Педагогический совет «Дополнительное образование детей дошкольного возраста в ДОУ. Ярмарка педагогических идей»

Марина Орлова
Педагогический совет «Дополнительное образование детей дошкольного возраста в ДОУ. Ярмарка педагогических идей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Теремок»

Педагогический совет

«Дополнительное образование детей дошкольного возраста в ДОУ.

Ярмарка педагогических идей».

Подготовила и провела Орлова М. В.,

старший воспитатель МБДОУ

детский сад №1 «Теремок»

2020 год

Сл. 1. «Дополнительное образование детей дошкольного возраста в ДОУ. Ярмарка педагогических идей».

Цель: расширение знаний педагогов об организации дополнительного образования в условиях ДОУ.

Задачи:

1. Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации.

2. Выявление и распространение педагогического опыта.

3. Повышение престижа педагогического труда и поиска, публичное призвание вклада педагогов в развитие ДОУ.

Подготовительная работа:

1. Организация работы по дополнительному образованию в рамках Основной

общеобразовательной программы.

2. Подготовить презентацию о работе своего кружка.

Форма педсовета : малые педагогические чтения.

План педсовета :

1. Вступительное слово старшего воспитателя ДОУ.

2. Вопрос-ответ.

3. Ярмарка педагогических идей.

4. Подведение итогов. Высказывания педагогов.

5. Решение педагогического совета.

Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение д ополнительного образования детей ц ентр детского творчества «Созвездие» Тематический педагогический совет «УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения» Составитель: з аместитель директора по УВР Журбина Тамара Алексеевна г .о . Власиха 2012

Слайд 2

«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить , а факел, который надо зажечь » Сократ « Возбудить силы самовыдвижения, а не «вылепить » свой идеальный образ из ребёнка – вот основная задача воспитания»

Слайд 3

Повестка педсовета: 1.Установочное сообщение «Учебное занятие в дополни-тельном образовании с точки зрения личностно-ориен-тированного обучения». Шевчук Н.И. – педагог дополнительного образования Журбина Т.А. – зам.директора по УВР 2. Анализ опыта работы педагогов ЦДТ по применению ме-тодов и приёмов личностно-ориентированного обучения. Дубинина С.А. – педагог дополнительного образования 3 . Обмен педагогическим опытом: работа в группах по направленностям. Педагоги ИЗО и ДПИ 4. Выработка и принятие решения педагогического совета.

Слайд 4

Слово – «технология» – пришло из технического мира и наиболее привычное отношение имеет к производственному процессу. Оно происходит от греческих techno – это значит искусство , мастерство, умение и logos – наука , закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. Если говорить о технологии, то в переводе это означает искусство и трактуется как совокупность методов. Технология отличается от методики преподавания своей воспроизводимостью и устойчивостью результатов. В широком смысле, технология — это наука о законах функционирования любой сложной системы: производство, социум, образование и др. Понятие «технология» включает три составляющих части: – Информационную (содержание – «что?») – основополагающие принципы системы – научность, доступность, перспективность, последовательность, связь с практикой и т.д.; – Инструментальную (ресурсы – «чем?») – инструменты, необходимые для реализации проекта; их состав многообразен, от материально-технических до человеческих. – Социальную (кадры – «кто?») – « реализаторы » (кадры и требования к ним). Эти составляющие технологии тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, изменение одной из них требует соответственного изменения других. В узком смысле, технология – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья в процессе производства. Наука о способах воздействия на сырье, материалы, соответствующими орудиями производства. В образовании это означает совокупность методов воздействия на обучающихся в учебном процессе.

Слайд 6

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения . Дифференциация обучения Индивидуализация обучения «Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части. В учреждениях дополнительного образо – вания детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как: комплектование учебных групп однородного состава; внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса; профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей. Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой инди-видуальный подход и индиви-дуальная форма обучения яв-ляются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осущест-вляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

Слайд 7

Личностно-ориентированное обучение – (ЛОО) это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность , субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Слайд 8

Цель личностно-ориентированного занятия – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся

Слайд 11

методы и приемы личностно-ориентированного обучения Подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий. Метод совместной импровизации педагога и ребенка Разнообразие форм проведения занятий . Использование игровых ситуаций Использо-вание проблем-ных ситуаций

Слайд 13

Средства достижения этой цели : Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт обучающихся Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе группы. Стимулирование детей к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Оценка деятельности ребенка не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. Использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего обучающемуся выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания . Создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому ребёнку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения обучающегося.

Слайд 14

Критерии эффективности занятия ЛОО (по И.С. Якиманской ) Мотивация к целеполаганию . Использование проблемных заданий. Применение заданий, позволяющих обучающемуся самому выбрать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символичес-кую ). Сообщение в начале занятия не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе занятия. Обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому; Создание положительного эмоционального настроя на работу всех детей. Стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использо-ванию разных способов выполнения заданий. Оценка (поощрение) не только правильного ответа ребёнка но и анализ того, как ребёнок рассуждал , какой способ использовал, почему и в чем ошибка. Оценивание обучающегося в конце занятия должно аргументироваться по таким параметрам, как правильность, самостоятельность, оригинальность.

Слайд 15

Сравним традиционное и личностно-ориентированное обучение

Слайд 18

Спасибо за внимание

Слайд 20

П Е Д А Г О Г И К А Д Е Т С Т В О М Е Т О Д И К А О Д И Д А К Т И К А В С П О С О Б Н О С Т И Е Л И Ч Н О С Т Ь Т В О Р Ч Е С Т В О В О С П И Т А Н И Е И О М Е Т О Д Е Т Е Х Н О Л О Г И Я ОТВЕТЫ К КРОССВОРДУ

http://www.ddt.che.edu54.ru//

Рассмотрено

на педагогическом совете

МКУ ДО-Дома детского творчества

 Черепановского района

протокол №  3   от 23.06. 2015 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МКУ ДО-

Дома детского творчества

 Черепановского района

                         № 33 от 23.06.2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о педагогическом совете муниципального казённого учреждения дополнительного образования-Дома детского творчества Черепановского района

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Типовым положением «О педагогическом совете образовательного учреждения» и регламентирует деятельность педагогического Совета муниципального казённого учреждения дополнительного образования-Дома детского творчества Черепановского района (далее – Учреждение).

1.2. Педагогический Совет является постоянно действующим органом управления Учреждения для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса.

1.3. В состав педагогического Совета входят все педагогические работники Учреждения. Возглавляет педагогический Совет Учреждения директор Учреждения.

1.4. Педагогический Совет Учреждения действует на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об учреждении дополнительного образования, других нормативных правовых актов об образовании, Устава Учреждения, настоящего Положения.

1.5. Решения педагогического Совета являются рекомендательными для коллектива Учреждения. Решения педагогического Совета, утвержденные приказом Учреждения, являются обязательными для исполнения.

1.6. Положение о педагогическом Совете Учреждения утверждается директором Учреждения, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

2. Задачи и содержание работы педагогического Совета

2.1. Главными задачами педагогического Совета являются:

· реализация государственной политики по вопросам дополнительного

образования;

· ориентация деятельности педагогического коллектива Учреждения на

совершенствование образовательного процесса;

· разработка содержания работы по общей методической теме

Учреждения;

· внедрение в практическую деятельность педагогических работников

достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, теории и практики музыкального образования;

· решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся,

освоивших образовательные программы, соответствующие лицензии Учреждения.

2.2. Функции педагогического Совета.

2.2.1. Основные функции педагогического Совета Учреждения:

· управленческие: совещательные, контролирующие и корректирующие;

· методические: информационные, аналитические, развивающие и

обучающие;

· воспитательные: мотивационные, мировоззренческие и

организационные;

· социально-педагогические: коммуникативные, интегрирующие и

координирующие.

2.2.2. Педагогический Совет осуществляет следующие функции:

· определяет основные направления педагогической деятельности

Учреждения;

· принимает учебные планы и программы;

· принимает методические направления работы с обучающимися;

· обсуждает и утверждает планы работы Учреждения;

· заслушивает и обсуждает информацию и отчеты педагогических

работников Учреждения, сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима Учреждения, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности Учреждения;

· к компетенции педагогического Совета относятся вопросы содержания,

методов и форм образовательного процесса;

· к компетенции педагогического Совета относятся вопросы повышения

квалификации педагогических работников.

3. Права и ответственность педагогического Совета

3.1. Педагогический Совет имеет право:

· создавать временные творческие объединения с приглашением

специалистов различного профиля, консультантов для выработки рекомендаций с последующим рассмотрением их на педагогическом Совете; принимать окончательное решение по спорным вопросам, входящим в его компетенцию;

· принимать, утверждать положения (локальные акты) с компетенцией,

относящейся к объединениям по профессии;

· в необходимых случаях на заседания педагогического Совета

Учреждения могут приглашаться представители общественных организаций, учреждений, взаимодействующих с Учреждением по вопросам образования и культуры, родители (лица их заменяющие) обучающихся, представители Учредителя Учреждения, и др. Необходимость их приглашения определяется председателем педагогического Совета. Лица, приглашенные на заседание педагогического Совета, пользуются правом совещательного голоса.

3.2. Педагогический Совет ответственен за:

· выполнение плана работы Учреждения;

· соответствие принятых решений законодательству Российской

Федерации об образовании, о защите прав детства;

· утверждение образовательных программ, не имеющих экспертного

заключения;

· принятие конкретных решений по каждому рассматриваемому

вопросу, с указанием ответственных лиц и сроков исполнения.

4. Организация деятельности педагогического Совета

4.1. Педагогический Совет избирает из своего состава секретаря. Секретарь педсовета работает на общественных началах.

4.2. Педагогический Совет работает по плану, являющемуся составной частью плана работы Учреждения.

4.3. Заседания педагогического Совета созываются, как правило, один раз в квартал, в соответствии с планом работы Учреждения.

4.4. Решения педагогического Совета принимаются большинством голосов при наличии на заседании не менее двух третей его членов. При равном количестве голосов решающим является голос председателя педагогического Совета.

4.5. Организацию выполнения решений педагогического Совета осуществляет директор Учреждения и ответственные лица, указанные в решении. Результаты этой работы сообщаются членам педагогического Совета на последующих его заседаниях.

4.6. Директор Учреждения в случае несогласия с решением педагогического Совета приостанавливает выполнение решения, извещает об этом Учредителя Учреждения, который в трехдневный срок при участии заинтересованных сторон обязан рассмотреть данное заявление, ознакомиться с мотивированным мнением большинства членов педагогического Совета и вынести окончательное решение по спорному вопросу.

5. Документация педагогического Совета

5.1. Заседания педагогического Совета оформляются протокольно, к протоколу прилагаются приложения с выступлениями. Протоколы подписываются председателем и секретарем педагогического Совета.

5.2. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.

5.4. Книга протоколов педагогического Совета Учреждения входит в его номенклатуру дел, хранится в Учреждении постоянно и передается по акту.

Ход педагогического совета

1. Вступительное слово старшего воспитателя ДОУ.

Старший воспитатель:

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Мы рады видеть Вас в нашем детском саду на педсовете, тема которого «Дополнительное образование детей дошкольного возраста в ДОУ. Ярмарка педагогических идей».

Предлагаю встать в круг и с помощью мяча поприветствовать друг друга (педагоги приветствуют друг друга).

Упражнение «Ассоциация». С чем можно сравнить воспитателя?

Цель: настроить воспитателей на работу, снять психологическое напряжение.

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

– Если воспитатель – это цвет, то какой?

– Если воспитатель – это геометрическая фигура, то какая?

– Если воспитатель – это настроение, то какое?

– Если представить, что воспитатель – это сказочный герой, то кто?

– Если представить, что воспитатель – это время года, то, какое?

– Если воспитатель – это вид спорта, то какой?

– Если воспитатель – это цветок, то какой?

– Если воспитатель – это драгоценный камень, то какой?

– Если воспитатель – это песня, то какая?

Спасибо, большое всем. Видите, как мы с вами ассоциировали современного воспитателя. Мы настроились на плодотворную и серьёзную работу. (Педагоги присаживаются за столы)

Начать наш педсовет, мне хотелось бы со стихотворения Федора Ивановича Тютчева:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать.

Увы, не каждый раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить.

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в жизни молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться.

Детский сад – первая ступень общей системы образования. Главная цель дошкольного образования – всестороннее развитие ребёнка. Важное значение для развития дошкольника имеет организация ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в системе детского сада. Современное дополнительное образование способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей и развитию творческой активности в каждом ребёнке. Жизнь требует от нас подготовки способного, умеющего адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного, творческого, креативного человека. Не секрет, что «неталантливых детей не бывает» – бывают упущенные возможности. Каждый ребенок талантлив! Дело за малым – помочь ребенку: НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ; ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ.

2. Вопрос-ответ.

А сейчас предлагаю провести небольшую умственную разминочку, вспомнив высказывания об обучении и воспитании.

1 задание для педагогов.

Ваша задача – собрать высказывания.

1. “Час работы научит большему, чем день объяснений”. (Ж. -Ж. Руссо)

2. Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму”. (Китайская пословица)

3. “Три пути ведут к знанию. Путь размышлений – самый благородный, путь подражания – самый легкий, путь опыта – самый горький”. (Конфуций)

4. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». (Русская пословица)

Сл. 2. Проверка по слайду.

Молодцы, все справились с заданием и продолжаем.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ – это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивает основная образовательная программа дошкольной организации. Дополнительное образование является необходимым компонентом современного образования.

Уважаемые педагоги ответьте на такой вопрос:

2 задание для педагогов. Что нужно учитывать при организации дополнительного образования в ДОУ? (ответы педагогов).

(Добровольное включение детей в деятельность, организация рабочего пространства, возможность детей заниматься по своим силам и интересам, игровой характер подачи любого материала).

Старший воспитатель:

Организация различных объединений по дополнительному образованию предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

– организация рабочего пространства;

– возможность детей заниматься по своим силам и интересам;

– игровой характер подачи любого материала.

3 задание для педагогов.

Чтобы выполнить следующее задание нужно разбиться на подгруппы.

Первая подгруппа «Умники», вторая – «Умницы». Подумайте и ответьте на вопрос. На что должна быть направлена образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в ДОУ?

Задание педагогам. Дописать ответы.

«Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в ДОУ должна быть направлена на:

– формирование и развитие творческих способностей детей;

– создание условий для развития личности ребенка;

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

– взаимодействие педагога с семьями;

– удовлетворение индивидуальных потребностей детей в социально-коммуникативном, художественно-эстетическом, познавательном и речевом развитии;

– обеспечение духовно-нравственного воспитания детей;

– обеспечение гражданско-патриотического воспитания детей;

– выявление талантливых обучающихся;

– развитие и поддержку талантливых обучающихся;

– социализацию и адаптацию детей к жизни в обществе;

– формирование общей культуры детей.

Проверяем. Молодцы! Назвали все правильно.

4 задание для педагогов. Уважаемые коллеги, назовите плюсы дополнительного образования? (ответы педагогов).

Сл. 3. Посмотрим на экран. Плюсы дополнительного образования в ДОУ.

•Дошкольная организация имеет возможность сочетать традиционное дошкольное образование с дополнительным образованием дошкольников.

•Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка.

•Дополнительное образование повышает компетентность и профессионализм педагогов и специалистов, тем самым улучшает качество дошкольного образования.

•Организация дополнительного образования в ДОУ служит одним из эффективных способов развития потребности у педагогов в непрерывном профессиональном росте.

В дошкольных учреждениях прошлых лет кружок был основной формой добровольного объединения детей. В системе современного дополнительного образования кружки также продолжают существовать. Сегодня кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности. Дополнительное образование позволяют удовлетворить самые разнообразные потребности детей. Успех зависит не только от степени активного участия в работе кружка детей, но и в большей степени – от личных качеств педагога – руководителя. Скучное и неинтересное в жизни ребенка может стать веселым и занимательным. Для этого достаточно, чтобы рядом был умный, талантливый, добрый взрослый, обладающий педагогической интуицией. Именно эти качества и нужны педагогу для организации дополнительного образования. Основной задачей педагога в организации дополнительного образования является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.

А сейчас предлагаю вам ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ЗАРЯДКУ. Упражнения направлены на овладение педагогами приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.

• Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: “Очень я собой горжусь, я на многое гожусь”.

• Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: “Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача”.

• Потирая ладонь о ладонь повторить: “Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче”.

• Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: “Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего”.

• Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: “На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо”.

• Руки на поясе, делая наклоны вправо – влево, повторить: “Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу”.

• Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: “Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна”.

• Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: “Я бодра и энергична, и дела идут отлично”.

• Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: “Вселенная мне улыбается, и все у меня получается”.

Вот какие мы молодцы! Продолжаем.

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования. Количество и длительность занятий по дополнительному образованию регулируется СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 29 мая 2013 г., а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объём недельной нагрузки с учётом возраста детей.

Дополнительные занятия проводятся во второй половине дня, не занимая время, отведенное на прогулку и дневной сон.

Сл. 4. Работа по дополнительному образованию в нашем образовательном учреждении представлена по следующим программным направлениям:

– социально-педагогическое «Речевичок», «Моя семья»;

– эколого-педагогическое «Почемучки»;

– художественно-эстетическое «Умелые ручки»;

– туристско – краеведческое «Край родной, навек любимый».

Сл. 5. 3. «Ярмарка педагогических идей». (Презентация программ по дополнительному образованию).

С целью расширения и уточнения представлений у педагогов о дополнительном образовании в ДОУ начнем «Ярмарку педагогических идей»

Сл. 6. Ярмарку начинает воспитатель младшей группы Ефимова Ю. Ю. Она представит кружок «Речевичок» (выступление воспитателя).

Продолжу ярмарку я. Представлю работу кружка «Край родной, навек любимый» (выступление воспитателя). Сл. 7-19.

Сл. 20- 29. Ярмарку продолжает Осипова Н. Ю. воспитатель старшей группы. Она расскажет о работе кружка «Умелые ручки» (выступление воспитателя).

Сл. 30-48. Свои педагогические идеи представит воспитатель подготовительной группы Молякова Е. А. Она ведет кружок ««Моя семья» (выступление воспитателя).

Сл. 49- 73. И завершает ярмарку педагогических идей Каретникова Е. В. воспитатель средней группы. Елена Викторовна представляет кружок «Почемучки» (выступление воспитателя).

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги, гости! Разрешите закончить “Ярмарку педагогических идей” фразой:

«Педагогическое творчество и удовлетворенность избранной профессией взаимно стимулируют друг друга. Без удовлетворенности специальностью невозможно проявление высокой творческой продуктивности в педагогическом труде.» Поэтому сегодня, я могу с уверенностью сказать, что в нашем педагогическом коллективе работают творческие, целеустремленные, эмоционально богатые педагоги, для которых их труд является не только источником существования, но и источником радости, смысла жизни.

4. Подведение итогов. Высказывания педагогов.

Пришло время подвести итог нашего педсовета.

В чём же состоит ценность дополнительного образования? (Дискуссия с педагогами)

Сл. 74. Дополнительное образование :

•усиливает вариативную составляющую общего образования,

•способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении,

•стимулирует познавательную мотивацию обучающихся,

• повышает компетентность и профессионализм педагогов, тем самым улучшает качество дошкольного образования.

5. Решение педагогического совета.

Сл. 75. А теперь примем решение педагогического совета.

Продолжить работу по дополнительному образованию.

Занятия проводить в игровой форме, используя современные методы и приемы.

В работе с детьми постоянно использовать индивидуально-личностный подход, закрепляя знания, умения детей в различных видах деятельности.

Педагогам по дополнительному образованию своевременно готовить материал для публикаций на сайте ДОУ и в СМИ.

Сроки: постоянно.

6. Рефлексия.

Рефлексия «Цветок».

Старший воспитатель: – Давайте сделаем, необычный цветок. Я приготовила серединку, а вы выбираете лепестки:

-желтый – если вам было интересно;

-голубой – если вам понравился педсовет;

-красный – если вы узнали много нового;

-фиолетовый – если было скучно.

Спасибо!

Педагогический совет «Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала учащихся»

Прокопьева Елена Валентиновна

Методическая разработка педагогического совета «Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала учащихся». Цель: ознакомить со спецификой дополнительного образования детей, его функциями и ролью в развитии личности ребенка.
Форма проведения – интеллектуальное кафе.

Оценить

4605

Содержимое разработки

Педсовет

«Роль дополнительного образования в развитии

творческого потенциала учащихся»

Дата проведения: ______________

Цель: ознакомить со спецификой дополнительного образования детей, его функциями и ролью в развитии личности ребенка.

Форма проведения: интеллектуальное кафе.

Формы организации коллектива: работа в больших и малых группах, индивидуальная работа.

Педагогические методики и технологии: технология модерации, технология творческой мастерской, групповая технология.

План проведения:

Педагоги разбиты на 4 группы, на столах – элементы новогодней сервировки (свечи, салфетки, веточки ели, ленточки, яблоки и проч.).

На столах:

-меню-план проведения педсовета;

– заготовки гастрономических фразеологизмов русского языка;

– «Книга отзывов и предложений»;

– лист работы социальных групп «Администрация», «Учителя», «Родители», «Учащиеся».

Слайд 1

-Уважаемые коллеги, приглашаю вас посетить наше интеллектуальное кафе. Эпиграфом нашей встречи выбрано высказывание известного всем педагога В.А. Сухомлинского.

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити, ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский).

И мы будем говорить сегодня о дополнительном образовании, как факторе развития ребенка.

Объявляется тема нашего педсовета: «Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала учащихся»

Слайд 4

Воспитание — хлеб души.

Д. Мадзени

Для того чтобы разбудить аппетит к теме сегодняшнего педсовета, на столы уже поданы сок, хлеб. На Руси хлеб – всему голова, хлебом-солью встречают дорогих гостей.

Ребёнок – то же зерно, которое, попав в почву:

– вначале созерцает, т.е. наблюдает, впитывает в себя энергию воды, солнца, земли;

– затем прозревает, пробивая себе путь через толщу земли;

– далее идёт процесс созревания, взросления, приобретения определенных свойств и качеств под влиянием определенных погодных и агрономических условий;

– и последняя и вместе с тем бесконечная стадия – превращается в зерно, которое либо даст жизнь другим зёрнам, либо послужит основой для изготовления полезного продукта.

Огромную роль в процессе выращивания зерна, равно как и в процессе воспитания ребенка, играет человек.

Слайд 5

О воспитании судят по конечному продукту – то есть по тому, что получилось из детей. Олег Рой “Вдали от рая”

И агроном, и учитель хотят видеть конечный продукт высшего качества. «Рижский», «Бородинский», «Дарницкий», «Столичный» – бренды на хлебном рынке России. Изюминка каждой хлебной марки – ингредиенты в составе продукции.

Выпускники начальной школы – тоже, по сути, бренд общеобразовательного учреждения.

Слайд 6

Какие же ингредиенты входят в состав воспитательно-образовательного бренда нашей школы?

Уважаемые коллеги, методическим материалом для вашей работы на данном этапе послужат гастрономические фразеологизмы русского языка. Ваша задача с их помощью создать образ выпускника, который мог бы стать брендом нашего учреждения. Напоминаю вам, что бренд – это…

БРЕНД — товарный знак, торговая марка, широко известное торговое имя компании (товара, услуги), положительно влияющее на репутацию компании и служащее своеобразной гарантией ожидаемого качества товара (услуги).

Работа в группах над созданием образа.

Итак, я жду от вас лаконичного названия для образа в одно-два слова. Обращаю ваше внимание на то, что основа для работы – гастрономические фразеологизмы. На работу отводится 3-4 минуты.

Материал для работы в группах:

1 группа

вариться в собственном соку

вливать новое вино в старые мехи

каши не сваришь

искать лёгкий хлеб

разбиться в лепёшку

сборная солянка

на мякине не проведёшь

2 группа

не жизнь, а малина

каша из топора

задать перцу

делить хлеб-соль

хрен редьки не слаще

хлебом не корми

за семь вёрст киселя хлебать

3 группа

как сыр в масле

проще пареной репы

политика кнута и пряника

тёртый калач

щелкать как семечки

придавать изюминку

яблоку негде упасть

4 группа

медом не корми

как по маслу

расти как на дрожжах

жить в шоколаде

хуже горькой редьки

сделать бифштекс (отбивную)

беситься с жиру

Афиширование результатов работы

Молодцы! Бренд создали, осталось решить, как добиться такого конечного продукта.

И прежде, чем приступить к дальнейшей творческой работе, рассмотрим, что такое дополнительное образование в школе.

ДО- это структурная единица воспитательной системы, выполняющая широчайший спектр воспитательных функций, призванная решить ряд педагогических задач, которые стоят перед основным образованием и образовательным учреждением в целом.

ДО в школе- это составная часть образовательной системы, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых является ответственность за качество образования детей.

Цель ДО:

– создать условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Кроме того, ДО в школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

КАКИХ? (ответы педагогов)

– решить проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних

– обеспечить занятость детей и подростков по интересам во внеурочное время

– профессионально ориентировать обучающихся.

ДО осуществляется вне рамок основных образовательных программ и предполагает реализацию дополнительной образовательной программы, которая правильно называетсядополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью, в этом случае, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало. Такой подход требует от дополнительного образования (ДО) достижения своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.

Социальная функция ДО направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке

культуры, образования и здоровья населения);

б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что

недостает их ребенку: занятость по времени, предпрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);

в) детского спроса – удовлетворение потребности познавательного и личностного развития (общение, досуг и времяпровождение), детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка;

г) правоохранительного спроса – профилактика девиантного и асоциального

поведения детей.

Психологическая функция УДО:

а) развивающая – создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умений и навыков). Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в ДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;

б) социализирующая – общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе – попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий;

в) компенсаторная – психологическая компенсация неудач в семье, в школе

г) релаксационная – возможность отдохнуть от жесткой регламентации

поведения в семье и в школе;

д) консультационная – для педагогов, родителей и детей.

Образовательная функция УДО:

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополни-

тельным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений;

б) профессиональное самоопределение и преддверие профессионального

образования (например, дизайн-студия, фотостудия, авиа-, авто-, судомоделирование);

в) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес каждого ребенка

Программы не преследуют цели досконального изучения приемов и методов прикладного искусства, акцент делается на развитие личностных качеств, духовного мира детей. Такие занятия дают возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки пригодятся детям в жизни.

-Наше интеллектуальное кафе продолжает свою работу, и я предлагаю вам попробовать сборную солянку, которая состоит из следующих ингредиентов: информации о системе дополнительного образования нашей школы, результат анкетирования родителей по теме «Изучение образовательных потребностей».

Далее выступление о программах, реализуемых в школе, количестве учащихся в них задействованных, сколько педагогов руководит объединениями, у кого пройдена курсовая переподготовка.

Второй ингредиент солянки – это результат анкетирования родителей «Изучение образовательных потребностей». Анализ данных анкеты.

– По сути комплектование объединений определяется запросами обучающихся, их родителей, квалификацией педагогов и имеющимися в школе материально-техническими возможностями.

Т.О. учитывать мнение родителей мы должны, но исходить еще и из возможностей школы.

А теперь возвращаясь к бренду. Как же добиться результата работы, того конечного продукта, который вы создали вначале?

Вот на этот вопрос 1 ответ:

-Воспитание – процесс трудоемкий, но от этого не менее приятный. В нем, как и в любом другом важном деле, нужна система. Основные её принципы попытаюсь трактовать через яркую составляющую нашего методического меню: это сок, дорогие коллеги.

1 принцип. Я думаю, вы будете со мной согласны: нам нельзя вариться в собственном соку, дабы не заслужить репутацию людей, не поддерживающих связь с внешним миром. Мы должны идти в ногу со временем, использовать в своей работе современные методики, позволяющие добиться высокого результата.

2 принцип. Мы готовы, чтобы из нас были выжаты все соки, но питаем надежду, что воспользуются нашими мыслями и идеями люди бескорыстные, благодарные.

3 принцип. Быть вечным двигателем: всю жизнь гореть, всем светить, всегда находиться в самом соку, в полном расцвете сил. Чтобы вырастить не одно молодое поколение достойных людей.

– А сейчас эстафетную палочку я передаю вам, педагоги, предлагаю пригубить живительный напиток и давайте подумаем и составим так называемый РЕЦЕПТ создания бренда. Добавим еще

Из текста тезисно выписать или самим сформулировать по содержанию теста основные шаги или составляющие рецепта

К учебному занятию детского объединения дополнительного образов

ния в настоящее время предъявляются весьма высокие требования, как в содержательном, так и в организационном плане. Очень часто педагоги дополнительного образования не владеют технологией написания плана учебного занятия, особенно вновь прибывшие и молодые специалисты. Нет четкого понимания в таких понятиях, как  типы, структура  занятий и многое другое. Испытывают трудности в целеполагании, в определении методов и технологий.     Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Занятия в системе  дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все  это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно  раскрыть  и реализовать свой творческий потенциал независимо от того,  какому виду искусства он обучает.

2.Отсутствие обязательного образовательного стандарта в ДО дает возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу – процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка.

Учебные программы и методы педагогической работы, за небольшим исключением, уже не могут быть ориентированы строго на определенный вид и уровень развития способностей учащихся. Напротив, они должны создавать условия и для развития детей, как с проявившимися и достаточно развитыми способностями, так и для проявления способностей у детей, которые еще “не нашли себя”, не проявили своих интересов и способностей.

Ведущими для раскрытия и всестороннего развития творческих возможностей ребенка являются три основных фактора: познавательная, личностная, творческая активность. Имеющийся в литературе коллективный психологопедагогический опыт показывает, что наилучший успех в обучении и социальном развитии учащихся может быть достигнут лишь тогда, когда учебная программа и методы ее реализации соответствуют интеллектуальным и творческим потребностям этих детей, а также особенностям их личностного развития.

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей, личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.

Дополнительные образовательные программы должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой – учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы.

3.Особое место занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия.

Комплектование состава детского объединения: этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий – организацию рекламы, запись, организационное собрание и оформление необходимой документации.

Первые занятия: каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, так как они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, поскольку складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.

Второй этап занятия – рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:

• разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы;

• описание содержания и результатов первого года занятий;

• объяснение основных этапов овладения мастерством;

• рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников;

• рассказ о традициях творческого объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения). Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях объединения, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в домашнем быту, в лагере, во дворе и т.д.

Следующий этап занятия – выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

• тесты или тестовые задания;

• викторины, конкурсы и соревнования;

• познавательные игры;

• выполнение практической работы или творческого задания.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:

• внесения корректив в образовательную программу;

• разработки индивидуальных заданий;

• объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

Следующий этап занятия – собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.

4.Что касается методов обучения, то их можно классифицировать по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра. На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), тестирование. На этапе проверки полученных знаний – зачет, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, соревнование.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей), и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.

Фиксирование результатов работы на доску

– Продолжаем утолять наш голод. Нам к педсовету были представлены три открытых занятия – назовем их канапе «Педагогический опыт», которые пришлись вам по вкусу. Все занятия получили высшую оценку.

– Кстати сказать, для кулинаров канапе – это не только бутерброд «на один укус», но и возможность смело экспериментировать с формой, вкусом и содержанием. Предлагаю каждой группе принять участие в творческом эксперименте. Для работы каждому творческому коллективу предоставляются шпажки, а педагогические ингредиенты группа подбирает свои. Интересно, что явилось изюминкой при организации занятия у каждого из педагогов? У каждой группы должно быть не менее трёх ингредиентов.

Работа в группах, 5 минут

Афиширование результатов.

– И на десерт, уважаемые коллеги, –деловая игра «Проблемы, поиски, решения». Каждая творческая группа представляет собой одну из 4 социальных групп:

администрация

педагоги

родители

учащиеся

Каждая группа вносит предложения по совершенствованию и развитию системы дополнительного образования в школе. В течение 7 минут команды выполняют задание, которое будет вам представлено, затем выступают со своими предложениями, мы обсуждаем и принимаем решение.

Я прошу вас серьёзно отнестись к предложенным заданиям, проявить терпение и предложить рациональные решения.

Итак, первая социальная группа – администрация.

Эту проблему вы рассматриваете с позиции администрации

Вы должны в течение 7 минут разработать возможные формы взаимодействия администрации с учителями, обсудить, какую помощь администрация должна оказать в организации дополнительного образования в школе.

Вторая социальная группа – педагоги.

Эту проблему вы рассматриваете с позиции педагогов.

7 минут для того, чтобы вы подумали над предложениями по преодолению трудностей ДО в школе, предложили конкретные формы и методы Ваши предложения.

Третья социальная группа – родители.

Эту проблему вы рассматриваете с позиции родителей.

В течение 7 минут вы будете работать над проблемой возможных точек взаимодействия родителей и учителей в организации школьной жизнедеятельности. Ваши предложения.

Четвёртая социальная группа – учащиеся.

Представьте, что вы ученики. Какой должна быть внеурочная жизнь в школе? Ваши 7 минут. Ваши предложения.

Обсуждение, подведение итогов

В качестве рефлексии на работу в рамках педсовета я попрошу заполнить нашу«Книгу отзывов и предложений» в каждой группе.

Решение педсовета:

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/363832-pedagogicheskij-sovet-rol-dopolnitelnogo-obra

Также вас может заинтересовать

  • Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях введения ФГОС
  • Анализ работы художественно-эстетического направления за 2011-2012 учебный год
  • Авторская программа”Занимательная математика”
  • Календарно-тематическое планирование внеклассных занятий на 2012\2013 учебный год
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА- ФАКТОР ЕГО УСПЕШНОЙ РАБОТЫ.

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *