«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Светлана Копанева
«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

1. Виды шага в танце

2. Спокойная ходьба – амплитуда и длина шага небольшая

3. Хороводный шаг – техника та же, но шаг более длинный и плавный

4. Приставной хороводный шаг без смены опорной ноги

5. Приставной хороводный шаг с поочередной сменой опорной ноги

6. Широкий шаг – максимально длинный хороводный шаг (перешагивание)

7. Топающий шаг – поочередные притопы правой или левой ногой с небольшим продвижением вперед или назад

8. Семенящий (плавающий) шаг – плавный хороводный шаг с продвижением вперед или назад на длину ступни

9. Высокий шаг – нога не выносится вперед, а сгибается в колене и поднимается вверх под углом 90*

10. Переменный шаг – в основе техники – хороводный шаг

11. Боковой приставной шаг – на «раз» – вправо (влево, на «два» – левая (правая) нога приставляется к опорной

12. Боковое припадание – на «раз» – боковой шаг с носка правой (левой) ноги, колено сгибается (как бы маленькое приседание). На «два» левая нога приставляется к опорной на носок и выпрямляется

13. Шаг на носках

14. Пружинящий шаг – это «пружинка» с продвижением на всей ступне

15. Крадущийся шаг – это «пружинка» с продвижением на подушечках и низких полупальцах (образ куклы или балерины)

16. Шаг польки – движение начинается не с шага, а с подскока на левой (правой) ноге

17. Боковой шаг «крестик» (вправо – влево) – на «раз» – шаг в сторону с правой (левой) ноги, на «два» – перед опорной ногой накрест ставится вторая

18. Шаг скрестный вперед – назад («косичка») – хороводный шаг, только ноги ставятся не под углом 45* вправо и влево, а накрест друг перед другом.

В художественной гимнастике применяют элементы классического бального танца (галоп, полька, вальс и др.), народных танцев (русский переменный, припадание, веревочка, па–де–баск, ковырялочка, шаг с притопом и др.), историко–бытовых, современных танцев.

Приставной шаг является наиболее простым танцевальным шагом, позволяющим успешно изучить шаг галопа. Выполняется вперед, в сторону, назад.

И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, впереди правая, руки на поясе; 1–скользящим движением шаг правой вперед на носок (с переходом на всю ступню), левая сзади на носке; 2–приставляя левую, принять и.п.; 3–4 – то же, но с левой ноги. В дальнейшем приставной шаг выполняется с движением одной или обеих рук.

Переменный шаг (так называемый тройной, музыкальный размер 2/4) служит основой шагов польки, русского танца. Изучается в различных сочетаниях.

1. И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1–шаг правой вперед; «И» – приставить левую; 2–шаг правой вперед, левая сзади на носке; 3–4 – то же с левой ноги. Выполняется так же, «пропуская» на счет «И» ногу несколько вперед.

2. И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1–шаг правой вперед на носок; «И» – слегка приседая на правой, небольшой шаг левой на носок; 2–шаг правой, левую отвести назад, руки книзу, затем переводятся вперед–вверх; 3–4 – то же с левой ноги. На счет 3 руки дугами книзу возвращаются в и.п. Выполняется так же с подниманием на счет 2 и 4 прямой или согнутой ноги вперед, с попеременными движениями рук, с поворотами кругом махом ноги.

Шаг Галопа – это приставной шаг с небольшим прыжком и соединением ног в фазе полета.(муз. размер 2/2). Выполняется обычно вперед и в стороны. В момент безопорного положения туловища и ноги должны быть прямыми, носки – оттянутыми. Шаг галопа удобнее всего выполнять, стоя в парах, взявшись за руки (или руки на поясе).

1. И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; 1–7 – шаги галопа вперед с правой ноги; 8–подскок на правой, левую вперед; 9–16 – шаги галопа вперед с левой ноги.

2. И.п. – занимающиеся стоят в кругу лицом к центру, взявшись за руки; 1–7 – шаги галопа вправо; 8– подскок на правой, левую в сторону; 9–16– шаги галопа влево.

Шаг Польки – разновидность переменного шага, выполняемого небольшими прыжками с разворотом плеч в сторону ноги, с которой начиналось выполнение движения (муз. размер 2/4).

И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; «И»– подскок на левой ноге, правая вперед; 1– «И» – 2 небольшими прыжками переменный шаг с правой ноги, левую вперед; 3– «И» – 4 – то же с левой ноги.

Шаг Мазурки (муз. размер 3/4). Основные разновидности: женский шаг, мужской шаг.

И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; «И» – небольшой подскок на левой ноге, правую вперед–книзу; 1– шаг правой вперед, слегка приседая на ней, левую ногу согнуть назад, колено наружу; 2– небольшой подскок на правой, левую несколько больше согнуть назад; 3–подскок на правой, левую выставить вперед–вниз. Продолжить движение с левой ноги.

Шаг вальса (муз. размер 3/4) выполняется вперед, в стороны, назад, с поворотом.

Вальсовый шаг вперед: И.п. – на носках, руки на поясе; 1– скользящий шаг правой с небольшим приседанием на ней и последующим подниманием на носок; 2–3 – два небольших шага вперед на носках с левой; 4–6 – то же, но с левой ноги. В дальнейшем рекомендуется выполнять с движениями рук (вперед–назад, «восьмеркой», одноименной с ногой руки).

Вальсовый шаг с поворотом (представляет собой сочетание вальсовых шагов вперед и назад с поворотами кругом): И.п. – о.с., руки на поясе; 1– шаг правой вперед – наружу с небольшим приседанием; 2– небольшой шаг левой вперед с поворотом направо кругом на носках; 3–приставить правую назад к левой; 4–слегка приседая, шаг левой назад; 5–шагом правой назад – поворот направо кругом на носках; 6– приставить левую к правой. В дальнейшем выполняется с движениями рук вперед– назад и др.

Некоторые элементы народного танца:

Русский переменный шаг вперед (муз. размер 4/4): И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе или в стороны; 1–шаг правой с носка; «И» – шаг левой с носка; 2–шагом правой ноги, слегка приседания на ней, левую скользящим движением продвигать вперед; «И» – левую вперед с поворотом туловища налево на 450; 3–4 – то же с левой ноги.

Шаг «веревочка» назад: И.п. – о.с., руки на поясе; 1– поднимая и сгибая ногу, поставить ее назад за левой на носок; 2– небольшой подскок на правой со сгибанием левой и постановкой ее назад. После освоения «веревочки» назад изучается шаг «веревочки» с тройным притопом.

Елена Карагаева
Основные виды ходьбы и бега

1. Обычная Техника выполнения: Нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок и переходит в отталкивание. Положение рук:Свободное.

Имитация движений:Для малышей «Гуляют наши ножки».

2. На носках Техника выполнения: Шаги короткие, нога ставится на переднюю, часть стопы (на полупальцы, пятка не касается поверхности.

Положение рук:Свободное. Имитация движений:«Великаны» (высокие люди).

3. На пятках Техника выполнения: Нога ставится на пятку, носки подняты вверх. При этом не стоит разворачивать сильно в стороны. Положение рук: Согнуты в локтях и обхватываются за спиной. Имитация движений:«Пингвин»

4. С высоким подниманием колен Техника выполнения:Нога ставится на переднюю часть, а затем на всю стопу. Согнутая в колене нога поднимается «вперёд-вверх». Голень с бедром образует угол, носок оттянут вниз. Положение рук:В стороны, взмахи руками. Имитация движений:«Петушок» ИЛИ Положение рук:Руки вперёд, пальцы сжаты в кулак и перед коленом. Имитация движений: «Лошадки»

5. Широким шагомТехника выполнения:(в старших группах)Нога ставится перекатом. Положение рук: На поясе. Имитация движений:«Гулливер»

6. В приседе Техника выполнения:Выполняется на полностью согнутых в коленях ногах. Нога при этом ставится на всю стопу. При этом спину стараться держать прямо. Положение рук:На колени. Имитация движений:«Гуси»

7. В полуприсяде Техника выполнения: На полусогнутых ногах. Нога ставится на переднюю часть стопы. Выполняется на полусогнутых ногах. Спину при этом стараться держать ровно.

Положение рук:Согнуты в локтях,пальцы широко расставлены. Имитация движений«Утёнок»

8. С крёстным шагомТехника выполнения:Одна нога выносится вперёд. Ставится перед другой немного в сторону. Продвижение вперёд незначительное.

Ноги ставим на всю стопу. Положение рук: На поясе. Имитация движений:«Верёвочка»

9. Спиной вперёд Техника выполнения: Одна нога ставится назад на переднюю часть стопы или на всю стопу. Смотреть через плечо. Положение рук:За спиной. Имитация движений:«Рак»

10. Приставным шагом Техника выполнения: Шаг начинается с любой ноги. Одна нога при этом выносится вперёд, другая к ней приставляется. Обе ноги оказываются вместе, пятки их соединяются на каждом щаге. Положение рук: Различное положение рук (за спину, на пояс).Имитация движений:«Сороконожка»

11. Выпадами Техника выполнения: Выносимая вперёд нога ставится, согнутой в колене на всю стопу. Оставшаяся сзади нога стоит на носке. Толчок производится носком сзади стоящей ноги. Положение рук: На колено (Ногу поднимаем, руки переносим на другое колено). Имитация движений: «Силачи»

12. Спортивна Техника выполнения: Выполняется постановка ноги с носка более широким шагом. Стопа ставится на опору полностью. Положение рук: Махи руками «вперёд-назад» .Руки полусогнуты. Имитация движений: «Спортсмены»

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БЕГА

1. Обычный Техника выполнения:Бег свободный, лёгкий с естественным продвижением на носках. Туловище слегка наклонено вперёд. Грудь и плечи развёрнуты. Полусогнуты в локтях. Положение рук: При движении руки движутся вперёд-вверх, несколько вовнутрь, затем отводятся локтями назад в стороны. Имитация движений:С животными «Олень» и т. д.

2. На носках Техника выполнения: Ноги следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг широкий. Темп быстрый. Положение рук:Движение рук свободное, расслабленны в такт с шагом. Имитация движений:«Мышка»

3. С высоким

подниманием колен Техника выполнения:Поднимаем согнутую в колене ногу под прямым углом. Ставить её мягким, эластичным и в тоже время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Положение рук:Можно поставить на пояс. Имитация движений: «Лошадки»

4. С отведением назад

согнутой в колене ноги Техника выполнения: Туловище наклонено вперёд. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться достать пяткой до ягодиц или подставляя руки до рук).Положение рук:Либо на пояс,либо на пятой точке. Имитация движений:Объясняем здесь движения.

5. Бег прыжками Техника выполнения:Выполняется энергично. Широким размашистым движением. Положение рук:Толчок делается вперёд-назад.

6. В быстром темпе Техника выполнения: Выполняется на переднюю часть стопы или на носках. Шаг стремительный, широкий. Туловище наклонено вперёд по ходу движения. Положение рук:Активны, в такт с беговым шагом,согнуты в локтях.

Имитация движений: –

7. Медленный Техника выполнения: Выдерживается небольшой темп (не ускорять и не замедлять). Шаги делаются короткие. Нога ставится на переднюю часть стопы согнуты. Положение рук:Спокойные, руки согнуты в локтях. Имитация движений: –

8. Челночный Техника выполнения:Широкий, стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце. При движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Положение рук:Естественные, помогающие движению. Имитация движений: –

для детей младшей группы

– Ходьба обычная. Нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок переходит в отталкивание (по возможности выпрямленной в колене ногой). Движения рук спокойные — согнутые в локтях руки поочередно поднимаются вперед не выше уровня груди, затем отводятся назад локтями вверх, кисть примерно на уровне пояса. Голова приподнята, плечевой пояс не напряжен, живот подобран.

– Ходьба на носках. Выполняется на более прямых ногах. Шаги короткие, туловище выпрямлено, подтянуто. Нога ставится на переднюю часть стопы (на полупальцы), пятка не касается поверхности. Движения рук незначительные, они несколько расслаблены. Их можно поставить на пояс, положить за голову. При этом плечи опущены, осанка непринужденная.

– Ходьба с высоким подниманием колена. Движения энергичные, четкие. Нога ставится сначала на переднюю часть, затем на всю стопу. Шаги короткие, но уверенные. Согнутая в колене нога поднимается вперед-вверх. Бедро принимает горизонтальное положение, голень образует с бедром прямой угол, носок оттянут вниз. Активные движения ног согласуются с движениями рук, кисти сжаты в кулаки. Продвижение вперед незначительное. Корпус прямой, голова приподнята.

для детей средней группы

– Ходьба на пятках. Нога ставится на пятку, носки подняты вверх. При этом не стоит разворачивать сильно в стороны. Положение рук: согнуты в локтях и обхватываются за спиной. Имитация движений: «Пингвин»

– Ходьба на наружных сводах стопы. Туловище естественно выпрямлено, стопы ног на ширине плеч, ноги прямые, руки полусогнуты в локтях и расположены на уровне груди, кисти сжаты в кулаки, подбородок подобран, взгляд направлен вперед. Перенесите вес тела на внутреннюю сторону стоп правой и левой ноги. Выполните ходьбу в умеренном темпе.

– Ходьба в полуприседе. Выполняется на полусогнутых коленях. При ходьбе нога ставится на переднюю часть стопы. Спину надо стараться держать прямо. Руки двигаются свободно. При ходьбе их можно поставить на пояс, к плечам, в стороны, за спину.

– Ходьба мелким и широким шагом. Движения несколько замедленные. Сохраняется обычная при ходьбе координация движений рук и ног. Нога ставится перекатом с пятки на носок. Примерная длина шага различна для детей разных возрастов (32—35 см в 2 года, 55—60 см к 7 годам). При выполнении этого вида ходьбы нельзя чрезмерно увеличивать длину шагов, так как это может привести к нарушению формирующейся у детей координации движений.

– Ходьба с перешагиванием через предметы (35-40 см). Воспитатель показывает и объясняет, что перешагивать надо попеременно правой и левой ногой без остановки, без паузы. Задание выполняется в среднем темпе.

для детей старшей группы

– Ходьба на внешней стороне стопы. Туловище естественно выпрямлено, стопы ног на ширине плеч, ноги прямые, руки полусогнуты в локтях и расположены на уровне груди, кисти сжаты в кулаки, подбородок подобран, взгляд направлен вперед. Перенесите вес тела на внешнюю сторону стоп правой и левой нога. Выполните ходьбу в умеренном темпе.

– Ходьба приставным шагом. Может выполняться вперед, назад, в правую и левую сторону. Шаг начинается с любой ноги: одна при этом выносится вперед, другая к ней приставляется. Обе ноги оказываются вместе, пятки их соединяются на каждом шаге. Не следует поворачивать ступню приставляемой ноги носком внутрь. Руки в движении участия не принимают — их целесообразнее поставить на пояс. Этот вид ходьбы особенно хорошо выполнять под музыку, учитывая различный ее характер: под марш — четко, без заметного сгибания ног в коленях; под танцевальную музыку — мягко, пружиня на одной или на обеих ногах и т. д.

– Ходьба перекатом с пятки на носок. Выполняется этот вид ходьбы ярко выраженной постановкой ноги на пятку, плавным и одновременно энергичным перекатом на носок, слегка пружиня при этом и стараясь приподняться повыше. Движения рук свободные, ненапряженные, с некоторым акцентом (остановкой) в момент перехода на носок

– Ходьба спиной вперед. Одна нога ставится назад на переднюю часть стопы или сразу на всю стопу. Толчок производится пяткой другой ноги или всей стопой одновременно. Координированные движения рук и ног выполняются с трудом

Для детей подготовительной группы

– Ходьба в разных построениях ( в колонне по одному, парами, четверками, в круге по два, в шеренге.)

– Ходьба в сочетании с другими видами движения.

– Гимнастическая ходьба. Выполняется постановкой ноги с носка более широким шагом, стопа ставится на опору полностью.

– Ходьба скрестным шагом. В этом виде ходьбы одна нога выносится вперед и ставится перед другой немного в сторону. Продвижение вперед незначительное. Ногу нужно ставить выпрямленной и на всю стопу. Руки целесообразно держать на поясе, так как их активные движения могут привести к чрезмерному повороту туловища и нарушить координацию движений.

– Ходьба выпадами. Выносимая вперед нога ставится согнутой в колене на всю стопу. Остающаяся сзади нога стоит на носке (по возможности ее надо держать прямой). Толчок производится носком сзади стоящей ноги

– Ходьба спиной вперед. Одна нога ставится назад на переднюю часть стопы или сразу на всю стопу. Толчок производится пяткой другой ноги или всей стопой одновременно. Координированные движения рук и ног выполняются с трудом.

– Ходьба в приседе. Выполняется на полностью согнутых в коленях ногах. При ходьбе нога ставится всю стопу. Спину надо стараться держать прямо. Руки двигаются свободно. При ходьбе руки лучше держать на коленях.

– Ходьба с закрытыми глазами. Выполняется небольшими шагами, обычно наблюдаются отклонения от прямолинейного направления.

Е.Н.Вавилова, “Учите бегать, прыгать, лазать, метать”, М., 1983 г.

Прежде чем перейти непосредственно к  терминологии упражнений художественной гимнастики с предметами, учителю следует четко представлять фактуру каждого из них и основные типы движений.

Характеристика предметов художественной гимнастики

Упражнения с предметами составляют основное содержание соревновательных программ по художественной гимнастике. Все предметы имеют различную форму и фактуру, определяющие особенности техники работы с ними: булавы, обруч — жесткую, мяч -упругую,  скакалка, лента — мягкую.

Скакалка. В настоящее время в продаже огромный выбор скакалок: резиновые, веревочные, с датчиками. Обычно для школы приобретаются резиновые скакалки с пластиковыми ручками. Но веревочные скакалки имеют ряд преимуществ: они хорошо держат форму, не бьют больно по телу в случае ошибки, что немаловажно для начинающих, когда осваиваются новые упражнения. Веревочные скакалки можно покупать определенным метражом, что позволяет в широких пределах варьировать их длину.

Обруч – из пластика, его внутренний диаметр составляет  от 80 до 90 см. Для занятий с младшими школьниками можно использовать обручи меньшего размера.

Мяч – резиновый, диаметром – 18-20 см

Лента  состоит из палочки  длиной  от 50 до 60 см,  и  прикрепленного к ней с помощью карабинчика атласного материала длиной 6 метров.  В школе  в зависимости от возраста занимающихся можно использовать ленты длиной 3-4 метра.

Булавы — могут быть из  каучука или синтетического материала. Длина – 40-50 см.  Вес – 150 гр. каждая булава.

Все предметы художественной гимнастики — физические тела и их движения подчиняются законам механики как самостоятельно, так и в руках гимнастки. Они могут совершать:

  • Поступательные движения по той или иной траектории.
  • Вращательные движения вокруг той или иной оси.
  • Вращательно-поступательные движения — двигаться по определенной траектории, вращаясь вокруг своей оси.

Опираясь на биомеханические закономерности упражнений с предметами целесообразно классифицировать их следующим образом:

  • Удержание и баланс.
  • Вращательные движения.
  • Фигурные движения.
  • Бросковые движения и ловля.
  • Перекатные движения.

Применять терминологию следует исходя из ее назначения (устного слова или записи) и состава занимающихся или читателей. Если тренер (учитель) обращается к не имеющим достаточную спортивную подготовку людям (занятия в детских садах, школах, ДОУ, фитнес-клубах), на первых порах лучше пользоваться общедоступным языком и употреблять лишь небольшое количество терминов. Начинающие заниматься художественной гимнастикой должны запоминать термины одновременно с изучением упражнений, постепенно накапливая запас. Для подготовленных спортсменок, преподавателей и тренеров, естественно, терминология становится своеобразным специальным языком, профессиональным средством общения.

Все термины можно разделить на следующие группы:

  • Общие – для определения отдельных групп упражнений,  понятий (упражнения без предмета, упражнения с предметами);
  • Основные (конкретные), позволяющие определять смысловые признаки упражнения (наклон, поворот, прыжок);
  • Дополнительные, уточняющие основные и указывающие направление движения и способ выполнения.

Обычно термины образуются из существующих уже лексических элементов, подчиняясь грамматическим законам данного языка. Известно несколько способов образования терминов: переосмысливание, словосложение, образование производных слов, калькирование, иноязычные заимствования. В художественной гимнастике, как и в гимнастике в целом, наиболее широко применяется переосмысливание, то есть придание нового терминологического значения существующим в языке словам (взмах, мост, шпагат, волна, восьмерка).

В художественной гимнастике можно отметить следующие особенности образования терминов:

1. В качестве терминов используются корни отдельных слов (мах, сед, упор, выпад и др.).

2. Термины движений руками, ногами, туловищем образуются исходя из особенностей того или иного двигательного действия. Например, взмах (рукой, ногой, всем телом).

3. Термины статических положений (преимущественно равновесий) образуются исходя из условия опоры и положения тела (взаимное расположение его звеньев). Например, равновесие на правой (переднее), то же с наклоном, заднее, боковое, с захватом и др.

4. При обозначении поворотов (основной термин) указываются, на какой части тела они выполняются (на носке, на колене или коленях), направление (направо, налево) и величина вращения вокруг вертикальной оси: на 90°, кругом (на 180°), на 270, 360, 540° и т. д. Например: одноименный поворот кругом на левом носке, но ни в коем случае не «на носке левой».

5. Прыжки определяются в зависимости от положения тела в фазе полета. Например, прыжок шагом, касаясь, шпагатом, кольцом, закрытый, открытый, подбивной, перекидной.

6. Разновидности передвижений обозначаются терминами «шаг» и «бег».

7. При терминологическом обозначении упражнений с предметами основным признаком служат положение предмета (направление его движения) и совершаемый им путь.

В художественной гимнастике применяются следующие основные формы записи упражнений: обобщенная, конкретная, сокращенная, графическая, смешанная, с помощью технических средств.

Обобщенной записью пользуются в тех случаях, когда необходимо обозначить (перечислить) содержание гимнастических упражнений, например в учебных программах. В этом случае достаточно указывать так: одноименный поворот на 360, заднее равновесие и т. п.

Конкретной терминологической записью пользуются для точного определения каждого элемента в соответствии с правилами терминологии. Например, при записи упражнений классификационных программ, программ для соревнований.

Существует в практике несколько приемов сокращения записи. Один из них – применение условных иноязычных терминов. Например, хореографические движения обозначаются терминами, заимствованными из французского языка (основные из них приведены ниже в кратком словаре). Другой – применение общепонятных сокращений терминов с сохранением их лексической основы. Например, «целостная волна в боковом направлении», «боковая волна», «поворот скрестным шагом», «поворот скрестным шагом с целостной волной», «спиральный поворот». Возможно также применение кратких (образных) терминов. Например, вращательное движение обруча вокруг вертикальной оси, расположенной в его плоскости называется «вертушка»; многократные малые круги с лентой — «спирали» и т. п.

В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например,  опускаются слова «спереди», «вперед» при указании направления движения, если оно выполняется кратчайшим путем; «туловище» — при наклонах; «нога» — при движениях в ОРУ, выставлениях ее на носок; «поднять», «опустить» — при движении руками или ногами; «прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это положение; «ладони внутрь» — в положении руки вверх; «ладони книзу» — в положении руки в стороны или влево. Исходное положение указывается только в начале  упражнения.

Графическая  запись (изображение) может иметь самостоятельное и вспомогательное значение. Применяется линейная запись «чертиками», полуконтурная, контурная. Наиболее доступной является первая. Она наглядна и экономна, удобна в повседневной практической работе.

Смешанная  запись сочетает в себе текстовую и графическую. Ею широко пользуются при записи классификационных и соревновательных программ, а так же в повседневной практической учебно-тренировочной работе.

В последнее время все шире применяется запись упражнений  с  помощью  технических  средств, например, видеозапись. С ее помощью можно четко зафиксировать отличительные особенности упражнения, выразительный аспект каждого движения и другие нюансы.

Упражнения без предмета

Шаги —  разнообразные виды передвижения. Различают: обычный шаг, шаг с носка, на носках, острый шаг,  высокий шаг, выпадами, шаг галопом, приставной шаг, переменный шаг, шаги польки и др. (описание см. ниже).

Бег — передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. Названия бега аналогичны видам ходьбы.

Поворот — вращательное движение тела вокруг вертикальной или продольной оси. Количество градусов отсчитывают  от того места, куда ставится опорная нога в начале поворота. Повороты могут выполняться: шагом, из выпада, с места. Положение опорной ноги указывается в нестандартных поворотах, свободная нога принимает различные положения, если она отводится назад на 90, то это положение не указывается (одноименной поворот, шагом правой).

Прыжок – безопорное положение тела гимнастки в результате отталкивания. В зависимости от амплитуды движения и положения тела в воздухе различают: Открытый прыжок, Закрытый прыжок, Прыжки со сменой ног (вперед, назад, если колени согнуты, прыжок со сменой согнутых н.н.), Подбивные прыжки (вперед, назад, в сторону), Прыжок прогнувшись, Прыжок согнувшись, Прыжок, махом ноги, с поворотом кругом, Прыжок шагом, Прыжок касаясь, Перекидной прыжок, Прыжок касаясь, с поворотом, Прыжок шагом с поворотом, Все виды прыжков кольцом, Прыжок, махом ноги вперед-назад (разножка), Прыжок шагом в сторону.

Равновесие – сохранение устойчивости тела. В зависимости от наклона туловища равновесия могут быть: Переднее равновесие (туловище наклоняется вперед), Заднее равновесие (туловище наклоняется назад), Боковое равновесие (туловище наклоняется в сторону).

По амплитуде наклона туловища: Высокое равновесие (туловище не наклоняется), Горизонтальное равновесие  (туловище наклоняется на 90°), Низкое равновесие (туловище наклоняется на 135° и более). По положению свободной ноги: Пассе, Аттитюд, Кольцом.

Волна – сложное целостное движение, состоящее из последовательного разгибания в одних суставах и сгибания в других. Различают: волну вперед, вправо, влево (боковая волна).

Волна рукой – волнообразное движение рукой (руками), начинающееся сгибанием руки (к себе) и опусканием кисти, затем разгибанием (от себя) с одновременным подниманием кисти. Положение кисти принято именовать так: обычное (не указывается), кисть свободна, кисть расслаблена, кисть поднята.

Каждое танцевальное движение, используемое в художественной гимнастике, имеет свое название. Порядок записи следующий:

  • положение ног;
  • положение рук;
  • положение туловища и головы;
  • и.п. на площадке.

Мягкий шаг – начинается с постановки пальцев, после чего следует мягкий перекат на всю стопу.

Высокий шаг – шаг вперед с энергичным сгибанием ноги (бедро и голень образуют прямой угол).

Острый шаг – сгибая ногу, сделать маленький шаг вперед, поставить на пол сильно оттянутый носок, энергично перекатиться на всю стопу и одновременно вынести другую ногу вперед.

Пружинящий шаг – из стойки на носках маленький шаг вперед с энергичным перекатом на всю стопу, быстро разгибая колено, перейти на носок и вынести другую ногу вперед.

Приставной шаг (вперед, назад, в сторону):

И.п. – III позиция, правая впереди, руки на пояс.

1 – шагом правой, стойка на ней, левая назад на носок;

2 – скользящим движением по полу приставить левую в и.п.

1-2 – приставной шаг с правой вперед;

3 – шагом  правой вперед, левая назад на носок;

4 – левую  скользящим движением по полу провести вперед на носок.

Шаг галопа (вперед, назад, в сторону) – начинается скользящим движением ноги в сторону выполнения с последующим прыжком, толчком двумя.

Шаг польки – это переменный шаг, выполненный легкими прыжками:

И.п. – III позиция, правая впереди, руки на пояс;

«И» — небольшой подскок на левой, правая вперед-книзу;

1 – шаг галопа с правой;

2 – шагом правой подскок на ней, левую вперед-книзу. То же с другой ноги

Шаг вальса (вперед, назад, в сторону) – состоит из одного перекатного шага и двух шагов на высоких полупальцах:

И.п. – III позиция, правая впереди, р.р. на пояс;

1 – шагом правой, полуприсед на ней, левую вперед-книзу;

2-3 – два шага на носках с левой.

В соединении с галопом и полькой часто используют небольшие прыжки – подскоки.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Основная стойка – это вертикальное положение на одной или обеих ногах (рис. 28).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Стойка ноги врозь – в этой стойке ступни расположены так же, как в основной стойке, но ноги расставлены на шаг (на ширину плеч) (рис. 29).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Широкая стойка ноги врозь – стойка, в которой ноги широко разведены в стороны; о положении рук, если они не внизу, должны быть дополнительные указания.

Узкая стойка ноги врозь – стойка, в которой ноги расставлены врозь вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь (рис. 30).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Стойка ноги врозь правой – стойка, в которой правая нога находится на шаг впереди левой. Данная стойка может быть широкой и узкой, о чем следует указывать (рис. 31).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Стойка скрестно (скрестная), в которой одна нога находится перед другой скрестно и касается колена опорной ноги, ступни параллельны, на расстоянии 10-15 см. при названии слово «Спереди» опускается, например стойка скрестно правой, если правая нога находиться перед левой (рис.32).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Сомкнутая стойка – стойка, в которой ступни сомкнуты (рис.33).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Стойка пятки врозь – стойка, в которой носки сомкнуты. А пятки разведены врозь (рис.34).

Все перечисленные стойки можно выполнять на носке или одна на носке, другая на всей ступне, а также на пятках или одна на пятке. В этих случаях к основному названию стойки добавлять слова – на носках, на пятках, правая (левая) на носке, правая (левая) на пятке.

При наименовании стойки на одной ноге достаточно указывать, например: «Стойка на правой». Дополнительно определяется положение другой ноги, туловища или рук (согнуть вперед левую, левую руку в сторону, правую полусогнутую вверх).

Стойки с согнутыми ногами именуют следующим образом:

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Стойка на коленях – стойка, в которой колени, голени и носки опираются о пол (снаряд) всей длиной, носки вытянуты (рис.), при выполнении из основной стойки или из сомкнутой стойки опусканием, сгибая ноги, указаний о способе выполнения не требуется (рис. 35).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Стойка на правом (левом) колене – при обычном способе выполнения одна нога поднимается и, сгибаясь, отводится назад. Одновременно с этим сгибается другая нога, опускаясь на колено так, чтобы бедро опорной ноги и голень другой (находящейся впереди) были перпендикулярны полу (опоре) (рис. 36). Иное расположение ног или способ выполнения указываются. Например: шагом правой стойка на левом колене, руки за голову (если она выполняется шагом вперед). Положение рук, если они не внизу, указывается дополнительно. Например: левую вперед-кверху, правую в сторону-назад (или назад-книзу).(1-35)

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Присед – положение занимающего, в котором ноги согнуты (опора на носках), руки в любом положении (рис. 37). Выполняется из основной стойки полным сгибанием ног. Положение ног на всей ступне указывать дополнительно.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Присед на колено (наклонный) – присед, при выполнении которого бедра, туловище и голова на одной прямой линии. Положение рук, если они не вдоль тела, указывать дополнительно. Например: руки вперед (рис. 38).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Круглый присед (полуприсед) – приседание на носках, колени вместе, туловище согнуто вперед, руки вперед, голова опущена (рис.39).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Присед на правой (левой) – приседание, выполняемое на одной ноге, другая поднята вперед, руки на пояс (рис. 40-а), а иное положение ноги и рук указывается дополнительно. При выполнении с захватом руками за голеностопный сустав свободной ноги называется- «Присед на левой с захватом» (рис.40-б).

Присед пружиня (пружинный) – приседание, выполняемое с добавочными пружинящими движениями после незначительного разгибания ног с последующим их полным сгибанием.(1-37)

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Выпад – выполняется выставлением ноги в любом направлении с одновременным сгибанием ее. Туловище сохраняет вертикальное положение, голова прямо (рис. 41).

По направлению движения различают:

Выпад правой (левой) – выставление ноги вперед с одновременным таким сгибанием ее, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу.

Выпад вправо (влево) – выставление ноги в сторону. Ступни сохраняют положение основной стойки.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Выпад назад (или назад-наружу, внутрь и т.п.) – выставление ноги назад. если нужно, указывать ногу. Например, выпад правой назад (рис. 42). О других направлениях необходимы дополнительные указания. Например: выпад левой вправо (или вправо-вперед и т.п.).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Выпад с наклоном – соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например: выпад влево (вправо) с наклоном (рис. 44).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Глубокий выпад – выпад с максимальным разведением ног. Положение рук и туловища указывается дополнительно. Например: глубокий выпад правой, руки в стороны-назад (рис. 45).(1-38)

Наклон – сгибание туловища в любом направлении. При наклоне головы всегда добавлять слово «головы», например наклон головы вправо.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Наклон – термин для определения сгибания тела в тазобедренных суставах вперед, назад или в стороны с полной амплитудой движения. При выполнении вперед указание о направлении можно опускать. Например: наклон (рис. 46).

Наклон прямым туловищем – наклон, при котором туловище сохраняет прямое положение. Например, из стойки ноги врозь (вперед) (рис. 47-а) или из стойки на коленях – наклон назад прямым туловищем.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Наклон прогнувшись – выполняется обычно вперед, руки в стороны, голова приподнята (рис. 47-б).

Наклон вперед-книзу – наклон, при котором туловище наклонено под углом 45° ниже горизонтали (рис. 47-в).

Полунаклон – наклон, при котором туловище наклонено на 45° выше горизонтали (рис. 47-г).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Наклон с захватом – наклон вперед, при котором руки захватывают голеностопные суставы с подтягиванием (голени) снаружи (рис. 48).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Наклон касаясь – наклон назад, при котором руки касаются пола (рис. 49). Можно выполнять, касаясь одной рукой пола. В этом случае указывать: наклон назад, касаясь, например: левой.

Пружинящий наклон – обычный наклон вперед, выполняемый несколькими движениями при неполном выпрямлении туловища между наклонами.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Наклон в широкой стойке – наклон прогнувшись, выполняемый в широкой стойке ноги врозь, руки в стороны, смотреть вперед (рис. 50).

Наклон расслаблено – наклон, при котором тело гимнаста без напряжения, как бы падая (в силу тяжести), сгибается вперед или в другом направлении, о чем следует указывать дополнительно. Например: наклон расслабленно влево-вперед.(1-40)

Наклон последовательно (последовательный) – наклон, при котором туловище сгибается последовательным включением в движение отдельных суставов (позвоночника). Выполняется в различных направлениях.

Для определения разгибания тела после наклонов установлен термин – «Выпрямиться» (выпрямление).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Сед – положение занимающегося (гимнаста) сидя на полу или на снаряде с прямыми ногами, руки касаются опоры или находятся в каком-либо другом положении (рис. 51).

Существуют следующие разновидности седов:

Сед ноги врозь – положение сидя с разведенными врозь ногами.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Сед углом – положение сидя с поднятыми вперед ногами, образующими с туловищем прямой угол (примерно), голова прямо (рис. 52). Иные положения указывать дополнительно. Например: сед углом, руки в стороны.

Сед на бедре – сед, при котором тяжесть тела находится на бедре одной ноги; ноги обычно согнуты. При выполнении на полу руки обычно подняты в разноименную сторону.

Сед согнувшись – сед, при котором ноги подняты до вертикального положения (примерно).

Сед с захватом – то же, но туловище и голова наклонены к ногам, а ноги захватом за голеностопные суставы притягиваются к туловищу, голова опущена.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Сед на пятках – сед на обеих пятках, туловище вертикально, руки обычно на поясе (рис. 53). Иное положение рук указывается дополнительно.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Сед на пятках с наклоном – аналогичный сед, но туловище наклонено вперед до касания поднятыми вверх руками пола; при выполнении на одной ноге необходимо указывать ногу, на которой выполняется сед, и положение рук. Например: сед на правой пятке с наклоном, руки назад, голова опущена; или сед на правой пятке с опорой рукой, левую вперед (рис. 54).(1-49)

Разновидности положения лежа:

На спине – ноги сомкнуты, прямые, руки вдоль тела. Иное положение рук указывается.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

На животе – согнутые руки касаются пола (опоры), сомкнутые прямые ноги лежат свободно.

Прогнувшись – тело максимально прогнуто, руки вверх-наружу, ноги и голова приподняты (рис. 55). Иное положение рук или одной ноги указывается.

На груди с опорой коленом – положение с опорой на грудь и одно колено; другая нога отведена назад; руки обычно подняты в стороны. Иное положение рук и неопорной ноги указывается.

Правым (левым) боком – положение с опорой одним боком. Обычно ноги сомкнуты, прямые руки вверх. Иное положение ног и рук указывается дополнительно. Например: лежа левым боком с опорой предплечьем, правую руку в сторону.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Кольцом – положение лежа с касание ногами головы (рис.56).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Кольцом с разноименным захватом (рис.57).

Упоры делятся на простые – с опорой одними руками и смешанные – с дополнительной опорой какой-либо частью тела, кроме рук (чаще всего ногами).

Упор – положение занимающегося (гимнаста) с опорой одними руками.

Упор стоя – смешанный упор, при котором тело гимнаста ближе к вертикальному положению, т. е. угол больше 45° (по отношению к опорной плоскости). Аналогичным термином обозначается положение упора согнувшись (рис. 58); слово «Согнувшись» можно опускать, поскольку такой упор представляет собой единственный вариант.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Упор лежа – положение, в котором угол меньше 45° (рис.59).

По отношению к опоре (полу или снаряду) упоры могут быть:

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Спереди – когда занимающийся обращен передней стороной тела к опоре. Термин «Спереди» принято опускать, но всегда указывается термин «сзади», когда гимнаст обращен к опоре спиной (рис. 60).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Боком (правым или левым) – при опоре на одну руку, тело обращено боком к опоре, другая рука обычно у тела, о чем указаний не требуется (рис. 61). Иное положение свободной руки указывается.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Упор на коленях – тело опирается руками и коленями. Носки вытянуты (рис.62).

Упор на правом (левом) колене – при наименовании указывается опорная нога, другая отведена назад.

Упор на колене одноименный – опора правой рукой и правым коленом или разноименный – опора правой рукой и левым коленом.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Упор на колене боком – тело обращено к опоре боком (рис.63).

Упор на колене с захватом – упор, при котором неопорная нога захватывается свободной рукой за носок и сгибается в колене.

Упор присев – присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи, голова прямо (рис. 64). При выполнении на одной ноге указывается название ноги, на которой выполняется приседание, а также положение свободной ноги. Например: упор присев на правой, левая сзади на носке; или левую в сторону на носок.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Упор лежа на бедрах – упор, при котором тело максимально прогнуто (бедра касаются опоры или лежат на ней) (рис. 65). При опоре предплечьями именуется упор лежа на предплечьях и упор лежа на бедрах на предплечьях.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Упор лежа сзади на предплечьях (рис. 66). Если аналогичное положение выполняется сидя, то оно называется упор на предплечьях сидя.

Упор лежа кольцом (или кольцом правой, левой) – упор лежа на бедрах, при выполнении с неполной амплитудой называют полукольцом (когда нет касания).(1-51)

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Равновесие – положение, в котором занимающийся стоит на одной ноге, наклонившись вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис. 67). Для определения этого основного равновесия достаточно двух слов. Например: равновесие на правой (левой), так как положение рук и другой ноги само собой разумеется. Иные положения рук и свободной ноги указываются. Например: равновесие на правой, согнув левую назад («аттитюд»).

Равновесие с наклоном – туловище наклонено вперед-книзу (под 45°), кисти у пола (рис. – пунктир).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Боковое равновесие – исполнитель находится боком к опоре, одноименная рука вверх, другая за спину (рис. 68). Иное положение свободной ноги и рук указывается.

Одноименное равновесие – одноименная с опорной ногой рука вперед-кверху, другая назад.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Разноименное равновесие показано на рис. 69. Иное положение рук указывается.

Заднее равновесие – исполнитель обращен спиной к опоре, руки в стороны. Иное положение рук указывается.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Фронтальное равновесие – одна нога поднята в сторону (или выше), руки в стороны (рис.70).

Фронтальное равновесие с захватом – аналогичное, но поднятая в сторону-кверху нога удерживается одноименной рукой, другая вверх-наружу (симметрично).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Высокое равновесие (вертикальное) – тело в вертикальном положении (или близком к нему), свободная нога отведена назад, одноименная рука в сторону, другая вперед или вверх (рис. 71). может выполняться на носке, со сгибанием свободной ноги и иным положением рук, о чем указывается особо.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Равновесие полукольцом – нога сгибается назад на уровне головы или выше, но не касаясь головы, руки вверх-наружу (рис. 72). Иное положение рук указывается.

Равновесие кольцом – аналогичное равновесие с касанием носком головы. Обычно выполняется с захватом рукой за носок за головой или над ней.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Равновесие на колене – выполняется с опорой коленом (рис.73).

Заднее равновесие на колене – аналогичное, но спина к опоре.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Равновесие на локте – исполнитель уравновешивается, опираясь на локоть (рис. 74). При выполнении боком указывать – «Боковое».

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Крестообразное равновесие – выполняется отведением неопорной ноги в сторону с наклоном туловища вперед; одноименная опорной ноге рука в сторону, другая вперед (рис. 75).

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Равновесие шпагатом – нога отведена назад с одновременном наклоном вперед и захватом (рис. 76).

Большинство описанных равновесий можно выполнять как на всей ступне, так и на носке. Во втором случае необходимо дополнительно указывать – «на носке». Например, высокое равновесие на левом носке, правая слегка согнута назад, левую руку в сторону-назад, правую полусогнутую перед собой (кисть на уровне живота), голову наклонить назад.

«Основные виды шага в танце на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *