ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (с двумя профилями подготовки) (Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)) (44.03.05.) (очно)

в сфере педагогической деятельности:
• изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы;
• организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;
• организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными;
• осуществление профессионального самообразования и личностного роста;

в сфере культурно-просветительской деятельности:
• изучение и формирование культурных потребностей обучающихся;
• повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;
• проектирование и реализация комплексных просветительских программ, ориентированных на потребности различных социальных групп, с учетом региональной и демографической специфики.

Краткая информация

от 160 000 руб.

Об образовательной программе

Направленность (профиль): Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Целью магистратуры является формирование у студентов профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение таких трудовых функций, как психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Выпускник получает знания и опыт практической деятельности на фронтире научной повестки по приоритетным направлениям современного образовательного процесса.

Во время обучения

Программа построена по модульному принципу и включает в себя следующие образовательные единицы:

  • Модуль 1. Методология исследования в образовании;
  • Модуль 2. Проектирование и реализация образовательной деятельности;
  • Модуль 3. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
  • Модуль 4. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, реализован совместно с Ресурсным учебно-методическим центром ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет». В ходе занятий специалисты центра знакомят магистрантов с передовыми технологиями создания специальных условий, обеспечивающих доступность и высокое качество образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Модуль 5. Диагностика и развитие одаренных детей в современной образовательной среде, реализуется совместно с Московским городским педагогическим университетом. Занятия проводят преподаватели, имеющие большой опыт теоретической, практической и научной работы по проблеме психологии одаренности и творчества.

Практика: в процессе обучения магистранты проходят практику в учреждениях социальной сферы (образовательные, социальные, медицинские, спортивные и др

Научно-исследовательская работа (НИР): научно-исследовательская работа начинается с первого семестра и длится в течение всего периода обучения. НИР проводится в рамках учебной научно-исследовательской практики и методологического семинара. В ходе выполнения НИР магистранты последовательно разрабатывают отдельные элементы выпускной квалификационной работы (ВКР). Темы ВКР рекомендуются научной школой, помимо этого магистранты могут выполнять темы по заявкам работодателей в рамках проекта «Профстажировки 2. 0» и в рамках +Консорциум Научно-технологический университет «Сириус» Научная лаборатория «Когнитивные и междисциплинарные исследования».

Карьерные перспективы

Программа подготовки обеспечивает выпускникам возможность успешной работы:

  • в образовательные учреждения всех типов;
  • в социальные учреждения;
  • в центры развития, учреждения детско-юношеского спорта;
  • в медицинские учреждения и другие учреждения, в задачи которых входит образование и развитие личности.

Выпускники могут продолжить обучение в Югорском государственном университете по научной специальности 5. 4 Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред  или по программам аспирантуры в других образовательных учреждениях Российской Федерации.

Что нужно знать для поступления

Поступление на программу возможно по результатам вступительных испытаний проводимых в Университете.

Документы по образовательной программе

С полным перечнем документов по образовательной программе можно ознакомиться по ссылке: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Контакты

Руководитель образовательной программы

ФИО: Миронов Андрей Валерьевич

Должность: Директор гуманитарного института/доцент

Ученая степень: кандидат психологических наук

Ученое звание: доцент

Тел: 8 (3467) 377-000 (доб. 250)

Образовательная программа реализуется в

Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.

В настоящее время образование меняет своё направление и его целью становится  общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. В 21 веке для того чтобы стать успешным недостаточно владеть предметными знаниями, надо ещё обладать компетенциями, которые позволяют успешно общаться, управлять собственной деятельностью, освоить и применить любые знания. Поэтому целью психолого-педагогического сопровождения учащихся мы видим в создании условий для успешной социализации ребенка в обществе через воспитание культуры профессионального самоопределения.

Наш Центр осуществляет свою деятельность по профессиональному самоопределению учащихся еще с прошлого века, поэтому имеет большой опыт, которым мы хотели бы поделиться. Следует отметить, что психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения предполагает взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учащимися, родителями.

В своей работе по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения мы делаем акцент на развитие надпрофессиональных компетенций, таких, как -Коммуникативные, личностные (стрессоустойчивость), целеполагание, креативность,умение конструктивно решать конфликтные ситуации, толерантность, умение работать в команде, умение публично представлять результаты своего труда- так называемые софт скилз- те универсальные навыки, которые необходимы практически в любой профессии.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся является создание условий для осознанного выбора профессии обучающимися.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется со всеми участниками образовательного процесса-учащимися, их родителями и педагогами.

Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:

  • (выявление профессиональных интересов, склонностей, способностей, личностных особенностей участников образовательного процесса)
  • (направлено на решение различных проблем в процессе профессионального самоопределения учащихся)
  • развивающая и коррекционная деятельность(развитие общеуниверсальных компетенций- коммуникативной, стрессоустойчивость, умение презентовать себя и результаты своей деятельности, умение ставить и достигать цели и др)
  • (информирование участников образовательного процесса об особенностях профессионального самоопределения учащихся)
  • мониторинг качества деятельности  определить уровень сформированности ЛПП )
  • (разработка тренингов, занятий, оформление документации)

Формы:  квесты; ролевые игры; психологические упражнения; тренинг; дискуссия; мастер-класс; семиры-практикумы; консультации; родительское собрание, занятия

Технологии: технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии и др.

Освоение программы по профессиональному самоопределению «Твой выбор»Диагностика профессиональных интересов, склонностей, способностей обучающихсяПрофориентационное консультирование Тренинги знакомства, общения, толерантности, ассертивности, креативности др. Неделя профориентации «Карьерная траектория»Профориентационные квесты (каникулярные мероприятия)Защита проекта «Моя будущая профессия»Родительские собрания «Обоснованный выбор профессии-залог успеха в профессиональной деятельности» и др. Тренинги и занятия  с педагогами «Стрессменеджмент» и дрМониторинги сформированности профплана, психологического климата в педколлективе, удовлетворенности качеством предоставляемых услуг, ценностных ориентаций

Проект «Моя будущая профессия»

Определение профессии (понятие).

Из истории профессии (когда возникла профессия, из какого ремесла, претерпевала ли изменения со временем).

Портрет специалиста (знания, умения, навыки, профессионально-важные качества, медицинские противопоказания).

Рабочее место специалиста (условия труда).

На пути к профессии (образовательный маршрут).

Области применения профессии.

Выдающиеся личности в профессии.

Мой выбор (причины выбора профессии, кто повлиял на твой выбор).

Я через 10 лет (каким я вижу себя в профессии через 10 лет).

Результатом деятельности по психолого-педагогическому сопровождению является проект «Моя будущая профессия». Конечным результатом проекта являются  электронные презентации на тему: «Моя будущая профессия». Данный формат работы позволяет учащимся самостоятельно планировать свою карьерную траектория с учетом своих профессиональных интересов, склонностей, способностей, личностных особенностей, что в дальнейшее способствует их успешной социализации в обществе.

Цель: сформировать личный профессиональный план учащихся с учетом профинтересов,  способностей, путях получения профессии и перспективах профессионального роста.

Определение профессии, портрет специалиста, рабочее место специалиста,образовательный маршрут, причины и мотивы выбора профессии, кем я вижу себя в профессии через 10 лет

(8 слайд). Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения обучающихся

Название критерияУчебный годПоказатель сформированностиИзучение личных профессиональных планов обучающихся в выпускных классах МБУ ДО «Центр технологического обучения» г. Пензы2017-20182018-20192019-20203,6балла3,8балла3,7балла

, психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в МБУ ДО «Центр технологического обучения « г. Пензы можно считать эффективным, т. оно соответствует основному показателю эффективности   –наличие у обучающихся обоснованного профессионального плана, в процессе построения  которого у обучающихяс происходит развитие таких важных компетенций, как коммуникативные компетенции, стрессоустойчивость, целеполагание, умение работать в команде, умение презентовать себя и результат своей деятельности – что т. есть те компетенции, которые способствуют успешной социализации ребенка в обществе.

Шустова Ольга Сергеевна

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса.

Полноценное развитие ученика на всех ступенях  жизни складывается из двух составляющих:

реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;

реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.

Главной целью психолого-педагогического сопровождения является предоставление возможности педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией , сам определять перспективы своего развития и тактику взаимодействия с каждым учащимся.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

Оказание психологической и педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребенка в новых социальных условиях;

Создание атмосферы безопасности и доверия в системе педагог – ребенок – родитель;

Способствовать формированию умений и навыков ребенка, лежащих в зоне его ближайшего развития.

Важнейшими уровнями, на которых необходимо осуществлять сопровождение:

Индивидуально-психологический, определяющий развитие основных психологических систем:

интеллектуальное развитие ребенка (уровень  обучаемости, интеллектуальное развитие, креативность мышления;

умственное развитие (уровень обученности, учебная успешность ребенка).

Личностный, выражающий специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от сверстников:

особенности взаимодействия с окружающими (социометрический статус, уровень тревожности);

Индивидуальные особенности личности, составляющих внутреннюю физиологическую и психологическую основу:

ведущая модальность.

С психологической точки зрения психолого-педагогическая система сопровождения должна, прежде всего, рассматриваться как преемственность начального образования и среднего. Важно, чтобы индивидуальное развитие ребенка прослеживалось комплексно и в учебно-воспитательный  процесс были вовлечены все участники: учитель начальных классов, классный руководитель, педагоги-предметники, родители ребенка, так как сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, предложенного М. Битяновой, педагог-психолог решает три основные задачи:

Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.

Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.

Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности психологического развития. Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, “не берут” из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.

Идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов последовательно и детально разрабатывается в настоящее время в работах М. Битяновой, Э. Александровской, Е. Казаковой, Г. Бардиер и др. в трех основных плоскостях:

ценностно-смысловые основания метода сопровождения;

организационные модели сопровождающей деятельности;

содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения;

Битянова указывает ценности, на которые опирается метод сопровождения.

Во-первых, это ценность психологического развития ребенка. Сопровождающий метод предполагает бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе. Образовательный процесс не может грубо вмешиваться в ход психологического развития, нарушая его закономерности. Взрослые, сопровождающие ребенка, должны уметь жертвовать определенными социально-педагогическими целями, если их достижение чревато разрушением внутреннего мира ученика.

Во-вторых, это ценность индивидуального пути развития ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным стандартам может рассматриваться как отклонение лишь в том случае, если оно грозит ребенку дезадаптацией, потерей социальной адекватности. В остальных случаях предпочтительней говорить об индивидуальном пути развития ребёнка, имеющем право на существование и самореализацию.

В-третьих, это ценность самостоятельного выбора ребенком своего жизненного пути. Задача взрослых – сформировать способность и готовность воспитанника как к осознанию своих возможностей и потребностей, так и к совершению самостоятельного выбора. Взрослые должны не брать этот выбор на себя, а учить ребенка ставить цели и достигать их, соотнося их с целями окружающих людей и социальными ценностями.

Профессиональная и личностная позиция педагога-психолога, отражающая ценностно-смысловую основу сопровождающей деятельности, реализуется в следующих принципах:

приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка;

опора на наличные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности;

ориентация на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми, самим собой и самостоятельно преодолевать трудности;

безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства ребёнка.

Для современных систем психолого-педагогического сопровождения характерны следующие организационные принципы, также составляющие его методологическую базу:

комплексный, междисциплинарный, интегративный подход к решению любой проблемы развития ребенка;

равнозначность программ сопровождения ребенка в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций;

гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

информационное и диагностическое обеспечение процесса сопровождения;

необходимость социально-педагогического и психологического проектирования в сопровождающей деятельности;

рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату психолого-педагогического сопровождения;

ориентация на работу в современном правовом поле.

Что касается организационных моделей сопровождения, то Е. Казакова отмечает, что можно выделить три основных вида сопровождения:

предупреждение возникновения проблемы;

обучение сопровождаемых методам решения проблем в процессе разрешения проблемных ситуаций;

экстренная помощь в кризисной ситуации.

Кроме того, называет еще два вида сопровождения:

Последнее предназначено для предупреждения возникновения проблем или решения проблем, характерных для большой группы детей.

В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, предложенного М. Битяновой, педагог-психолог решает три основные задачи.

Первая. Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.

Вторая. Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.

Третья. Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности психологического развития. Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, “не берут” из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.

В организационной модели сопровождения М. Битяновой, которой придерживаемся и мы, в качестве “базисных элементов” выделяются: социально-психологический статус – характеристика требований-возможностей ребенка определенного возраста, представляющая некий ориентир, содержательную основу для диагностики, коррекционной и развивающей работы; диагностический минимум (набор методик), позволяющий выявлять те или иные показатели развития: психолого-педагогический консилиум как метод “сборки” целостного портрета ребёнка и класса и выработки стратегии сопровождения и конкретизации содержания работы.

Данная модель достаточно универсальна и может быть использована на любом этапе школьного обучения. Именно от нее мы отталкивались, когда предлагали алгоритм (процессуальные шаги) и схематично описывали содержание программы психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе в 1-ой части методического пособия “Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации”.

Однако следует заметить, что содержание и последовательность действий педагога-психолога в психолого-педагогическом сопровождении адаптации детей к школе существенно зависят от той конкретной школьной среды, в которой осуществляется обучение и развитие личности ребенка. Обычная массовая школа – одни возможности, одни ориентиры в работе. Маленькая, уютная школа – другие. Большое значение имеют образовательные технологии, используемые в школе, общие педагогические принципы, применяемые учителями. Вариативность программ сопровождения задают и характеристики социума, в частности, условия семейного воспитания, установки и ценностные ориентации родителей. Наконец, концептуальная база и профессиональные возможности самого педагога-психолога – еще одно основание для вариативности программ сопровождения.

В то же время закономерности возрастного развития детей в этот период задают и некие общие ориентиры психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогические и учебно-методические

основы деятельности специалиста дополнительного образования

Стрельцова, методист МОУ ДО «ДДТ»

Система дополнительного образования в России – это действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, который объединяет воспитание, обучение и развитие личности.

Основной целью образовательной деятельности дополнительного образования является создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения детей.

Задача нашего учреждения обучать, воспитывать, поддерживать, адаптировать детей к современным условиям).

По характеру реализуемых функций специалисты системы дополнительного образования подразделяются на несколько категорий:

  • Специалисты, работающие, непосредственно с детьми (педагогическая деятельность);
  • Специалисты, организующие деятельность учреждения и его подразделений (организаторская – управленческая деятельность);
  • Специалисты, обеспечивающие систему на разных уровнях (программно-проектировочная, методическая, финансово-экономическая, и др. обслуживающая деятельность)

Важным условием эффективности образовательного и воспитательного процесса является единство педагогического коллектива. У нас трудятся различные специалисты: педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагоги-психологи, ну и , конечно же, директор и методист. Каждый из нас имеет свои функциональные обязанности, однако все вместе мы выполняем единую задачу, поставленные перед нами государством и обществом – воспитание разносторонне развитой личности, способной действовать универсально, которая может самостоятельно, критически и творчески мыслить, имеющую активную жизненную позицию, способную благоприятно адаптироваться на рынке труда, т. конкурентоспособную личность. В Доме детского творчества в 2017-2018 обучается 243 человека. Мы даем возможность обучающимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной,  естественнонаучной, и социально-педагогической деятельностью – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Техническая направленность. Целью технической направленности дополнительного образования является развитие интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодёжи.

Целью данного направления является: нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования.

У детей развивается способность эстетического восприятия прекрасного, формируется чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей, происходит  социальная адаптация обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе, формируются художественно-эстетические знания, умения и навыки.

Физкультурно-спортивная направленность. Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни.

На занятиях создаются условия для развития физической активности с соблюдением гигиенических норм и правил, организуется межличностное взаимодействие на принципах успеха.

Естественнонаучная направленность ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся.

Большое внимание уделяется экологическому просвещению и повышению уровня

экологической культуры обучающихся, соблюдению нравственных и правовых принципов природопользования.

Целью данного направления является совершенствование системы образования на основе изучения родного края с использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее.

Социально-педагогическая направленность ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Одной из главных задач социально-педагогического направления является самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.

Педагоги дополнительного образования непосредственно реализуют дополнительные образовательные программы различной направленности, занимаются развитием талантов и способностей детей.

Цели его деятельности:

– осуществление дополнительного образования детей и подростков, организация их разнообразной творческой деятельности;

– комплектование состава воспитанников детского объединения и принятие мер по сохранению контингента в течение срока обучения;

– обеспечение педагогически обоснованного выбора форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;

– обеспечение соблюдения прав и свобод детей;

– участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников;

– составление плана и программы занятий, обеспечение их выполнения;

– организация участия обучающихся в массовых мероприятиях;

– выявление творческих способностей детей, содействие в их развитии, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей;

– поддержка одаренных и талантливых детей, а также детей, имеющих отклонения в развитии;

– оказание консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;

– при проведении занятий обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

– участие в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышение своей профессиональной квалификации.

Дополнительное образование детей охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Его содержание ограничено лишь одним требованием – не приносить вреда развивающейся личности.

Педагог дополнительного образования – специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени ребенка.

В сфере дополнительного образования детей особая роль принадлежит личности педагога, стремящемуся к сотворчеству, сотрудничеству с детьми. Профессионализм педагога дополнительного образования выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее предвидеть многообразие ситуаций быстро меняющейся жизни невозможно. Поэтому одной из важнейших особенностей педагогической деятельности является ее творческий характер. Эталоном действий педагога дополнительного образования можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть «впереди». Но при этом необходимо, чтобы действия педагога проявлялись в трех группах качеств:

– деловые качества;

– свойства личности;

– педагогическое мастерство.

Ведущие деловые качества – это:

– целеустремленность в работе;

– четкость и деловитость;

– последовательность и настойчивость в достижении целей.

Свойства личности – это:

– гражданская позиция;

– моральная чистота;

– любовь к детям и педагогическому труду;

– педагогический оптимизм;

– творческий подход к делу.

Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является сам воспитанник, развитие его личности, способностей и компетентности.

Задача педагога дополнительного образования – это руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся комплектование учебных групп. Именно педагог призван интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственно-духовному развитию ребенка. Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей. Все это позволит в будущем прогнозировать возможности формирования у детей знаний, навыков, приобретаемых в системе дополнительного образования с целью использования их в различных жизненных ситуациях.

Содержание профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс действий по воспитанию, обучению, развитию и педагогической поддержке и социальной защите личности ребенка.

Важное место в деятельности педагога дополнительного образования занимает не только стимулирование и развитие деятельности воспитанников, но и поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ на основе постоянного творческого поиска.

Задача педагога дополнительного образования – это умение создавать «ситуации успеха» для каждого ребенка, независимо от уровня его способностей. Профессиональная состоятельность педагога зависит от искреннего согласия детей и подростков сотрудничать с ним, от подлинного педагогического авторитета. Нельзя заставить детей посещать занятия, которые им не нравятся, не удовлетворяют их духовным запросам.

Педагог дополнительного образования призван прививать детям следующие общекультурные качества:

– уважительное отношение к людям, ко всему живому,природе;

– чувство прекрасного, умение видеть и создавать красоту;

– интерес к получению знаний, навыки самостоятельногопоиска творчества;

– физическая культура, стремление к здоровому и гармоничному образу жизни;

– умение конструктивно общаться;

– умение владеть собой, своими желаниями и эмоциями;

– умение реалистично оценивать свои возможности и конструктивно определять жизненные задачи, свое предназначение.

Предмет профессиональной деятельности педагога дополнительного образования включает выполнение нескольких функций:

– исследовательской и прогностической;

– диагностической и педагогической поддержки;

– культурно-досуговой.

Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих педагогов одна из них может доминировать над другими.

Показателями результативности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования могут быть:

С одной стороны:

– участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях;

– успешное освоение ими образовательной программы;

– увлеченное отношение детей к делу, которым они занимаются;

– ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка обучающихся.

С другой стороны – собственный профессиональный рост педагога дополнительного образования (участие в выставках, творческих, мастерских, сольных концертах, конкурсах).

Образованный человек – это человек, обладающий не только базовым образованием, но и дополнительным неформальным, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое. Но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование.

И если школьное образование все дети получают в более или менее одинаковом объеме, что определяется ФГОС, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы.

Смысл дополнительного образования в том, что оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложения знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.

А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Для того, чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга – тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.

Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства, как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *