Организационно-методическое и педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ

Новосибирский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования

  • Сведения об образовательной организации
  • Научно-методическая работа
  • Дополнительное профессиональное образование и ВО
  • Техническая поддержка
  • Онлайн
  • ЦНППМ
  • Фото

Система обеспечения профессионального развития педагогических работников

  • Сибирский учитель
  • Сетевая версия «ВиДО»
  • Учебно-методическая литература
  • Сборники материалов

Организационно-методическое  и педагогическое обеспечение     реализации дополнительных общеобразовательных программ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА  профессиональной переподготовки (250 ак

Каждый педагог сталкивается с необходимостью получать дополнительное профессиональное образование по прежней или новой специальности. В обязательном порядке учитель должен периодически осваивать актуальные навыки по своему профилю — повышать квалификацию. Серьезное и длительное обучение (переподготовка) требуется при смене деятельности.

Повышение квалификации

Повышение квалификации — это дополнительное обучение исключительно по своей специальности, подтвержденной дипломом. В результате педагог совершенствует уже сформированные компетенции или овладевает новыми, то есть повышает свой профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации.

Раз в 3 года образовательное учреждение обязано направлять каждого сотрудника на курсы повышения квалификации. Это касается педагогов основного общего и начального общего образования.

Объемы программ могут быть разными, но не меньше 16 часов. Однако обойтись одним краткосрочным курсом нельзя: дополнительному образованию необходимо посвятить не менее 72 часов, причем можно суммировать время обучения за 3 года.

В конце обучения педагоги должны выполнить итоговую аттестационную работу и только после этого получают удостоверение о повышении квалификации.

В последние годы особенно популярны курсы, посвященные актуальным проблемам:

  • введению ФГОС в средней школе;
  • организации обучению детей с ОВЗ;
  • внедрению информационных технологий в школьное образование.

Профпереподготовка

Имея среднее специальное или высшее образование, можно получить профессиональную переподготовку по многим направлениям, это обойдется дешевле второго высшего и времени потребует меньше.

Этот вид обучения позволяет приобрести компетенции, навыки и квалификации, необходимые для нового вида деятельности. В зависимости от уже имеющихся умений слушателю будет предложена индивидуальная образовательная траектория.

Педагогическая профпереподготовка может потребоваться как уже работающим учителям, так и тем, кто только планирует преподавать. Если возникло желание работать в школе, выпускник непедагогического высшего учебного заведения (например, историк после гуманитарного вуза или химик после политехнического) может пройти профпереподготовку по направлению «Педагогическое образование» и получить квалификацию «учитель». Действующий преподаватель по собственному желанию или по рекомендации начальства может освоить новый вид профессиональной деятельности и приобрести другую, обычно смежную специальность (например, математика – информатика).

Минимальный объем программ – 250 часов, но многие курсы рассчитаны на 500, 750, 1 000 и более часов. По окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Если возникло желание сменить место работы или специализацию, вопросом переподготовки следует заняться заранее: одни программы рассчитаны на 1,5 месяца, другие требуют двухлетнего обучения. В большинстве случаев форма обучения очно-заочная.

Помимо программ для учителей-предметников пользуются спросом такие направления:

  • дефектология;
  • логопедия;
  • обучение детей с ОВЗ.

Где и как учиться

Дополнительное педагогическое образование предлагают получить высшие учебные заведения и профильные центры. В условиях высокой конкуренции многие из них привлекают слушателей специальными предложениями и скидками.

Работодатель выбирает место обучения и содержание курса в зависимости от потребностей организации и оплачивает его из бюджетных средств. Впрочем, педагог может сам подобрать интересную для себя программу, но придется выложить за это собственные деньги.

Даже сельским учителям доступно качественное дополнительное образование. Можно учиться полностью дистанционно, получая информацию и задания через интернет, или выбрать более традиционную очно-заочную форму.

С необходимостью получать дополнительное профессиональное педагогическое образование сталкиваются все. Повышение квалификации — это обязательные для учителя регулярные курсы. Профпереподготовка требуется педагогам, которые меняют профиль.

Существующие направления дополнительного образования (ДО) делают посещение кружков и секций интересным каждому ребенку в стране. Занятия разносторонне развивают познавательную, творческую активность и стимулируют детей к дальнейшему изучению понравившейся области.

Направленности программ

Направления дополнительного образования детей делятся на 6 основных профилей:

  • социально-педагогический;
  • художественный;
  • естественно-научный;
  • технический;
  • туристско-краеведческий;
  • физкультурно-спортивный.

В каждый из них входят более узкие сегменты. Например, программы дополнительного образования художественной направленности могут ориентироваться на музыкальную или хореографическую подготовку, обучение изобразительному или актерскому искусству.

Конкретные направленности программ дополнительного образования для реализации выбирают сами общеобразовательные учреждения (детские сады, школы) или специализированные организации ДО, право которых на ведение учебной деятельности подкреплено соответствующей государственной лицензией.

Социально-педагогическая

Сложный комплекс программ, помогающих детям социализироваться и самореализоваться в обществе, относится к направлению социальной педагогики. Задачи этого профиля ДО:

  • Помочь ребенку определиться с будущей профессией и создать условия его роста как личности.
  • Привить нормы морали, общечеловеческие ценности.
  • Дать ученику понятие о его правах и обязанностях как члена общества.
  • Научить взаимодействовать с окружающим миром и подстраиваться под происходящие в нем изменения.
  • Развить у ребенка социальные способности и одаренность (интеллект, активность, творчество).

Из-за многоаспектности взаимодействия ребенка с обществом социально-педагогическая направленность дополнительного образования имеет сложную градацию. Программы этого профиля бывают: управленческие, гуманитарные, гражданско-правовые, профориентационные, финансово-экономические, социокультурные.

Программа дополнительного образования социально педагогической направленности может решать широкий круг задач – от знакомства детей с правовыми нормами государства и формирования патриотизма и почтительного уважения к ветеранам и их заслугам до развития управленческих способностей и самоменеджмента.

Художественная

Художественно эстетическое дополнительное образование призвано развить у детей общую эстетическую культуру. В рамках программ этого профиля совершенствуются способности к тому или иному виду искусства. Ребенок получает возможность самореализоваться в творчестве и отточить коммуникативные навыки.

Дополнительное художественное образование условно подразделяется на 5 блоков: музыкальное творчество, хореография, театральное искусство, изо и декоративно-прикладная направленность, эстрада и цирк.

Самая масштабная направленность – «изо и декоративно-прикладной профиль». Такие программы рассчитаны на организацию огромного количества видов деятельности. Обучение работе с природными материалами, лепка, керамика, флористика, кружевоплетение, витраж, изготовление кукол или бутафории – лишь малая часть того, с чем ребенок может познакомиться в художественных кружках.

Естественно-научная

Программы естественно-научной направленности дополнительного образования нацелены на решение следующих задач:

  • сформировать у учеников научную картину окружающего мира;
  • развить познавательную активность в сфере естественных наук;
  • вызвать интерес к изучению объектов природы, особенностей их функционирования и взаимодействия с другими элементами окружающей среды;
  • на практике продемонстрировать рациональное использование даров природы и их охрану;
  • экологическое воспитание.

Раньше в этом направлении выделялся отдельный биологический профиль.

Теперь он входит в естественно-научный блок вместе с физико-химическим и географическим тематическими циклами.

Техническая

Направленность признана приоритетной и стратегически важной на высшем правительственном уровне. Поддержка и развитие потенциала подрастающего поколения в этой сфере, повышение престижа профессий технической области соответствует стратегическим интересам страны.

Техническое дополнительное образование реализуется по многим направлениям, в числе которых автомоделирование, робототехника и интеллектуальные системы, компьютерная техника и программирование плюс масса других интересных профилей.

Туристско-краеведческая

Направленность для любителей истории. В изучаемый объект входит не только страна, но и судьбы известных соотечественников, российские династии, родословные.

Спектр программ, относящихся к туристско-краеведческому направлению, тяжело поддается перечислению. К ним относятся туризм (пеший, водный, горный и др. ), краеведение, музееведение, альпинизм и прочие профили, основу которых составляют исторические исследования.

Физкультурно-спортивная

Программы спорт-направленности ставят своей главной целью физическое совершенствование учащихся. Развитие достигается через приобщение к здоровому образу жизни. Из самых перспективных и одаренных детей в будущем формируется национальный резерв спорта больших достижений.

Физкультурная направленность включает комплексы программ спортподготовки (по всем существующим видам спорта), ЛФК (лечебной физкультуры, йоги) и общего физического профиля.

Отдельную группу в направлениях и направленностях дополнительного образования составляют программы цикла «Интеллектуальные игры». Они предназначены для того, чтобы в интересной детям форме развить мышление, внимание, эрудицию и логику. В занятия легко вовлекаются участники любых возрастов, а правильно организованное взаимодействие между игроками помогает им совершенствовать коммуникативные навыки.

В целом направления программ дополнительного образования полностью учитывают потребности и интересы подрастающего поколения. Занятия по выбранному профилю нередко помогают определиться с будущим призванием ребенка (что особенно актуально для спортивной и художественной направленности).

Аспирант: Чечукова Н.

Научный руководитель: Анисимова Л.

Педагогические возможности  современной системы дополнительного образования

В 2013 году система (внешкольного) дополнительного образования будет отмечать 95-летний юбилей. Как много сделано за это время, сколько талантов взращено, сколько детских душ отогрето и поддержано! История развития системы дополнительного образования, ставшей родной для многих поколений мальчишек и девчонок, тесно переплелась с историей нашей страны. Образование переживало свои взлеты и падения, педагоги сталкивались с множеством проблем в воспитании детей, развитии их способностей; а дополнительное образование было и остается основным притоком бушующей реки познания и образования. Попадая в него, дети открывают для себя удивительный мир интересов и увлечений, плывут навстречу собственным успехам, открытиям, блистательным победам.

Учреждение дополнительного образования детей, по мнению И. Щетинской, представляет собой «особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована».

В постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» определены следующие виды образовательных учреждений дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, спорта, культуры и т. ; центры дополнительного образования детей, развития детей и юношества, оздоровительно-образовательные центры и т. ; дома детского и юношеского творчества; станции юных натуралистов, детского и юношеского творчества; школы искусств, спортивные школы; студии. До 2006 года в этот перечень также входили: музеи литературы и искусства; клубы юных натуралистов, туристов и т. ; детские оздоровительно-образовательные лагеря.

Анализ исследований Л. Андрюхиной, А. Асмолова, В. Березиной, О. Лебедева и других ученых позволяет определить принципы построения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей:

  • принцип гуманизма – утверждение ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры;
  • принцип детоцентризма – приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправный субъект образовательного процесса;
  • принцип демократизма – право каждого ребенка на выбор своей траектории развития;
  • принцип кульутросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанника, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества;
  • принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
  • принцип дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности, обеспечение развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами;
  • принцип творчества – развитие творческих способностей детей; · принцип системности – преемственность знаний;
  • принцип сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует ключевые компетентности:

  • в сфере познавательной деятельности;
  • в сфере социально-трудовой деятельности;
  • в сфере гражданско-правовой деятельности;
  • в сфере художественно-эстетической деятельности.

В условиях становления информационного общества доминируют следующие компетентности:

  • компетентности познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач, принятие нестандартных решений в проблемных ситуациях);
  • компетентности практической деятельности (умение наблюдать, рефлексировать, навыки опытно-исследовательской деятельности, проектирование, моделирование);
  • компетентности владения информационными технологиями (преобразование информации, информационная культура).

Дополнительное образование вносит реальный вклад в формировании различных видов культур: культуры мышления, культуры профессиональной деятельности, культуры общения, культуры поведения эстетикой, художественной, музыкальной и других видов культур.

Другими словами можно утверждать,  что  человек, не познавший себя, не открывший в себе собственного потенциала возможностей, заложенных в нем интеллектуальных, этических и эстетических талантов, не может полностью реализовываться, ему трудно найти свое призвание в жизни и добиться успеха в сфере социальных и профессиональных отношений. Именно поэтому внеурочная творческая деятельность, кружковая работа при правильной организации дает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей полезности, уверенности в собственных силах.

Современное дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.

Список использованной литературы

Березина В. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М. : Диалог культур, 2007. – 512 с.

Щетинская А. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч. -метод. пособие. – Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. – 100 с.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Дополнительное образование и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелывоспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолога – педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остается именно педагог, отпрофессионализма, нравственных ценностей, интеллекта, которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается около 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

Педагог дополнительного образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности, речь идет о методах требования и показания.

В данном случае педагог для управления деятельностью воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью, обучающийся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе. Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной деятельности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способностей сохранению контингента обучающегося, реализация образовательной программы участвует разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.

Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.

Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный комплект личностных качеств, но организовать самодеятельность ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и преобразование его личности.

Трудности, которые обычно испытывают педагоги дополнительного образования в процессе программирования, выражаются в двух аспектах:

а) построение собственного процесса, создание программы;

б) определение содержания и написание текста программы.

Сначала рассмотрим первую группу проблем – трудности процесса.

Самые первые из них возникают уже на этапе формирования замысла программы и связаны с ограниченностью изучения существующего опыта работы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами:

– не во всех учреждениях есть полный комплект типовых программ (изданных под грифом министерства образования), а также необходимое педагогическая узкоспециальная литература;

– многие педагоги не исполняют возможностей научно-педагогических библиотек, хотя имеют на это полное право, являясь работниками сферы образования;

– у большинства педагогов нет опыта работы с педагогической литературой вообще и с авторскими изданиями в частности.

Второй достаточно серьезной проблемой для педагога – практика является отбор содержания и процесс написания текста программы. Большинство педагогов дополнительного образования, будучи прекрасными специалистами в определенном виде деятельности, не имеют, к сожалению, необходимой педагогической подготовки для грамотного изложения содержания образовательной программы. При этом у многих из них наблюдается достаточно разностное отношение к любой критике в адрес их произведения. Применение наглядных средств обучения предъявляет и определение требования к педагогу дополнительного образования.

а) Педагог должен понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала;

в) Педагогу необходимо определить характер использования на занятии чувственных образов как средства развития абстрактного мышления;

К профессионально значимым качествам педагога относится:

– педагогическая направленность – важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношения к профессии;

– педагогические целеполагание – умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

– педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу.

Каргина З. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М. : Школьная Пресса, 2006 – 96 с

festival- 1 septeber. Ru >articles

Дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса

В Законе «Об образовании» дополнительное образование рассматривается прежде всего через образовательные программы, т. как сфера образования, реализуемая в различных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ. В проекте Федерального Закона «О дополнительном образовании» используются следующие основные понятия:

Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Согласно этому законопроекту дополнительное образование понимается как « целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в совокупности научных достижений развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.

Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественно-эстетической, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и другой направленности.

Основное предназначение учреждений доп. образования:

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

Реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.

Основные задачи учреждения дополнительного образования:

Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

Адаптация их к жизни в обществе;

Формирование общей культуры;

Удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога;

многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;

личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;

создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Таким образом, можно говорить о том, что дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования. А полнота образования может быть обеспечена только интеграцией основного и дополнительного образования.

Профессиональный портрет педагога дополнительного образования детей.

Кто же он такой – педагог дополнительного образования детей?

Это педагогический работник, в задачи которого входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

быть чутким и доброжелательным;

понимать потребности и интересы детей;

иметь высокий уровень интеллектуального развития;

обладать широким кругом интересов и умений;

быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;

обладать чувством юмора;

располагать творческим потенциалом;

проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;

знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;

склонность и желание работать, иначе — воля и мотивация.

Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

работа в методических объединениях, творческих группах;

освоение новых педагогических технологий;

различные формы педагогической поддержки;

активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

обобщение собственного педагогического опыта;

использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

самоанализ и осознание необходимости;

планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

самопроявление, анализ, самокорректировка.

Лексическое значение понятия „компетентный” в словарях трактуется как „осведомлённый, авторитетный в какой-либо области. ” А компетенцию „Толковый словарь русского языка”определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю. Бабанский, Б. Ананьев, Т. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

управленческий аспект: как педагог анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с обучающимися;

психологический аспект: как влияет личность педагога на обучающихся, как он учитывает индивидуальные способности обучающихся;

педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

педагогическая направленность – важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;

педагогическое целеполагание – умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

педагогическое мышление – овладение системой средств решения педагогических задач;

педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу;

педагогический такт – отношение к ребёнку как главной ценности;

умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся.

В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания.

Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность педагога дополнительного образования: это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Организационно-методическое  и педагогическое обеспечение     реализации дополнительных общеобразовательных программ

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный Приказом Минтруда России от 05. 2018 №298н устанавливает при отсутствии педагогического образования необходимость получения дополнительного профессионального педагогического образования, которое может быть осуществлено после трудоустройства. Таким образом, педагогам, осуществляющим свою деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, и не имеющим высшего или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», необходима профессиональная переподготовка в сфере дополнительного образования детей и взрослых. Приглашаем на обучение педагогов, работающих или планирующих работать в системе дополнительного образования детей и взрослых, но не имеющих педагогического образования. Пройдя обучение, вы сможете

  • планировать образовательный процесс, с учетом задач и особенностей образовательной программы
  • использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся
  • проектировать совместно с учащимся индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ
  • создавать педагогические условия для развития учащихся
  • мотивировать учащихся к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, привлекать к целеполаганию
  • анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики
  • планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия, конкурсы, выставки
  • разрабатывать дополнительные общеобразовательные программы и учебно-методические материалы для их реализации
  • разрабатывать системы оценки для достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
  • Модуль «Введение в специальность»
  • Модуль «Психологические основы дополнительного образования»
  • Нормативные основы современного дополнительного образования детей и взрослых
  • Модуль педагогических дисциплин
  • Модуль прикладных направлений педагогики дополнительного образования
  • Организация досуговых мероприятий

Свяжитесь с нами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.