Сущность понятия «маркетинговый подход» в экономике и педагогике
Эволюционные процессы в современном мире, глобальные перемены в жизни нашего общества усложняют функционирование всех социальных институтов, определяя необходимость их деятельности в новых политических, экономических, социокультурных условиях. Деятельность образовательных учреждений в этих условиях приобрела инновационный характер.
К особо значимым переменам, определившим одно из направлений инновационного поиска в управлении образованием, относится становление и укрепление системы рыночных отношений, в сферу которых попадают и платные услуги в области образования.
Однако, сегодня каждый, кого затронули проблемы рыночных отношений знает, что для реализации товаров и услуг жизненно необходимо знать, каков спрос на те или иные товары и услуги, а, следовательно, -изучить потребителя, ориентироваться в ценах, уметь рекламировать свой товар для его успешной реализации. Весь перечисленный нами неполный арсенал умений и навыков есть ни что иное, как маркетинг.
Таким образом, для успешного разрешения любых производственных проблем, связанных с улучшением качества и реализации товаров и услуг, необходим маркетинговый подход.
Чтобы раскрыть сущность маркетингового подхода в понятиях современной педагогики, необходимо уточнить смысл слова «подход». Оно имеет, согласно «Словарю русского языка» , несколько значений. Мы используем это понятие в таком смысле: совокупность способов, приемов в рассмотрении чего-либо, в воздействии на кого—либо и чем-либо. С точки зрения маркетингового подхода нам необходимо дополнить: в связи с изучением потребительского спроса.
Понятие маркетинга возникло в США в начале XX века. Огромный, интегрированный американский рынок после промышленной революции требовал новых подходов к изучению его проблем, а экономические теории того времени не могли объяснить рыночных явлений. В это же время в
Швейцарии и Германии внимание университетской науки сосредоточилось на изучении торгового и бухгалтерского дела.
Различия науки о торговле в Европе и маркетинга в США заключались в выборе объекта исследования. В первом-случае упор делался на изучении экономики торгового предприятия, его рентабельности, бухгалтерско-учетного дела, на ведении хозяйственной документации.
В дальнейшем скептическое восприятие маркетинга проявилось и по отношению к объекту изучения, в качестве которого в Европе ошибочно принимался сбыт. Между тем сбыт является производственной функцией, т. заключительной фазой предпринимательского процесса. Лишь в 1977 г. в Цюрихском университете была открыта кафедра маркетинга.
– Ядро маркетинга – обменный процесс. Люди обмениваются вещами, услугами, которые они субъективно и по-разному оцени чают. Обмен стимулирует процесс производства ценностей; поскольку из обменной сделки извлекают выгоду, как правило, оба партнера. Вместе с тем, в качестве элемента рыночного обмена маркетинг представляет собой социальный процесс, а потому подвержен общественному влиянию и отражает специфику времени и внешней среды. Маркетинг как социальный процесс обмена на добровольных началах, мотивированный стремлением к выгоде, имеет те же корни, что и такая политическая система, как демократия. В местах массовых скоплений людей (рыночная площадь, Форум, Агора) без диктата и принуждения осуществлялся также обмен идеями. Рынок, маркетинг неотделимы от демократии.
Маркетинг всегда был необычайно динамичным атрибутом культуры. Общественные перемены активно воздействовали на него. Само содержание маркетинга соответствовало хозяйственной и общественной ситуации в данном месте и в данное время. Этим и. объяснялось множество определений маркетинга, подобно тому, как широко и по-разному интерпретировалось понятие демократии.
Изучение маркетинга в СССР сводилось к разоблачению приемов, с помощью которых международные монополии пытались установить свое господство над “потребителем” и к раскрытию “классовой природы маркетинга”. Единственным, источником знаний о маркетинге была выпущенная в 1982 году в издательстве “Политическая литература” книга под названием “В паутине маркетинга”.
Однако, еще в конце 80-х годов “маркетинг” прочно входит в деловую лексику и едва ли не каждая вторая из вновь образующихся фирм вносит его в перечень уставной деятельности, наряду с консалтингом, лизингом, факторингом. И уже в 1990—91 годах приходит понимание того, что. без знания маркетинга невозможно действовать на международных рынках. В начале 1992 года выходит в свет книга “Основы маркетинга” Филиппа Котлера, заслуженно подтвердившая мировой успех в России и ставшая настоящим бестселлером в этой области. К основному тиражу в течение полутора лет потребовалось сделать три допечатки, а затем вышло еще несколько переизданий. Написанная в начале восьмидесятых и апеллирующая к американскому опыту 1940-70-х годов, более близкому и понятному нам, чем наш собственный опыт, книга как нельзя лучше подходила для интересующихся предметом маркетинга россиян.
Систематика педагогических условий реализации маркетингового подхода к совершенствованию качества дополнительного образования детей
Последнее десятилетие XX века принесло большие перемены в жизни России. Нормой человеческого существования постепенно утверждается свобода выбора в изменяющемся мире своего жизненного пути. Вместе с тем, оборотной стороной этих исторических перемен стали неопределенность, неуверенность, депрессия и усталость, утрата жизненных ориентиров развития индивидуальной жизни человека и общества в целом. В результате утрачивается обретенная ранее устойчивость традиционных механизмов передачи знаний, ослабевает связь поколений.
Все отчетливее проявляется у детей и молодежи сомнение или даже отказ взрослому поколению в праве обучать, наставлять и воспитывать. Дети считают, что взрослые отстали от жизни, и не владеют нужными навыками и знаниями, опытом жизни в современное динамичное время. Дети начинают переориентироваться на более продвинутых сверстников и отвергают авторитетную роль взрослого как непререкаемого носителя истины. (108, 69)
Изменились социально-экономические отношения. В жизнь вошли все необходимые атрибуты рыночной экономики. Произошел спад промышленного производства, и вместе с тем коммерциализация и приватизация объектов социально-культурной сферы. Социальный конфликт, назревший в результате глобальных общественных перемен, привел к социальному расслоению общества.
Произошли серьезные изменения в области культуры. Сети библиотек, клубов, музеев, художественных студий и других культурно-просветительных учреждений сократились. Парки культуры и отдыха превратились в дорогие коммерческие зоны отдыха. Радио и телевидение заполонили низкопробная продукция шоу-бизнеса. В угоду коммерции уничтожаются памятники культуры и архитектуры. Произошло ослабление интереса к народным традициям.
Наметился спад физкультурно-оздоровительной работы. Начали закрываться спортивные школы, секции и клубы. Вместо них повсеместно открылись дорогие фитнес-клубы, коммерческие тренажерные и массажные салоны, залы игровых автоматов.
Произошли изменения в духовной и нравственной сфере общества. Смена ценностей и разрушение идеалов, ломка сознания молодежи, утрата гуманных и патриотических качеств – все это привело к падению нравственности. На молодежь оказывает сильное влияние неуправляемые тенденции: американизация, насаждение насилия и вседозволенности на телевидении, в рекламе и СМИ, «иррациональная свобода» – наркомания, алкоголизм, сексуальная дезориентация, безнадзорность и криминогенная обстановка. Стихийно растет число подростковых молодежных формирований деструктивного характера.
Коммерциализация привела к тому, что в городах и поселках перестали существовать жизнеспособные объединения сверстников, закрылось больше половины оздоровительных детских и спортивных лагерей. Острый кризис пережили в 90-х годах детские организации. В 1991 году после распада пионерской и комсомольской организаций возник вакуум, который очень медленно заполняется за счет трансформации прежних внешкольных ассоциаций и движений и появления новых. Масштабы их деятельности сравнительно невелики. Эти организации ищут новое содержание и формы работы.
Одним из негативных последствий социально-экономического кризиса, распада сельскохозяйственного производства стало разрушение сложившейся системы трудового воспитания сельских школьников. Сегодня в селах и деревнях практически отсутствуют и забыты традиционные ремесла и народные промыслы. У селян наблюдается потеря веры в возрождение и развитие Малой Родины, и благополучие в будущем. Организация воспитательной работы в сельской местности и малых городах, имеет большое значение. Сельские дети в отличие от городских сверстников ограничены в возможности выбирать объединение по интересам, посещать различные кружки и секции. Замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей, создают проблемы в организации образовательной и воспитательной работы в условиях сельской местности. Стартовые возможности сельского ребенка более ограничены, чем у городского. Именно учреждение дополнительного образования детей часто становится основным очагом культуры на селе.
Кроме того, в современной ситуации, когда разрушены связи между поколениями, усилилось отчуждение в семье, в школе. Семья находится в центре всех преобразовательных потрясений. Сегодня она остается социально не защищенной и приспосабливается к обществу, где культивируется сила и потребление.
Ослабла работа с детьми по месту жительства, упразднились при ЖЭКах ставки педагогов-воспитателей, в домах закрылись красные уголки и детские клубы. Очень серьезно встал вопрос организации свободного времени детей и подростков.
Социально-экономические изменения устройства российского общества и утверждающиеся рыночные отношения во многом определяют и новые подходы к образованию. Внедрение инноваций, реализация передовых педагогических технологий становится одной из движущих сил развития системы образования. Возникает острая необходимость в модернизации системы образования.
Основанием актуализации совершенствования системы образования вообще, и в дополнительном образовании в частности, стало, прежде всего, общественное беспокойство о снижении общего уровня развития детей и подростков и неспособности школы гарантировать даже обязательный минимум образования, о катастрофическом падении грамотности и культуры граждан нашей страны.
Каждое поколение людей сталкивается со своими проблемами, опасностями, рисками. В начале XXI века среди глобальных проблем современного мира ученые называют демографический взрыв, истощение ресурсов, социальные и национальные конфликты, глобальный экологический кризис, ядерную опасность, экономические проблемы и др. Но может быть самая большая опасность нынешнего столетия исходит от кризиса компетентности человека. По оценкам специалистов США ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, которыми обладают инженеры, врачи, биологи, педагоги и др.
Изучение и анализ окружающей среды учреждения дополнительного образования детей
Анализ современного опыта педагогического маркетинга в системе дополнительного образования показал, что первостепенная задача и необходимое условие совершенствования управления деятельностью учреждения дополнительного образования детей – изучение дифференцированных запросов и потребностей детей и их родителей и организация образовательной деятельности в соответствии с этими запросами.
Одним из условий реализации педагогического маркетинга в деятельности учреждения дополнительного образования детей, является исследование маркетинговой среды. Изучение включает комплекс исследований окружающей среды: анализ социально-культурной и экономической ситуации в Щелковском районе, функционирование системы дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, изучение потенциальных потребителей; выявление факторов, негативно влияющих на формирование спроса на образовательные услуги учреждения; анализ существующих и потенциальных возможностей учреждения, выявление его сильных и слабых сторон.
Процесс совершенствования качества работы учреждения с постепенным осмыслением необходимости реализации педагогического маркетинга рассмотрен на примере одного из ведущих учреждений Щелковского района и Московской области – муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центра творческого развития и гуманитарного образования «Романтик» и его структурного подразделения -отдела художественно-эстетического образования и творчества «Родники». Руководит этим учреждением более 40 лет Службина Серафима Николаевна -лауреат премии Губернатора Московской области, награжденная Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени; знаком «Заслуженный работник образования Московской области».
Характеристика деятельности ЦТР и ГО «Романтик» охватывает значительный период работы и творческих поисков его коллектива, начиная с 1989 года, который отмечен существенными изменениями в сложившейся системе внешкольной работы с детьми в России.
До 1990 года в Щелковском районе Московской области функционировал Дом пионеров и школьников, представляющий собой многопрофильное внешкольное учреждение с типичным для того периода набором функций (организационно-массовая, инструктивно-методическая, учебно-воспитательная). Среди основных направлений деятельности учреждения на первом по значимости месте было организационно-методическое обеспечение работы пионерской организации района. С этим направлением была сопряжена и система массовой работы Дома пионеров. Учебно-воспитательная деятельность осуществлялась в рамках 44 кружков по различным видам внешкольных занятий детей.
После принятия Закона “Об образовании РФ” первоочередной задачей учреждения стало создание нормативно-правовой базы для прохождения государственной регистрации. В связи с принятием дополнительного приложения к Инструктивному письму Минобразования России от 24 марта 1977 года “Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей”, на основании приказа Комитета по образованию, учреждение было переименовано в соответствие с новым документом в Центр творческого развития и гуманитарного образования “Романтик” с сохранением своих функций как методической базы Комитета по образованию по вопросам дополнительного образования и воспитания. Была проведена работа по формированию структур учреждения, определению зон деятельности и расстановке педагогических кадров.
Центр творческого развития и гуманитарного образования «Романтик» стал многопрофильным учреждением дополнительного образования детей, что позволило предоставлять детям широкий выбор предметно-практической деятельности для самореализации. Содержательное наполнение программ и планов структурных подразделений Центра отражало основные направления и виды деятельности учреждения, содержащие большие возможности для развития детей.
В программе деятельности Центра зафиксирована его роль в развитии системы дополнительного образования Щелковского района. Внешние функции методического и организационного характера в отношении районной системы образования и входящих в неё образовательных учреждений Центр выполнял в соответствии с приказом по Управлению образования Администрации Щелковского района от 2. 1994 г. № 176.
В этой связи, осуществление методической деятельности для педагогов дополнительного образования, педагогов организаторов, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе образовательных учреждений района, а также организацию и проведение всех творческих районных программ, взял на себя Центр «Романтик». Работая в постоянном контакте со школами и учреждениями дополнительного образования района, мы имели возможность наблюдать и анализировать состояние дополнительного образования, степень охвата детей и вовлечение в деятельность учреждений дополнительного образования детей, учесть существующие направления и выявить новые перспективы.
В 1998 году в Центре «Романтик» произошли существенные и качественные изменения, реформировались структуры Центра, началась работа по организации и совершенствованию образовательного процесса. Основным содержанием работы в рассматриваемый период являлось: анализ состояния практики организации педагогической работы с детьми в сфере их свободного времени; формирование банка идей о системе дополнительного образования детей и путях её совершенствования; организация взаимообмена значимым опытом коллективов и отдельных педагогов, методистов, руководителей образовательных учреждений; содействие повышению квалификации педагогических работников района по вопросам дополнительного образования детей. (Рис.
В 90-х годах в Центре «Романтик» был создан художественный отдел, который состоял из нескольких кружков разной творческой направленности. Со временем отдел постепенно расширялся, открывались новые кружки, и уже явно стали выделяться два основных направления: декоративно-прикладное и художественно-эстетическое.
Совершенствование содержания образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей в соответствии с дифференцированными запросами детей и родителей
Проанализировав социально-экономическую ситуацию в городе и районе, специалисты учреждения приступили к работе по перестройке и совершенствованию содержания образования в соответствии с дифференцированными запросами и потребностями детей и их родителей. Данная работа требовала обновления содержания образовательного процесса, открытия новых направлений и объединений, создание образовательных программ нового поколения, изучения фактического потребителя, направленности интересов воспитанников с учетом их возрастных и психологических особенностей, организации педагогического мониторинга качества образования, направленного на определение уровня самоопределения воспитанников, создания условий для самореализации личности ребенка, ориентации учреждения на применение маркетинговой деятельности.
Отдел художественно-эстетического образования и творчества «Родники» представляет собой самое крупное многопрофильное структурное подразделение ЦТР и ГО «Романтик» (Рис. 11).
Декоративно-прикладной сектор «Город мастеров» состоит из объединений «Народные промыслы», «Искусница» и «Изобразительное искусство».
Художественно-эстетический сектор «Гармония» включает в себя: музыкальное объединение «Волшебные звуки», театральное – «В мире прекрасного» и хореографическое – «Таинство танца».
Сектор по народной культуре «Наследие» подразделяется на народоведение, фольклор и этнография.
Спецификой деятельности отдела является территориальный охват детей и подростков (2955 чел. Зоной влияния Центра определен весь Щелковский район, тем самым решена задача приближения кружков, клубов и других творческих объединений к месту проживания детей путем формирования профильных и многопрофильных филиалов в отдаленных территориях района, а также путем разработки и реализации программы организационно- массовой работы с детьми. В помещении Центра «Романтик» действуют только 30% творческих объединений. Остальные творческие объединения работают на базах школ, в помещениях детских клубов, домоуправлений, Домов культуры Щелковского района. Сегодня очень актуальна проблема организации досуга и образования детей, живущих в небольших селах, поселках и гарнизонах. У детей, живущих в сельской местности, не всегда имеется возможность реализовать свои творческие способности. Для решения этой проблемы мы постоянно расширяем детских объединений и разнообразим виды деятельности.
Образовательный процесс как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников включает обучение, воспитание и развитие личности воспитанников. Поэтому образовательный процесс имеет личностно-ориентированный характер, и его основой является гуманизация отношений всех участников процесса. Проводимые досуговые программы и массовые мероприятия, являющиеся частью образовательной программы, характеризуются социально-культурной направленностью.
Основная цель деятельности отдела – это поддержка и организация работы со всеми категориями детей, выявление и поддержка их творческих способностей, приобщение молодого поколения к нашей традиционной народной культуре, а также, самоопределения каждого ребенка, как личности.
Основными документами, на которые ориентируются педагоги отдела, при организации образовательного процесса в творческих объединениях, являются: Положение об отделе, Программа деятельности и Образовательная программа.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа, его социальной активности. В связи с этим, приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса становятся гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения, социализация личности воспитанника, его личностное самоопределение.
В Законе РФ «Об образовании» (78) в качестве одного из исходных ориентиров и характеристик дополнительного образования детей называется: формирование социальной активности личности, что подразумевает совокупность качеств, позволяющих человеку быстро ориентироваться, адаптироваться, творчески самореализоваться и развиваться в различных условиях его социального бытия. Можно сказать, что целью дополнительного образования, является формирование такой картины мира, личностной позиции ребенка и его способностей, которые создают условия для успешной жизнедеятельности человека, его самоопределения и самореализации в разных социальных сферах (Рис. 12)
В отделе большое внимание уделялось вопросам формирования социального самоопределения детей. Были охарактеризованы основные направления работы по формированию социального самоопределения личности:
создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребенка на положительные поступки и действия;
создание условий для самовыражения каждого ребенка, через выявление его интересов и способностей, помощь в выборе путей самопознания;
обеспечение гарантий социальной защищенности, построение гуманных отношений в коллективе, создание условий свободного развития;
организация социально значимой деятельности, включение ребенка в различные сферы деятельности, создание условий для поиска полезных дел;
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1 История развития дополнительного образования в г. Казани
2 Теоретические аспекты вопроса
1 Разработка идеального образа предприятия. Выявление миссии и цели организации
2 Анализ внутренней и внешней среды
3 Выбор стратегии
4 Построение образа будущего учреждения
Список источников и литературы
Система дополнительного образования детей в современных российских условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которой на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детейБуйлова Л. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. Чита, декабрь 2011 г. Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах различных субъектов образования, дополнительное образование детей социально востребовано обществом Машинистова Н. История становления дополнительного образования детей в России// Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. Пермь, май 2012 г. — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 38-42.
Внедрение и активная реализация принципов и механизмов маркетинга в современных реалиях рыночных отношений. Анализ существующих маркетинговых мероприятий на рынке образовательных услуг дополнительного образования и направления их совершенствования.
Российский государственный социальный университет
МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Современные реалии рыночных отношений требуют внедрения и активной реализации принципов и механизмов маркетинга. Сфера образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования на современном этапе не является исключением. В рамках проводимых образовательных реформ предложение образовательными организациями своих услуг должны базироваться на маркетинговых принципах. Авторами проведен анализ существующих маркетинговых мероприятий на рынке образовательных услуг дополнительного образования и предложены пути совершенствования их эффективности с целью повышения конкурентных преимуществ образовательных организаций на рынке. дополнительный образование маркетинг услуга
Ключевые слова: дополнительное образование, маркетинг, образовательный маркетинг, сфера образования, маркетинг вуза, маркетинг образовательных услуг.
Modern realities require the introduction of market relations and the active implementation of the principles and marketing mechanisms. Educational services in the field of additional professional education at the present stage is not an exception. As part of the marketing should be based on the principles of educational reform educational institutions offer their services. The authors conducted an analysis of existing marketing activities in the market of additional education of educational services and suggest ways to improve their efficiency in order to increase the competitive advantages of educational institutions in the market.
Keywords: additional education, marketing, educational marketing, education, university marketing, marketing of educational services.
Так, по нашему мнению, данная тема является весьма актуальной, т. современная государственная образовательная политика все больше ориентирует образовательные организации на путь рыночных отношений, особенно это актуально в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО). Проводимое реформирование предполагает формирование принципов и методик оценки качества и востребованности образовательных услуг дополнительного образования при активном участии потребителя, а также развитие финансовых инструментов социальной мобильности.
На основе вышеизложенного, отметим, что рынок образовательных услуг представляет собой систему социально-экономических отношений между образовательными организациями и потребителями с целью купли-продажи образовательных услуг. И, соответственно, повышение эффективности функционирования данного рынка предусматривает внедрение маркетингового подхода в сфере образовательных услуг.
Специфика маркетинга образовательных услуг дополнительного профессионального образования иногда проявляется как специфика научных, интеллектуальных услуг.
Образовательный маркетинг обеспечивает максимально эффективное и продуктивное удовлетворение потребностей: личности – в образовании; образовательной организации – в повышении конкурентных преимуществ на рынке образования, а также в материальном благополучии; хозяйствующих субъектов (бизнеса) – в профессиональной подготовке и развитии кадрового потенциала и человеческих ресурсов; общества – в расширенном воспроизводстве трудового (кадрового) и образовательного потенциала страны.
Рынок образовательных услуг ДПО, как и любой другой, предполагает наличие специфического продукта (услуги) – в рамках рассматриваемой темы – это передача знаний, умений, навыков, компетенций человека. Также характерно для образовательного рынка наличия цены образовательных услуг, направлений распределения, потребления и продвижения данных услуг на рынок. Чаще всего рынок образовательных услуг называют «маркетинг вуза», так как именно в образовательных организациях высшего образования наиболее распространены маркетинговые мероприятия по продвижению своих услуг. Конечно, на современном этапе диапазон образовательных организаций значительно расширился. На сегодня существует множество образовательных организаций, имеющих право на реализацию образовательных услуг в системе ДПО.
Сегодня образовательные организации имеют значительную экономическую самостоятельность, штатных экономистов-аналитиков, активно проводят политику повышения своих конкурентных преимуществ на региональных рынках. Территориальная мобильность рабочей силы и студентов, интернационализация высшего образования создали проблему конкуренции национальных вузов не только между собой, но и с зарубежными университетами и колледжами. Маркетинг в сфере дополнительного образования играет роль инструмента эффективной политики на рынке образовательных услуг, тем самым, становится неотъемлемой частью менеджмента образовательной организации.
Для маркетинга образовательных услуг ДПО особое значение имеет анализ целевых групп или поведения потребителей. Для того, чтобы можно было бы продать образовательные услуги, субъектам образовательных услуг необходимо иметь детализированные данные об адресатах, которым при этом должен быть установлен контакт. Целью анализа является выяснение конкретных условий определенной целевой группы, в которых потенциальные потребители заинтересуются образовательными услугами.
– необходимые характеристики будущих слушателей;
– продолжительность и режим образовательного процесса;
– тип образовательной организации с учетом места его расположения (географического положения);
– методики образования и контроля его результатов;
– качественные характеристики преподавательского состава (сотрудников), реализующих образовательные услуги.
Так, глубокий качественный анализ и решение данных вопросов позволит решить маркетинговые вопросы ценовой политики, конкурентоспособности, а также сбытовой и кадровой политики.
Итак, в сфере образовательного маркетинга дополнительного профессионального образования также действуют рыночные законы. И для деятельности, посвященной повышению эффективности применяемых маркетинговых процедур целесообразно, по нашему мнению, внедрять, как традиционные маркетинговые инструменты, так и активно продвигать элементы инновационного маркетинга.
– активная работа с аудиторией – потенциальными и существующими потребителями (выявление предпочтений, желаний и потребностей);
– рекламная деятельность (активная пропаганда деятельности образовательной организации и предоставляемых услуг);
– высококвалифицированный и профессиональный профессорско-преподавательский состав (нередко потребители образовательных услуг «идут» на конкретного преподавателя);
– инновационная деятельность организации (научно-исследовательская работа);
– инновационные методы обучения, применение интерактивных и информационных методов;
– диверсификация предоставляемых образовательных услуг с целью расширения удовлетворения образовательных потребностей населения;
– сотрудничество с представителями бизнес-сообщества, как в качестве производственной базы для обучения и получения практических навыков, как и в разрезе подготовки кадрового состава для бизнес-среды;
– наличие качественной образовательной инфраструктуры и ее постоянная модернизация;
– непрерывная работа над поддержанием положительной репутации на образовательном рынке.
Таким образом, современный маркетинг образовательных услуг в системе ДПО представляет собой концепцию управления, а также определяет деятельность и цели образовательной организация в сфере предоставления качественных образовательных услуг, удовлетворения потребностей и сохранения ценностей общества. На современном этапе развития экономики и общества внедрение маркетинговых процедур в части предоставления качественных образовательных услуг является качественной характеристикой образовательной организации, отвечающей всем требованиям рынка образования. Поэтому активное применение образовательного маркетинга ДПО в современных образовательных реалиях выступает как целесообразный и необходимый процесс.
Ахмедов А. , Ахмедова О. , Шаталов М. Интеграция маркетинга в систему управления негосударственного вуза // Территория науки. 2013. № 5. 6-10.
Бондаренко И. Формирование системы креативного менеджмента для эффективной деятельности организации в условиях нестабильности // Молодежь и наука: реальность и будущее. : материалы международной студенческой научно-практической конференции. 2015. 166-170.
в Кузьменко Н. , Райымбаев Ч. Значение маркетинга в различных сферах экономики современных условиях хозяйствования // Синергия. 2016. № 5. 34-40.
Матвеев И. Внедрение современных маркетинговых инструментов в систему эффективного управления организацией // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. 28-33.
Мычка С. , Шаталов М. Маркетинг образовательных услуг как инструмент привлечения абитуриентов в высшие учебные заведения // Стратегия 2015: образование через всю жизнь. Традиции и новации: сборник статей научно-практической конференции. Удмуртский государственный университет, Институт дополнительного профессионального образования. 2016. 59-63.
Тётушкин В. Маркетинговый анализ подготовки высококвалифицированных кадров транснациональных корпораций в РФ и в ЕС // Синергия. 2016. № 5. 41-54.
Филатова С. Имидж организации как фактор конкурентоспособности в условиях информационной экономики // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. 21-27.
Шаталов М. , Мычка С. Нейромаркетинг как драйвер управления потребительским поведением // Наука. Мысль. 2016. № 8-1. 110-114.
Размещено на Allbest
Анализ отечественных и зарубежных подходов к маркетингу услуг образовательных учреждений
Взаимосвязь и взаимозависимость проблем общества и проблем образования проявляются одновременно и как причина и как следствие одно относительно другого. Кризисное состояние общества может быть рассмотрено как причина кризисного состояния образования, с одной стороны, а с другой – как его следствие. Вот некоторые факты:
В образовательных школах Республики Коми сохраняется тенденция сокращения числа учащихся в среднем на 5 – 10 тысяч учащихся ежегодно, одновременно количество учащихся, окончивших 11 классов в период с 1998 по 2004 годы, увеличилось вдвое.
Наблюдается тенденция нехватки и «старения» педагогических кадров, и всего лишь 5% выпускников(2004г. ) Коми республиканского педагогического института пришло на работу в школы.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества воспитанников дошкольных учреждений (с 43 тыс. детей в 2001 году до 46,5тыс. детей в 2003 году), растет число детей неустроенных в дошкольные образовательные учреждения по причине отсутствия мест в ДОУ.
Недостаточное финансирование системы образования Республики Коми в течение ряда лет является неизменным. В структуре расходов бюджета наибольший удельный вес приходится на зарплату с начислениями (более 67%), расходы на коммунальные услуги (более 16%), питание (около 4%). На развитие системы образования средства практически отсутствуют (не более 3%). Бюджетные затраты на обучение в год одного воспитанника дошкольного учреждения и одного учащегося общеобразовательных школ разных муниципальных образований региона неоднородны и недостаточны (в ДОУ – от 22 тысяч рублей до 38 тыс. рублей, в СОШ – от 7 тыс. руб. до 20 тыс. рублей).
Высшие учебные заведения столкнулись с низким спросом или обнаружили, что к ним не идут студенты, которых они хотели бы принять.
Учреждения дополнительного профессионального образования, утратив плановые ориентиры, находятся в поиске путей установления своей жизнеспособности.
Все это свидетельствует об исчерпанности традиционных путей управления развитием образования, наступлении системного кризиса образования. В системе образования качество внешнего пространства региона объективно порождает характер бытия, в значительной мере влияя на состояние системы, характер целей, содержания и путей развития системы образования региона. Одним из возможных путей выхода из кризиса, на наш взгляд, является маркетинг образования.
Изначально маркетинг зародился на рубеже 20 века как инструмент познания конкретной рыночной ситуации, как метод получения достоверной информации о спросе на товар, как методика изучения издержек обращения и, наконец, как технология организации сбыта.
Когда насыщенность рынка была основной характеристикой экономической ситуации, любой производитель товара и услуг мог продать то, что он произвел. Производство являлось основной функцией, но оно не всегда удовлетворяло спрос, который носил в основном количественный характер. После 50-х годов XX веков ситуация в промышленно-развитых странах коренным образом изменилась в результате роста научно-технического прогресса, уровня жизни и обострения конкуренции. Отныне сбыт стал представлять основную функцию. Рынок стал определять цели производства. Маркетинг развивался на основе обострения конкуренции, вторгался во все большее число видов человеческой деятельности как предпринимательской, так и некоммерческой.
Смена этапов становления и развития маркетинга, его концепций происходила в тесной связи с этапами развития менеджмента. Рассмотрим основные этапы развития теории и практики менеджмента в 20 веке, выявим, какие маркетинговые установки им соответствовали и обнаружим: каков менеджмент, таков и маркетинг, и наоборот. 1900-1920-е годы. Управление осуществляется посредством контроля за исполнением. Контролируется исполнение инструкций и стандартов. Управляющее воздействие осуществляется «постфактум» – вслед за “произошедшим событием. Именно в это время, фактически на рубеже веков, в США получает распространение термин «маркетинг». Он понимался тогда как метод сбыта, цель которого – найти покупателя для готовой продукции, тот же «постфактум». 1920-1950-е годы характеризуются управлением на основе экстраполяции. Темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказать путем экстраполяции прошлого. Параллельно происходит дальнейшее накопление структурных элементов и формирование маркетинга (прежде всего массового, рассчитанного на усредненного потребителя) в условиях стихийно – рыночного капитализма, экономической депрессии, мировой войны, послевоенного бума спроса. 1950 – 1970-е годы управление ориентируется на предвидение изменений. Темп научно – технического процесса стал слишком велик. Стало ф развиваться стратегическое планирование по периодам. Соответственно в странах с развитой рыночной экономикой маркетинг начал рассматриваться как ведущая функция управления, основанная на знании потребительского спроса. Сформировался классический маркетинг. Знаменательным изменением становится новый статус маркетинга в менеджменте; возникла ,Л рыночная, маркетинговая ориентация управления в целом. В 1970-1990-е годы управление не возможно без принятия гибких экстренных решений. Появляется управление на основе ранжирования стратегических задач, управление по слабым сигналам, управление в неожиданных ситуациях. Маркетинг понимается как концепция, направленная на обеспечение сбалансированности спроса и предложения. Формируется концепция сначала стратегического, позднее – социально -этичного маркетинга в русле идеи оптимального использования человеческих ресурсов. В начале 70-х гг. маркетинг пришел в сферу производства образовательных услуг. Это было связано с ухудшением экономического положения вузов и усиления конкуренции. Например, в США при сокращении объема бюджетных ассигнований на образование, с одной стороны, активно развивался рынок предложений в сфере образовательных услуг, с другой. В 90-х гг. в России проблемы выживания и устойчивого развития образовательных учреждений в условиях перехода к рыночной экономике привели к достаточно интенсивной разработке теории, методологии и инструментария маркетинга образовательных услуг.
Современный этап развития менеджмента, начавшийся на рубеже 1990-х годов, чаще всего обозначается как этап эффективного управления. Деятельность и цели участников рыночной деятельности становятся совместными, конкуренция все чаще начинает уступать место партнерству. Отчетливо проявляется новая целевая ориентация маркетинга на гармонизацию интересов учреждений, потребителей и общества в целом, партнерство всех участников отношений рыночного обмена. Сегодня приходит убеждение в необходимости использования методов маркетинга для стабильного развития образовательных учреждений. При этом решением маркетинговых проблем в высших образовательных учреждениях занимаются как в коммерческих, так и в государственных вузах.