Основные подходы в педагогике личностно ориентированный. Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения

Кто это такой – педагог?

Основные подходы в педагогике личностно ориентированный. Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения

Само слово «педагог» имеет греческое происхождение: «paidagogos» в переводе означает «ведущий детей», то есть это человек, который обучает ребенка и следует за ним. Сегодня педагог – это востребованная профессия, представители которой участвуют в обучении, воспитании и развитии детей и подростков.

Чтобы стать педагогом, необходимо пройти специальную подготовку, быть воспитанным и образованным человеком, любить детей и стремиться передать им свои знания и опыт, обладать стрессоустойчивостью и тягой к самосовершенствованию своих знаний и личности.

Педагогика – это обширная научная область, которая не только ставит перед собой задачу формирования личности человека, но и изучает и разрабатывает эффективные методы для передачи знаний подрастающему поколению. Поэтому педагогом могут быть ученые, воспитатели детского сада, школьные учителя, преподаватели высших учебных заведений, спортивные тренеры и инструкторы.

Какие задачи стоят перед педагогом?

Основные подходы в педагогике личностно ориентированный. Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения

Деятельность педагога будет заключаться:

  • в планировании, организации и проведении занятий;
  • в формировании знаний и навыков;
  • в выработке у воспитанников гармоничного взгляда на окружающий мир;
  • в адаптации учеников к социуму;
  • в развитии умственных и физических качеств;
  • в формировании у людей психологической устойчивости и внутренней готовности к преодолению проблем и сложностей;
  • в создании благоприятного климата для развития детей;
  • в организации активной жизни учеников.

Кроме всех перечисленных обязанностей, педагог еще взаимодействует с родителями своих воспитанников: проводит собрания, тестирования, отвечает на возникающие вопросы, консультирует индивидуально.

Чтобы эффективно выполнять все эти действия, педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию своей собственной личности и профессиональных компетенций, владеть знаниями не только в педагогике, но и в психологии, и в других смежных дисциплинах.

Зачем педагогу знать психологию?

Основные подходы в педагогике личностно ориентированный. Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения

Психология – это основа педагогической деятельности, так как для развития личности ребенка нужно знать, как эту личность изучить. Именно навык психодиагностики ощутимо помогает педагогам, влияет на качество учебного и воспитательного процессов, а также на результаты, которые демонстрируют ученики.

В своей работе педагоги сталкиваются со множеством трудностей: кто-то не умеет увидеть в ученике целостную личность, учесть все его проявления, выявить причинно-следственные отношения и наметить пути развития; а кто-то оценивает способности ученика только исходя из показателей успеваемости. Системные знания по психологии помогут избежать этих ошибок и добиться наилучшего результата в профессиональной деятельности.

Знания психологии также помогут педагогу:

  • стать надежным другом каждому ребенку;
  • учитывать в процессе обучения хрупкость и ранимость детской психики;
  • понимать сильные и слабые стороны ученика;
  • выявить внутренние стремления ребенка, его потребности и мотивы;
  • уметь не только слушать, но и слышать каждого воспитанника;
  • создать для детей комфортную среду для обучения, творчества и дружбы;
  • тактично и бесконфликтно общаться и взаимодействовать с коллегами;
  • выстроить доверительные отношения с родителями.

Все вышесказанное дает абсолютную уверенность в том, что современные педагоги остро нуждаются в психологических знаниях.

Где педагогу получить знания по психологии?

Основные подходы в педагогике личностно ориентированный. Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения

В условиях стремительных инноваций в сфере образования учителям и педагогам приходится многому учиться заново, а иногда даже переучиваться. Конечно, знания в области психологии учитель получает еще будучи студентом педагогического учебного заведения. Но, как признаются сами педагоги, зачастую этих знаний недостаточно. Начиная работать по специальности, они сталкиваются с нехваткой вспомогательных психологических навыков. И вот тут-то на помощь приходит дополнительное профессиональное образование.

Множество обучающих организаций и заведений сейчас предлагают пройти программы профпереподготовки и повышения квалификации в режиме онлайн, что очень удобно в нынешней нестабильной ситуации. Онлайн-курсы – это также отличное решение для тех, кто хочет обучаться без отрыва от основной работы.

ДПО по психологии подойдет педагогам, которые:

  • желают лучше разбираться в себе и в людях;
  • хотят изучить дополнительные психологические тактики, необходимые для эффективной профессиональной деятельности;
  • стремятся проводить консультации по психологии для детей и их родителей.

Как выбрать программу обучения?

Основные подходы в педагогике личностно ориентированный. Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения

Для того, чтобы выбрать курс по психологии, нужно учитывать свои планы на будущее, а также определиться, каких именно знаний недостает.

  • Программа профессиональной переподготовки подойдет тем людям, которые хотят работать психологом, педагогом-психологом, актуализировать знания по психологии. Обучение будет длится не менее 250 часов, а после аттестации выдается диплом.
  • Программа повышения квалификации поможет тем, у кого уже есть базовое образование по психологии, но требуются дополнительные знания. Длительность обучения – от 16 часов, после итоговой аттестации выдается удостоверение.

Теперь осталось выбрать желаемое направление психологии.

  • Практическая психология (семейная, детская, кризисная) предполагает непосредственную работу с клиентом, оказание ему психологической поддержки. После получения диплома вы можете заниматься частной практикой или работать в школе, кризисном центре, проводить индивидуальные или групповые консультации.
  • Прикладная психология используется специалистами разных профессий: педагогами, тренерами, управленцами. В это направление включена социальная психология, которая изучает поведение человека и взаимодействие людей в обществе.
  • Клиническая психология предполагает работу в области здравоохранения (психологические центры, государственные службы, больницы, диспансеры, санатории, реабилитационные и социальные центры, образовательные учреждения, в том числе для детей с ОВЗ).

Для чего нужен анализ деятельности педагога

Сам анализ работы учителя выполняет сразу несколько функций:

  • Диагностическую.
  • Самообразовательную.
  • Преобразующую.
  • Познавательную.

Совокупность этих функций дает возможность увидеть работу педагога в перспективе, правильно наметить пути развития профессионального мастерства, обозначить векторы самообразования.

Главный показатель эффективности работы учителя — это, прежде всего, качественно проведенный урок. Именно он влияет на такие критерии, как успеваемость учеников, их владение предметом, их мотивацию, а в дальнейшем и поступление в высшие учебные заведения.

Поэтому навыками анализа должны обладать не только сами учителя, но и методисты, члены администрации школы.

Виды аналитических справок

Анализ работы учителя охватывает все сферы деятельности педагога. В зависимости от цели выделяют:

  • Анализ всей педагогической деятельности учителя.
  • Анализ работы учителя над определенной темой.
  • Анализ и .
  • Анализ работы учителя как воспитателя.
  • Самоанализ учителя.

Некоторые виды аналитических справок пишутся проверяющими. Сам учитель обычно составляет самоанализ своей работы по итогам четверти, года, определенного отрезка времени, выделенного на изучение поставленной проблемы, темы.

Как составить отчет по анализу деятельности учителя

Общая аналитическая справка, оценивающая всю педагогическую деятельность учителя обычно составляется по следующей схеме:

  • Общая информация об учителе (ФИО, предмет, классы, в которых работает, стаж, стаж работы в данном учреждении, образование, категория).
  • Тема или проблема, над которой работает учитель.
  • Выбранные .
  • Какие задачи ставит перед собой учитель в своей работе.
  • Ожидаемые результаты работы, которые были запланированы в начале года.
  • Как осуществляется деятельность учителя по достижению поставленных целей.
  • Результаты работы учителя: средний балл ЗУН, количество успевающих, отстающих, итоги ГИА, ЕГЭ по предмету, открытые уроки, участие детей в предметных олимпиадах, конкурсах, тематических неделях, фестивалях, индивидуальная работа с учениками, работа кружка по предмету.
  • Результаты методической работы учителя: разработка методических материалов, участите в заседании методобъединения, обобщение опыта, материалы выступлений на педагогических конференциях, анализы работы коллег.
  • Результаты работы педагога как воспитателя: работа с родителями, ведение классного руководства, совместная работа с психологом и т.д.
  • Работа учителя как члена педагогического коллектива: соблюдение трудовой дисциплины, участие в общественной жизни школы, отношения с коллективом, администрацией.
  • Культура ведения документации: планов, конспектов уроков, своевременность подачи отчетов и пр.

Это образец общей схемы составления аналитической справки, который может быть дополнен или сокращен в зависимости от цели проводимого анализа.

Резюме

Анализ работы учителя занимает одно из ведущих мест в. Анализ своей работы — это прекрасный способ продемонстрировать навыки рефлексии самого педагога, умение правильно и адекватно оценивать результаты своего труда, видеть свои недостатки, фиксировать успехи и достижения. Более того, именно анализ работы помогает выбрать правильное направление самообразования или работы над повышением квалификации.

Виды анализов работы учителя по разным направлениям

Обычно речь идет о комплексном анализе своей работы, который учителя составляют по завершении учебного года. Этот вид анализа — наиболее общий и включает в себя описание сразу всех направлений деятельности учителя:

  • Преподавание предмета с полным анализом качества знаний учащихся.
  • Методологическая работа.
  • Научно-изыскательная работа.
  • Деятельность учителя как классного руководителя.
  • Анализ внеурочной и внешкольной работы.
  • Социальная работа педагога.
  • Работа по повышению квалификации и самообразованию.

Несколько по-другому составляются анализы, преследующие конкретную цель и описывающие одну из составляющих. Например:

  • Анализ педагогической деятельности учителя.
  • Анализ работы учителя по самообразованию.
  • Анализ работы классного руководителя и пр.

Эти виды аналитических отчетов узкоспециализированы и фиксируют внимание исключительно на выбранном направлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.