю.
  • Детальность. Но не спешите оставлять сухой остаток. История все же должна включать воображение, поэтому не исключайте имена, черты внешности, привычки героев и описание локаций. Это позволит оживить историю и удержать внимание.
  • Универсальность и конкретность. История должна быть доступной для понимания широкой аудитории, затрагивать опыт и ощущения, свойственные многим людям. Тогда ею захочется поделиться.
  • Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны. Не раскрывайте сразу всю суть и не делите героев на плохих и хороших. Позвольте детям провести расследование или удивите их развязкой, чтобы история ярче отпечаталась в сознании.
  • Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят. Она должна описывать действительную проблему и показывать возможные способы ее решения. Конечно, вы можете менять и дополнять историю, но до того момента, пока в нее сможет поверить ваша аудитория.
  • Эмоциональность. Выбирайте глубокие и проникновенные сюжеты, которые затрагивают за живое, вызывают больший отклик. Горстка сухих фактов вряд ли поможет достичь нужного результата. И не забудьте сами сопереживать героям во время повествования.

И вот у вас уже появилась история с достаточным количеством рюшей и бантиков, чтобы привлечь внимание, но не оттолкнуть своей экстравагантностью. Дайте ей слово, пусть она скажет сама за себя. Не стоит тянуть одеяло на себя, ведь вы подготовили историю так, чтобы слушатели настроили с ней прямое взаимодействие и получили собственные инсайты.

Выбираем форму

Настало время знакомить детей с историей. Как вы это сделаете? Невзначай заведете ее в класс и представите? Или позволите детям самим начать общение? А может, вы подготовите для нее презентацию? Давайте решим, какой сторителлинг вы выберете:

  • Классический (устный или письменный), где история рассказывается самим педагогом или книгой. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда они выступают объектами повествования и просто внимают рассказу.
  • Цифровой и визуальный, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, фото, инфографика) на цифровых носителях или в реальном формате. Озвучка истории может производиться как педагогом или диктором (младший возраст), так и самими детьми (средний и старший возраст).

На самом деле критерием выбора формы может быть не только возраст слушателей, но и их жизненный опыт, место использования истории в речи и занятии, уровень коммуникативных навыков детей. Не бойтесь экспериментировать и переходить от одного варианта к другому, чтобы разнообразить опыт детей и поддерживать их внимание от урока к уроку.

Добавляем интерактивности

Вне зависимости от того, какой вариант сторителлинга вы выбрали и с каким возрастом детей работаете, вы можете постараться вовлечь слушателей в свой рассказ, что однозначно добавит эффекта в ваше занятие. Это могут быть варианты, где ученики станут со-рассказчиками или полноправными создателями своей истории.

Примеры упражнений для применения сторителлинга в классе:

  • Журнальная история. Принесите ребятам самые различные журналы, фотографии в них зачастую рассказывают какую-то историю. Обсудите, кто этот человек на фото, какая у него профессия, что он любит делать, придумайте историю из его жизни. Также с помощью журналов можно собирать коллажи и делать целые комиксы.
  • Бла-бла-кубики, или Кубики историй. Вы можете приобрести их или сделать самостоятельно (особенно, если вам необходимо подвести историю к определенной теме). Ученики бросают несколько кубиков, на гранях которых написаны слова или изображены пиктограммы. Задача – собрать цельную историю, используя все выпавшие слова. Рекомендуется делать это в парах или тройках, чтобы ребята смогли наполнить свой рассказ деталями.
  • Детективные квесты. Какая история запомнится лучше, чем та, в которой была интрига? Конечно, та, которую мы узнали сами! Разделите длинную детальную историю на части и зашифруйте точки, где их можно найти. Дети могут передвигаться малыми группами с точки на точку, читать или слушать историю и делать пометки по сюжету. Они могут идти по маршруту или выбирать путь самостоятельно, чтобы затем определить последовательность. Хорошим дополнением станут вспомогательные предметы или «ожившие» персонажи, которые сами рассказывают свою историю. Если же возможности передвигаться нет, вы можете распутывать историю в классе и создать Карту истории (по типу дорожной или ментальной карты) на бумаге или использовать цифровые ресурсы (например, story map).
  • Истории в песнях. Музыку любят и взрослые, и дети. Найдите и выучите песни, которые рассказывают историю. Народные песни чаще заключают в себе больше смысла, чем кажется, но даже современное творчество можно выбрать для разбора.
  • История о камне. Передайте камень по кругу учеников. Каждый ученик должен сказать одно слово, описывающее камень, не повторяя сказанное. Посмотрите, сколько раз камень может пройти по кругу без повтора слов. Конечно, предмет может быть любым, но постарайтесь выбирать необычные варианты, чтобы они вызывали у детей больше эмоций.

А если ваши воспитанники уже подружились с историями, вы можете переходить к мероприятиям с применением сторителлинга:

  • Вечер легенд. Дети могут рассказать (и даже инсценировать) придуманную ими или взятую из источника историю по заданной теме в формате квартирника или концерта в неформальной обстановке. Каждая история может сопровождаться групповым обсуждением смыслов.
  • Фестиваль 1001 ночи. В каком-то смысле это сериал, каждая часть которого прерывается в самом интересном моменте и продолжается на следующий день. «Серии» может показывать или рассказывать одна и та же группа детей, педагог или дежурная группа. Их показ может происходить на уроке, на общей линейке в школе или на других событиях.
  • Косплей-вечеринка. Позвольте детям одеться в персонажей (например, по мотивам прочитанной книги или на собственный вкус) и рассказать их историю в разных формах. Пусть каждая деталь говорит о важном событии в жизни героя. Проведите конкурс на лучший костюм и на лучшую историю.

Мы привели лишь малую часть примеров сторителлинга для ДОУ и школе, т.к. список нескончаем, ведь вы можете создавать истории из ничего. Самое главное, чтобы истории использовались на уроках системно, не становясь чем-то выдающимся. Выделите единое время для историй (конкретный урок или день недели), пусть ваш рассказ дети ждут как сказку на ночь. Но при этом научите детей искать истории повсюду – на прогулке придумывайте сказки о пролетающих птицах, создавайте истории о том, что видели деревья на территории и позволяйте им пофантазировать от души.

Что история узнала о себе

Истинная сила истории – в ее влиянии на человека. На каждого оно свое, но вы можете предугадать, кому подойдет тот или иной стиль, какого персонажа выбрать, нужен ли юмор или добавить немного драмы. Так истории помогают внушать доверие и менять мир. Вы тоже можете этому научиться и через сторителлинг воспитывать новое поколение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *