Ординатура это дополнительное профессиональное образование

Клиническая ординатура

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 апреля 2022 года; проверки требуют 2 правки.

Клиническая ординатура — это часть многоуровневой системы высшего профессионального образования медицинских работников в СССР и странах постсоветского пространства. Ординатура, наряду с интернатурой, является этапом последипломного образования врачей на базе медицинских высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, а также институтов усовершенствования врачей. Окончившим подготовку в клинической ординатуре в дополнение к диплому о базовом высшем медицинском образовании выдаётся диплом специалиста установленного образца, дающий право на самостоятельную врачебную деятельность. В странах ЕС, США, Казахстане и Прибалтике известна под названием «», а обучающийся — «врач-резидент».

Задача ординатурыПравить

Основная цель обучения в клинической ординатуре — подготовка кадров высшей квалификации для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики. Таким образом, основными задачами обучающихся является:

  • углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;
  • формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности.

Порядок обучения в РоссииПравить

Обучающимся в клинической ординатуре выплачивается стипендия за счёт обучающего учреждения.

  • Положение об ординатуре. Приложение к приказу Минздрава РФ от 17.02.93. N23. Дата обращения: 19 сентября 2019. Архивировано из оригинала 31 августа 2016 года.
  • Приказ Минздрава РФ от 07.10.2015 N 700Н — Редакция от 09.12.2019 — Контур.Норматив. normativ.kontur.ru. Дата обращения: 25 августа 2020. Архивировано 20 октября 2020 года.

Послеву́зовское профессиона́льное образова́ние — система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование. Хотя по названию эта система — часть образования, по содержанию она представляет собой во многом или исключительно научно-исследовательскую работу, по результатам которой присуждается учёная степень.

Степени и квалификацииПравить

Термин «ученая степень» означает определённую квалификационную ступень в академической карьере.

Хотя высшее образование как система существовало ещё в Древней Греции, концепция «послевузовского» образования зависит от системы повышения уже имеющейся квалификации и ранжирования специалистов по уровню квалификации. В этом смысле появление степеней относят к эпохе средневековых арабских медресе и западноевропейских университетов.

Степени магистра и доктора в течение некоторого времени считались эквивалентными, первые присваивали в Парижском университете и на севере Европы, а вторые — в Болонском и других университетах юга этой части света. В Оксфорде и в Кембридже звание магистра присваивали уже на факультете искусств, а на прочих факультетах — докторскую степень. Соответственно, в Англии докторская степень считалась старше магистерской. Основным смыслом присвоения степени было официальное разрешение на преподавание.

Послевузовское образование в разных странахПравить

Для начала работы над магистерским дипломом или диссертацией обычно требуется степень бакалавра или магистра. Сначала студент получает квалификацию магистра философии (Master of Philosophy, M.Phil.), и только потом, если научно-исследовательская работа завершается успешно, присваивают степень доктора философии. Финансирование для такого рода исследований предоставляется по результатам конкурса институту, а не самому студенту, хотя бывают и исключения из этого правила. Существует ряд стипендий для получения квалификации магистра, но большинство студентов обучается за свой счет. Стипендий для работы над диссертацией сравнительно больше, особенно по естественным наукам. Заявки на финансирование от студентов из-за рубежа принимаются, по меньшей мере, за год до их прибытия. Чаще всего стипендия покрывает не всю оплату за обучение, а только разницу между платой, установленной университетом для местных (и приравненных к ним студентов из стран Евросоюза) и прочих иностранных студентов.

Работа над дипломным проектом занимает около двух, а над диссертацией — от четырёх до восьми лет. Например, чтобы получить ученую степень по астрономии требуется 5-6 лет. При этом длительность работы зависит от выбора специализации, для теоретиков достаточно 5 лет, а для наблюдений из-за погодных условий времени требуется больше.

Финансирование нередко является обязанностью научного руководителя, который в этом случае является одновременно наставником и работодателем. Когда студенты привлекаются к преподавательской работе, они могут получать стипендию. Со стороны института возможна также финансовая поддержка для участия в конференциях. Некоторые студенты могут получить стипендию от сторонних финансирующих организаций, таких как Национальный научный фонд. Шансы получить финансирование выше при специализации в естественных науках.

Количество магистрантов и аспирантов в разных странах Европы, данные ЮНЕСКО за 2007 г.

Также выделяются специализированные формы подготовки:

  • адъюнктура — аспирантура вузов Вооружённых Сил Российской Федерации, МЧС, МВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • ординатура — система повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях. Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определённые должности медицинских работников, фармацевтических работников. К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование;
  • ассистентура-стажировка — подготовка творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям по очной форме обучения в вузах, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусств. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Если же подходить к послевузовскому профессиональному образованию как к постдипломному, то к нему кроме перечисленных выше видов можно отнести и получение второго высшего образования (не считая получения двух специальностей одновременно), и продолжение бакалаврами обучения в магистратуре, и профессиональную переподготовку, и повышение квалификации (если оно также не осуществляется параллельно получению первого высшего образования).

  • . Education and learning. Дата обращения: 8 июня 2018. Архивировано 15 октября 2012 года.
  • Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2015 г.). Zakon.kz. Дата обращения: 8 июня 2018. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года.
  • ↑ 1 2 3 Dale Bloom, Jonathan Karp, Nicholas Cohen. The Ph.D. Process: A Student’s Guide to Graduate School in the Sciences. — Oxford University Press, 1998. — ISBN 0195119002.
  • . www.ets.org. Дата обращения: 8 июня 2018. Архивировано 7 июня 2018 года.
  • 2007-08 FSA Handbook, Vol. 1, Chapter 2: Citizenship. Federal Student Aid – IFAP. Дата обращения: 28 марта 2009. Архивировано 26 марта 2009 года.
  • International students refuse to pay new fee. CNN (21 марта 2004). Дата обращения: 27 июля 2005. Архивировано 1 апреля 2004 года.
  • Статьи 6 и 7 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  • Пункт 5 статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  • Пункт 1 статьи статьи 69, пункт 1 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст. 6-7

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных ссылок

Планируете получить медицинское образование и работать в России – узнайте, нужна ли вам для этого ординатура, как будет осуществляться прием и обучение ординаторов в 2023-2024 годах, что будет, если медработник не пройдет данный этап.

Последипломное образование в медицине

Еще не так давно у выпускника медицинского ВУЗа был выбор, проходить последипломное образование в интернатуре или ординатуре. Прежде чем перейдем к дальнейшему разбору темы, давайте определимся, чем отличаются эти два этапа на пути врача к самостоятельной практике.

Ординатура это дополнительное профессиональное образование

Интерн – выпускник медицинского ВУЗа, который проходит бесплатную практику под руководством опытного врача. По сути, интерны не принимают самостоятельных решений и не несут ответственность за поставленные диагнозы. Вся ответственность за деятельность начинающего врача лежит на опытном кураторе. Срок учебы – 1 год.

Важно! С 01.01.18 интернатура упразднена! Выпускники медицинских ВУЗов могут не продолжать последипломное образование, а сразу начинать практику в государственных медучреждениях на должности согласно полученному диплому.

Ординатор – выпускник медицинского ВУЗа, углубленно изучающий определенное направление под кураторством лучших специалистов отрасли (обучение может быть платным). Обучение включает не только клиническую практику, а и лекции, семинары, конференции. Длительность курса варьируется от 2 до 5 лет в зависимости от выбранного направления. В процессе учебы ординаторы сдают зачеты и экзамены. Допускается досрочное завершение учебы при условии освоения программы за 75% времени, отведенного учебным планом.

Кому нужна ординатура

Как видим с определения, в 2023-2024 году ординатура не является обязательной для начала врачебной практики. Закончив медицинский институт или университет, молодой врач может устроиться на работу по специальности и получать практику на рабочем месте.

Важно! Базовое обучение (диплом ВУЗа) не дает право на начало частной практики, а также ограничивает продвижение специалиста по карьерной лестнице. Претендовать на пост главврача может только специалист, имеющий документ о последипломном образовании.

Если обобщить информацию, то ординатура будет открывать в 2024 году перед выпускником такие перспективы, как:

  • узкая специализация (углубленное изучение интересующего направления);
  • возможность учиться у лучших представителей профессии;
  • частная практика;
  • работа на скорой;
  • карьерный рост по месту трудоустройства (открывается возможность занимать руководящие посты);
  • работа в Минздраве.

При этом ординатор, который проходит обучение, имеет право на стипендию от Минздрава и «каникулы», длительность которых соответствует ежегодному отпуску врача соответствующей специализации.

Срок учебы может быть не только сокращен до 75% времени, а и продлен (например, на период болезни или беременности).

Ординатура это дополнительное профессиональное образование

Ординатура для признания диплома

Врачи, получившие образование в ВУЗах других стран, но желающие трудоустроиться по специальности в России, также могут пройти ординатуру. Последипломное обучение особенно актуально для тех, кто не имеет документ про обучение в интернатуре (во многих странах данный этап был не обязательным или вообще отсутствовал как таковой).

При этом стоит учесть, что обучение в российской клинической ординатуре в большинстве случаев осуществляется на русском языке. При желании можно найти возможность обучения на английском, но сдавать экзамен в любом случае будет необходимо на русском, собственно как и общаться с пациентами. Именно поэтому знание языка – основное требование для иностранцев, желающих пройти ординатуру в РФ.

Бюджет, контракт, целевое обучение

Важно! Если интернатура была бесплатной для всех медиков, то за поступление на бюджетный вариант ординатуры в 2023 и 2024 году еще нужно будет побороться.

Последипломное образование будет бесплатным для тех, кто успешно пройдет вступительные испытания и не только наберет высокий балл, но и сможет к нему добавить дополнительные.

На 2023-2024 год Минздрав устанавливает такой список достижений, за которые будут засчитаны дополнительные баллы при поступлении в ординатуру:

При этом квота бюджетных мест для разных направлений обучения может существенно отличаться. Так, в 2022-2023 году в медицинских ВУЗах было открыто 19 699 бюджетных мест по программам ординатур. Несмотря на то, что в сравнении с прошлым годом показатель увеличился на 14%, мест на всех желающих по прежнему не хватает.

Ординатура это дополнительное профессиональное образование

Для тех, кто не сможет набрать необходимое количество баллов для поступления на бюджетное место остаются два пути:

  • оплатить обучение самостоятельно (как вариант, воспользоваться кредитом);
  • найти организацию, которая оплатит целевое обучение в ординатуре.

Важно! Врач-ординатор, выбравший целевой вариант обязан будет отработать определенный период (количество лет указывается в договоре) на организацию, оплатившую обучение. Минимальный термин – 3 года, но потенциальный работодатель вправе установить и более длительный период.

Стоимость обучения

Цена ординатуры не одинаковая и может существенно отличаться в разных ВУЗах даже в рамках одной специальности. Как правило, самые высокие цены в Москве и тенденция к росту ценника на последипломное образование в 2023-2024 году очевидно сохраниться.

Средняя цена учебы в столичном ВУЗе за 2 года может составить около 700-900 тыс. рублей. Самые дорогие направления – ортопедия, стоматология, челюстно-лицевая хирургия. При этом в региональных ВУЗах ординатура по общей врачебной практике, УЗИ-диагностике обойдется даже менее 300 тыс. рублей за 2 года обучения.

Поступление в ординатуру

Если вас интересует ординатура и в планах поступление на образовательный период 2023-2024 года, то начать стоит с ознакомление с полным перечнем доступных направлений. Напомним, что в 2022 году список был расширен.

Ординатура это дополнительное профессиональное образование

Определившись с направлением, необходимо выбрать ВУЗ в котором есть программа ординатуры по интересующей специальности с набором на 2023-2024 год. Стоит учесть, что стоимость обучения и квота (количество бюджетных и целевых мест) в разных учебных заведениях отличаются.

Выбрав желаемое место обучения, стоит изучить материалы, доступные на сайте и обратиться в приемную комиссию за дополнительной информацией, если возникнут какие-либо вопросы.

Важно! Прием документов желающих пройти ординатуру в 2023-2024 году в России будет осуществляться в период с 01.07.23 по 11.08.23. В большинстве образовательных организаций на данный момент, как правило, документы принимают в электронном формате, поэтому поступать можно, даже не посещая приемную комиссию лично.

Следующий этап – это предметный тест, от результатов которого во многом зависит дальнейшее развитие событий. Минимальный результат, позволяющий поступить в ординатуру – 70, но для бюджетной формы обучения даже максимальный балл еще не гарантия успеха.

Далее остается ждать, пока будут обработаны результаты тестирования с учетом ваших дополнительных баллов. Если вы будете зачислены по результатам отбора, останется привезти оригиналы документов и приступить к обучению.

Приложение. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры

Порядокорганизации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1258)

С изменениями и дополнениями от

17 августа 2020 г.

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры (далее – программы ординатуры), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Программы ординатуры реализуются образовательными организациями высшего образования, организациями дополнительного профессионального образования, научными организациями (далее вместе – организации) в целях создания лицам, обучающимся по программам ординатуры (далее – обучающиеся, ординаторы), условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников*(1).

3. Программы ординатуры самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией*(2). Имеющие государственную аккредитацию программы ординатуры разрабатываются организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерных программ ординатуры, разработку которых обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (далее – Минздрав России).

4. К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование*(3).

6. Программы ординатуры реализуются по специальностям высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры (далее – специальности).

7. При осуществлении образовательной деятельности по программе ординатуры организация обеспечивает:

проведение учебных занятий по дисциплинам (модулям) в форме лекций, семинаров, консультаций, практических занятий (в том числе на базе медицинских, фармацевтических и иных организаций), в иных формах, устанавливаемых организацией;

проведение практик (в том числе на базе медицинских, фармацевтических и иных организаций);

проведение контроля качества освоения программы ординатуры посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

8. Программа ординатуры, разрабатываемая в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее соответственно – базовая часть и вариативная часть).

Базовая часть программы ординатуры является обязательной, обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, и включает в себя:

дисциплины (модули) и практики, установленные федеральным государственным образовательным стандартом;

дисциплины (модули) и практики, установленные организацией;

итоговую (государственную итоговую) аттестацию.

Вариативная часть программы ординатуры направлена на расширение и (или) углубление компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом (в случае установления организацией указанных компетенций), и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные организацией.

9. При реализации программы ординатуры организация обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении программы ординатуры) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в порядке, установленном локальным нормативным актом организации. Избранные обучающимся элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения.

При обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация включает в программу ординатуры специализированные адаптационные дисциплины (модули).

При реализации программы ординатуры, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, факультативные и элективные дисциплины (модули), а также специализированные адаптационные дисциплины (модули) включаются в вариативную часть указанной программы.

II. Организация разработки и реализации программ ординатуры

Информация об изменениях

Пункт 10 изменен с 26 сентября 2020 г. – Приказ Минобрнауки России от 17 августа 2020 г. N 1037

См. предыдущую редакцию

10. Программа ординатуры представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики программы ординатуры, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), практики, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав программы ординатуры по решению организации.

11. В программе ординатуры определяются:

планируемые результаты освоения программы ординатуры – компетенции обучающихся, установленные федеральным государственным образовательным стандартом, и компетенции обучающихся, установленные организацией дополнительно к компетенциям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом (в случае установления таких компетенций);

планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике-знания, умения, навыки, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы ординатуры.

12. Программа ординатуры представляет собой комплект документов, который обновляется с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

Порядок разработки и утверждения программ ординатуры устанавливается организацией.

Информация о программе ординатуры размещается на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”).

13. Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации программы ординатуры осуществляется организацией самостоятельно исходя из необходимости достижения ординаторами планируемых результатов освоения указанной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей ординаторов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

14. При реализации программ ординатуры может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий*(4).

Пункт 15 изменен с 26 сентября 2020 г. – Приказ Минобрнауки России от 17 августа 2020 г. N 1037

15. Программы ординатуры реализуются организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации*(5).

Сетевая форма реализации программ ординатуры обеспечивает возможность освоения обучающимся программы ординатуры и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных программами ординатуры (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

В реализации программ ординатуры и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных программами ординатуры (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей программе ординатуры*(6).

16. В рамках обучения по программам ординатуры ординаторы участвуют в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности в порядке, установленном Минздравом России*(7).

17. Объем программы ординатуры (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении указанной программы (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. В качестве унифицированной единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при указании объема программы ординатуры и ее составных частей используется зачетная единица.

Объем программы ординатуры (ее составной части) выражается целым числом зачетных единиц.

Зачетная единица для программ ординатуры эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам.

18. Объем программы ординатуры в зачетных единицах, не включая объем факультативных дисциплин (модулей), и сроки получения высшего образования по программе ординатуры, в том числе при использовании сетевой формы реализации программы ординатуры, срок получения высшего образования по программе ординатуры инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом.

19. Объем программы ординатуры, реализуемый за один учебный год, не включая объем факультативных дисциплин (модулей) (далее – годовой объем программы), при очной форме обучения составляет 60 зачетных единиц.

20. Получение высшего образования по программе ординатуры осуществляется в сроки, установленные федеральным государственным образовательным стандартом, вне зависимости от используемых организацией образовательных технологий.

21. В срок получения высшего образования по программе ординатуры не включается время нахождения обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет.

22. Разработка и реализация программ ординатуры осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

III. Организация образовательного процесса по программам ординатуры

23. В образовательных организациях образовательная деятельность по программам ординатуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если статьей 14 Федерального закона не установлено иное*(8).

Высшее образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с программой ординатуры и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации*(9).

Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации в соответствии с законодательством Российской Федерации*(10).

24. Образовательный процесс по программе ординатуры разделяется на учебные годы (курсы).

Учебный год начинается 1 сентября. Организация может перенести срок начала учебного года не более чем на 2 месяца.

25. В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 6 недель. Срок получения высшего образования по программе ординатуры включает в себя каникулы, предоставляемые по заявлению обучающегося после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации.

26. Перечень, трудоемкость и распределение по периодам обучения дисциплин (модулей), практик, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся определяются учебным планом программы ординатуры.

Пункт 27 изменен с 26 сентября 2020 г. – Приказ Минобрнауки России от 17 августа 2020 г. N 1037

27. При сетевой форме реализации программ ординатуры организация в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”*(11) осуществляет зачет результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам в других организациях, участвующих в реализации программ ординатуры.

28. Утратил силу с 26 сентября 2020 г. – Приказ Минобрнауки России от 17 августа 2020 г. N 1037

29. Контроль качества освоения программ ординатуры включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую (государственную итоговую) аттестацию обучающихся.

30. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и прохождения практик.

31. Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами организации.

32. Лицам, успешно прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом об окончании ординатуры, подтверждающий получение высшего образования по программе ординатуры.

33. Лицам, не прошедшим итоговой (государственной итоговой) аттестации или получившим на итоговой (государственной итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть программы ординатуры и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией*(12).

IV. Особенности организации образовательного процесса по программам ординатуры для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

34. Содержание высшего образования по программам ординатуры и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной программой ординатуры, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида*(13).

Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе программ ординатуры, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся*(14).

35. Обучение по программам ординатуры инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

36. Образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения высшего образования по программам ординатуры обучающимися с ограниченными возможностями здоровья*(15).

Под специальными условиями для получения высшего образования по программам ординатуры обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ ординатуры обучающимися с ограниченными возможностями здоровья*(16).

37. В целях доступности получения высшего образования по программам ординатуры инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:

1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети “Интернет” для слабовидящих;

размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;

2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).

38. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях*(17).

39. При получении высшего образования по программам ординатуры обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков*(18).

*(1) Часть 9 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(2) Часть 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(3) Часть 4 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(4) Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(5) Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(6) Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962).

*(7) Часть 7 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(8) Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(9) Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(10) Часть 6 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

Положение дополнено сноской (11) с 26 сентября 2020 г. – Приказ Минобрнауки России от 17 августа 2020 г. N 1037

*(11) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962.

Нумерация сноски изменена с 26 сентября 2020 г. – Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. N 1258

*(12) Часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(13) Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(14) Часть 8 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(15) Часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(16) Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(17) Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(18) Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *