Педагогическая технология — это цифровой инструмент или методика?

Любая образовательная деятельность строится в соответствии с методами обучения учителя. От них зависит эффективность и усвояемость получения знаний учеником. Есть традиционные и современные методы, однако не все понимают в чем состоят их принципы и какие они решают задачи.

Методы обучения – что это

В чем разница: метод, методология, методика, приемы

Методы обучения – классификация и виды

Современные методы обучения

Как выбирать методы обучения

Профессия методиста образовательных программ

Давайте поговорим о том, что же такое методы обучения, как выбрать самый эффективный и кто такой методист образовательных программ.

Методы обучения – что это

Существует множество определений понятия «Метод обучения», но в главном оно определяется как способ взаимодействия учителя с учениками, чтобы достигнуть цели обучения.

Есть образное, философское, но и более точное определение:

«Это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия, путь продвижения к истине».

История методов обучения уходит глубоко в древность, когда младшие члены сообщества обучались на примере старших, и условно проходит 4 революционные стадии:

  • Когда обучением стали заниматься специальные педагоги-учителя.
  • Когда на смену устной речи пришла письменная.
  • Введение печатного слова.
  • Автоматизация и компьютеризация обучения.

Как выбирать методы обучения

Огромное количество методов и приемов обучения не редко ставит в тупик начинающих педагогов при выборе. Чтобы определиться, придерживайтесь следующих принципов:

  • Оптимальность. Каждый метод предназначен для определенного круга задач, поэтому важно выбирать метод в соответствии с программой обучения.
  • Возрастные и индивидуальные способности учащихся. Например, школьники с удовольствием проходят обучение через деловые и ролевые игры.
  • Психологические особенности. Например, групповая работа подойдет для выработки командных навыков, обучение гуманитарным дисциплинам подразумевает наличие дискуссий, групповых обсуждений.
  • Доказательность. Применяйте только те методы, которые уже доказали свою результативность, не все современные методы одинаково эффективны.

Что такое инновационные методы обучения?

Инновационные методы обучения — это не только использование самых передовых технологий в классе или постоянное отслеживание последних тенденций в области образования, это методы преподавания и обучения!

Они все об использовании новых стратегий обучения, которые больше ориентированы на студентов. Эти новаторские идеи побуждают учащихся активно присоединяться и взаимодействовать со своими одноклассниками и с вами — учителем — во время уроков. Учащимся придется работать больше, но так, чтобы лучше удовлетворять их потребности и помогать им расти быстрее.

В отличие от традиционного обучения, которое в основном фокусируется на том, сколько знаний вы можете передать своим ученикам, инновационные способы обучения позволяют глубже понять, что студенты действительно выносят из того, что вы преподаете во время лекций.

Методы обучения – классификация и виды

Классифицировать методы обучения можно по-разному: со стороны учителя и ученика, по применяемым приемам.

В современной дидактике выделяют следующие методы обучения:

  • словесные методы (лекции, книги, беседы, дискуссии);
  • наглядные методы (видеоматериалы, явления, наглядные пособия);
  • практические методы (практические занятия, творческие работы, курсовые и дипломные работы);
  • обучение через создание проблемных ситуаций.

Методы обучения часто классифицируют по характеру познавательной деятельности:

  • информационно-рецептивный метод – передача информации от учителя ученику;
  • репродуктивный – выполнение учеником действий по примеру учителя;
  • метод проблемного изложения – учитель формулирует проблему и показывает логические шаги для ее решения;
  • эвристический – разбивание задачи на отдельные части, которые затем решаются учениками;
  • исследовательский – поиск учениками решений проблем самостоятельно.

По достигаемой цели:

  • приобретение знаний;
  • формирование умений и навыков;
  • применение знаний;
  • творческая деятельность;
  • закрепление и проверка знаний.

Представьте, что вы находитесь в скучном классе, а в ваших ушах эхом отдаются голоса учителей, пытающихся поднять ваши веки, чтобы обратить внимание на то, что они говорят. Не лучший сценарий для любого класса, верно? Итак, ознакомьтесь с 15 лучшими Инновационные методы обучения!

Проще говоря, это разные методы обучения! В настоящее время многие учителя стараются держать свои занятия как можно дальше от этого сценария и позволяют своим ученикам более активно участвовать в обучении, находя разные подходы к их обучению.

Сфера образования меняется так быстро, что вам нужно не отставать и адаптироваться к более современным стратегиям. В противном случае вам может быть трудно вписаться.

Почему инновационные методы обучения?

В мире произошел переход от традиционных классов к онлайн-обучению и гибридному обучению. Тем не менее, глядя на экраны ноутбуков, ученикам легче потеряться и заняться чем-то другим (например, гоняться за сладкими мечтами в своих кроватях), не оттачивая при этом ничего, кроме своих навыков притворяться, что они сосредоточены.

Мы не можем винить во всем этих студентов за то, что они не усердно учились; учитель также обязан не давать скучных и сухих уроков, которые надоедают ученикам.

Многие школы, учителя и инструкторы пробуют новаторские стратегии обучения в новых условиях, чтобы заинтересовать учащихся и повысить их вовлеченность. А цифровые программы помогли им достучаться до умов учащихся и предоставить учащимся лучший доступ к занятиям.

  • 57% всех студентов США имели свои цифровые инструменты.
  • 75% школ США планировали полностью перейти в виртуальный режим.
  • Образовательные платформы заняли 40% использования учащимися устройств.
  • Увеличивается 141% в использовании приложений для совместной работы.
  • 80% школ и университетов в США купили или собирались покупать дополнительные технологические инструменты для учащихся.

К концу 2020 года:

Эти статистические данные показывают огромные изменения в том, как люди преподают и учатся. Лучше прислушайтесь к ним – вы же не хотите быть старым и отставать в своих методах обучения, верно?

Итак, пришло время пересмотреть методы обучения в образовании!

Педагогическая технология — это цифровой инструмент или методика?

О том, что учёные и методисты вкладывают в это понятие и почему ему так сложно дать точное определение.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Педагогическая технология — это цифровой инструмент или методика?

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Из этой статьи вы узнаете:

Изначально педагогическими технологиями или технологиями обучения называлось, собственно, использование в обучении технических средств — проекторов, магнитофонов, телевизоров и затем компьютеров.

В конце XX века это значение расширилось и стало отражать идею управления всем образовательным процессом, позволяющего максимально эффективно достигать целей этого процесса. И вот здесь появились сложности, потому что термин «педагогическая технология» стал смешиваться с такими понятиями, как педагогическая система, методика, концепция. О том, как их разграничить и можно ли вообще это сделать, образовательному сообществу пока договориться не удалось.

Свои определения этому термину предлагали множество исследователей, среди них — Мурат Чошанов, Борис Лихачёв, Игорь Волков, Вадим Монахов, Михаил Кларин, Михаил Олешков и другие.

Если выделить из них главное, то получится, что педагогическая технология — это научно обоснованная система, которая определяет выбор целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Также это описание образовательного процесса, который гарантированно приведёт к достижению заданных результатов.

Проще говоря, это такой алгоритм: устанавливаем цель, а затем применяем вот такие инструменты и действуем вот так, чтобы достичь этой цели оптимальным способом.

Наряду с «педагогическими технологиями» часто встречаются понятия «технологии обучения» и «образовательные технологии». Чисто теоретически они не равнозначны (как не равнозначны сами категории «образование», «педагогика» и «обучение»), однако на практике нередко используются как синонимы. Поэтому, чтобы не усложнять, в этой статье будем придерживаться того же подхода.

Педагогическая технология — это цифровой инструмент или методика?

Чтобы отделять педагогические технологии от смежных понятий (методик, школ, концепций и так далее), учёные предлагают использовать список критериев. Если некая педагогическая модель им соответствует, это означает, что её справедливо назвать именно технологией.

Герман Селевко в пособии «Современные образовательные технологии» составил такой перечень критериев технологичности:

  • Концептуальность — опора на определённую научную концепцию, философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование заданных образовательных целей.
  • Системность, то есть обладание ключевыми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
  • Управляемость — возможность планировать и проектировать процесс обучения, проводить диагностику и контроль на разных этапах, варьировать дидактические методы и средства, чтобы скорректировать результаты.
  • Эффективность — затраты на применение технологии оптимальны и приводят к заданным результатам, к достижению определённого стандарта обучения.
  • Воспроизводимость — возможность применять технологию в других однотипных образовательных учреждениях, разными педагогами и с разными учащимися.

Педагогическая технология — это цифровой инструмент или методика?

Составить единый перечень педагогических технологий пока просто невозможно. Их очень много, и способы классификации зависят от того, какой критерий принимается за основу.

Один из распространённых подходов — классификация по уровню применения. Разные теоретики и практики предлагают свои варианты, во многом схожие, но различающиеся в нюансах. Вот пара примеров.

Герман Селевко рассматривает педагогические технологии на трёх уровнях:

  • Общепедагогический (или общедидактический) уровень. Технология характеризует образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении или на определённой ступени образования. Здесь педагогическая технология становится синонимом педагогической системы. Примеры: системно-деятельностный подход, который лежит в основе современных школьных ФГОС, вальдорфская педагогика, педагогика Монтессори.
  • Частнометодический (предметный) уровень. Здесь педагогическая технология выступает как частная методика, то есть совокупность методов и средств обучения в рамках конкретной дисциплины или для определённых категорий учащихся (например, людей с нарушениями слуха).
  • Локальный (модульный) уровень. На этом уровне технология решает конкретные образовательные задачи — повторение и закрепление материала, проведение самостоятельных работ, развитие отдельных навыков и так далее. И здесь технологии, по сути, приближаются к формам и методам обучения.

Педагогическая технология — это цифровой инструмент или методика?

Похожую систему приводит Наталья Борисова в учебно-методическом комплексе «Образовательные технологии как объект педагогического выбора в условиях реализации компетентностного подхода». Кстати, её же при проектировании учебных курсов предлагают использовать методисты Skillbox. Здесь тоже выделяют три уровня:

  • Методологический — педагогическая теория, концепция или система, которая определяет сущность образовательного процесса и предлагает выстраивать его определённым образом. На этом уровне педагогическими технологиями можно назвать, например, проблемно-ориентированное обучение, обучение от результата, через феномены или через опыт.
  • Стратегический — здесь, по словам Борисовой, технология обучения воздействует на конкретные параметры внутри образовательного процесса. Стратегическими технологиями она называет, например, лекционные, дискуссионные и исследовательские процедуры, самообучение и практику. А в проектировании онлайн-курсов стратегическая технология определяет, каким способом достигаются образовательные цели в конкретной программе. Например, технология модульного обучения подразумевает, что учебный материал разбивается на относительно самостоятельные блоки — модули, для каждого из которых определены свои результаты, методы, средства обучения.
  • Тактический — конкретный тип образовательной деятельности. Как и в классификации Селевко, технологии на тактическом уровне — это формы и методы обучения. В качестве примеров можно назвать лекции, тренинги, анализ кейса, дискуссии — в общем, любую спроектированную активность, благодаря которой достигается образовательная цель.

Допустим, перед методистом онлайн-школы стоит задача спроектировать курс по финансовой грамотности. В этой школе принято разрабатывать курсы от результата — значит, именно эта технология станет методологической основой для новой программы. Затем методист определяет технологии обучения на стратегическом уровне — это будет модульное обучение в дистанционном формате. И наконец, уже на тактическом уровне, он выбирает формы и методы обучения для каждого модуля и отдельного занятия. И включает в свой курс, скажем, видеолекции и вебинары экспертов, промежуточные тесты и итоговую самостоятельную работу.

Педагогическая технология — это цифровой инструмент или методика?

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Активный метод обучения

Учитель и обучающиеся – активные участники урока.

  • Обучение побуждает к самостоятельной мыслительной, практической деятельности. Это крайне полезный навык для всех, а особенно для персонала, который должен уметь брать на себя ответственность.
  • Хороший вариант для развития специалиста, который уверенно обладает определенными навыками, но пока что работает под строгим контролем руководителя (мастера, бригадира) и испытывает боязнь стать линейным руководителем.
  • Активные методы обучения создают наилучшие условия для раскрытия коммуникационных способностей, работе в команде.
  • Активные методы обучения – это мотиватор для мозга быть в «тонусе» все занятие.

Несмотря на то, что многие говорят: «Активные формы обучения – это максимально результативно!», на практике к внедрению активных форм обучения не все готовы. Почему?

  • Материал нередко плохо систематизирован и не адаптирован для активной работы.
  • Нет целостной взаимосвязанной системы между активными формами.
  • Отсутствие готовности у преподавателя быть с учащимися на равных правах, позициях.

Не нужно бояться использовать готовые платформы (LMS), способствующие активному участию учителя, тренера и обучающихся. Удачный пример –платформа Moodle.

Обязательно стоит задействовать формы обучения на основе исследовательской деятельности. И это не только практические занятия, но и, например, исследовательские уроки. При обучении автомехаников, автомехатроников выступать в их роли может динамический анализ механических, мехатронных систем. На примере такой работы всегда есть возможность «связать» исследовательскую работу с реальным рынком. Например, при анализе таких систем может делаться «подводка» следующего вида: динамический анализ, расчет напряжений – путь изучения поведения деталей в реальных условиях, что помогает сэкономить ресурсы на опытные образцы.

Мозговой штурм

  • Развивается творческое мышление, смелость мыслить нешаблонно, что крайне полезно как для подготовки специалистов сугубо творческих профессий, так и инженеров.
  • Развивает навык совместного генерирования идей.
  • Мотивирует группу проявлять активное участие в работе.

Классический мозговой штурм чаще всего подразумевает 4 этапа:

  • Определение проблемы.
  • Поиск решений.
  • Группирование идей.
  • Оценка идей

Важно! При отсутствии автоматизации при проведении мозгового штурма нужен очень организованный ведущий.

С автоматизацией и применением LMS для проведения мозгового штурма всё гораздо более структурированно. Крупные задачи удается разбить на мелкие и в итоге получить нужный результат.

При использовании LMS процесс оценки идей становится более организованным. В «ручном» формате именно на этом этапе возникает больше всего «болезненных» моментов, и фактически работа заканчивается лишь группированием идей.

Разбор кейса (кейс-метод)

Разбор кейса – это работа с конкретной ситуацией. Как правило, берется конкретная проблема, противоречие.

Цель заданий — проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.

Разборы кейс–методов особенно полезны для обучения бизнес-процессам, инжиниринговым процессам, медицинским манипуляциям.

Тот же студент-инженер благодаря кейс-методу сможет рассматривать проект не только в «привязке» к чертежу, пояснительной записке, но и как комплексную производственную задачу.

У некоторых возникают сложности с внедрением кейс-метода в учебный процесс при использовании LMS. Но на самом деле, если используется та же популярная платформа Moodle, практических проблем быть не должно.

Есть масса примеров, когда для разбора кейсов задействуют такие элементы системы, как «Анкета», «Лекция». Оба этих элемента позволяют размещать текстовый, аудио- и видеоматериалы из кейс-заданий, задавать путь к решению кейса».

Для командной работы с кейс-заданиями и активного включения в них взаимопроверки при работе с платформой Moodle удобно использовать «Форум».

Использовать кейс для проработки узких навыков или же для комплексной работы с объёмным материалом – решать организаторам обучения. Например, так называемые Executive-кейсы становятся небольшим компонентом учебных мероприятий как иллюстрация возможность закрепления теоретического материала. «гарвардские кейсы» – это целые программы для работы команды в течение нескольких дней с презентацией решения.

FAQ

Методолог теоретик, он определяет, каким будет образование завтра, проектирует методики и модели обучения на основе трендов EdTech-рынка и потребностей целевой аудитории. Это человек с фундаментальным академическим подходом, потому что он разрабатывает новые модели, форматы обучения. Методист больше занимается практикой, он использует разработанные методологами инструменты и внедряет их в конкретные образовательные программы.

Какие есть приемы обучения?

  • Технические. Это приемы, которые связанны с использованием различного оборудования, средств обучения и материалов: работа с доской, демонстрация рисунков, схемы и наглядные пособия.
  • Логические. Это приемы интеллектуальной деятельности, где задействуется логическое мышление: постановка проблемы, сравнение, обобщение, доказательство.
  • Организационные. Это приемы, которые помогают учителю привлекать внимание учащихся, направлять и контролировать их работу: беседа или ответ у доски, объяснение задачи, совместная проверка самостоятельной работы.

Интерактивный метод обучения

Интерактивный метод обучения часто называют подвидом активного обучения, иногда его относят к самостоятельному виду обучения.

Такой метод также нацелен на активное взаимодействие, но не только преподавателя, тренера и учащихся, но и самих учащихся друг с другом, а также, что крайне важно в инженерном, технологическом, медицинском обучении, взаимодействия учащихся с технологиями.

Интерактивное обучение реализуется через проектное обучение, деловые игры, оттачивание навыков и умений посредством виртуальных тренажёров, роботов-симуляторов, фантомов.

Фантомы особенно активно используются в медицинском обучении, например, для развития умения препарирования тканей у стоматологов, навыков биопсии, УЗИ у диагностов. А без тренажёров-симуляторов диагностики неисправностей сложно представить современные методы обучения автомехаников, автоэлектриков, автодиагностов. Широкой аудитории известны и современные приложения: симуляции дорожного движения для подготовки к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения.

  • Ускорение процессов вовлечения, запоминания новых терминов и сведений.
  • Содействие в развитии самостоятельности.
  • Экономия времени при подготовке к заданиям.

Воздействие учителя часто опосредованное, он направляет ход занятия, но базовая «нагрузка» распространяется на взаимодействие с учащимися. Более того, в некоторых интерактивных программах, например, с симуляторами, учитель или технический тренер может отсутствовать.

Примеры эффективного применения интерактивного метода обучения:

  • Оттачивание навыков управления тем или иным процессом на конкретном оборудовании (например, навыкам горячей прокатки на станах).
  • Оттачивание скорости правильного выбора действий в конкретных ситуациях (например, в нештатных производственных ситуациях).
  • Закрепление последовательности шагов в определённой технологической цепочке.
  • Отработка алгоритма поиска неисправностей.

Как показывает практика, наилучший результат при внедрении в учебный процесс интерактивных методов обучения достигается при использовании решений, которые ориентированы именно на автоматизированные технологии.

В этом случае появляется полная возможность «абстрагирования» от шаблонов. Если используется тренажёр-симулятор, ситуация моделируется произвольно, благодаря этому условия становятся максимально приближенными к реальным.

Могут быть и подводные камни. Несмотря на то, что интерактивные программы, включая работу на тренажёрах-симуляторах, позволяют максимально приблизить ситуацию к реалистичной,, есть эффект суррогата.

И будет иллюзией говорить о полной готовности учащегося, «прокачавшегося» на тренажёре к действительно реальным условиям.

И у студента-стоматолога, который отточил навык удаления зуба на фантоме, и у студента-электрика, который на симуляторе решал проблемы аварийного обслуживания электроустановок, в реальной ситуации уровень стресса всегда будет гораздо выше, нежели чем при работе на симуляторе. Поэтому «забрасывать» сотрудника в реальный процесс без промежуточного этапа, «живой практики» крайне опрометчиво. Да, разрыв будет меньший, чем между теорией и практикой, но полностью его исключить нельзя.

Интеллект-карты

Интеллект-карты, иными словами mind map, помогают максимально отойти от механического заучивания и сделать обучение осмысленным.

Создание интеллект-карт направлено на три главные задачи:

  • глубокое понимание темы;
  • нахождение связей между предметами, процессами и явлениями;;
  • «склейка» нового учебного материала с уже имеющимися знаниями, навыками.

Подразделы, микротемы, визуальные ряды с отображением связей между темами – всё это главные черты mind map.

Очень часто интеллект-карты являются инструментами других форм обучения: проектного обучения и мозгового штурма.

Метод, методология, методика, приемы

Метод, методология, методика, приемы – все это понятия способов и порядка обучения, но у них есть разница.

Решения

  • Пассивные методы хороши как фундамент, но их обязательно важно дополнять активными методами обучения.
  • Больший упор следует сделать на качество тестов и самостоятельные работы, включаемые в программы пассивного обучения. За счёт чего это можно сделать? Например, если речь идёт о тестах, то их можно «подавать» по-разному. Первый вариант как инструмент для контроля после изучения всего материала. Второй вариант как инструмент, с помощью которого можно оценить как усвоение материала на промежуточных, так и финишном этапе. В этом случае можно уверенно говорить о контроле за прогрессом. И это важно при организации обучения как в школе, колледже, так и в учебном центре на предприятии.

Обмен опытом

Обмен опытом особенно активно применяется при корпоративном обучении.

Реализация обмена опытом может быть в самых разных форматах:

  • Индивидуальное наставничество.
  • Работа в группе с назначением опытного сотрудника.
  • Тренинг.
  • Мастер-класс.
  • Тематическая практика – игра.

Обмен опытом крайне важен не только для новичков, которые проходят адаптацию, но и для тех, кто в компании работает уже давно. Для них ценен обмен опытом со специалистами других отделов и подразделений. Полезны встречи с партнерамипартнёрами, которые могут работать в этой же нише, но использовать для решения своих задач иные инструменты, технологии.

Как выбирать методы и формы обучения

При выборе методов и форм обучения стоит обращать внимание на следующие моменты:

  • Обозначьте цели обучения, воплощенные в этом материале (целевой аспект).Выделите приоритетный содержательный аспект.
  • Определите оптимальный вариант обучения (в группе, индивидуально).

Идеальный вариант – сразу обозначить основу и подобрать сбалансированное, оптимальное сочетание методов и средств обучения.

Степень осознанности восприятия учебного материала

Пассивный метод обучения. Педагог, технический тренер – главное действующее лицо, управляющий ходом занятий. Студенты учебного заведения, сотрудники компании выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

Плюсы: возможность преподнести большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.

Примеры эффективного применения:

  • Этот метод обучения используется, если сотне человек, представителям всех филиалов, нужно объяснить появление нового продукта и/или закона.
  • Пассивные методы иногда являются составляющими более длинной «воронки» обучения, например, когда учащегося «за руку» ведут от основ к более сложным задачам. В многокомпонентной системе непрерывного обучения (в том числе, системе непрерывного обучения персонала) всё начинается с теоретического изучения определённой базы (например, если это техническое направление, то с основ физики), а впоследствии учащийся «перемещается» в этой системе. В этом случае можно говорить о грамотно продуманном онбординге – процессе адаптации.
  • При использовании пассивных методов можно обеспечить максимально чёткую структуру, «конструкцию» урока (без рисков ухода от неё). В ситуациях, когда важно максимально точное механическое запоминание, это ценно.

Проблемные моменты: слабое взаимодействие между преподавателем и учащимся, фактически она присутствует только на контрольном этапе (посредством опросов, тестов).

7 преимуществ инновационных методов обучения

Вот 7 преимуществ этих инноваций для учащихся и почему их стоит попробовать.

  • Поощряйте исследования – Инновационные подходы к обучению побуждают учащихся исследовать и открывать новые вещи и инструменты для расширения кругозора.
  • Улучшить навыки решения проблем и критического мышления – Креативные методы обучения позволяют учащимся учиться в своем собственном темпе и побуждают их к мозговому штурму новых способов решения проблемы вместо того, чтобы искать ответы, уже написанные в учебниках.
  • Избегайте получения большого количества знаний сразу – Учителя, использующие новые подходы, по-прежнему дают ученикам информацию, но склонны разбивать ее на более мелкие части. Усвоение информации теперь может быть более доступным, а краткость помогает учащимся быстрее освоить основы.
  • Используйте больше мягких навыков – Учащиеся должны использовать более сложные инструменты в классе, чтобы закончить свою работу, что помогает им узнавать новое и пробуждать их творческий потенциал. Кроме того, при выполнении индивидуальных или групповых проектов учащиеся знают, как управлять своим временем, расставлять приоритеты в задачах, лучше общаться, работать с другими и многое другое.
  • Проверить понимание учащихся – Оценки и экзамены могут сказать кое-что, но не все об обучаемости и знаниях студента (особенно если во время контрольных есть украдкой подглядывать!). Инновационные идеи обучения позволяют учителям следить за занятиями и лучше знать, с чем сталкиваются их ученики, чтобы найти наиболее подходящие решения.
  • Улучшить самооценку – Благодаря отличным методам учителей ученики могут понять, что они узнали, а что упустили. Открывая для себя то, что им еще нужно знать, они могут понять, зачем изучать те или иные вещи, и с большим желанием это делать.
  • Оживите классы – Не позволяйте вашим классам быть переполненными вашим голосом или неловкой тишиной. Инновационные методы обучения дают учащимся что-то интересное, побуждая их высказываться и больше взаимодействовать.

Инновационные методы обучения – легкое взаимодействие в классе

Интерактивные уроки

Студенты – ваши инновационные ученики! Односторонние уроки очень традиционны и иногда утомительны для вас и ваших учеников, поэтому создайте среду, в которой ученики будут чувствовать побуждение высказываться и выражать свои идеи.

Учащиеся могут присоединиться к занятиям в классе разными способами, а не только поднимать руки или призываться к ответу. В наши дни вы можете найти онлайн-платформы, которые помогут вам сделать интерактивные занятия в классе чтобы сэкономить кучу времени и привлечь всех студентов, а не только двух или трех.

🌟 Пример интерактивного урока – Инновационный метод обученияs

Поднимите настроение всему классу, участвуя в живых викторинах и играх с вращающимися колесами или даже с помощью облаков слов, опросов или совместных мозговых штурмов. Вы можете привлечь всех своих учеников к участию в этих захватывающих мероприятиях с помощью некоторых онлайн-платформ.

Мало того, студенты могут печатать или выбирать ответы анонимно, вместо того, чтобы поднимать руки. Это делает их более уверенными в том, что они могут участвовать, выражать свое мнение и больше не беспокоиться о том, что их «неправильно» или осудят.

Хотите попробовать взаимодействие? В AhaSlides есть все эти функции для вас и ваших учеников!

Ищете разные подходы к инновационным методам обучения? Попробуйте AhaSlides

Использование технологий виртуальной реальности

Войдите в совершенно новый мир прямо в своем классе с технологией виртуальной реальности. Например, сидя в 3D-кинотеатре или играя в виртуальные игры, ваши ученики могут погружаться в разные пространства и взаимодействовать с «реальными» объектами вместо того, чтобы видеть вещи на плоских экранах.

Теперь ваш класс может за считанные секунды отправиться в другую страну, отправиться в открытый космос, чтобы исследовать наш Млечный путь, или узнать о юрской эре с динозаврами, стоящими всего в нескольких метрах от них.

Технология VR может быть дорогостоящей, но то, как она может превратить любой из ваших уроков в взрыв и удивить всех учеников, оправдывает эту цену.

🌟 Обучение с использованием технологии виртуальной реальности – Инновационный метод обученияs Пример

Выглядит забавно, но как на самом деле учителя учат с помощью VR-технологий? Посмотрите это видео сеанса виртуальной реальности от Tablet Academy.

Инновационные методы обучения – инновационные примеры электронного обучения

Использование ИИ в образовании

ИИ помогает нам выполнять большую часть нашей работы, так кто сказал, что мы не можем использовать его в образовании? Этот метод на удивление широко распространен в наши дни.

Использование ИИ не означает, что он делает все и заменяет вас. Это не похоже на научно-фантастические фильмы, где компьютеры и роботы перемещаются и учат наших студентов (или промывают им мозги).

Это помогает таким преподавателям, как вы, снизить нагрузку, персонализировать курсы и более эффективно обучать студентов. Вероятно, вы используете много знакомых вещей, таких как LMS, обнаружение плагиата, автоматический подсчет и оценка, все продукты AI.

До сих пор ИИ доказал, что он приносит много льготы для учителей, а сценарии его вторжения в образовательное поле или на Землю – это только кино.

🌟 Пример использования ИИ в образовании – Инновационный метод обученияs

  • Управление курсом
  • Оценивание
  • Адаптивное обучение
  • Общение родителей и учителей
  • Аудио/визуальные средства

Прочтите еще более 40 примеров здесь.

Смешанное обучение

Смешанное обучение — это метод, который сочетает в себе как традиционное обучение в классе, так и высокотехнологичное онлайн-обучение. Это дает вам и вашим учащимся больше гибкости для создания эффективной учебной среды и индивидуальной настройки учебного процесса.

В мире технологий, в котором мы живем, трудно пренебречь такими мощными инструментами, как Интернет или программное обеспечение для электронного обучения. Такие вещи, как видеовстречи для учителей и учеников, LMS для управления курсами, онлайн-сайты для взаимодействия и игр, а также множество приложений, предназначенных для обучения, покорили мир.

🌟 Пример смешанного обучения – Инновационный метод обучения

Когда школы вновь открылись, и учащиеся смогли присоединиться к офлайн-классам, все еще было здорово получить некоторую помощь от цифровых инструментов, чтобы сделать уроки более увлекательными.

AhaSlides — отличный инструмент для смешанного обучения, который вовлекает студентов в очные и виртуальные классы. Ваши ученики могут участвовать в викторинах, играх, мозговых штурмах и многих других занятиях на этой платформе.

3D печать

3D-печать делает ваши уроки более увлекательными и дает учащимся практический опыт для лучшего изучения новых вещей. Этот метод выводит участие в классе на новый уровень, с которым не могут сравниться учебники.

3D-печать дает вашим учащимся понимание реального мира и разжигает их воображение. Учиться намного легче, когда учащиеся могут держать в руках модели органов, чтобы узнать о человеческом теле или увидеть модели известных зданий и исследовать их структуры.

🌟 Пример 3D печати

Ниже представлено еще много идей по использованию 3D-печати во многих предметах, чтобы заинтересовать ваших любознательных учеников.

Педагогическая технология — это цифровой инструмент или методика?

Инновационные методы обучения – Изображение предоставлено Учить думать.

Используйте процесс дизайн-мышления

Это стратегия, основанная на решении проблем, сотрудничестве и стимулировании творчества учащихся. Есть пять этапов, но он отличается от других методов, потому что вам не нужно следовать пошаговому руководству или какому-либо порядку. Это нелинейный процесс, поэтому вы можете настроить его на основе своих лекций и занятий.

  • Сочувствовать – Развивайте эмпатию и выясняйте потребности в решениях.
  • определять – Определить проблемы и возможности их решения.
  • Идея – Думайте и генерируйте новые, творческие идеи.
  • Прототип – Сделайте набросок или образец решений для дальнейшего изучения идей.
  • Test – Тестируйте решения, оценивайте и собирайте отзывы.

🌟 Процесс дизайн-мышления – Инновационный метод обученияs Пример

Хотите увидеть, как это происходит в реальном классе? Вот как студенты K-8 в Design 39 Campus работают с этой структурой.

Проектное обучение

Все студенты работают над проектами в конце модуля. Обучение на основе проектов также вращается вокруг проектов, но оно позволяет учащимся решать реальные проблемы и находить новые решения в течение более длительного периода времени.

PBL делает занятия более увлекательными и увлекательными, в то время как учащиеся изучают новый контент и развивают такие навыки, как исследование, самостоятельная работа и с другими, критическое мышление и т. д.

В этом активном методе обучения вы работаете в качестве гида, а ваши ученики берут на себя ответственность за свое обучение. Обучение таким образом может привести к лучшему взаимодействию и пониманию, пробудить их творческий потенциал и способствовать обучению на протяжении всей жизни.

🌟 Примеры проектного обучения – Инновационный метод обученияs

Ознакомьтесь со списком идей ниже, чтобы получить больше вдохновения!

  • Снимите документальный фильм о социальной проблеме в вашем сообществе.
  • Спланируйте/организуйте школьную вечеринку или мероприятие.
  • Создайте и управляйте учетной записью в социальной сети для определенной цели.
  • Искусно проиллюстрируйте и проанализируйте причинно-следственную связь решения социальной проблемы (т.е. перенаселения и нехватки жилья в больших городах).
  • Помогите местным модным брендам стать углеродно-нейтральными.

Найдите больше идей здесь.

Обучение, основанное на запросах

Исследовательское обучение также является разновидностью активного обучения. Вместо того, чтобы читать лекцию, вы начинаете урок с вопросов, задач или сценариев. Он также включает проблемно-ориентированное обучение и мало зависит от вас; в этом случае вы, скорее всего, будете фасилитатором, а не лектором.

Студенты должны исследовать тему самостоятельно или в группе (это зависит от вас), чтобы найти ответ. Этот метод помогает им развивать навыки решения проблем и исследования.

🌟 Примеры обучения на основе запросов

  • Найдите решения для загрязнения воздуха/воды/шума/света в определенной области.
  • Вырастите растение (проще всего бобы мунг) и найдите лучшие условия для выращивания.
  • Изучите/подтвердите предоставленный ответ на вопрос (например, политику/правило, уже применяемое в вашей школе для предотвращения издевательств).
  • Сформулируйте их вопросы, найдите методы решения и работайте над решением этих проблем.

Jigsaw

Пазл — это обычная игра, в которую каждый из нас играл хотя бы раз в жизни. Подобные вещи происходят в классе, если вы попробуете технику головоломки.

  • Разделите учащихся на небольшие группы.
  • Дайте каждой группе подтему или подкатегорию основной темы.
  • Поручите им изучить данные и развить свои идеи.
  • Каждая группа делится своими выводами, чтобы сформировать общую картину, которая представляет собой все знания по теме, которые им необходимо знать.
  • (Необязательно) Проведите сеанс обратной связи, чтобы ваши учащиеся могли оценить и прокомментировать работу других групп.

Если ваш класс достаточно опытен в командной работе, разбейте тему на более мелкие части информации. Таким образом, вы можете поручить каждую часть ученику и позволить ему работать индивидуально, прежде чем учить своих одноклассников тому, что они нашли.

🌟 Примеры пазлов

  • Мозаика ESL – Дайте вашему классу такое понятие, как «погода». Группам необходимо найти набор прилагательных, чтобы говорить о временах года, словосочетания, чтобы описать хорошую/плохую погоду или то, как погода улучшается, а также предложения, написанные о погоде в некоторых книгах.
  • Биография головоломки деятельность – Выберите общественного деятеля или вымышленного персонажа в определенной области и попросите своих учеников найти больше информации об этом. Например, они могут исследовать Исаака Ньютона, чтобы найти его основную информацию, известные события его детства и средних лет (включая знаменитый случай с яблоком) и его наследие.
  • История головоломки деятельности – Учащиеся читают тексты об историческом событии, например, о Второй мировой войне, и собирают информацию, чтобы лучше понять ее. Подтемами могут быть видные политические деятели, главные участники боевых действий, причины, сроки, довоенные события или объявление войны, ход войны и т. д.

Обучение облачным вычислениям

Термин может показаться странным, но сам метод знаком большинству учителей. Это способ соединить учителей и учеников и предоставить им доступ к занятиям и материалам, находящимся за тысячи километров.

Он имеет большой потенциал для всех учреждений и педагогов. Этот метод прост в использовании и экономичен, защищает ваши данные, позволяет учащимся учиться на расстоянии и т. д.

Это немного отличается от онлайн-обучения тем, что не требует взаимодействия между лекторами и учащимися, а это означает, что ваши студенты могут учиться в любое время и в любом месте, чтобы закончить курсы.

🌟 Пример облачных вычислений

Вот учебная библиотека по основам облачных вычислений от Cloud Academy, чтобы вы знали, как выглядит облачная платформа и как она может облегчить ваше обучение.

Fклассная комната

Переверните процесс немного для более захватывающего и эффективного обучения. Перед занятиями учащимся необходимо просмотреть видео, прочитать материалы или провести исследование, чтобы иметь базовые представления и знания. Учебное время посвящено выполнению так называемой «домашней работы», обычно выполняемой после занятий, а также групповым обсуждениям, дебатам или другим мероприятиям под руководством учащихся.

Эта стратегия ориентирована на учащихся и может помочь учителям лучше планировать индивидуальное обучение и оценивать успеваемость учащихся.

🌟 Пример перевернутого класса

Хотите знать, как выглядит и происходит перевернутый класс в реальной жизни? Посмотрите это видео McGraw Hill об их перевернутом классе.

12 Обучение сверстников

Это похоже на то, что мы обсуждали в технике лобзика. Учащиеся лучше понимают и усваивают знания, когда могут ясно их объяснить. Во время презентации они могут заранее выучить наизусть и проговорить вслух то, что помнят, но чтобы научить своих сверстников, они должны полностью понять проблему.

Студенты могут взять на себя инициативу в этом упражнении, выбрав интересующую их область в предмете. Предоставление учащимся такого рода автономии помогает им развить чувство причастности к предмету и ответственности за правильное преподавание.

Вы также обнаружите, что предоставление учащимся возможности учить своих одноклассников повышает их уверенность в себе, поощряет самостоятельное изучение и улучшает навыки презентации.

🌟 Пример взаимного обучения – Инновационный метод обученияs

Посмотрите это видео о естественном, динамичном уроке математики, который проводит юная ученица Далвичской средней школы визуальных искусств и дизайна!

13 Обратная связь

Инновационные подходы к обучению — это гораздо больше, чем преподавание или обучение в классе. Вы можете применять их во многих других областях, например, во время обратной связи после урока.

🌟 Пример обратной связи

Используйте короткие, простые вопросы и позвольте своим ученикам свободно высказывать то, что у них на уме, в предложениях, нескольких словах или даже смайликах.

Педагогическая технология — это цифровой инструмент или методика?

Перекрестное обучение

Вы помните, как вы были взволнованы, когда ваш класс ходил в музей, на выставку или на экскурсию? Всегда здорово выйти на улицу и заняться чем-то другим, чем смотреть на доску в классе.

Перекрестное обучение сочетает в себе опыт обучения как в классе, так и за его пределами. Вместе изучите концепции в школе, а затем договоритесь о посещении определенного места, где вы сможете продемонстрировать, как эта концепция работает в реальных условиях.

Было бы еще эффективнее продолжить урок, организовав обсуждения или назначив групповую работу в классе после поездки.

🌟 Пример обучения виртуальному кроссоверу

Иногда выход на улицу не всегда возможен, но есть способы обойти это. Посетите виртуальный тур по музею современного искусства с миссис Готье из Southfield School Art.

Индивидуальное обучение

В то время как стратегия работает для некоторых студентов, она может быть не столь эффективной для другой группы. Например, групповые занятия хороши для экстравертов, но могут стать кошмаром для суперинтровертов.

Этот метод адаптирует процесс обучения каждого ученика. Хотя на планирование и подготовку уходит больше времени, это помогает учащимся учиться на основе их интересов, потребностей, сильных и слабых сторон для достижения лучших результатов.

Учебный путь каждого учащегося может быть разным, но конечная цель остается неизменной; приобрести знания, которые вооружают этого ученика для его будущей жизни.

🌟 Индивидуальный пример обучения

Некоторые цифровые инструменты помогают планировать быстрее и удобнее; пытаться BookWidgets чтобы облегчить ваше обучение для ваших инновационных идей в классе!

Педагогическая технология — это цифровой инструмент или методика?

Инновационные методы обучения – Методы и стратегии учителей – – Изображение предоставлено BookWidgets.

Пришло время стать инновационным! Эти 15 инновационных методов обучения сделает ваши уроки более приятными и привлекательными для всех. Проверьте их, и давайте создадим интерактивные слайды на их основе, чтобы сделать вашу работу в классе еще лучше!

Начните за секунды.

Получите бесплатные образовательные шаблоны для ваших инновационных методов обучения! Зарегистрируйтесь бесплатно и возьмите то, что вы хотите из библиотеки шаблонов!

🚀 Получите бесплатные шаблоны☁️

Мифологемы

При использовании метода мифологем производится поиск необычных способов решения поставленной задачи, которая может возникнуть в реальных условиях. Метод основывается на разработке несуществующего сценария, который похож на возможный реальный. У учащихся вырабатывается творческих подход к решению задач. Развивается креативное мышление, снимается уровень стресса при проблемах в реальной жизни.

Однако рационально просчитанные действия в реальных условиях могут сказаться отрицательно.

Деловые, ролевые игры

В деловых играх проигрываются ситуации, приближенные к реальной профессиональной деятельности.

Разновидность деловых игр – ролевые игры, где максимально воссоздано личностное, социальное взаимодействие.

Ролевые игры особенно полезны, если при обучении персонала поставлена цель научить его вести максимально эффективные коммуникации, в том числе, договариваться, разрабатывать и принимать совместные решения как в условиях «рутины», так и в отсутствии «зоны комфорта», т.е. в условиях ограниченного времени и ресурсов.

  • Командообразование, эффективное взаимодействие специалистов отдела, разных отделов.
  • Коммуникация в группе сотрудников разных уровней иерархии.
  • Принятие совместных решений в условиях неопределенности в проектных группах.

Тренинги, включающие деловые ролевые игры, геймифицированные бизнес-симуляции хорошо зарекомендовали себя, если HR-специалисту нужно ответить на следующие задачи:

  • Приход на рынок нового конкурента.
  • Вывод нового продукта на рынок.
  • Переход производства на проектное управление.
  • Открытие нового производства.
  • Модификация, модернизация производства.
  • Кардинальное изменение законодательства.
  • Слияние компаний.

Креативные группы

Обучение основано на формировании креативных групп для поиска способов решения задач и разрешения проблем.

Создание креативных групп способствует выработке навыков генерации идей и принятия решений и командной работе.

Главная сложность – если лидер (а он в креативных группах появляется практически всегда) принимает неверное решение, то может последовать коммуникационный конфликт. И внимание начинает уделяться уже ему, а не предметам заданий. Продуктивность, к сожалению, теряется.

Впрочем, ряд педагогов считает, что часто для оттачивания навыков в условиях, приближенных к реальным, – это часто именно то, что нужно.

Работа в группах помогает развивать способность преобразовывать разрозненных участников группы, раскрывать потенциал команды.

Последнее время форма обучения в группах применяется и в образовательном процессе, реализуемом как офлайн, так и онлайн. В последнем случае это, кстати, хорошая возможность научиться выстраивать работу удаленной команды.

Формы современного обучения

Очная, электронная, самостоятельная, дистанционная – какие только формы современного обучения сейчас не применяются.

Огромный интерес среди форм современного обучения огромный интерес вызывает проектное обучение, разбор кейса, мозговой штурм.

Классификация современных методов обучения

Существует классификация по разным признакам:

  • По цели (метод организации, контроля, самоконтроля, стимулирования).
  • На основе выделения источников и передачи содержания (словесные, практические и наглядные методы).
  • По дидактической сущности (методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков, методы проверки и оценки)
  • Механизм получения знаний и навыков (офлайн, дистанционно, cмешанное обучение).

Еще больше инновационных советов по обучению

Тема очень обширна и многообразна, современные методы воспитания и технологии обучения быстро модернизуются, появляются новые, делающие процесс более результативным и интересным. Наряду с новыми, базовые методы не перестают доказывать свою эффективность. Поэтому учителям любого уровня и направления, а также родителям, всем активным гражданам, необходимо постоянно обучаться и развиваться. Мы собрали источники информации, благодаря которым вы сможете лучше разобраться в теме.

Форумы на тематических порталах объединяют специалистов, связанных с обучением. Здесь придут на помощь, дадут рекомендации и непременно поделятся своим опытом, словом и вниманием.

Конференции предполагают «живое» участие, личный опыт и переживания без записей, трансляций и повторов. Например, в сентябре текущего года состоятся:

  • Альтернативная конференция «от.ЛИЧНО» проведение г. Москва.
  • XLVII Международная научно-практическая конференция “Advances in Science and Technology”.
  • XIV Международная научно-практическая конференция “Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты”.

Узнавать об актуальных конференциях следует на сайтах организаторов.

Какие книги можно почитать:

  • Михаил Кларин «Инновационные модели обучения».
  • Генрих Альтшуллер «Найти идею».
  • «Обучение через развлечение» от творческого объединения #Шашники.
  • Джеймс Райан «Погодите, как вы сказали?».

Интеллект-карта

Интеллект-карта – это схема, в центре которой находится ключевая тема или задача, а от нее расходятся связанные идеи. Способ позволяет наглядно увидеть связь между центральной задачей и ее составляющими. Он помогает быстрее и осмысленнее запоминать информацию, проще воспринимать сложные концепции. Интеллект-карты помогают придумывать идеи, запускать проекты, учить языки, планировать отпуск и т. д.

Профессия методиста образовательных программ

Методист – это профессионал, занимающийся составлением обучающих программ для курсов.

Какие задачи в целом он решает:

  • разработка плана учебной программы;
  • определение формата занятий;
  • подготовка учебных материалов и заданий;
  • определение результатов обучения;
  • исследование целевой аудитории курса;
  • оказание помощи обучающимся в освоении программы;
  • сбор аналитики;
  • организация обратной связи от студентов.

Конкретные функции методиста определяются в соответствии с проектом обучения.

  • Максимум свободы действий. Учащиеся сами ставят перед собой цели, ищут пути их достижения и информацию по вопросу.
  • Преподаватель выполняет роль консультанта. Он отвечает на вопросы, но поиском, отбором информации, выбором инструментов учащиеся занимаются сами, как и разделением заданий в пределах одной задачи и при необходимости делегирование задач друг другу.

Самое распространённое – практико-ориентированное обучение. Оно направлено на поиск решения какой-либо задачи.

Также в некоторых учебных заведениях практикуется исследовательское и творческое проектное обучение.

Исследовательское проектное обучение идеально в фундаментальном образовании, когда учащиеся самостоятельно подтверждают или опровергают какую-либо теорию.

Творческое же проектное обучение – это широкие возможности для обучения прикладным дисциплинам и корпоративного обучения. Результатом такого проектного обучения могут быть разнообразный студенческий стартап, бизнес-план развития компании, патент, книга, продукт.

Без проектного обучения немыслимо качественное бизнес-образование. Это один из лучших инструментов для формирования навыков коммуникаций, делегирования полномочий, т.е. командной работы (нетворкинга).

Подведем итоги

  • В педагогике сегодня применяются как традиционные, так и современные методы обучения.
  • Потребности современного общества диктуют необходимость внедрения более результативных и эффективных методик обучения, поэтому в первую очередь необходимо постоянно обучаться самим учителям.
  • Можно заниматься саморазвитием, изучая тематическую литературу, участвовать в конференциях или получить дополнительное образование на онлайн или офлайн курсах, главное, чтобы методика давала практический результат.
  • Мы надеемся, что смогли дать общую информацию о методах обучения, применяемых сегодня, и при необходимости вы сможете продолжить изучение темы более углубленно и предметно.

Заключение

Помните, что выбор методики и методов обучения требуют комплексного подхода, учета взаимосвязи образовательных процессов, возраста учащихся, целей обучения. Одни методы лучше отработают в колледже, другие – при организации корпоративного обучения.

Форматов обучения сейчас несколько онлайн, офлайн, смешанный вариант. И важно, чтобы формат подбирался не ради формата, а максимально соответствовал целям и задачам обучения.

Фундаментом для эффективного применения форм и методов обучения является внедрение качественных LMS. Обучение становится управляемым, организованным, формируются благоприятные условия для оценки знаний и прогресса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *