Основные компоненты процесса обучения, его цели и задачи

Чем обуславливаются цели и содержание обучения?

Содержанием обучения называют информацию, используемую в процессе обучения.

Его структура выделяет компоненты процесса обучения:

  • целевой;
  • стимулирующе-мотивационный;
  • содержательный;
  • операционно-действенный;
  • контрольно-регулировочный;
  • оценочно-результативный.

Обучение базируется на четырех элементах: знаниях, умениях, опыте творческой деятельности и опыте эмоционально-ценностного отношения к действительности. Информация, предназначенная для проведения учебного процесса, зависит от выдвигаемых требований системы образования со стороны личности, общества и государства. При смене исторических эпох порождается новая культура, создаются свойственные ей педагогические теории, перестраивается само содержание обучения.

Для определения содержания документов применяется стандарты, учебные планы, программы, учебники.

Содержание общего образования способствует участию в социальной и непрофессиональной деятельности, формированию гражданской позиции и отношения к миру, позволяя определиться со своим местом в жизни, наделяет человека знаниями, умениями, необходимыми для конкретной деятельности профессиональной области.

При определении содержания важно соблюдение определенных требований:

  • правильно дидактически обработанный материал, адаптированный для обучения;
  • учитывание психологических особенностей, возраста, уровня подготовки учащихся при выборе информации;
  • обеспечение наличия связи между теорией и практикой, обучением и воспитанием;
  • соответствие содержания обучения социальным целям развития человека, общества и государства с разным характером цивилизаций, культуры и уровня развития науки.

Формы обучения

Формой обучения называют организованное взаимодействие учителя и обучаемого. Важным аспектом является характер этого взаимодействия и формирование умений и навыков. Различают несколько форм обучения:

  • очная;
  • заочная;
  • вечерняя;
  • самостоятельная;
  • лекции;
  • семинары;
  • практические занятия;
  • экскурсии;
  • производственная практика;
  • факультативные занятия;
  • консультации;
  • зачеты;
  • экзамены;
  • индивидуальная форма обучения;
  • индивидуально-групповая.

Они обладают разными направленностями. Лекции, семинары, конференции, самостоятельная работа предусматривают предварительную теоретическую подготовку учащихся. Все виды практики и практические занятия относят к практической подготовке.

Средства обучения

Средствами обучения называют совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения различных методов обучения.

Самая сложная группа технических средств учебного заведения – компьютеры. Материальные объекты, изображения, учебники, дидактические материалы рассматриваются в качестве средств обучения.

Для понимания содержания предложенного понятия выделено несколько уровней. На ступени отдельного учебного заведения в категорию средств обучения включены:

  • материальные средства (знание с наличием учебного оборудования);
  • организационные средства (системы и методы обучения, их продолжительность и характер).

Изучение отдельных предметов предусматривает выделение нескольких групп средств обучения:

  • словесные (учебная литература, пособия, дополнительные источники);
  • визуальные ( микроскоп, дифракционная решетка, диаскоп и другие);
  • аудиальные (проигрыватели);
  • аудиовизуальные (проектор, телевизор,);
  • средства автоматизации процесса обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети);
  • учебно-методические материалы, размещенные на сайте учебного заведения.

Взаимосвязь методов, содержания, форм и средств, целей, задач процесса обучения

Процессом обучения называют специально организованное взаимодействие учителя и учащегося, учитывая содержание образования и воспитания, использование различных педагогических средств, направленных на реализацию задач определенного плана.

Данные задачи способны удовлетворить потребности общества и личности при ее развитии и саморазвитии. Педагогический процесс рассматривается как система из пяти взаимосвязанных элементов:

  • цель обучения;
  • содержание информации;
  • методы, приемы, средства;
  • педагог;
  • учащийся.

Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся учитель и ученик. Принципы определяют основные направления для достижения цели. Содержание информации передается ученикам для того, чтобы поставленная цель была достигнута. Методы характеризуются действиями их взаимодействия для передачи содержания.

Средствами называют материализованные предметные способы связи с содержанием, поэтому их использование удачно в единстве с методами. При наличии форм организации процесса обучению придается логическая законченность. Основная роль контроля процесса ложится на учительские плечи. При правильном дозировании взаимосвязи форм, методов, средств обучения и компетентности педагога класс может достичь максимальных результатов на занятиях за короткие сроки.

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Образование как система

Образование как систему можно представить в виде развивающейся сети учреждений различного вида и уровня.

Главные составляющие образования как макросистемы, которая имеет муниципальный статус — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования.

Система образования в РФ и прочих государствах выступает в качестве открытой, постоянно развивающейся системы, обладающей несколькими специальными параметрами.

  • Система образования эффективна в том случае, если она основывается на стратегии становления общества и человека в нем и соответствует конкретному времени.
  • Система образования всегда нацелена на будущее. Текст одной из реформ образования в Японии даёт такое определение: образование — это столетнее растение.
  • Система образования ежедневно обновляется содержанием, целями, организационными формами, приспособлениями управления, образовательными технологиями.

Требования к системе образования

Во-первых, образование должно быть доступным. Правительство обязано дать возможность любому гражданину, получившему общее среднее образование и имеющему заверяющий документ о завершении, продолжить образование во всяком высшем учебном заведении. Невозможность преподавания обязана оцениваться человеком как правосудное ограничение. Потому при поступлении в вуз обязаны отсутствовать любые сословные, национальные, религиозные, половые, классовые и политические ограничения.

Во-вторых, образование должно обладать определённым качеством. Высшее образование как шаг в образовательной работе человека обязано быть личностно и общественно важным. С одной стороны, изучение обязано посодействовать человеку в высококачественном подъеме, с другой стороны, приобретенные познания и компетентная подготовка обязаны обеспечить человеку приличную жизнь.

В-третьих, система образования должна быть направлена на реализацию академических свобод студента в ходе изучения. Будущийстудент обязан быть уверен в том, что у него есть возможность подбирать и каждый день уточнять собственную профессиональную образовательную направленность (вуз, специальность, специализацию, учебные курсы и т. Помимо того, в высшем учебном заведении все дела между студентами и учителями обязаны быть основаны на доверительных отношениях и принципах взаимоуважения, а учебный процесс обязан быть построен так, чтоб не ущемлять права человека, обеспечивать свободу от физического и психического насилия.

Образование как процесс

Образование как процесс отображает этапы и специфику становления образовательной системы как изменение ее состояния за точный временной период.

Данная динамическая черта образования связана с ходом достижения цели, приемами получения итога, потраченными при всем этом усилиями, формами и условиями организации изучения и воспитания, результативностью преподавания и воспитания как степенью соотношения требуемого и ненужного изменения в человеке. В данном процессе взаимодействуют воспитание и образование, работа воспитателя и работа обучаемого. Важный момент – атмосфера и среда, где осуществляется образовательный процесс: хорошие отношения между всеми субъектами образовательного процесса, многократный образец добросовестности и творческих усилий со стороны преподавателя, его поддержка и доброжелательность ко всем обучающимся и совместно с тем успешная организация учения, создание атмосферы творческого поиска и тяжелого труда, стимулирование к самостоятельности и неизменная поддержка энтузиазма к учению и т.

Основные компоненты процесса обучения, его цели и задачи

В России с 1917 года до сегодняшнего времени образование прошло долгий путь: от системы, обеспечивающей грамотность каждого гражданина России, к системе обязательного начального образования, восьмилетнего и, в конце концов, обязательного среднего образования и дальше практически до реформ 1980-90 годов. С 1991 года в РФ в масштабах закона «Об образовании» принято обязательное девятилетнее образование, а с 1998 года наша родина переходит к системе 12-летнего образования. В данный период система школьного образования осуществлялась в масштабах единообразной школы во всех городах и селах России. Образовательный процесс организовывался по единым учебным проектам и программам для реализации единых целей и задач. С 1991 года в РФ стали оживляться гимназии, лицеи, частные школы и были свежие образовательные системы — школы-лаборатории, центры творчества, добавочные образовательные учреждения, колледжи и др. В связи с этим, различные школы и университеты действуют в настоящее время по различным учебным программам, дают разные образовательные услуги, в том числе и коммерческие, ставят и решают различные образовательные задачи.

Главные принципы педагогического процесса

Определим основные принципы педагогического процесса:

  • Гуманистический принцип, который значит, что в тенденции педагогического процесса обязано быть проявлено гуманистическое начало, а из этого можно сделать вывод о стремлении к единению целей становления и жизненных установок определенной личности и общества.
  • Принцип сочетания теоретического начала процессов изучения и воспитания с практическими деяниями. Определение ценности олицетворения идеи практической работы в жизни подрастающего поколения представляет постоянное приобретение опыта социального поведения и позволяет сформировать значимые личностно-деловые качества.
  • Принцип научности, который подразумевает потребность привести в соотношение содержание образования с явным уровнем научно-технических достижений сообщества, также согласно с уже скопленным навыком цивилизации.
  • Принцип ориентации педагогического процесса на составление в единстве познаний и умений, сознания и поведения. Сущность этого принципа состоит в притязании организации работы, при которой дети имели бы возможность удостовериться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.
  • Принцип коллективизма процессов преподавания и воспитания. Данный принцип имеет в собственной базе соединение и взаимопроникновение разных коллективных, массовых и персональных способов и средств организации обучающего процесса.
  • Систематичность, преемственность и последовательность. Этот принцип предполагает укрепление познаний, умений, личных достоинств, что были усвоены в ходе изучения, а еще постоянное и последовательное их развитие.
  • Принцип наглядности. Это одна из актуальных основ не только процесса преподавания, но и всего педагогического процесса. В этом случае причиной наглядности преподавания в педагогическом процессе вполне возможно считать те законы и основы исследования наружного мира, что приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.
  • Принцип связи педагогического управления и самостоятельности подростков. Чрезвычайно важно с ребяческих лет приучать человека к исполнению конкретных видов работ, поощрять инициативу. Данному и содействует принцип сочетания успешного педагогического управления.
  • Принцип сознательности детей. Данный принцип призван продемонстрировать значение интенсивной позиции учащихся в педагогическом процессе.

Педагогический процесс это

Педагогический процесс
– специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Выражение «педагогический процесс» введено П. Каптеревым (1849-1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде «Педагогический процесс» (1904).

знать:
структуру, закономерности и принципы целостного педагогического процесса

уметь:
определять и типологизировать структурные компоненты педагогического процесса

Педагогический процесс
основан на принципе первоначальных руководящих идей, на исходных положениях какой-либо теории, учения или науки в целом и логическом начале какой-либо системы деятельности.

Ян Амос Коменский
стремился воспитать верующего христианина. Его идеалом был человек, способный «знать, действовать и говорить». Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Он боролся со схоластическими методами обучения и призывал в обучении всех и всему исходить из индивидуальных особенностей ребенка. Коменский считал, что все дети способны воспринимать знания, и поэтому требовал обучения и богатых, и бедных, и мальчиков, и девочек: «вплоть до ремесленников, мужиков, носильщиков и женщин». Школа, с его точки зрения, должна всесторонне обучать детей, развивая их ум, нравственность, чувства и волю.

Основываясь на принципе природосообразности, Коменский установил четыре периода в развитии человека, выделив на каждый период шесть лет, определив тип соответствующей школы: детство (от рождения до 6 лет предлагается особая материнская школа, где воспитание и обучение малышей осуществляется под руководством матери), отрочество (от 6 до 12 лет дети должны обучаться в школе родного языка, которая должна быть в каждой общине, селении), юность (от 12 до 18 лет подростки и юноши, обнаружив способности к научным занятиям, должны посещать латинскую школу, или гимназию, организуемую в каждом большом городе), возмужалость (молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, готовящиеся к научной деятельности, должны обучаться в академии, создаваемой в каждом государстве).

Образование должно завершаться путешествием. Для всех ступеней (кроме академии) великий педагог разработал содержание обучения, настаивая на обучении по принципу от простого к сложному, начиная «с простейших элементов знания детей от ступени к ступени», затем знания должны расширяться и углубляться «подобно дереву, которое год от года, пуская новые корни и ветви, все более укрепляется, разрастается и приносит больше плодов». Для обеспечения доступности знаний учащимся, Коменский рекомендовал идти в обучении от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от фактов к выводам, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Правила он предлагал предварять примерами.

Много внимания уделял Коменский последовательности обучения. Занятия, по его мнению, должны быть построены таким образом, чтобы «предшествующее пролагало путь к последующему», т. новый материал должен быть преподнесен лишь после того, как усвоен предыдущий, а изучение нового должно в свою очередь содействовать закреплению предыдущего.

Коменский первым обосновал необходимость классно-урочной системы занятий, когда педагог работает со всем классом по определенному учебному материалу в течение учебного года, который должен для всех учащихся начинаться и кончаться в одно время, а занятия – чередоваться с отдыхом. Учебный день необходимо регламентировать в соответствии с возрастом учащихся разных классов. Немалую роль отводил Коменский и внешнему виду школы.

Коменский высоко оценивал общественное значение деятельности педагогов, в противоположность пренебрежительному отношению к ним в то время. Коменский первым заговорил о том, что в каждом классе необходимо составлять специальные учебники для детей, где должен содержаться весь изложенный системно материал по предмету. Учебники следует писать точным и понятным языком, они призваны отражать реальную картину мира; их внешний вид должен быть привлекательным для детей.

Коменский и сам разработал несколько замечательных учебных книг, например, «Мир чувственных вещей в картинках». Учебные книги Коменского начали использовать в России в конце XVII в. , их использовали в образовательных учреждениях Москвы и Петербурга до начала XVIII в. В это же время появился первый рукописный перевод учебных книг Коменского, во второй половине XVIII в. «Мир чувственных вещей в картинках» был издан Московским университетом.

Джон Локк
в книге «Мысли о воспитании» утверждал, что девять десятых людей являются добрыми или злыми, полезными или нет благодаря своему воспитанию. Он хотел воспитывать джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», обладающего каче­ствами дельца и отличающегося «утонченностью в обращении». Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание дома, поскольку «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений».

Придавая огромное значение физическому воспитанию, Локк выводил мораль из принципа пользы и интересов личности. По его мнению, настоящий джентльмен умеет достичь собственного счастья, но и не препятствует в этом другим. Главным воспитательным средством он считал среду, окружение ребенка. Воспитанию у детей устойчивых положительных привычек он отводил особую роль в формировании личности. Чтобы достичь положительных результатов в воспитании он рекомендовал внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, незаметно наблюдать за ним, чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности», выявлять у детей различные качества.

Локк выступал противником телесных наказаний, требовал ни в коем случае не удовлетворять настойчивые желания ребенка, особенно если они сопровождаются плачем, но при этом в случаях упорства и открытого неповиновения он допускал телесные наказания. Придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное – не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к Богу как высшему существу.

Выработка необходимых деловых качеств должна влиять на умственное воспитание джентльмена. Он считал, что трудовое воспитание на свежем воздухе, полезно для здоровья, а знание ремесел предотвращает возможность вредной праздности. Педагогическая теория Локка определила цели и характер воспитания джентльмена, подробно описала вопросы его физического, нравственного и умственного воспитания. Жан-Жак Руссо
в своем романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» критиковал воспитание того времени и предложил план формирования нового человека.

В основе педагогических взглядов Руссо лежит теория естественного воспитания, утверждающая, что человек родится совершенным, но уродуется под влиянием современных общественных условий. Воспитание содействует развитию ребенка лишь имея естественный, природосо-образный характер. Природа, люди и вещи – активные участники воспитательного процесса, полагал Руссо. По мнению Руссо, природосообразное воспитание следует естественному ходу развития природы самого ребенка, поэтому необходимо тщательное изучение ребенка, хорошее знание его возрастных и индивидуальных особенностей.

Воспитатель должен предоставлять ребенку возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе, а не навязывать ему свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила. Естественное воспитание – это и свободное воспитание. Воспитатель, по теории Руссо, должен убеждать детей логикой естественного хода вещей, широко применять метод «естественных последствий – ребенок сам ощущал бы результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия». Воспитатель должен дать ребенку общечеловеческое, а не сословное, не профессиональное воспитание.

Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка, и в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя: первый период – от рождения до 2 лет, до появления речи (главное внимание должно уделяться физическому воспитанию ребенка); второй – от 2 до 12 лет (образно назван «сном разума», когда ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, поэтому в этот период необходимо развивать его внешние чувства); в третий период – от 12 до 15 лет – основное внимание необходимо уделять умственному и трудовому воспитанию.

В возрасте от 15 лет до совершеннолетия, относящемся к четвертому периоду, в «период бурь и страстей» на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши. По словам Руссо, каждая женщина обязана исповедовать религию своей матери, а жена – религию мужа. Таким образом, Руссо отказывал женщине в самостоятельности, несмотря на требование свободного воспитания самостоятельного гражданина из мальчика. Идеи Руссо о воспитании активного, мыслящего, свободного человека оказали огромное положительное влияние на педагогическую теорию и практику, правда, позднее они были в основном отвергнуты.

Клод Адриан Гельвеций
написал книгу «Об уме», которая была запрещена и приговорена к сожжению. Более подробно Гельвеций развил свои идеи в книге «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», которая была опубликована после его смерти. Он первым в истории педагогики раскрыл факторы, формирующие человека. Все представления и понятия у человека, по мнению Гельвеция, образуются на основе чувственных восприятий, а мышление сводится к способности ощущать. Человек, он считал, формируется под влиянием среды и является продуктом обстоятельств и воспитания.

Гельвеций сформулировал единую цель воспитания для всех граждан, подчеркивая огромную роль воспитания в переустройстве общества. Он требовал оторванности общественного воспитания от духовенства, требовал наглядности обучения, использования по возможности личного опыта ребенка и доведения по простоте и понятности учебного материала до уровня учащихся. Гельвеций считал, что независимо от пола все должны получать равное образование.

Дени Дидро
решительно выступал против религии и считал источником знания ощущения. В отличие от Гельвеция он считал, что второй ступенью познания является переработка ощущений разумом. Свою точку зрения о воспитании он обосновал в «Систематическом опровержении книги Гельвеция “О человеке”». Дидро отвергал утверждение Гельвеция о всемогуществе воспитания и отсутствии у людей индивидуальных природных различий, подчеркивал значение физической организации и анатомо-физиологических особенностей для формирования человека.

Дидро считал, мыслительные операции зависят от того, какие природные задатки и особенности имеют люди, какой организацией мозга обладает человек; а проявление физиологических особенностей людей целиком зависит от общественных причин, в том числе и от воспитания. Дидро полагал, что воспитатель, стремясь развить данные от природы ребенку способности и задатки, может достигнуть больших результатов и заглушить дурные наклонности.

Дидро требовал от педагога глубокого знания преподаваемого предмета, скромности, честности и других высоких нравственных качеств. Он считал, что педагогу необходимо создать хорошие материальные условия. Иоганн Генрих Песталоцци
посвятил свою жизнь воспитанию и обучению детей из народа. Песталоцци хотел «для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие физических, умственных и нравственных способностей».

Песталоцци так же, как Руссо и Коменский, был сторонником природосообразного характера воспитания. По мнению Песталоцци, природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к развитию, и, чтобы обеспечить развитие ребенка в согласии с его природой, необходимо элементарное образование, включающее физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание. В основе теории элементарного образования Песталоцци лежит требование начинать воспитание ребенка с простейших элементов и постепенно все более усложнять.

Физическое воспитание должно развить все природные физические задатки ребенка, выработать у него соответствующие умения и навыки, способствовать формированию человеческой личности, развитию его ума, нравственных чувств и волевых качеств. Педагоги должны развивать физические силы ребенка с помощью выполнения таких простейших движений, которые он производит во время ходьбы, еды, питья, поднятия тяжести, т. повседневных, бытовых движений. Песталоцци тесно связывал физическое воспитание с трудовым, придавая ему большое значение в развитии ребенка. По его мнению, трудовая деятельность развивает у детей человеческое достоинство, трудолюбие, настойчивость, добросовестность и другие качества.

Цель нравственного воспитания Песталоцци определял как формирование у детей деятельной любви к людям. Позднее – по мере взросления – нравственное воспитание детей должно осуществляться в школе, чему будут способствовать отношения педагога и учащихся, которые строятся на основе отеческой любви. Песталоцци отводил важное место тесной связи нравственного воспитания и физического развития ребенка, требованию добиваться нравственного поведения детей не только наставлениями, но упражнениями в нравственных поступках.

Бурное развитие промышленности в конце XVIII – начале XIX в. в Западной Европе сопровождалось обострением социальных противоречий. Роберт Оуэн
был сторонником общественного воспитания граждан с раннего возраста, он организовал первые дошкольные учреждения для детей рабочих, воспитывая их в духе коллективизма, прививая им трудовые навыки с учетом их интересов и используя в работе с ними игры и развлечения. Оуэн создал школы, где свободное от религии образование сочеталось с физическим воспитанием и производительным трудом, а также усвоением детьми высоких моральных принципов.

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М. Ломоносов
(1711-1765). «Не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание – вот цель обучения», писал Ломоносов. Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др. Издатель первого в Росси журнала «Детское чтение для сердца и разума» Н. Новиков
(1744-1818) впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. Первую в России дидактическую систему разработал К. Ушинский
(1824-1870). В труде «Человек как предмет воспитания.

Опыт педагогической антропологии» (1868-1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание К. Ушинский обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов.

Цель воспитания по Ушинскому, – формирование активной творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей формы человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал за независимость от нее школы и науки. Система нравственного воспитания Ушинского строилась на патриотизме, силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка.

Педагогические принципы К. Ушинского

1) Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

2) Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.

3) Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли – естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы.

4) Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.

Педагогический процесс
– специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Педагогический процесс, так же как процессы обучения и воспита­ния человека, является особой функцией общества, которая реализуется в условиях отдельно взятой педагогической системы.

Структура (от лат. structura – строение) педагогического процесса – это расположение элементов в системе. Важнее всего понимание связей между компонентами, составляющими структуру системы. В педагогической системе связи не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Здесь объект – он же и субъект. Объекты педагогического труда – коллектив учеников, развивающаяся личность. Им присуща сложность, системность, саморегуляция и, кроме того, саморазвитие, а от этого – вариантность и неповторяемость педагогических процессов. Предмет деятельности педагога – формирование человека. Он еще не обладает знаниями, умениями и опытом взрослого. Развивается он по законам своей психики – особенностям восприятие, мышления, понимания, становления воли и характера. Это не прямая пропорциональная зависимость от педагогического воздействия.

Результат процесса зависит от взаимодействия педагога, применяемой технологии и учащегося. В каждой системе присутствуют следующие элементы. Цель – конечный результат. Принципы – основные направления достижения цели. Содержание – учебный материал. Методы – действия педагога и учащегося по передаче, переработке и восприятию содержания. Средства – это специфические способы реализации содержания. Это знания и опыт педагога, воздействие его личности на воспитуемого, а также виды деятельности, на которые он сумеет переключить учеников, методы влияния и способы сотрудничества. Эти духовные средства труда.

Формы обучения (внешние очертания, наружный вид, структура чего-либо) – внешняя сторона организации процесса (индивидуальные, групповые, фронтальные, аудиторные, внеаудиторные и т. Продукт педагогического труда, его логическое завершение процесса – воспитанный, подготовленный к жизни человек. В конкретных процессах формируются отдельные качества личности, соответствующие поставленной цели. Педагогический процесс объединяет процессы формирования, развития, воспитания, обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Это динамическая система.

При низкой эффективности педагогического процесса анализ его причин позволяет вносить изменения, избежать прежних ошибок. Полезен учет генетических связей, традиций в обучении и воспитании. Это обеспечивает преемственность при планировании новых педагогических процессов. Кроме четкого выделения компонентов такое представление дает возможность проанализировать различные связи и отношения между компонентами. Педагогический характеризуется уровнями управления, продуктивности, экономичности и др. , определение которых позволяет обосновывать критерии, дающие качественные и количественные оценки достигнутого.

Время выступает универсальным критерием, позволяющим определять, как быстро и качественно протекает данный процесс. В практике управления педагогическим процессом это главное. Педагогический процесс – это не механическое соединение воспитания, развития, обучения, а новое качественное образование, которое подчиняется особым закономерностям. Его главные характеристики – целостность, общность, единство – подчеркивают подчинение всех его составляющих процессов единой цели.

Принципы педагогического процесса – это главные положения теории, ее идеология. В принципах непосредственно педагогического процесса отражаются основные требования к организации педагогической деятельности, определяется ее направление, происходит творческое построение педагогического процесса

Главные характеристики педагогического процесса – целостность, общность, единство входящих в него процессов обучения, воспитания, развития. Это не механическое их соединение, а качественно новое образование

Педагогический процесс – это главная система, объединяющая все подсистемы. В этой главной системе воедино соединены процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Педагогический процесс представляет собой динамическую систему

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.