ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД
Аннотация. В статье представлен оригинальный подход к пониманию феномена педагогическая команда. Автор описывает методологическую основу исследования командных отношений с учетом общепсихологической теории деятельности и организационно-психологической концепции. В качестве основного критерия определения команды предлагается сочетание целевого и мотивационного единства субъектов совместной профессиональной деятельности. На этом основании разработана и охарактеризована типология коллективных состояний: толпа, квазигруппа, коллектив и команда. Автором предложен метод формирования командных отношений – организационно-деятельностная игра. Психологическими условиями функционирования командных отношений выступает одновременное достижение целевого и мотивационного единства субъектов совместной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: педагогическая команда, коллектив, совместная деятельность, организационно-деятельностная игра, общность сознания, мотивационное единство
PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PEDAGOGICAL TEAMS
Abstract. The article presents an original approach to understanding the phenomenon of the pedagogical team. The author describes the methodological basis for the study of team relations, taking into account the general psychological theory of activity and organizational-psychological concept. As the main criterion for determining the team, a combination of target and motivational unity of subjects of joint professional activity is proposed. On this basis, a typology of collective states has been developed and characterized: a crowd, a quasi-group, a collective and a team. The author proposes a method of forming team relations – organizational and activity game. The psychological conditions for the functioning of team relations are the simultaneous achievement of the target and motivational unity of the subjects of joint professional activity.
Keywords: pedagogical team, collective, joint activity, organizational and activity game, community of consciousness, motivational unity.
Введение
Методическая
копилка
И.В. Жуковский
декан факультета иностранных языков
Сочинского филиалаРоссийского университета Дружбы народов,кандидат педагогических наук, доцент,г. Сочи
Особенности создания педагогической команды
В педагогической среде слово “команда” воспринимается позитивно и используется
достаточно часто, но не всегда по назначению. Под словосочетанием
«педагогическая команда» мы подразумеваем группу педагогов, организованных
для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность
за полученные результаты.
Назвать
группу педагогов командой не означает создать ее формально, по приказу, и
только одного желания директора школы заставить их работать в команде
недостаточно. Чтобы лучше понять основные различия между рабочими группами и
командами, мы предлагаем следующую таблицу.
Различия между рабочими
группами и командами
Типы педагогических команд
В зависимости от поставленных задач одни педагогические команды работают в
течение длительного времени, другие — короткий период и по завершении работы
расформировываются.
Проектная команда.
Это многофункциональная группа, в которой могут работать учителя разных учебных
дисциплин, если это необходимо для реализации педагогического проекта. Чтобы
выполнить проект, все члены команды должны тесно сотрудничать друг с другом.
Обычно такие команды расформировываются по завершении проекта. Но в
научно-исследовательской работе один проект может сменяться другим, а значит,
члены команды могут работать многие годы.
Команда по оперативному решению задачи.
Их можно назвать целевыми командами, оперативными группами. Обычно это
кратковременные группы. Квалификация членов команды связана со спецификой
выполняемого задания: их привлекают для совместного изучения сложных или
критических ситуаций, для выработки рекомендаций и их внедрения.
Команда по вопросам усовершенствования.
Как ясно из названия, эти команды занимаются оптимизацией учебно-воспитательного
процесса.
Команда управления.
В некоторых учебных заведениях их называют управленческими командами. Но если
каждый член администрации просто четко выполняет свои обязанности и не выходит
за рамки их выполнения, то это еще не команда.
Трудности при создании команды
В ходе перехода группы в
настоящую педагогическую команду будут возникать трудности. Вот некоторые из
них:
– отсутствие полного
доверия и гласности;
– противоположные
взгляды на работу с учащимися;
различный статус
внутри группы (лидер или нет, имеет ли опыт работы или нет и т. д.);
– многообразие
деятельности, а значит, разброс в ее направлениях;
– отсутствие
свободного времени для рефлексии проделанной работы;
– разочарование из-за несоответствия результата амбициозным
ожиданиям или слишком быстрых результатов и так далее.
Развитие через столкновение
идей
Идеи будут развиваться и
реализовываться, если предоставляется возможность для их свободного выражения.
Нужно уметь «терять время» для того, чтобы лучше обдумать идею. Но в то
же время следует вовремя остановить слишком словоохотливого коллегу, который
может увести команду с правильного пути, что приведет к дополнительным
заседаниям.
Различные идеи вытекают одна из
другой, как фейерверк. Нужна ли в этом случае передышка, или творческий процесс
должен идти своим чередом? Чаще всего следует ожидать целую серию разнообразных
идей и предложений, даже если они в какой-то момент совсем далеки от основного
объекта дискуссии. Не следует прерывать обсуждение, чтобы не нарушать
спонтанности в свободном самовыражении членов команды.
Если цель дискуссии была четко и ясно поставлена, услышана и понята всеми
членами команды, присутствует скрытая ведущая нить, которая осуществляет общую
логическую связь и придает смысл всему разговору. Последовательные оценки
выступлений продвигают мысль во всем богатстве и многообразии мнений и уточнений
при условии наличия времени для продуктивной дискуссии.
Инициатива в создании оригинальных идей
Всем хорошо известен метод
«мозгового штурма». Он заключается в поиске всех возможных идей по заданной
теме. Причем принимаются и фиксируются все идеи без исключения, без какой-либо
«цензуры». Однако наступает момент, когда нужно обсудить одну идею за другой и
задаться вопросом об их значимости и ценности по отношению к поставленной цели,
их реальной выполнимости. Сначала следует заняться классификацией идей по их
значимости, а уже потом приступить к обобщенному прочтению для решения всего
объема вопросов, поставленных группой по обсуждаемой теме.
Команда заранее может планировать основную тематику и сроки проведения
«мозгового штурма». К этому виду работы можно вернуться в любой момент, когда
того требует неотложная ситуация или «кричащая» проблема. Очень важно для
команды постоянно практиковать творческий подход, предлагать свои идеи для
поиска совместных решений. В противном случае атмосфера ухудшается, а все
заседания превращаются в тяжелую обузу.
Создание общей системы ценностей
Одной из важных проблем является
создание общей культуры и системы ценностей. Термин «культура», применяемый к
организациям, обозначает врастание группы в историю данной организации и
приобщение ее членов к организационным ценностям.
История складывается день за днем
из отдельных событий и решений, которые позволяют работать команде. Коллективная
история рождается из совместных воспоминаний, которые приобретают особую
ценность и придают большую значимость прошлой деятельности для более тесной
связи с настоящим. Из отдельных моментов совместно прожитого опыта складывается
команда, благодаря им усиливается ее сплоченность.
Члены команды могут действовать в
полном согласии лишь тогда, когда они определяют между собой, какая из проблем
требует особого внимания, что оправдывает их действия, что стоит общих,
коллективных усилий. Предварительное разъяснение и достижение согласия
объединяют всех членов команды и служат связующей нитью.
Внутренняя жизнь команды развивается благополучно, когда устанавливается
свободное общение между всеми ее членами. Следует избегать «молчаливого»
участия, которое предпочитают некоторые из коллег. Это может вызвать у других
членов команды нежелание брать на себя инициативу, высказываться первыми. В этом
случае нужно помочь коллегам самовыразиться. Одни члены команды убежденно ведут
группу к достижению целей, еще кто-то привносит ироничный или скептический
взгляд на вещи. Такое живое разнообразие является богатством, которое команда
должна использовать в своей деятельности. Создать систему взаимодействия — это,
образно говоря, правильно расставить музыкантов и их партитуры, чтобы сыграть
слаженно симфонию.
Понимание коллективных целей
В ходе заседания кто-то может
сказать: «Я не понимаю того, чем мы занимаемся». В этом случае мы сталкиваемся с
важной проблемой.
Допустим, что не все члены
команды участвовали в выработке проекта. Входящие в курс дела «новички»
по-своему истолковали цели в зависимости от своего личного опыта. В ходе
представления проекта «старички» не побеспокоились, чтобы проиллюстрировать
основные направления деятельности, а «новички», в свою очередь, из лишней
скромности не задали уточняющих вопросов. Поэтому следует убедиться, что каждый
член команды придает одно и то же значение идеям и словам. Уклонение от
конфликтов по поводу идей — это наихудший способ сохранить сплоченность команды.
И, однако, это наиболее распространенная ситуация, которая встречается в школах.
В качестве резюме можно сказать,
что для создания командного духа необходимо:
– привести команду к
принятию сознательного решения о коллективной ответственности по отношению ко
всем членам группы и ко всей организации в целом;
– вести развитие
творческой мысли членов команды через столкновение идей;
– дать возможность
всем и каждому работать в инновационном режиме;
– создавать общую
историю;
– выработать Хартию
общих ценностей;
– создать сеть
взаимодействий;
– определить цели и
четко им следовать;
– создать атмосферу
коллективной солидарности.
Проект по
формированию педагогической команды
Общение внутри команды
Трудности в понимании мешают в установлении должных отношений и работе группы.
Поэтому иногда члены команды удивляются тому, что действуют разрозненно, тогда
как, казалось бы, все были согласны с основными принципами проекта. Как избежать
этих проблем?
Нижеследующая схема иллюстрирует потери информации в ходе обмена ею и хорошо
отражает трудности в общении.
Степень потери информации при ее передаче
То, что я хочу сказать ———————————————————————–
То, что я говорю —————————————————————
То, что слышат ——————————————————-
То, что слушают ————————————————
То, что понимают ——————————————
То, что запоминают ———————————–
То, что передается дальше ——————–
Неуверенность в самовыражении. Существует разрыв между тем, что
«я хочу сказать», и тем, что «я говорю», потому что:
– мне трудно передать свои мысли, выразить их словами, мои фразы
лишь приблизительно выражают мои намерения, я не нахожу нужной формулировки, я
не раскрываю всех деталей своих размышлений;
– я испытываю чувство стыда или застенчивость из-за присутствия
других людей, что сдерживает меня и не дает полностью выразить мои убеждения;
– я слишком критикую свою манеру выражения по причине социальных
условностей, чтобы чем-то не нарушить реальные или предполагаемые табу;
– я проявляю осторожность по отношению к тем людям, из-за которых я
чувствую себя не совсем уверенно, боюсь чьей-либо реакции или осуждающего
мнения.
Помехи в передаче сообщения. То, что слышат, и то, что слушают.
Окружающие шумы иногда мешают передаче информации. Невнимательность,
рассеянность внимания, связанные с внешними явлениями, прерывают активное
слушание, провоцируют сбивчивую и беспорядочную дискуссию, когда все говорят
одновременно.
Сложности в восприятии.
Возникают из-за:
– предоставления некачественной информации, в которой отсутствует точность или
недостаточно ясно выражены мысли;
– разницы в восприятии темы докладчиком и слушателем — употребление понятий
находится в разных регистрах, слушатель не знаком с контекстом упоминаемой
ситуации, не совпадает система ценностей;
– преднамеренного отказа от диалога во избежание затруднительных вопросов.
Искажение информации. Выступающий может представить усеченную или
непроверенную информацию. Со своей стороны, слушатель не всегда способен
воспринять сообщение во всей его полноте, особенно если оно сложное и объемное.
Одни детали запоминаются, другие ускользают от внимания.
Передача информации. Сознательно или непроизвольно при передаче
информация деформируется. После многочисленных ретрансляций простая история
может быть настолько изменена, что она не будет иметь ничего общего со своим
изначальным вариантом. Учитывая пробелы в памяти и качество восприятия,
слушателю иногда необходимо дополнить полученную информацию, чтобы лучше понять
ее смысл.
Слушать, чтобы лучше понимать
Взаимное слушание — одно из главных условий работы в группе. Для его соблюдения,
прежде всего, необходимо:
установить микроклимат взаимных симпатий, теплоты и
добросердечности;
постоянно вызывать интерес, поддерживать своих коллег;
иметь общую цель;
смотреть прямо в глаза своему собеседнику;
задавать вопросы, которые помогут убедиться в хорошем понимании
передаваемой информации;
вести записи.
Следует помнить, что собрания команды — это не производственные или
административные совещания, поэтому они должны начинаться с проявления взаимного
внимания. Будет не лишним побеспокоиться о здоровье, спросить о трудностях и
проблемах, поделиться радостями и бедами, которые нам преподносит повседневная
жизнь.
В ходе собрания нужно найти момент, чтобы высказать свое одобрение, выразить
доверие, проявить интерес к какому-либо предложению или справедливому замечанию.
Общая атмосфера команды во многом выиграет, если между ее членами будет больше
знаков признания и удовлетворенности.
Будет гораздо понятнее путь для принятия решения или необходимость дискуссии,
если цели ясно определены и приняты всеми, поэтому уместно не только объяснить
цели, но и детально обсудить их. Именно сопоставление или столкновение мнений
собеседников позволяет лучше обозначить поставленную цель.
«Ловушки» при активном слушании. Прежде всего, это:
банальности, пустая болтовня, обмен расплывчатыми мнениями;
рассеянность;
несоблюдение тишины;
одновременное задавание вопросов;
наводящие вопросы, содержащие в себе ответ;
сообщения, не содержащие в себе ничего ценного, очень часто это
тактика ухода от реальности.
Инструментарий к активному слушанию
Слушать — это означает помочь другому человеку выразить свои мысли, постараться
понять то, что он говорит. Слушание достигается следующими основными средствами.
Задавание вопросов. Мотивируется желанием как можно лучше понять
то, что хочет выразить ваш собеседник. Очень часто отсутствие ясности и точности
затрудняет восприятие рассказа или объяснения. Вопросы позволяют обнаружить
забытые мысли и идеи, недостающие элементы в рассуждениях, вскрыть какие-то
упущения в описании, сделать ссылки на тех или иных авторов. С помощью вопросов
можно помочь выступающему не только точнее выразить свои мысли, но и найти
дополнительную опору, добавить уточнения, дать примеры, придать изложению
понятную и доступную форму.
«Полезные» и «неуместные» вопросы.
«Полезные» вопросы очень разнообразны, целенаправленны и сформулированы ясно и
четко. Напротив, вопросы, которые вызывают однозначные ответы типа «да» или
«нет», сокращают общение, не оставляют никакой свободы для ответа и могут
вызвать только досаду. Не следует задавать сразу несколько вопросов, а также
слишком «заумные» и бесполезные вопросы.
Перецентровка дискуссии. Иногда дискуссия удаляется от основного
сюжета. Можно задаться вопросом, нет ли здесь второстепенного уровня, который
привязывается к основной линии. Если это так, то следует вмешаться: после
напоминания о том, что было сказано до наступления отклонения, пригласить
вернуться к обсуждаемому сюжету.
Синтез. Он особенно полезен в конце повестки дня после трудных
дебатов, когда было дано очень много предложений. Синтез проводится до принятия
решения, которое допускает несколько вариантов.
Итак, слушать — это значит:
– не перебивать говорящего;
– соблюдать тишину во время изложения информации;
– стимулировать вашего собеседника уместными и полезными вопросами,
чтобы помочь ему более полно раскрыть тему доклада;
– уметь переформулировать сказанное докладчиком своими собственными
словами, чтобы проверить, точно ли воспринята информация;
– уметь провести синтез полученной информации.
Подготовка рабочего пространства.
Очень часто забывают о помещении для собраний и его материальном оснащении.
Необходимо выбрать помещение, которое меньше всего подвержено внешним шумам, не
резонирует и где не будут беспокоить телефонные звонки. Мобильные телефоны
предварительно отключаются. Расположение столов по кругу облегчит общение: очень
важно хорошо видеть своих собеседников. Особенно следует остерегаться
расположения, которое придает некоторым местам «иерархический» характер.
Статья напечатана в журнале “Образование
в современной школе”, 2005, №3
Методология педагогической команды
Деятельностный подход позволяет рассматривать социальную группу с точки зрения совместной деятельности. Люди объединяются для того, чтобы выполнить совместно какую-либо работу. Объединение необходимо вследствие того, что в одиночку человеку сложно удовлетворить собственные потребности. По сути, любая деятельность носит коллективный характер. Важным условием для результативной совместной деятельности выступает наличие у субъектов общей цели. Цель – это предполагаемый результат преобразования объекта окружающей действительности. Общность цели достигается за счет осознания субъектами совместной деятельности единых приемов и способов преобразования объекта. Это возможно в общении субъектов, в ходе которого обсуждаются различные идеи, формулируются намерения, согласовываются будущие действия.
Используя разные проявления соотношения степени общности цели и мотивационного единства, можно выделить следующие типы состояния межличностных отношений в социальной группе (рис. 1).
Рис.1. Типы состояния межличностных отношений в социальной группе
Команда – группа специалистов, характеризующиеся общностью цели совместной деятельности, а также мотивационным единством, возникшими в ходе решения актуальных проблем их существования и функционирования как социальной общности.
Применительно к исследуемой нами проблеме сформулируем определение феномена педагогическая команда – это группа учителей, обладающих общностью сознания по отношению к возникающим трудностям образовательного процесса, которые воспринимаются как деструкторы совместной педагогической деятельности и побуждают к интеграции для их разрешения.
Таким образом, психологическим условием формирования командных отношений выступает достижение целевого и мотивационного единства субъектов совместной деятельности.
Организационно-деятельностная игра как метод формирования педагогической команды
Исследование психологических механизмов коллективных психических состояний выступает сложной научной задачей в силу того, что достоверный результат возможно получить лишь в условиях, максимально приближенных к естественным. Другими словами, экспериментальные процедуры необходимо проводить в процессе выполнения исследуемыми совместной профессиональной деятельности. Применительно к педагогическому коллективу эта задача усложняется спецификой педагогической деятельности. Ведь несмотря на то, что учителя работают с одним предметом (личностью ученика), каждый педагог планирует и реализует индивидуальную педагогическую деятельность. Представления учителя о коллективном труде зачастую ограничиваются обсуждением актуальных вопросов школы на педагогических советах. В этом случае в сознании учителя совместная профессиональная деятельность представлена как совокупность индивидуальных форм труда, что выступает неким профессионально-личностным барьером для исследователя-практика при формировании целевого и мотивационного единства педагогов.
Психологическая специфика педагогического коллектива
Решением проблемы создания межличностных отношений учителей, обеспечивающих оптимальность, результативность их деятельности, может выступать обоснование и разработка командного подхода – психологической концепции педагогической команды.
Вывод
Проведенное теоретическое исследование показывает, что на сегодняшний момент отсутствует единый подход к пониманию феномена педагогическая команда. В психологической и педагогической литературе педагогическая команда в основном определяется как особая форма коллектива. Существующие трактовки не дают четких критериальных различий между понятиями коллектив и команда.
Методологической основой для определения феномена педагогическая команда выступают общепсихологическая теория деятельности и организационно-психологическая концепция совместной деятельности. С учетом ключевых положений обозначенных методологических оснований команда определяется как группа специалистов, характеризующиеся общностью цели совместной деятельности, а также мотивационным единством, возникшими в ходе решения актуальных проблем их существования и функционирования как социальной общности. При этом определяющим критерием выступает целевое и мотивационное единство субъектов совместной деятельности, достижение которого и является психологическим условием формирования и функционирования командных отношений.
В качестве основного метода формирования педагогической команды предлагается организационно-деятельностная игра. Данный метод обеспечивает рефлексивный анализ участников актуальной профессиональной ситуации, а также формирование коллективных представлений о цели совместной деятельности и мотивационное единение субъектов.