ОСНОВНАЯ ГИМНАСТИКА И ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Основная гимнастика — один из относительно самостоятельных видов, наиболее целесообразное средство физического воспитания людей разного возраста. Она является учебным предметом в шко­ле, так как по своему содержанию и направленности соответствует задачам физического воспитания учащихся в школах.

1. Основная гимнастика — общедоступное средство физического воспитания. Из большого многообразия средств основной гимнасти­ ки можно выбрать упражнения, доступные детям младшего, сред­ него и старшего возраста, а также людям среднего и пожилого возраста.

В занятиях основной гимнастикой применяются строевые, об-щеразвивающие, прикладные упражнения, простые прыжки (в дли­ну, высоту, с возвышения, на возвышение, через набивные мячи, гимнастические скамейки, рулоны из матов и др.), упражнения в висах и упорах, простейшие акробатические упражнения (перека­ты, кувырки, стойки на лопатках, голове, перевороты в сторону), элементарные упражнения художественной гимнастики (движения ногами и туловищем у опоры, танцевальные движения). Техника этих упражнений сравнительно проста-, поэтому обучение им не требует многократных повторений.

2. Оздоровительная направленность основной гимнастики. Ос­ новная гимнастика имеет большое оздоровительно-гигиеническое значение для общего гармонического развития всех органов и сис­ тем человека, сохранения и улучшения здоровья, повышения жиз­ недеятельности и работоспособности, а также формирования пра­ вильной осанки и воспитания физических качеств занимающихся.

При решении этих задач обеспечивается высокий уровень все­стороннего физического воспитания подрастающего поколения, без

которого невозможна реализация принципа оздоровительной на­правленности основной гимнастики, а также подготовка нашего на­рода к социалистическому труду и обороне Родины.

Оздоровительная направленность достигается подбором дос­тупных упражнений, выполняемых с изменяющейся интенсивно­стью, для разных частей тела. При подборе упражнений необходи­мо учитывать индивидуальные особенности занимающихся (состо­яние здоровья, возраст, пол и физическую подготовленность) и ана­томическое строение двигательного аппарата. Вовлекать в работу следует все группы мышц с учетом их функциональных особеннос­тей и массы.

Регулировать физическую нагрузку надо так, чтобы она дава­лась систематически и повышалась равномерно, по мере приспо­собления к ней организма занимающегося.

3. Прикладное значение основной гимнастики. На занятиях ос­ новной гимнастикой формируются и совершенствуются такие жиз­ ненно необходимые двигательные навыки, как ходьба, бег, равно­ весие, метание, лазание, переноска груза, преодоление различных препятствий.

Перечисленные навыки имеют большое значение в трудовой и военной деятельности людей. Обучение им обогащает двигательный опыт и дает возможность развивать силу, быстроту, ловкость и вы­носливость.

4. Основная гимнастика — эффективное средство обогащения двигательного опыта. В процессе занятий основной гимнастикой изучаются элементы многих движений. Владея большим запасом разнообразных по структуре и технике исполнения упражнений, занимающиеся могут успешно овладевать новыми формами движе­ ний и справляться с различными двигательными задачами. Это объ­ ясняется тем, что на основе выработанных условных двигательных рефлексов можно вырабатывать новые условные рефлексы высшего порядка.

В каждом новом изучаемом движении существуют элементы (части, детали) ранее изученного. Следовательно, чем большим количеством разнообразных двигательных навыков владеет чело­век, чем богаче его двигательный опыт, тем легче и быстрее можно обучить его новым двигательным действиям. Решение этой задачи имеет особо важное значение при занятиях основной гимнастикой с детьми.

5. Воспитательно-образовательное значение основной гимнасти­ ки. В процессе занятий решаются воспитательные и образователь­ ные задачи. Уроки гимнастики, на которых обычно упражнения выполняются под счет или с музыкальным сопровождением, воспи­ тывают дисциплину, помогают добиться строгого порядка. На заня­ тиях гимнастикой обучают различным двигательным действиям и умениям выполнять их точно в пространстве и во времени. Детей школьного возраста следует научить точно оценивать свои движе­ ния во всех параметрах, координировать движения различных час­ тей тела и запоминать их.

Людям пожилого возраста надо уделять внимание точности движений и постепенному усложнению их координации. С этой целью рекомендуется изучаемые движения отдельными частями тела соединять в серии и комбинации (на 8—16 счетов). При разу­чивании разнообразных упражнений развивается способность запо­минать и осмысливать совершаемую двигательную деятельность, что положительно воздействует на психическое состояние зани­мающихся.

В процессе занятий основной гимнастикой хорошо сочетаются умственное образование и физическое воспитание.

П. Ф. Лесгафт, анализируя систему гимнастики в школе, писал: «Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять нераздельную задачу школы; всякое одностороннее развитие непременно нарушает гармонию в образо­вании и не создает условий для развития цельного человека *.

Таким образом, в процессе занятий основной гимнастикой мож­но успешно решать задачи общей всесторонней физической подго­товки, формировать основные жизненно необходимые двигательные навыки и обучать основам техник» многих движений. Основная гимнастика по праву считается подготовительной ступенью, обес­печивающей переход к спорту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *