Педагогическое наблюдение учебно-тренировочного занятия

Педагогическое наблюдение учебно-тренировочного занятия

Педагогическое наблюдение учебно-тренировочного занятия

Педагогическое наблюдение учебно-тренировочного занятия

Педагогическое наблюдение учебно-тренировочного занятия

Педагогическое наблюдение учебно-тренировочного занятия

Частичные педагогические наблюдения по схеме анализа урока.

Тема 1. Подготовка педагога к уроку

– определение и формулировка задач урока;

– разработка содержания” урока (его соответствие четвертному плану и программным требованиям; особенностям данной группы учащихся, условия проведения занятий);

– дозировка упражнений и их последовательность в конспекте;

– отражение в конспекте организационно-методических моментов урока.

Тема 2. Организация проведения урока

– подготовка мест занятий, наличие учебных пособий и необходимого спортинвентаря; – обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий;

– наличие специальных поручений при проведений урока;

– распределение времени по частям урока, по отдельным заданиям;

– использование площади зала, размещение на площадке;

– перестроения и передвижения, их рациональность;

– методы организации учащихся, их целесообразность, соответствие задачам урока и возрасту учащихся.

Тема 3. Анализ средств используемых в уроке

– анализ средств подготовительной, основной и заключительной части уроков зависимости от задач урока, возраста и количества учеников,

– реализация принципов доступности, прочности, системности и индивидуальности

Тема 4. Анализ методов, используемых в уроке

– использование метода слова;

– использование методов наглядности;

– обеспечение взаимосочетания методов слова и наглядности;

– качество владения методами практического разучивания, целесообразности их подбора,

– качество владения методами предупреждения и исправления ошибок;

– умение оказать страховку.

Тема 5. Методика воспитания физических качеств

– формирование правильной осанки,

– использование методов воспитания физических качеств, их рациональность, разнообразие, соответствие возможностям занимающихся;

– рациональность распределения во времени упражнений для развития физических качеств.

Тема 6. Воспитательная работа педагога

– решение воспитательной задачи,

– решение задачи нравственного воспитания в уроке

– решение задачи умственного воспитания в уроке;

– решение задачи эстетического воспитания в уроке;

– решение задачи трудового воспитания в уроке;

– проявление личной активности учащихся;

– оказание взаимопомощи учащихся.

Оценка физического развития детей и подростков.

1) освоить методики проведения антропометрических измерений, уровня физического развития и гармоничности детей и подростков;

2) дать оценку физического развития учащихся обследуемого класса.

ОСНАЩЕНИЕ: ростомер, сантиметровая лента, весы, стандарты физического развития

3. Результаты обследования занести в табл.1.

Показатели физического развития школьников

Определить уровень физического развития по стандартам.

Показатели уровня физического развития

Определить степень гармонического развития.

Показатели гармоничности развития

Гигиеническая оценка спортивного зала.

1) дать гигиеническую оценку спортивного зала;

2) определить уровень освещенности в зале;

3) изучить состояние вентиляции в зале.

1) сантиметровая лента;

2) санитарные нормативы.

КАРТА санитарно-гигиенического обследования спортивного зала

1.Дата обследования: 26 сентября 2013 года

2.Здание, в котором находится спортивный зал: специальное, кирпичное

3. Наличие и планировка основных и вспомогательных помещений: вспомогательное помещение при спортивном зале.

4. Размеры спортзала, его площадь: 9 х 18 х 5,4 м; S = 162 кв.м.

5. Единовременная пропускная способность: 162/4 = 40 чел

6.Окраска и состояние пола, стен, потолка: пол окрашен в баскетбольную площадку и находится в хорошем состоянии, стены окрашены синий цвет, потолок побелен в белый цвет и так же находится в хорошем состоянии.

7.Естественная освещенность: 5 окон (3м на 1.8м), все они расположены на одной стене; располо­жены в 1,2 м от пола и ток же от потолка; окна защищены железной сеткой.

8.Световой коэффициент: 1/6.

9.Система искусственного освещения: 32 люминесцентных ламп по 20 Вт.

10.Форточки и фрамуги: 5 форточек (по 1.8 кв.м.), фрамуги отсутствуют.

11.Коэффициент аэрации: 1/18.

12.Режим проветривания: микропроветривание.

13.Наличие вентиляции: моноблочная вентиляция.

14. Система отопления: центральное отопление.

15.Защитные приспособления приборов отопления: жел. сетка.

17.Раздевальные: 2шт, S = 18 кв.м., краска.

18. Душевые: 2шт, S = 10 кв.м., плитка.

19. Уборные: шлюзы с умывальниками, состояние хорошее.

20. Инвентарное помещение: при спортивном зале, 12 кв.м., в хорошем состоянии.

21. Места для зрителей: не предусмотрено.

22.Дополнительные данные: зал оснащен щведской стенкой, футбольными воротами и баскетбольными щитами.

23. Заключение: хорошо адаптированный спортивный зал для проведения уроков физической культуры и спортивно-массовых мероприятий.

24. Предложения по улучшению санитарно-гигиенических условий зала: по отзывам многих учеников данной школы, стоит заменить систему отопления в спортивном зале, т.к. зимой температура опускается до 13-15 градусов.

Гигиеническая оценка урока физической культуры в школе.

Уроки физической культуры – основная форма физического вос­питания в школе. Их содержание для всех школ определяется госу­дарственными стандартами образования. В процессе уроков физи­ческой культуры наряду с образовательными и воспитательными ре­шаются оздоровительные задачи.

По возможности уроки физической культуры следует проводить на открытом воздухе. Такие занятия дают большой оздоровительный эффект: укрепляют здоровье, повышают закаленность школьников. Готовясь к проведению уроков на открытом воздухе, учитель должен учитывать состояние погоды и подготовить к этому ребят, у которых должна быть соответствующая одежда и обувь.

Гигиенические требования, предъявляемые к уроку физкульту­ры в школе, предусматривают учет возрастных и физиологических особенностей с целью обоснования нагрузок: структуры урока, оз­доровительную направленность его, формирование правильной осанки и т.д.

Сформирование практических навыков гигиенической оценки урока физкультуры в школе.

ОСНАЩЕНИЕ: секундомер, протокол обследования.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1.Дать гигиеническую оценку места проведения урока.

2.Провести хронометраж продолжительности отдельных частей урока.

3.Определить частоту пульса до урока и в середине частей урока (подготовительной, основной и заключительной).

4.По ЧСС определить нагрузку на учащихся.

5.Начертить график физиологической кривой.

6.Отметить, как осуществляется формирование осанки во время занятия.

7.Результаты исследования внести в протокол работы (табл.13):

ПРОТОКОЛ гигиенической оценки урока физической культуры

Не забудь поделиться страницей с друзьями:

Дата наблюдения: 14.04.2018

Объект наблюдения: спортсмен из группы ВСМ.

ФИО тренера-преподавателя, проводившего занятие: Досманов Евгений Александрович.

Занятие началось своевременно, место было оборудовано и подготовлено заранее. Задачи сформулированы чётко, средства, использованные на занятии, соответствовали погодным условиям и месту проведения. Все методы и методические приёмы, были целесообразно подобраны.

На занятии был использован индивидуальный подход. Уровень практических умений тренера-преподавателя в организации работы был высокий. Тренер своевременно предупреждал и исправлял допущенные ошибки.

Занимающийся спортсмен своевременно выполнял требования и указания тренера, вел себя дисциплинированно. В течение всего занятия использовалась наглядность и методические рекомендащти.

На разминке и заминке использовался лёгкий кросс. В основной части занятия шла работа по технике передвижения бегом на различных участках спортивной трассы: на спусках, подъёмах и равнине. После этого спортсмен выполнял упражнения на специальных лыжных тренажёрах, применяя разнообразные лыжные хода под присмотром тренера, который осуществлял контроль за техникой движений.

В заключительной части занятия тренер подвёл итоги, предоставил свои рекомендации пожелания, а также дал наставления на счёт следующей тренировки.

Длительность занятия составила 90 минут, материал предоставлялся в доступной форме, учитывалось самочувствие спортсмена, и вся тренировка прошла в положительном ключе занимающегося спортсмена, в котором отражалась выполненная работа, его состояние здоровья и пожелания для последующих тренировок, что сыграло важную роль в форме обратной связи на весь тренировочный процесс в целом.

ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ:

План-график учебно-тренировочной работы для группы СС

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА:

Конспект № 4 учебно-тренировочного занятия № 9

Основные задачи УТЗ:

Оценки различных сторон подготовленности спортсмена

Дата и время проведения ______________________________________________________

Фамилия И.О. и квалификационные характеристики наблюдаемого спортсмена: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Нижегородский государственный педагогический университет

им. Козьмы Минина

ОТЧЁТ СТУДЕНТА ПО ПРАКТИКЕ

Выполнил: Ф.И.О. студента, группа

Проверил: Сидорина Е.В.,

кафедры практической психологии

Задание 1: Изучение психологических особенностей учащегося с целью составления его поведенческого портрета .

В беседы с учителем необходимо выбрать одного ученика, имеющего проблемы с освоением учебной деятельности, для изучения особенностей его психического развития. Студенты изучают особенности поведения ребёнка, используя наблюдение за учащимся на уроке.

Требования к проведению наблюдения:

Для выполнения этого задания студент использует пассивный вид наблюдения, которое осуществляется систематически в процессе прохождения этого этапа педпрактики (как на уроках, так и во внеурочной деятельности – на переменах, внеклассных мероприятиях, в ситуациях неформального общения ребёнка с другими людьми). Фиксация результатов наблюдения осуществляется в виде протокола с использованием таблицы (см. табл. 1).

По окончании каждого фрагмента (этапа) наблюдения в графе «Поведение и деятельность испытуемого» студент должен подчеркнуть самые значимые психологические проявления и поведенческие реакции испытуемого по этому эпизоду, а в графе «Примечания» дать психологическую оценку (интерпретацию) зафиксированного факта. Например:

Протокол наблюдения и психологического анализа поведения ученика _______класса _____________________________

По окончании заполнения протокола (когда наблюдение окончено) в графе «Примечания» необходимо ранжировать наиболее часто встречающиеся особенности поведения школьника. Эти проявления впоследствии студент должен учитывать при составлении психолого-педагогической характеристики ребёнка.

Требования к проведению беседы с учителем

  • Цель беседы, вопросы и их последовательность определяются студентом заранее самостоятельно.
  • Формулировка вопроса, поставленного в тактичной форме, направлена на выявление поведенческих особенностей ребёнка во время и вне учебной деятельности.
  • Форма фиксации ответов во время беседы выбирается студентом самостоятельно, однако она не следует акцентировать на ней внимание учителя в процессе беседы.
  • В отчётной документации по этому заданию студент предоставляет следующие данные о проведённой беседе:

– цель беседы, место и время её проведения;

– Ф. И. О. учителя (учителей) с которым проводилась беседа, название преподаваемого им учебного предмета;

– таблица с вопросами и ответами по теме беседы. Например:

Беседа с учителем о поведенческих особенностях учащегося Ивана И.

Выявленные в ходе беседы данные являются фактическим материалом для составления характеристики на ребёнка.

Результатом данного этапа педагогической практики является «психологический портрет ребенка» – характеристика поведенческих проявлений ребёнка в процессе учебной деятельности и межличностного взаимодействия.

План написания характеристики:

  • Ф. И. ребёнка, класс, возраст.
  • Проявления внешней активности:

– характер активности (пассивности): постоянный, ситуативный (с какой ситуацией связан), эпизодический;

– формы активности (познавательная, социальная, эмоциональная), их проявления и виды деятельности, в которых они фиксируются.

– наличие (отсутствие) познавательной направленности;

– особенности интеллектуальных проявлений (внимание, восприятие, память, внимание, речь) – на основе проведённых методов;

– особенности саморегуляции (произвольность поведения, наличие ошибок при выполнении деятельности, характер самоконтроля).

4. Отношение к сверстникам:

– характерные особенности поведения при общении со сверстниками;

– наличие предпочтений среди сверстников;

– внешняя удовлетворённость общением.

5. Отношению к учителю:

– характерные особенности поведения при общении с учителем;

6. Сведения о семейной ситуации (если есть).

7.Общий вывод о соответствии выявленных психологических характеристик показателям возрастного развития и наличии (отсутствии) явных проблем развития психики.

Протокол наблюдения и психологического анализа поведения ученика 2класса Алексея М.

2. Беседа с педагогом.ПРИМЕР

Цель беседы: уточнение особенностей учащегося, выявленных в ходе наблюдения.

Место и время её проведения: Пришкольный лагерь, 28.06.2018, 11.30

Алексей М. 9 лет.

Беседа о поведенческих особенностях учащегося Алексея М.

В результате проведенной беседы, мне удалось выявить, что Алексей достаточно сдержанный, спокойный и аккуратный человек. Его очень сложно заинтересовать, но если его что-то заинтересует, то Алексей будет посвящать всё своё свободное время этой работе.Алексея нельзя назвать активным человеком. С людьми ему очень трудно найти общий язык. Он сначала присматривается, и только потом старается подружиться.

Психологический портрет ребёнка.

1.Общие сведения о ребёнке: Алексей М. 9 лет, 2 класс.

2.Проявление внешней активности: Алексей очень аккуратный.Поведение ребёнка неустойчиво. Активность мальчика зависит от определенной ситуации и носит ситуативный характер. Из проведенной беседы с педагогом, становится понятно, что мальчик больше проявляет активность,занимаясь физическим трудом.Ребёнку присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется снижением скорости и ловкости выполнения заданий.

3.Отношение к учебной (игровой) деятельности:Познавательный интерес к предъявляемым заданиям неустойчив, сужен объем устойчивой работоспособности.Реакция на замечания присутствует.Замечается проявление эмоциональной неустойчивости.

Из наблюдений заметно, что ребёнок плохо переключает внимание с одного вида деятельности на другое. Наблюдается неустойчивый интерес к игре. Снижена потребность в игре, начинает игру по инициативе взрослого. Речь у Алексея соответствует возрасту. Он способен строить достаточно сложные логические связи. Уровень развития памяти – высокий. Особо хорошо развита зрительная память.

4.Отношение к сверстникам: Присутствует коммуникативный барьер; наблюдается замкнутость, пассивность.Не проявляет заинтересованности в общении, контакт носит поверхностный характер.Алексею проще общаться с мальчиками, чем с девочками. С девочками часто случаются конфликты, которые как показало наблюдение, провоцирует сам Алексей.

