Отметка, оценка и оценивание

Оценивание, учение и преподавание неразрывно связаны друг с другом, и каждый из этих элементов образовательного процесса требует внимательного планирования, рефлексии и анализа, в том числе и совместного — как группой педагогов, так и учителем и учениками. От качественного оценивания зависит успешность всего процесса обучения, эффективность преподавания и развитие учащихся в целом. 
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного, среднего общего образования система оценки должна:

  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения образовательных программ, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
  • ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание обучающихся, достижения планируемых результатов освоения учебных предметов;
  • обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся;
  • предусматривать использование разнообразных методов и форм оценивания.

Для выполнения данных требований необходимо применять комплексный подход к оцениванию. Рассмотрим ниже, из чего он состоит.

Цикл оценивания

Качественное оценивание должно быть информативным, прозрачным и соответствующим образовательным целям и личным целям учеников. Предлагаемый ниже цикл поможет при разработке такого оценивания.

  • Определить образовательные цели (включая цели учеников).
  • Выбрать/разработать виды оценочной деятельности (составить соответствующие задания по оцениванию), критерии и способы измерения достижений.
  • Провести оценочную деятельность.
  • Собрать и проанализировать доказательства и вывести результаты.
  • Определить пробелы между ожидаемым и достигнутым.
  • Принять решение по дальнейшим шагам, изменениям в программе.

Разберём этапы цикла оценивания более детально.

1. Определение образовательных целей. На этом этапе важно понимать, к каким планируемым результатам мы ведём учеников. Такой подход — начинать с конечных целей — называется «обратным планированием». Джон Хэтти в книге «Видимое обучение для учителей. Максимальное влияние на обучение» (Visible learning for teachers, John Hattie, Routledge, 2012) отмечает важность прозрачности образовательных целей и критериев оценивания для обучения: чем понятнее цели, тем больше учащиеся вовлекаются в процесс; чем лучше учащиеся осведомлены о критериях оценивания, тем лучше понимают, что им необходимо сделать для их достижения.

Образовательные цели включают в себя то, что учащиеся будут знать (знание), понимать (понимание) и уметь делать (навыки) к концу урока, темы или периода.

2. Выбор/разработка видов оценочной деятельности. Разрабатывая задания по оцениванию, необходимо учитывать цели, этап обучения, содержание темы, возможности учащихся. Основная задача на этом этапе — определить показатели знаний, понимания, навыков учащихся, которые будут явственно проявляться при выполнении задания.

Например, знание систем организма может быть явно продемонстрировано с помощью указания названий систем организма на картинке или называния системы, включающей в себя перечисленные органы (labeling).

Оценивание должно проводиться разнообразными способами, не только включать в себя контрольные и тесты, но и давать возможность ученикам продемонстрировать развитие понимания и процесс формирования навыков.

Критерии оценивания, как и цели обучения, должны быть известны учащимся (или разработаны вместе с ними) до выполнения задания и включены в само задание как пояснение требований к выполнению. Способы измерения могут быть обозначены с помощью инструмента оценивания: рубрикатора, чек-листа и других. Если задание будет иметь результат в виде отметки, это также должно быть указано в пояснении. Часто ученики, родители, да и некоторые учителя, путают отметку и оценку. В таблице ниже приведены основные характеристики и отличия этих понятий.

3. Проведение оценивания. При планировании оценивания определите, сколько времени потребуется на его проведение. Задание может быть очень коротким и давать срез текущего уровня знаний, понимания, навыков (быстрый опрос, упражнение на применение пройденного материала в начале урока) или требовать большего количества времени, вплоть до нескольких дней. Проговорите с учениками цели работы, обсудите критерии и ожидаемые результаты выполнения задания, время, выделенное для этого. В зависимости от вида оценивания (диагностическое, формирующее или итоговое) участие и поддержка учителя могут выражаться в разной форме — от наводящих вопросов до простых фраз поддержки.

4. Сбор и анализ доказательств и данных, выведение результатов. Определённые на втором этапе показатели помогут оценить выполненную работу — они будут чётким ориентиром для сбора доказательств. А критерии с описанием разных уровней достижения или схема выставления отметки помогут вывести результаты.

5. Определение пробелов между ожидаемым и достигнутым. Сравнение реального положения дел с ожидаемыми результатами — основная задача на данном этапе. Оно поможет увидеть, каких знаний не хватает ученикам, в чём их понимание недостаточно развито, какие навыки требуют большей практики.

Например, если в ожидаемых результатах обозначено использование определённой лексики, а учащийся применяет ограниченное количество изученных слов, значит, необходимо продумать, с помощью каких действий можно помочь ученику в освоении данного материала.

6. Решение по дальнейшим шагам, изменениям в программе. Оценив все работы учащихся, необходимо сделать выводы, какие общие тенденции просматриваются в выполненном задании, какие индивидуальные потребности выявились и с помощью чего можно направить процесс обучения в необходимое русло, чтобы привести учащихся к целям обучения. Внесите изменения в планирование, включив необходимые упражнения, материал, виды деятельности.

Характеристики оценивания

Оценивание является качественным и эффективным только тогда, когда оно:

  • прозрачно;
  • справедливо и объективно;
  • аутентично;
  • разнообразно;
  • включает в себя направляющую обратную связь.

Все эти характеристики обеспечиваются рядом критериев, разнообразными формами и видами оценивания и обратной связью.

Критерии оценивания
Критерии оценивания описывают, что учащиеся должны сделать, чтобы достичь результата в обучении. Они делают цели оценивания и обучения понятными и прозрачными для учащихся, родителей и учителей, дают возможность для рефлексии по поводу достижений, в том числе работу над ошибками и выстраивание дальнейшей траектории обучения.

Формы и виды оценивания
Оценивание проводится на разных этапах обучения для получения полной информации о развитии и продвижении учащегося.

  • Диагностическое (предварительное) оценивание проводится в начале темы для определения существующего уровня знания, понимания и навыков, чтобы обеспечить необходимую поддержку, которая может понадобиться учащимся в процессе обучения.
  • Формирующее (текущее) оценивание проводится в процессе прохождения темы для определения текущего уровня усвоения. По существу является обратной связью, предоставляемой учащимся в процессе обучения и направляющей их к достижению образовательных целей. Такое оценивание можно рассматривать как оценивание для обучения (assessment for learning), так как оно смещает фокус внимания с итога на процесс.
  • Итоговое оценивание, или оценивание обучения (assessment of learning), проводится в конце темы для  подтверждения уровня достижения всех образовательных целей. В большинстве случаев результаты итогового оценивания используются для отчётов родителям и являются показателями успешности процесса обучения.

Разнообразие оценивания обеспечивается также различными формами заданий. Рекомендуется разрабатывать больше открытых заданий, ориентированных не только на проверку знаний, но и на оценивание понимания и навыков, а также сократить количество тестов и контрольных работ, которые оценивают только академические знания. При разработке заданий для оценивания важно делать их практико-ориентированными и значимыми для самих учеников, то есть включать реальные жизненные ситуации, требующие комплексного применения всего изученного.

Обратная связь
Для того чтобы обратная связь была продуктивной и позитивной, необходимо соблюдать ряд принципов.

  • Своевременность — обратная связь должна предоставляться сразу после выполнения работы. Незамедлительная обратная связь от учителя воспринимается учениками как поощрение и подтверждение их участия в процессе обучения, повышает уровень включённости учащихся и интерес к обучению.
  • Персонализация — обратная связь должна предоставляться индивидуально каждому ученику по конкретному заданию и/или процессам. При использовании шаблонов обратная связь должна быть персонализирована под конкретного ребёнка.
  • Адекватность — обратная связь должна основываться на том этапе, на котором находятся в данный момент учащиеся, и на тех критериях, которые используются для оценивания конкретной работы, делая акцент не столько на том, что учащиеся сделали не так, с чем не справились, сколько на успехах, тем самым обеспечивая установку на развитие.
  • Конструктивность — обратная связь должна задавать направление дальнейшего развития.

Таким образом, критериями качественного оценивания являются:

  • наличие чётких и понятных образовательных целей, на которые нацелено обучение;
  • справедливость и объективность;
  • практико-ориентированность — применение оценивания в жизненных контекстах, имеющих отношение к жизни учащихся;
  • надёжность, обеспеченная связью между способом оценивания, критериями и целями обучения;
  • выбор подходящих способов оценивания, которые позволяют учащимся максимально продемонстрировать свои знания, понимание и навыки;
  • позитивное влияние и последствия — оценивание должно мотивировать на дальнейшее развитие, давать информацию о том, куда двигаться дальше.

В помощь педагогу: вебинар «Система оценки достижения планируемых результатов: требования ФГОС и цифровые решения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *