ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА АДАПТИВНО-ПРОДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Асташова, Н. Позитивная образовательная среда как условие качества школьного образования / Н. Асташова, С. Бондырева, К. Черкасова // Мир образования – образование в мире. – 2018. -№ 4 (72). – С. 48-58. – Текст : непосредственный.

Гапиенко, Т. Педагогическая поддержка и фасилитация в модели развития обучающегося в системе непрерывного образования / Т. Гапиенко, Н. Козырев, Е. Митькина // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2018. -№ 2. – С. 5-10. – Текст : непосредственный.

Горбунова, Н. Методологические основы аксиологического подхода в профессиональном педагогическом образовании / Н. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. -2019. – № 62-1. – С. 106-108. – Текст : непосредственный.

Горбунова, Н. Теоретические аспекты технологизации образования / Н. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-2. – С. 100-103. – Текст : непосредственный.

Донцов, А. Научно-методологические основания понимания контекста социализации и социально-психологического развития личности / А. Донцов, Д. Донцов // Школьные технологии. -2018. – № 4. – С. 10-17. – Текст : непосредственный.

Киргуева, Ф. Современные представления о моделировании в педагогике / Ф. Киргуева, М. Тотоонова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 404. – Текст : непосредственный.

Кобзарь, Т. Педагогические конструкты и педагогические конструкторы в изучении и исследовании основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования / Т. Кобзарь, Н. Козырев, Е. Митькина // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2019. – Т. – № 2. – С. 111-118. – Текст : непосредственный.

Коблева, А. Адаптивный подход как средство развития профессиональной компетентности педагогов в дополнительном профессиональном образовании / А. Коблева // Вестник Северо-Кавказского Федерального университета. – 2017. – № 5 (62). – С. 165-168. – Текст : непосредственный.

Козырева, О. Адаптивно-акмепедагогический подход как конструкт и условие оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности / О. Козырева // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 3 (48). – С. 375-379. – Текст : непосредственный.

Козырева, О. Педагогическая поддержка, фасилитация и научное донорство в формировании человеческого капитала / О. Козырева // Человеческий капитал как ключевой фактор социально-экономического развития региона : материалы Всероссийской научно-практической междисциплинарной конференции; под ред. д-ра ист. наук, проф. Моисеева (Белгород, 6-7 февраля 2020 г. – Орёл : АПЛИТ, 2020. – С. 243-257. – Текст : непосредственный.

Козырева, О. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника / О. Козырева // Вестник Мининского университета. – 2020. – № 2. – С.

Козырева, О. Педагогическое моделирование и педагогические конструкты в формировании культуры самостоятельной работы личности / О. Козырева, Н. Козырев, С. Коновалов // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 9. – С. 177-181. – Текст : непосредственный.

Козырева, О. Теоретизация в педагогике как объект научного поиска и научного исследования / О. Козырева // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2019. – Т. – № 2. – С. 116-123. -Текст : непосредственный.

Козырева, О. Теоретико-методологическое обеспечение адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования / О. Козырева // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2019. – № 4 (48). – С. 72-79. – Текст : непосредственный. – Текст : непосредственный.

Мухаметзянов, И. Формирование здоровьесберегающей информационной образовательной среды дополнительного профессионального образования / И. Мухаметзянов // Человек и образование. – 2018. – № 3 (56). – С. 56-62. – Текст : непосредственный.

Тахохов, Б. Педагогическая поддержка повышения мотивации обучения современных учащихся / Б. Тахохов // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-1. 317-320. – Текст : непосредственный.

Туманова, Т. Педагогическая поддержка как модель и продукт педагогической деятельности и непрерывного образования / Т. Туманова, Н. Козырев, Е. Митькина // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – № 2. 25-30. – Текст : непосредственный.

Чудинова, С. Педагогические условия оптимизации моделирования основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования / С. Чудинова, Н. Козырев, Е. Митькина // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2019. – Т. – № 1. – С. 21-28. – DOI:10. 21306/2542-1840-2019-3-1-21-28. – Текст : непосредственный.

Яламов, Г. Адаптивные образовательные информационные системы: подходы к интеллектуализации / Г. Яламов, Т. Шихнабиева // Человек и образование. – 2018. – № 4 (57). – С. 84-90. -Текст : непосредственный.

Впервые всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» состоялся в 1998 году и сразу же завоевал большие симпатии у педагогической общественности страны. Конкурс призван  выявлять и поддерживать талантливых педагогов дополнительного образования, их передового педагогического опыта, способствует обновлению содержания воспитания и дополнительного образования детей, повышению профессионального мастерства и престижа труда педагогов. Конкурс «Сердце отдаю детям» – это творческое соревнование. Победителем может стать только сильная личность, человек, способный внутренне собраться и убедительно доказать ценность своего педагогического опыта для системы дополнительного образования детей. Вынося на суд коллег и жюри свои идеи, концепции, педагог получает возможность сравнить свой опыт с результатами других, услышать компетентную оценку собственных наработок, взять на вооружение советы и рекомендации коллег, методистов-практиков, профессионалов, работающих в той же сфере деятельности.

В Куйбышевском районе первой участницей конкурса стала Сафронова Ирина Сергеевна (2000 год), первый (и единственный в Новосибирской области) обладатель хрустального ключа – Синчуков Сергей Викторович (2005 год), педагоги нашего Дома детского творчества.

Участники регионального этапа Всероссийского конкурса

профессионального мастерства работников

сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям- 2021»

Подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА АДАПТИВНО-ПРОДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Педагог Куйбышевского ДДТ Григорьева Татьяна Сергеевна стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Следопыт»  педагога дополнительного образования Т. Григорьевой (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 1. Исследовательская работа «Правильное питание» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 2. Исследовательская работа «Малая речка Каинка» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 3. Исследовательская работа «Жизнь, отданная детям» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 4. Исследовательская работа «Сортоиспытание моркови столовой агрофирмы «Семко-Юниор» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 5. Исследовательская работа  «Флора и фауна охотничьего хозяйства «Тагановское» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 6. Исследовательская работа «Зеленое кольцо города Куйбышева» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 7. Исследовательская работа  «Леса Куйбышевского района» (ПОСМОТРЕТЬ)

Приложение 8. Исследовательская работа «Парк имени Ю. Гагарина» (ПОСМОТРЕТЬ)

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Дополнительное образование и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелывоспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолога – педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остается именно педагог, отпрофессионализма, нравственных ценностей, интеллекта, которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается около 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

Педагог дополнительного образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности, речь идет о методах требования и показания.

В данном случае педагог для управления деятельностью воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью, обучающийся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе. Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной деятельности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способностей сохранению контингента обучающегося, реализация образовательной программы участвует разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.

Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.

Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный комплект личностных качеств, но организовать самодеятельность ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и преобразование его личности.

Трудности, которые обычно испытывают педагоги дополнительного образования в процессе программирования, выражаются в двух аспектах:

а) построение собственного процесса, создание программы;

б) определение содержания и написание текста программы.

Сначала рассмотрим первую группу проблем – трудности процесса.

Самые первые из них возникают уже на этапе формирования замысла программы и связаны с ограниченностью изучения существующего опыта работы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами:

– не во всех учреждениях есть полный комплект типовых программ (изданных под грифом министерства образования), а также необходимое педагогическая узкоспециальная литература;

– многие педагоги не исполняют возможностей научно-педагогических библиотек, хотя имеют на это полное право, являясь работниками сферы образования;

– у большинства педагогов нет опыта работы с педагогической литературой вообще и с авторскими изданиями в частности.

Второй достаточно серьезной проблемой для педагога – практика является отбор содержания и процесс написания текста программы. Большинство педагогов дополнительного образования, будучи прекрасными специалистами в определенном виде деятельности, не имеют, к сожалению, необходимой педагогической подготовки для грамотного изложения содержания образовательной программы. При этом у многих из них наблюдается достаточно разностное отношение к любой критике в адрес их произведения. Применение наглядных средств обучения предъявляет и определение требования к педагогу дополнительного образования.

а) Педагог должен понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала;

в) Педагогу необходимо определить характер использования на занятии чувственных образов как средства развития абстрактного мышления;

К профессионально значимым качествам педагога относится:

– педагогическая направленность – важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношения к профессии;

– педагогические целеполагание – умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

– педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу.

Каргина З. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М. : Школьная Пресса, 2006 – 96 с

festival- 1 septeber. Ru >articles

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА АДАПТИВНО-ПРОДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

2Титульный лист (2). docПрактическое занятие 2. docx

Показать все связанные файлыигровая программа. docxОсновы дидактики общего начального образования Синергия. pdfОсновы дидактики общего начального образования отв. docxтеория и методика начального образования (автовосстановление). doОсобенности разработки учебных программ дополнительного образовапрограмма дополн. образования ЧУДЕСНАЯ МАСТЕРСКАЯ. docxРАБОЧАЯ ПРОГРАММА. docxРабочая программа курса внеурочной деятельности Дорогою добра МК5 класс, Рабочая программа по Математике ФГОС 3. docxРабочая программа ID976116. pdf

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация “Национальный социально-педагогический колледж”

Программа среднего профессионального образования

03 Педагогика дополнительного образования

Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Обучающийся Полякова Дарья Николаевна

Лапоногова Валентина Алексеевна

Задание по теме 1. Профессиограмма педагога дополнительного образования

Цель занятия: закрепление знаний об профессиограмме педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать профессиограмму и психограмму педагога дополнительного образования.

Задание 1. Разработайте примерную профессиограмму педагога дополнительного образования, реализующего программы социально – педагогической направленности. При разработке опирайтесь на модель профессиограммы, представленную  в лекции

Профессиограмма Педагог дополнительного образования– это довольно «молодая» профессия в дополнительном образовании школьников. Педагог дополнительного образования – это личность высокообразованная. Во-первых, в совершенстве владеет мастерством, которому обучает. В данный момент существует шесть направлений деятельности: техническое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, естественнонаучное, художественное. Охвачены все области: пение и танцы, рисование, бисероплетение, моделирование, робототехника, шахматы, ткачество, работа с глиной, обучение игре на инструментах, различные спортивные виды, геология и туризм, швейное дело, информационные технологии и еще много-много чего интересного. Наверняка ВЫ уже владеете чем-то из вышеперечисленного, а это значит, что останется только еще немного поучиться, получив параллельно диплом о высшем или средне специальном профессиональном образовании, и иметь огромное желание поделиться своими знаниями и мастерством с другими. Социальная значимость профессии в обществе: Работа педагога дополнительного образования со школьниками ориентирована на формирование не только новой личности, но и гражданина государства. В условиях школьного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития. Массовость и уникальность профессии: Дополнительное образование имеет свою особенность: в отличие от общего и дошкольного образования, дополнительное образование не имеет стандартов. Это дает возможность, выбирать вид деятельности, самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы образования. Этозанимательный творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи (педагог дополнительного образования — профессионал, творец, волшебник). Педагог решает важные задачи: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть. Создать среду единомышленников, в которой будет комфортно и интересно, где ребята могут получать новые знания, достигать результатов, самореализовываться и чувствовать себя успешными. Все это позволяет чувствовать свою значимость, востребованность как специалиста.

Современный педагог должен идти в ногу со временем, отслеживать тенденции развития общества. В последние годы ведется огромная работа по модернизации системы образования.

: Среди ведущих факторов риска, влияющих на здоровье педагогов, называют: высокое психоэмоциональное напряжение; необходимость переключать внимание на самые разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти; постоянную нагрузку на речевой аппарат; гиподинамию; ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своей трудовой деятельностью; продолжительное пребывание в аудитории; низкий уровень психологической культуры; недостаточное развитие коммуникативных способностей и навыков самоорганизации у некоторых педагогов; индивидуальные психофизиологические свойства (например, слабую нервную систему); слабую профессиональную подготовленность. Где получить профессию: Получить образование по специальности педагог дополнительного образования возможно в педагогических колледжах, а также педагогических или гуманитарных институтах. социальный. артистический.

дополнительную общеобразовательную программу

основе примерных с учетом области деятельности

требовательность к себе и другим

Задания по теме 1. Ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся

Цель: формирование умений определять ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся, анализировать принятые решения и результаты; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

Задание 2. Составьте требования к педагогу дополнительного образования, отражающие аспекты его ответственности в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся.

Определите основные цели и задачи деятельности педагога дополнительного образования по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся.

Приведите конкретные  примеры реализации данных целей и задач в деятельности педагога дополнительного образования.

Найдите и сделайте тезисные выписки из статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Чему посвящена данная статья? Какие основные  вопросы она затрагивает?

Требования к образованию и обучению

Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки “Образование и педагогические науки”

Требования к опыту практической работы

Для старшего педагога дополнительного образования – не менее двух лет в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации8

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации9

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися – прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися – прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам

– обеспечение выполнения участниками образовательного процесса требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания;

– предотвращение нестчастных случаев с обучающимися, воспитанниками в ходе образовательной деятельности и во время проведения мероприятий, организованных образовательной организацией;

– формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

– выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;

– профилактика и пересечение противоправного поведения, защиту детей и работников от преступных посягательств;

– организация транспортной безопасности при перевозке детей;

– обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и техических средств обучения.

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

Технология педагогической поддержки детей и молодежи в детских организациях

Учреждения дополнительного образования объективно более приспособлены для реализации педагогической поддержки, чем школа. Это связано, прежде всего, с психолого-педагогическими особенностями взаимодействия детей и взрослых (добровольность, дифференциация по интересам, демократические стили общения и т. ), а также, с отсутствием государственных стандартов, позволяющее педагогическим коллективам таких учреждений и самим педагогам дополнительного образования самостоятельно планировать свою деятельность, корректировать программы дополнительного образования с учетом индивидуальных векторов развития детей. Это связано также и с тем, что детей, занимающихся в определенном кружке или студии, может быть в два, а то и в три раза меньше, чем в школьном классе. А значит, педагог может соответственно больше времени уделять педагогической поддержке каждого ребенка. И, наконец, это связано со спецификой деятельности педагога дополнительного образования, основной задачей которого является поддержать ребенка в освоении им программ дополнительного образования. При этом, учитывая, что основной принцип дополнительного образования – это добровольность, педагог дополнительного образования изначально ориентирован на взаимодействие с детьми, на поддержку и развитие их способностей, раскрытие потенциала, на помощь в удовлетворении их познавательных потребностей и интересов.

Можно выделить технологические основы педагогической поддержки:

Технологически мера организации поддержки проявляется в оптимальном сочетании видов дистанции, которые выбирает педагог в зависимости от состояния ребенка. Обозначим ее как технологию дистанции.

«Далекая» – опосредованная (личностно через родителей, административное лицо – путем включения в систему взаимоотношений с детьми другого субъекта) или предметно опосредованная (через игру, музыкальное произведение, книгу, картину, фотографию, фильм, слайд, рисунок и т. ), когда педагог обращает внимание на проблему ребенка, оказывает поддержку, но большая доля ответственности возлагается на саму личность.

«Близкая» (чаще непосредственная) – предполагает право заглянуть в интимный мир личности, большую включенность педагога в проблему ребенка в ситуации, когда он самостоятельно справиться с чем-то не может.

Взаимоподдержка основана на взаимной ответственности и учете своего состояния и состояния другого

Диалогичное общение – наиболее трудная для реализации технология, поскольку современный педагог привык к монологическому изложению учебного материала и от учащихся требует того же. Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовного общения, обмена духовными ценностями», пробуждения взаимного интереса педагога и учащегося.

Использование игровых технологий предполагает внедрение вариативных игр.

Игры-тренинги приходят на помощь в моменты однообразия на уроке и позволяют активизировать учащихся к выработке механизмов самоорганизации.

Игры в случайность предполагают внедрение на уроке учителем элементов случайного выбора, что создает ситуацию успеха, уверенности, развивают логику, абстрактное мышление, фантазию учащегося.

Игра – педагогическая ситуация предполагает создание игрового пространства, что преобразовывает предметное восприятие мира ребенком в социально-ценностное, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношения в виде ценностных связей и взаимоотношений.

Одним из элементов технологий педагогической поддержки является пластическое интонирование – одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.

В педагогической науке отрабатываются приемы общегрупповой педагогической поддержки. Они могут быть представлены как:

– приемы повышения познавательной активности (привлекательная цель, «удивляй», фантастическая добавка, лови ошибку, практичность теории, пресс-конференция, вопрос к тексту и др

– приемы коллективной учебной деятельности (бригадно-индивидуальный метод, игровые технологии, учебный мозговой штурм и др.

Современные исследователи Ю. Курганов и В. Фоменко особую роль отводят диалогу как средству построения субъект-субъектных отношений в дидактическом процессе. При этом технологии индивидуально-личностной поддержки в ходе дидактического процесса предполагают:

– диагностику индивидуального развития, проблем и трудностей детей (подростков);

– знание и понимание особенностей культуры каждого ребенка: языка, семейного воспитания, традиций культуры ребенка;

– самостоятельную работу над текстом, заданием с учетом умственных способностей, интересов, талантов;

– работу с компьютером.

В педагогической практике рассматриваются специфические приемы педагогической поддержки:

создание в процессе работы разнообразных обратных связей между педагогом и детьми (взаимный опрос – диалог, собеседование, групповые формы общения и т

распределение детей на две группы, в одну из которых входят дети (подростки), имеющие ярко выраженный “экзистенциальный склад ума”, то есть позитивные установки на самопознание, самосовершенствование, а в другую – те, кто не склонен, в силу различных причин, философствовать и рассуждать о смысле жизни.

организация групп свободного общения и обсуждения поставленной проблемы

приемы педагогической поддержки и сотрудничества: поощрение, похвала, одобрение; просьба, стимулирование к деятельности; доверие, поощрение.

приемы скрытой педагогической поддержки: безадресное упоминание об ошибках; мнимое, деланное безразличие, переключение внимания; выполнение какого-либо дела вместо воспитанника; намек, предположение, высказанное без адреса; изменение задания, поручения; обсуждение (анализ) жизненных ситуаций; стимулирование состязательности.

приемы-антиподы педагогической поддержки: проявление обсуждения в форме возмущения; изоляция от части или от всего коллектива; нетактичное выявление виновного; необдуманная характеристика поступка, упрек; жалобы родителям, администрации; приказание выполнения задания; несправедливое наказание.

Методика профессиональной педагогической поддержки

Механизм педагогической поддержки педагог использует очень осторожно, отчетливо представляя возможность нечаянного нарушения и разрушения идентичности личности.

Газман охарактеризовал следующие гуманистические принципы воспитания как наиболее важные:

– ребенок не должен быть средством в достижении педагогических целей;

– самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;

– всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

– все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;

– не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

– дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – диалог культур;

– не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действия;

– доверяя – не проверяй!;

– признавай право на ошибку и не суди за нее;

– умей признать свою ошибку;

– защищая ребенка, учи его защищаться.

От учителя требуется переосмысления своей роли в учебно-воспитательном процессе, работы не только над учебным материалом, но и над самим собой, над перестройкой своей психологии, форм и методов работы с детьми.

Условия реализации педагогической поддержки:

Учитель выступает человеком, умеющим облегчить ситуативное неблагоприятное состояние и одновременно стимулировать то положительное, что заложено в данном человеке.

Помощь ребенку в ознакомлении и осмыслении единых характеристик мира, таких как его амбивалентность, многомерность, динамичность, бесконечность, системность.

Взаимное уважение усилий каждого субъекта, основанное на воспитании личной ответственности за происходящее.

Психологическая природа возрастного развития ребенка.

Педагог должен уметь принимать ребенка как данность, признавать его индивидуальное своеобразие и права на проявление своего «Я».

Целесообразно выделить несколько требований к личности педагога, который смог бы эффективно работать в сфере педагогической поддержки ребенка:

Наличие педагогических способностей (желание работать с детьми, уважение, разумность, спокойствие, рассудительность, справедливость). Так как, следует иметь в виду, что педагогика лишь наполовину наука, а наполовину искусство. Но сожалению, по сей день в педагогических вузах при наборе студентов не проводится диагностики их педагогической одаренности; берут всех, кто выдержит общеобразовательный конкурс. Вот почему в школы, в учреждения дополнительного образования и другие учебно-воспитательные учреждения попадает много людей, заведомо профессионально ущербных, что отрицательно, а порой просто губительно сказывается на их учениках и воспитанниках.

Наличие разносторонних интересов. Педагог выступает главным координатором, комментатором, оппонентом, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнить, лишь будучи разносторонне образованным человеком. Педагога невозможно переучить, и, строго говоря, никакие знания для него не будут лишними, избыточными.

Обладание оптимизмом и терпением. Процесс воспитания идет с разной скоростью и не дает быстрых результатов. Очень часто педагог, прикладывая много сил, долго не видит позитивных изменений. Успешно работать в таких условиях может только терпеливый оптимист.

Развитость эмпатии, т. способности видеть ситуацию глазами другого человека, умения поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами. Это позволяет воспитать у учащихся постоянную потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании.

Базу нашего исследования составляют Доме творчества детей и юношества Фрунзенского района и Доме творчества детей и юношества Ленинского района.

В Доме творчества детей и юношества Фрунзенского района дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребёнка, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребёнком видов деятельности. Здесь дополнительное образование выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию. Педагоги в ДТДиЮ Фрунзенского района целью педагогической поддержки ставят максимальное содействие ребенку в осознании и реализации потребности в творческой самореализации. Помощь растущему человеку в работе с самим собой, то есть в самоопределении и самореализации, составляет специфическую задачу именно педагогической поддержки творчества. Здесь педагоги дополнительного образования решают ряд психолого-педагогических конкретные педагогических задач:

Помощь ребенку в осознании ценности, цели и перспективы творческой самореализации

Стимулирование аналитического, конструктивно-практического отношения к миру

Создание условий для включения ребенка в разнообразную творческую деятельность

Помощь в освоении способов и механизмов творческой самореализации и самовыражения

Оказание помощи в устранении препятствий при негативном влиянии саморазвития (в зонах неустойчивости и кризисах развития)

Попытка перевести личностные проблемы в предмет и содержание художественного осмысления.

Педагоги ДТДиЮ Фрунзенского района считают, что процесс оказания педагогической поддержки начинается с обнаружения эмоционального переживания ребенка. Предметом деятельности педагога по поддержке в дополнительном учреждении выступает процесс совместного с ребенком преодоления препятствий, мешающих растущему человеку самостоятельно достигать результатов.

Педагоги ДТДиЮ Фрунзенского района выделяют в своей деятельности личностные качества, основанные на общечеловеческих гуманистических принципах: не навреди, принимай ребенка таким, каков он есть, доверяй, уважай, считай партнером. Это можно проследить в их повседневной работе: в разработке мероприятий, в умении вести групповую и индивидуальную работу, в осуществлении воспитательного процесса в соответствии возрастным особенностям детей и молодежи. Директор ДТДиЮ Дудочкин С. , являясь при этом руководителем кружка спортивных танцев, считает, что главной задачей в деятельности педагога дополнительного образования является ориентация на деятельность, позволяющую побуждать и развивать индивидуальные способности детей и молодежи к самоопределению, самореализации и самоорганизации.

Главные принципы в деятельности педагогов ДТЮиЮ Фрунзенского района мы выделяем:

· творчества и успеха;

· доверия и поддержки.

Приёмы и методы построения процесса познания и преобразования, которые мы выявили в процессе практики:

· деятельностно – творческий характер;

· направленность на поддержку индивидуального развития ребёнка;

· предоставление воспитаннику необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения;

· создание для воспитанников ситуации индивидуального и коллективного выбора;

· создание ситуации успеха.

В ДТДиЮ Фрунзенского района проводится программа «Уроки общения», где дети (подростки) на основе лекционно – тренинговых курсов учатся эффективному общению. Осуществляются досуговые программы (фестивали, конкурсные мероприятия) с целью всестороннего развития личности ребенка (подростка). Организуются благотворительные акции «Город добрых сердец» для развития у воспитанников сочувствия и гуманности. В Студия костюма “Сияние народов мира” воспитанники участвуют в игре-театрализации, которая позволяет погрузить ребенка со всеми его эмоциями в то временное пространство или событие, о котором идет речь на занятии. Вследствие этого происходит целенаправленное развитие чувственной и эмоциональной сферы ребенка (подростка).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.