Оценивание, учение и преподавание неразрывно связаны друг с другом, и каждый из этих элементов образовательного процесса требует внимательного планирования, рефлексии и анализа, в том числе и совместного — как группой педагогов, так и учителем и учениками. От качественного оценивания зависит успешность всего процесса обучения, эффективность преподавания и развитие учащихся в целом.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного, среднего общего образования система оценки должна:
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения образовательных программ, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
- ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание обучающихся, достижения планируемых результатов освоения учебных предметов;
- обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся;
- предусматривать использование разнообразных методов и форм оценивания.
Для выполнения данных требований необходимо применять комплексный подход к оцениванию. Рассмотрим ниже, из чего он состоит.
Цикл оценивания
Качественное оценивание должно быть информативным, прозрачным и соответствующим образовательным целям и личным целям учеников. Предлагаемый ниже цикл поможет при разработке такого оценивания.
- Определить образовательные цели (включая цели учеников).
- Выбрать/разработать виды оценочной деятельности (составить соответствующие задания по оцениванию), критерии и способы измерения достижений.
- Провести оценочную деятельность.
- Собрать и проанализировать доказательства и вывести результаты.
- Определить пробелы между ожидаемым и достигнутым.
- Принять решение по дальнейшим шагам, изменениям в программе.
Разберём этапы цикла оценивания более детально.
1. Определение образовательных целей. На этом этапе важно понимать, к каким планируемым результатам мы ведём учеников. Такой подход — начинать с конечных целей — называется «обратным планированием». Джон Хэтти в книге «Видимое обучение для учителей. Максимальное влияние на обучение» (Visible learning for teachers, John Hattie, Routledge, 2012) отмечает важность прозрачности образовательных целей и критериев оценивания для обучения: чем понятнее цели, тем больше учащиеся вовлекаются в процесс; чем лучше учащиеся осведомлены о критериях оценивания, тем лучше понимают, что им необходимо сделать для их достижения.
Образовательные цели включают в себя то, что учащиеся будут знать (знание), понимать (понимание) и уметь делать (навыки) к концу урока, темы или периода.
2. Выбор/разработка видов оценочной деятельности. Разрабатывая задания по оцениванию, необходимо учитывать цели, этап обучения, содержание темы, возможности учащихся. Основная задача на этом этапе — определить показатели знаний, понимания, навыков учащихся, которые будут явственно проявляться при выполнении задания.
Например, знание систем организма может быть явно продемонстрировано с помощью указания названий систем организма на картинке или называния системы, включающей в себя перечисленные органы (labeling).
Оценивание должно проводиться разнообразными способами, не только включать в себя контрольные и тесты, но и давать возможность ученикам продемонстрировать развитие понимания и процесс формирования навыков.
Критерии оценивания, как и цели обучения, должны быть известны учащимся (или разработаны вместе с ними) до выполнения задания и включены в само задание как пояснение требований к выполнению. Способы измерения могут быть обозначены с помощью инструмента оценивания: рубрикатора, чек-листа и других. Если задание будет иметь результат в виде отметки, это также должно быть указано в пояснении. Часто ученики, родители, да и некоторые учителя, путают отметку и оценку. В таблице ниже приведены основные характеристики и отличия этих понятий.
3. Проведение оценивания. При планировании оценивания определите, сколько времени потребуется на его проведение. Задание может быть очень коротким и давать срез текущего уровня знаний, понимания, навыков (быстрый опрос, упражнение на применение пройденного материала в начале урока) или требовать большего количества времени, вплоть до нескольких дней. Проговорите с учениками цели работы, обсудите критерии и ожидаемые результаты выполнения задания, время, выделенное для этого. В зависимости от вида оценивания (диагностическое, формирующее или итоговое) участие и поддержка учителя могут выражаться в разной форме — от наводящих вопросов до простых фраз поддержки.
4. Сбор и анализ доказательств и данных, выведение результатов. Определённые на втором этапе показатели помогут оценить выполненную работу — они будут чётким ориентиром для сбора доказательств. А критерии с описанием разных уровней достижения или схема выставления отметки помогут вывести результаты.
5. Определение пробелов между ожидаемым и достигнутым. Сравнение реального положения дел с ожидаемыми результатами — основная задача на данном этапе. Оно поможет увидеть, каких знаний не хватает ученикам, в чём их понимание недостаточно развито, какие навыки требуют большей практики.
Например, если в ожидаемых результатах обозначено использование определённой лексики, а учащийся применяет ограниченное количество изученных слов, значит, необходимо продумать, с помощью каких действий можно помочь ученику в освоении данного материала.
6. Решение по дальнейшим шагам, изменениям в программе. Оценив все работы учащихся, необходимо сделать выводы, какие общие тенденции просматриваются в выполненном задании, какие индивидуальные потребности выявились и с помощью чего можно направить процесс обучения в необходимое русло, чтобы привести учащихся к целям обучения. Внесите изменения в планирование, включив необходимые упражнения, материал, виды деятельности.
Характеристики оценивания
Оценивание является качественным и эффективным только тогда, когда оно:
- прозрачно;
- справедливо и объективно;
- аутентично;
- разнообразно;
- включает в себя направляющую обратную связь.
Все эти характеристики обеспечиваются рядом критериев, разнообразными формами и видами оценивания и обратной связью.
Критерии оценивания
Критерии оценивания описывают, что учащиеся должны сделать, чтобы достичь результата в обучении. Они делают цели оценивания и обучения понятными и прозрачными для учащихся, родителей и учителей, дают возможность для рефлексии по поводу достижений, в том числе работу над ошибками и выстраивание дальнейшей траектории обучения.
Формы и виды оценивания
Оценивание проводится на разных этапах обучения для получения полной информации о развитии и продвижении учащегося.
- Диагностическое (предварительное) оценивание проводится в начале темы для определения существующего уровня знания, понимания и навыков, чтобы обеспечить необходимую поддержку, которая может понадобиться учащимся в процессе обучения.
- Формирующее (текущее) оценивание проводится в процессе прохождения темы для определения текущего уровня усвоения. По существу является обратной связью, предоставляемой учащимся в процессе обучения и направляющей их к достижению образовательных целей. Такое оценивание можно рассматривать как оценивание для обучения (assessment for learning), так как оно смещает фокус внимания с итога на процесс.
- Итоговое оценивание, или оценивание обучения (assessment of learning), проводится в конце темы для подтверждения уровня достижения всех образовательных целей. В большинстве случаев результаты итогового оценивания используются для отчётов родителям и являются показателями успешности процесса обучения.
Разнообразие оценивания обеспечивается также различными формами заданий. Рекомендуется разрабатывать больше открытых заданий, ориентированных не только на проверку знаний, но и на оценивание понимания и навыков, а также сократить количество тестов и контрольных работ, которые оценивают только академические знания. При разработке заданий для оценивания важно делать их практико-ориентированными и значимыми для самих учеников, то есть включать реальные жизненные ситуации, требующие комплексного применения всего изученного.
Обратная связь
Для того чтобы обратная связь была продуктивной и позитивной, необходимо соблюдать ряд принципов.
- Своевременность — обратная связь должна предоставляться сразу после выполнения работы. Незамедлительная обратная связь от учителя воспринимается учениками как поощрение и подтверждение их участия в процессе обучения, повышает уровень включённости учащихся и интерес к обучению.
- Персонализация — обратная связь должна предоставляться индивидуально каждому ученику по конкретному заданию и/или процессам. При использовании шаблонов обратная связь должна быть персонализирована под конкретного ребёнка.
- Адекватность — обратная связь должна основываться на том этапе, на котором находятся в данный момент учащиеся, и на тех критериях, которые используются для оценивания конкретной работы, делая акцент не столько на том, что учащиеся сделали не так, с чем не справились, сколько на успехах, тем самым обеспечивая установку на развитие.
- Конструктивность — обратная связь должна задавать направление дальнейшего развития.
Таким образом, критериями качественного оценивания являются:
- наличие чётких и понятных образовательных целей, на которые нацелено обучение;
- справедливость и объективность;
- практико-ориентированность — применение оценивания в жизненных контекстах, имеющих отношение к жизни учащихся;
- надёжность, обеспеченная связью между способом оценивания, критериями и целями обучения;
- выбор подходящих способов оценивания, которые позволяют учащимся максимально продемонстрировать свои знания, понимание и навыки;
- позитивное влияние и последствия — оценивание должно мотивировать на дальнейшее развитие, давать информацию о том, куда двигаться дальше.
В помощь педагогу: вебинар «Система оценки достижения планируемых результатов: требования ФГОС и цифровые решения».