Библиографическое описание
Титова, С. П. Внедрение образовательной робототехники в деятельность дошкольной образовательной организации / С. П. Титова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5293/ (дата обращения: 03.05.2023).
В статье представлен опыт работы по реализации технологии образовательной робототехнике в деятельности дошкольного учреждения.
Ключевые слова: робототехника, дошкольное образование, техника, дети.
Следовательно, уже на этапе дошкольного детства мы должны предоставить детям возможность освоения данной профессии, ведь уже в дошкольниках можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране. Таким образом, образовательная робототехника — это мощный инновационный образовательный инструмент, позволяющий обеспечить преемственность от дошкольного до профессионального образования.
Что же такое робототехника в детском саду? Робототехника — это создание роботов из специальных конструкторов. Мы с этой целью используем наборы LEGO Перворобот и Лего Ведо 2.0, в которые входят пластиковые детали, двигатели, различные датчики (движения, цвета, препятствия, ультразвуковые и пр.) и программируемый блок. В комплект входит также среда разработки программ, непосредственно с которой и нужно работать, чтобы «оживить» робота.
В чём цель занятий робототехникой в детском саду? Ребёнку интересно собственными руками создать настоящего робота и понаблюдать за результатом своих трудов. А перед педагогом стоит другая задача: познакомить детей с основами программирования, развить конструкторские навыки, логику, целеустремлённость, уверенность в себе. Робототехника — это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.
Как проходят занятия робототехникой? Детям выдаются наборы конструкторов и инструкция, по которой нужно собрать определённую МОДЕЛЬ. Затем начинается самая ответственная часть работы — программирование. На компьютере ребята пишут программу, которая будет управлять роботом, и сохраняют её. В конце занятий происходит тестирование роботов — они включаются и делают то, чему их «научили».
На начальном этапе деятельности дошкольники собирают модели по схеме и составляют элементарную программу ее поведения. В дальнейшем, ребенок может самостоятельно придумать модель, сконструировать ее и написать программу движения.
Таким образом, помощью технологии образовательной робототехники мы знакомим дошкольников с целым спектром технических профессий, таких как инженер, конструктор, программист, механик, робототехник, формируем у дошкольников начальное техническое мышление и создаем условия для развития начального технического творчества.
Завершает работу над моделью ее презентация, которую ребята готовят самостоятельно или с помощью педагога. Следующий этап работы с моделями роботов – это этап объединения и развития. В нашем образовательном учреждении работает мультстудия и придуманные ребятами модели роботов становятся героями мультфильмов. Работа над созданием мультфильмов позволяет наряду с техническим конструированием развивать техническое творчество, оттачивать навыки программирования, формировать навыки работы в команде. На сегодняшний день воспитанниками создано 3 мультфильма: «Пожар в лесу», «Когда я вырасту», «Лица победы».
За 2017–2019 г.г. на реализацию проектов с использованием образовательной робототехники «Профессиональная ориентация дошкольников средствами образовательной робототехники», «Создание мультфильмов средствами робототехники» было реализовано 500000 рублей. Педагогический коллектив и воспитанники МБДОУ Детский сад № 277 являются победителями конкурсов различных уровней, что еще раз подтверждает успешность внедрения технологии образовательной робототехники в деятельность образовательной организации.
Так в 2017 г. — старший воспитатель Титова С. П. стала победителем Республиканского профессионального конкурса «Педагог года Республики Башкортостан — 2017», на котором был представлен проект «Образовательная робототехника в дошкольном учреждении».
2018 г. — Опыт работы по образовательной робототехнике был представлен на Международном салоне образования в г. Москва и на Уфимском салоне образования
2019 г. — МБДОУ Детский сад № 277 награжден памятной статуэткой «За вклад в развитие образования» в номинации «Научно-техническое творчество».
Материалы проекта были отражены в 10 научных статьях, в том числе 1 статья опубликована в Международном журнале передовых биотехнологий и исследований, индексируемом Скопус, 2 статьи в журнале ДоШкольный мир, 1 статья в сборнике статей Академии ВЭГУ, входящего в перечень изданий ВАК. Материалы также вошли в грант «Сетевой электронный детский сад», который представляет собой единую электронную среду для педагогов и родителей с возможностью реализации инновационных практик дошкольного образования Республики Башкортостан.
По результатам реализации проекта у воспитанников МБДОУ Детский сад № 277 сформировано начальное техническое мышление и созданы предпосылки для развития начального технического творчества.
2 % воспитанников занимаются по программе «Одаренные дети» (техническое направление).
10 % выпускников МБДОУ Детский сад № 277 продолжают заниматься робототехникой в центрах научного творчества.
58 % воспитанников занимаются в кружке по робототехнике «Интеллектус» в МБДОУ Детский сад № 277
62 % родителей воспитанников целенаправленно выбирают МБДОУ Детский сад № 277, обосновывая выбор наличием условий для занятий робототехникой.
Таким образом, внедрив технологию образовательной робототехники, мы создали условия, необходимые для развития начального технического творчества, проявления социальной инициативы и самостоятельности дошкольника, ранней профориентации, а также воспитания информационной культуры и позволяет уже на первой ступени образования решать задачи, стоящие перед нашим регионом.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная робототехника, Детский сад, начальное техническое творчество, занятие робототехникой, дошкольное образование, дошкольное учреждение, начальное техническое мышление, LEGO, Башкортостан, Опыт работы.
Карачарова, Л. Е. Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста / Л. Е. Карачарова, А. А. Жуйборода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 216-218. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85209/ (дата обращения: 03.05.2023).
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
В рамках стратегии научно-технического развития Российской Федерации и федерального проекта «STEM-образование детей дошкольного возраста» указывается на необходимость включения робототехники в образовательный процесс. Использование таких роботов способствует развитию логического и пространственного мышления, формированию универсальных действий, специальных знаний, а также умения планировать деятельность, что свидетельствует о необходимости содержания для развития функции планирования.
У. Р. Монтеалегре одним из условий развития дошкольников, выделил развитие у детей выполнения действий с помощью конструирования. Конструирование проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и на совместных и самостоятельных детских мероприятиях, в увлекательной игровой форме. В настоящее время среди дошкольников набирает популярность такой продуктивный вид деятельности, как обучающая робототехника.
Робототехника для дошкольников — это прежде всего творческая деятельность, развивающая интеллект ребенка: улучшается память и пространственное мышление, тренируется выносливость и усидчивость, что готовит ребенка к школе, где эти качества очень полезны. Работа с дизайнером требует концентрации и одновременно развивает воображение и желание творить. С этой точки зрения конструкторы роботов ничем не уступают обычным конструкторам. Но вы также развиваете техническое мышление и способствуете творчеству. Недаром темы, связанные с детской робототехникой, обсуждаются на государственном уровне.
Всю робототехнику можно разделить на три основных типа:
- Спортивная. В рамках такой робототехники отрабатывается соревновательная составляющая обучения. Каждый должен показать, какого уровня он достиг.
- Образовательная. Она сочетает в себе основы физики, информатики, математики и технологий. Направлена на всестороннее развитие ребенка.
В дошкольной робототехнике упор делается на творческий и образовательный способ представления и усвоения материала. На уроках робототехники дети строят всевозможные машины, которые окружают их в повседневной жизни, персонажей из сказок, животных, различные предметы и многое другое, что их интересует в этом возрасте.
Примерно к 5 годам дети начинают интересоваться работой определенных механизмов, что ими движет и как они устроены. Активно зная окружающий мир, они очень хорошо воспринимают различную информацию, которая при правильном представлении прекрасно усваивается. Конструирование можно успешно использовать для их продуктивного развития.
Современные дети, как и мы, взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, компьютеризации и робототехники. Достижения в области технологий и программирования стремительно проникают во все сферы жизни человека, особенно в жизни детей. Повсюду нас окружают сложные технические объекты: бытовая техника, современные интерактивные игрушки, строительные и другие машины. Даже самые маленькие дети интересуются движущимися игрушками. Они пытаются понять, как все это работает. На текущем этапе (благодаря разнообразию разработок LEGO) появилась возможность ознакомить дошкольников с основными основами устройства сложных технических объектов.
Занятия с роботами могут быть организованы вместе с другими образовательными и развивающими курсами. Робота можно успешно использовать для развития речи, изучения основ математики, окружающей среды, ролевых игр и проектной деятельности.
«Одним из инструментов, который помогает развить навыки планирования этапов и сроков своей деятельности, является мини-робот Bee-Bot «Умная пчела», STEM — набор «Робомышь», с помощью которого дети учатся:
– создавать программу — план будущих действий;
– разбить большую задачу на подзадачи;
– усвоить, что такое последовательные действия.
Дети учатся программировать, спрашивая у робота план действий и создавая для него задания. Элементы игры, включенные в учебный процесс, активизируют познавательную деятельность дошкольников и улучшают усвоение материала. В ходе полевых исследований и определения путей движения дети научились видеть сходства и различия, видеть изменения, определять причины и характер этих изменений и делать на их основе выводы. Во время игры дети сотрудничают и активно ищут ответы на задания. Детям интересно самим планировать и составлять маршруты для Робомыши».
Такие ученые, как В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, анализируя проблему формирования учебной деятельности, пришли к выводу, что ребенок готов к обучению, когда он знает, как принять и поддерживать цель следующего занятия, спланировать последовательность действий, выбирать средства ее реализации, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.
Роботехника используется как отличный инструмент для решения различных образовательных задач. Использование таких мини-роботов в учебном процессе способствует развитию логического и пространственного мышления, формированию универсальных видов деятельности, специальных знаний, а также умения планировать деятельность.
Таким образом, робототехника является эффективным и универсальным средством развития детей дошкольного возраста с момента их введения в учебный процесс для развития логического мышления, способности планировать свою деятельность, работать по модели, анализировать усвоенные действия в новых ситуациях, исправлять их и передавать в процессе реализации алгоритмических действий, описывать их языком и средствами, понятными людям.
- Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. — М.: Наука. — 2010. — 154 с.
- Головина, Б. Г. Робототехника В ДОУ / Б. Г. Головина. — М.: Наука, 2015. — 152 с.
- Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Дятлова // Молодой ученый. — 2016. — № 14. — С. 536–537.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пространственное мышление, учебный процесс, LEGO, STEM, государственный уровень, деятельность, дошкольный возраст, последовательность действий, усвоение материала.
В статье раскрыты понятия: техническое детское творчество; робототехника в детском саду. Представлены наиболее важные условия для успешной реализации образовательной робототехники в детском саду.
Содержимое публикации
Образовательная робототехника в детском саду.
Екатерина Анатольевна Шахрай,
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, первоначальные технические навыки.
Актуальность внедрения образовательной робототехники в детском саду подтверждают и слова В.В.Путина. Выступая на пленарном заседании международного экономического форума, глава государства отметил, что Российская Федерация может стать площадкой по развитию робототехники, так как открытия, сделанные в этой области способны привести к технологической революции.
Психолого-педагогические исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддъякова, Л.А.Парамоновой и других показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, формирования творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов. Именно на это и направлены занятия по робототехнике, позволяющие ребенку проявить конструктивные, творческие способности и приобщиться к техническому творчеству.
Техническое детское творчество – это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов. Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:
Постановка технической задачи
Сбор и изучение нужной информации
Поиск конкретного решения задачи
Материальное осуществление творческого замысла
В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов, которое осуществляется в процессе занятий робототехникой.
Робототехника в детском саду – это творческие занятия, в процессе которых ребенок работает со специальными конструкторами, изучает работу механизмов, моторов, рычагов, колес, пробует создавать собственные модели роботов, используя схемы или придумывая свои варианты. Это по силам уже детям 5 – 6 лет. А ребята постарше знакомятся с программированием: не просто собирают модель, но и создают для нее простейшую программу на персональном компьютере.
В чем цель занятий робототехникой в детском саду?
Ребенку интересно собственными руками создать настоящего робота и наблюдать за результатом своих трудов.
Педагоги, организуя занятия по робототехнике, решаютследующие задачи:
– формировать навыки конструирования и первого опыта программирования;
– развивать математические навыки, связанные со счетом, пониманием симметрии и пропорций, ориентировкой в пространстве;
– активизировать внимание, мышление, память;
– развивать мелкую моторику, т.к. ребенок много работает с мелкими деталями конструкторов;
– познакомить детей с основами механики;
– способствовать пропедевтике инженерного образования;
– развивать умение работать в команде и взаимодействовать со сверстниками, педагогами.
Занятия по робототехнике – это занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость, при этом LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Робототехника – это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.
Конструкторы ЛЕГО серии Образование (LEGO Education) – это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
В детском саду используются разные виды конструкторов. LEGO EducationWeDO – позволяет детям от 5 лет собрать и запрограммировать простые модели LEGO через компьютерное приложение LEGO EducationWeDO 2.0., работая индивидуально, в парах или командами, дети собирают роботов. С помощьюBluetooth, планшета или персонального компьютера учатся управлять моделями, не имея никаких проводов. КонструкторыLEGO вводят детей в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, коллективного обсуждения, учат детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки, но и осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, побуждают интерес к творческой конструктивной деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Выделяют три основных вида робототехники:
Спортивная- является одной из самых популярных. Популярность данного вида
обусловлена соревновательной направленностью. Данное направление робототехники включает в себя различные виды соревнований (слалом по линии, кегельринг, мини – сумо и др.), решение олимпиадных задач. Участие в соревнованиях такого вида, подразумевает под собой определенную базу знаний, необходимых для создания роботов и их программирования. Спортивная робототехника, предназначена для демонстрации своих умений и возможностей учащимися, которые уже заинтересовались робототехникой.
Творческая – не предполагает соперничества, само создание роботов и есть
главная цель. Творческая робототехника служит для проявления креативных способностей учащихся. Данный вид робототехники, характеризуется стремлением к созданию новых роботов, которые могут найти практическое применение в нашей жизни. Творческая робототехника — качественно новый уровень деятельности ребенка, предполагающий наличие базовых и продвинутых знаний в этой области.
Образовательная–это интеграция математики, физики, информатики.
Образовательная робототехника позволяет сформировать и развить в ребенке
важнейшие качества гармоничной творческой личности и предназначена для формирования базовых знаний и умений в области конструирования и программирования роботов. Она выявляет техническиесклонности у дошкольника на ранних этапах: на занятиях ребята конструируют машины, погрузчики, самолеты, создают из деталей любимых сказочных персонажей, животных.
Этапы работы по освоению детьми программы робототехники:
Старшая группа (5 – 6 лет)
Дошкольники способны создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу. Знакомство с программами LEGO Education.
Подготовительная группа (6 – 7 лет)
Формирование умения создавать свою модель при помощи LEGO – конструкторов LEGO EducationWeDO.Конструкторы данного вида предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире.
Алгоритм деятельности детей на занятии:
Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.
Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.
Сборка частей модели.
Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.
Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).
Таким образом, можно сделать вывод, чторобототехника в детском саду – это возможность познакомить дошкольника с увлекательным миром роботов и подготовить его к изучению точных наук в школе. Это первый шаг навстречу серьезной робототехнике.
Вам также может понравиться:
Всероссийская образовательная олимпиада для 1-4 классов «ЭРУДИТ. МАТЕМАТИКА
»
20 Марта – 25 Мая
Международный конкурс художественного слова к Пушкинскому дню «Я ЧИТАЮ ПУШКИНА
»
25 Апреля – 25 Июня
- Психология по научные статьи для «Характеристика мышления как психологического процесса»
Научная статья - Дошкольное образование по научные статьи для «Общение с ребенком со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами»
Научная статья - Психология и педагогика по научные статьи для «Консультирование в работе педагога-психолога детского сада»
Научная статья - Дошкольное образование по научные статьи для «Курсовая работа,Формирование у дошкольников юмора средствами художественной литературы»
Научная статья - Психология по научные статьи для «Особые образовательные методики в начальной школе»
Научная статья
Комарская, М. А. Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» / М. А. Комарская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4743/ (дата обращения: 03.05.2023).
Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, разработанная в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», актуализирует необходимость формирования мотивации на профессиональную деятельность с дошкольного возраста.
В настоящее время наблюдается возвращение массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. С другой стороны, имеется дефицит качественных молодых инженерно-конструкторских кадров для развития отечественных предприятий.
Парциальная программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» — это новый подходов к развитию детского технического творчества в дошкольном образовании, имеющая методическое сопровождение.
Подготовка детей к изучению технических наук — это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлечённых своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.
Ключевые установки при реализации программы:
− Поддержка разнообразия детства
− Создание условий социальной ситуации
− Содействие взрослого и ребенка
− Развитие способностей каждого ребенка
Цель сопровождения профессионального самоопределения на этапе дошкольного образования –формирование первичного представления о мире профессий, интереса к профессионально-трудовой деятельности, позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Название Программы говорит об эволюции конструкторов, а также о влиянии их на развитие ребенка.
Влияние набора «Дары Фрёбеля» на развитие ребёнка и образовательный процесс:
− Развитие самостоятельности и инициативности.
− Развитие творческой деятельности.
− Создание эмоционального единения взрослого и ребенка.
− Стимулирование коммуникативной деятельности родителей через совместную проектную деятельность
Влияние конструкторов на развитие ребёнка и образовательный процесс:
− Формирование способности к волевым усилиям, направленных на достижение результата.
− Развитие основ трудолюбия.
− Развитие способности к планированию.
− Развитие воображения, образного мышления.
− Развитие способности систематизировать.
− Развитие творческой активности.
− Развитие моторики рук
Влияние робототехники на развитие ребёнка и образовательный процесс:
− Приобретение современных политехнических представлений и умений.
− Формирование предпосылок технических и технологических компетенций.
− Развитие познавательных процессов (восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.).
− Формирование личных качеств (самостоятельность, инициативность, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, толерантность, стремление к успеху, потребность в самореализации).
− Формирование навыков коммуникации межличностного общения.
− Формирование «командного духа», умение работать в команде
Кроме того, участие детей, родителей и педагогов в соревнованиях по робототехнике имеют огромное влияние на развитие всех вышеперечисленных качеств всех участников соревновательного процесса: это и приобретение и закрепление современных политехнических умений, и формирование технологических компетенций, личных качеств, навыков коммуникации, и конечно же «командного духа». Благодаря участию в таких соревнованиях и мероприятиях родители и дети более глубоко занимаются темой технического творчества, родители поддерживают данное направление вне детского сада, а также налаживается тесный положительный контакт педагогов детского сада с родительским сообществом группы в целом.
Разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.
− В условиях реализации ФГОС ДО организовать в образовательном пространстве ДОО предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно -методическому и дидактическому обеспечению);
− Формировать основы технической грамотности воспитанников;
− Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
− Обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
− Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.
Программа может использоваться как часть, формируемая участниками образовательных отношений, при разработке Основной общеобразовательной программы дошкольного образования — вариативная часть ООП.
При реализации программы важно учитывать возрастные особенности развития дошкольников 5–7 лет!
Результаты освоения парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» сформулированы на основе компетенций инженера (Постановление Минтруда РФ «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» от 21.08.1998г. № 37 с изменениями и дополнениями (специальность «Инженер»)) и скорректированы с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста. Эти результаты полностью соотносятся с требованиями и конкретизируют целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.
Пример (из Таблицы № 1 Программы)
− Машиностроение и машиноведение
− Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение
− Транспортное, горное и строительное машиностроение
− Авиационная и ракетно-космическая техника
− Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы
− Радиотехника и связь
− Информатика, вычислительная техника и управление
− Технология продовольственных продуктов
− Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности
− Процессы и машины агроинженерных систем
− Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева
− Строительство и архитектура
Авторами Программы также предлагается технология образовательной деятельности с детьми, которая сознана на основе теоретические работ образовательной деятельности В. Т. Кудрявцевой, Т. В. Волосовец, Н. А. Коротковой. Данная технология предусматривает определенный алгоритм, позволяющий отойти от школьной системы подачи материала, снизить риски излишней интеллектуализации детей, провоцирования искусственного убыстрения развития детей старшего дошкольного возраста.
Этапы непосредственно образовательной деятельности в старшей и подготовительной к школе группе:
- Введение нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь.
- Техника безопасности.
- Схемы, карты, условные обозначения (работа детей с символьным материалом)
- Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей)
- Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух
- Конструирование/экспериментальная деятельность
- Инженерная книга
- Обсуждение построек, оценка деятельности (что хотели сделать — что получилось)
- Обыгрывание моделей
- Фотографирование деятельности и объектов
- Размещение моделей и конструктивных материалов в предметно-пространственной среде группы.
Организация НОД по данной технологии позволяет сделать образовательный процесс занимательным и увлекательным, а также формировать у дошкольников умения и качества, которые необходимы ребенку на следующей ступени образования
− развитие памяти, речи, воображения, сосредоточенности
− формирование умения анализировать и планировать
− формирование умения работать с символьным материалом
− формирование умения работать в парах, коллективно
Техническое творчество — это не только подготовка «будущих инженеров», это воспитание успешной личности.
- Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». — 2-е изд. — Самара: Вектор, 2018. — 79 с.
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора). — Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001–88 с.
- Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. — Москва: ТЦ Сфера, 2017–136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, образовательная деятельность, образовательный процесс, дошкольный возраст, игровое оборудование, инженерная книга, парциальная программа, техническое творчество, формирование умения, детский сад.
Заболоцкая В.В.
Николаева Л.В.
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
В статье затронута проблема использования в деятельности ДОО нового направления – робототехники. В настоящее время актуальной становится идея развития логического мышления дошкольников, их интеллектуального, творческого развития на основе использования инновационных подходов, среди которых ведущее место занимает робототехника. Использование робототехники позволяет расширить возможности образовательной области «Познание» с помощью организации игрового обучения конструкторами «LEGO». Образовательные конструкторы с возможностью программирования с помощью компьютера находят применение и в дошкольных образовательных организациях. В статье дается описание программы кружка «Робототехника» для детей дошкольного возраста. Компьютер используется как средство управления моделью, его использование направлено на составление управляющих алгоритмов собранной модели. Ребенок получает представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов. Таким образом, робототехника является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников.
1. Кустова Н.И. Конструирование и робототехника в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС / Н.И. Кустова. – Салехард; ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2014.
2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов / Т.В. Лусс. – М: РУДН, 2007.
3. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей: книга для родителей и преподавателей кружков робототехники /С.А. Филиппов/С.А.Филиппов. – СПб.: Наука, 2010.
4. Шайдурова В.Н. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие / В.Н. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.
Век компьютерной техники предоставляет новые возможности и направления в работе с детьми. Реализация ФГОС дошкольного образования требует создания инновационной образовательной среды для развития логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития. В последние годы получает развитие использование роботехники и в детском саду, и в школе. Проблема развития логического мышления детей дошкольного возраста средствами робототехники определяет возможности решения задач образовательной области «Познание» с помощью организации игрового обучения конструкторами «LEGO».
Научно-технический прогресс влечет за собой современных детей, которые шагают в ногу со временем и стремятся не отставая идти вслед за ним. Ребенок нового времени – это исследователь и изобретатель.
В настоящее время, когда миром правит техника, существует огромное количество возможностей развития детей. Компанией «LEGO» созданы образовательные конструкторы с возможностью программирования с помощью компьютера, ориентированные и на детей дошкольного возраста. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью, его использование направлено на составление управляющих алгоритмов собранной модели. Ребенок получает представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов.
Актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников. При работе с конструкторскими моделями затрагивается проблема развития мышления детей. Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства. Высшей стадией развития мышления является формирование логического мышления, оно зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность.
Конструирование и робототехника полностью отвечают условиям развития логического мышления детей, их интересам, способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р. Лурия. Он сделал вывод о том, что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.
В результате работы с детьми с помощью конструкторов нового поколения «LEGO», ребенок учится наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщать – что являются основными главными критериями развития логического мышления. У них развивается техническое мышление и техническая изобретательность.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ детский сад №2 «Василёк» ГО «Жатай». В эксперименте участвовали две группы детей старшего дошкольного возраста по 10 человек: экспериментальная и контрольная.
На констатирующем этапе исследования был выявлен средний уровень развития логического мышления детей. На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована программа «Робототехника». Цель программы «Робототехника»: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Практическая часть состоит из двух видов деятельности:
1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.
2. Работа по теме занятия с конструктором «Перворобот Lego Wedo (начальный уровень) второй год обучения». Выполнение проекта Lego Wedo+ Scratch.
Ожидаемый результат: Развитие логического мышления, умение правильно выражать свою мысль, решение проблем различными путями, развитие моторики рук, введение в робототехнику, умение программирования.
Виды и формы образовательной деятельности по направлению основы робототехники:
• методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность воспитанников;
• экспериментальные исследования, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу воспитанников;
• деятельностные виды практических заданий, подразумевающие творческий подход к созданию интерактивных элементов моделей;
• предусмотрена как индивидуальная форма конструктивной деятельности воспитанников, так и подгрупповая, представленная в детских проектах.
В процессе работы кружка мы проводили разные формы организации обучения:
1. Конструирование по образцу.
Это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Сначала дети рассматривают игрушку, выделяют основные части. Затем вместе с воспитателем отбирают нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирают все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции).
2. Конструирование по модели.
В данной модели многие составляющие элементы скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление.
3. Конструирование по заданным условиям.
Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и, наоборот, – по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.
5. Конструирование по замыслу.
Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными.
Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.
Заниматься робототехникой в детском саду можно уже со 2 младшей группы, дифференцируя задания и виды занятий в соответствии с возрастными особенностями.
ЛЕГО-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет чтобы все узнали про его сокровище – не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно.
От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе: умение брать на себя роли, распределять обязанности и четко выполнять правила поведения. Каждый ребенок может поучаствовать в разных ролях, сегодня собачка, а завтра дрессировщик. С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя. Развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.
Игры – исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать решение и реализовывать их, расширять технические и математические словари ребенка.
Что такое образовательный конструктор?
Во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, т. е. предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок, он не должен ограничивать воображение.
Во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая как правило обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным и в перспективе сложным.
В-третьих, набор для конструирования должен входить в линейку конструкторов обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором, в зависимости от возраста детей и задач конструирования.
В четвертых, нести полноценно смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми моделей объектов реальности из деталей конструктора.
В результате конструирования дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта.
Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу по развитию логического мышления, умственных способностей и творчества.
При этом важно, что, с одной стороны, ребенок увлечен творческо-познавательной игрой, с другой применение новой формы игры, способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС.
Таким образом, используя конструкторы «LEGO», мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.
У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Кроме того, у детей развиваются познавательные способности, мотивация и интерес к решению различных задач. Дети учатся принимать решения в многочисленных ситуациях. Большая роль отводится проектной работе.
Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладывают первые предпосылки учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.
Библиографическая ссылка
Заболоцкая В.В., Николаева Л.В. РОБОТОТЕХНИКА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9.
;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17694 (дата обращения: 03.05.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)