Педагогические советы
22 июня состоялся педагогический совет «Анализ итогов учебно-воспитательного процесса за 2021-2022 учебный год». Директор лицея Федорова Лолита Анатольевна открыла пленарную часть заседания и обозначила самые важные и яркие события в жизни образовательного учреждения за истекший год. Итоги учебно-воспитательного процесса лицея обобщили и проанализировали заместители директора по учебно-воспитательной работе Коршунова Вера Викторовна, Сычева Ирина Валерьевна и Касаткина Наталия Сергеевна. Заместитель директора Волкова Наталья Анатольевна представила отчет о работе лицея в статусе региональной инновационной площадки. О результативности научно-методической работы рассказала заместитель директора Вайц Карина Сергеевна. Педагоги лицея Хайкара Инга Николаевна и Александрова Диана Николаевна поделились с коллегами успешными формами организации проектной деятельности учащихся. Учитель математики Закуцкая Марина Владимировна, победитель городского этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России – 2022», выступила с представлением своего опыта участия в конкурсных испытаниях. В конце заседания Афанасьева Натела Паатаевна подвела итоги воспитательной работы.
Рубрика: Педагогические советы Сайт Воспитательный отдел Новости ШМО учителей иностранных языков Новости ШМО учителей словесности Новости ШМО учителей ФЭТ МО учителей математики Методический кабинет Новости ШМО учителей МИФ ШМО учителей начальной школы
Педагогический совет «Анализ итогов учебно-воспитательного процесса за 2020-2021 учебный год»
23 июня в лицее состоялся педагогический совет «Анализ итогов учебно-воспитательного процесса за 2020-2021 учебный год». В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации собрание педагогов прошло онлайн в дистанционном формате. Директор лицея Федорова Лолита Анатольевна определила цель и задачи педагогического совета. Сычева Ирина Валерьевна и Коршунова Вера Викторовна, заместители директора по УВР, подвели итоги учебно-воспитательной работы за 2020-2021 учебный год. Заместитель директора по научно-методической работе Вайц Карина Сергеевна представила анализ итогов методической и инновационной работы в лицее. Яковченко Екатерина Николаевна, заместитель директора по ВР, представила итоги воспитательной работы в этом учебном году. Петченко Ирина Евгеньевна, заведующий ОДОД, выступила с анализом результатов дополнительного образования в лицее. Директор лицея отметила достижения педагогов в профессиональных конкурсах и успехи в подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам. В финале мероприятия Лолита Анатольевна поздравила коллег с окончанием учебного года и пожелала дальнейших успехов.
Рубрика: Педагогические советы Сайт Воспитательный отдел Методический кабинет Инновационная деятельность
29 декабря в режиме видеоконференции на платформе Mind состоялся педагогический совет «Анализ эффективности работы лицея в условиях сохранения рисков распространения COVID 19. Итоги 1 полугодия 2020-2021 учебного года». Открыла работу педагогического совета директор лицея Л. Федорова. С анализом учебно-воспитательной деятельности выступили заместители директора по направлениям: Сычева Ирина Валерьевна, заместитель директора по УВР (5-11 классы), Коршунова Вера Викторовна заместитель директора по УВР (начальная школа), Вайц Карина Сергеевна, заместитель директора по НМР, Яковченко Е. , заместители директора по ВР. Иванова И. , заместитель директора по ИКТ, сообщила коллегам о состоянии информатизации и цифровизации образовательного процесса в лицее, Петченко И. познакомила коллег с достижениями учащихся и педагогов отделения дополнительного образования.
Рубрика: Педагогические советы Сайт ОДОД Воспитательный отдел Методический кабинет Инновационная деятельность Федеральная инновационная площадка РОП
Педагогический совет “Современная образовательная среда лицея
Рубрика: Педагогические советы Сайт ОЭР Методический кабинет Инновационная деятельность
Встреча административной команды с педагогами лицея
30 апреля в лицее № 144 в режиме видеоконференции состоялась встреча административной команды с педагогами. Федорова Лолита Анатольевна, директор лицея, поблагодарила коллег за колоссальный труд по организации дистанционного обучения, за интересные уроки и мероприятия, которые проводятся с обучающимися в удаленном режиме. Затем рассказала о режиме работы лицея в период майских праздников, о выставлении итоговых оценок, ответила на вопросы учителей по организации образовательного процесса в мае. Заместитель директора по УВР Корнева Ю. осветила вопросы, связанные с окончанием учебного года, аттестацией обучающихся и корректировкой рабочих программ. Манаенко И. , заместитель директора по инновационной деятельности, рассказала об организации работы по защите учебных проектов обучающимися 9-х классов, отметив, что в этом году она пройдет в онлайн-режиме, а также поблагодарила коллег, которые подготовили публикации для сборника научно-методических трудов.
Рубрика: Педагогические советы Сайт ОДОД Воспитательный отдел Службы поддержки Методический кабинет Инновационная деятельность Федеральная инновационная площадка РОП
Современные подходы, процедуры, инструменты на основе международного исследования PISA и ФГОС»
29 октября состоялся педагогический совет «Новая система оценки качества начального, среднего и общего образования: современные подходы, процедуры, инструменты на основе международного исследования PISA и ФГОС», в ходе которого учителя ознакомились с основными положениями международных сравнительных исследований ТIMSS, PIRLS и PISA, рассмотрели регламент мониторинга по модели PISA: цели и задачи исследования, организация, сроки проведения процедур оценки качества образования, вопросы функциональной грамотности. В процессе работы творческих групп педагогам были предложены варианты заданий PISA из разных предметных областей. В итоге обсуждений учителя выдвинули идеи и внесли предложения по подготовке участников образовательных отношений к данной процедуре и определили основные направления деятельности, которые будут включены в дорожную карту.
Рубрика: Педагогические советы Сайт Методический кабинет
От качественного обучения сегодня – к успешному будущему завтра»
29 августа в лицее прошёл традиционный открытый педагогический совет с участием администрации, учителей, старшеклассников, представителей родительской общественности и выпускников, на котором были подведены итоги 2018-2019 учебного года и представлена стратегия развития нашего образовательного учреждения, ключевой идеей которой является создание развивающей образовательной среды лицея для формирования инженерного мышления учащихся. В конце официальной части мероприятия начальник отдела образования администрации Калининского района Санкт-Петербурга Пичугина Наталья Васильевна поздравила педагогов, родителей и учеников с наступающим 1 Сентября, отметив отличные результаты деятельности лицея, и пожелала успехов и новых творческих свершений. Яркими моментами педагогического совета стали выступления Тимохиной Екатерины Николаевны, учителя истории и обществознания, с презентацией нового виртуального проекта для учащихся и преподавателей технической мастерской «ФАБЛаБПолитех». От имени родительской общественности с поздравлениями и благодарностью в адрес педагогического коллектива выступила Анжела Валерьевна Харченко, член родительского комитета 9-А класса. От лица всех выпускников с напутственным словом к ученикам и благодарностью к педагогам обратилась Александрова Кристина, выпускница 2019 года.
Рубрика: МО учителей математики Новости основной и средней школы Инновационная деятельность Успехи учеников Методический кабинет Выпускникам и абитуриентам Сайт Новости ШМО учителей иностранных языков Новости ШМО учителей общественных и естественных дисциплин Новости ШМО учителей МИФ Воспитательный отдел Новости ШМО учителей словесности Основная и средняя школа ШМО учителей начальной школы Наши партнеры Новости ШМО учителей ФЭТ Совет старшеклассников Педагогические советы
Педагогический совет «Итоги учебно-воспитательного процесса лицея за 1 полугодие 2018-2019 учебного года»
11 января в лицее № 144 состоялся педагогический совет на тему «Итоги учебно-воспитательного процесса за 1 полугодие 2018-2019 учебного года». Открыла работу педагогического совета директор лицея Федорова Л. , поблагодарив коллектив за плодотворную работу. Лолита Анатольевна вручила учителям, участникам городских семинаров, благодарственные письма от СПб АППО, Гирич В. , классному руководителю 1-г класса, и Емельяновой В. , вахтеру, зачитаны благодарственные письма от родителей учеников. Еще одним приятным моментом стали поздравления в адрес юбиляра Ошуркова Александра Петровича и именинника Шубитидзе Тамази Александровича. Во второй части педагогического совета заместители директора по УВР Коршунова В. и Корнева Ю. проанализировали результаты образовательного и воспитательного процесса в 1-4-х и 5-11-х классах. Манаенко И. В, заместитель директора по НМР, прокомментировала итоги научно-методической работы за 1 полугодие, познакомила с планами работы в 3 четверти. Яковченко Е. , заведующий ОДОД, представила достижения учащихся и педагогов Отделения дополнительного образования, озвучила ближайшие мероприятия. В практической части педагогического совета Александрова Д. представила опыт работы по применению технологий здоровьесбережения в урочной и внеурочной деятельности. Корнева Ю. поделилась опытом с коллегами по проведению мастер-классов. Затем педагоги посетили мастер-классы Тимохиной Е. , педагога дополнительного образования, и учителей начальных классов Желновой И. и Додиной М.
Рубрика: Педагогические советы Сайт Страница директора Методический кабинет ШМО учителей начальной школы
Педагогический совет лицея «Образовательное пространство лицея
30 августа в лицее прошёл традиционный совместный педагогический совет «Образовательное пространство лицея: от успеха к творчеству», на котором присутствовали учителя, старшеклассники и представители родительской общественности. В этом году педсовет был посвящен вопросам развития творческих способностей учащихся. С основным докладом выступила директор лицея Князева Вера Владимировна. Она подвела итоги 2016-2017 учебного года и определила основные направления деятельности лицея по ключевым вопросам на новый учебный год. Содокладчиками выступили заместитель директора по УВР начальной школы Коршунова Вера Викторовна, заместитель директора по УВР Черная Марина Михайловна. Учитель музыки Громова Светлана Вячеславовна поделилась с собравшимися опытом своего результативного участия в конкурсах педагогического мастерства различного уровня. С мероприятиями ,которые пройдут в лицее в рамках ФЦПРО познакомила участников педагогического совета руководитель рабочей группы Манаенко Инна Владимировна. Об итогах и перспективах развития ученического самоуправления рассказал председатель Совета старшеклассников Монастырев Николай. Представитель Попечительского совета Трошина Наталья Викторовна подвела итоги работы комиссий Попечительского Совета за 2016-2017 учебный год по оценке эффективности деятельности лицея. По традиции было проведено награждение учителей , учащиеся которых показали высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ. За значительные успехи в своей работе знаком «За вклад в развитие лицея» были награждены учитель музыки Громова Светлана Вячеславовна, бухгалтер Цветова Ольга Юрьевна и представитель родительской общественности Тимохин Борис Александрович.
Рубрика: Методический кабинет Самоуправление Органы государственно-общественного управления Педагогические советы Страница директора Совет старшеклассников Инновационная деятельность Новости основной и средней школы ФЦПРО Воспитательный отдел Сайт
Итоговое заседание Педагогического совета
2017 в лицее состоялось итоговое заседание Педагогического совета. Открыла заседание, по традиции, директор лицея Князева Вера Владимировна. Вера Владимировна рассказала об особенностях внедрения ФГОС, обозначила проблемные моменты в этом процессе и дала важные рекомендации педагогам по организации и проведению уроков. На заседании совета выступили председатели МО Сычева И. , Медведева Л. , Чечурова А. , Подлинева О. , которые подвели итоги работы предметных методических объединений за год. Заместители директора по УВР Коршунова В. и Черная М. обобщили и проанализировали опыт работы лицея, результативность участия в олимпиадно-конкурсном движении и научно-практических конференциях в 2016-2017 учебном году. Заместители директора Тетерина А. , Иванова И. , заведующий ОДОД Вагеник И. познакомили учителей с проблемами, достижениями и перспективами развития информационно- воспитательной среды лицея. Педагоги обсудили результаты работы за год и наметили планы на следующий учебный год. Этот год для лицея получился ярким, результативным и плодотворным.
Рубрика: Методический кабинет Педагогические советы Страница директора Новости ШМО учителей МИФ ШМО учителей начальной школы МО учителей математики Новости ШМО учителей словесности Формирование ИКТ-компетентности Воспитательный отдел Сайт Новости ШМО учителей общественных и естественных дисциплин Новости ШМО учителей иностранных языков ОЭР
Анонсы
Методическая разработка педагогического совета «Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала учащихся». Цель: ознакомить со спецификой дополнительного образования детей, его функциями и ролью в развитии личности ребенка. Форма проведения – интеллектуальное кафе.
Дата проведения: ______________
Форма проведения: интеллектуальное кафе.
Формы организации коллектива: работа в больших и малых группах, индивидуальная работа.
Педагогические методики и технологии: технология модерации, технология творческой мастерской, групповая технология.
Педагоги разбиты на 4 группы, на столах – элементы новогодней сервировки (свечи, салфетки, веточки ели, ленточки, яблоки и проч.
-меню-план проведения педсовета;
– заготовки гастрономических фразеологизмов русского языка;
– «Книга отзывов и предложений»;
– лист работы социальных групп «Администрация», «Учителя», «Родители», «Учащиеся».
-Уважаемые коллеги, приглашаю вас посетить наше интеллектуальное кафе. Эпиграфом нашей встречи выбрано высказывание известного всем педагога В. Сухомлинского.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити, ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В. Сухомлинский).
И мы будем говорить сегодня о дополнительном образовании, как факторе развития ребенка.
Объявляется тема нашего педсовета: «Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала учащихся»
Воспитание — хлеб души.
Для того чтобы разбудить аппетит к теме сегодняшнего педсовета, на столы уже поданы сок, хлеб. На Руси хлеб – всему голова, хлебом-солью встречают дорогих гостей.
Ребёнок – то же зерно, которое, попав в почву:
– вначале созерцает, т. наблюдает, впитывает в себя энергию воды, солнца, земли;
– затем прозревает, пробивая себе путь через толщу земли;
– далее идёт процесс созревания, взросления, приобретения определенных свойств и качеств под влиянием определенных погодных и агрономических условий;
– и последняя и вместе с тем бесконечная стадия – превращается в зерно, которое либо даст жизнь другим зёрнам, либо послужит основой для изготовления полезного продукта.
Огромную роль в процессе выращивания зерна, равно как и в процессе воспитания ребенка, играет человек.
О воспитании судят по конечному продукту – то есть по тому, что получилось из детей. Олег Рой “Вдали от рая”
И агроном, и учитель хотят видеть конечный продукт высшего качества. «Рижский», «Бородинский», «Дарницкий», «Столичный» – бренды на хлебном рынке России. Изюминка каждой хлебной марки – ингредиенты в составе продукции.
Выпускники начальной школы – тоже, по сути, бренд общеобразовательного учреждения.
Какие же ингредиенты входят в состав воспитательно-образовательного бренда нашей школы?
БРЕНД — товарный знак, торговая марка, широко известное торговое имя компании (товара, услуги), положительно влияющее на репутацию компании и служащее своеобразной гарантией ожидаемого качества товара (услуги).
Работа в группах над созданием образа.
Итак, я жду от вас лаконичного названия для образа в одно-два слова. Обращаю ваше внимание на то, что основа для работы – гастрономические фразеологизмы. На работу отводится 3-4 минуты.
Материал для работы в группах:
вариться в собственном соку
вливать новое вино в старые мехи
каши не сваришь
искать лёгкий хлеб
разбиться в лепёшку
на мякине не проведёшь
не жизнь, а малина
каша из топора
хрен редьки не слаще
хлебом не корми
за семь вёрст киселя хлебать
как сыр в масле
проще пареной репы
политика кнута и пряника
щелкать как семечки
яблоку негде упасть
медом не корми
как по маслу
расти как на дрожжах
жить в шоколаде
хуже горькой редьки
сделать бифштекс (отбивную)
беситься с жиру
Афиширование результатов работы
Молодцы! Бренд создали, осталось решить, как добиться такого конечного продукта.
И прежде, чем приступить к дальнейшей творческой работе, рассмотрим, что такое дополнительное образование в школе.
ДО- это структурная единица воспитательной системы, выполняющая широчайший спектр воспитательных функций, призванная решить ряд педагогических задач, которые стоят перед основным образованием и образовательным учреждением в целом.
ДО в школе- это составная часть образовательной системы, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых является ответственность за качество образования детей.
– создать условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Кроме того, ДО в школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:
КАКИХ? (ответы педагогов)
– решить проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних
– обеспечить занятость детей и подростков по интересам во внеурочное время
– профессионально ориентировать обучающихся.
ДО осуществляется вне рамок основных образовательных программ и предполагает реализацию дополнительной образовательной программы, которая правильно называетсядополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью, в этом случае, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало. Такой подход требует от дополнительного образования (ДО) достижения своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.
Социальная функция ДО направлена на удовлетворение:
а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке
культуры, образования и здоровья населения);
б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что
недостает их ребенку: занятость по времени, предпрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);
в) детского спроса – удовлетворение потребности познавательного и личностного развития (общение, досуг и времяпровождение), детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка;
г) правоохранительного спроса – профилактика девиантного и асоциального
поведения детей.
Психологическая функция УДО:
а) развивающая – создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умений и навыков). Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в ДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;
б) социализирующая – общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе – попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий;
в) компенсаторная – психологическая компенсация неудач в семье, в школе
г) релаксационная – возможность отдохнуть от жесткой регламентации
поведения в семье и в школе;
д) консультационная – для педагогов, родителей и детей.
Образовательная функция УДО:
а) образование по дополнительным предметам, т. предметам, дополни-
тельным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений;
б) профессиональное самоопределение и преддверие профессионального
образования (например, дизайн-студия, фотостудия, авиа-, авто-, судомоделирование);
в) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес каждого ребенка
Программы не преследуют цели досконального изучения приемов и методов прикладного искусства, акцент делается на развитие личностных качеств, духовного мира детей. Такие занятия дают возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки пригодятся детям в жизни.
-Наше интеллектуальное кафе продолжает свою работу, и я предлагаю вам попробовать сборную солянку, которая состоит из следующих ингредиентов: информации о системе дополнительного образования нашей школы, результат анкетирования родителей по теме «Изучение образовательных потребностей».
Далее выступление о программах, реализуемых в школе, количестве учащихся в них задействованных, сколько педагогов руководит объединениями, у кого пройдена курсовая переподготовка.
Второй ингредиент солянки – это результат анкетирования родителей «Изучение образовательных потребностей». Анализ данных анкеты.
– По сути комплектование объединений определяется запросами обучающихся, их родителей, квалификацией педагогов и имеющимися в школе материально-техническими возможностями.
учитывать мнение родителей мы должны, но исходить еще и из возможностей школы.
А теперь возвращаясь к бренду. Как же добиться результата работы, того конечного продукта, который вы создали вначале?
Вот на этот вопрос 1 ответ:
-Воспитание – процесс трудоемкий, но от этого не менее приятный. В нем, как и в любом другом важном деле, нужна система. Основные её принципы попытаюсь трактовать через яркую составляющую нашего методического меню: это сок, дорогие коллеги.
1 принцип. Я думаю, вы будете со мной согласны: нам нельзя вариться в собственном соку, дабы не заслужить репутацию людей, не поддерживающих связь с внешним миром. Мы должны идти в ногу со временем, использовать в своей работе современные методики, позволяющие добиться высокого результата.
2 принцип. Мы готовы, чтобы из нас были выжаты все соки, но питаем надежду, что воспользуются нашими мыслями и идеями люди бескорыстные, благодарные.
3 принцип. Быть вечным двигателем: всю жизнь гореть, всем светить, всегда находиться в самом соку, в полном расцвете сил. Чтобы вырастить не одно молодое поколение достойных людей.
– А сейчас эстафетную палочку я передаю вам, педагоги, предлагаю пригубить живительный напиток и давайте подумаем и составим так называемый РЕЦЕПТ создания бренда. Добавим еще
Из текста тезисно выписать или самим сформулировать по содержанию теста основные шаги или составляющие рецепта
К учебному занятию детского объединения дополнительного образов
ния в настоящее время предъявляются весьма высокие требования, как в содержательном, так и в организационном плане. Очень часто педагоги дополнительного образования не владеют технологией написания плана учебного занятия, особенно вновь прибывшие и молодые специалисты. Нет четкого понимания в таких понятиях, как типы, структура занятий и многое другое. Испытывают трудности в целеполагании, в определении методов и технологий. Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.
Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.
Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.
Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.
Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.
Второй этап занятия – рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить: • разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы; • описание содержания и результатов первого года занятий; • объяснение основных этапов овладения мастерством; • рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников; • рассказ о традициях творческого объединения. В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения). Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях объединения, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в домашнем быту, в лагере, во дворе и т. Следующий этап занятия – выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать: • тесты или тестовые задания; • викторины, конкурсы и соревнования; • познавательные игры; • выполнение практической работы или творческого задания. Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для: • внесения корректив в образовательную программу; • разработки индивидуальных заданий; • объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы. Следующий этап занятия – собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы. Что касается методов обучения, то их можно классифицировать по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра. На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), тестирование. На этапе проверки полученных знаний – зачет, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, соревнование. Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей. Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе. Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей), и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки. Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.
Фиксирование результатов работы на доску
– Продолжаем утолять наш голод. Нам к педсовету были представлены три открытых занятия – назовем их канапе «Педагогический опыт», которые пришлись вам по вкусу. Все занятия получили высшую оценку.
– Кстати сказать, для кулинаров канапе – это не только бутерброд «на один укус», но и возможность смело экспериментировать с формой, вкусом и содержанием. Предлагаю каждой группе принять участие в творческом эксперименте. Для работы каждому творческому коллективу предоставляются шпажки, а педагогические ингредиенты группа подбирает свои. Интересно, что явилось изюминкой при организации занятия у каждого из педагогов? У каждой группы должно быть не менее трёх ингредиентов.
Работа в группах, 5 минут
Афиширование результатов.
– И на десерт, уважаемые коллеги, –деловая игра «Проблемы, поиски, решения». Каждая творческая группа представляет собой одну из 4 социальных групп:
Каждая группа вносит предложения по совершенствованию и развитию системы дополнительного образования в школе. В течение 7 минут команды выполняют задание, которое будет вам представлено, затем выступают со своими предложениями, мы обсуждаем и принимаем решение.
Я прошу вас серьёзно отнестись к предложенным заданиям, проявить терпение и предложить рациональные решения.
Итак, первая социальная группа – администрация.
Эту проблему вы рассматриваете с позиции администрации
Вы должны в течение 7 минут разработать возможные формы взаимодействия администрации с учителями, обсудить, какую помощь администрация должна оказать в организации дополнительного образования в школе.
Вторая социальная группа – педагоги.
Эту проблему вы рассматриваете с позиции педагогов.
7 минут для того, чтобы вы подумали над предложениями по преодолению трудностей ДО в школе, предложили конкретные формы и методы Ваши предложения.
Третья социальная группа – родители.
Эту проблему вы рассматриваете с позиции родителей.
В течение 7 минут вы будете работать над проблемой возможных точек взаимодействия родителей и учителей в организации школьной жизнедеятельности. Ваши предложения.
Четвёртая социальная группа – учащиеся.
Представьте, что вы ученики. Какой должна быть внеурочная жизнь в школе? Ваши 7 минут. Ваши предложения.
Обсуждение, подведение итогов
В качестве рефлексии на работу в рамках педсовета я попрошу заполнить нашу«Книгу отзывов и предложений» в каждой группе.
Также вас может заинтересовать
- Профессионализм педагога дополнительного образования
- Система работы педагогов над темами самообразования
- Программа Социализация детей с ограниченными возмодностями здоровья средствами театрально-игровой деятельности
- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА- ФАКТОР ЕГО УСПЕШНОЙ РАБОТЫ.
- Программа внеурочной деятельности проектного направления «Мой родной край!»
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Функции педагогического совета
На основании анализа видов деятельности педсовета формируется вывод о полифункциональности современного педагогического совета.
Функции педагогического совета:
- воспитательные;
- управленческие;
- методические;
- социально-педагогические.
Целевые установки педагогического коллектива и его руководителей оказывают воздействие на степень приоритетности каждой функции.
Управленческие (административные) функции педагогического совета:
- решения о выполнении государственных и региональных программ и учебных планов;
- осуществление учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- допуск к экзаменам, перевод, награждения;
- аттестации педагогических работников и т.д.
- Совещательные. Обсуждается объективная информация о состоянии учебно-воспитательного процесса с выработкой рекомендаций.
- Обобщающе-диагностические. Проводится опытно-экспериментальная работа, обследования социального, психологического и медицинского характера.
- Планово-прогностические. Обсуждаются перспективы развития школы, планируется деятельность коллектива, выбирают учебные планы и программы.
- Экспертно-контролирующие. Заслушиваются отчеты, заключения о работе педагогических и руководящих работников о выполнении педагогами и обучающимися Устава школы, о работе с родителями, о единых требованиях к обучающимся.
- Корректирующие. Вносятся изменения и поправки в образовательную программу и планы работы школы на основании изменений государственной политики, социального заказа или социальной обстановки.
Методические функции педагогического совета:
- Информационные. Сообщения о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки и пропаганде передового.
- Обобщающе-аналитические. Анализируется состояние учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, обобщается и анализируется педагогический опыт, анализируется качество знаний и уровень воспитанности обучающихся.
- Развивающие. Применяются прогрессивные образовательные технологии, развивается педагогическое мастерство, происходит овладение формами, приемами и методами обучения, для которых свойственен наибольший эффект, применение опыта передовых школ и педагогов, занимающихся инновационной деятельностью.
- Обучающие. Речь идет о повышении квалификации педагогических работников методом передачи знаний, умений, навыков и педагогического мастерства.
- Активизирующие. Активизируются усилия педагогического коллектива и всех звеньев методической службы, в том числе проблемных групп педагогического совета, научно-методического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого учителя над своей методической темой.
Воспитательные функции педагогического совета содействуют формированию индивидуальности каждого педагога, сознательной дисциплины педагогического коллектива и общественного мнения:
- Формирование индивидуальности, что проявляется в виде помощи в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого педагога во всем ее многообразии.
- Формирование сознательной дисциплины коллектива. Это осуществляется во время подготовки заседаний педагогических советов, в чем участвуют все педагоги. Они участвуют в обсуждении вопросов и принятии решений, выполнении принятых решений. Благодаря коллективной работе происходит воспитание сознательной внутренней дисциплины учителей, повышение их ответственности, организованности и способности планомерно действовать.
- Формирование мотивации. Состоит из выработки системы общих взглядов на обучение, развитие и воспитание обучающихся, разработки единых требований к действиям коллег.
Социально-педагогические функции
- Коммуникационная, означается связь педагогического коллектива с обучающимися, с родителями и с педагогическими коллективами иных образовательных учреждений.
- Координационная и интегрирующая. Направлена на координацию и интеграцию усилий всех субъектов воспитания, в том числе семьи, школы и общественных организаций.
- Согласование для установления целесообразных связей и последовательных действий.
- Социальная защита детей и педагогических коллективов. Выполняются правовые нормы в отношении участников педагогического процесса, что означает создание здоровых условий работы и учебы, питания, приема и увольнения, социального обеспечения и пр.
К школе предъявляются новые требования, что обуславливается современными направлениями модернизации образования. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» (ст. 35 п. б) дается школе право самостоятельного определения педагогического совета. Происходит осмысление руководителями-практиками функций педагогического совета, они занимаются поиском и освоением новых подходов к их подготовке и проведению.
Современная школа не должна проводить педсовет как формальное мероприятие с традиционной повесткой дня и традиционным решением. Педсовет следует рассматривать с точки зрения новаторства и обеспечения комфортной среды сотрудничества и сотворчества. Его проведение означает необходимость кропотливо и серьезно готовится.
Важное значение имеет поиск правильной и самой эффективной технологии подготовки и проведения педсовета с учетом выбранной темы. Заранее должны быть продуманы конкретные задачи для педагогов и творческих групп, составлены вопросники для анкетирования. Ситуации, когда педагог сидит и отмалчивается, должны быть исключены. Задачей администрации становится организация педсовета таким образом, чтобы оно вызвало интерес у педагога, научило его чему-то новому как в виде теоретически знаний, так и практических советов, и рекомендаций.
В содержании педсоветов есть такая особенность, как охват тематикой почти всех основных проблем современной педагогики.
Формулировка проблем образовательного процесса обычно происходит в форме краткого тезиса, в котором выражается определенное принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретной школы проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения.
В обобщенном виде содержание проблематики педагогических советов представлено в виде модулей:
Модуль А. Знания, умения, навыки обучающихся.
- диагностика предупреждения отставания в учебе;
- содержание образования (стандарты, программы, преемственность, межпредметные связи);
- формирование общеучебных умений и навыков;
- формы и методы контроля знаний, умений, навыков.
Модуль В. Образовательные технологии.
- технологии на основе реконструкции учебного материала;
- развивающее и саморазвивающее обучение;
- технологии компенсирующего обучения;
- дифференциация и индивидуализация образовательного процесса;
- коллективный способ обучения;
- технологии на коммуникативной основе;
- технологии на основе совершенствования управления.
Модуль С. Урок.
- активизация деятельности обучающихся на уроке;
- требования к современному уроку;
- альтернативные формы обучения;
- урок в развивающем обучении;
- нетрадиционные формы урока.
Модуль D. Воспитание.
- воспитательная система школы;
- цели и содержание воспитания в современных условиях;
- воспитание в процессе обучения;
- социализация ребенка в условиях школы;
- внеклассная работа (дополнительное образование);
- отслеживание воспитанности учащихся.
Модуль Е. Работа классного руководителя.
- формирование классного коллектива;
- программы воспитательной работы;
- работа с детьми с отклоняющимся поведением;
- организация детского самоуправления;
- коллективные творческие дела (КТД).
Модуль F. Развитие школы (управление).
- демократизация школьной жизни;
- освоение современных образовательных технологий;
- работа школы в режиме развития, педагогический эксперимент;
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- программа развития школы.
Модуль G. Обучающийся.
- защита ученика от педагогических крайностей;
- социальная защита детей;
- психолого-педагогическая диагностика личности школьника;
- личность ученика, модель выпускника;
Модуль Н. Учитель.
- творческая лаборатория учителя;
- гуманизация отношений участников педагогического процесса;
- личностный подход, учение без принуждения;
Модуль J. Родители (семья, социум).
- интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества;
- семейное воспитание сегодня;
- работа школы с родителями;
- социальная педагогика, педагогизация социума;
- социальная защита и реабилитация детей.
Модуль K. Современные направления модернизации образования.
- участие в комплексном проекте модернизации образования (КПМО);
- организация сетевого взаимодействия базовой школы и школ округа;
- участие в конкурсах приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО);
- организация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Когда идет живой образовательный процесс, эти проблемы взаимодействуют друг с другом, находится в движении и изменении, показывая себя то остро, то находясь на заднем плане. За управление процессом отвечает администрация и методическая служба школы, для чего проводятся совещания, семинары, лекции, посещение уроков и проведение индивидуальных бесед с учителем. Самое важное средство управления, регулирования и разрешения появляющихся проблем – это педагогический совет.
Педсоветом осуществляется определение путей и средств их решения, выдача рекомендаций на длительный срок, за счет чего становится возможным управление уровнем и результатами образовательного процесса.
Тема, которая встает перед школой, раскрывается, после чего происходит ее трансформация в повестку дня педагогического совета.
При формулировке темы и обсуждаемых вопросов следует отдавать предпочтение лаконичным, доступным, выразительным и эмоциональным формулировкам.
Планирование содержания педагогических советов
Каждый учитель трудится вместе с педагогическим коллективом. Существует один критерий работы отдельного педагога и коллектива в целом: система знаний, полученные практические умения и ценностные ориентиры выпускника школы. А значит, чем более тесной и органичной является эта связь, тем лучше итог.
Не представляется возможным достижение больших успехов усилиями только администрации либо отдельной группы учителей. Рост профессионализма становится результатом деятельности коллектива единомышленников. Это требует поиска таких форм и методов работы, которые будут направлены на совершенствование профессионализма каждого педагога и коллектива в целом. Приоритетным направлением методической деятельности школы должна стать целенаправленная деятельность по совершенствованию педагогического мастерства.
Выстраивание систем тематических педагогических советов выступает в качестве одного из методических условий повышения профессиональной компетентности и результативности педагогов.
Педагогический совет должен выполнять роль основного системообразующего средства построения и реализации образовательной программы и развития школы. Опора такой модели осуществляется на стратегическое и долгосрочное планирование на диагностической основе в течение 3-5 лет. При расчете на дальнюю перспективу охватываются все актуальные для школы проблемы с диалектическим развитием (с углублением и расширением) уровня их рассмотрения на всех витках развития.
Происходит организация планомерного развития образовательного процесса, с его коллективным изучением, обсуждением и общественной экспертизой.
Цикл педагогических советов определяется учебным годом. Преимущественно годовой цикл представляет пятью составляющими:
Аналитико-планирующий педсовет. Его проведение организуется до начала учебного года, в конце августа. На нем анализируются результаты предыдущего учебного года, принимается план на будущий и дается ориентировка на решение предстоящих проблем.
2, 3, 4. Относятся к тематическим педсоветам для подведения промежуточных итогов.
Итогово-организационный. Предназначен для подведения результатов года, допуска к экзаменам, перевода в следующий класс и т.
Такая структура педсоветов не позволяет им даже в течение всего года произвести охват основных проблем. Вследствие этого становится необходимым планирование тематики на более продолжительный срок.
Например, должна быть логика развития содержания педагогических советов, при которой содержание педагогических советов становится системообразующим фактором для реализации избранного школой направления развития (определенных в образовательной программе и программе развития школы). Это позволяет циклу, который охватывает на последовательной основе все проблемы педагогических советов, повторяться на протяжении нескольких лет. При этом каждый виток означает рассмотрение проблемы на более высоком уровне. Происходит развитие каждой темы от педсовета к педсовету, наблюдается преемственность и соблюдение принципа оптимизации, т. получаются лучшие показатели при меньшей затрате силы.
Определение начального уровня рассмотрения проблемы определяется в процессе диагностики образовательного уровня педагогического коллектива, его квалификации, опыта (стажа).
Рекомендуется дополнение диагностики квалификационного состава по формальным показателям. При общем анализе ее итогов становится возможным определение среднего уровня знаний и мнений педагогов, на что и должна ориентироваться тематика педагогических советов. Если наблюдается значительный разброс уровней квалификации, то приветствуется деление коллектива на две-три группы, а также проведение методической учебы для выравнивания уровня квалификации. Уровень подготовленности коллектива влияет на стартовую позицию плана педагогических советов.
С учетом конкретных условий и данных диагностики педагогов допускается объединение нескольких тем для обсуждения на педагогическом совете либо конкретизация с целью распределения на два и более заседания педсовета. Как отмечалось, годовой цикл педсоветов представлен анализом деятельности за год и стартом, организационно-теоретическим введением в новый годовой цикл.
Считается нерациональным вынесение на рассмотрение педагогического совета частной проблемы, которая имеет актуальность только для части коллектива. Требуется, чтобы проблема была значимой и всеобщей. Обсуждение частных тем осуществляется на заседаниях методических объединений (кафедр) или семинарах классных руководителей.
Так, решение вопроса о повторении как о средстве для достижения высокого качества знаний целесообразно передать методическим объединениям. Это обусловлено наличием у них возможность учета общего и специфического в системе повторения по разным предметам и классам. А обсуждение вопросов о педагогической технике в работе классного руководителя стоит провести на семинаре, так как педагогический совет не даст возможности глубокого проникновения в проблемы возрастной психологии.
Выбранная для педагогического совета тема должна соответствовать такому критерию, как научность. Научно-теоретический уровень обсуждаемых проблем означает необходимость знания достижений психолого-педагогической науки, поэтому требуется знакомиться с монографиями, периодической литературой, участвовать в чтениях, конференциях и пр. При обмене мнениями стоит пользоваться выводам педагогики и смежных наук, к которым относятся физиология, психология и социология. Научно-обоснованные рекомендации должны присутствовать в практике работы школы.
Методологической основой планирования педагогических советов является системность и системный подход. К методологическим признакам системы относятся:
- целостность состава и структуры объекта;
- закономерности и логика соединения частей в целое.
Обеспечение целостности системы педагогических советов происходит за счет целевых ориентаций, органически взаимосвязанных с образовательной технологией школы, составом участников, существующей нормативной базой методической и учебно-педагогической деятельности.
Долгосрочное стратегическое планирование содержания педагогических советов предполагает реальное использование и воплощение классических принципов педагогики:
- системности и последовательности;
- единства обучения и воспитания;
- связи теории с практикой;
- учета индивидуальных особенностей.
Образовательная программа и программа развития школы относятся к исходным документам для планирования педагогических советов.
При выполнении вышеперечисленных требований создаются условия для проблемно-ориентированного анализа, прогнозирования процессов последействия педагогических советов, диагностического целеполагания и контроля результатов с их последующей коррекцией.