ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Безрукова В. Образовательные технологии: ориентиры для выбора. // Директор школы. – № 8. – 1999

Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991

Гузеев В. От методик к образовательной технологии. // Народное образование. – 1998. – № 7

Методика работы в учреждениях начального профессионального образования

Методика работы в учреждениях дополнительного образования

Учреждение дополнительного образования (УДО) — тип образовательного учреждения, которое реализует программы различной направленности, выходящие за пределы основных общеобразовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан.

Основные задачи такого учреждения: обеспечение необходимых условий для развития личности, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

УДО занимается разнообразными видами деятельности, что создает особую микросреду, основанную на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребенка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные и нравственные интересы и качества, художественные и эстетические вкусы, личностные потребности.

Ребенок приходит в УДО по ряду причин. Среди них выделяют следующие:

► творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;

► познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования;

► коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;

► компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;

► профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;

► досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

Особой социальной группой, являющейся объектом деятельности социального педагога, можно считать учащихся профессиональных училищ (ПУ).

Решая задачу социальной адаптации этой категории подростков, педагогический коллектив училища должен рассматривать ее в двух аспектах: с одной стороны, принятие воспитанниками социальной роли учащегося профессиональной школы, с другой, — включение их в самостоятельную трудовую деятельность в условиях рыночных отношений.

Как показали исследования, проводимые в профессионально-технических училищах, большинство их воспитанников неадекватно воспринимают те новые социальные связи, в которые они должны включиться в процессе трудовой деятельности. Результатом является довольно высокий уровень неуверенности в завтрашнем дне. Правда, для определенной группы учащихся характерно желание открыть свое дело, получить дополнительную профессию, стать конкурентоспособным специалистом.

Многие учащиеся ПУ приходят из общеобразовательной школы с отрицательным отношением к знаниям. Как показывает практика, формирование профессиональных навыков, приемов обращения с инструментами, обучение управлению станками идет у них успешнее, чем овладение теоретическими основами профессии. Это обусловлено и отношением таких учащихся к умственной деятельности, недостатками их интеллектуального развития вследствие педагогической запущенности. Выяснив, какая сторона преобладает (негативное отношение к теории или неумение заниматься ею), необходимо определить степень активизации каждой из них в индивидуальной работе с учащимися.

Среди учащихся ПУ есть и второгодники. Сам факт второгодничества имеет для личности ряд отрицательных последствий:

► положение второгодника в классе, как правило, неблагоприятно, он не чувствует себя равноправным членом коллектива, социальный статус его невысок;

► такое положение усугубляется разницей в возрасте: он старше своих сверстников, опытнее, а в главном — учении отстает от них; поэтому второгодники часто пытаются завоевать положение в ученическом коллективе другими путями, нередко входящими в противоречие с существующими нормами поведения;

► второгоднику кажется, что он знает изучаемый его товарищами по классу материал, поэтому не прикладывает необходимых усилий к его усвоению и, как следствие, остается слабоуспевающим;

► по перечисленным выше причинам далеко не все учителя объективно относятся к таким учащимся, проявляют благожелательное отношение к ним; наоборот, учителя школы часто стремятся от них избавиться — в биографии многих педагогически запущенных подростков часто перечисляются четыре, пять, а то и более школ.

Можно выделить следующие причины слабой успеваемости или неуспеваемости учащихся ПУ: низкий уровень познавательной активности, слабое развитие познавательных интересов; отсутствие интереса к избранной профессии; трудности в изучении отдельного предмета или отсутствие необходимой помощи учащемуся; некоторые личные качества (например, безответственность); конфликтные отношения с педагогом и перенос отношения к нему на предмет; причины физиологического и патологического характера.

Особенности жизни и воспитания накладывают на многих учащихся ПУ своеобразный отпечаток, который иной раз ошибочно принимают за интеллектуальную ограниченность.

При всем этом было бы неверно утверждать, что многих учащихся ПУ вообще ничто не интересует. В одном из исследований было установлено, что из общего числа (500 человек) обследованных трудных учащихся ПУ 28% интересовались техникой, 38% много читали, 29% увлекались изобразительным искусством или музыкой, 56% — спортом, от 40 до 60% занимались в различных кружках и секциях. У 48% трудных подростков было отмечено избирательное положительное отношение к отдельным учебным предметам. Поэтому не правы те педагоги, которые по отношению к некоторым учащимся утверждают, что их «вообще ничем нельзя заинтересовать, у них нет никаких интересов» или что «интерес у них только ко всему плохому». Правильней было бы сказать, что интересы такого-то учащегося ПУ пока не выявлены. Постоянное же утверждение о пассивности, лени, неспособности учащегося хорошо учиться приносит только вред, деморализует его, формирует у него неверие в свои силы, настраивает против педагогов, а потом и против учебного заведения в целом.

В настоящее время целесообразно вести речь об особом направлении социально-педагогической работы с данной категорией подростков. Предпосылки специфики такой работы заключаются в следующем:

► отклонения в поведении немалого числа учащихся ПУ обусловлены их педагогической запущенностью, невниманием к их воспитанию, безнадзорностью;

► многие подростки сомневаются в правильности выбора профессии, ее перспективности, возможности дальнейшего трудоустройства;

► для учащихся ПУ характерны многочисленные личные проблемы, проблемы взаимоотношений с педагогами, с товарищами по группе, конфликтность в семье, проблемы со здоровьем.

Основным структурным компонентом организации педагогического процесса в ПУ является учебно-производственная группа. Именно в ней организуется учебная, производственная, досуговая деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

Непосредственное руководство группой осуществляет мастер производственного обучения. Кураторство в плане организации познавательной деятельности учащихся осуществляет классный руководитель.

В сотрудничестве с мастерами производственного обучения, кураторами групп социальный педагог должен организовать в ПУ реализацию системы профилактической и реабилитационной работы с учащимися, приложить максимум усилий для изучения воспитанников и выявления среди них имеющих склонность к девиантному поведению.

Сегодня во многих профессиональных училищах созданы психологические и социально-педагогические службы. Можно выделить следующие наиболее актуальные задачи этих служб:

► психологическая и социально-педагогическая диагностика ученических групп в целях разработки рекомендаций по улучшению психологического климата в коллективе, снижения уровня конфликтности между учащимися и педагогами;

► индивидуальная диагностика и консультирование учащихся, оказание разносторонней помощи в решении сложных жизненных проблем;

► создание условий для раскрытия способностей учащихся, совершенствования их в совместной с педагогами и сверстниками социально значимой деятельности, отвечающей интересам и природным склонностям подростков к общению, творчеству;

► формирование у воспитанников знаний, умений и навыков, необходимых для социальной адаптации, закрепления в профессиональной деятельности;

► развитие коммуникативных, организаторских способностей, повышение социальной активности, тренировка навыков межличностного и делового общения;

► проведение специальных занятий, направленных на снижение уровня тревожности, агрессивности, на развитие навыков самоконтроля, саморегуляции.

Опираясь на задачи социально-педагогической службы, можно выделить группу функций,реализация которых направлена на повышение уровня социальной адаптации учащегося ПУ.

Диагностическая — изучение психологических, возрастных особенностей личности воспитанника, его способностей, состояния физического и нравственного здоровья; степени и направленности влияния микросферы; структуры учебного коллектива; характера группового взаимодействия.

Организаторская — организация социально значимой деятельности в социуме, включение в нее подростка в качестве активного субъекта.

Координирующе-посредническая — координация усилий медицинских, культурных, спортивных, правовых учреждений, общественных и благотворительных организаций, коллективов педагогов и учащихся для совместного решения проблем социального и профессионального становления подростка, для представления интересов учащихся на разных уровнях.

Профилактическая — использование социально-правовых, юридических, психолого-педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, способных оказать антипедагогическое воздействие, обеспечение защиты прав подростков.

Организационно-коммуникативная — установление деловых и личностных контактов с педагогами, родителями на принципах взаимного уважения, доверия, сотрудничества.

Прогностическая — прогнозирование процесса развития личности учащегося в период его обучения в ПУ и после его окончания.

Функция психологической поддержки — оказание помощи учащимся в решении проблем личностного характера, в снятии нервного напряжения, состояния тревожности, различного рода «комплексов», используя психокоррекционные и другие методы воздействия.

Изучение учащихся. Социальному педагогу необходимо изучить:

► общие данные всех учащихся, познакомиться с их биографиями (сведениями о родителях, месте рождения, проживания, месте учебы до поступления в ПУ);

► состояние здоровья учащихся (здесь важен контакт с медицинскими работниками; особое внимание должно уделяться психическому здоровью подростков, состоянию их нервной системы);

► индивидуальные особенности ученика, специфику развития интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, действенно-практической, экзистенциальной сфер личности, особенности процессов саморегуляции;

► факторы, провоцирующие девиантное поведение: особенности настроения, взгляды, система ценностных отношений, самооценка, оценка окружающей действительности, сфера интересов, потребностей и желаний;

► особенности семейного воспитания, взаимоотношения в семье;

► положение учащегося в группе.

Полученные данные могут быть занесены в специальную карту, содержание которой периодически обновляется в зависимости от получаемой информации (см. материалы к семинарским занятиям).

Индивидуальная работа с учащимися. В процессе общения с воспитанниками социальный педагог использует комплекс психолого-педагогических методов, направленных на решение различных профессиональных задач, с учетом индивидуальных качеств учащихся.

Социальный педагог в ходе беседы с учащимся получает информацию для определения личностных особенностей подопечного, выявления его отношения к социальной ситуации собственного развития. Вместе с тем, содержание бесед должно помогать подросткам наметить пути решения проблемных ситуаций.

Для формирования позитивных жизненных взглядов, социально значимых установок в процессе индивидуальной работы с учащимися социальный педагог использует методы убеждения. Убеждение предполагает разумное, строго логичное доказательство какого-либо утверждения, нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют или корректируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Большое значение имеет воздействие на мотивационную сферу учащихся, которое предполагает использование методов стимулирования.

Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу воспитанника, является внушение. По образному выражению В. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа — критику. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда подросток пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации педагог или родители?»

Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у подростков инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умений самоконтроля, саморегуляции; совершенствование навыков социально одобряемого поведения и т. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

Возраст учащихся ПУ — возраст активного познания мира и человеческих взаимоотношений, бурного умственного развития, проявления и развития разнообразных задатков и способностей, критического отношения к окружающему. Все это создает благоприятные возможности для воспитания сознательного, творческого отношения к учебной и трудовой деятельности.

кандидат педагогических наук, доцент Костылева Елена Анатольевна

«Институт пищевых технологий и дизайна» – филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Кутепова Любовь Ивановна

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает особенности организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Цель статьи проанализировать научную литературу организации разнообразных направлений проектной деятельности. В статье рассмотрены главные элементы в организации проектной деятельность, которыми является информационная основа как знания о средствах и условиях достижения результата. На основе проведенного анализа соответсвующей литературы статьи были определены педагогические условия организации проектной деятельности. Под организационными педагогическими условиями понимается комплекс возможностей, способствующих решению задач системы образования в целом.

Ключевые слова: проектная деятельность, дополнительное образование, эффективность.

Annotation. In this article, the author examines the features of the organization of project activities in the system of additional education. The purpose of the article is to analyze the scientific literature on the organization of various areas of project activities. The article discusses the main elements in the organization of project activities, which are the information basis as knowledge about the means and conditions for achieving the result. Based on the analysis of the relevant literature of the article, the pedagogical conditions for organizing project activities were determined. Organizational pedagogical conditions are understood as a complex of opportunities that contribute to solving the problems of the education system as a whole.

Keywords: project activities, additional education, efficiency.

Введение. В настоящее время в условиях стремительного развития научно-технического прогресса, изменившего социально-экономическую сферу России, система образования претерпевает ряд значительных изменений: происходит преобразование содержания образования; внедряются новые формы и методы обучения; пересматривается перечень знаний, умений и навыков. Все эти изменения в сфере образования направлены на переход от традиционной парадигмы обучения к компетентностной. Суть этой парадигмы заключается не в освоение обучающимися суммы знаний и навыков, а в развитие компетенций, направленных на достижение предметных, межпредметных и личностных результатов обучения.

Вышеупомянутые нововведения коснулись всей системы образования, в том числе и системы дополнительного образования детей. Дополнительное образование наравне со школьным образованием становится важным звеном в общей системе образования, которое гарантирует формирование личности обучающегося и его раннее профессиональное самоопределение. По этой причине все методы и приемы, используемые педагогами дополнительного образования в своей практике должны сформировывать компетенции, которые отвечают требованиям современного общества. Сегодня, имея большое разнообразие форм в системе дополнительного образования, проектная деятельность является одним из самых востребованных и инновационных направлений.

Проектная деятельность обучающихся в системе дополнительного образования к настоящему времени мало изучена. Она изучалась как средство профессиональной ориентации обучающихся при овладении ими компьютерных технологий (А. Маятин), как один из способов их творческой деятельности в детской объединение (Ю. Сазонов). Однако возможности организации проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования и условия реализации этих возможностей пока не исследовались.

С возрождением проектной деятельности в педагогической практики школы большинство педагогов дополнительного образования начинают переосмысливать весь свой опыт педагогической деятельности. Выявляя при этом место проектной деятельности обучающихся в процессе обучения.

Для определения востребованности проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования были рассмотрены нормативно-правовые документы, научные публикации педагогов и методистов, связанных с деятельностью дополнительного образования, интернет – материалы, причастные теме дополнительного образования, работы некоторых авторов по организации проектной деятельности в виде книжных изданий.

Рисунок 1. Основные компоненты понятия «возможность»

Организация проектной деятельности для обучающихся.

Организация проектной деятельности для творческого объединения

Организация проектной деятельности для педагога и обучающихся.

Главным элементом в организации проектной деятельность является ее информационная основа – это знания о средствах и условиях достижения результата. Для педагога дополнительного образования основу его деятельности будут составлять знания о педагогических возможностях реализации проектной деятельности. Для обучающихся информационную основу их проектной деятельности будет создавать педагог.

– набора особенностей проектной деятельности, служащих для реализации педагогических целей в результаты;

– набора условий, которые необходимы для реализации педагогических возможностей.

– создать условия для самореализации личности;

– организовывать процесс обучения через индивидуальный подход к каждому ребенку;

– сделать обучающегося активным участником процесса обучения;

– делать акцент на социально-нравственное развитие учащегося;

– реализовывать право ребенка на свободный выбор деятельности.

При проектировании процесса обучения большое значение придается создаваемым педагогическим условиям. Грамотно выбранные и четко реализованные педагогические условия позволят педагогу достичь высоких результатов своей педагогической деятельности с обучающимися.

Под педагогическими условиями следует понимать совокупность педагогических возможностей, воздействующих на процесс обучения для создания успешной реализации какой-либо деятельности.

Рисунок 2. Типы педагогических условий

Под организационными педагогическими условиями понимается комплекс возможностей, способствующих решению задач системы образования (В. Беликов, Е. Козырева, С. Павлов и др.

– требования, выдвинутые в конкретной области деятельности;

– обстановку, в которой что-то совершается;

– обстоятельство, от которого зависит что-то важное.

Можно заметить, что термин «условие» не может существовать отдельно, оно взаимодействует с разными предметными областями. Именно в совокупности все эти условия сформируют среду его возникновения.

В результате анализа и обобщения всех позиций авторов можно сделать вывод, что педагогические условия – это компонент образовательного процесса, воздействующий на педагогические возможности образовательных учреждений для большей эффективности достижения результатов.

Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить следующие условия для реализации проектной деятельности в образовательном учреждении:

Условие по созданию ситуации успеха.

Учет возрастных особенностей участников проектной деятельности.

Обеспечение современного информационно-технического сопровождения деятельности.

Условия по контролю самостоятельной деятельности учащихся.

Ориентирование на профессиональное будущее.

Рассмотрим выше перечисленные педагогические условия более подробно. Создание условий ситуации успеха в организации проектной деятельности является самым важным и эффективным условием. Обучающиеся в процессе проектной деятельности должны быть уверены в себе, в своих возможностях и способностях. В завершение процесса они должны быть горды своим результатом и проделанной работой.

Сопровождение проектной деятельности современными информационно-техническими ресурсами позволит повысить эффективность работы в несколько раз. При таком условие снижается время выполнения проектной работы, повышается интерес обучающихся и качество его работы.

Ориентация на профессиональное самоопределение успешно реализуется в проектной деятельности. Разная направленность проектной деятельности позволит учащемуся опробовать себя в разных областях знаний и определить что для него интереснее, что ему приносит удовольствие.

Чтобы получить полное представление о совокупности имеющихся педагогических условий для реализации проектной деятельности обучающихся необходимо, прежде всего, погрузиться в исследования педагогов и разобрать их рекомендации по сопровождению проектной деятельности обучающихся. После сбора, анализа и отбора нужных рекомендаций можно представить несколько групп условий по обеспечению эффективности проектной деятельность обучающихся.

Первая группа связана с особенностями отбора содержания проектной деятельности.

Вторая группа содержит особенности организации проектной деятельности.

Третья группа обобщает работу педагога, его позиции в этой области деятельности.

Большинство исследователей рекомендуют при организации проектной деятельности в системе

– наличие мотивационного компонента;

– самостоятельность в принятие решения;

– следование определенному алгоритму действий;

– разнообразие организационных форм;

– обеспечение информационно – техническими ресурсами.

– создавать собственные проекты, содержание которых связано с проектной деятельностью;

– организовывать совместные проекты с обучающимися;

– развивать навыки общения с обучающимися.

Педагогические условия – это меры по воздействию педагога дополнительного образования на учащегося с целью повышения эффективности образовательного процесса.

– организационно-техническое оснащение работы;

– информационно-техническое сопровождение работы;

– ценностно-мотивационные условия успешности выполнения работы;

– условия по совершенствованию контроля самостоятельной деятельности обучающихся.

Боровиков, Л. Педагогика дополнительного образования: учебно-методическое пособие для руководителей центров детского творчества. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2012. – 145 с.

Волкова, А. Принципы организации проектной деятельности учащихся в Центре «Экология и культура». – М. : Инноватор, 2014. – 166 с.

Малкова, И. Педагогические функции метода проектов в условиях их реализации в школе. -Томск: Академия, 2014. – 123 с.

Пастарнак, М. Дидактические основы применения проектного обучения учащихся в процессе изучения образовательной области «Технология». – Брянск, 1997. – 423 с.

Пахомова, Н. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. – М. : АРКТИ, 2015. – 114 с.

Поливанова, К. Проектная деятельность школьника: пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2008. – 159 с.

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 года № 1642

Смирнова Ж. , Большакова Ю. , Мададова К. Сущность контрольно-оценочной деятельности и ее особенности организации в дополнительном образовательном учреждении // В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования. сборник статей по материалам VII региональной научно-практической конференции. Мининский университет. 2020. 34-36.

Ходырева, В. Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании учащихся. -Новокузнецк, 2005, – 47 с.

УДК 37. 034

магистр педагогических наук Кротов Евгений Викторович

Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Оренбургская духовная семинария Оренбургской Епархии Русской Православной Церкви» (г. Оренбург)

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Статья посвящена теоретическому анализу феномена этического воспитания как неотъемлемой части нравственной педагогики. Подробно представлен терминологический аппарат исследования, охарактеризованы такие категории как «этика», «мораль», «нравственность». Рассмотрены задачи и функции этического воспитания. Представлено содержание воспитания и обозначена роль его этической составляющей.

Ключевые слова: этическое воспитание, нравственная педагогика, мораль, нравственности, этика. Annotation. The article is devoted to the theoretical analysis of the phenomenon of ethical education as an integral part of moral pedagogy. The terminological apparatus of the study is presented in details, such categories as «ethics», «morality», «moral» are characterized. The tasks and functions of ethical education are considered. The content of education is presented and the role of its ethical component is indicated. Keywords: ethical education, moral pedagogy, morality, morals, ethics.

«Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев.

Порой предпочитает осмотреться сам; трудно – попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы».

Януш Корчак «Как любить ребенка»

Введение. Базовые национальные ценности, присутствующие и одновременно составляющие религиозные, этические, социальные, семейные и иные системы ценностей, определяют содержание духовно-нравственного воспитания, развития и социализации – эта мысль не только прослеживается и находит свое подтверждение у педагогов и воспитателей, но и транслируется в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. », что определяет актуальность исследуемой темы.

Каменева О. , рассуждая об этике добродетели в педагогике, говорит о постмодернистском нигилизме; дискредитации всех норм; стирании границ прекрасного и безобразного; о ситуации, когда порок смешивается с добродетелью, ложь с правдой. В «открытой» истории нельзя спешить налагать запреты на

Современные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования детей

Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности УДОД.

Реформа образования в России  вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:

·      обновление содержания образования;

·      внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образования в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей – такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами – это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.

Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается под каждого ученика.

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность  условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

­       Личностно-ориентированное обучение  (Якиманская  И

­       Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

­       Коллективный способ обучения.

­       Технологии адаптивной системы обучения;

­       Педагогика сотрудничества  («проникающая технология»);

­       Технология КТД;

­       Технология ТРИЗ;

­       Проблемное обучение;

­       Коммуникативная технология;

­       Технология программированного обучения;

­       Игровые технологии;

­       Технологии развивающего обучения;

Технология личностно-ориентированного обучения  (И. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В соответствии с данной технологией для каждого обучающегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ребёнку, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

1)   Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.

2)   Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

3)   Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.

4)   Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп  обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет обучающемуся работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В массовой школе индивидуальное обучение применяется ограниченно.

Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

·        одновременная работа со всей группой;

·        работа в парах;

·        групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать самостоятельность и коммуникативность.

Групповая технология складывается из следующих элементов:

· постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

· планирование работы в группах;

· индивидуальное выполнение задания;

· обсуждение результатов;

· сообщение о результатах;

· подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется  Технология коллективной творческой деятельности (И. Волков,  И. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.

В основе технологии лежат организационные принципы:

·      социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

·      сотрудничество детей и взрослых;

·      романтизм и творчество.

·      выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т

·      воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т. ), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.

Конкретных  форм КТД великое множество. Правда, если вглядеться в подобные списки, быстро обнаруживаешь за разными названиями повторяющиеся схемы организации. Назовем эти схемы методиками — «бой», «защита», «эстафета», «путешествие», ролевая игра.

Трудовые дела: атака трудовая, десант трудовой, подарок далеким друзьям, рейд, фабрика трудовая.

В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания воспитателей — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.

Цель трудовых КТД — обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески.

Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.

Познавательные дела: вечер (сбор) весёлых задач, вечер (сбор) – путешествие, вечер (сбор) разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс– конференция, рассказ – эстафета, собрание – диспут, турнир– викторина, турнир знатоков, устный журнал (альманах).

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Например, турнир знатоков — познавательное дело-обозрение, проводится несколькими коллективами, каждый из которых по очереди организует творческое состязание (свой тур) между остальными участниками. Турнир знатоков можно проводить в классе (между звеньями, бригадами) или между классными коллективами, а также между сводными командами старших и младших

Художественные дела. Примеры КТД: Кольцовка песен. Концерт – «молния». Кукольный театр. Литературно-художественные конкурсы. Турнир знатоков поэзии. Эстафета любимых занятий. Эстафета – «ромашка».

Например. Кольцовка песен — массовая игра-обозрение, участники которой, составляющие несколько команд, поочередно (по кругу) исполняют песни на выбранную тему.

Спортивные дела: веселая спартакиада, спартакиада народных игр, «Тайна» («Следопыты») и т.

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

·      Педагог создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на ее решение, организует поиск решения.

·      Обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Принципы проблемного обучения:

-развивающий характер обучения;

-интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

-использование дидактических алгоритмизированных задач.

Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:

-педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;

-излагает различные точки зрения на вопрос;

-предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

-побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;

-ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.

Особенностью данного подхода является реализация идеи “обучение через открытие”: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения (М. Махмутов, И. Лернер):

· ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы;

· дробление проблемы на отдельные задачи;

· выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;

· анализ полученных результатов, формулировка выводов.

Игровые технологии (Пидкасистый П. , Эльконин Д. ) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.

Основные принципы игровых технологий:

-природо – и культуросообразность;

-умение моделировать, драматизировать;

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, “Моделирование случаев из жизни”, “Стихийное бедствие”, “Путешествие во времени” и т. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.

Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.

Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.

Новые информационные технологии обучения

в дополнительном образовании детей

Новые информационные технологии (по Г. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:

I – как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Цели новых информационных технологий:

· Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

· Подготовка личности «информационного общества».

· Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.

· Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения новых информационных технологий:

· Обучение – это общение ребенка с компьютером.

· Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

· Диалоговый характер обучения.

· Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

· Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект.

· Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

· Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

· Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Заключение

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

-разбудить активность детей;

-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

-подвести эту деятельность к процессу творчества;

-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий – дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:

·  применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;

·  проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;

·  научить детей новым методам работы;

·  оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.