ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
Здесь собраны публикации воспитателей и преподавателей-дефектологов, имеющих опыт работы с детьми, имеющими различные ограниченные возможности здоровья. Это, прежде всего, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, отставание в речевом развитии, аномалии в поведении и т.д. Готовые планы и конспекты развивающих, познавательных, развлекательных занятий по самым разным темам, с комментариями педагогов. Конкретные советы из собственного опыта работы в группах компенсирующей направленности.
Решаем коррекционные задачи в комплексе с образовательными и воспитательными.
Содержится в разделах:
ОВЗ. Конспекты занятий, НОД – Занятие в родительской школе для родителей детей с РАС. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости»
Печуева Ольга Владимировна
Коррекционно-развивающие занятия для детей 5–6 лет с ОВЗ (ТНР, ЗРР, СДВГ)
Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-6 лет
с особыми возможностями здоровья (ТНР, ЗРР,СДВГ).
Это специальный курс занятий (этюдов, упражнений, игр, направленный на развитие эмоционально-волевой, познавательной сферы, коммуникативных способностей, возможностях игровой деятельности, которая является ведущей для детей дошкольного возраста, развитие зрительно-пространственного мышления.
Занятия курсом : 1-2 занятия в неделю продолжительностью 25-35 мин
Эмоциональная регуляция поведения является ведущей в дошкольном возрасте, а социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании и воспитании межличностных отношений. Нравственное развитие и воспитание ребенка стоит начинать с формирования его эмоциональной сферы. Понимание своих эмоций и чувств является важным условием в становлении личности маленького человека.
Цель занятий для детей :
– создание у дошкольников позитивного настроения, психокоррекция эмоциональных проявлений (тревожности, агрессивности, импульсивности, конфликтности у детей);
– развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти) воспитание сострадания, формирование умения освободиться от напряжения, повысить самооценку, развитие образного мышления;
-развитие коммуникативных навыков;
– эффективная стимуляция всего психического развития;
Задача коррекционно-развивающих занятий
– корректировать нежелательные личностные особенности поведения, настроения;
– развивать у детей навыки общения и решения конфликтных ситуаций;
– совершенствовать память, мышление;
– развивать устойчивость и концентрацию внимания;
– повышать уровень контроля эмоционального состояния;
– обучать приемам релаксации, снятию мышечного напряжения.
-активизация познавательной и игровой деятельности учащихся;
1. Упражнение «Давайте познакомимся».
Психолог: Ребята, а давайте представим, что мы не знаем друг друга и впервые знакомимся. Поможет нам в этом «волшебная шляпа».
Упражнение выполняется в круге, поочередно. Психолог каждому одевает на голову шляпу, а ребенок называет свое имя, фамилию, сколько лет, все что может о себе сказать.
2. Упражнение «Дополнительные слова в имени».
Упражнение выполняется в круге, поочередно. Каждый ребенок называет свое имя и добавляет о себе (Ваня-добрый).
3. Упражнение «Настроение». Из предложенных картинок-лиц, дети выбирают ту, что соответствует их настроению. Дети, у которых печальное настроение встают в центр, остальные делают круг. Далее те дети, которые стоят в круге по очереди говорят хорошие слова про детей в центре круга. Затем дети поочередно прикасаются ладонями друг к другу при этом должны улыбнуться.
4. Упражнение «Охотник».
Дети садятся на пол и затихают, стараясь не спугнуть зверя.
5. Упражнение. Дыхательная гимнастика.
-Вдох через рот, выдох через нос.
– На нитке подвешена тучка, дети дуют на нее в разных направлениях.
-«Хомячек». Ребенок изображает хомячка – надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух.
6. Упражнение (релакс)
Обучение расслаблению мышц всего тела.
Звучит шум моря. Дети лежат на ковре. Ведущий: «Давайте представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у моря, волны споют нам свою колыбельную песню (дети лежат 20 секунд в тишине). Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая, луч солнца коснулся левой ноги — нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух. Вдох — выдох, обе ноги теплые, это приятно. Луч солнца коснулся живота и груди — становится еще теплее, нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух. Луч солнца прикоснулся к лицу, оно все расслабилось. Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн (дети несколько секунд лежат и слушают).
«Доброта». Дети встают в круг. Поочередно одного из ребят выводят в центр, а остальные должны поочерёдно назвать его имя в уменьшительно-ласковой форме.
2. Упражнение «Пальчики».
Звучит веселая музыка.
Детям предлагается поочередно, всеми пальцами рук, дотронуться до кончика носа. В конце похлопать в ладоши.
3. Упражнение «Друзья».
По сигналу психолога, дети обнимают одного из ребят (кого назовет психолог). Упражнение выполняется пока каждый ребенок не будет в центре внимания.
4. Упражнение «Колокольчик».
Ведущий отворачивается. Детям вручается маленькая игрушка и они поочередно передают ее по кругу пока не зазвенел колокольчик. Ведущий поворачивается и угадывает у кого игрушка.
Игра «Ныряльщики за жемчугом»
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание.
Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
Далее упражнения по 5 раз.
-дышим только носиком,
-дышим только ртом (губы трубочкой)
6. Заключительное упражнение (релакс)
Звучит шум леса, пение птиц. Дети лежат на ковре. Психолог: «Давайте представим, что мы лежим на теплой травке, приятный легкий ветер ласкает наше лицо, греет солнышко. Вокруг нас тишина и только лес и т. д.».
«Описание». В центр поочередно выходит каждый ребенок, остальные должны его описать словами положительного характера. (красивый, добрый, темноволосый т. д.)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики — Ура
В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — будить. Одновременно с восклицанием Ура! Кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
Дети здороваются друг с другом растопыренными пальцами, прижимая их друг к другу
– Хоровое и индивидуальное повторение, (сигнал паровоза-у-у-у, хором, Олин паровоз-у-у-у.) С разной силой голоса (паровоз большой – маленький)
– Звукоподражание «Песенки» – длинные 2-Зсек, комарик пищит «з-з-з-з», жук жужжит «ж-ж-ж». змея шипит ши-ши-ши и др.
(курочка ко-ко-ко, мышка пи-пи-пи, громко, тихо) в группе есть
-Греем руки в мороз (Губы в трубочку. Короткое -ритмичное дыхание на растопыренные пальцы рук)
– Лопнул шар (глубокий вдох, задержка дыхания и резкий выдох)
-Ежик фырчит (Подражание ежу. Носом короткое сопение)
К нам идет дед мороз. Звуки шагов по снегу. Дети лежат на ковре. Ведущий: «Ребята скоро новый год и к нам придёт дед мороз, а где же он сейчас? он на севере, где много снега и холод, но он идет к нам. Давайте представим, как дед мороз к нам идет, несет нам в мешке подарки, дышит свежим воздухом и движется все ближе к нам.
1. Упражнение. Приветствие.
Каждый ребенок по очередно говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» – и показывает невербальное свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу.
В игре должен принять участие каждый ребенок. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»
Жарким днем лесной порой звери шли на водопой.
За мамой зайчихой прыгал.
Дождик песенку поет,
Только кто ее поймет?
Не пойму ни я, ни ты,
Но зато поймут цветы,
И зеленая трава,
И весенняя листва.
Лучше всех поймет зерно,
Подрастать начнет оно.
Пальцы постукивают по столу, сначала медленно, потом быстрее. Пальцы барабанят быстро-быстро — ливень. Пальцы стучат все медленнее и медленнее, останавливаются.
Игра «Угадай что исчезло».
На столе раскладываются предметы, игрушки. Дети отворачиваются. Психолог убирает или переставляет местами предметы. Дети поворачиваются и называют что изменилось.
6. Заключительное упражнение (релакс).
Игра «Роли». Желательно принести из дома, любимую игрушку.
Дети садятся в круг. Каждому выдается игрушка, роль которой будет исполнять ребенок. Все по очереди «актеры» играют роль игрушки, представляются и рассказывают о себе. Психолог помогает ребенку.
Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. На слова песни петь да плясать — энергично шевелить ими.
Расколдуй друга. Под звук колокольчика все дети хаотично двигаются по комнате. психолог останавливает колокольчик и «волшебной» палочкой дотрагивается до любого из детей, ребенок замирает. Чтобы его «расколдовать, все дети должны либо его обнять, либо погладить по голове.
-«Задуваем свечу». Глубокий вдох и долгий сильный выдох. (губы при выдохе в трубочку). -«Часики». Руки вверх -вдох-тик, руки вниз выдох- так. Вдох через рот, выдох через нос.
5. Заключительное упражнение (релакс)
Дети ложатся на пол. Звучит звук ручейка.
Психолог: Ребята послушайте какой красивый звук. Это ручеек поет нам песенку, он бежит по камешкам, журчит и плескае водичкой, светит теплое солнышко, а вы представьте себя рыбкой, которая плавает в ручейке. Вода гладит вас, солнышко греет спинку, а вам легко и свободно и т. д.
Ритуал приветствия «Здравствуй, друг!»
Дети стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Я здороваюсь везде —
Дома и на улице.
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
«Настроение в кармашке».
Дети сидят полукругом. Психолог предлагая взять мордочки с настроениями, произносит слова:
Утром рано поутру, в детский садик я иду.
И в кармашке я с собой настроение несу.
Далее каждый ребенок берет себе изображение. Дети отгадывают настроение ребенка.
Далее, если ребенок изобразил грустное настроение, то его настроение помещают в «мешок грусти», и предлагают всем получить подарок за улыбку. Выдаются мини-подарки.
-Раз-два-три-четыре-пять, все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже, руки за спину положим.
Голову поднимем выше и легко-легко подышим. Ребенок выполняет 3-4 раза вдох- ртом, выдох- носом и наоборот.
-Я подую высоко (дуем вверх, встать на носочки, тянемся вверх)
Я подую низко (дуем вниз, сесть на корточки, опустить голову вниз)
я подую далеко (руки перед собой, дуем вперед)
я подую близко (руки сложить на груди и подуть на них)
Дети ложатся на пол. звучит релаксационная музыка. Психолог комментирует: Мы закрываем глаза, наши руки тяжелеют, ноги тяжелеют, туловище расслабляется и. т. д.
Утром встаё м с детьми в круг и говорим:
Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг — берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг — качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть — приседаем,
Можем мы большими быть — встаём,
Но один никто не будет
2. Упражнение «Сочиним историю»
3. Упражнение. Пальчиковые игры.
Скачет белка-шалунишка («бегают» пальчиками по столу,
Рвёт с сосновых веток шишки (сжимают поочерёдно кулачки на правой и левой руках).
Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несёт в свою кладовку («бегают» пальчиками по столу).
Мышка съела сыр и пышку,
Тыкву, рыбу, дыню, шишку,
Съела сливы и блины,
И сушёные грибы (загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка).
Целый день она жевала,
Но все мышке было мало (разводят руками!
4. Упражнение (дыхательная гимнастика)
Учимся правильно дышать.
Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела.
Вдох через носик, надуваем щечки (как пузырьки). Выдох через рот.
Обучение правильному дыханию.
На вдох – приседаем, на выдохе – встаем в исходное положение. Чем ниже приседание, тем глубже вдох.
Обучение плавному выдоху.
Сидя или стоя в удобном устойчивом положении. Руки сложить трубой, поднести ко рту.
Свободно вдохнуть, на выдохе громко сказать: “П-ф-
Игра «Угадай, что это?»
Оборудование: бумага, карандаш, пластмассовый стаканчик, кусочек ткани, орехи, деревянный кубик и т. д.
Психолог предлагает одному из детей поочередно послушать, какие звуки можно извлечь из различных предметов.
Ребенок отворачивается, а ведущий производит звук каким-либо предметом.
Ребенок должен определить, что это было. После ответа ребенок проверяет свой ответ опытным путем.
6. Упражнение. Релакс.
Здравствуйте дети! Я очень рада вас видеть. Мы сегодня будем здороваться необычным способом, а каким я сейчас расскажу:
Каждый из вас должен поздороваться друг с другом за руку, поздороваться дотронувшись кончиком носа, правым ухом, левым ухом, спинками и т. д.
Психолог держит в руках несколько цветных карандашей и просит детей запомнить их. После того как дети рассмотрели карандаши, психолог отворачивается и прячет некоторые из них либо меняет местами. Затем поворачивается и просит назвать что изменилось.
Игра «Замри». Под звуки колокольчика дети хаотично двигаются. Когда колокольчик замолкает, дети должны замереть на месте. Кто пошевелился выбывает из игры.
Детям выдаются мини- мячики. Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, влево-вправо, между ладонями.
Научились мячик мы
Между пальцами катать
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать!
Каждому ребенку выдается стакан воды и соломинка для коктейля.
Ребенок дует в соломинку, не раздувая щек, так чтобы вода бурлила. край стакана должен быть на уровне губ.
Дети лежат на ковриках. Звучит пение птиц.
Ребята, закрыли глазки и представляем какие красивые, разные птицы нам поют колыбельные песни, как приятно звучат их трели, нам приятно их слушать, мы расслабляемся, нам легко, теплая волна накатывается на наши ноги, руки, туловище и т. д.
1. Упражнение «Приветствие».
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
2. Упражнение «Чувства»
Цель: коррекция нежелательных черт характера, поведения детей, Развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношения к себе других людей.
Ребята какие чувства могут испытывать люди? (злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.). Далее каждый ребенок выбирает наугад карточку с определенной эмоцией и рассказать, когда он испытывает подобные чувства (Я радуюсь, когда).
Используем мыльные пузыри. Дети делаем вдох через нос, а потом подуем на рамку, вытянув губы «трубочкой», не раздувать щеки.
Сколько мыльных пузырей
Мы надули всех быстрей
Сосчитайте! тридцать три!
Развитие двух полушарий мозга.
Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение
Игра «Назови одним словом». Используем карточки с изображениями.
Психолог показывает карточку, а дети стараются назвать первыми, что (кто) на ней изображено.
Дети лежат на ковриках. Звучит шум моря, крик чаек и флейта.
Психолог: Ребята, давайте представим себя на берегу моря. Мы лежим на теплом песке и солнышко греет нас теплый. Наше тело расслаблено, мы чувствуем легкий теплый ветерок и т. д.
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.
Игра «Говори правильно»
Психолог читает стих, дети дополняют.
Скажу я слово «ВЫСОКО»
А ты ответишь – (НИЗКО)
Скажу я слово «ДАЛЕКО»
А ты ответишь – (БЛИЗКО)
Скажу тебе я слово «ТРУС»
Ответишь ты – (ХРАБРЕЦ)
Теперь «НАЧАЛО», я скажу,
Психолог: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ»
· Веселый – грустный
· Быстрый – медленный
· Красивый – безобразный
· Пустой – полный
· Худой – толстый
· Умный – глупый
· Тяжелый – легкий
· Твердый – мягкий
· Шершавый – гладкий
3. Упражнение. Дыхательная гимнастика.
Используем воздушные шары.
Надувание воздушных шаров. Вдыхаем через нос.
Пальчиковая игра «Музыканты»
Я на дудочке играю пальцами перебираю (играем пальчиками на воображаемой дудочке).
На рояле я играю пальцами перебираю (играем пальцами на воображаемом рояле).
Я на скрипочке играю. Пальцами перебираю (сжимаем пальцами левой руки струны скрипки).
На гитаре я играю, пальцами перебираю (Играем на воображаемой гитаре).
Тра-та-та! Тра-та-та! Вот какая красота!
5. Упражнение. Релакс.
«Цветочки». Звучит приятная музыка.
Психолог: Ребята давайте представим, что мы красивые цветочки. Мы растем. приходит осень, и мы медленной начинаем вянуть (дети медленно опускают голову, плечи, опускаются на пол и ложатся. Лежат. Потом приходит весна и мы опять «прорастаем» и т. д.
Елена Мамышева
Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ
Коррекционно – развивающие занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
Путешествие в страну чувств
Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы.
Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями.
Обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции.
Далеко-далеко за морями-океанами есть сказочная страна чувств. Ее хозяйка— Королева. У Королевы есть слуги-чувства: Мера, Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Удивление, Вина и Обида. Все слуги-чувства живут в своих дворцовых покоях и посещают Королеву.
Однажды Королева отправилась в далекую страну, чтобы навестить свою подругу. А слуги-чувства расселились по разным дворцам, и каждый хотел быть главным. Поэтому в каждом дворце проходила своя жизнь.
Из дворца Радости все время был слышен веселый смех. Все слуги-чувства бегали по дворцовым покоям, хлопали в ладоши, играли в салочки, танцевали.
В другом дворце шли настоящие сражения. Все слуги-чувства ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить друг другу подножку, укусить, ущипнуть или закидать помидорами. А перед заходом солнца все слуги-чувства этого дворца собирались в одном большом покое и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как устроить большое сражение со всеми слугами-чувствами. Это был дворец Злости.
Один дворец выглядел пустынным, казалось, все жители покинули его навсегда. Но вдруг показался один житель. Он быстро бежал и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва этот житель заметил другого, как оба широко открыли глаза и рот, и казалось, они вот-вот закричат. Жители резко повернулись и убежали друг от друга. Да, это был дворец Страха.
А во дворце Грусти придворные слуги то и дело грустили: по белым снежинкам, по ароматной землянике, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. Тоска зеленая, да и только!
Во дворце Удовольствия изо дня в день слуги-чувства лежали на мягких пушистых ковриках и нежились в лучах солнца. Их глаза были закрыты, подбородок расслаблен, руки и ноги казались ватными.
Во дворце Удивления слуги-чувства не переставали удивляться всему подряд: какая яркая луна на небе, почему в соседнем королевстве все жители маленького роста! Они разводили руками, широко открывали глаза, поднимали брови и округляли рот.
Еще в одном дворце слуги-чувства хмурились и плакали от обиды. От этого у них стали опухать глаза, нос, губы. Они ни с кем не играли, не разговаривали, только и делали, что сменяли мокрые от слез платочки на сухие. Это был дворец Вины и Обиды.
И так день за днем проходила жизнь сказочной страны. Казалось, здесь никогда не будет порядка. Все слуги-чувства забыли про Меру. Жители сказочных дворцов так устали только радоваться, злиться, грустить, удивляться, бояться и обижаться, что стали терять силы. Тогда Мера послала письмо Королеве, чтобы она срочно возвращалась в свое королевство.
Когда Королева вернулась, в стране воцарился прежний порядок. Потому что Королева знала секрет, как вернуть всем слугам-чувствам их важное качество — Меру. С тех пор Королева не оставляет своих слуг-чувств без контроля.
Как видит себя ребенок в окружающем мире.
Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.
Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, листы.
Порядок проведения. Детям предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы они могли себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который им больше всего нравится.
Затем каждому ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.
После этого каждому ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. С детьми договариваются, что при общении с другими людьми они будут вести себя как их герой.
Умею ли я слушать другого человека.
Цель: формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми.
Стимульный материал: музыкальные фрагменты с записями спокойной и агрессивной музыки.
Порядок проведения: детям рассказывается сказка о том, как жили–были в одной стране разные сказочные герои (те герои, которых выбрали сами дети, а потом каждому ребенку дается возможность рассказать, как жили, что делали, как общались между собой сказочные герои. После этого специалист, включая фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание детей на негативные формы общения. После этого вместе с детьми необходимо сделать вывод о том, как важно уметь внимательно слушать другого человека, а также ободрить положительное эмоциональное реагирование детей.
Хочу сказать приятное другому человеку.
Цель: формирование эмпатических реакций ребенка.
Порядок проведения: задание состоит в том, чтобы сказочные персонажи, пришли в гости (игрушки, сначала похвалили других, а потом и себя. По ходу выполнения задания психолог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительные реакции окружающих. Затем он просит рассказать о том, что чувствовали дети, когда их хвалили, и что больше им понравилось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого.
В заключение психолог дает задание детям похвалить своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей.
Роли, которые играют люди.
Цель: формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.
Стимульный материал: разные атрибуты – шапочка доктора, указка учителя, кисточка художника и т. д.
Порядок проведения. Детям предлагается сначала определить роли сказочных героев. Согласно выбранным ролям строится ситуация общения, после чего дети должны объяснить, как изменилось их эмоциональное состояние и поведение.
Вторая часть занятия включает в себя моделирование ситуаций, в которых сказочные герои действуют как профессионалы, используя соответствующие атрибуты. После этого дети должны объяснить, как изменились их эмоциональное состояние и поведение.
Где мне сесть?
Цель: сформировать у детей представления о зависимости эмоциональных реакций от ситуаций общения.
Порядок проведения. На открытом пространстве детям предлагается приблизится друг к другу на максимально удобное для общения расстояние. Психолог следит за тем, как дети осуществляют этот процесс, и затем просит их объяснить, почему они выбрали такое расстояние. После этого он предлагает детям удалиться друг от друга и общаться с этого расстояния, а потом объяснить, что они при этом испытывают и что изменилось. Выбрав, наиболее комфортное пространственное размещение, дети должны объяснить, какое эмоциональное состояние они испытывают на различных дистанциях общения.
Цель: создать возможность, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии.
Стимульный материал: изображения человеческих лиц.
Порядок проведения. Психолог показывает детям изображения разных людей и просит отметить те, которые им более всего понравились. Затем выбирают те портреты, которые понравились большинству или всем, и просит объяснить, почему именно эти портреты привлекли внимание детей. Дети описывают свои эмоциональные реакции, возникающие при просмотре тех или иных изображений.
В следующем упражнении детям предлагается объяснить смысл поговорки: «Не все то золото, что блестит». В результате занятия психолог подводит детей к пониманию того, что не только внешняя привлекательность, но и внутренние достоинства человека позволяют нам признать его красоту.
Цель: формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций.
Порядок проведения. В ходе занятия разыгрываются ситуации, в которых сказочные персонажи должны участвовать в решении спорных вопросов и проблем. Сначала сказочным персонажам предлагают самостоятельно разрешить эти вопросы, а затем психолог предлагает решение этих проблем с использованием приемов неконфликтного реагирования.
В заключение занятия детей просят объяснить, какие способы реагирования привели к положительному решению ситуации и почему.
Цель: познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям.
Порядок проведения. В начале занятия конструируется сказочная ситуация, в которой персонажи помогают одному из них справиться со сложным положением, причем его дети выбирают сами. Затем психолог просит объяснить каждого ребенка, что он чувствовал, когда помогал другому, и в итоге подводит всех к выводу о том, что помощь может вызывать радостные чувства и у того человека, который ее оказывает.
Упражнение проводится два раза в неделю: в понедельник – для позитивного настроя на рабочую неделю и в пятницу – для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю по той же схеме.
Цель. Упражнение хорошо проводить два раза в неделю: в понедельник — для позитивного настроя на рабочую или учебную неделю и в пятницу — для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю. Упражнение помогает наладить контакт с клиентом.
Материалы. Лист бумаги формата А4, цветные и простой карандаши, фломастеры.
Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги. Положите на него кисть руки и обведите простым карандашом. Получилась ваша неделя, начиная с мизинца: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Подумайте, какой характер, какое настроение будет у каждого дня, и нарисуйте соответственные мордашки каждому пальчику. А теперь на ладошке нарисуйте «лицо недели» — ваш характер и эмоциональное состояние за всю неделю. Раскрасьте теми цветами, какими захотите.
Цель игры: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.
Процедура игры: подготовлены жёсткие листы бумаги, жидкая краска.
Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть “кляксу” на лист и сложить его вдвое так, чтобы “клякса” отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа “клякса”. Агрессивные или подавленные дети выбирают краску тёмных цветов. Они видят в “кляксах” агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище). Через обсуждение страшного рисунка агрессия ребёнка выходит во вне, тем самым он освобождается от нее. К агрессивному ребёнку полезно посадить спокойного ребёнка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и будет видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты). Посредством общения со спокойным ребёнком на предмет интерпретации “кляксы” агрессивный ребёнок успокаивается. Замечания к игре:
Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно чёрную или красную краску.
Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона.
Серые и коричневые – выбираются детьми напряжёнными, конфликтными, расторможенными (ребёнок нуждается в успокоении).
Возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета, не придерживаясь связи между цветом и психическим состоянием.
Игра “Сочини историю”
Цель игры: снятие страхов.
Процедура игры: ребёнок сочиняет историю, психолог – “зритель”. Ребёнок рассказывает историю. Затем её продолжает психолог, который вводит в повествование более “здоровые” и гармоничные способы адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, которые изложил ребёнок. Затем предлагается продолжить историю ребёнка, потом опять ведущий и т. д.
Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый) говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки.
Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.
Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения.
– Когда люди улыбаются?
– Какие бывают улыбки?
– Попробуйте их показать.
Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне.
– Нарисуйте улыбающегося человека.
– Улыбающийся человек, какой он?
Цель: развитие понимания, чувствования настроения собеседника.
1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей : “Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т. д. “
Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.
2 этап: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.
3 этап: Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости.
На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.
«Я ХОРОШИЙ – Я ПЛОХОЙ»
Цель: развитие рефлексии и самоанализа.
Детям предлагается поговорить о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?
«ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»
Цель: развитие анализа и самоанализа.
Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
– Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?
В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:
– Помогай друзьям.
– Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
– Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
– Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
– Не завидуй.
– Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
– Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
– Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
– Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз
ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ
Цель: прочувствование различных позиций в общении.
Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит
в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и
актуальные для детей темы : “Мое любимое животное”, “Мой самый
радостный день в прошлом месяце” и пр.
Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят
лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит
около своего стула (дети меняются местами, затем дети, сидя на стуле
спиной друг к другу, продолжают разговор.
После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в
процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?
«РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты) : – Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»
– Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
– Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?