ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

  • Педагог дополнительного образования – кто это?
  • Обязанности педагога дополнительного образования
  • Качества, которыми должен обладать педагог
  • Востребованность профессии: где работать?
  • Сколько получает педагог?
  • Требования к образованию
  • Профессиональное развитие педагогов дополнительного образования

Воспитание, социальная адаптация и развитие навыков творчески активных детей и взрослых – одна из главных задач государства, поэтому общество предъявляет высокие требования к профессиональному образованию, знаниям и личности педагогов дополнительного образования.

Сегодня мы поговорим о профессии педагога дополнительного образования, о его должностных функциях, о необходимом образовании и о методах совершенствования знаний.

  • Две похожие должности: педагог дополнительного образования и педагог-организатор
  • Где работают специалисты
  • Чем отличается деятельность педагога дополнительного образования от педагога-организатора
  • Профстандарты для специалистов
  • Требования к профессиям
  • Руководитель кружков — это педагог дополнительного образования детей и взрослых
  • Как получить образование педагога ДО
  • Где получить образование педагога-организатора

Педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов часто воспринимают, как одного специалиста. На самом деле это две разные профессии. Хоть и есть общие условия работы, но должностные обязанности этих специалистов отличаются. Требования профстандартов также разные. Отличаются задачи педагогов и область применения навыков.

Педагог дополнительного образования — это специалист, который ведет кружок или секцию, работает с детьми в клубе или студии. Он преподает предметы, которые либо не включены в обязательную программу обучения (хореография, шахматы, робототехника, театральное искусство), либо даны в школе на базовом уровне, не позволяющем развить талант ребенка (ИЗО и ДПИ, вокальное искусство, игра на музыкальных инструментах).

Педагоги дополнительного образования очень нужны детям. Во-первых, у классных руководителей и учителей-предметников часто нет времени на индивидуальную работу с ребенком, а у родителей не хватает навыков и знаний в конкретной области, чтобы самостоятельно учить сыновей и дочерей. Во-вторых, кружок по интересам или секция — идеальный вариант для развития таланта, для самовыражения через творчество, исследование или спорт. Работая с хорошим преподавателем, ребенок обретает уверенность в себе, чувствует себя способным, нужным, умелым.

Мы расскажем, как стать педагогом дополнительного образования, где работать, на какую зарплату можно рассчитывать. И поможем разобраться, подходит ли эта профессия вам.

Вступает в силу новый профессиональный стандарт для педагогов дополнительного образования детей и взрослых

  • Блог инженера
  • 30.12.2021

1 сентября 2022 года изменятся профессиональные требования к работникам сферы дополнительного образования. К ним относятся педагоги и преподаватели, тренеры и тренеры-преподаватели, включая спортивных, руководители экскурсий и прочие специалисты, работающие со взрослыми и детьми. Планируется, что документ будет действовать до 2028 года.

Новый профстандарт вводит подробное описание должностных функций, критериев профподготовки и прочих требований к специалистам из сферы дополнительного образования детей и взрослых. Так, при принятии на работу их нужно будет проверять на соответствие требованиям российского закона о педагогической деятельности и отправлять на предварительный медосмотр.

Ужесточатся требования к базовой профессиональной подготовке данных работников. От них потребуется профильное высшее или среднее образование. Если же диплом не соответствует профессиональному стандарту, то такой специалист должен пройти профессиональную переподготовку. Курс профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования» можно пройти в удобном дистанционном формате в нашем учебном центре дополнительного профессионального образования.

Педагог дополнительного образования и педагог-организатор

Обе профессии предполагают работу с детьми. Педагог-организатор — это специалист, ответственный за общешкольную деятельность. Он устраивает школьные выставки, ярмарки, конкурсы. На специалисте лежит ответственность за взаимодействие со сторонними организациями. Например, договоренности с театрами, музеями и библиотеками. Кроме того, педагог-организатор занимается и информационной поддержкой мероприятия. Оповещает родителей и детей о его проведении, старается заинтересовать их, чтобы привлечь как можно больше посетителей. Если необходима сторонняя помощь, педагог привлекает к процессу опекунов, родительский комитет или других учителей. Составление графика мероприятий, написание сценариев, аналитическая работа для улучшения качества работы также ложатся на плечи педагога-организатора.

Педагог дополнительного образования заботится о развитии творческих или спортивных задатков ребенка. Ведение разнообразных кружков и секций, чаще всего узкопрофильных, входит в обязанности педагога ДО. В отличие от организатора, ему приходится работать с детьми разного возраста, подростками и взрослыми студентами. Фактически педагог ДО проводит раннюю профориентацию молодого поколения, отслеживая и выявляя таланты каждого ребенка.

Для любого кружка требуется набор определенных навыков. Это может быть сфера:

  • спорта;
  • робототехники;
  • рисования;
  • танцев;
  • театрального искусства;
  • литературы;
  • шахмат.

Педагог дополнительного образования находит в каждом подопечном те или иные навыки и увлечения. Таким образом он помогает ребенку определиться в выборе кружка.

Где работают специалисты

Оба специалиста могут работать в школьных и дошкольных образовательных учреждениях. В летние лагеря, творческие организации, ивент-агентства также привлекают педагогов-организаторов и ДО. В высших учебных заведениях часто создают кружки и секции, в которых студенты получают не связанные с основной специальностью навыки.

Учреждения, в которых может работать педагог-организатор:

  • детский сад;
  • дом творчества;
  • школа;
  • лагерь отдыха;
  • ВУЗ.

Где может работать педагог дополнительного образования:

Чем отличается деятельность педагога дополнительного образования от педагога-организатора

Несмотря на определенную схожесть, должностные обязанности педагогов значительно отличаются. Иногда один специалист может совмещать две профессии. Но это при условии, что он имеет соответствующее образование.

К должностным обязанностям педагога дополнительного образования относятся:

  • Привлечение посетителей в группу. Так как дополнительные факультативы не являются обязательными для посещения, специалисту нужно грамотно организовать процесс набора. Он должен составлять и реализовывать рекламные мероприятия, презентации, чтобы заинтересовать детей и мотивировать их посещать кружок.
  • Составление программ обучения. В том числе подготовка методических материалов и распределение нагрузки.
  • Обучение детей заявленным навыкам. Передача информации в простой и понятной форме, чтобы участники кружка могли применять полученные знания на практике.
  • Организация различных мероприятий, где дети могут поделиться полученными навыками. Разнообразные семинары, конкурсы, фестивали помогут ученикам показать уровень знаний и сравнить мастерство.
  • Взаимодействие с родителями и опекунами. Предоставление информации об успехах ребенка и составление планов развития выявленных способностей.
  • Обеспечение соблюдения техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
  • Оценка эффективности занятий. На основе полученных данных разработка методов обучения наиболее талантливых детей.

В обязанности педагога-организатора входят:

  • содействие выявлению и развитию талантов обучающихся;
  • изучение потребностей в проведении тех или иных образовательных мероприятий;
  • исследование интересов воспитанников с распределением по возрасту и психологическим аспектам;
  • содействие в обеспечении условий для реализации талантов ребенка;
  • организация работы кружков, клубов и секций;
  • проведение обучающих и развлекательных мероприятий;
  • руководство работой секций дополнительного образования;
  • организация экскурсий, походов, посещений театров, выставок;
  • обеспечение участия воспитанников в социально значимых проектах;
  • организация самостоятельного обучения воспитанников;
  • взаимодействие с работниками культуры и спорта для привлечения их к процессу организации досуга учеников.

Профстандарты для специалистов

Деятельность наставников регулируется двумя разными профстандартами. Для педагогов дополнительного образования применяется Приказ Минтруда России от 05. 2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Согласно ему должность может занимать специалист, имеющий диплом в сфере педагогики и в области выбранной дисциплины (творчества, спорта).

Для педагогов-организаторов действует другой профессиональный стандарт. Он регулируется Приказом Минтруда России от 10. 2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Здесь нет необходимости в наличии дополнительных навыков. Однако предусмотрены требования к знаниям базовых технологий воспитания и работы с детьми.

Требования к профессиям

Вакансию педагога дополнительного образования может занимать специалист, имеющий диплом ВУЗа или колледжа по направлению «Педагогические науки». Также важно обладать высоким уровнем компетенции в выбранной отрасли. То есть, чтобы вести какую-либо секцию, потребуется образование в сфере ИЗО, хореографии или спорта, в зависимости от вида кружка. Допустимо привлекать к работе специалистов, имеющих высшее или среднее образование по нужному предмету и окончивших курсы профессиональной переподготовки.

Педагогом-организатором может работать соискатель, окончивший ВУЗ или колледж. При отсутствии профильного образования дополнительно потребуется пройти курсы переподготовки в области воспитания.

Для двух должностей обязательно регулярное повышение квалификации. В противном случае полученные знания и навыки устаревают и не могут применяться на практике.

Руководитель кружков — это педагог дополнительного образования детей и взрослых

Кружки и секции посещают не только дети и школьники. Студентам и взрослым людям также может быть интересно получение дополнительных навыков. Поэтому педагогу важно уметь преподносить информацию увлекательно для разных возрастных категорий.

Многие педагоги работают только с одной возрастной группой. Но встречаются и универсалы, которые могут подготовить интересные обучающие программы для детей и взрослых.

Как получить образование педагога ДО

Имея высшее или среднее образование в любой специальности, можно не тратить время на обучение в ВУЗе для получения профессии педагога. Согласно профстандарту программы переподготовки достаточно, чтобы вести кружки или факультативы.

Академия бизнеса и управления системами дает возможность получить новую профессию из любого города России. Обучение проходит в дистанционном режиме и полностью соответствует требованиям законодательства. По окончании курса «Педагог дополнительного образования» слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке, которой можно использовать для трудоустройства.

В программу курса входят все необходимые для работы навыки. Слушатели изучают законодательную базу, основы психологии образования и методики педагогической деятельности. Все дисциплины преподносятся в простой и понятной форме.

Где получить образование педагога-организатора

Академия бизнеса и управления системами проводит набор на обучение педагогов-организаторов. Согласно профстандарту любой слушатель с высшим или средним образованием, пройдя программу переподготовки, имеет право занимать должность педагога-организатора.

Продолжительность обучения — 2 месяца. Все учебные материалы предоставляются дистанционно, через собственную платформу СДО на сайте Академии. Процесс организован просто и доступно для пользователей с любым уровнем владения компьютером.

За каждым слушателем закрепляется индивидуальный куратор, который поможет разобраться в сложных вопросах и не пропустить важную информацию.

Гибкий график обучения позволяет получить специальность без отрыва от основной работы.

Все программы полностью соответствуют требованиям законодательства РФ. Выдаваемые документы действительны на всей территории государства.

Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России.

Для записи на обучение достаточно подать заявку или связаться с сотрудниками АБиУС через формы обратной связи на сайте и подписать договор.

Подробно о применении профстандарта «Педагог»

Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендовать на иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».

Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог», звучат следующим образом:

«К образованию учителя предъявляются следующие требования:  высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Поскольку профстандарт требует соответствия в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, учитель имеет право преподавать другой предмет вместо того, который преподавал ранее  в тех случаях, когда они относятся к одной укрупненной группе «Образование и педагогические науки» или области, соответствующей преподаваемому предмету. В материалах правоприменительной практики российских судов также подтверждается данное положение: решение Пятигорского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-987/2017, решение Ленинского районного суда от 7 мая 2019 г. по делу № 2-1821/2019 («Из системного толкования правовых норм следует, что предусмотренные законом требования не означают о необходимости наличия у лица профессионального образования исключительно по направлению подготовки (специальности ) «Образование и педагогика», поскольку альтернативно для учителя нормативными актами предусмотрено наличие образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Аналогично этому является достаточным высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп подготовки»).

К укрупненной группе подготовки «Образование и педагогические науки» относятся следующие должности:

Воспитатель детей дошкольного возраста;Учитель начальных классов;Педагог дополнительного образования;Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.

Образование и педагогические науки;Психолого-педагогическое образование;Специальное (дефектологическое) образование;Профессиональное обучение (по отраслям);Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Под «иным направлением деятельности» понимается укрупнённая группа согласно Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. Укрупненные группы распределяются по областям образования, имеющим следующие наименования:Математические и естественные науки;Инженерное дело, технологии и технические науки;Здравоохранение и медицинские науки;Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;Науки об обществе;Образование и педагогические науки;Гуманитарные науки;Искусство и культура;Оборона и безопасность государства. Военные науки.

Таким образом, лицо, получившее образование в области математики имеет право вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и др. Данное правило применяется к каждой дисциплине, входящей в укрупненную группу.

Следовательно, мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области конкретного направления преподавания (конкретной педагогической науки) не соответствует требованиям профстандарта в тех случаях, когда в школе имеется вакантная должность преподавателя дисциплины того же направления (укрупненной группы), к которому относится образование учителя. Например, переподготовка учителей физики для преподавания астрономии не требуется, так как эти предметы относятся к одной укрупненной профессиональной группе.

В таких случаях у директора возникает обязанность предложить учителю данную должность в качестве вакантной в случае расторжения трудового договора по сокращению штата или численности работников школы. Также учитель имеет право претендовать на такую должность в случае истечения срока трудового договора. Переподготовка в таких случаях, как уже было сказано, не требуется.

Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации. При прохождения профессиональной переподготовки учитель приобретает право преподавать дисциплины, не соответствующие его направлению подготовки.

В письме Минпросвещения России от 28. 2019 N ТС-817/08, в котором даются разъяснения к тексту профстандарта «Педагог», отмечается, что требование о получении ДПО (дополнительного профессионального образования) по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Таким образом, если, например, учителя физики сокращают, но в школе вакантна должность учителя музыки, такая должность также должна быть предложена директором сокращаемому учителю, который, заняв такую вакансию, сможет проходить переподготовку параллельно с работой. Порядок рассмотрения возможности предоставления учителю работы, связанной с преподаванием другого предмета, должен учитываться директором и при увольнении учителя по причине прекращения срочного трудового договора.

Это правило находит подтверждение в материалах судебной практики: согласно Определению Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17. 2021 N 88-9946/2021 расторжение с работником трудового договора за нарушение им установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, не может иметь место в случае, когда работодатель усматривает такое нарушение в непредоставлении документов о прохождении профессиональной переподготовки. Таким образом, из толкования данного Определения можно сделать вывод, что отсутствие у учителя переподготовки по предмету, не соответствующему его области преподавания (например, музыка вместо физики) не может исключать возможность продолжения работы этого учителя в школе.

Более того, Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности».

Следовательно, в случае, когда происходит расторжение трудового договора с учителем по причине сокращения или истечения срока действия трудового договора, учитель имеет право претендовать на вакантные должности преподавателя иных дисциплин: как соответствующих его области преподавания (без необходимости прохождения переподготовки), так и любых иных вакантных должностей в школе (с необходимостью пройти переподготовку).

Использованные нормативные акты

Приказ Минтруда России от 18. 2013 N 544н (ред. от 05. 2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»Общероссийский классификатор специальностей по образованию, принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 08. 2016 N 2007-ст. Приказ Минобрнауки России от 14. 2013 N 464 (ред. от 28. 2020) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30. 2013 N 29200). Приказ Минобрнауки России от 01. 2013 N 499 (ред. от 15. 2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20. 2013 N 29444).

Чем занимается педагог дополнительного образования?

  • Выбирает подходящие методы, приемы и технологии работы с детьми.
  • Планирует работу — на год, на месяц, на каждое занятие. Проводит уроки, анализирует результаты и корректирует планы при необходимости.
  • Организует дополнительное углубленное образование для одаренных детей. С некоторыми ребятами педагог работает в индивидуальном порядке, в том числе при подготовке к соревнованию, конкурсу, выступлению.
  • Привлекает своих учеников к участию в мероприятиях, соревнованиях и пр. Иногда организует такие мероприятия сам или договаривается об их проведении с представителями администрации города, руководством театров, картинных галерей и пр.

Каким должен быть педагог дополнительного образования?

Коммуникабельным, способным найти общий язык с разными людьми, уверенным в себе. На ваши занятия будут приходить и застенчивые дети, которых трудно вытащить из «скорлупы», и гиперактивные ребята, не способные спокойно усидеть на месте пять минут подряд. К каждому из них нужен свой подход. То же касается и родителей — вам могут встретиться папы и мамы, для которых важнее всего первые места на соревнованиях и отличные оценки, но могут встретиться и те, кто вообще не интересуется успехами ребенка и его увлечениями.

Также в этой работе важны ответственность, умение тщательно планировать, анализировать результаты работы, гибко менять технологии и методики в зависимости от успехов и неуспехов детей.

Наконец, необходим педагогический оптимизм — черта, которая поможет вам верить в способности ребенка, снова и снова помогать ему развивать таланты, даже если его результаты смотрятся блекло на фоне прогресса других учеников. Иногда для блистательного успеха нужна долгая подготовка, и хороший преподаватель это понимает.

Где учиться на педагога дополнительного образования?

Важно: вы должны прекрасно владеть предметом, который планируете преподавать. Нельзя стать педагогом дополнительного образования в сфере музыкального искусства, ИЗО и ДПИ, хореографии и пр. , если вы не владеете необходимыми в профессии компетенциями.

Согласно профессиональному стандарту педагога дополнительного образования, основных вариантов обучения три.

Первый — колледж. Поступить можно после 9 и после 11 класса, но второй вариант предпочтительнее, поскольку во многих случаях работодатели рассматривают только кандидатуры специалистов с полным средним образованием. Учеба длится от 2 лет и 10 месяцев до 3 лет и 6 месяцев в зависимости от программы.

Второй — вуз. Высшее образование — дополнительный плюс для соискателя при устройстве на работу, но это не обязательное требование.

Третий — среднее профессиональное или высшее образование + дополнительный курс профпереподготовки. Этот вариант идеально подходит:

тем, у кого уже есть СПО или ВО по любому профилю, но нет желания опять учиться несколько лет для освоения новой профессии;
тем, у кого есть образование в сфере преподаваемого предмета (музыка, театральное искусство, ИЗО и ДПИ, спортивные дисциплины и пр. ), но нет знаний и навыков в области педагогики и возрастной психологии;
тем, у кого есть педагогическое образование, но нет навыков в преподавании конкретного предмета (шахматы, робототехника и т. Сейчас профессиональную переподготовку на педагога дополнительного образования можно пройти в дистанционном* формате. На сайте АНО «НИИДПО» подробно описан процесс поступления и обучения — всё очень просто!
Ознакомьтесь с программами по теме и выберите подходящую. После обучения и успешной сдачи экзаменов вы получите диплом государственного образца и сможете работать педагогом дополнительного образования, в том числе в госучреждении. Где могут работать педагоги дополнительного образования?
В государственных и частных школах (в том числе музыкальных, художественных и пр. ), в секциях и клубах, в центрах раннего и детского развития, детских технопарках, центрах внешкольной работы, школах развития интеллекта, творческих студиях и пр. Уровень зарплат педагогов дополнительного образования
Заработок преподавателя зависит от нескольких факторов:

его стажа и квалификационной категории;
ставки (стандартная ставка — 18 часов в неделю);
региона;
условий в конкретном учебном заведении;
наличия/отсутствия учеников, которые платят педагогу дополнительного образования за частные занятия;
репутации (известный педагог может брать за обучение крупные суммы). В результате разброс зарплат получается огромным — в среднем от 15 до 75 тыс. в регионах и от 25 до 120 тыс. в Москве. Чтобы зарабатывать больше, повышайте квалификационную категорию, укрепляйте свою репутацию, присматривайтесь к вакансиям в престижных учебных заведениях. Остались вопросы? Задайте их специалистам приемной комиссии АНО «НИИДПО».

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Похожие вопросы

Педагог доп образования продолжительность

Педагог доп. образования в детском саду работает 18 часов, продолжительностью 30 минут. Но на 1 ставку педагога доп. образования положено работать 18 часов по 60 минут. Правомерно ли ставить нагрузку этому педагогу 0,5 ставки?

Педагогические новинки в образовании

В моем учреждении работает педагог с образованием годичный педагогический класс. В свете новых событий и трактование требований к педагогу в соответствии со стандартом педагога, ФГОС ДО, Закона РФ Об образовании педагог должен иметь средне профессиональное образование или высшие. Права ли я буду если уволю этого педагога, как не соответствие требований, предъявляемые к педагогу.

Моя рабочая неделя 36 часов или 54?

Я работаю в школе. Основная должность – социальный педагог, ставка 36 часов. Совмещаю 1 ставку педагога дополнительного образования, 18 часов. Моя рабочая неделя 36 часов или 54?

Педагог доп. образования в Доу.

Я педагог доп образования по экологии в ДОУ. ставка должна быть 18 часов, но руководитель утверждает что я должна работать 36 часов. Сколько часов в неделю я должна работать?

ТК, совмещение должностей

У нас в учреждении не разрешают совмещать в свою основную 1 ставку дополнительные педагогические часы. Работаю педагогом-организатором в этом же образовательном учреждении. Всего нагрузка 1,5 ставки. Основная ставка педагог-организатор + 0,5 ставки педагога. в рабочее время педагога-организатора не разрешают проводить пед. занятия. Правомерно ли это, если по ТК есть право совмещения профессий, должностей в пределах 1,5 ставки в течение 8 ч. рабочего времени?

Педагог дополнительного образования – кто это?

Простыми словами, педагог ДО – это учитель, который превращает детские и взрослые мечты в реальность. На сегодняшний день система традиционного образования в школе выстроена в соответствии со строгими правилами и требованиями. Поэтому, чтобы развить талант ребенка, поддержать его стремления и интересы, удовлетворить любознательность, родители прибегают к помощи педагогов ДО. Дополнительное образование охватывает разнообразные сферы и, в отличие от школьной программы, дает возможность глубже изучить ту или иную выбранную дисциплину: рисование, хореографию, шахматы и шашки, вокал, спорт, иностранные языки, каллиграфию, арифметику, моделирование, программирование и т.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Обязанности педагога дополнительного образования

Работа преподавателя интересная и креативная, но при этом довольно сложная и подразумевает выполнение огромного количества ответственных задач.

Обязанности педагога дополнительного образования прописаны в должностной инструкции. В основном педагог занимается:

  • комплектацией групп учеников с учетом возраста и уровня знаний;
  • составлением учебной программы;
  • планированием и проведением уроков;
  • организацией дополнительных мероприятий (мастер-классов, спектаклей, концертов, соревнований, открытых уроков и т.д.);
  • проведением ознакомительных и адаптационных консультаций для учеников и их родителей;
  • ведением соответствующей документации (план занятий, динамика достижений учеников, необходимые отчетные документы);
  • постоянным совершенствованием уровня своих знаний.

В зависимости от конкретного места работы и преподаваемой дисциплины, обязанности педагога могут видоизменяться и дополняться.

Качества, которыми должен обладать педагог

Для того, чтобы качественно выполнять свои обязанности, преподаватель дополнительного образования должен соответствовать существующим требованиям и определенному складу характера.

Профессиональные качества касаются необходимого образования, уровня знаний, имеющейся квалификации, опыта и навыков.

Личными качествами, которые помогут преподавателю в эффективности и успехе, будут:

  • любовь к людям и желание общаться;
  • терпение и стрессоустойчивость;
  • тяга к самообразованию и самосовершенствованию;
  • вежливость и такт;
  • ответственность и соблюдение дисциплины;
  • внимательность и сосредоточенность;
  • чувство юмора;
  • творческие способности.

Востребованность профессии

Преподаватели дополнительного образования востребованы в государственных и частных учебных организациях, в музыкальных, спортивных, художественных школах, в секциях и клубах, в творческих студиях и центрах развития интеллекта. Популярность этой профессии зависит от региона проживания учителя и от соответствия его специализации модным тенденциям. Очень важно внимательно изучить рынок труда и интересы жителей в вашем городе, чтобы выбрать востребованное направление и не бояться остаться без работы.

Но не забывайте при выборе специальности прислушиваться к собственным желаниям и учитывать свои интересы. Помните, что максимальных успехов люди добиваются только в любимой профессии.

Сколько получает педагог?

Несмотря на многочисленные требования к знаниям и личности учителей дополнительного образования, их заработная плата достаточно скромна. Размер оклада будет зависеть от региона проживания, опыта, достижений и востребованности преподаваемой дисциплины. В среднем, начинающий специалист зарабатывает от 16000 рублей, а именитый педагог с ощутимым опытом и качественным образованием – до 70000 рублей. Многие педагоги проводят частные уроки для увеличения доходов.

Требования к образованию

Чтобы стать преподавателем дополнительного образования, вы должны обладать высокой квалификацией и соответствовать всем необходимым профессиональным стандартам, иметь оконченное высшее образование, а также пройденные курсы повышения квалификации и профпереподготовки.

Обычно стандартный образовательный путь к этой должности выглядит так:

  • После получения школьного диплома, абитуриент выбирает специальность, которой хочет обучать детей и взрослых в будущем. Обучение в университете займет от 4 до 6 лет. Идеальный финал вузовского образования для педагога – это красный диплом.
  • Вторым шагом станет получение второго высшего образования по выбранному направлению или курсы профессиональной переподготовки и(или) повышения квалификации.

Национальный центр развития дополнительного образования предлагает специалистам пройти курс обучения по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей и взрослых с учетом существующих требований ФГТ и ФГОС.

Курс длится 4 месяца и имеет практичный дистанционный формат. В процессе обучения слушатели изучают нормативно-правовые основы образования, знакомятся с деятельностью педагога, с организацией обучающей среды в сфере дополнительного образования, а после прохождения итоговой аттестации получают диплом установленного образца.

Профессиональное развитие педагогов дополнительного образования

Современный мир постоянно совершенствуется: появляются новые инфотехнологии, изобретаются более удобные и результативные методы обучения. Поэтому даже действующим педагогам, чтобы оставаться востребованными на рынке труда и актуализировать свои навыки, приходится регулярно участвовать в семинарах, проходить мастер-классы и тренинги, осваивать курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Когда педагог владеет всеми актуальными знаниями, соответствует требованиям существующих образовательных стандартов, знает новые интересные подходы и умеет их применять на своих уроках, то он не потеряет высокой конкурентоспособности и популярности у работодателей сферы дополнительного образования.

Мы собрали для вас все курсы, которые помогут эффективно развиваться в области дополнительного образования, соответствовать ФГТ и ФГОС и оставаться востребованным специалистом даже в небольших городах страны.

Никогда не останавливайтесь в развитии, друзья! Продолжайте совершенствовать навыки, несите в мир знания, творчество и успех!

Как стать педагогом дополнительного образования

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Работа в области дополнительного образования подчинена строгим требованиям, прописанным в профстандарте. Чем занимается педагог ДО и как получить эту специальность, – в материале «ПрофГида». Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

  • Кто такой педагог дополнительного образования
  • Какое образование должно быть у педагога ДО
  • Где и как учитьсяОчноДистанционноСПОПрофпереподготовкаВ заключение
  • Очно
  • ДистанционноСПОПрофпереподготовка
  • СПО
  • Профпереподготовка
  • В заключение

Кто такой педагог дополнительного образования

Полноценное развитие личности не сводится лишь к получению знаний по школьным предметам или к обучению в колледже и вузе. Уже с раннего возраста дети демонстрируют выраженную склонность к какой-либо творческой, изобретательской или спортивной деятельности. Именно педагоги дополнительного образования (ДО) – это люди, которые первыми замечают ростки особенных способностей в ребенке, бережно их культивируют и нередко выращивают полноценные таланты.

Педагоги ДО, в отличие от школьных учителей, работают с разновозрастными категориями учащихся: и с детьми, и со студентами, и со взрослыми – и трудятся в учреждениях разных типов.

  • В школах педагоги дополнительного образования организуют внеурочную деятельность. Они руководят кружками рисования, робототехники, хореографии, спортивного ориентирования, шахматными секциями и т. д.
  • В детских учреждениях дополнительного образования эти специалисты более глубоко занимаются развитием талантов детей и фактически проводят раннюю профориентацию. Это касается всевозможных школ искусств, детских театральных студий, дворцов творчества, станций юных техников и т. д.
  • В колледжах и вузах, как в школах, педагоги допобразования обеспечивают работу с учащимися за рамками основных образовательных программ. Здесь они чаще всего занимаются организацией олимпиад, выставок, конкурсов, ведут различные секции.
  • В учебных центрах для взрослых педагоги ДО преподают курсы иностранных языков, компьютерной и финансовой грамотности, живописи, керамики, танцев и т. д.

Области деятельности педагога дополнительного образования:

  • техническое творчество;
  • музыка;
  • сценическое искусство;
  • хореография;
  • изобразительное и декоративно-прикладное искусство (ИЗО и ДПИ);
  • социальная педагогика;
  • туристско-краеведческое направление;
  • эколого-биологическая сфера;
  • физкультура и оздоровление.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Кандидат филологических наук, начальник отдела дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Пермского края, преподаватель АНПОО «НСПК»

Дополнительное образование, с одной стороны, глубоко интегрировано в общую образовательную систему, а с другой – больше акцентирует внимание на удовлетворении индивидуальных познавательных и творческих потребностей человека. Поэтому от педагога ДО требуется желание и умение находить подход к любому учащемуся.

Педагог дополнительного образования – это, по сути, тот проводник, который способен помочь обучающемуся найти дело по душе, раскрыть его способности и потенциал, ориентировать в выборе жизненного и профессионального пути. Педагог должен быть мастером своего дела, увлеченным «реализатором» своего мастерства, будь то хореография, вокал, туризм, прикладное творчество, лидерство или краеведение. Только глубочайшее знание своей профессии, своего предмета, и внутренняя увлеченность им позволят «заразить» учеников энергией творчества.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Руководитель отдела организации образовательной деятельности АНПОО «НСПК», преподаватель высшей квалификационной категории

Какое образование должно быть у педагога ДО

Основной документ, на который опираются работодатели при формировании штата, – это профессиональный стандарт. В России очень строго контролируется уровень квалификации педагогов, поэтому прийти в школу «с улицы», чтобы вести кружок бисероплетения, не получится. Согласно профстандарту, для этого нужно иметь соответствующее образование:

  • диплом вуза по любой специальности из укрупненного направления бакалавриата «Образование и педагогические науки» 44.03.01 или колледжа по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»);
  • диплом непедагогического вуза или колледжа, дополненный документом о дополнительном профобразовании по педагогике.

Таким образом, наличие высшего образования – не обязательное требование к соискателю должности педагога ДО. Большее значение имеет отсутствие судимостей и других ограничений на занятие педагогической работой, в том числе медико-психиатрического характера.

Чтобы стать педагогом дополнительного образования, прежде всего, необходимо иметь к этому призвание, желание делиться с детьми своим мастерством (соответственно, обладать этим мастерством), во-вторых, «иметь в руках» профессию, или лучше сказать, мастерство, и, в-третьих, обладать рядом важных педагогических компетенций, основные из которых – гибкость, мобильность, современность, харизматичность, эмоциональный интеллект.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Где и как учиться

Исходя из требований профстандарта, чтобы получить квалификацию педагога дополнительного образования, можно пойти по одному из двух путей:

  • Поступить в педагогический колледж.
  • Поступить на курсы в один из центров ДПО, готовящих педагогов допобразования.

Первый путь больше подходит тем, кто еще не имеет никакого диплома. Второй годится для взрослых людей с любым высшим или средним профессиональным образованием.

Очно

Специальность «педагогика дополнительного образования» имеет шифр 44. 03 и преподается в организациях СПО по нескольким направлениям, например:

  • педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности;
  • в области туристско-краеведческой деятельности;
  • в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • в области технического творчества и т. д.

Для педагогов допобразования реализуются программы по организации работы с молодежными объединениями, по созданию внутришкольных средств массовой информации и многие другие.

Наполнение учебных программ по этой специальности регулирует соответствующий ФГОС. Чтобы поступить в колледж на педагога ДО, достаточно окончить 9 или 11 классов. В первом случае срок очной подготовки будет составлять 3 года 10 месяцев, во втором – 2 года 10 месяцев.

Тем, кто уже имеет среднее профессиональное или высшее образование, не нужно тратить несколько лет на получение нужной квалификации. При многих университетах и колледжах функционируют центры ДПО, где можно пройти курсы переподготовки. Это займет около 4-5 месяцев.

Дистанционно

Дистанционная форма получения профессионального образования, в том числе и в сфере педагогики ДО, в последние годы приобрела огромную популярность. Ее выбирают по многим причинам:

  • индивидуальные сроки освоения учебной программы и возможность самостоятельно планировать темп обучения;
  • удобная подача материала в интерактивном режиме;
  • перспектива получения диплома столичного учебного заведения без выезда из родного города;
  • простая обратная связь с преподавателями;
  • более демократичные (по сравнению с очной формой) цены и т. д.

«Педагогика дополнительного образования» не входит в перечень специальностей, обучение по которым не предусматривает применения исключительно дистанционных технологий.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Возможностями дистанционного обучения часто пользуются молодые мамы в декрете или люди, которые не могут позволить себе отрываться от основной работы для выезда на очные сессии, а также те, у кого поблизости нет профильного вуза или колледжа.

Полностью дистанционная форма обучения на педагога дополнительного образования используется не только на курсах профпереподготовки или повышения квалификации – удаленно можно получить и среднее профессиональное образование.

Например, в Национальном социально-педагогическом колледже (НСПК) есть две дистанционные программы подготовки педагогов дополнительного образования:

Форма обучения
Срок обучения по специальности СПО 44. 03 «Педагогика дополнительного образования»

На базе 9 классов
На базе 11 классов

Очная
3 года 10 месяцев
2 года 10 месяцев

Очно-заочная и заочная, в т. с применением дистанционных образовательных технологий
до 5 лет 2 месяцев(+1,5 года к сроку по очной форме)
до 3 лет 10 месяцев (+1 год к сроку по очной форме)

Дистанционное обучение на педагога дополнительного образования происходит в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, т. перечень дисциплин включает в себя как обязательные предметы, так и вариативные. Во всех программах предусмотрены практические занятия, так как именно на них закрепляются теоретические знания и осваиваются умения, будущий специалист получается первый практический опыт, выполняя задания, имитирующие будущую профессиональную деятельность. Например, на практических занятиях по дисциплине «Организация каникулярного отдыха» обучающимся могут быть предложены кейс-задания, составление планов, анализ различных методик, онлайн-семинары с преподавателями, мастер-классы с профессионалами-практикам.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Документы для поступления можно подать дистанционно – онлайн, например, через личный кабинет на сайте образовательной организации, либо почтой/курьером. Результаты ЕГЭ не нужны – достаточно только аттестата за 9-й или 11-й класс.

Профпереподготовка

Дистанционных программ профпереподготовки на педагога дополнительного образования гораздо больше, чем программ СПО. Поступить на учебу можно только с дипломом о высшем или среднем профобразовании или со справкой о том, что будущий слушатель курсов учится в вузе или колледже.

Специалист с образованием педагога дополнительного образования может занимать должности тренера-преподавателя (в области физической культуры и спорта), преподавателя (в области искусства), педагога-методиста, педагога-организатор. Для некоторых должностей предусмотрено обязательное дополнительное обучение, например, для руководителей экскурсий, походов, экспедиций, путешествий. По любому из этих направлений и для любых должностей есть курсы профпереподготовки или повышения квалификации, с указанием области деятельности. Дистанционные технологии могут применяться на любых из этих программ.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Найти дистанционные программы переподготовки по педагогике дополнительного образования можно на сайтах лицензированных центров ДПО и институтов повышения квалификации учителей. Их трудоемкость зависит от содержания учебных планов и варьируется от 250 до 1 000 академических часов.

Документы об обучении, которые выдаются после завершения дистанционного курса обучения или профпереподготовки, не отличаются от дипломов и свидетельств, которые получают выпускники очных программ.

Согласно правилам оформления документов об образовании и квалификации в них по умолчанию указывается очная форма обучения. Заочная форма обучения и особенность обучения с применением дистанционных технологий могут быть указаны в дипломе дополнительно по заявлению выпускника.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Принимая решение пройти переподготовку на педагога ДО, важно иметь в виду, что за обучение по собственной инициативе придется заплатить. Стоимость курса будет зависеть от объема программы, но редко превышает 8 000 рублей. Если на учебу направит работодатель, то оплата переподготовки возлагается на него.

Плюсы и минусы профессии

Начнем с недостатков:

  • Педагогам дополнительного образования, в отличие от учителей-предметников, нужно уметь привлекать и удерживать учеников. Их занятия не обязательны для посещения, поэтому если отношения с ребенком не сложились, он просто перестанет ходить на уроки. Иногда у преподавателя есть всего один шанс произвести хорошее впечатление на ученика и родителей.
  • Раз в 5 лет нужно проходить обязательную аттестацию. Специальная комиссия решает, имеет ли право работать педагог дополнительного образования (соответствие должности) и если да, какую квалификацию ему присвоить. К аттестации нужно долго готовиться — собирать перечни программ, копии своих научных статей и докладов, результаты работы с учениками и родителями (анкеты, отчеты, копии грамот и дипломов за призовые места на соревнованиях и пр.), отчитываться о повышении собственной квалификации и т. д.
  • Иногда дети приходят в секцию или кружок, потому что этого хотят родители. С такими учениками работать труднее. Более того, бывают случаи, когда приходится объяснять родителям, почему ребенка нельзя учить из-под палки.

Плюсы в работе педагога дополнительного образования:

  • Огромное количество интересных активностей. Если дети занимают призовые места на конкурсах, выставках и соревнованиях, это очень вдохновляет, укрепляет гордость за свою работу. Но даже небольшие успехи в занятиях уже дарят позитивные эмоции и берегут от профессионального выгорания.
  • Дополнительным образованием интересуются в первую очередь увлеченные, талантливые дети, которые действительно заинтересованы в успехе. Работать с ними гораздо проще, чем с ребятами, ненавидящими учебу.
  • Есть возможность получать зарплату существенно выше средней, особенно если заниматься с одаренными учениками в индивидуальном порядке.
  • Длинный отпуск — 56 дней, притом можно без проблем отдыхать летом.
  • Сравнительно короткий рабочий день: стандартная ставка составляет 18 часов в неделю.

В заключение

Дополнительное образование – это уникальная сфера детско-взрослого сотворчества, тот особый мир самореализации и социального, профессионального самоопределения, который помогает увидеть окружающий мир в его многогранности и многоаспектности, со всеми его возможностями для успешного развития. Зачастую то, чем мы увлекались в детстве, становится нашей профессией, делом всей жизни, призванием. И в этом удивительном процессе важная миссия лежит на плечах педагога дополнительного образования – главного проводника на пути становления личности наших детей.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Педагог дополнительного образования – это креативная и востребованная профессия. Она дает возможность работать в государственных и частных образовательных организациях. Некоторые специалисты этого профиля создают авторские обучающие курсы и получают дополнительные источники заработка. В любом случае люди этой профессии имеют почти неограниченное поле для реализации своих творческих идей.

Требования к образованию Чтобы стать преподавателем дополнительного образования , вы должны обладать высокой квалификацией и соответствовать всем необходимым профессиональным стандартам, иметь оконченное высшее образование , а также пройденные курсы повышения квалификации и профпереподготовки

Педагогам дополнительного образования , в отличие от учителей -предметников, нужно уметь привлекать и удерживать учеников. Их занятия не обязательны для посещения, поэтому если отношения с ребенком не сложились, он просто перестанет ходить на уроки. 25 мая 2020 г

Министерство образования и науки обозначило в письме от 10. 2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, или средним специальным образованием по направлению « Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *