Основные этапы проектирования урока истории и «Особенности проектирования урока истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС»

1. Урок как основная форма организации учебного процесса истории

2. Типология уроков истории

3. Структура урока истории

4. Основные этапы подготовки учителя к уроку

5. Современные требования к уроку истории. Схема анализа урока

Большой арсенал средств обуславливает множество форм обучаемого процесса. Каждая форма имеет свои особенности при использовании, поэтому важное место здесь занимает разработка и усовершенствование различных форм обучения. В Беларуси используется классно-урочная система обучения. Она была разработана еще Я. Коменским. Однако нельзя сказать, что эта система совершенна. Она нивелирует психологические и физиологические особенности учащихся, т.к. она рассчитана на среднего ученика. Наиболее оптимальной является индивидуальная форма обучения.

В основе классно-урочной системы лежат 2 элемента:

1) класс – это группа учеников постоянного состава, которые имеют одинаковый возраст и обучаются по одной программе;

2) урок – занятия, которые проводит учитель в школе. Они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию и позволяют выполнять программу.

Выделим составные части урока:

1) цели обучения;

2) полноценное содержание обучения;

3) различные звенья обучения (усвоение новых знаний, их повторение и проверка);

4) множество форм и приемов учебной деятельности.

Однако урок не является единственной формой обучения. Существуют еще учебные экскурсии, консультации, дополнительные занятия, самостоятельное чтение исторической литературы, а также различные формы организации внеурочной (внеклассной) работы – кружки, олимпиады, викторины. Каждый урок осуществляет заключительный этап в формировании знаний. Поэтому важнейшей из задач является повышение эффективности урока. Качество каждого урока определяет качество личности человека, который учится в школе.

В методике преподавания истории много разговоров и споров ведется насчет типологии уроков. Эту проблему учитель решает каждый день, поэтому он определяет тип планируемого урока. Существует много типов уроков. Некоторые насчитывают более 60 (т.к. используются разные критерии для определения типов уроков). Наиболее часто в качестве основного критерия берется основная дидактическая цель, которая решается на уроке, либо основные звенья процесса изучения истории, а также основные методы проведения урока. Выделим следующие типы уроков:

2) изучение нового материала;

3) повторно – обобщающий;

4) урок проверки и учета знаний.

Здесь в основу положены основные дидактические цели, которые ставятся на уроке.

Есть типология уроков, в основе которой лежит 2 критерия: основная дидактическая цель и возрастные особенности учащихся. Для 5 класса – 3 типа уроков: комбинированный, изложение в форме рассказа, урок-повторение. Для 6-8 классов – 7 типов: вводный, сообщения нового материала, разбор нового материала, заключительный по теме, урок-опрос, выработки умений и навыков, составной урок (включает все звенья процесса обучения). Для 9-11 классов: урок-повторение, урок-обобщение, реферативный урок (конференция). Следующий вариант типологии уроков: комбинированный, изучения нового материала, урок-беседа, урок повторения и обобщения, зачетный с написанием контрольной работы, урок повторения и учета знаний путем опроса, урок работы с документом (исследовательский урок), урок-экскурсия, урок-самостоятельной работы, реферативный урок.

Также в методике преподавания истории существует 2 классификации:

Первая классификация – по основным звеньям обучения (основной дидактической цели):

1) урок изучения нового материала;

2) урок проверки знаний;

3) урок повторения и обобщения;

4) комбинированный урок.

Вторая классификация – по способу проведения урока:

3) урок-лабораторная работа;

4) урок-практическая работа;

Под структурой урока необходимо понимать сочетание на нем тех или иных звеньев процесса обучения, которые реализуются через соответствующие формы работы. Считается обязательным на уроке проверка знаний, преподавание нового материала, его закрепление, а также домашнее задание. В структуре любого урока закономерно присутствуют основные звенья организации процесса обучения. А именно: организация класса на работу на уроке, изучение, повторение, проверка знаний и домашнее задание. Однако соотношение между этими этапами на уроках разных типов разное.

При выборе структуры урока необходимо помнить, что она не должна быть стереотипной, шаблонной. Так, например, на комбинированном уроке проверку можно проводить не только в начале урока, но и в конце, и в середине. При выборе структуры необходимо помнить об особенностях усвоения информации на уроке, выявленных психологами. Самым благоприятным для усвоения материала является время с 4 по 26 минуту (100% усвоения информации), 26-34 – 50%, 34-43 – 20%. Важно каждый элемент урока проводить разнообразно (например, индивидуальный опрос, фронтальная проверка, составление плана, диаграмм, таблиц, опрос по цепочке). Правильный выбор структуры позволяет оптимально организовать процесс обучения.

Чаще всего в школе используют комбинированный урок. Во многом это связано с тем, что на таком уроке успевают не только опросить учащихся, но и изложить новый материал. Первый этап – организационный момент. Он включает в себя приветствие. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. После приветствия традиционно определяют отсутствующих. Смысл этого действия заключается в том, что учитель выражает свое отношение к факту отсутствия того или иного ученика. Затем идет проверка готовности учащихся к занятию. Здесь вы должны обратить внимание на внешний вид учеников и состояние рабочего места. При соблюдении такта и чувства меры можно использовать этот момент для формирования вкуса учащихся. Следующим моментом является организация внимания учащихся. Вы должны настроить учащихся на работу.

Второй этап – проверки знаний. На этом этапе мы ставим задачу глубоко и всесторонне проверить знания группы учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Мы закрепляем, уточняем и систематизируем знания учащихся. Необходимо помнить, что в ходе опроса отдельных учащихся необходимо организовать деятельность всех учащихся. Чаще всего на этом этапе используют устный опрос. Главное – активизировать в ходе опроса одного ученика внимание, память, деятельность всего класса, включить всех учащихся в активную работу. Опрос, чтобы втянуть в работу весь класс, должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.

Очень важным приемом является организация учителем рецензирования своих одноклассников по единой схеме: полнота ответа, его обоснованность, правильность, логичность композиции, культура речи, умение применять знания на практике. В результате оценку получает и тот, кто отвечал, и тот, кто рецензировал.

Третий этап – подготовки учащихся к усвоению нового материала. Он включает в себя: сообщение темы изучения нового материала; формулировка вместе с учащимися целей и задач изучения нового материала; показ фактической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению; постановка перед учащимися учебной задачи. Во многих случаях цели и задачи можно объяснить ученикам одновременно с сообщением темы. Однако существует несколько способов сообщения темы, цели и задачи. Например, в виде проблемного задания, эвристического вопроса, познавательной задачи.

Четвертый этап – усвоения новых знаний. На этом этапе ставится задача дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона. Необходимо добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. Добиться усвоенияучащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения. Этот этап содержит следующие моменты. Организация внимания. Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для учащихся учебного материала. В ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениями и навыками рационально учиться. Осуществлять этот этап на основе создания ситуации, когда основным работником (субъектом) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учебу и поведение становится ученик.

При осуществлении этого этапа необходимо помнить, что сущность обучения состоит не в изложении учебного материала, а в изучении этого материала учащимися под руководством учителя с использованием последних продуктивных методов и приемов. Для достижения положительных результатов учителю необходимо: актуализировать чувственный опыт и опорные знания учащихся; широко использовать различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Необходимо стремиться к максимально творческому участию учеников в освоении нового материала; использовать в процессе учения сменные диалогические пары; проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала.

Пятый этап – закрепления новых знаний. Здесь учитель ставит задачу закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Необходимо добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Этот этап включает следующие элементы: закрепление новых знаний и умений, методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний; углубление осмысления учащимися учебного материала. Проверка понимания сущности новых понятий учащимися; закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях; выработка соответствующих навыков и умений. И последний, шестой этап – информации учащихся о домашнем задании. Необходимо не только сообщить о домашнем задании, но и разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность его выполнения. Подвести итоги урока. Здесь необходимо сказать о том, как работал класс, кто из учащихся особенно старательно работал, что нового узнали учащиеся. Чтобы заинтересовать учащихся в выполнении домашнего задания можно поставить познавательную задачу, заинтересовав их таким образом.

Готовясь к каждому уроку учитель определяет тему и цели урока. Условием успешной подготовки является правильное определение его целей. Общие цели обучения истории определяются школьными программами. Они включают 3 основных аспекта:

3) воспитательный, т.к. при определении целей эти аспекты должны быть отражены. Таким образом, цели урока должны содержать: указание на содержание изучаемого материала (на главные факты, последовательность их рассмотрения и основные идеи урока); на воспитательную значимость изучаемого материала; что будет сделано для развития познавательных возможностей учащихся, формирование у них умений и навыков.

Чтобы определить цели урока необходимо: ознакомиться с содержанием исторического материала; осуществить структурно-функциональный анализ материала (выделить главные и важные в образовательно-воспитательных отношениях факты, основные понятия и идеи); сделать оценку познавательных возможностей учащихся класса, уровня их обучаемости и только после этого формулировать задачи урока.

В плане-конспекте отмечаются:

Учителю необходимо также подготовиться к использованию карт, таблиц, подумать, как оформить записи на доске.

Требования к уроку:

Полноценность исторического содержания урока. Урок и его содержание должны соответствовать современному уровню развития исторической науки. Это значит, что факты должны быть достоверными, а их анализ и обобщение должны подводить к объективным, научно обоснованным выводам. Необходимо выделять опорные знания и уделять их усвоению особенное внимание. Сообщение знаний должно сочетаться с освоением учащимися особенностей познания истории как науки.

Полноценность педагогического замысла. Полноценность педагогического замысла реализуется через правильное определение роли урока в системе исторического образования и оптимальное сочетание образовательных, воспитательных и развивающих целей, которые будут выражаться на уроке. Умелое использование закономерностей познавательного процесса, учет уровня обучаемости учащихся и в соответствии с этими дифференцированными знаниями работы на уроке. Оптимальный отбор средств и методов.

Активная познавательная деятельность учеников на уроке. Использование различных видов самостоятельной работы, как доминанты усвоения готовых знаний. Это достигается путем развития теоретического мышления, формирования умений и навыков у учеников, посредством использования различных приемов применения и переноса знаний, через опору на разные виды внимания, восприятия, запоминания. Учет мотивации ученика при организации различных видов работы на уроке.

Гибкость методики урока. Реализуется через правильный выбор учителем различных источников сообщения знаний и использования разных приемов учебной работы на уроке, через умение перестроить методику по ходу урока, сделав ее более доступной (либо сложной) в зависимости от того как ее воспринимают ученики.

Высокая результативность урока. Достигается через умение добиваться усвоения главного на самом уроке. Умение реализовать цели урока, которые были определены в его начале. Учитель должен выработать в себе педагогическое мастерство, а именно: должен наблюдать за работой коллег, организовать собственную работу.

Схема анализа урока:

1. Научно-исторический профиль урока:

  • точность и правильность сообщаемых на уроке исторических фактов;
  • правильность разбора и обобщения фактов, их оценок;
  • последовательность изложения;
  • полнота изложения;
  • общая оценка урока с точки зрения его соответствия современному положению исторической науки.

2. Методическая характеристика урока:

  • структура урока;
  • целенаправленность урока;
  • методическая характеристика основных элементов урока (проверка знаний, изучение нового материала, закрепление);
  • повторение на уроке;
  • работа над историческими терминами и понятиями;
  • воспитательная работа на уроке;
  • работа с картой, иллюстрациями, историческими документами;
  • работа па усвоению хронологии;
  • самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке, ее организация.

3. Педагогическое поведение учителя:

  • знание учителем учеников;
  • контакт с классом, умение организовать его поведение и дисциплину;
  • умение владеть собой, владение голосом, жестами, мимикой;
  • движение по классу;
  • внешний вид учителя.

4. Характеристика учащихся на уроке:

  • исторические знания учащихся и их уровень;
  • поведение учеников;
  • интерес к работе;
  • активность;
  • типичные проявления сильных, средних и слабых учеников на уроке.

1. Анализ современного урока. – Минск, 2001.

2. Безрукова, В.С. Все о современном уроке: проблемы и решения / В.С. Безрукова. – М.: Сентябрь, 2004.

3. Дормаш, С.В. Технология учебного процесса / С.В. Дормаш, Т.Е. Заводова. – Минск: Красико-Принт, 2004.

4. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – М., 2000.

5. Комлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Комлев. – Минск: Университетское, 2000.

Основные требования к полноценному уроку истории

· Главное и общее требование к уроку истории в целом – это его высокий научно-теоретический и методический уровень, соответствие урока современному состоянию исторической науки, методики истории и передовой практике обучения учащихся истории;

· Ясность образовательно-воспитательных задач урока и их эффективное выполнение в процессе проведения урока;

· Продуманное оборудование урока, отобранное в соответствии с содержанием урока, его целевой установкой и особенностями класса;

· Разнообразие методов, методических приемов и средств учебного процесса, избранных учителем в полном соответствии с содержанием урока, его целевой установкой и особенностями класса;

· Структурность урока, его организационная четкость и логичность проведения урока;

· Активная познавательная деятельность учащихся на уроке;

· Высокая результативность урока в образовании, развитии и воспитании учащихся;

· Ориентация содержания, организации, методов, приемов и средств обучения на хорошо успевающего ученика;

· Правильный темп ведения урока.

Урок проведен. Учителю вместе с учениками в полной мере удалось реализовать эти десять требований – такой урок вполне можно считать полноценным.

Перечисляя эти требования, мы стремились уйти от их детализации, как это делал Н.Г. Дайри. В своей книге «Как подготовить урок истории» (М., 1969) он сформулировал 14 требований к уроку истории, а спустя без малого десять лет в книге «Современные требования к уроку истории» (1978) Дайри их увеличил до 23. Видимо, автору стало понятно, что такое число требований к уроку трудно даже запомнить и еще труднее реализовать в практике, поэтому он нашел выход в том, чтобы свести их в 7 групп. Мы же, как вы уже заметили, выделили основные требования, которые в совокупности характеризуют полноценный урок истории. Такие уроки обязан проводить каждый творчески работающий учитель. Однако встает вопрос: Как подготовить полноценный урок истории? Не уклоняясь от ответа на этот вопрос, мы склонны видеть общую и частную методику подготовки урока истории.

Надо знать содержание словосочетания «Общая методика подготовки урока». Эти слова означают этапы, которые должен «пройти» учитель в процессе подготовки урока истории безотносительно к его типу и видам, а также ту работу, которую он должен выполнить на каждом из них. На основе общей подготовки учитель должен осуществлять «частную методику» подготовки урока с учетом его содержания (теоретического и конкретно-исторического), его целевой установки, особенностей классного коллектива учащихся и т.д.

Общая и частная методики подготовки урока является продолжением работы, которую учитель выполняет, готовясь к преподаванию порученных ему курсов истории в школе. Учитель начинает подготовку к уроку обязательно после того, как выполнил необходимую работу, подготовившую его к преподаванию определенного курса истории, отдельным звеном которого станет этот самый урок. Это важнейшее условие успешной педагогической деятельности учителя.

Как правило, в конце учебного года учитель от дирекции школы получает педагогические поручения на очередной учебный год. В отпускное время, сочетая отдых и работу, учитель тщательно изучает программу (программы) курсов истории, которые ему предстоит преподавать. Программы, как известно, определяют объем исторических знаний (факты, понятия, исторические связи, события и т.д.), которые учащиеся должны усвоить в процессе изучения курсов. Особое внимание учитель обращает на объяснительную записку к программе, поскольку в ней фиксируются те изменения, которые в нее внесены по сравнению с ранее действовавшей программой. Весьма поучительно просмотреть программы, изданные в 80-е гг. ХХ в.: в них имеются значительные дидактические структуры, отсутствующие в современных программах, – указания на межкурсовые и межпредметные связи, перечень основных понятий курса, умений и навыков учащихся, список исторических источников, подлежавших обязательному изучению, нормы и критерии оценок знаний и умений учащихся, список учебно-наглядных пособий и т.д. Многое из перечисленного здесь можно и нужно, что называется с умом использовать и в нынешней средней школе.

Поскольку программа является государственным документом и, стало быть, она должна неукоснительно выполняться, то учитель выбирает учебник (в настоящее время существуют альтернативные учебники), который бы в наибольшей степени соответствовал действующей программе, и столь же тщательно изучил его содержание и научно-методические особенности. Опять же надо обратиться (если есть такая возможность) к учебникам, изданным до 1917 г. (по русской истории С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, по истории зарубежных стран К.А. Иванова, Н.И. Кареева, П.Г. Виноградова, Р.Ю. Виппера) и к первым советским учебникам и их переизданиям (А.В. Мишулина, Ф.П. Коровкина, Е.А. Косминского, А.В. Ефимова, В.М. Хвостова – все по истории зарубежных стран). В них творчески работающий учитель обнаружит значительный дополнительный материал, в том числе и наглядный (учебник А.В. Мишулина по истории древнего мира особенно богат им). Применяя компьютерную технологию, этот материал можно использовать весьма эффективно.

Учитель не должен обойти вниманием и учебники по истории для исторических факультетов государственных университетов, изданных за последние годы: в них он может найти самые современные оценки и выводы по дискуссионным проблемам отечественной и зарубежной истории. Весьма полезно с этой точки зрения ознакомиться с публикациями в исторических журналах за последние 5-6 лет – «Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история» и т.д. Ищущему новых знаний учителю следует знакомиться с важнейшими монографическими исследованиями по тем курсам, которые он преподает в школе. Что касается дисциплин отечественной истории, то газета «Книжное обозрение» в разделе «Исторические наука» еженедельно публикует списки только что вышедших монографий. О книгах по истории зарубежных стран, еще не переведенных на русский язык, учитель может узнать из рецензий в упомянутых исторических журналах Российской академии наук, а также из других периодических изданий. Эти рецензии полезны тем, что их авторы приводят обширные цитаты из рецензируемых изданий, которыми учитель не преминет использовать на уроках истории. Закончив ее, учитель изучает и методику преподавания курсов. Он знакомиться с поурочными разработками курсов, подбирает дополнительно к ним (если есть такая необходимость) источниковый и литературный материал. Особое внимание следует обратить на наглядность – карты, портретные изображения исторических деятелей (в последнее время много издано о деятелях истории в серии «ЖЗЛ», они снабжены богатейшей наглядностью), сюжетные картины исторической живописи. Имеются и серии учебно-исторических картин по всем курсам школьной истории. Следует просмотреть и поурочные разработки, изданные в 60-80-е гг. прошлого столетия, ведь в них зафиксирован опыт многих поколений учителей истории. Он, вне всякого сомнения, будет полезен творчески работающему учителю. Само собой разумеется: учитель следит и за публикациями в журнале «Преподавание истории в школе», адресованный учителю-историку.

После этой большой работы учитель в отдельной тетради составляет календарный план изучения курса (годовой или полугодовой), в котором фиксируются по порядку номера уроков истории, темы уроков, ориентировочное время их проведения, наглядный материал, планируемый использовать на данном уроке. Считаю очень нужным в календарном плане фиксировать типы и виды уроков, поскольку (как уже было сказано) в поурочных разработках их авторы не уделяют серьезного внимания этой проблеме, от научного решения которой зависят результаты обучения, воспитания и развития учащихся. Чем разнообразнее типы и виды уроков, тем выше их результативность.

Понятно, что результаты своей подготовки (научной и методической) учитель кратко записывает на специальные карточки разного формата (карточки библиографические, для записи кратких цитат, метких слов и крылатых выражений, для выписок объемных цитат или отрывков из источниковой, научной и методической литературы). На этой основе учитель составляет календарный план преподавания курса.

Ну, вот работа закончена. Теперь наступает черед подготовки материалов по разделу курса, а также по темам, включающим несколько уроков и входящим в этот раздел. На этом (втором) этапе учитель конкретизирует ту общую работу, о которой уже было сказано. Уточняет детали фактов, формы, методы, приемы и средства обучения.

Наконец, наступает третий этап – подготовка отдельного урока истории. Из чего она складывается?

Прежде всего учитель со всей тщательностью изучает соответствующий параграф учебника (как правило, параграф учебника – это урок, название которому и дает заголовок параграфа, но так, к сожалению не всегда бывает), осуществляет его структурно-методический анализ – выделяет факты, события, деятелей истории, основные понятия и исторические связи (причинно-следственные, временные, локальные). Наряду с этим учитель выясняет, насколько вопросы государственной программы получили освещение в учебнике, и решает, надо ли привлекать в содержание подготовляемого урока дополнительный материал.

Проанализировав и оценив содержание урока по учебнику и программе, учитель тем самым вполне подготовил себя к выработке его целевой установки. Целевая установка урока (ЦУУ) – это научно-теоретические выводы, вытекающие из содержания урока; к их усвоению учитель должен подвести учащихся в процессе его проведения. Это первая, и я бы сказал главная составляющая ЦУУ. Вторая – это тот воспитательный потенциал, который можно реализовать на основе содержания урока и методики его проведения. И третья часть включает перечень формирования и развития умений и навыков учащихся, осуществляемый путем использования средств обучения (исторического источника, карты, разнообразной наглядности и т.д.). Разработка и формулирование ЦУУ – очень трудоемкая и ответственная работа, поскольку она определяет и содержание, и методику урока. В связи со сказанным не могу не заметить, что ни в одном в последние годы изданном методическом пособии (в том числе и поурочных разработках, нами упомянутых) ЦУУ ни теоретически, ни методически, ни практически не освещена и даже не понята их авторами хотя бы удовлетворительно. ЦУУ – это серьезная научно-методическая проблема. Ее мы будем изучать на одном из практических занятий.

Однако трудности преодолены, ЦУУ сформулирована в соответствии с научным ее пониманием. Необходимый дополнительный материал подобран. Тип и вид урока определен, как и определено его учебное оборудование.

Перед тем как написать план, а затем и конспект урока надо заглянуть в поурочные разработки курса и посмотреть материал урока по той теме, которая учителем разрабатывается. Вы найдете в них что-то такое, что полезно будет использовать, а что-то и отвергните – у вас получилось лучше.

Теперь отдуманные мысли надо положить на бумагу. Садитесь за свой рабочий стол, берете в руку ручку (или воспользуетесь пишущей машинкой, а то и компьютером) и начинайте писать план и конспект урока.

Далее учитель в середине очередной строки вписывает прописными буквами слова «Ход урока» и в зависимости от типа (вида) урока кратко раскрывает этот ход, начиная от организационного момента урока и кончая столь организованным его окончанием. При этом учитель указывает ориентировочное время на каждый этап урока.

План урока у опытного учителя может занять один лист формата А-4. Начинающему учителю чрезвычайно полезно составленный план урока превратить в его достаточно подробный конспект.

Написание конспекта урока поможет учителю основательнее осмыслить его содержание и методику, точнее сформулировать основные выводы и оценки, определить наиболее эффективные методы и приемы достижения целей урока, обратить внимание на организацию познавательной деятельности учащихся.

Рекомендуется писать конспект урока по схеме: лист бумаги по вертикали делится на две равные половины. Левая его часть названа «Деятельность учителя», правая – «Самостоятельная работа учащихся» (или «Деятельность учащихся»). В одной из них описывается та работа, которая делается учителем, а в другой – учащимися под руководством учителя.

Наконец, конспект урока написан, его неспешно надо прочитать, отредактировать, уточнить, кое-что выделить цветными чернилами (или подчеркнуть ими), а если конспект набран на компьютере, то, как говорят журналисты, «поиграть шрифтами».

Весьма полезно урок, по которому написан конспект, мысленно провести, сверяя по часам время, отведенное учителем на его этапы. Вот теперь можно уверенно идти в класс и проводить его в реальных условиях. Разумеется, вряд ли найдется учитель, который полностью реализует составленный конспект урока. Такого не бывает. Случается какие-то отступления от запланированного, что-то не выполняется, что-то по ходу дополняется, что-то, наконец, делается несколько не так, как намечалось и т.д.

Во всем этом надо разобраться после того, как урок проведен. Свои соображения учитель записывает или на полях конспекта, или на оборотной чистой стороне бумаги. Они пригодятся в следующем учебном году в процессе работы над конспектом урока на ту же тему. Их учитель обязательно учтет. Так происходит постепенно и неуклонно его научный рост и методическое мастерство.

Если учитель готовит уроки по только что описанной нами методике, то в течение 3-5 лет он (конечно, при творческом отношении к делу) вполне может разработать самостоятельный курс и по содержанию, и по методике его преподавания.

Под структурой урока понимается сочетание на уроке тех или иных звеньев процесса обучения, которые реализуются через те или иные формы учебной деятельности.

Каждый урок истории имеет свою структуру. Традиционные его звенья (элементы): проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала, закрепление; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках почти все реализуются.

Бывают необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения так же, как и уроки, в структуре которых отсутствуют некоторые звенья.

Структурные элементы урока подвижны: проверка знаний (опрос учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке. Однако в условиях специальной (коррекционной) школы необходимо проверять знания учащихся до объяснения нового исторического материала, т, к. содержание каждого последующего урока лучше усваивается учениками с нарушением интеллекта при отчетливом понимании предыдущего материала. Поэтому почти все уроки истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида целесообразно начинать с опроса.

Закрепление материала может происходить как в процессе изучения нового, так и в конце урока, после его изучения. Более сложный и объемный исторический материал будет лучше усваиваться учащимися с нарушением интеллекта, если он расчленяется учителем на части (вопросы) и после объяснения каждой из них осуществляется закрепление. Такой способ изучения нового дает учителю возможность увидеть пробелы в исторических знаниях школьников и своевременно провести коррекционную работу.

Урок может быть и полностью посвящен повторению или обобщению ранее пройденного материала. Программа по истории для специальной (коррекционной) школы VIII вида нацеливает учителя на проведение таких уроков в пределах изучения тематического раздела, а также после изучения каждой темы отдельно, материал которой должен быть обобщен и систематизирован, в конце учебного года и в начале следующего года обучения истории.

Независимо от типа урока и особенностей его организации (обычный урок в классе, урок–экскурсия, киноурок, урок-игра), различают три основные части урока:

1. подготовительная часть может состоять из организационного момента, проверки домашнего задания, предварительной беседы, подводящей к новой теме на основе связи нового материала с пройденным;

2. основная часть включает сообщение темы, изложение нового материала учителем или чтение учебника, разбор материала, его закрепление и выработку необходимых умений и навыков учащихся;

3. заключительная (оценочная) часть позволяет сделать вывод о проделанной работе на уроке, дать подробный инструктаж по выполнению домашнего задания, оценить деятельность учащихся и организованно закончить урок.

Такова структура урока истории, имеющего все звенья процесса обучения. В основе данной структуры лежат усвоения исторических знаний учащимися как общеобразовательной, так и специальной (коррекционной) школ:

а) восприятие материала;

б) его осмысление;

г) применение сформированных знаний, умений и навыков.

Основные этапы проектирования урока истории и «Особенности проектирования урока истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС»

Особенности формирования урока

в условиях ФГОС

Основные этапы проектирования урока истории и «Особенности проектирования урока истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС»

Основные этапы проектирования урока истории и «Особенности проектирования урока истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС»

Технологическая карта урока по ФГОС

  • Технологическая карта урока представляет собой новейшую и современную форму планирования урочной деятельности учителя в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Технологическая карта – обощенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирование, средство представления индивидуальных методов работы.

Основные этапы проектирования урока истории и «Особенности проектирования урока истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС»

задача технологической карты

Важнейшая задача – отразить так называемый деятельностный подход в обучении. Согласно ФГОС, главной задачей учителя является организация на уроках с помощью современных образовательных технологий и ИКТ такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам выявить и развить свои способности. Именно поэтому, при разработке технологической карты урока, основной акцент делается на том, какая деятельность организуется на каждом этапе урока.

Основные этапы проектирования урока истории и «Особенности проектирования урока истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС»

технологическая карта должна предусматривать следующие возможности

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
  • введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Основные этапы проектирования урока истории и «Особенности проектирования урока истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС»

Основные этапы работы над технологической картой:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Структурные компоненты урока ИСТОРИИ.

(звенья процесса обучения)

1. Организационный момент:

– внешняя и внутренняя подготовка учащихся к уроку;

– подготовка рабочего места, приветствие, проверка отсутствующих.

2. Подведение учащихся к изучению новой темы:

– актуализация ранее полученных знаний и умений, связь новой темы с

предшествующими занятиями и видами деятельности

– определение места урока в теме и курсе, его связи с предшествующими уроками;

сообщение учащимся целей и задач урока.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне

– восстановление в памяти учащихся главных исторических событий, дат, понятий

и теоретических выводов урока;

– отработка новых познавательных приемов;

– фронтальная беседа по основным моментам учебной темы, тренировочные

упражнения, картографические и хронологические задачи.

5.Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении

познавательных заданий на преобразующем и творческом уровнях:

– решение познавательных, проблемных и творчески-образных задач;

– применение новых знаний и умений в иной учебной ситуации.

6. Организация домашнего задания:

– подробная инструкция о видах и способах выполнения домашней работы по

– определение целей домашнего задания;

– рекомендация источников и объяснение приемов работы с ними;

– определение условий и форм проверки домашнего задания.

7. Проверка знаний и умений по данной теме на очередном занятии.

Типы уроков по истории

(классификация по соотношению звеньев процесса обучения)

Урок изучения нового материала:

1. Организационный момент.

2. Подведение учащихся к изучению новой темы.

5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом

6. Организация домашнего задания.

2. Проверка знаний и умений по данной теме.

3. Подведение учащихся к изучению новой темы.

4. Изучение нового материала.

5.Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне

6. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом

7. Организация домашнего задания.

3. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом

4. Организация домашнего задания.

2. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне

Традиционные формы уроков истории

1. Лабораторное занятие (по учебнику)

5. Эвристическая беседа

Нетрадиционные формы уроков истории

1. Заочное путешествие

2. Спектакль, литературный салон. ассамблея

3. Аукцион, презентация

4. Урок-суд, урок-знакомство, урок – исторический портрет

5. Соревнование, турнир, викторина

6. Брифинг, пресс-конференция, симпозиум, телемост, круглый стол

7. Кино-, теле-, видеоуроки

8. Экскурсия в музей

9. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

Определение целей и задач урока

Образовательные цели и задачи:

– формирование исторических знаний

– усвоение понятий, законов, теорий, идей

– повторение, закрепление и углубление исторических знаний

Воспитательные цели и задачи:

– формирование мировоззрения

– нравственное, эстетическое воспитание

– воспитание патриотизма

– воспитание интереса к предмету

Развивающие цели и задачи:

– развитие мышления, речи, интеллектуальных навыков и умений (умения видеть

главное, сравнивать, анализировать, обобщать)

– развитие познавательных интересов и способностей учащихся

– развитие воли учащихся (целеустремленность, уверенность, выдержка,

– формирование специальных и общеучебных навыков и умений

1) тема (раздел курса, глава, параграф учебника и тема урока)

2) дата и номер урока

3) тип и форма урока

4) основные понятия, идеи

5) основные умения

6) межпредметные, внутрикурсовые, межкурсовые связи

7) средства обучения

1) тема урока

2) тип и форма урока

3) цели и задачи урока (образовательные, воспитательные, развивающие)

5) основные методы, применяемые на уроке

6) межпредметные , внутрикурсовые , межкурсовые связи

8) оборудование урока

10) ход урока, его содержание

11) домашнее задание

12) итоги урока

Ход урока (план-конспект)

Ход урока, этапы урока

Содержание и приемы работы учителя

Содержание и приемы работы учащихся

Проверка знаний и умений учащихся на уроках истории

Функции проверки знаний учащихся

Требования к проверке знаний

1. Мотивация опроса

2. Включение всех учащихся в работу

3. Учет особенностей учеников

5. Связь содержания проверки с новой темой

6. Определение места проверки на уроке

7. Мотивация оценки знаний

Формы проверки знаний учащихся

Виды и приемы проверки знаний учащихся

Устная проверка знаний:

– беседа по теме;

– рассказ у доски;

– ответ по цепочке;

– устное тестирование.

Письменная проверка знаний:

– составление планов, таблиц;

– письменное тестирование;

– письменные контрольные и проверочные работы.

Практическая проверка знаний и умений:

– ответ по карте, картине, иллюстрации;

– обсуждение кадров диафильма;

– описание музейных экспонатов.

Текущая проверка знаний:

– устный и письменный опрос;

– индивидуальный опрос;

– фронтальный опрос;

– компьютерный опрос.

Тематическая проверка знаний:

Итоговая проверка знаний:

– защита рефератов.

Тесты. Задания с несколькими вариантами.

а) из основной части, которая содержит утверждение или вопрос

б) из нескольких возможных ответов, из которых надо указать правильный.

Задания с вариантами выбора можно сформулировать на всех структурных компонентах

учебного исторического материала и проверить:

а) хронологические знания и умения:

– знание дат и событий

– умение определять синхронность исторических фактов

– умение соотносить факт с историческим периодом

– умение определять последовательность событий, вести счет лет

б) картографические знания и умения:

– знание места действия

– умение читать легенду карты

в) знание главных и неглавных исторических фактов:

– сложный исторический факт

г) теоретические знания:

– понятия и их признаки

– существенные черты, признаки явлений и процессов

– причины и предпосылки исторических событий

– последствия исторических событий и явлений

– устоявшиеся оценки исторических фактов

– умение выделять существенные признаки однородных исторических фактов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *