Основные педагогические элементы современного урока русского языка и требования к их реализации и урок как основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Нина Петровна Добренко

преподавательский стаж — 8 лет

Основные задачи урока

Каждый школьный урок предполагает решение трех основных задач: дидактической, то есть общеобразовательной, воспитательной и коррекционной.

Общеобразовательная задача включает следующие шаги:

  • четко определить дидактическую цель;
  • наполнить урок содержанием, учитывая требования учебных программ, личностные возможности детей;
  • сочетать разнообразные методы обучения;
  • включать каждого ребенка в интеллектуально-познавательную деятельность в соответствии с его возможностями.

Общеобразовательную задачу определяет конкретность, решаемость и соответствие возможностям учащихся.

Воспитательная задача предполагает:

  • сформировать у учеников потребность овладевать знаниями;
  • воспитать у учеников сознательное отношение к учебному процессу;
  • использовать воспитательные возможности урока и его учебный материал;
  • формировать такие личностные качества, как усидчивость, ответственность, аккуратность, работоспособность, честность и пр.;
  • обеспечивать оперативную и обратную связь, которая помогает устанавливать контроль за учебной деятельностью.

Развивающая задача урока предполагает:

  • комплексно воздействовать на учеников, чтобы развивать их мышление, речь, память, восприятие и внимание;
  • формировать и развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности;
  • изучать зоны актуального развития, проектировать зону ближайшего развития;
  • осуществлять индивидуальный и дифференцированных подход к ученикам.

Современный урок русского языка. Учет
личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации
ФГОС ООО.

хорошо организованный урок в хорошо
оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

учитель должен спланировать свою
деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи
урока;

урок должен быть проблемным и
развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет
направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и
поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум
творчества и сотворчества;

в центре внимания урока — дети;

учет уровня и возможностей
учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление
учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое
искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Шесть
основных этапов современного урока русского языка:

(предполагает включение учащихся в активную
интеллектуальную деятельность);

осознание недостаточности
имеющихся знаний (учитель
способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой
учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

(поиск новых знаний в паре, в группе);

(осознание учеником и воспроизведение в речи того,
что нового он узнал и чему научился на уроке).

Критерии
результативности урока при системно–деятельностном подходе:

1.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель
систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою
готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

2.
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень
активности учащихся в учебном процессе.

3.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать
вопросы.

4.
Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит
детей работать по правилу и творчески.

5.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
(происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у
обучающихся).

6.Учитель
добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого
специальные приемы.

7.
Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и
поддерживает минимальные успехи.

8.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

9.
Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником  собственную позицию, иное
мнение, обучает корректным формам их выражения.

10.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества,
сотворчества, психологического комфорта.

11.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик”
(через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Проектирование и
конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.

Реализация на
уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность
содержания материала, следование УМК)

Дифференциация и
индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.

Целесообразность
выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие,
суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала,
повторение, обобщение, комбинированный, развития речи, урок по определённой
технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная,
индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)

Целесообразность
использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного
занятия.

Создание на уроке
условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.

Реализация на
уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка
учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка
(самооценка).

Формирование
(развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных,
познавательных, коммуникативных, личностных)

Формулирование и
решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную
деятельность обучающихся.

Построение урока с учётом
индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся.

Умение создать атмосферу доверия,
психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества,
здоровьесбережения.

Пять
шагов подготовки к современному уроку:

Основные педагогические элементы современного урока русского языка и требования к их реализации и урок как основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку

1.
Мотивация к учебной деятельности

:
включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Что
значит уметь учиться?

Задачи,
решаемые на современном уроке русского языка

Ориентация
на методическое правило:

«Ни
одного урока без всех четырех видов речевой деятельности!»

Следование
этому правилу восстанавливает в своих правах развитие речи учащихся во всех
своих аспектах.

На
каждом уроке педагог должен предлагать задания по типу: «Слушаем, говорим
(спрашиваем – отвечаем), читаем (понимаем), пишем».

последовательность
предложений, слов, построенная согласно правилам русского языка и образующая
сообщение.

Составьте
текст, состоящий из 4 предложений.

Первое
предложение должно начинаться с имени существительного.

Второе
предложение – с имени прилагательного.

Третье
предложение – с глагола.

Четвертое
предложение – с предлога.

это
приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то,
что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и
неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

Слово
«кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием систематизации
материала в виде «грозди». Последовательность действий по составлению кластера
проста и логична: 
1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или
предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы; 
2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты,
образы, подходящие для данной темы; 
3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с
ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются
«спутники», устанавливаются новые логические связи. 
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова,
осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу
с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно
помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы:
направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения
и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.

подготавливает
к краткому пересказу;

учит
формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет
почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

1
строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2
строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова
можно соединять союзами и предлогами.

3
строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4
строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение
автора к теме в 1-ой строчке.

5
строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы
в 1-ой строчке, обычно существительное.

1.
спасибо
2. сердечное, душевное
3. желаем, выражаем, говорим
4. вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность
5. Спаси Бог!

1.Учитель четко и
точно формулирует задания, потому что потом учитель их не повторяет.

2.Не даёт новые
задания ученикам в готовом виде.

3.Не повторяет
задания два раза.

4.Не комментирует
и не исправляет ответы, предлагая это сделать самим ученикам (таким образом
достигается взаимоконтроль).

5.Не повторяет то,
что уже сказали ученики (это помогает ученикам быть более внимательными на
уроке).

6.Предугадывает
затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его
выполнить с первого раза.

Структурные компоненты уроков
русского языка.

Известно, что каждый урок, который
проводится учителем, об­

а) организационный момент (начало
урока

б)  проверка письменных домашних
заданий;

в) устный опросу учащихся;

г)  психологическая подготовка
учащихся к восприятию

д) изучение нового материала;

е) закрепление знаний, умений и навыков (на уроках изучения
нового материала);

бота  по  дальнейшему  углублению  и  обобщению  знаний,  
умений и навыков (на уроках, главной целью которых является закрепление, обобщение и систематизация знаний);

з). задание на дом;

ведение итогов урока.

Эту часть урока, продолжительностью от одной до
полутора минут, в школьной практике 
называют организационным Войдя
в классучитель за весьма короткий промежуток времени должен выяснить многое: все ли учащиеся
явились на занятие, у всех ли
партах имеются необходимые учебные пособия, тетради, словари, кто
из учеников пришел в класс после длительного перерыва , каково санитарное состояние класса

Между тем в школьной практике нередко можно наблюдать случаи, когда учитель с целью
предельной экономии времени на­чинает урок
сразу же с выполнения учащимися, какого-либо задания. Ученики, например, производят грамматический разбор, исправляют и анализируют ошибки, допущенные в письменных
работах, пишут словарный диктант и т.п.

Однако подобный подход к организации работы учащихся в са­мом начале урока может серьезно
помешать учителю: если
учащиеся еще не успокоились после шумных игр на перемене, внимание их не переключилось на учебную
деятельность  и они еще не осознали основных целей
урока, то работа начатая ими сразу же
после того, как учитель вошел в класс, может оказаться  недостаточно
результативной. А это, в свою очередь, может отрицательно повлиять на
последующий ход урока.

Поэтому
учителю ни в коем случае нельзя упускать из поля зрения таких моментов в работе с учащимися, как организация внимания постановка учебных целей. Весьма полезно в
начале урока сообщить учащимся о том,
чем будет заниматься класс в течение 45минут,
какие навыки должны получить учащиеся в ходе работы  над  учебной  темой, с какими
трудностями в работе они встретятся.

Нелишними могут оказаться замечания
и о внешнем виде учащихся, о порядке в классе.
Однако такие замечания
не следует повторять из урока в урок,— иначе они могут потерять свое воспитательное значение.
Отсутствие же амечании может отрицательно сказаться
на воспитании у учащихся
навыков культуры поведения. Ведь школьники могут полагать, что главное для
них —это учебная работа, а все остальное не
имеет значения, Отсюда исписанные парты, мусор в классе невытертая
доска.

внимания учителя заслуживают ученики, которые долгое

время из-за болезни отсутствовали в классе.
Несколько теплых слов в  их
адрес, улыбка одобрения — все это помогает школьникам проникнуться убеждением, что учитель и классный коллектив в целом
своевременно придут им на помощь и они преодолеют отставание в учебе.

Пойдя в класс, учитель должен сразу же почувствовать
настроение каждого
учащегося, отметить для себя изменения в поведении школьников, чтобы знать, к кому с
какой меркой подойти данном
уроке. Иначе педагог начнет работать вслепую.

ценно, если дежурные по классу
приучены подавать рапортички,
где записываются фамилии учащихся, не явившихся на занятие. Отметки в классном журнале о
пропусках занятий учащимися
учитель может сделать в ходе урока. Однако, если урок по первый, учителю следует спросить, не отсутствует ли на уроке еще кто-либо из учащихся, кроме
записанных в рапортичке.

Многочисленные наблюдения
за работой учителей русского язык показывают,  
что   в   школах   нередко   применяются   однообразные способы устного опроса
учащихся. Одним из таких способов является

Известно, что оценка при подобном опросе ставится в конце урока за сумму ответов учащихся
с учетом качества выполнения
ими письменных работ (так называемый «поурочный балл»). Однако абсолютизация этого вида опроса, сведение к единственно возможному способу оценки знаний, умений и
навыков может породить ряд
негативных явлений в работе учителя

При указанном способе опроса на уроках
прежде всего не создается условий для развития
устной монологической речи учащихся. Что же
касается домашней работы, то учащиеся, выполняя все возможные письменные задания учителя, обычно
довольно безраз­лично относятся в
процессе подготовки уроков дома к освоению теории, надеясь получить на последующих уроках достаточно высокие «поурочные баллы» за участие в беседе
анализирующего характера, которая обычно проводится в ходе выполнения
классом разного рода письменных работ и
предполагает краткий обмен учебной
информацией между учителем и учащимися. В результате этого знания учащихся
могут оцениваться недостаточно объективно.

Основным  способом определения уровня
знаний, умений и навыков
школьников должен быть индивидуальный опрос, проводимый под контролем и при активном участии в работе
всех учащихся данного класса. Способов активизации работы учащихся в данном случае можно назвать немало:
это и «перекрестная» постановка
вопросов (от учителя к классу и от класса к отвечающему и к учителю), и требование составить
план ответа ученика, стоящего у доски, и взаимное рецензирование ответов, и
дополнения к ответу, и
включение в опрос учеником, отвечающим у доски, кого-либо из своих товарищей, и т. п.

Следует иметь в виду, что
индивидуальный опрос весьма ценен но только как способ более углубленной и разносторонней проверки знаний учащихся, но и как средство
совершенствования их речевых навыков, эмоционально-волевой сферы, воли, выдержки, умения общаться с аудиторией.

Проводя индивидуальный опрос, учитель
должен прежде всего позаботиться об организации внимания класса. С этой целью
вопрос сначала ставится
перед всеми учащимися, а затем, после непро­должительной «психологической
паузы», называется фамилия уче­ника, намеченного для опроса.

Необходимо всячески избегать
шаблонных, небрежно сформулированных
вопросов и заданий.

Не вызовут у учащихся желания глубоко и творчески
осмыслить, пройденный материал такие,
например, формулировки вопросов и
заданий: «Что вы знаете о значении и грамматических признаках существительного? .Расскажите о разделительных ь
и ъ. Что вам известно о
правиле правописания безударных личных окончаний глаголов?» И т. п.

Совершенно по-иному могут прозвучать
формулировки вопросов и
заданий, если учитель поставит перед собой цель создать в клас­се эвристические, поисковые ситуации.
Например: «По каким трем признакам
определяется существительное как часть речи? В чем сходство и в чем различие в
употреблении разделительных ъ и ь? Почему безударные личные окончания глаголов приходится
про­верять с помощью
правила? Раскройте его суть».

Высокой эффективностью отличаются обычно устные, ответы, учащихся, подготовленные ими в процессе
предварительной работы у классной
доски (так называемый комбинированный опрос). Желательно, чтобы вызванные для ответа учащиеся, выполняя задания, писали на тех частях раздвижной доски,
которых не видят остальные учащиеся

Оценки при индивидуальном и
«комбинированном» опросе должны
объявляться учащимся сразу же по окончании опроса. Если же учитель стремится отодвинуть момент
объявления оценок в конец урока, то это
приводит к тому, что воспитательная роль оценки знаний в значительной мере
утрачивается: ведь к концу урока многие
учащиеся забывают, как отвечали их товарищи, и не проявляют живого интереса к тому, как оцениваются их
знания.

Как только ученики, работающие по индивидуальным заданиям
учителя, выполнят работу,
начинается их опрос перед классом.

Ради экономии времени учащиеся могут
кратко изложить глав­ную
суть полученных ими заданий и рассказать об основных способах их выполнения. Что же касается более
тщательной проверки, то её осуществляет сам учитель в то время, когда класс начинает за­ниматься различными видами
самостоятельной работы.

Оценки в таком случае могут объявляться учащимся в конце

Практика показывает, что подобная
форма опроса наиболее приемлемой 
оказывается для уроков  закрепления знаний,  умений,

навыков, и особенно для повторительно-обобщающих уроков. Именно на этих уроках учитель имеет
возможность специально выделять
время для бесед с учащимися по итогам выполненных ими

На уроках же изучения нового материала к «уплотненному» опросу прибегать не следует, поскольку
основная часть времени должна
затрачиваться на изучение и закрепление новых знаний, так что   для   проведения  
«уплотненного»   опроса   времени   может   не хватить

Надо заметить, что в практике проведения «уплотненного»
опроса наблюдаются факты,
когда из-за недостатка времени итоги выполнения
учащимися письменных заданий на уроке не подводятся оценки учащимся не
выставляются. Все это делается учителем на следующих
занятиях после проверки письменных заданий Подобный подход к учету и
оценке знаний учащихся едва ли можно  
признать   педагогически   оправданным,   поскольку   в   этом  
воспитательный эффект оценки

Письменные контрольные работы

Важное место в системе учета и оценки знаний, учащихся занимают письменные контрольные работы,
периодически проводимые учителем на уроках закрепления знаний, умений и навыков, и на   повторительно-обобщающих 
уроках.   В   данном   случае  получает возможность углубленно проверить знания всех

Для того чтобы обеспечить
дифференцированный подход к учащимся в зависимости от уровня их развития и

ленности по русскому языку,
целесообразно всякий раз .заготавливать несколько вариантов заданий—от менее трудных до более сложных, требующих не только
репродуктивного подхода к воспроизведению знаний, но и творческого решения познавательных задач.

Этими заданиями могут предусматриваться ответы на теоретические вопросы по ранее пройденному
материалу, а также упражнения 
практического характера — различные виды языкового разбора, упражнения по применению
конкретных правил орфографии, пунктуации, стилистики, культуры речи и т. п.

При
проверке и оценке указанных заданий необходимо учитывать
как содержательную сторону ответов учащихся,
так и языковое
оформление текста.

Постепенно к выполнению заданий более сложного характера нужно привлекать и тех учащихся,
которые, имея вначале слабую подготовку по предмету, начинают благодаря своему трудолюбию и повседневной помощи учителя
обнаруживать заметные успехи в учебе. Для таких учащихся может быть вначале рекомендован свободный выбор упражнений повышенной
сложности, а затем подобные упражнения могут предлагаться и самим учителем.

Само собой разумеется, что число учащихся, успешно
справля­ющихся с более сложными заданиями, должно все время расти. Это окажет
существенное воздействие на выравнивание уровня знаний умений и навыков отстающих в учебе
школьников.

3. Проверка запоминания слов, имеющих те или
иные особенности.

Параллельно с усвоением  теоретического
материала, правил правописания, школьники должны запомнить большое количество
слов, обладающих какими-либо орфоэпическими, морфологическими или орфографическими
особенностями.

Для проверки правописания и произношения
таких слов целесообразно использовать следующие задания:

-записать слова с непроверяемыми
орфограммами, подчеркнуть в них  орфограммы и                     произнести;

-подобрать к этим словам однокоренные слова и
записать их;

-сгруппировать слова по общности орфограмм

-произнести  правильно записанные на доске
слова и т.д.

История развития урочной формы обучения

Урок – это форма организация учебной деятельности посредством объединения в группу детей одного возраста и передачи им знаний, умений и навыков по специальной учебной программе.

Урочная форма организации обучения была внедрена в образовательную практику в период развития классно-урочной формы обучения. Ее развитие прошло длинный исторический путь, но она не утратила своей актуальности и по сей день используется учебными учреждениями.

В развитие урочной формы организации учебного занятия можно выделить следующие этапы:

  • Теоретическое обоснование существования и функционирования формы организации учебного занятия в виде урока. Оно было сделано в XVII веке Я.А. Коменским. Он рассматривал возможности обучения одним педагогом больших групп детей – по 30-50 человек. Он обосновал теорию проведения уроков и его этапы, а также составил проект функционирования обучения, при котором количество детей может достигать 300 человек, но с выделением из них наиболее успевающих для их группировки и проведения отдельных занятий в небольших группах. Такое обучение нашло развитие в Англии, примерно начале XIX века. Обучение проводилось для широкой аудитории учащихся – около 600-700 человек. При этом, они делились на возрастные группы и старшие проводили занятия для младших, а педагог занимался подготовкой старших групп учащихся и контролем их преподавательской деятельности.
  • Формулирование теории урока К.Д. Ушинским. Ушинский рассматривал урок, как форму проведения учебного занятия, при которой дети самостоятельно занимаются, а педагог руководит этим процессом. Полноценной реализации на практике данная теория не получила. были предприняты некоторые попытки создания подобных в школ за рубежом.
  • Система образования СССР. В этот период урочная форма обучения была утверждена, как единственно целесообразная, рациональная и универсальная. Занятия в школах и иных учебных учреждениях проводились в форме уроков, которые предполагали проведение занятий с группой учащихся определенного возраста по регламентированному расписанию. Со времен СССР урок, как форма организации учебного занятия, приобретает ведущее место в структуре обучения. Оно организуется только в этой форме.

Требования к современному уроку русского языка

Основные педагогические элементы современного урока русского языка и требования к их реализации и урок как основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку

Требования к современному уроку русского языка

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжать саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Какие требования предъявляются к современному уроку?

В отличие от  традиционного  урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Первый аспект – мотивационно – целеполагающий.

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся. Однако следует отметить, что такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока  – деятельностный.

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т. д. Развитию УУД способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология и др.

Развивающее обучение также лежит в основе современного урока. Такой урок направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующиешесть  основных этапов:

мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);

рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

Урок изучения нового. Это может быть традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок закрепления знаний. (Практикум, экскурсия, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. )

Урок комплексного применения знаний. Это могут быть практикумы, семинары и т.д. Такой урок имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний. Это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Контрольная работа, зачет и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Современный урок русского языка, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового.

Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации.

Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию  проблемы урока в виде темы или цели.  Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление  и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3 – й шаг. Планирование действий.

Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.  При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует  спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или  выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов  технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4 – й шаг. Планирование решений.

Планируя решение проблемы, необходимо, во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть  работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные  варианты ответа. Побуждающий диалог  направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5 – й шаг. Планирование результата.

Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг.  Планирование заданий для применения нового знания.

Следует помнить, что задания  должны  носить  проблемный характер,  нацеливать ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Таким образом, основными требованиями к современному уроку являются следующие:

·  четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

· определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

· реализация на уроке всех дидактических принципов;

· создание условий успешного учения учащихся.

1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/34440-trebovanija-k-sovremennomu-uroku-russkogo-jaz

Также вас может заинтересовать

Основные педагогические элементы современного урока русского языка и требования к их реализации и урок как основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Структура урока

Структура урока – это расположение составных компонентов уроков в соответствии с логической, организационной и психологической целостностью.

В общем виде структуру урока можно представить следующим образом:

  • Вступление. Урок необходимо интересно начать. Учащихся необходимо заинтересовать и увлечь, вкратце осветив тему занятия.
  • Проверка домашнего задания. Педагог может проверить выполнение задания, которое было задано по предыдущей теме и уровень ее освоения.
  • Основная часть. Происходит освещение педагога новой темы. Это может быть реализовано в виде рассказа, презентации, видео представления и иных наглядных пособий.
  • Закрепление нового материала. Педагог использует разные приемы и задания, повторно озвучивает важные моменты новой темы.
  • Подведение итогов и домашнее задание. Педагог вместе с детьми рассматривает усвоение нового материала и подводит итоги уровню знаний и навыков учащихся по данной дисциплине/курсу. Далее, задается домашнее задание т.е. упражнения, проекты и иные работы, которые учащиеся должны выполнить самостоятельно по новой теме. Педагог рассказывает о возможных методах и способах их выполнения.

Данная структура может быть изменена: дополнена иными пунктами и сокращена в зависимости от конкретного назначения урока, его содержания, особенностей темы и т. д.

Основные педагогические элементы современного урока русского языка и требования к их реализации и урок как основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку

Рисунок 2. Рациональная структура урока. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сущность и признаки урока

Урок является многогранным, многоплановым и многофакторным явлением образовательного процесса. Он предполагает взаимосвязь и взаимодействие целей, задач, методов, содержания, внешних и внутренних факторов, материального снабжения учебно-воспитательной деятельности.

Урок реализуется по конкретному плану и имеет поэтапную реализацию. Каждый урок наделен конкретными временными рамками т.е. его проведение не может быть бесконечным или свободным. Как правило, уроки проводятся по 40-45 минут с небольшими перерывами между ними. Они заранее планируются педагогом т.е. распределяются временные ресурсы на проведение каждого этапа занятия.

Урок характеризуется рядом признаков. К ним относятся:

  • Наличие постоянного состава учащихся;
  • Наличие плана реализации урока и годового плана обучения по конкретной дисциплине;
  • Частичная структура урока т.е. урок состоит из взаимосвязанных частей;
  • Обучение одной дисциплине или ее отдельной теме на одном уроке;
  • Наличие расписания проведения уроков;
  • Наличие руководства. Урок и деятельность на нем регламентируется педагогом в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Вариативность урочной работы. На уроке могут быть применены разнообразные методы и приемы обучения, использованы различные виды познавательной деятельности;
  • Строгая и четкая организационная структура;
  • Экономия ресурсов при организации обучения. На уроках работает один педагог с коллективом учащихся;
  • Ориентация уроков на развитие коллективных взаимоотношений и коллективной ответственности.

«Урок как основная форма образовательного процесса» 👇

Основные педагогические элементы современного урока русского языка и требования к их реализации и урок как основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку

Рисунок 1. Урок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Современный урок как целостная система

Урок – это систематически используемый тип организации деятельности постоянного состава учителей и учеников в определенный отрезок времени, который применяется с целью решить задачи обучения, воспитания и развития учеников.

Урок представляет собой форму организации обучения группы учеников одного возраста, постоянного состава, по устоявшемуся расписанию и с единой для всех программой обучения. В уроке представлены все компоненты учебно-воспитательной деятельности:

  • цель;
  • содержание;
  • средства;
  • методы;
  • деятельность, направленную на организацию и управление, а также все его дидактические элементы.

Сущность и назначение урока в процессе обучения в качестве целостного динамического процесса сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя с учениками, в результате которого учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развивают способности, опыт деятельности и общения, а также совершенствуется педагогическое мастерство педагога.

Таким образом, урок выступает, с одной стороны, формой обучения в целом, а с другой, в качестве формы организации обучения, предопределяемой основным перечнем требований к организационному построению урока учителем, что вытекает из закономерностей и принципов обучения.

В современной школе цель урока должна быть конкретной, содержащей указание средств по ее достижению и возможности ее перевода в конкретные дидактические задачи.

Дидактические задачи урока реализуют в реальной педагогической действительности посредством учебных задач, то есть задач для учащихся. Такими задачами отражается учебная деятельности учеников в конкретных учебных ситуациях.

Во всех известных определениях понятия «урок» содержится три основных аспекта этого термина:

  • первый – это система обучения, воспитания и развития учеников посредством специально организованной формы взаимодействия учителей с учениками;
  • второй – это система влияния на учеников, которая ограничена конкретным набором показателей: организационными, смысловыми и временными;
  • третий – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного усвоения знаний.

«Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку» 👇

Иными словами, урок – многогранен, динамичен, многоплановый и конкретизированный, специально организуемый и логически завершаемый. На каждом уроке и на каждом его этапе решаются конкретные задачи, раскрываются отдельные темы программы, определяются необходимые формы учебно-познавательной деятельности.

Подготовка учителя к проведению урока

Проведение каждого урока – творческий труд, успех которого обусловлен тщательной подготовкой. Для этого ставятся цели урока, отбирается учебный материал, определяются методы, тип и структура урока, подготавливаются наглядные пособия и составляется конспект урока.

Подготовка к уроку включает следующие этапы:

  • определить место данного урока в целостной системе уроков курса и темы, учитывая программу, перспективный и тематический план;
  • обстоятельно ознакомиться с объемом и содержанием информации в учебнике, соотнести ее с обязательным минимумом и требованиями, которые выдвинуты перед школой по конкретному курсу предмета;
  • выбрать тип урока, отразить его структуру, выделить главную дидактическую задачу, отобрать материал из большого объема научной информации и определить вопросы воспитания и развития учеников;
  • изучить методическую литературу по теме урока и творчески переосмыслить прочитанное;
  • подобрать или разработать дидактический материал, наглядные пособия, тесты, задания, литературу для внеклассного чтения;
  • отобрать нужные объекты, составить инструкции по выполнению самостоятельных, лабораторных или практических работ;
  • указать фамилии учеников, которые будут вызваны к доске;
  • определить ход урока и времени, отводящегося на каждую его часть;
  • составить план или конспект урока.

Учитель при подготовке к уроку предусматривает все возможные отклонения от намеченного плана, на основании конкретной обстановки его проведения. Например, если на предшествующем уроке какой-то материал не был полностью усвоен, и учитель вынужден его повторно объяснять, сокращается время, отведенное на другие этапы урока. Или напротив, учащимися материал усваивается быстрее, чем предполагал учитель, в связи с чем обязательно должен быть некоторый объем дополнительной информации.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Правила эффективной организации урока

Чтобы урок приносил должный образовательный эффект, его организация требует соблюдения ряда правил. К ним относятся:

  • Ориентация урока на осознанное восприятие материала учащимися и прочное его закрепление.
  • Содержание урока должно включать теоретические знания и практические навыки, пригодные для реального применения в жизнедеятельности.
  • Урок должен содержать воспитательные компоненты и ориентацию на нравственное развитие личности учащихся.
  • Урок должен способствовать всестороннему гармоничному развитию учащихся.
  • Развитие навыков самостоятельности на каждом уроке.
  • Урок должен быть интересным и увлекательным, чтобы способствовать формированию мотивации к обучению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *