Эльнара Алибекова
Семинар на тему: «Проблемно — поисковая деятельность на занятиях познавательного цикла»
Семинар на тему : «Проблемно – поисковая деятельность на занятиях познавательного цикла»
Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И. М. Сеченов писал о прирожденном и крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
( Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом).
Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.
Мы с вами знаем, что методы обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием – это часть метода.
Прежде всего необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослы к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.
И так, решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.
Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Основная цель этого метода является развитие творческой личности ребенка.
Задачи проблемного метода обучения специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Доказано, что привлечение детей к поисковой деятельности повышает усвоение различных знаний и навыков, развивает мыслительную деятельность, самостоятельность, интеллект.
Организация проблемного обучения в детском саду.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
Существуют четыре уровня проблемности в обучении :
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему : ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.
В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.
Основа проблемно – поисковой деятельности – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.
Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?
Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:
– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, эвристические вопросы;
– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
– ставим проблемные задачи.
Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые) : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». А. М. Матюшкин, – этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А. М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.
Метод проблемного поискового (проектного) обучения актуален и очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
1. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М. : «Знание», 1983.
2. Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М. : «Знание», 1974.
3. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М. : «Просвещение», 1968.
4. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы. – М. : «Знание», 1991.
5. Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М. : «Просвещение», 1968.
6. Бертон В. Принципы обучения и его организация. М., 1994.
7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.
8. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/Е. А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005.
Происходящие изменения в образовании вызывают необходимость новых подходов к обучению. Задача учителя — идти в ногу со временем, применять современные методы и средства обучения. В связи с этим актуальной задачей образования становится применение на уроке проблемно-поисковых технологий как средства формирования целостного развития личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры выявление его творческих возможностей.
Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на личностном, метапредметном и предметном уровнях. В основу стандартов второго поколения положены новые принципы его построения, дающие возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления.
Это требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, способных не только снизить учебные перегрузки учеников, но и дать им навык самообразования на основе знания о системе наук.
К таким технологиям может быть отнесена и технология исследовательской деятельности школьников с использованием проблемно-поискового метода обучения. Когда учащиеся ставятся в ситуацию «первооткрывателей», добывающих новые для них научные знания. Это возможно при такой организации учебного процесса, при котором для школьников создаются педагогические ситуации, требующие от них активного интеллектуального поиска, всесторонней логической оценки учебных задач, принятия обоснованного и взвешенного решения.
Проблемное обучение — система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия школьников в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления. Средством управления мышлением становятся проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания. Модель организации учебного процесса при проблемно-поисковом подходе называется «обучением через открытие».
Что же такое «проблема» и «проблемная ситуация»?
Проблема (от греч. — задача) — «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С. И. Ожегов). Проблема может быть научной и учебной.
Учебной проблемой является вопрос или задание, способ решения или результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает определёнными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения задания. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ, не является проблемным.
Проблемные ситуации я создаю на всех этапах процесса обучения: при постановке цели урока, при объяснении, закреплении материала, контроле.
При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.
Проблемно-поисковый метод обучения часто использую при постановке исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает использование цепи последовательных приемов:
– создание проблемной ситуации;
– организации коллективного обсуждения возможных подходов к ее разрешению;
– выбор рационального способа решения проблемы;
– обобщение полученных результатов;
– формирование выводов.
По новым стандартам второго поколения я работаю четыре года и сделала первый выпуск. Мне хотелось бы остановиться на проблемных ситуациях при постановке цели урока.
Не секрет, что ученику, находящемуся под впечатлением событий перемены, чаще всего не интересна тема, объявленная учителем, урок в таком случае получится скучный, не «пропущенный через себя», и, как следствие, бесполезный. Необходим такой прием, который привлечет внимание ученика, заинтересует. Таким приемом может быть загадка, литературное произведение, сказка, слайд презентации, подводящая беседа, все, что может привлечь внимание ученика, но обязательно связанное с темой урока.
Приведу несколько примеров.
Пример 1. Урок литературного чтения (2 класс). Тема «К. Чуковский «Путаница».
Учитель: Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете автора загадки
Был белый дом,
Но что-то застучало в нём,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо-
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.(Яйцо и цыплёнок)
WSKLOPVIHLSEЙWSLЧУLVIKOLSBVCWKИLSЙS (Корней Чуковский)
— Сформулируйте тему урока.
Пример 2. Урок математики (3класс). Тема «Запись трёхзначных чисел».
— Запишите числа:
– 7 единиц;
– 6 десятков и 3 единицы;
– 7 сотен 1 десяток 8 единиц.
(Запись последнего числа вызывает у учащихся затруднения)
— Чему мы будем учиться на уроке?
Пример 3. Урок русского языка (4 класс). Тема «Склонение имён прилагательных женского рода».
на каменист.. дне, о весенн.. солнце, о весёл.. клоуне, о близк.. лете, о бел.. берёзе.
— Прочитайте словосочетания.
— Чем похожи все имена прилагательные?
— Одинаковые или разные окончания будут у этих прилагательных?
— Назовите окончания имён прилагательных.
После выполнения задания я предлагаю сформулировать тему урока.
Пример 4. Урок русского языка (3 класс). Тема «В каких значимых частях слова есть орфограммы?»
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю. (Гора)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся. (След)
— Назовите орфограммы в словах-отгадках.
— В какой части слова находятся орфограммы?
— А как вы думаете, только ли в корне могут быть орфограммы?
— Сегодня на уроке нам предстоит в этом разобраться. Сформулируйте тему урока.
Пример 5. Урок окружающего мира (4 класс). Тема «Михаил Васильевич Ломоносов»
— По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью.
ДНСКЙ, НВСКЙ, ПТР, ЛМНСВ
(Донской, Невский, Пётр, Ломоносов)
— Какое из этих слов лишнее? Почему?
—Какая тема урока?
—Что вы о нём знаете?
— Что хотите узнать? Сформулируйте свои вопросы.
Такой подход к постановке темы урока делает процесс обучения более увлекательным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями, он формирует в ребенке умение видеть проблему — свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных сферах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Нестандартные уроки, возможность учащихся самим формулировать вопросы и искать ответы на них, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, совместный поиск истины, которая всегда где-то рядом — все это способствует формированию познавательной активности учащихся на уроках, а следовательно, формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.
Таким образом, привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учатся оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.
1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В. Ф. Феоктистова. — Издательство «Учитель» Волгоград, 2010.
2. Кулик Е. Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе».
3. Кравец Т. Н., Телеганова М. В., Спутай С.Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, № 2.
4. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. — Казань.: Таткнигоиздат, 1972.
5. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. Пособие / К. Ю. Ксензова. — М.: Педагогич. общ-во России, 2001.
6. Н. В. Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г
Основные термины (генерируются автоматически): урок, исследовательская деятельность, проблемно-поисковый метод обучения, учебный процесс, внимание ученика, постановка цели урока, русский язык, стандарт второго поколения, учебная проблема, Чудесный дом.
Отличительной чертой этих методов является постановка перед студентами вопроса (проблемы), на который они самостоятельно ищут ответ, сами создают для них новые знания, «делают открытия», формулируют теоретические выводы. Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения. Несомненно, познавательная деятельность студентов протекает не самостоятельно, а под руководством преподавателя, который цепочкой вопросов и заданий подводит студентов к выводам. Использование проблемно-поисковых методов требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт со студентами, создавать атмосферу сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.
Проблемная лекция отличается от обычной тем, что начинается с вопроса, с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала лектор последовательно и логично решает или раскрывает пути ее решения. Среди сформулированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает слушателей к работе мысли, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, привлекает внимание слушателей.
Проблемные вопросы могут ставиться и во время лекции перед изложением новой самостоятельной мысли.
Эвристическая беседа представляет собой ряд вопросов преподавателя, направляющих мысли и ответы студентов. Беседа может начинаться с сообщения фактов, описания явлений, событий, демонстрации фрагментов кинофильмов, показывающих проблемные ситуации, которые необходимо разрешить.
В ходе эвристической беседы преподаватель путем умело поставленных вопросов заставляет студентов на основе имеющихся знаний, наблюдений, жизненного опыта, логических рассуждений формулировать новые понятия, выводы, правила. Студенты сами «делают открытия», получают новые знания, что доставляет им творческую радость и стимулирует их познавательную активность.
Эвристическая беседа – основной метод проблемного обучения. Степень проблемности в ней проявляется по-разному: это может быть цепочка вопросов, обращенных к опыту, знаниям, размышлениям студентов; постановка проблемы, которую студенты решают под руководством преподавателя, выдвигая гипотезу, формулируя возможные пути ее решения, совместно обсуждая ход и результа-
ты решения, экспериментируя, подтверждая или опровергая выдвинутую гипотезу; это может быть лишь «называние» темы, где студенты сами формулируют и решают проблемы.
Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Суть ее состоит в том, что преподаватель излагает две различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает студентам выбрать и обосновать свою позицию. Преподаватель поддерживает дискуссию, раскрывая, уточняя аргументы спора, вводя дополнительные вопросы, поскольку задача участников дискуссии состоит не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но и опровергнуть противоположную. Выявление позиций студентов, их правильных и ошибочных суждений дает возможность более обоснованно и убедительно утвердить в их сознании основные теоретические положения и выводы.
Для дискуссии выбирают такие вопросы, в которых наличие двух точек зрения, например житейской и научной, может быть естественным. Не следует создавать искусственные ситуации, когда кто-то отстаивает заведомо ложную точку зрения, будучи убежденным в том, что она ложная.
Приведем пример учебной дискуссии в педагогическом колледже. На уроке педагогики обсуждается проблема: передаются ли по наследству черты характера и качества личности? У многих людей бытует представление, что черты характера и качества личности дети наследуют от родителей, причем поводом к такому представлению служит действительное сходство черт характера и качеств личности отца и сына, матери и дочери. Пословица: «Яблочко от яблоньки недалеко падает» – как бы подтверждает это явление. Если педагог будет руководствоваться таким представлением, то он не сможет противодействовать некоторым негативным явлениям в воспитании и развитии детей. Активная позиция, вера в силу воспитания зависят от методических позиций педагога. Вот почему важно, чтобы студенты не только формально выучили выдвинутое теоретическое положение, но и при помощи большого количества аргументов и контраргументов установили, на чем основывается сходство характеров, что может лежать в основе как положительных, так и отрицательных качеств личности. Активное участие в дискуссии делает выдвинутые положения более убедительными.
Исходным материалом для дискуссии могут быть статьи и письма, публикуемые в печати, выражающие различные и зачастую противоположные мнения по обсуждаемой проблеме. Перед объяснением учебного материала преподаватель организует учебную дискуссию. После того как учащиеся выскажут свои мнения, доводы, аргументы, преподаватель объясняет новый учебный материал, разъясняя по ходу те ошибки и неточности, которые были допущены выступающими во время дискуссии. Дискуссия может быть завершающим моментом в обсуждении темы.
Учебная дискуссия – организационно сложная форма работы. Она требует определенной подготовленности студентов – умения вести обсуждение (аргументировать положения, быстро находить необходимые примеры и доказательства, четко формулировать выдвигаемые предложения, мысли), достаточного кругозора, запаса знаний и представлений. Студенты вечернего отделения, работающие на производстве и знающие его проблемы, являются более активными участниками дискуссий.
Подготовка студентов к учебным дискуссиям проходит путем последовательного осуществления системы проблемного обучения, развития их познавательной активности и самостоятельности.
Поисковая лабораторная работа. В ряде учебных дисциплин изучению теоретического учебного материала может предшествовать поисковая лабораторная работа по инструкции, на основании которой учащиеся сами должны сделать выводы о свойствах тех или иных веществ, взаимосвязи и зависимости между ними, способах выявления этих свойств. За поисковой лабораторной работой следует эвристическая беседа, в ходе которой под руководством преподавателя студенты на основе проведенных наблюдений и экспериментов делают обобщения и теоретические выводы. Выполнение отдельными группами учащихся экспериментов с разными веществами или различными способами обогащает коллективный опыт, делает теоретические положения более обоснованными, убедительными.
Исследовательский метод заключается в том, что студенты самостоятельно осуществляют учебное исследование, а затем на занятии докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретические положения курса. Результаты учебных исследований преподаватель может использовать как иллюстративный материал при объяснении (чтении лекции) изучаемой темы. Учебные исследования могут быть проведены по истории (изучение развития некоторых исторических событий в своем городе, крае, республике), по экономике (изучение и анализ состояния экономики на некоторых предприятиях), по охране труда (изучение и анализ состояния техники безопасности на предприятиях), по биологии (наблюдение за развитием растений, эксперименты по их выращиванию с изменением условий) и по другим учебным дисциплинам.
В основе использования исследовательского метода часто лежат результаты работы предметных кружков, научно-исследовательских обществ студентов. Это могут быть и специальные исследовательские задания, которые выполняются несколькими студентами или всей группой (например, в ходе технологической практики).
Исследовательский метод можно использовать при изучении как общеобразовательных, так и специальных дисциплин. Он часто применяется при выполнении курсовых и дипломных работ.
Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения вычленяются на основе оценки степени творческой активности школьников в познании новых понятий, явлений и законов.
Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний.
На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение.
В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто зубрежке. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это требует применять наряду с ними еще и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников.
Проблемно-поисковые методы обучения применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.
Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.
Эффективно применяются эти методы:
- когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, законов и теорий в соответствующей области науки, а не на сообщение фактической информации, выработку лабораторно-экспериментальных умений и навыков трудовой деятельности;
- когда содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний;
- когда содержание доступно для самостоятельного поиска школьников, т. е. проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных возможностей школьников;
- когда содержание выявляет причинно-следственные и другие связи между явлениями, ведет к обобщениям и т. п.
Применяются поисковые методы в тех случаях, когда учителя подготовили учащихся к деятельности по разрешению проблемных ситуаций.
По сравнению с репродуктивными методами поисковое обучение имеет ряд слабых сторон, не позволяющих сделать его единственным видом обучения в школе. К слабым сторонам поисковых методов, по сравнению с репродуктивными, следует отнести:
- значительно большие расходы времени на изучение учебного материала;
- недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение;
- слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип апперцепции (опоры на прежний опыт), при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.
В целом сказанное приводит к необходимости сочетания поисковых методов с другими их видами, описанными выше. Но это не означает, что всегда необходимо лишь сочетание проблемных и репродуктивных методов. Есть такие задачи обучения, такое содержание материала, такая специфика подготовленности школьников, при которой могут и должны быть применены собственно репродуктивные или поисковые методы обучения в чистом виде.
Методы самостоятельной работы
Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя.
В том случае, когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при опосредованном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя. Как правило, без предварительного использования первого вида самостоятельной работы невозможен впоследствии ее более сложный второй вариант.
Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой.
Некоторые уроки по доступным темам вообще рационально проводить в виде самостоятельной работы учеников с учебником. После прочтения текста и ответов на контрольные вопросы организуется заключительная беседа, учитель ставит дополнительные контрольные вопросы и обобщает изученное на соответствующем уроке с помощью учеников.
В практике школьного обучения применяются самостоятельные работы с приборами и лабораторными установками.
Путем использования разнообразных видов самостоятельной работы у учеников необходимо выработать некоторые самые общие приемы ее рациональной организации: умение рационально планировать эту работу, четко ставить систему задач предстоящей работы, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач, умелый оперативный самоконтроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, наконец, умение анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.
Елена Дмитриевна Цуканова
Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников»
Передовой педагогический опыт
«Использование проблемно – поисковых ситуаций в экологическом
Воспитатель: Цуканова Елена Дмитртевна
МДОБУ детский сад № 43 МО Кореновский район
Информация об опыте.
Экологическое образование дошкольников – это первое звено в системе экологического образования современного человека.
Проблемно-поисковая ситуация – это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.
Основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить этот момент и помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.
Один из наиболее интересных и увлекательных способов нахождения путей решения проблемных ситуаций – опытно- экспериментальная деятельность дошкольников, в ходе которой дети не только учатся выдвигать собственные гипотезы, наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, но и делать свои маленькие «открытия».
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования отмечена необходимость вовлечения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность, подразумевающую исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, для развития инициативы, любознательности, умения высказывать свою точку зрения и проверять её в ходе наблюдений и практических действий.
Осознав важность и необходимость мотивации детей для получения ими прочных знаний по экологии, я поставила перед собой следующую цель – повысить мотивацию дошкольников на получение экологических знаний через использование проблемно-поисковых ситуаций.
Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:
создать картотеку проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания для дошкольников;
способствовать организации поисковой и исследовательской деятельности, в ходе которой дошкольники самостоятельно (или совместно с взрослым) находят пути решения возникших проблемных ситуаций;
создать условия для самостоятельного изучения детьми свойств и качеств живых и неживых объектов окружающего мира.
При создании и решении проблемно-поисковых ситуаций применяла следующие методические приёмы:
подведение детей к противоречию и предложение самим найти способ его решения;
изложение различных точек зрения на один и тот же предмет (явление);
побуждение детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
эвристические (наводящие, «ключевые») вопросы;
организация опытно-экспериментальной деятельности;
подведение детей к самоанализу и выводам.
Этапы организации поисковой, исследовательской деятельности
Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы.
Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент.
Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно.
Поставленные перед детьми проблемы должны быть таковыми, чтобы дошкольники не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но смогли бы самостоятельно (или при необходимости с помощью взрослого) проанализировать ситуацию и найти неизвестное (добыть знания).
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Примером такой развивающей среды в моей группе стал уголок опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми поисковую и исследовательскую деятельность. Одна из основных задач уголка – развитие познавательной активности детей, желания и умения самостоятельно искать и находить ответы на возникающие вопросы и предложенные проблемно-поисковые ситуации.
Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. В процессе решения проблемно-поисковых ситуаций у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Известно, что ни одну воспитательную, развивающую, образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного сотрудничества и взаимодействия с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Были разработаны советы родителям “Как помочь маленькому исследователю”, картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования.
В своей работе с детьми – дошкольниками руководствуюсь мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский).
Конечно, экологическое образование детей – процесс довольно длительный и сложный, но он может стать очень увлекательным, интересным и для педагога и для воспитанника. Необходима лишь заинтересованность с обеих сторон, создать которую помогает использование проблемно-поисковых ситуаций.
В течение двух лет я использую метод проблемного обучения при построении образовательного процесса в экологическом воспитании дошкольников, но уже сегодня можно сказать, что регулярное использование проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания и решение их детьми, даёт положительные результаты.
Анкетирование родителей показало следующие результаты: 87% родителей отмечают повышение интереса их ребёнка к энциклопедиям экологического содержания, проведению в домашних условиях экспериментов.
В соответствии с ФГОС ДО в рамках проведения педагогической диагностики проводила оценку индивидуального развития детей в области экологического образования с целью индивидуализации образования и дальнейшей коррекции образовательного процесса. Педагогическая диагностика познавательного (в частности экологического) образования проводилась мною в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной познавательной деятельности. Анализируя результаты этих наблюдений, хочется отметить положительную динамику в повышении уровня познавательного интереса дошкольников, в расширении и углублении экологических знаний. Дети стали более любознательными и активными, они не боятся высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезу, доказывать её, делать выводы, тем самым расширяя и активизируя знания в области экологии.
В настоящее время мною продолжается пополнение картотеки проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания, намечена разработка непосредственно образовательной деятельности на основе этих ситуаций для дошкольников разных возрастных групп.
Ольга Соколова
Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей»
Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в образовательной деятельности, а в ведущей и главной деятельности детей раннего возраста – в игре.
Для детей игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.
В игре ребенок делает открытие того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у детей раннего возраста необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством развития, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, взрослый воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Для детей раннего возраста игра служит накоплением опыта не только в предметно-познавательной и в коммуникативной деятельности, но и в игровой деятельности.
Поэтому основная задача взрослых в период раннего возраста – обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и игровую активность детей.
И в своей работе для развития игровой деятельности детей раннего возраста мы решили применить проблемно-поисковые технологии. Суть технологий проблемного обучения заключается в том, что создавая познавательную ситуацию педагог предоставляет детям возможность искать средства ее решения, побуждает применять известные знания в новых ситуациях, ведет к открытию новых способов действий с предметами.
Работаю на группе раннего возраста. Хочу поделиться своим опытом работы по использованию проблемно – поисковых технологий для развития игровой деятельности детей раннего возраста.
На сегодняшний день существует много проблемно – поисковых технологий, которые применяются в дошкольном обучении. Вот некоторые из них: Проблемно – поисковые технологии обучения в ДОУ
1. ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)
2. Детское экспериментирование
3. Проектная деятельность (интегрированный метод)
4. Исследовательская деятельность
5. РТВ (развитие творческого воображения)
6. Мозговой штурм Главное достоинство этих технологий заключается в том, что они позволяют повысить творческие способности каждого (не только ребенка, но и педагога)
Ведущим видом деятельности детей в раннем возрасте (1-3 года) является предметная деятельность. Малыши учатся манипулировать игрушками и реальными вещами. Взрослый для ребенка становится объектом для подражания. У ребенка начинает развиваться активная речь. В ходе манипуляций с игрушками и предметами постепенно формируется игровая деятельность.
Для развития и обогащения опыта игровых действий детей, мы ставим перед ними задачи и помогаем решать их, находить новые способы решения. То есть создаем проблемные ситуации.
Еще психолог С. Л. Рубинштейн говорил: «Проблемная ситуация – начало развития мысли человека». Работая с детьми раннего возраста, был подобран материал, который позволил нам решать задачи развития творческих способностей и мышления малышей в процессе игровой деятельности с помощью проблемно – поисковых технологии. Рассмотрим некоторые из них:
В раннем возрасте воображение не развито, так как у малышей нет опыта, чтобы придумать что-то новое. И мы, обогащая опыт детей, предлагаем им различные игровые ситуации : «Посмотри, Диана, кукла плачет. Как ты думаешь, почему? Она хочет пить. Давай нальем ей водички из чайника и напоим ее». Эти действия мы будем повторять, усложняя и предоставляя возможность ребенку делать это самостоятельно. В следующий раз попросим: «Диана, кукла хочет пить, что же делать?» Малыш уже сам возьмет чашку и нальет из чайника водички, чтобы напоить куклу. Постепенно мы пополняем опыт игровых действий ребенка, ставя перед ним задачи и помогая ему решать их. (фото)
В раннем возрасте используется упрощенный вариант «Мозгового штурма». При создании проблемной ситуации мы спрашиваем у детей : «Кто стучится?» или «Что в корзинке у ежика?». Затем выслушиваем ответы, а потом смотрим, кто же стучится или достаем из корзинки игрушку, либо подводим детей к тому, чем мы можем помочь и как решить проблему.
В раннем возрасте дети готовы открывать УДИВИТЕЛЬНОСТИ. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим. Поэтому очень важно правильно подготовить развивающею предметно пространственную среду группы. Подобрать такие игры, которые будут стимулировать и поддерживать в активной форме действия детей.
Хочу показать вам наши удивительности. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики. Эти игры способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости.
Например: «Мозаика». У нас есть разные варианты мозаики и малышам они очень нравятся. Покажу вам самую любимую. Это мозаика с кнопочками. Мы играем, используя карточки, а также придумываем свои варианты. Начинаем с простого. «Созрели ягодки». «Поможем ежику собрать яблочки». «Кто в яблочке поселился?»
Игра «Болтики и гаечки». Очень детям нравится эта игра. Детали 4х основных цветов, два размера и гаечки разной формы. Можно использовать как столбики сортер. На каждый болтик можно накрутить такие же фигуры разных цветов.
Или у нас есть два мастера и у них в мастерскую залезла кошка и разбросала весь инструмент и все болтики и гаечки. А мастерам пора на работу. Что же делать? Мы можем помочь им? Конечно. Вот сюда на полочки сложим инструменты. А сюда надо положить гаечки. А в корзинку соберем болтики.
Развивающие игры. Игры с логическими блоками Дьенеша, Палочки Кюизенера, Кубики Никитина– это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать. В начале используем эти игры как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки. Детям нравится выстраивать палочками (дорожки, заборчик, дом и др). Затем предлагать детям выкладывать дорожку или заборчик, обращая внимание на цвет, а затем на размер и цвет одновременно. Играя в развивающие игры, с детьми «обыгрываем» ситуацию в сказочной форме: мы не просто разбиваем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки: 1) Угости Мишку красными «конфетками», квадратными «конфетками», большими красными «конфетками», и т. д. (Блоки Дьениша) 2) Найдем листочки для мишки. Надо собрать в коробочку кубики красной стороной. Где же листочек, а вот он. Кладем сверху шаблон листочка. Нашли! Так же можем найти желтый листок. (Кубики Никитина)
3) Слышите, кто-то плачет: «Мяу». Да это котенок, маму потерял. Как котенку найти маму? Давайте выложим дорожку и котенок найдет свою мамочку Кошку. (Палочки Киюзенера)
Я показала небольшую часть игр, которые удивляя, привлекают и поддерживают в активной форме действия детей. И в игровой форме помогают закреплять новое.
Благодаря использованию предметно – поисковых технологий в игре ребенка появляются элементы творчества, воображаемая ситуация выходит на первый план по отношению к наглядной и складывается самостоятельная игра, которая имеет важное значение в развитии и становится ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Результаты и достижения:
Развивающая предметно пространственная среда в группе организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате организованны зоны, Игровое пространство удобным для детей, дает им возможность играть как по одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки доступные.
Группа оснащена разными видами игр и игрушек, которые удивляя, привлекают и поддерживают в активной форме действия детей. И в игровой форме помогают закреплять новое. Многие игры сделаны своими руками.
Использование проблемно-поисковых технологий с детьми раннего возраста позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему дети становятся самостоятельнее, активнее, способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. Играя, они познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. То есть через игру идёт процесс развитие детей.