5.Отношению к педагогу (психологу, воспитателю, вожатому, родителям):

При общении со взрослыми, ребёнок чувствует себя неуверенно. Он часто смотрит в пол, либо в сторону. Это свидетельствует об эмоциональной отгороженности.

6. Общий вывод о соответствии выявленных психологических характеристик показателям возрастного развития и наличии (отсутствии) явных проблем развития психики.

На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод оособенностях личности Алексея М. Он очень аккуратный, сдержанный, стеснительный.

Алексейне очень общителен, не умеет принимать критику. Мальчик не может быстро переключать внимание с одной деятельности на другую, но зато у него отличная зрительная память. Одним из положительных черт Алексея является увлечённость. Если он заинтересован в каком-либо деле, то он может заниматься им очень долго. У Андрея большой потенциал способностей к музыке, имеются вокальные данные, но также имеется и интерес к творчеству. Ему следует продолжать развитие в этих направлениях. Явных проблем в развитии психики, в соответствии с возрастом, не выявлено.

Программа педагогического наблюдения

студентка Ш-22 группы

Ейск, 2019 г.

Цель: выявить причину возникновения конфликтных ситуаций между ребенком и родителем.

  • Правильно подобрать дидактический материал;
  • Продумать и организовать дидактическую процедуру;
  • Сделать выводы на основе результатов наблюдения и разработать рекомендации;

Объект наблюдения: Виктория Сергеевна Иванова, ученица 2 “А” класса, испытывающая трудности в общении с матерью.

  • Проведение диагностики на тему: “Дом, в котором я живу”
  • Беседа с ребенком с целью выявления отношений с матерью
  • Анкета для родителей “Мой ребенок”
  • Беседа с родителями на тему: “Взаимоотношения членов семьи”
  • Посещение дома, в котором проживает ребенок с целью выявления условий проживания
  • Результаты анкет диагностики
  • Протоколы запланированных мероприятий

Анкетирование для родителей “Мой ребенок”

Цель: выявить представления родителей о своем ребенке, некоторые особенности семейного воспитания.

Методика проведения: в индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка.

  • Каков Ваш ребенок?
  • Считаете ли Вы ребенка самостоятельным? Почему?
  • Замыкается ли Ваш ребенок после замечаний?
  • Насколько общителен с окружающими?
  • Что в Вашем ребенке Вас раздражает? Как вы с этим справляетесь?
  • Что Вам особенно нравится в Вашем ребенке?
  • Как Вы обычно общаетесь с ребенком? Отвечаете ли на все его вопросы?
  • Даете ли Вы ребенку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?
  • Наказываете ли Вы ребенка, и как ребенок реагирует на это?
  • Считаете ли Вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?
  • Решаете ли Вы с ним его проблемы?

Результаты позволяют увидеть, каким представляется школьник его близким, какие методы наиболее типичны для воспитания ребенка в данной семье.

(ФИО классного руководителя)

Диагностическая методика “Дом, в котором я живу”

Учащимся класса предлагается нарисовать на листе бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.

Протокол наблюдения за учащейся во время

Цель: выяснить во время индивидуальной беседы о том, что является причиной сложных взаимоотношений между ребенком и матерью

Объект: Виктория Сергеевна Иванова, ученица 2 “А” класса, испытывающая трудности в общении с родителями

Протокол индивидуальной беседы с родителями

учащейся на тему: ”Взаимоотношения членов семьи”

Объект: родители учащейся 2 “А” класса, Виктории Сергеевны Ивановой, испытывающая трудности в общении с матерью.

Во время беседы родители были спокойны и отвечали на все поставленные вопросы. На вопрос: ”Как Вы думаете, что вызывает конфликтные ситуации в Вашей семье?”, мать девочки ответила: “Я возлагаю на нее большие возможности, но порой она не соответствует моим ожиданиям. Я хочу чтобы мой ребенок был лучшим во всем. Вика должна стараться лучше.”

Из разговора выясняется, что мать девочки страдает от высоких амбиций, что проводит к конфликтным ситуациям между Викторией и ее матерью.

Протокол о посещении дома учащейся

Цель: выявить, в каких условиях проживает ребенок

Объект: Виктория Сергеевна Иванова, ученица 2 “А” класса, испытывающая трудности в общении со своей матерью

Во время посещения дома учащейся, было выявлено, что жилищные условия соответствует требованиям. Но также было выявлено, что в дома лидерство занимает мама девочки, Мария Анатольевна Иванова.

Объект наблюдения: ученик 4 “Б” класса, Голубь Никита Сергеевич, испытывающий трудности в общении из-за вспыльчивости и агрессивности по отношению к другим ученикам.

Цель: исследовать и выявить причину трудностей в общении между одноклассниками.

  • Анкетирование “Мой класс”
  • Рисунок “Я и мои школьные друзья”
  • Беседа с родителями “Поведение ребенка дома”
  • Индивидуальная беседа с ребенком
  • Классный час “Давайте уважать друг друга”

Протокол анкетирования “Мой класс”

Объект: ученик 4 “Б” класса, Голубь Никита Сергеевич, 06.03.2013г.

Цель: узнать, что мешает учащемуся построить взаимоотношения со сверстниками

Во время анкетирования мальчику не хватало усидчивости. Некоторые вопросы вызывали затруднение. Ребенок вел себя нетерпеливо, но недовольства не высказывал.

Анкетирование показало, что у ребенка высокий уровень самооценки. Именно это и является одной из причин сложных взаимоотношений с одноклассниками.

Протокол рисунка учащегося “Я и мои школьные друзья”

На рисунке ребенок изобразил себя в кругу своих школьных друзей. Мальчик был заинтересован в процессе выполнения своей работы, но вовремя соей деятельности часто отвлекался.

Задание не вызвало у Никиты затруднения, и он без проблем выполнил свою работу.

Мальчик изобразил себя ярче всех и расположил в центре, что говорит о его уверенности в себе.

Протокол беседы с родителями “Поведение ребенка дома”

Во время беседы было видно, что отец мальчика не был заинтересован в школьной жизни своего сына. На вопросы активно отвечала мать мальчика, Наталья Голубь. При разговоре был задан вопрос: ” Спокойно ли Ваш ребенок реагирует на замечания?”, отец Никиты ответил: “Наталья не позволяет делать замечание Никите. Я не считаю это правильным. Меня воспитывали по-другому, и я хотел бы дать такое же воспитание своему сыну. Но моя жена решила все сама”.

Из беседы с родителями было выявлено, что родители мальчика не могут пройти к общему мнению о воспитании мальчика.

Но также была выявлена проблемы во взаимоотношении Никиты и его младшей сестры Екатерины, которые также влияют на его отношения со сверстниками.

Протокол индивидуальной беседы с ребенком

Во время индивидуальной беседы ребенок говорил уверенно, но без особого интереса. На вопросы учителя о его взаимоотношениях с одноклассниками мальчик показывал недовольство и раздражение. “Я дружу с Димой и Пашей, потому что мне так говорит мама.”-сказал Никита.

Протокол наблюдения за учащимся во время проведения

классного часа на тему: “Давайте уважать друг друга”

Во время проведения классного часа ребенок вел себя спокойно и выполнял все требования учителя. Также Никита активно участвовал в играх с одноклассниками и проявлял лидерские качества. Учитель задал мальчику вопрос: “Никита, понравилось ли тебе общаться с одноклассниками?”, на него мальчик ответил: “Да, мне все понравилось. И мне хотелось бы повторить это.”

Протокол наблюдения за учебной деятельностью

Ф. И. О. ___________________________________Дата исследования _______

Дата рождения____________ Полный возраст ребёнка____________________

1. Отношение к деятельности (заинтересованность, положительное отношение, безразличное, отрицательное)

2. Работоспособность, утомляемость

3. Успешность (степень овладения программой, материалом, характер трудоспособности, наличие позитивной динамики)

Протокол наблюдения за состоянием

Возраст на момент исследования_______________________

Самостоятельность и зависимость от помощи взрослого.

За эмоционально-волевыми проявлениями

Ф.И.О._____________________________Дата исследования________________ Дата рождения__________________ Полный возраст ребёнка_______________ Внешний вид:

1. Контактность (насколько легко и быстро вступает в контакт с наблюдателем, длительность, заинтересованность, поверхностность, уход, затруднение)

2. Общий фон настроения: депрессивный, тревожный, эйфоричный, адекватный, ровный, наличие познавательных интересов, возбудимость, расторможенность.

3. Реакция на одобрение (радуется ли одобрению, ждет ли его дни равнодушен)

4. Реакция на замечание (наличие реакции, исправляет ли поведение при наличии замечания, отсутствие реакции, негативизм)

5. Отношение к неудаче

· постоянное обращение за оценкой правильности к взрослому

· потеря интереса при первом затруднении, формальное отношение

· пассивный уход от выполнения задания, молчаливый отказ

· активный уход, часто в форме агрессивных действий

· эмоциональный уход (дурашливость, смех, плачь)

· дезорганизация деятельности

6. Понимание эмоционального состояния окружающих (понимает, не понимает)

7. Понимание эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках (понимает, не понимает)

8. Отношение к окружающим (безразличное, заинтересованное, адекватное, отзывчивое, отмечается способность к сопереживанию)

9. Отношение к себе (адекватное, неадекватное, безразличное, эгоцентричное, крайнее проявление не любви к себе)

10. Способность к саморегуляции (решительность, инициативность, упорство, самостоятельность, терпеливость, способность к самоограничению и самоконтролю)

11. Наличие негативных волевых проявлений (упрямство, внушаемость, импульсивность, развязность, капризность)

Протокол наблюдения за предметной деятельностью

1. Степень освоения навыков (активность, настойчивость, самостоятельность)

2. Степень зависимости от взрослых

Корректурная проба Бурдона

· Цель: Исследовать особенности активного внимания: продуктивность, устойчивость, точность и скоростные показатели психической деятельности.

· Оборудование: специальный бланк, секундомер.

· Инструкция 1: «По моему сигналу ты будешь искать и зачеркивать кружочки (любой значок) до тех пор, пока я не скажу стоп».

· Инструкция 2: «По моему сигналу ты будешь зачеркивать круг и квадрат до тех пор, пока я не скажу стоп».

· Время: время выполнения задания 2 мин 30 сек. Через каждые 30 сек. экспериментатор ставит вертикальную черту в том месте, где находится в данный момент рука ребенка.

√ Р=(0.5 *S-2.8 *n)/t. Р – продуктивность, S – количество просмотренных знаков, n – количество допущенных ошибок, t – время. Р от 1,25 – зона очень высокопродуктивного внимания, от 1 до 1,25 – зона высокопродуктивного внимания, от 0,5 до 1 – зона средне продуктивного внимания, от 0,25 до 0,5 -зона низко продуктивного внимания, от 0 до 0,25 – зона очень низко продуктивного внимания.

√ Формула для вычисления продуктивности и нормативы, предложенные А.Д.Виноградовой: Р=S*Е/(Е+n). Е – количество правильно зачеркнутых знаков. Р=8 – очень высокопродуктивного внимания. Р от S-1 до S/2 – зона высоко продуктивного внимания, Р от S/2 до 3/8S- средне проективное внимание, Р от 3/8S до S/8 – низко продуктивное внимание, Р от S/8-1 до 0 – очень низко продуктивное внимание.

√ Концентрация внимания (К) вычисляется по следующей формуле: К=(Е-(O+W))/q*100%, где О – количество пропущенных правильных знаков, W -количество неправильно зачеркнутых знаков и q – количество знаков, которые надо было зачеркнуть. Нормативы: 81-100% – очень хорошая концентрация внимания, 61-80% – хорошая, 41-60% – средняя, 21-40% – плохая и 0-20% -очень плохая концентрация внимания.

√ Точность внимания (В) вычисляется так В=(Е-W)/(Е+0). В норме В стремится к единице.

√ Для оценки скорости работы предлагают заполнить пробу Бурдона за 5 мин. Если бланк полностью заполнен за 2 мин и 30 сек – это высокий уровень скорости, за 2мин 30 сек – 3 мин – это средний темп, за 3-5 мин – это низкий темп.

· Цель: исследование устойчивости внимания, переключаемости, скорости усвоения нового способа действий, уровня развития элементарных графических навыков.

· Оборудование: бланк и секундомер.

· Инструкция: «Смотри: вот в этом квадратике я ставлю точку, в треугольнике черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе вот такую черточку. А ты заполни так, как я тебе сейчас показала остальные фигуры».

· Ход исследования и нормы: 1) время – 3 мин, нужно отмечать отрезки в 30 сек. Методика используется для детей от 5-5,5 лет. В норме дети 5 – 7 лет за 3 минуты заполняют 50 – 80 фигур. Ошибочно выполненные вычитаются из общего числа.

2) ребенок непрерывно выполняет задание в течение 2 минут. Общий показатель переключения и распределения его внимания вычисляется по формуле: S=(0.5N – 2.8n)/120, где S – показатель переключения и распределения внимания, N – кол-во геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение 2 минут, n – кол-во ошибок. Ошибками считаются неправильно поставленные знаки или пропущенные, т. е. не помеченные соответствующими знаками, фигуры.

8-9 б. – S от 0,75 до 1,00

6-7 б. – S от 0,50 до 0,75

4-5 б. – S от 0,25 до 0,50

0-3 б. – S от 0,00 до 0,25

· Уровни развития: 10 б. – очень высокий

8-9 б. – высокий

6-7 б. – средний

4-5 б. – низкий

0-3 б. – очень низкий

Методика использования фигурных таблиц

Видоизмененный вариант методики Пьерона-Рузера.

· Инструкция: «Просматривай внимательно фигурки, отыскивая среди них три: треугольник, круг и флажок. Ставь в треугольнике черточку (минус), в кружочке крестик (плюс), а во флажке точку».

· Ход исследования: возможно использование при групповом исследовании. Тогда задание рисуется на доске, а потом стирается.

· Обработка: подсчитываем количество просмотренных строк и количество строк с ошибками. Кол-во просмотренных строк – кол-во строк с ошибками = продуктивности работоспособности.

Количество ошибок на 100 знаков = количество ошибок *100/количество просмотренных знаков.

Умственная работоспособность = количество просмотренных строк/(кол-во просмотренных строк + кол-во строк с ошибками).

Методика кодирования по Векслеру

Шифровка, бланк А. (5-8 лет)

· Цель: исследовать концентрацию, распределение, переключаемость внимания, зрительно-моторную координацию, скорость формирования новых навыков.

· Ход обследования: Первые пять фигурок тренировочные и не входят в результат. Потом пускаем секундомер: «Продолжай дальше сам быстрее». Время – 120 сек.

· Оценка: Результат = количество правильно заполненных фигур за 120 сек. При заполнении всех фигур меньше чем за 2 мин к результату добавляют дополнительные баллы. Если испытуемый закончил быстрее чем за 70 сек, то к его результату добавляют 5 баллов, если – 71-80 сек + 4 балла, 81-90 сек + 3 балла, 91-100 сек + 2 балла, 101-110 сек + 1 балл. Интервал от 111 до 120 сек. не учитывается.

· Цель: выявление понимания инструкции, степени знакомства с основными геометрическими формами, состояния координации движений, пространственной ориентировки, характера деятельности.

· Оборудование: 5 специальных досок с целыми или разделенными фигурами-вкладышами.

· Ход обследования: ребенку показывают доску с вложенными фигурками в течение 10 секунд. Затем доску переворачивают и фигурки вываливаются на стол. После перемешивания экспериментатор просит ребенка вставить фигурки в гнезда. В начале опыта экспериментатор может сделать 2-3 вкладки. Помощь оказывается не ранее, чем через минуту после задержки задания.

· Анализ результатов:

√ N: дети в подавляющем большинстве случаев не испытывают никаких затруднений, активно ищут способы решения более сложных вариантов задания, справляются с заданием самостоятельно

√ ЗПР: дети в основном справляются с заданием; помощь, которая бывает необходима некоторым из них при заполнении более сложных вариантов, носит лишь организующий и стимулирующий характер

√ УО: дети обычно понимают словесную инструкцию и справляются с заполнением более легких вариантов задания. Им доступно зрительное сличение фигурки с пазом, но некоторым нужны показ и стимуляция, после которых они выполняют задание уже самостоятельно. Дети испытывают затруднения при выполнении более сложных вариантов задания, при этом часто меняется характер деятельности: становится больше действий методом проб и ошибок, требуется организующая и обучающая помощь.

Ф.И.О.__________________________________ Дата исследования__________ Дата рождения_____ _______ Полный возраст ребёнка ______________

или Коробка Форм

· Цель: Исследование сформированности понятия «форма» и умения соотносить предметы по форме.

· Оборудование: ящик с пятью прорезями – полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат и шестиугольник; 10 объемных геометрических фигур (тел) по 2 к каждой прорези.

· Задание: найти соответствующие прорези, чтобы все тела оказались внутри ящика.

· Нормы (зависят от сложности ящика): если ящик сложный, то до 3,5 лет возможно выполнение задания силой. После 3,5 лет должны быть целенаправленные пробы. С 4х лет – примеривание, после 5ти – зрительное соотнесение.

Ф.И.О.________________________________ Дата исследования_________ Дата рождения_____________ Полный возраст ребёнка ___________________

1. Принимает ли задачу.

2. Способ выполнения задания: силой, пробы, примеривание, зрительное соотнесение.

3. Обучается ли ребенок (степень обучаемости).

Разложи на группы

· Цель: определить умение дифференцировать фигуры по форме.

· Оборудование: набор плоских геометрических фигур одного цвета.

· Инструкция: «Разложи фигурки на группы: какая к какой подходит».

· Нормы: дети выполняют это задание без ошибок в 4 года.

· Цель: исследовать сформированность понятия «цвет» и умение соотносить по цвету.

· Оборудование: 4 круга красного, желтого, зеленого и синего цвета и четыре полоски таких же цветов.

1. Подобрать соответствующий цвет: «Привяжи шарик к ниточке».

2. Выбрать цвет: «Дай мне красный».

3. Назвать цвет: «Какого цвета этот шарик?».

· Цель: проверить знакомство ребенка с понятием цвета (основные цвета и оттенки)

· Оборудование: 4 кубика основных цветов (2 набора).

· Ход обследования: на столе перед ребенком ставят 4 кубика разного цвета. Обследующий кладет перед собой 4 таких же кубика, но в другом порядке. Вначале проводят испытание по сличению цвета. Инструкция: «У меня есть кубик вот такого цвета (показывает). Посмотри, есть ли у тебя такой же кубик и покажи его». Если ребенок не понимает речевой инструкции, можно использовать показ. Если ребенок может сличать цвета, проверяют способность их различения. Перед ребенком ставят разноцветные кубики и просят показать, где красный, желтый и т. д. если он с этой задачей справляется, ему показывают кубики и просят, чтобы он сам назвал цвет каждого.

√ N, ЗПР: дети без труда узнают не только основные цвета, но и многие оттенки

√ УО: к школьному возрасту дети различают основные цвета, однако затрудняются в восприятии оттенков. Дети с тяжелой степенью УО часто не имеют представления о цвете

ПОЛНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В процессе педагогического наблюдения и анализа уроков студенты должны оценивать работу преподавателя (практиканта) по следующим разделам:

Подготовленность педагога к уроку

Состояние конспекта урока

· Формулировка задач. Степень конкретизации и четкость формулировок частных задач учебно-воспитательной работы, логическая связь их с содержанием предыдущего урока.

Достаточная информативность задач с точки зрения комплексного подхода к осуществлению воспитательно-образовательных и гигиенических воздействий (включая элементы нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания), возможность выполнения намеченного, учитывая продолжительность урока, подготовленность учащихся и условия работы.

Мотивационно-побудительное значение задач для учащихся, необходимость раскрытия и обоснования их или же перешифровки в конкретные задания (особенно младшие классы) в процессе проведения урока.

· Подбор средств (учебного материала). Соответствие намеченных средств программным требованиям, задачам и условиям проведения данного урока, их воспитательно- образовательная ценность, оригинальность, наличие необходимых подготовительных, подводящих и других вспомогательных упражнений.

Методически правильная последовательность упражнений с точки зрения врабатываемости, переноса тренированности и пр., обоснованность предлагаемой дозировки упражнений и правильность записи.

· Разработанность организации и методики обучения и воспитания. Целесообразность и достаточность предусмотренных методов и методических приемов (словесных, наглядных, практических, вариантов фронтального, поточного и др., состояние и целесообразность использования технических средств в учебном процессе).

Наличие общих, групповых и индивидуальных заданий (в том числе и домашних). Умение лаконично записать используемые методические приемы, творчески проиллюстрировать (в виде чертежей, схем, схематических рисунков) намечаемое расположение снарядов, ориентиров, учащихся, порядок действий в игре, соревновательных упражнениях и т.п. Контроль за успеваемостью.

· Оформление конспекта. Соответствие содержания и формы конспекта рекомендациям кафедры теории и методики физического воспитания.

Точность в записи терминов, грамотность, лаконичность и аккуратность всех записей, творческий подход к разработке содержания и структуры урока, организации и проведения учебно-воспитательного процесса.

· Предварительная подготовка условий для успешного проведения урока.

Подготовка мест занятий, оборудования их исправности и наличия требуемого количества. Обеспечение санитарно-гигиенических условий (чистоты пола, снарядов, матов, спортивного инвентаря, освещенности, чистоты воздуха, опрятности костюмов занимающихся и т.д.) Проверка подготовленности и дополнительное инструктирование помощников (физоргов, дежурных, групповодов, капитанов команд исполнителей разовых поручений). Готовность учителя к проведению урока (внешний вид, показ упражнений, двигательных действий и др.)

Проведение педагогом урока

Заключение по уроку

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Протокол полного педагогического наблюдения и анализа урока, проведенного__________________200__года в _______классе.

Фамилия проводившего урок _________________________

Фамилия наблюдавшего урок_________________________

1. Разучить технику захвата каната ногами.

2. Совершенствовать пружинность приземления в сочетании с энергичным, по полной амплитуде, отталкиванием в прыжках со скакалкой.

3. Способствовать развитию силы мышц рук и ног, а также развитию

4. Воспитывать ответственность за результаты самостоятельных учебных действий.

ИЗЛОЖЕНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОВ

Подготовка педагога к проведению урока

Конспект урока подготовлен и проверен своевременно. Основные задачи урока отражают главные стороны содержания и могут быть охарактеризованы как достаточно конкретные для данного этапа.

Содержание урока полностью согласуется с планом работы на данную четверть. При его разработке учтены условия проведения занятий и особенности данного класса. Основные задачи раскрыты достаточно конкретными частными. Правильно подобраны приемы дозировки, всесторонне продуманы методические приемы обучения, воспитания, организации.

Конспект отлично оформлен, причем педагогом проявлена грамотность и аккуратность, необходимые чертежи выполнены красочно и наглядно отражают некоторые моменты организации. По такому конспекту легко представить урок.

Перед уроком был подготовлен зал и необходимый инвентарь. Для лучшей ориентировки в игре педагог начертила линии-указатели, а для общеподготовительных упражнений были подготовлены скакалки. Палки для выполнения подготовительного упражнения по захвату каната были сложены в удобном месте. В целом подготовка к уроку осуществлена на необходимом уровне.

Хорошо проведенная первая часть урока и эффективная в связи с этим деятельность учеников свидетельствуют о больших потенциальных возможностях педагога. Однако следует обратить внимание на более тщательную разработку вопросов основной части урока. Более активное использование объяснений, соревновательных элементов, оценок, взаимооценок, самооценок значительно повысили бы эффективность деятельности занимающихся в основной части урока и обеспечили бы более полноценное решение образовательных задач. Оценка урока – хорошо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *