Педагогический совет Вологодской области — Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования

Педагогический совет «Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала учащихся»

Методическая разработка педагогического совета «Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала учащихся». Цель: ознакомить со спецификой дополнительного образования детей, его функциями и ролью в развитии личности ребенка. Форма проведения – интеллектуальное кафе.

Дата проведения: ______________

Форма проведения: интеллектуальное кафе.

Формы организации коллектива: работа в больших и малых группах, индивидуальная работа.

Педагогические методики и технологии: технология модерации, технология творческой мастерской, групповая технология.

Педагоги разбиты на 4 группы, на столах – элементы новогодней сервировки (свечи, салфетки, веточки ели, ленточки, яблоки и проч.

-меню-план проведения педсовета;

– заготовки гастрономических фразеологизмов русского языка;

– «Книга отзывов и предложений»;

– лист работы социальных групп «Администрация», «Учителя», «Родители», «Учащиеся».

-Уважаемые коллеги, приглашаю вас посетить наше интеллектуальное кафе. Эпиграфом нашей встречи выбрано высказывание известного всем педагога В. Сухомлинского.

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити, ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В. Сухомлинский).

И мы будем говорить сегодня о дополнительном образовании, как факторе развития ребенка.

Объявляется тема нашего педсовета: «Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала учащихся»

Воспитание — хлеб души.

Для того чтобы разбудить аппетит к теме сегодняшнего педсовета, на столы уже поданы сок, хлеб. На Руси хлеб – всему голова, хлебом-солью встречают дорогих гостей.

Ребёнок – то же зерно, которое, попав в почву:

– вначале созерцает, т. наблюдает, впитывает в себя энергию воды, солнца, земли;

– затем прозревает, пробивая себе путь через толщу земли;

– далее идёт процесс созревания, взросления, приобретения определенных свойств и качеств под влиянием определенных погодных и агрономических условий;

– и последняя и вместе с тем бесконечная стадия – превращается в зерно, которое либо даст жизнь другим зёрнам, либо послужит основой для изготовления полезного продукта.

Огромную роль в процессе выращивания зерна, равно как и в процессе воспитания ребенка, играет человек.

О воспитании судят по конечному продукту – то есть по тому, что получилось из детей. Олег Рой “Вдали от рая”

И агроном, и учитель хотят видеть конечный продукт высшего качества. «Рижский», «Бородинский», «Дарницкий», «Столичный» – бренды на хлебном рынке России. Изюминка каждой хлебной марки – ингредиенты в составе продукции.

Выпускники начальной школы – тоже, по сути, бренд общеобразовательного учреждения.

Какие же ингредиенты входят в состав воспитательно-образовательного бренда нашей школы?

БРЕНД — товарный знак, торговая марка, широко известное торговое имя компании (товара, услуги), положительно влияющее на репутацию компании и служащее своеобразной гарантией ожидаемого качества товара (услуги).

Работа в группах над созданием образа.

Итак, я жду от вас лаконичного названия для образа в одно-два слова. Обращаю ваше внимание на то, что основа для работы – гастрономические фразеологизмы. На работу отводится 3-4 минуты.

Материал для работы в группах:

вариться в собственном соку

вливать новое вино в старые мехи

каши не сваришь

искать лёгкий хлеб

разбиться в лепёшку

на мякине не проведёшь

не жизнь, а малина

каша из топора

хрен редьки не слаще

хлебом не корми

за семь вёрст киселя хлебать

как сыр в масле

проще пареной репы

политика кнута и пряника

щелкать как семечки

яблоку негде упасть

медом не корми

как по маслу

расти как на дрожжах

жить в шоколаде

хуже горькой редьки

сделать бифштекс (отбивную)

беситься с жиру

Афиширование результатов работы

Молодцы! Бренд создали, осталось решить, как добиться такого конечного продукта.

И прежде, чем приступить к дальнейшей творческой работе, рассмотрим, что такое дополнительное образование в школе.

ДО- это структурная единица воспитательной системы, выполняющая широчайший спектр воспитательных функций, призванная решить ряд педагогических задач, которые стоят перед основным образованием и образовательным учреждением в целом.

ДО в школе- это составная часть образовательной системы, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых является ответственность за качество образования детей.

– создать условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Кроме того, ДО в школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

КАКИХ? (ответы педагогов)

– решить проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних

– обеспечить занятость детей и подростков по интересам во внеурочное время

– профессионально ориентировать обучающихся.

ДО осуществляется вне рамок основных образовательных программ и предполагает реализацию дополнительной образовательной программы, которая правильно называетсядополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью, в этом случае, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало. Такой подход требует от дополнительного образования (ДО) достижения своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.

Социальная функция ДО направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке

культуры, образования и здоровья населения);

б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что

недостает их ребенку: занятость по времени, предпрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);

в) детского спроса – удовлетворение потребности познавательного и личностного развития (общение, досуг и времяпровождение), детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка;

г) правоохранительного спроса – профилактика девиантного и асоциального

поведения детей.

Психологическая функция УДО:

а) развивающая – создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умений и навыков). Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в ДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;

б) социализирующая – общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе – попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий;

в) компенсаторная – психологическая компенсация неудач в семье, в школе

г) релаксационная – возможность отдохнуть от жесткой регламентации

поведения в семье и в школе;

д) консультационная – для педагогов, родителей и детей.

Образовательная функция УДО:

а) образование по дополнительным предметам, т. предметам, дополни-

тельным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений;

б) профессиональное самоопределение и преддверие профессионального

образования (например, дизайн-студия, фотостудия, авиа-, авто-, судомоделирование);

в) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес каждого ребенка

Программы не преследуют цели досконального изучения приемов и методов прикладного искусства, акцент делается на развитие личностных качеств, духовного мира детей. Такие занятия дают возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки пригодятся детям в жизни.

-Наше интеллектуальное кафе продолжает свою работу, и я предлагаю вам попробовать сборную солянку, которая состоит из следующих ингредиентов: информации о системе дополнительного образования нашей школы, результат анкетирования родителей по теме «Изучение образовательных потребностей».

Далее выступление о программах, реализуемых в школе, количестве учащихся в них задействованных, сколько педагогов руководит объединениями, у кого пройдена курсовая переподготовка.

Второй ингредиент солянки – это результат анкетирования родителей «Изучение образовательных потребностей». Анализ данных анкеты.

– По сути комплектование объединений определяется запросами обучающихся, их родителей, квалификацией педагогов и имеющимися в школе материально-техническими возможностями.

учитывать мнение родителей мы должны, но исходить еще и из возможностей школы.

А теперь возвращаясь к бренду. Как же добиться результата работы, того конечного продукта, который вы создали вначале?

Вот на этот вопрос 1 ответ:

-Воспитание – процесс трудоемкий, но от этого не менее приятный. В нем, как и в любом другом важном деле, нужна система. Основные её принципы попытаюсь трактовать через яркую составляющую нашего методического меню: это сок, дорогие коллеги.

1 принцип. Я думаю, вы будете со мной согласны: нам нельзя вариться в собственном соку, дабы не заслужить репутацию людей, не поддерживающих связь с внешним миром. Мы должны идти в ногу со временем, использовать в своей работе современные методики, позволяющие добиться высокого результата.

2 принцип. Мы готовы, чтобы из нас были выжаты все соки, но питаем надежду, что воспользуются нашими мыслями и идеями люди бескорыстные, благодарные.

3 принцип. Быть вечным двигателем: всю жизнь гореть, всем светить, всегда находиться в самом соку, в полном расцвете сил. Чтобы вырастить не одно молодое поколение достойных людей.

– А сейчас эстафетную палочку я передаю вам, педагоги, предлагаю пригубить живительный напиток и давайте подумаем и составим так называемый РЕЦЕПТ создания бренда. Добавим еще

Из текста тезисно выписать или самим сформулировать по содержанию теста основные шаги или составляющие рецепта

К учебному занятию детского объединения дополнительного образов

ния в настоящее время предъявляются весьма высокие требования, как в содержательном, так и в организационном плане. Очень часто педагоги дополнительного образования не владеют технологией написания плана учебного занятия, особенно вновь прибывшие и молодые специалисты. Нет четкого понимания в таких понятиях, как  типы, структура  занятий и многое другое. Испытывают трудности в целеполагании, в определении методов и технологий. Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Занятия в системе  дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все  это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Второй этап занятия – рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить: • разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы; • описание содержания и результатов первого года занятий; • объяснение основных этапов овладения мастерством; • рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников; • рассказ о традициях творческого объединения. В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения). Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях объединения, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в домашнем быту, в лагере, во дворе и т. Следующий этап занятия – выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать: • тесты или тестовые задания; • викторины, конкурсы и соревнования; • познавательные игры; • выполнение практической работы или творческого задания. Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для: • внесения корректив в образовательную программу; • разработки индивидуальных заданий; • объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы. Следующий этап занятия – собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы. Что касается методов обучения, то их можно классифицировать по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра. На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), тестирование. На этапе проверки полученных знаний – зачет, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, соревнование. Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей. Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе. Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей), и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки. Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.

Фиксирование результатов работы на доску

– Продолжаем утолять наш голод. Нам к педсовету были представлены три открытых занятия – назовем их канапе «Педагогический опыт», которые пришлись вам по вкусу. Все занятия получили высшую оценку.

– Кстати сказать, для кулинаров канапе – это не только бутерброд «на один укус», но и возможность смело экспериментировать с формой, вкусом и содержанием. Предлагаю каждой группе принять участие в творческом эксперименте. Для работы каждому творческому коллективу предоставляются шпажки, а педагогические ингредиенты группа подбирает свои. Интересно, что явилось изюминкой при организации занятия у каждого из педагогов? У каждой группы должно быть не менее трёх ингредиентов.

Работа в группах, 5 минут

Афиширование результатов.

– И на десерт, уважаемые коллеги, –деловая игра «Проблемы, поиски, решения». Каждая творческая группа представляет собой одну из 4 социальных групп:

Каждая группа вносит предложения по совершенствованию и развитию системы дополнительного образования в школе. В течение 7 минут команды выполняют задание, которое будет вам представлено, затем выступают со своими предложениями, мы обсуждаем и принимаем решение.

Я прошу вас серьёзно отнестись к предложенным заданиям, проявить терпение и предложить рациональные решения.

Итак, первая социальная группа – администрация.

Эту проблему вы рассматриваете с позиции администрации

Вы должны в течение 7 минут разработать возможные формы взаимодействия администрации с учителями, обсудить, какую помощь администрация должна оказать в организации дополнительного образования в школе.

Вторая социальная группа – педагоги.

Эту проблему вы рассматриваете с позиции педагогов.

7 минут для того, чтобы вы подумали над предложениями по преодолению трудностей ДО в школе, предложили конкретные формы и методы Ваши предложения.

Третья социальная группа – родители.

Эту проблему вы рассматриваете с позиции родителей.

В течение 7 минут вы будете работать над проблемой возможных точек взаимодействия родителей и учителей в организации школьной жизнедеятельности. Ваши предложения.

Четвёртая социальная группа – учащиеся.

Представьте, что вы ученики. Какой должна быть внеурочная жизнь в школе? Ваши 7 минут. Ваши предложения.

Обсуждение, подведение итогов

В качестве рефлексии на работу в рамках педсовета я попрошу заполнить нашу«Книгу отзывов и предложений» в каждой группе.

Также вас может заинтересовать

  • Социально значимый проект “Интернет-каникулы”
  • Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях введения ФГОС
  • Проект по духовно-нравственному воспитанию Образовательные Кирилло-Мефйодиевские тчения
  • Образовательный процесс и здоровьесбережение
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА- ФАКТОР ЕГО УСПЕШНОЙ РАБОТЫ.

Педагогический совет Вологодской области — Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Модель проведения традиционного педагогического совета

Ключевым недостатком традиционной формы педсовета является низкая активность учителей. Для устранения этого недостатка рекомендуется выбирать наиболее актуальную проблему и привлекать к ее обсуждению как можно большее количество учителей, для чего следует организовывать творческие группы.

Подготовка и проведение педагогического совета обычно состоит из следующих этапов:

  • Этап разработки. За эту работу отвечает методический совет. На данном этапе основная проблема разбивается на несколько подтем, которые затем предлагается разработать творческим группам. Также публикуется общий план совета, вопросы, которые планируется обсудить, библиография.
  • Этап подготовки, во время которого к мероприятию одновременного готовятся все творческие проблемные группы педагогов, администрация школы, методический совет и методические объединения.

На данном этапе каждая группа изучает состояние проблемы в своей области. К работе групп подключаются также члены администрации и представители методических объединений. Вместе они уже готовят вопросы к предстоящему совету. Для этого могут выполняться следующие работы:

  • проведение анкетирования педагогов и обучающихся;
  • разработка каких-либо дополнительных мероприятий (предметные недели, теоретические семинары, методические дни);
  • посещение уроков и внеклассных мероприятий;
  • изучение документации образовательного учреждения;
  • подготовка объявления о мероприятии;
  • разработка памяток, проектов решения и рекомендаций по обсуждаемым вопросам.

Информация о предстоящем педсовете должна вывешиваться в учительской за месяц до мероприятия. Объявление должно содержать дату мероприятия, время его проведения, место, цели и задачи, повестку дня, основные вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемым вопросам.

  • не допускается прерывать оратора;
  • мнение каждого педагога должно быть услышано, учтено и обязательно принято;
  • мысли и предложения формулируются четко и кратко;
  • уважительное отношение к чужому мнению, но при этом необходимо высказывать и свое;
  • для доказательства своей точки зрения необходимо опираться на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только из педагогики, но и физиологии, психологии, дефектологии и других наук;
  • все вносимые предложения должны быть конкретными;
  • критика должна быть конструктивной и без эмоциональных всплесков, так как проявление эмоций резко снижает эффективность обмена мнениями.

Крайне важное значение имеет процедура принятия итогового решения. Проект решения предварительно разрабатывается президиумом и потом выставляется на голосование. Перед проведением голосования обязательно осуществляется обсуждение проекта решения.

При необходимости в проект решения вносятся поправки, после чего проводится открытое голосование.

Отношение к решению педагогического совета проявляется в процессе его принятия.

Недостатки традиционных педсоветов (на основе доклада):

  • авторитарность стиля, вследствие чего педсовет превращается в своеобразный инструктаж;
  • поверхностное обсуждение проблем;
  • слабость связи теории с практикой, абстрактность докладов;
  • низкий уровень результативности;
  • почти полное отсутствие самостоятельной деятельности педагогов.

Модели проведения интенсифицированных форм педагогических советов

Совет-семинар считается современной интенсифицированной формой классического педагогического совета. Он обычно проводится в качестве группового занятия и направлен на повышение квалификации педагогов.

Такой подход предполагает чередование теоретических семинаров и взаимопосещения мероприятий, а также периодический смотр достижений и недостатков в определенной области.

Схема проведения педсовета-семинара включает в себя 4 этапа:

Методический совет образовательного учреждения отвечает за разработку содержания и плана педсовета, распределение творческих заданий.

В помощь методическому совету и администрации школы часто создаются проблемные группы.

  • администрация отвечает за разработку календаря взаимопосещений открытых уроков и мероприятий, оказывает помощь педагогам в систематизации материала, осуществляет анкетирование и проводит контрольные срезы по предметам;
  • методический совет обеспечивает педагогов научно-методической литературой, проводит систематизацию материалов предыдущих педсоветов, организует выставки творческих работ педагогов, выпускает методические газеты и обобщает опыт;
  • методические объединения отвечают за организацию взаимопосещений открытых уроков, проводят предметные недели, методические дни, декады, работают с документацией, проводят выставки творческих работ учеников, разрабатывают различные памятки и рекомендации.

На заключительном этапе подводятся итоги и принимается решение.

Благодаря совету-семинару к мероприятию удается привлечь большую часть педагогического коллектива, а педсовет при таком подходе можно рассматривать в качестве центра коллективной профессиональной мысли и одновременно как школу педагогического мастерства.

Педагогический совет – методический день

При такой организации мероприятия в нем присутствуют как элементы семинара, так и практикума. Его разработка начинается за 2-3 недели в рамках заседания методического совета. На заседании анализируется работы образовательного учреждения, определяется проблема, производится разработка содержания, составляется план подготовки и оформляется выставка.

Данная форма работы предполагает частичную перестройку расписания уроков. Рабочий день начинается с пленарного утреннего заседания педсовета, во время которого дается краткий обзор проблем и проводится инструктаж по дальнейшей организации педсовета. Параллельно с этим члены ученического самоуправления проводят информационные часы.

Во время второго урока проводятся открытые уроки и различные мероприятия. Для составления расписания посещений уроков могут применяться различные схемы: круговая, линейная, секционная и др. После урока предоставляется 20-30 минутный перерыв, который нужен для краткого первичного обсуждения увиденного. В это время делаются обобщения, выделяется положительный опыт, предоставляются какие-либо рекомендации.

После этого члены инициативной группы проводят анализ и обобщают результаты деятельности, осуществляют подготовку к послеобеденному заседанию и оформляют бюллетени.

Второе заседание начинается с того, что учителя проводят самоанализ уроков с позиции темы педагогического совета. После этого группа дает свою оценку тому, как озвученная проблема реализована на практике. После выступлений всех групп готовятся рекомендации и принимается итоговое решение.

В результате в рамках педагогического совета удается реализовать главную цель – глубоко и всесторонне рассмотреть определенную проблему обучения и воспитания не только в теории, но и на практике.

Модели проведения нетрадиционных форм педагогических советов

Такие педагогические советы обычно рассматриваются в качестве особой технологии работы с коллективом, в которой выделяют три уровня целей:

  • образовательная цель, которая направлена на повышение мастерства и квалификации педагогов;
  • организационно-деятельностная. Она предполагает реализацию возможностей технологии проблемных педсоветов для эффективного управления развития школы;
  • коллективно-образующая цель. В соответствии с ней предполагается создание коллектива единомышленников, объединение усилий всех педагогов для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Педсовет – конференция

Если планируется проведение итогового педагогического совета в форме конференции, то подготовка к нему ведется с начала учебного года. Для этого:

  • все планы управленческих подразделений школы нацелены на эту конференцию;
  • осуществляется диагностика учебно-воспитательного процесса;
  • в течение всего года отбираются лучшие методические работы педагогов.

За 1-2 месяца до педсовета разрабатывается его программа и начинается подготовка докладчиков.

Само мероприятие проводится в виде серии коротких докладов, в которых освещаются итоги работы учителей и руководителей.

Таким образом, модернизацию основных звеньев образовательного учреждения возможно проводить через научно обоснованное совершенствование педагогического управления, которое способно спрогнозировать успех педагогического процесса.

Педсовет-диспут (на примере темы «Обучать либо воспитывать»)

Участникам педсовета заранее предложено подумать над проблемой: «Обучать либо воспитывать?». В рамках этой проблемы были обозначены следующие проблемные места:

  • насколько реформой были затронуты проблемы воспитания. Ваше мнение об этом;
  • ребенка надо принимать таким, каким он есть. Насколько согласны с таким мнением? Какую позицию вы занимаете?
  • по вашему мнению, можно ли назвать плохим традиционный урок. Если нет, то каковы достоинства традиционного урока?

Члены педсовета распределяют как традиционные роли участников диспутов, так и «конформистов», «критиков» и «союзников». Докладчик должен активно заниматься защитой своей позиции. Педсовет-диспут должен вызвать острое и активное обсуждение проблемы.

В качестве рекомендаций можно предложить такие законы диспута:

  • диспут представляет собой свободный обмен мнениями;
  • высокая активность на диспуте;
  • равенство в споре;
  • возможность для каждого выступить и покритиковать любое положение, с которым он не согласен;
  • возможность говорить, что думаешь, при этом думаю, что говоришь;
  • основное в диспуте – логика, факты и умение доказывать. Аргументами не могут быть восклицания, мимика и жесты;
  • следует иметь смелость выслушать правду и не обидеться;
  • приветствуется острота и меткость слова;
  • запрет перешептываний на месте и неуместных шуток;
  • отсутствие наблюдающих, ведь каждый является активным участников разговора.

В качестве варианта педагогического совета-диспута выступает решение педагогических ситуаций. Администрацией образовательного учреждения осуществляется сбор банка сложных педагогических ситуаций по этой проблеме, который затем предлагается педагогическому коллективу. Их предлагать можно посредством жеребьевки, с разделением на группы. Для администрации может быть отведена роль жюри, оппонента, ведущего консультанта и пр.

Педагогический совет «Защита инноваций»

Каждая из групп-участниц педагогического совета получает задание по предварительной подготовке (знакомство с опытом). После чего требуется в течение 10-15 изложить идеи и особенности педагогической инновации, дать представление о конкретном опыте применения педагогической технологии.

В группе выбирают людей, которые будут выполнять такие роли, как:

  • автор-инноватор, который предлагает передовые идеи и является спикером группы;
  • оптимисты, которые защищают и пропагандируют идею;
  • пессимисты-консерваторы и скептики, который являются противниками идей;
  • реалисты-аналитики, которые взвешивают все «за» и «против», делают необходимые выводы.

С учетом числа людей и обсужденных инноваций предусмотрена возможность выделения творческих групп по ролевым и иным направлениям, (ученик – учитель – родитель, учитель – руководитель и др. Результатом становится формирование решения педсовета о целесообразности или нецелесообразности инновации.

Педагогический совет «Деловая игра»

Игра основывается на имитации производственных ситуаций и разрешения разных задач.

Условия для проведения «Деловой игры»:

  • наличие проблемы и цели, которые должны быть решены педагогическим коллективом. В практике встречаются такие обобщенные темы советов-игр, как модель выпускника, модель ученического самоуправления, гуманизация и демократизация отношений в коллективе, освоение инновационных технологий, защита идей передового авторского опыта, разработка программ развития и пр.
  • имитация реальной ситуации по ролям (ученик, родитель, директор школы, представители органов власти и пр.). В качестве организаторов выступают интегратор, координатор, тренер, контролер. В игре определен места для участников с методологическими позициями (программист, методолог, проблематизатор, критик, методист) и психологическими (отвергаемый, лидер, непринимаемый, независимый);
  • реальное наличие интересов и мнений участников. Различие мнений и интересов в большом педколлективе обеспечивается за счет разных должностных статусов, субъективных позиций, разной степени ответственности и т.п. При проведении такого педсовета правила игры должны быть соблюдены. Следует стимулировать участников путем организации соревнования, экспертной оценки коллективного и личного вклада, оценки результата игровой деятельности.

Этапы организации педсовета «Деловая игра»:

  • Разработка игры с составлением сценария.
  • Организационный этап. Участникам игры должны быть объяснены цели и смысл игр, необходимо провести знакомство с программой и правилами, распределение ролей, постановку конкретных задач, назначение и выбор экспертов (жюри), определение регламента выступлений. Распределение ролей может осуществляться по желанию участников.
  • Разыгрывание ситуаций с поиском решения внутри каждой группы. Работа в группе может быть организована как в форме мозгового штурма, тренинга под руководством игротехника, дискуссии.
  • Межгрупповая дискуссия. Выступают группы, защищаются идеи, проекты, производится взаимооценка.
  • Подведение итогов. Анализ и обобщение результатов, что делается экспертами, прием общего коллективного решения. Во время оценивания экспертами (руководителями) пристальное внимание обращается на экономичность, актуальность, оптимальность, реальность и оригинальность предложенных решений.
  • Перенос опыта мышления деятельности из игры в реальную жизнь образовательного учреждения.

Современная школа перестраивается, и одновременно с ней изменяются подходы и к проведению педагогического совета. При этом изменения направлены в сторону повышения качества мероприятия посредством активизации методической и управленческой функций. Стоит задача превратить педсовет в источник педагогических инноваций, идей, а также сделать его эффективной формой внутришкольного повышения квалификации педагогов.

Примерное положение о педсовете

Общие положения.

Педагогический совет является постоянно действующим органом управления образовательного учреждения для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса.

В состав педагогического совета входят: директор образовательного учреждения (председатель), его заместители, педагоги, воспитатели, врач, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь.

Педагогический совет действует на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении, Устава образовательного учреждения, настоящего положения.

Решения педагогического совета являются рекомендательными для коллектива образовательного учреждения. Решения педагогического совета, утвержденные приказом директора образовательного учреждения, являются обязательными к исполнению.

Задачи и содержание работы педагогического совета.

Главными задачами педагогического совета являются:

  • реализация государственной политики по вопросам образования;
  • ориентация деятельности педагогического коллектива учреждения на совершенствование образовательного процесса;
  • разработка содержания работы по общей методической теме образовательного учреждения;
  • внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;
  • решения вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся (воспитанников), освоивших государственный стандарт образования, соответствующий лицензии данного учреждения.

Функции педагогического совета:

  • обсуждение и утверждение планов работы образовательного учреждения;
  • заслушивание информации и отчетов педагогических работников учреждения, докладов представителей организации и учреждений, которые взаимодействуют со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщений о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима образовательного учреждения, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся (воспитанников) и других вопросов образовательной деятельности учреждения;
  • принятие решения о проведении промежуточной аттестации по результатам учебного года, о допуске обучающихся к итоговой аттестации, предоставления особых условий для итоговой аттестации обучающимся, у которых имеются соответствующие медицинские показания, переводе обучающихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче соответствующих документов об образовании, о награждении обучающихся (воспитанников) за успехи в обучении грамотами, похвальными листами или медалями;
  • принятие решений об исключении обучающихся из образовательного учреждения, когда иные меры педагогического и дисциплинарного воздействия исчерпаны, в порядке, определенном Законом РФ «Об образовании» и Уставом, своевременно (в трехдневный срок) доводится до сведения соответствующего муниципального отдела по образованию (согласование решения проводится в органах местного самоуправления).

Права и ответственность педагогического совета.

Права педагогического совета:

  • создание временных и творческих объединений с приглашением специалистов различного профиля, консультантов для выработки рекомендаций с последующим рассмотрением их на педагогическом совете;
  • принятие окончательного решения по спорным вопросам, которые входят в его компетенцию;
  • принятие и утверждение положения (локальных актов) с компетенцией, которая относится к объединениям по профессии.

Если требуется, то на заседание педагогического совета могут быть приглашены представители общественных организаций, учреждений, которые взаимодействуют с данным образовательным учреждением по вопросам образования, а также родители обучающихся, представители учреждений, которые участвуют в финансировании данного образовательного учреждения и пр. У лиц, которые приглашены на заседание педсовета, имеется совещательный голос.

Ответственность педагогического совета:

  • выполнение своей работы;
  • принятие конкретных решений по каждому рассматриваемому вопросу с указанием ответственных лиц и сроков исполнения решений;
  • соответствие принятых решений законодательству Российской Федерации «Об образовании», о защите прав детства;
  • учреждение образовательных программ, имеющих экспертное заключение.

Организация деятельности педагогического совета.

Педагогический совет избирает из своего состава секретаря совета. Секретарь педсовета работает на общественных началах.

Педсовет работает по плану, являющемуся составной частью образовательной программы и плана работы образовательного учреждения

Заседания педсовета созываются, как правило, не менее одного раза в квартал в соответствии с планом работы образовательного учреждения.

Решения педагогического совета принимаются большинством голосов при наличии на заседании не менее двух третей его членов.

При равном количестве голосов решающим является голос председателя педагогического совета.

Организацию выполнения решений педагогического совета осуществляет директор образовательного учреждения и ответственные лица, указанные в решении. Результаты этой работы сообщаются членам педагогического совета на последующих его заседаниях.

Директор образовательного учреждения в случае несогласия с решением педагогического совета приостанавливает выполнение решения, извещает об этом учредителей учреждения, которые в трехдневный срок при участии заинтересованных сторон обязаны рассмотреть данный вопрос и принять решение.

Функции педагогического совета

На основании анализа видов деятельности педсовета формируется вывод о полифункциональности современного педагогического совета.

  • воспитательные;
  • управленческие;
  • методические;
  • социально-педагогические.

Целевые установки педагогического коллектива и его руководителей оказывают воздействие на степень приоритетности каждой функции.

Управленческие (административные) функции педагогического совета:

  • решения о выполнении государственных и региональных программ и учебных планов;
  • осуществление учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • допуск к экзаменам, перевод, награждения;
  • аттестации педагогических работников и т.д.
  • Совещательные. Обсуждается объективная информация о состоянии учебно-воспитательного процесса с выработкой рекомендаций.
  • Обобщающе-диагностические. Проводится опытно-экспериментальная работа, обследования социального, психологического и медицинского характера.
  • Планово-прогностические. Обсуждаются перспективы развития школы, планируется деятельность коллектива, выбирают учебные планы и программы.
  • Экспертно-контролирующие. Заслушиваются отчеты, заключения о работе педагогических и руководящих работников о выполнении педагогами и обучающимися Устава школы, о работе с родителями, о единых требованиях к обучающимся.
  • Корректирующие. Вносятся изменения и поправки в образовательную программу и планы работы школы на основании изменений государственной политики, социального заказа или социальной обстановки.

Методические функции педагогического совета:

  • Информационные. Сообщения о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки и пропаганде передового.
  • Обобщающе-аналитические. Анализируется состояние учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, обобщается и анализируется педагогический опыт, анализируется качество знаний и уровень воспитанности обучающихся.
  • Развивающие. Применяются прогрессивные образовательные технологии, развивается педагогическое мастерство, происходит овладение формами, приемами и методами обучения, для которых свойственен наибольший эффект, применение опыта передовых школ и педагогов, занимающихся инновационной деятельностью.
  • Обучающие. Речь идет о повышении квалификации педагогических работников методом передачи знаний, умений, навыков и педагогического мастерства.
  • Активизирующие. Активизируются усилия педагогического коллектива и всех звеньев методической службы, в том числе проблемных групп педагогического совета, научно-методического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого учителя над своей методической темой.

Воспитательные функции педагогического совета содействуют формированию индивидуальности каждого педагога, сознательной дисциплины педагогического коллектива и общественного мнения:

  • Формирование индивидуальности, что проявляется в виде помощи в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого педагога во всем ее многообразии.
  • Формирование сознательной дисциплины коллектива. Это осуществляется во время подготовки заседаний педагогических советов, в чем участвуют все педагоги. Они участвуют в обсуждении вопросов и принятии решений, выполнении принятых решений. Благодаря коллективной работе происходит воспитание сознательной внутренней дисциплины учителей, повышение их ответственности, организованности и способности планомерно действовать.
  • Формирование мотивации. Состоит из выработки системы общих взглядов на обучение, развитие и воспитание обучающихся, разработки единых требований к действиям коллег.

Социально-педагогические функции

  • Коммуникационная, означается связь педагогического коллектива с обучающимися, с родителями и с педагогическими коллективами иных образовательных учреждений.
  • Координационная и интегрирующая. Направлена на координацию и интеграцию усилий всех субъектов воспитания, в том числе семьи, школы и общественных организаций.
  • Согласование для установления целесообразных связей и последовательных действий.
  • Социальная защита детей и педагогических коллективов. Выполняются правовые нормы в отношении участников педагогического процесса, что означает создание здоровых условий работы и учебы, питания, приема и увольнения, социального обеспечения и пр.

К школе предъявляются новые требования, что обуславливается современными направлениями модернизации образования. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» (ст. 35 п. б) дается школе право самостоятельного определения педагогического совета. Происходит осмысление руководителями-практиками функций педагогического совета, они занимаются поиском и освоением новых подходов к их подготовке и проведению.

Современная школа не должна проводить педсовет как формальное мероприятие с традиционной повесткой дня и традиционным решением. Педсовет следует рассматривать с точки зрения новаторства и обеспечения комфортной среды сотрудничества и сотворчества. Его проведение означает необходимость кропотливо и серьезно готовится.

Важное значение имеет поиск правильной и самой эффективной технологии подготовки и проведения педсовета с учетом выбранной темы. Заранее должны быть продуманы конкретные задачи для педагогов и творческих групп, составлены вопросники для анкетирования. Ситуации, когда педагог сидит и отмалчивается, должны быть исключены. Задачей администрации становится организация педсовета таким образом, чтобы оно вызвало интерес у педагога, научило его чему-то новому как в виде теоретически знаний, так и практических советов, и рекомендаций.

В содержании педсоветов есть такая особенность, как охват тематикой почти всех основных проблем современной педагогики.

Формулировка проблем образовательного процесса обычно происходит в форме краткого тезиса, в котором выражается определенное принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретной школы проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения.

В обобщенном виде содержание проблематики педагогических советов представлено в виде модулей:

Модуль А. Знания, умения, навыки обучающихся.

  • диагностика предупреждения отставания в учебе;
  • содержание образования (стандарты, программы, преемственность, межпредметные связи);
  • формирование общеучебных умений и навыков;
  • формы и методы контроля знаний, умений, навыков.

Модуль В. Образовательные технологии.

  • технологии на основе реконструкции учебного материала;
  • развивающее и саморазвивающее обучение;
  • технологии компенсирующего обучения;
  • дифференциация и индивидуализация образовательного процесса;
  • коллективный способ обучения;
  • технологии на коммуникативной основе;
  • технологии на основе совершенствования управления.

Модуль С. Урок.

  • активизация деятельности обучающихся на уроке;
  • требования к современному уроку;
  • альтернативные формы обучения;
  • урок в развивающем обучении;
  • нетрадиционные формы урока.

Модуль D. Воспитание.

  • воспитательная система школы;
  • цели и содержание воспитания в современных условиях;
  • воспитание в процессе обучения;
  • социализация ребенка в условиях школы;
  • внеклассная работа (дополнительное образование);
  • отслеживание воспитанности учащихся.

Модуль Е. Работа классного руководителя.

  • формирование классного коллектива;
  • программы воспитательной работы;
  • работа с детьми с отклоняющимся поведением;
  • организация детского самоуправления;
  • коллективные творческие дела (КТД).

Модуль F. Развитие школы (управление).

  • демократизация школьной жизни;
  • освоение современных образовательных технологий;
  • работа школы в режиме развития, педагогический эксперимент;
  • оптимизация учебно-воспитательного процесса;
  • программа развития школы.

Модуль G. Обучающийся.

  • защита ученика от педагогических крайностей;
  • социальная защита детей;
  • психолого-педагогическая диагностика личности школьника;
  • личность ученика, модель выпускника;

Модуль Н. Учитель.

  • творческая лаборатория учителя;
  • гуманизация отношений участников педагогического процесса;
  • личностный подход, учение без принуждения;

Модуль J. Родители (семья, социум).

  • интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества;
  • семейное воспитание сегодня;
  • работа школы с родителями;
  • социальная педагогика, педагогизация социума;
  • социальная защита и реабилитация детей.

Модуль K. Современные направления модернизации образования.

  • участие в комплексном проекте модернизации образования (КПМО);
  • организация сетевого взаимодействия базовой школы и школ округа;
  • участие в конкурсах приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО);
  • организация предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Когда идет живой образовательный процесс, эти проблемы взаимодействуют друг с другом, находится в движении и изменении, показывая себя то остро, то находясь на заднем плане. За управление процессом отвечает администрация и методическая служба школы, для чего проводятся совещания, семинары, лекции, посещение уроков и проведение индивидуальных бесед с учителем. Самое важное средство управления, регулирования и разрешения появляющихся проблем – это педагогический совет.

Педсоветом осуществляется определение путей и средств их решения, выдача рекомендаций на длительный срок, за счет чего становится возможным управление уровнем и результатами образовательного процесса.

Тема, которая встает перед школой, раскрывается, после чего происходит ее трансформация в повестку дня педагогического совета.

При формулировке темы и обсуждаемых вопросов следует отдавать предпочтение лаконичным, доступным, выразительным и эмоциональным формулировкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *