Структура педагогического общения
1. Прогностический этап. Состоит в предварительном моделировании преподавателем предстоящего общения со студентами в процессе подготовки к осуществлению педагогической деятельности.
2. Начальный период общения. Состоит в знакомстве с аудиторией, группой и в организации непосредственного общения с ней.
3. Этап управления общением. Имеет место уже непосредственно в ходе развивающегося педагогического процесса и состоит в реализации предварительно выбранной и смоделированной технологии общения.
4. Заключительный этап. Состоит в анализе результатов осуществления выбранной технологии общения и в моделировании новых технологий для решения последующих педагогических задач.
Рассмотрим подробнее содержание каждого из этих этапов.
. На этом этапе педагогического общения осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры взаимодействия, процесса и содержания общения, исходя из целей и задач занятия, сложившейся ситуации, индивидуальности преподавателя и особенностей обучаемых. При этом заранее выбирается эмоциональный настрой на будущее занятие, исходя из состава и численности группы, сложившегося опыта общения. Продумываются “лирические отступления” как возможное заполнение пауз, способы реагирования на ожидаемое поведение студентов и др. При такой подготовке следует избегать повторов (то, что было удачным на одном потоке, совсем не обязательно будет удачным еще раз). Шаблонность в групповом общении сильно снижает авторитет преподавателя у студентов.
Предварительное моделирование помогает преподавателю представить вероятностную схему взаимодействия, заранее предвидеть возможную атмосферу занятия, ощутить возможный уровень взаимоотношений в ходе предстоящего общения и на этой основе точнее построить как содержательную, так и методическую структуру будущего занятия.
Таким образом, на этом этапе ярко выступают как элементы нравственно-психологические, так и собственно коммуникативно-технологические, происходит перевод педагогических задач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие, обеспечивающее продуктивную реализацию целей педагогического взаимодействия.
Второй этап педагогического общения представляет собой организацию непосредственного взаимодействия преподавателя с аудиторией в начальный период контакта с ней. Этот этап во многом определяет успешность дальнейшего развития как содержательно-дидактической системы деятельности, так и ее социально-психологической основы. Важными его элементами для преподавателя являются: а) конкретизация спланированной ранее модели общения; б) уточнение условий и структуры предстоящего общения; в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения. При установлении контакта в общении важную роль играет нешаблонность, оригинальность поведения преподавателя. Входя в аудиторию, можно заметить что-то необычное: ее наполненность, размещение обучаемых, готовность средств обучения, санитарное состояние помещения и т.д. Реакция на это необычное “здесь и сейчас” всегда воспринимается аудиторией положительно при условии, если она доброжелательная, непосредственная и нестандартная.
В первые же мгновения общения преподаватель должен уточнить возможности работы с помощью избранных методов обучения, увидеть общее настроение аудитории и т.д.
Чрезвычайно важна сама позиция преподавателя как инициатора общения на переходной стадии от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного взаимодействия. Инициативность преподавателя в общении выступает здесь как способ управления общением и всей учебно-воспита¬тельной деятельностью, совместной творческой работой препо¬давателя и коллектива, т.е. управление познавательным поиском на лекции, семинаре и т.п. осуществляется через правильно организованную систему общения.
Третий этап педагогического общения заключается в управлении общением в ходе развивающегося педагогического процесса и в управлении самим этим процессом, в организации обучения в ходе проведения занятия. На этом этапе преподаватель осуществляет задуманную систему коммуникации, оказывает речевое воздействие на студентов, подбирает и реализует различные средства общения и передачи информации, поддерживает контакт с аудиторией.
На третьем этапе реализуется комплекс коммуникативного взаимодействия субъектов педагогического процесса на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и социально-пси-хологическом
Эмоциональный, или поверхностный уровень общения определяет комфортность ситуации педагогического общения, однако не характеризует содержательных его сторон.
Когнитивный уровень связан с предметной стороной об¬щения. Именно на этом уровне развертывается объяснитель¬ный процесс как стержневой элемент личностно-группового педагогического общения и обеспечения желаемой эффектив¬ности учебно-познавательной деятельности студентов.
Общение на социально-психологическом уровне определяет межличностные и групповые отношения преподавателя со студентами и студентов между собой. Здесь искусство общения тесно переплетается с технологией обучения, с организацией работы студентов.
Таким образом, методически целесообразно организованное педагогическое общение выполняет не только присущие ему функции обеспечения устойчивой коммуникации, но и выводит педагога на возможность решения более сложных задачах, способствующих формированию у студентов значимых для них смысловых образований – профессиональной направленности, мировоззренческих позиций, нравственно-этических принципов и убеждений и др.
На заключительном, четвертом этапе педагогического общения преподаватель в случае необходимости анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном студенческом коллективе, соотносит все это с содержательными аспектами осуществленной деятельности, тем самым прогнозирует предстоящее учебное общение с этой аудиторией. Этот этап представляет собой своеобразную обратную связь в общей структуре общения, без которой рефлексивный момент не только ухудшается, но и может стать вообще неадекватным ситуации. Фактически здесь циклически осуществляется переход к первому этапу педагогического общения. Этот этап включает в себя как уточня¬ющие аспекты, так и частично прогностические, причем, он оказывает серьезное влияние не только на собственно коммуникативные стороны обучения, но и на весь предстоящий учебный процесс.
Представленные этапы раскрывают наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения. Хотя в реальной педагогической деятельности они могут быть иными. Некоторые этапы, например, могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, наоборот, чрезмерно растянутыми. Все зависит от ситуации, в которой происходит педагогическое общение, от самого преподавателя, а также студентов, уровня их общей культуры, мотивации и других факторов.
Понятие и целевое назначение
Педагогическая коммуникация – это организация педагогического процесса в форме общения, взаимодействия и сотрудничества, путем оперирования информационными ресурсами, использования личностного смыла и ценностных ориентаций.
Педагогическая коммуникация предполагает построение системы взаимоотношений между учащимся и педагогом на основе диалогового взаимодействия т.е. в основе общения педагога и учащегося лежит диалог с применением разнообразных способов передачи информации.
Педагогическая коммуникация не является стихийным развитием отношений. Она представляет собой целенаправленный процесс построения системы взаимодействия с учащимися, ориентированный на создание положительной атмосферы и эмоционального контакта между сторонами общения.
Сделаем домашкус вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено
Поскольку, педагогическая коммуникация является целенаправленным процессом, то она имеет конкретную цель своего существования т.е. создание коммуникации опирается на какие-то результаты, которых необходимо достичь в перспективе построения взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.
Цели коммуникации всегда различны. Они определяются возрастным этапом развития учащихся, уровнем интеллектуального и психического развития учащихся, их потребностями и стремлениями, склонностями, требованиями общества и его запросами к образовательной системе на текущем этапе ее функционирования.
К основным целям педагогической коммуникации относят следующие:
- Информационная цель – обмен информационными данными между субъектами образовательной деятельности, мнениями, точками зрения, убеждениями и взглядами на ту или иную проблему, задачу.
- Коммуникативная цель – построение системы контактов между педагогом и учащимися на основе непрерывной взаимоориентированности, с целью оперирования информационными данными.
- Побудительная цель – коммуникация порождает стремление к проявлению активности партера по диалогу в конкретном направлении деятельности.
- Эмотивная цель – обмен эмоциональными переживаниями, а также воздействие на партнера и его преобразование посредством его чувств и эмоций.
- Организационная цель – ориентация на реализацию единого направления деятельности, действий, для достижения какого-то значимого результата.
- Развитие взаимопонимания – адекватное восприятие информации, исходящей от собеседника, понимание ее смысла и значения, а также понимание партнера, его личности и направлений деятельности, взглядов и идей, установок и ориентиров.
- Установочная цель – определение своего местоположения и роли в различных социальных связях и взаимоотношениях.
- Воздействующая цель – оказание воздействия на личностное развитие партнера по общению, путем изменения его мнения, взглядов, ценностных ориентиров, представлений, поведенческих реакций, потребностей.
«Педагогические коммуникации» 👇
Субъектами педагогической коммуникации выступают педагог и учащиеся или воспитатель и воспитанники, а ее объектом выступает система общения и педагогического взаимодействия, которая сложилась между ними.
Педагогическая коммуникация занимается исследованием закономерностей процессов общения и взаимодействия в учебно-воспитательной сфере. Также, она исследует и разрабатывает пути совершенствования этого общения, использования новых методов и технологий построения коммуникативного педагогического взаимодействия.
Рисунок 1. Педагогическая коммуникация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Коммуникативная сторона общения
Коммуникативная сторона общения состоит в том, что с помощью общения происходит построение отношений между общающимися людьми. Через них проявляются особенности личности.
Важные характеристики коммуникативной стороны общения представлены намерением влиять друг на друга. Люди воздействуют на поведение друг друга, обеспечивая персонализацию. Для реализации данной задачи требуется не только обращение на едином языке, но и одинаковое понимание ситуации.
Общение часто становится условием познания окружающих людей и действительности. В современной психологической теории ученые рассматривают общение как специфический вид деятельности. По этой причине оно содержит в себе те же регуляторные и содержательные аспекты, которые присущи в целом для деятельности.
Побудительный (оценочный) аспект коммуникации является важной структурно-содержательной характеристикой общения. Его необходимо рассматривать в качестве процесса информирования субъектом других членов общения о своих намерениях. Различные мотивы, стремления, ожидания, состояния возникают в ходе общения. Они представляют собой способность субъекта открыто демонстрировать свою индивидуальность, личностные особенности и нравственные предпочтения.
Особенности коммуникативного общения включают активный обмен информацией, включая ее правильное понимание, осмысление и принятие. В рамках общения образуется связь между самим общением, деятельностью и познанием окружающего мира.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Типы педагогического общения
В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.
1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:
1. Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии;
2. Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;
3. Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;
4. Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;
5. Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;
6. Принуждающий, основанный на давлении.
Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога.
В.А. Калик выделяет следующие стили общения:
1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
2. Общение на основе дружеского расположения;
Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Рассматривая систему взаимоотношения педагога с детьми, А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают дружественность в панибрасткие отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели – один из принципов педагогики сотрудничества. Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция. В качестве важного ограничителя системы взаимоотношений педагога и воспитанников фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам. Стиль общение-устрашение является крайней формой общения-дистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль общения обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.
Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.
Особенности коммуникативных умений
Коммуникативная сторона общения в педагогическом процессе предполагает общение со всеми субъектами образовательного процесса. В этой сфере коммуникативные умения представляют собой важные профессиональные умения любого педагога, которые способны обеспечивать выполнение функций педагогического общения.
Коммуникативные умения составляют состав требований к коммуникативной педагогической деятельности, формируя представления о степени профессионально-коммуникативной культуры педагогов. Весь педагогический процесс — это взаимодействие педагогов и учащихся, поэтому его результаты в большей степени зависят от характера общения.
Реализация принципа сотрудничества происходит лишь в случае умелой организации обучения. Для этого требуются грамотно выстроенные взаимоотношения с детьми.
Компоненты педагогического общения
Оптимальное педагогическое общение слагают такие компоненты, как:
- Когнитивный компонент. Включает знание: структуры общения, закономерностей общения, особенностей реализации интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон общения; основных психолого-педагогических требований, отнесенных к организации педагогического и межличностного общения; методик исследования межличностных отношений и общения. Учитель обладает определенной информационной властью в области познания предмета общения, что позволяет продумать выход из трудной ситуации со всех сторон, обеспечить снижение ее напряжения и остроты.
- Регулятивный компонент. Подразумевает умение организовывать отношения с детьми и их взаимоотношения между собой в процессе совместной деятельности; умение передавать информацию, применяя весь арсенал коммуникативных методов, средств и приемов; понимание эмоционально-психологического состояния; способность объективно оценивать и адекватно воспринимать поведение и личностные качества учащихся; умение педагогически целесообразно и корректно воздействовать на партнеров по общению; способность управлять собственным развитием, поведением и психическим состоянием.
- Аффективный компонент. Отражает эмоциональное состояние, которое характеризует переживание и отношение, возникающее между партнерами по общению.
- Духовный компонент. Подразумевает совокупность духовного состояния и интеллектуальных способностей. Под духовными способностями понимают способность оценить, понять и отобразить другого в своем творчестве. Это интегральное проявление духовности и интеллекта личности. Духовно богатый преподаватель в процессе общения стремится принимать и понимать людей со всем их духовным содержанием. Духовные способности преподавателя присутствуют в каждой психической функции, а каждая психическая функция является моральной и интеллектуальной. Преподаватель видит, вспоминает, запоминает, принимает решения, мыслит и переживает через сферу духовности. Данное видение помогает постичь сущность педагогического явления.
«Основы педагогического общения» 👇
Предисловие
Динамичность
социально-экономических и духовных
процессов, протекающих на фоне
научно-технической революции, во всем
мире приводит к тому, что человеку
приходится иметь дело с обильным потоком
информации. В связи с этим в
учебно-воспитательной работе активизируются
процессы приема, усвоения, использования
и передачи информации. Эти процессы
оптимально описываются и реализуются
в рамках педагогической коммуникации.
Изучение педагогической коммуникации
обусловлено необходимостью оптимизации
учебно-воспитательного процесса и
наличием диалектического противоречия
между широким использованием различных
источников информации в этом процессе
и слабой теоретической разработкой
множественности и коммуникативности
источников учебно-воспитатель-ной
информации. Разрешение этого противоречия
способствует педагогизации социальной
среды, всеобщему подходу к информационным
процессам, познанию закономерностей
использования информации в педагогике.
Этим обусловлен новый подход к
педагогической коммуникации, ибо от
его решения зависит эффективность и
качество учебно-воспитательной работы.
Педагогическая
коммуникация синтезирует элементы
мировоззренческих, нравственных,
профессиональных, эмоционально-волевых
и физических свойств личности, которые
оказывают значительное влияние на
прием, усвоение, использование и передачу
учебно-воспитательной информации. Кроме
того, в педагогической коммуникации
сочетаются теоретические, технологические,
практические и внедренческие составляющие
всего педагогического процесса. Поэтому
она превращается в универсальную,
системообразующую концепцию, которая
имеет все признаки новой парадигмы в
педагогике, так как объединяет в себе
специфическую, сущностную систему
понятий, с ее помощью можно описать
модель циркуляции информации в
учебно-воспитательном процессе и
использовать в совокупности разнообразные
методы педагогического исследования.
В
рамках педагогической коммуникации
можно проследить динамику и результативность
учебно-воспитательной деятельности на
основе измерения количества и качества
циркулирующей информации, что весьма
затруднительно, а порой и невозможно
сделать при традиционном подходе в
педагогике. Известно, что в настоящее
время функции учителя школы и преподавателя
вуза и критерии их работы очень
расплывчаты, а оценки — субъективны.
Использование идей и методик педагогической
коммуникации может устранить эти
недостатки, обосновывая объективность
критериев оценки работы педагогов.
Поэтому очевидно, что коренные изменения
в учебно-воспитательной деятельности
можно произвести через оптимизацию
управления потоками информации, а
гуманитарную, описательную науку
педагогику сделать более точной.
Возникновение
педагогической коммуникации было
обусловлено развитием научной мысли.
Решению практических, а затем и
теоретических проблем коммуникации
как более широкого, родового понятия,
уделяли внимание выдающиеся философы
и мыслители Древней Греции: Демосфен,
Сократ, Аристотель, в Древнем Риме — М.
Аврелий, М. Ф. Квинтилиан, М. Т. Цицерон,
Г. Гракх и многие др.
В
ХVI—ХIX
вв., когда педагогика стала самостоятельной
наукой, проблемы коммуникации начали
оформляться в дидактические принципы
природосообразности у Я. А. Коменского,
Ж. Ж. Руссо, природосообразности,
культуросообразности и самостоятельной
активности у А. Дистервега, практической
полезности у Дж. Локка и др.
В
отечественной педагогике этим проблемам
посвящены работы Владимира Мономаха,
Петра I,
М. В. Ломоносова. Многие проблемы
педагогической коммуникации освещались
К. Д. Ушинским, Н. И. Пироговым, Л. Н. Толстым
и др. В советский период большой вклад
в теорию и практику коммуникации внесли
Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А.
Сухомлинский.
Теоретические
идеи коммуникации разрабатывали
философы, социологи: Л. П. Буева, Н. П.
Ващекин, И. С. Кон, Б. А. Родионов,
В. М. Соковнин и др. Немало исследований
по проблеме коммуникации провели
психологи: А. А. Бодалев, К. К. Платонов,
Н. П. Ерастов, А. Г. Ковалев, И. Е. Шварц и
др.
Проблемы
основного источника информации в
учебно-воспита-тельном процессе —
общения разрабатывались в трудах: А.
В. Барабанщикова,
Ш. А. Амонашвили, Ю. П. Азарова, А. С.
Белкина, А.
В. Добровича,
В. И. Загвязинского, В. А. Кан-Калика, Н.
В. Кузьминой, А. А. Леонтьева, А. В. Мудрика,
В. А. Сластенина и т. д.
Некоторые
проблемы коммуникации в педагогике
были частично исследованы: коммуникативные
потребности, коммуникативные способности,
коммуникативные умения, коррекция
коммуникативной деятельности,
коммуникативный метод и др. Однако
целостного подхода к педагогической
коммуникации пока не обнаружено. Чтобы
глубже разобраться в проблеме, мы будем
рассматривать педагогическую коммуникацию
по следующей схеме:
Рис.
1. Технологическая направленность
изучения
Соглашаясь
с высказыванием великого чешского
педагога, священнослужителя и политического
деятеля Я. А. Коменского о том, что «всякое
свое формирование природа начинает с
самого общего и кончает наиболее
особенным», мы будем изучать педагогическую
коммуникацию с определения родового
понятия «коммуникация». Нужно при этом
учитывать, что коммуникация — архисложное
явление, так как каждая наука,
профессиональная деятельность и даже
обмен информацией в конкретных условиях
содержит систему своих коммуникативных
понятий, которые их разделяют, поэтому
мы рассмотрим особенности социальной,
научной, педагогической, знаковой и
других видов коммуникаций.
Важным
теоретическим положением является
раскрытие сущности педагогической
коммуникации, то есть внутреннего
содержания, включающего единство всех
ее многообразных свойств и отношений,
а также построение концепции. Концепция
(от лат. сonception — понимание,
система) — это определенный способ
понимания, трактовки каких-либо явлений,
основная точка зрения, руководящая идея
для их освещения; ведущий замысел,
конструктивный принцип различных видов
деятельности.
Исходя
из этого определения, мы считаем, что
концепцией педагогической коммуникации
является следующее положение –
педагогическая коммуникация представляет
собой часть педагогики, трактуемую:
- как
совокупность путей, средств и способов
организации учебно-воспитательной
деятельности на основе приема, усвоения,
использования и передачи информации
для разностороннего развития учащихся; - как
руководство к действию для педагогов; - как
механизм управления процессом
образования; - как
фундаментальное направление педагогических
исследований.
Задачей
любого исследования является познание
закономерностей появления, становления
и развития какого-то явления в изучаемой
проблеме. Закономерности проявляются
как объективно существующие, повторяющиеся,
существенные и устойчивые связи и
отношения между явлениями, которые
определяют характер их изменения и
развития. В пособии мы будем прослеживать
следующие закономерности:
- передача
любой информации возможна только
посредством знаков и знаковых систем; - взаимодействие
объектов и субъектов педагогического
процесса на основе информационно-коммуникативного
подхода; - в
учебно-воспитательном процессе
передаваемая преподавателем и усвояемая
учащимися информация постоянно
видоизменяется, трансформируется,
исходя из личностных и средовых факторов; - обмен
информацией субъектов педагогической
коммуникации на основе активного
управленческого подхода.
- принцип
коммуникативности, который вытекает
из закономерной зависимости эффективности
учебно-воспитательной деятельности
от информатизации образования и
предполагает множественность и
коммуникативность всех источников
информации; - связь
успеха в педагогической коммуникации
с постоянными измерениями количественной
и качественной информации, динамики
развития коммуникативности и
субъектно-субъектных связей учителя
и учащихся; - положительное
отношение ученического коллектива к
формированию коммуникативности у
каждого члена коллектива.
Принципы
педагогической коммуникации реализуются
через требования, правила формирования,
развития познавательных, экспрессивных
и управляющих свойств коммуникативности.
Из теории педагогики мы знаем, что каждое
правило должно быть выражено немногими,
но ясными словами, отражать соотношение
явлений и должно быть связано с
практической коммуникативной
деятельностью.
Практикой
доказано, что теоретические знания
будут бесполезными, если они не будут
закреплены практическими делами. Для
формирования и развития коммуникативных
навыков и умений разработаны комплексы
упражнений, которые проводятся в виде
тренингов. Тренинги могут быть одноразовыми
и многократными, короткими по времени
и пролонгированными, могут проводиться
в учебных аудиториях и в специальных
условиях.
Изучение
проблем педагогической коммуникации
позволяет создать положительные личные
программы жизни и деятельности и
поддержать собственный успешный имидж
людей, работающих в образовательных
учреждениях. Высокая теоретическая и
практическая подготовка учащих и
учащихся по педагогической коммуникации
определит личную и профессиональную
судьбу, как педагогов, так и судьбу всей
страны.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
В
первом параграфе мы рассмотрим
коммуникацию как общенаучную проблему
и охарактеризуем педагогическую
коммуникацию на основе информационного
подхода.
Термин
«коммуникация» (от лат. communicatio
— сообщение, передача; communito
— делать общим, сообщать, беседовать,
связывать, соединять, общаться, иметь
дело, иметь связи) — универсальное
понятие, которое в настоящее время
используется всеми науками. Несмотря
на большой интерес к этой проблеме со
стороны философов, социологов, лингвистов,
кибернетиков и других специалистов,
проблема коммуникации остается пока
недостаточно разработанной в теории и
практике.
В
результате того, что понятия «коммуникация»
и «общение» близки по содержанию, термин
«коммуникация» до начала ХХ в. не
употреблялся в научной литературе, и
речь шла только о ведущей части
коммуникации — об общении. Понятие
«общение» привлекло внимание философов
древности. Зенон Элейский (ок.
490—430 гг. до н. э.),
основатель диалектики как искусства
постижения истины посредством спора
или истолкования противоположных
мнений, впервые ввел в науку диалогическую
форму изложения знаний.
Сократ
(ок. 470—399 гг. до н. э.), родоначальник
диалектики как метода отыскания истины
путем постановки ряда наводящих вопросов,
проводил необычные беседы: в них не было
учителя и учеников, были беседующие и
только один судья — старшинство мысли.
Отсюда возникло стремление к истине,
умение слушать и понимать другого
человека. В беседе не было противников,
так как выигрывают обе стороны и
становятся мудрее. При этом считалось,
что при равенстве людей беседа дает
больше, чем разные нравоучения.
В
глубокой древности была определена не
только сущность коммуникации, но и
намечены основные подходы к ее изучению
и использованию. Так, еще Платон в диалоге
«Федр» впервые назвал способы обмена
информацией между людьми: речь и
письменность. При этом Платон опасался,
что появление письменности принесет
вред мышлению людей, так как они будут
усваивать знания «по посторонним
знакам», а не в процессе общения с
мудрыми.
Аристотель
создал первую общую схему общения. Он
писал, что для любого акта общения нужны,
по крайней мере, три элемента:
а)
лицо, которое говорит;
б)
речь, которую это лицо произносит;
в)
лицо, которое эту речь слушает.
Несмотря
на то, что понятия «общение» и «коммуникация»
существуют уже тысячи лет, критерии их
рационального употребления не определены
до сих пор. Так, при ответе на вопрос
«Анкеты для исследования коммуникативности
преподавателя вуза» из 120 преподавателей
23 человека считают, что коммуникация —
синоним общения, 32 человека отметили,
что общение включает коммуникацию, а
65 человек — коммуникация шире общения.
Мы придерживаемся точки зрения, что
коммуникация — понятие широкое, и
включает в себя общение живых существ,
в том числе людей.
Понятие
«коммуникация» в наши дни употребляется
в двух значениях:
В
современной науке существует довольно
обширная литература, посвященная
отдельным видам коммуникации. Например,
Б. А. Родионов
исследует проблему социальной коммуникации
как одного из атрибутивных признаков
современного этапа развития общества.
Н.
К. Ващекин называет следующие виды
коммуникации: формальная и неформальная,
устная и письменная, межличностная и
безличная, непосредственная и
опосредованная, планируемая и спонтанная.
Кроме того, он же выделяет социальную,
экономическую и научную коммуникации,
определяя последнюю как «движение (т.
е. транспортация и передача) результатов
научной деятельности по каналам
социального общения».
В
«Большой советской энциклопедии» так
определена сущность научной коммуникации:
«Совокупность процессов представления,
передачи и получения научной информации
составляет научную коммуникацию».
Р.
Конечный и М. Боухал, раскрывая особенности
конфликтных ситуаций, называют следующие
виды коммуникации, которые ведут к ее
нарушению:
- Грубая
деструктивная коммуникация характеризуется
стремлением подломить мировоззрение,
отношения и интересы другого. Она может
быть враждебной, неприятельской или
без враждебности. Результатом такой
коммуникации является углубляющееся
непонимание. - Авторитарная
коммуникация, имеющая односторонний
характер и тенденцию навязывать другому
человеку собственные взгляды, отношения
и поведение. - Разрешительная
коммуникация характеризуется
освобождением, при котором индивид,
хотя и регистрирует сведения, которые
он принимает, но они не оказывают на
него влияния, он делает, что хочет,
перерабатывает раздражители с юмором.
Речь идет о типичном швейковском
отношении. - Псевдокоммуникация
— это коммуникация формальная, например
при поверхностном, «светском» разговоре
о погоде. - Нонкоммуникация
— это фактически прерывание коммуникации,
несмотря на то, что внешняя коммутационная
ситуация (присутствие партнеров)
формально сохраняется. Например, человек
делает вид, что слушает, а на самом деле
«витает в мыслях». - Резисторная
коммуникация: один из партнеров принимает
информацию, но не реагирует, отказывается
отвечать. Она является проявлением
недоверия, упрямства.
Таким
образом, на основе представленных
материалов мы утверждаем: сколько в
природе и обществе имеется видов и типов
информации, сколько существует путей
и способов ее циркуляции, столько же
может быть и видов коммуникации.
Во
многих научных источниках уточняются
функции коммуникации. Так, американские
ученые называют следующие: информационная,
командная, инструктивная, функция
влияния и убеждения. В отечественных
источниках чаще называют управленческую,
информативную, эмотивную (экспрессивную)
и фатическую (контактоустанавливающую)
функции коммуникации.
В
1948 г. К. Шеннон опубликовал статью о
математической коммуникации, где
сформулировал схему циркуляции
информации:
- источник
информации и передатчик; - место
назначения информации и приемник;
Американский
социолог Г. Лассуэл в 1948 г. в статье
«Структура и функции коммуникации в
обществе» дал свою схему коммуникации:
«Кто говорит?», «Что говорит?», «Кому
говорит?», «Какой канал связи используется?»,
«С каким эффектом?».
Лингвист
Р. Якобсон дает схему коммуникативного
акта:
- тот,
кто передает информацию (адресант); - контакт
(речь, телефон, азбука Морзе и т. д.); - контекст
— полнота информации.
Таким
образом, понятие «коммуникация»
неисчерпаемо, так как бесконечны виды
и функции, пути и способы ее циркуляции.
Теория коммуникации имеет не только
большое теоретическое и практическое
значение, но и обладает сильными
предсказательными возможностями, ввиду
практически неограниченного многообразия
в приеме, сохранении, обработке,
использовании и передачи информации.
Многочисленные
наблюдения за работой преподавателей
педвузов, социальных педагогов, изучение
протоколов уроков в школах, посещения
лекций, практических занятий в различных
образовательных учреждениях убеждают,
что в коммуникации заключен огромный
потенциал, что требует выявления сущности
педагогической коммуникации.
Чтобы
глубже разобраться с понятием
«педагогическая коммуникация», необходимо
уточнить основополагающее понятие
«информация». Слово «информация»
существует многие столетия, но до
последнего времени не привлекало к себе
внимания. В научной литературе и обиходе
обычно говорят о научной, точной, бытовой
и т. д. информации. Само слово отсутствовало
в толковых энциклопедических словарях
вплоть до 1953 г., где информация трактовалась
как «сообщение о каком-либо событии, о
чьей-то деятельности».
В
«Большой советской энциклопедии» дается
следующее определение информации,
которое показывает динамику развития
этого понятия: «Информация — первоначальные
сведения, передаваемые одними людьми
другим устным, письменным или каким-либо
другим способом, а также сам процесс
передачи и приема этих сведений».
Постепенно, с ростом потока информации
и развитием науки и техники понятие
расширилось и стало включать «обмен
сведениями» не только между людьми, но
и между человеком и автоматом, между
автоматами, обмен сигналами в животном
и растительном мире, передачу
наследственности от клетки к клетке,
от организма к организму, генетическая
информация». Несколько позже был выдвинут
тезис о том, что информация является
одним из универсальных свойств материи.
Наиболее
полно, обобщенно и на современном уровне
дается понятие «информация» в «Философском
энциклопедическом словаре»: «Информация
(от лат. informatio — ознакомление,
разъяснение, представление, понятие) —
1) сообщение, осведомление о положении
дел, сведения о чем либо, передаваемые
людьми; 2) уменьшаемая, сжимаемая
неопределенность в результате получения
сообщения; 3) сообщение, неразрывно
связанное с управлением, сигналы в
единстве синтаксических, семантических
и прагматических характеристик; 4)
передача, отражение разнообразия в
любых объектах и процессах (неживой и
живой природы)».
Существует
два подхода в трактовке информации:
- атрибутивный
подход, когда информация рассматривается
как свойство движущейся материи.
Материя, чтобы стать информацией, должна
быть отражена (это условие информационного
процесса) самоорганизующейся,
самоуправляющейся системой, которая
представлена человеком, т. е. она должна
приобрести смысл и ценность, стать
фактором управления учебно-воспитательным
процессом; - функционально-кибернетический
подход, когда информация характеризует
определенное свойство, которое возникает
и обогащается в процессе становления,
развития самоуправляющихся и
самоорганизующихся систем, куда входят:
- живые
организмы и их сообщества; - человек
и человеческое общество; - созданные
человеком кибернетические устройства.
Каждый
предмет или явление реально или
потенциально содержит определенную
информацию, а коммуникативными свойствами
они будут обладать только в том случае,
когда коммуникантом (принимающим
информацию) будет выступать существо
с достаточно развитым уровнем интеллекта.
Подлинным же субъектом в процессе
коммуникации человек, животное становятся
тогда, когда они проявляют активность
в свободной и самостоятельной
коммуникативной деятельности.
Способность
к получению, сохранению, использованию
и передаче информации можно считать
первоосновой зарождения всех психических
явлений — от элементарной раздражимости
и до самого высокого уровня сознания
личности. Для многих представителей
животного мира характерен так называемый
ориентировочный рефлекс (И. П. Павлов)
на новое, достаточно интенсивное
раздражение. Только у человека этот
рефлекс перерастает в любопытство как
направленность сознания на какой-то
объект, которое в свою очередь превращается
в любознательность, острую потребность,
даже страсть познания всего окружающего
мира и самого себя. А важнейшим средством
диалектического познания и преобразования
действительности является коммуникация
— сложная, многоуровневая, имеющая
иерархическое строение, деятельность.
В предельно широком смысле слова
коммуникация — средство связи любых
объектов материального мира.
Таким
образом, при изучении проблем педагогической
коммуникации нужно опираться на
информационный подход, так как «всякий
организм скрепляется наличием средств
приобретения, использования, хранения
и передачи информации». Информация
имеет самые разнообразные формы и служит
обмену не только мыслями и чувствами,
но и является содержательным выразителем
общественных отношений. Информационная
связь в общественных отношениях, как
самоуправляющихся системах, абсолютно
необходима и является важнейшим принципом
их функционирования.
Первые
попытки изучения и измерения потока
информации были предприняты еще в
Средние века, но лишь в 1928 г. Р. Хартли
предложил меру количества информации
(логарифмическую шкалу). В 1948 г. К. Шеннон
ввел количественную характеристику
информации как меру уменьшения энтропии
— неопределенности, хаоса, исключив
ценность информации, и тем положил
начало использованию информации как
научного термина. Именно тогда было
установлено, что чем больше информации,
тем меньше энтропия. Со статьи К. Шеннона
«Математическая теория связи» начинается
история информации. Он ввел единицу
информации равную 1 бит («да» или «нет»).
Слово «бит» произошло от сокращения
английских слов, обозначающих «двоичная
система». Позднее было установлено, что
человеческая память способна усвоить
да 50 битов в секунду.
Таким
образом, появилась возможность описать
сложнейшие акты учебно-воспитательного
процесса с помощью чисел (мечта
пифагорейцев, считавших число основой
всего сущего) и не только измерять поток
информации, но и дозировать ее по объему
и времени для организации оптимального
учебно-воспитательного процесса.
Изучение
теоретических основ общенаучного
понятия «коммуникация» позволило нам
сформулировать сущность педагогической
коммуникации. Под педагогической
коммуникацией мы понимаем организацию
учебно-воспитательной деятельности на
основе приема, усвоения, использования
и передачи информации из разнообразных
источников. Успех в педагогической
коммуникации зависит от консолидации
педагогической теории, методики и
технологии, от интеграции коммуникативной
деятельности учителя и учащихся,
углубленного использования новейших
достижений в информатике и вычислительной
технике.
Знание
теоретических основ педагогической
коммуникации, роли и значения разнообразной
информации в учебно-воспитательной
работе позволяет повысить качество и
эффективность рациональных, эмоциональных
и волевых компонентов коммуникативной
деятельности учителя и учащихся и тем
самым создает условия для успешного
усвоения знаний, формирования навыков
и умений, привычек и правил поведения
учащихся.
Использование
концепции педагогической коммуникации
активизирует работу с информацией,
педагогическое сотрудничество, различные
виды обобщения и использование
многочисленных вербальных и невербальных
приемов, средств педагогического
воздействия на учащихся. Поэтому
педагогическую коммуникацию можно
рассматривать как механизм управления
учебно-воспитательным процессом.
Педагогическая коммуникация —
фундаментальное направление в
педагогических исследованиях. Она
полезна в педагогическом диагностировании,
прогнозировании, творческом предвосхищении
и в эмпирической проверке социальных,
психолого-педагогических моделей.
Эффективность
педагогической коммуникации, а значит
и учебно-воспитательного процесса,
зависит от возможности измерять и
дозировать информацию. Этой проблеме
посвящены статьи брошюры и монографии.
Однако проблема измерения и использования
количественной информации в педагогической
науке пока остается малоразработанной.
Отсюда и приблизительность ожидаемого
результата при обучении и воспитании
учащихся.
Мы
считаем, что в системе образования
значительное место должно занимать
измерение исходной информации, качества
учебно-воспитательных путей и средств,
хода и результативности учебных занятий
и воспитательной деятельности.
Оптимальной
технологической цепочкой является
измерение, оценка синтаксической
(знаковой), семантической (смысловой) и
прагматической (ценностной) информации.
Требования к организации педагогического общения
Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями образования и, соответственно, общения, необходимого для его осуществления. При этом указанные цели и ценности должны быть приняты всеми участниками общения как субъектами этого процесса в качестве императива их индивидуального поведения.
Таким образом, педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между учащимися и педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной деятельности.
Поэтому для правильной организации эффективного педагогического общения будущему преподавателю необходимо понимать цель и содержание этого общения, знать его функции и средства, виды и стили педагогического общения, его общую структуру и различные модели.
Специфика педагогического общения в том, что оно представляет собой сложный и противоречивый диалог, поскольку в нем одновременно участвует много субъектов, происходит своеобразное взаимодействие интеллектов, эмоциональных сфер, воли, характеров различных по возрасту, статусу, уровню развития участников. Поэтому педагогическое общение по своему характеру может быть различным: оно может происходить в форме сотрудничества, соперничества, конфликта и даже конфронтации. Выбор педагогом той или иной формы общения определяется профессиональной мотивацией, особенностями личности учителя, состоянием его эмоциональной сферы, коммуникативными способностями и творческой индивидуальностью педагога, а также прошлым опытом общения, сложившимся характером взаимоотношений педагога и воспитанников, спецификой ситуации взаимодействия, особенностями ученической группы и воздействиями со стороны учеников.
Еще одна особенность педагогического общения в том, что оно одновременно выполняет обучающую и воспитывающую функции. Обучающая функция является ведущей и состоит в трансляции учителем общественного знания и координации совместных с учениками действий в учебном процессе и формировании личности. Как отмечает А.Б. Добрович
По мнению американского психолога Роджерса, эффективное педагогическое общение выполняет ещё и психотерапевтическую функцию – облегчения, фасилитации общения. Эта функция столь важна, что К. Роджерс называет учителя прежде всего фасилитатором обучения и общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, проявить то, что в нём есть позитивного. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная атмосфера помогает, облегчает обучение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.
Эффективное педагогическое общение осуществляется на основе учебного сотрудничества и предполагает следующие способности педагога:
- пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников), малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена;
- эмпатия – умение поставить себя на место ученика, понять цель и мотивы его поведения, а значит, и его самого, что позволяет прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее;
- доброжелательность, заинтересованность в успехе ученика;
- рефлексия – непрерывный анализ своего поведения и деятельности, управляющих деятельностью учеников и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс.
Педагогическое общение как неотъемлемая часть педагогического процесса
Основой эффективной профессиональной деятельности преподавателя является педагогическое общение. Общение в педагогических целях с учащимися играет важную роль в личностном развитии ребенка и его социализации.
Для ученической среды характерна дифференциация: дети по-разному относятся к процессу обучения, у них различные цели и мотивация к учебе. Общение с детьми может усложняться разными объективными и субъективными факторами.
Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с обучающимися во время учебно-воспитательного процесса, направленное на оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися внутри коллектива, формирование благоприятного психологического климата и характеризующееся определенными педагогическими функциями (В.А. Сластенин). Педагогическое общение является многоплановым процессом организации, развития взаимодействия и взаимопонимания, коммуникации между педагогами и детьми, определяемый целями и содержанием их деятельности.
Профессионально-педагогическое образование представляет собой систему различных приемов и методов, которые обеспечивают реализацию целей и задач педагогического процесса, а также направляют и организуют социально-психологическое взаимодействие учителя и учащихся (В.А. Канн-Калик).
Через педагогическое общение реализуются следующие стороны взаимодействия:
- интерактивная – организация взаимодействия;
- коммуникативная – обмен информацией между общающимися;
- перцептивная – установление взаимопонимания и восприятие друг друга партнерами по общению.
Функции педагогической коммуникации
Педагогическая коммуникация выполняет следующие основные функции:
- Социальной детерминации – возможность определять по поведению личности, особенностям ее деятельности, к какому классу, нации, социальной группе она относится;
- Информационная функция – оперирование информационными ресурсами и данными. В ходе общения происходит передача информации, ее прием, обмен сведениями, мнениями;
- Познавательная функция – ориентация на понимание устройства окружающего мира и социальной сферы, собственной личности и личности другого человека. У учащегося развивается интерес к самопознанию, изучению своей личности и ее особенностей, изучению своего собеседника, его ориентаций и мотивов деятельности. Так развивается умение слушать и слышать собеседника, оказывать ему поддержку, сопереживать, находить объяснение его поступкам;
- Экспрессивная функция – обеспечение выразительного, яркого, эмоционального общения. она позволяет передавать знания в более интересной и увлекательной форме;
- Управляющая функция – организация эффективного воздействия педагога на личность учащегося, побуждение его к действию. Педагог должен быть ответственным, серьезно подходить к делу, уметь предотвращать и конструктивно разрешать конфликты, убеждать и направлять деятельность учащихся.