Педагогическое взаимодействие. Методы педагогического взаимодействия Взаимодействие воспитания и развития в педагогике

4 Пути развития педагогического взаимодействия на современном этапе

В Законе РФ сказано: “Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. “, т. на первое место сегодня выходят задачи воспитания. Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.

В условиях гуманистически ориентированного воспитания каждый педагог должен стремиться к организации воспитания на основе взаимодействия.

Путями развития педагогического взаимодействия являются:

1) организация совместной деятельности;

2) объективность и всесторонняя информированность друг о друге

3) овладение способами организации совместной деятельности и общения

(психологическая, теоретическая и практическая подготовка).

Важнейший путь развития сотрудничества участников воспитательного процесса – организация их совместной деятельности, эффективность которой повышается, если:

Сформирована положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

Осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций воспитателей и воспитанников в этом процессе;

Создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;

Позиция, стиль работы педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.

Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и школьников заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Наиболее эффективной в данном случае является методика организации коллективной творческой деятельности, позволяющей лучше узнать друг друга, способствующей развитию взаимоотношений и усиливающей взаимное влияние.

Успешность деятельности, срабатываемость ее участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопонимание педагогов и учащихся связано прежде всего с объективностью и всесторонностью их информированности друг о друге. Для того чтобы успешно строить взаимоотношения с детьми, педагогу необходимо знание их возрастных особенностей, потребностей, намерений; индивидуальных возможностей, склонностей и интересов; воспитательного потенциала деятельности, уровня подготовленности детей к участию в той или иной деятельности (беспомощность детей часто принимается за безответственность); уровня развития коллектива, характера взаимоотношений между учащимися и педагогами; факторов, влияющих на взаимодействие членов коллектива; своих собственных возможностей. Информация по данным вопросам очень изменчива и требует постоянного изучения, при этом педагогу важно получать сведения по каждому вопросу от разных сторон (других педагогов, детей, родителей), из разных источников (из общения, в деятельности со своими товарищами, учителями, наедине с самим собой).

Отношение школьников к педагогам также определяется их информированностью об учителе. Самой доступной для них является информация об уровне знаний педагога, его эрудиции, профессиональных качествах, которую дети распознают достаточно быстро, хотя иногда для этого требуется много времени.

Надо учитывать, что мнение об учителе, которое трудно бывает опровергнуть, может передаваться от старших учеников. Как и педагогам, детям тоже важно увидеть индивидуальные, сильные стороны в учителе, однако рамки учебного времени ограничивают возможность решения этой проблемы. Необходимо создание специальных ситуаций, в которых обе стороны могут лучше узнать друг друга.

Знания друг о друге должны быть осознаны и поняты. Понять другого человека — значит узнать причины, мотивы данного поступка, поведения, объяснить их. Это не означает, что нужно соглашаться с действиями партнера и одобрять их. Понимание другого человека, даже при несогласии с его идеями и поступками, позволяет избежать неразрешимых конфликтов, найти компромиссное решение, убедительно построить свою аргументацию и склонить партнера на свою сторону. Говорят, что понять — значит простить. С этим можно было бы согласиться, если подчеркнуть, что прощение не должно переходить в попустительство. Известно, что ученики с большим уважением относятся к строгим, требовательным учителям, поэтому понять другого человека — это значит увидеть в нем личность и с учетом его особенностей проявлять к нему необходимую требовательность.

Взаимопонимание предполагает заинтересованное и доброжелательное стремление увидеть ошибки друг друга и исправить их в связи с желанием добиться общего успеха в совместной работе. Взаимопонимание между членами коллектива, педагогами и учащимися формируется и проявляется в процессе повседневного общения, в каждодневных делах и заботах, на уроке и вне его. При этом существенное значение имеет не только знание и понимание особенностей друг друга, но и осмысление конкретной ситуации, проблемы, которую предстоит решать сообща.

Взаимопонимание в данном случае харак-теризуется способностью взаимодействующих сторон договориться, прийти к согласию.

Для этого и педагогам, и учащимся полезно помнить о следующих правилах: необходимо уметь выслушать другую сторону, не перебивая и не возражая; не игнорировать мнение других, будто бы оно не прозвучало; не торопиться давать оценку вместо обсуждения по существу; не претендовать на безусловный приоритет своего мнения, своих предложений без достаточного аргументирования, без выявления бесспорных преимуществ выдвинутой позиции, без терпеливого и уважительного выслушивания другой стороны, ее доказательств.

Педагоги допускают и даже стимулируют честную борьбу различных мнений, радуясь успеху любых предложений, от кого бы они ни исходили, охотно признавая чью-то правоту и радуясь общим достижениям.

Наиболее эффективным способом вооружения навыками совместной деятельности и общения, развития коммуникативных умений является правильно организованная деятельность в педагогическом коллективе, которая в значительной мере определяется стилем управления в школе. Замечено, что характер взаимодействия администрации и педагогов проецируется на взаимоотношения педагогов со школьниками, поэтому важнейший путь осуществления сотрудничества в школьном коллективе — это демократический стиль управления школой.

Управление школой – это также и управление взаимодействием членов школьного коллектива, которое осуществляется на разных уровнях: в школе в целом и в первичном коллективе. Также можно говорить об управлении взаимодействием педагогов и учащихся, взаимодействием в педагогическом и ученическом коллективах.

Для каждого из этих уровней целесообразно определить членов администрации, педагогического коллектива, которые целенаправленно организуют соответствующую совместную деятельность членов коллектива, педагогов и учащихся.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы.

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

Современный этап развития отечественного образования в основном определяется целями его модернизации, которая направлена на гуманизацию и обеспечение высокого качества образования и воспитания. Совместная деятельность учителя и учащихся является основой воспитательного процесса, важнейшей составляющей процесса образования. В связи с этим одной из актуальных проблем на сегодняшний день становится проблема организации личностно-ориентированного взаимодействия педагога со своими воспитанником.

Изучение научных источников по вопросам сущности, характера и особенностей педагогического взаимодействия позволяют констатировать, что проблема педагогического взаимодействия как фактора совершенствования воспитательного процесса не получила исчерпывающей разработки в педагогической науке и нуждается в дальнейшем исследовании.

Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детства

Первый этап реформирования системы специального образования завершился определёнными позитивными изменениями в этой сфере.

Изучение педагогических взглядов Л. Толстого на предмет народного воспитания учащихся начальной школы

Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков.

Использование программы “Специальные образовательные средства” в процессе автоматизации звуков “Л”, “М”, “Н” в школьном возрасте

Интеграция учащихся с особенностями психофизического развития в общеобразовательные школы стала в последние годы неотъемлемой частью всемирного движения за права человека.

Место воспитателя и воспитанника в управлении воспитательным процессом

Успех воспитания зависит от того, насколько педагогически целесообразно учитель применяет тот или иной метод и прием воспитания, насколько они включены в систему воспитания данного коллектива, насколько применяемые методы.

Образование и его проблемы на современном этапе

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Образовательные возможности компьютерной сети

Организация педагогического взаимодействия в воспитании подростков

педагогическое взаимодействие подросток воспитательный
Педагогическое исследование проводилось на базе 15-той школы г. Канска, в 9 «в» классе. В исследовании принимали участие двадцать три человека.

Современный период развития цивилизационного общества по праву называется этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественногo производства.

Педагогические условия организации обучения детей дошкольного возраста в группах семейного воспитания

Педагогическое взаимодействие в воспитании

Методики педагогического взаимодействия, близкие к сущности педагогической поддержки, активно разрабатывались и разрабатываются отечественными и зарубежными педагогами. К таким методикам мы можем отнести такие.

Проблема обучения математике в профильных классах на примере темы “Логарифмические уравнения”

Роль “Руха реформ” в области преподавания иностранных языков

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка. Одним из наиболее действенных и результатирвных методов обучения является проектная методика. Проект – это работа.

Роль родительского комитета в воспитательной работе с учениками в младших классах

Современные модели обучения в ВУЗе

Современные исследования по проблеме активных форм обучения демонстрируют четко выраженную оппозицию традиционной парадигме профессионального образования вузе. Она представлена континуумом мнений.

Формирование этнокультурных знаний у учащихся детской школы искусств

Российская система образования в области искусств имеет богатое историческое прошлое и своими корнями уходит в XIX век. Отечественное образование в области искусств обеспечивало полноценную подготовку создателей художественных произведений.

§1 Сущность педагогического взаимодействия

Педагогическое взаимодействие-процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Взаимодействие – категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В педагогической науке педагогическое взаимодействие выступает как одно из ключевых понятий и как научный принцип.

Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности : в познании, игре, труде, общении; его влияние проникает в ядро личностных отношений участников; оно пробуждает у воспитанников готовность быть, по словам, «воспитуемым». Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов, самые крупные из которых – дидактическое, воспитательное и социально-педагогические взаимодействия.

В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей.

В современном обществе отношения воспитателей и воспитанников строятся в значительной степени в интеллектуальной сфере и перенапряжены эмоционально. Требования взрослых дети воспринимают опосредованно и не всегда как необходимые. Поэтому педагогическое взаимодействие нуждается в специальной организации.

Педагогическое взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в т. в отношениях деловых, партнерских, при соблюдении этикета, в проявлении милосердия и т.

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник. Для взрослого участие в педагогическом взаимодействии связано с моральными трудностями, т. в отношениях с детьми всегда присутствует соблазн воспользоваться возрастным или профессиональным преимуществом и свести общение с ребенком к авторитарному воздействию. Профессия педагога иногда воспринимается как авторитарная, т. в ней заложены забота, опека, наставничество, стремление передать свой опыт; в ней очень нечетка грань, за которой начинается морализаторство, насилие над личностью. У детей наступает ответная реакция – ребенок пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление, открытое или скрытое, лицемерное. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и предвидят возможные осложнения в педагогическом взаимодействии. Результат педагогического взаимодействия соответствует цели воспитания – развитию личности.

Взаимодействие может быть прямым, непосредственным, когда прямой контакт между субъектами, или косвенным, опосредованным через какие-либо предметы, действия, обмен информацией, других людей. Сегодня актуальным является личностно-ориентированное взаимодействие «педагог-воспитанник», которое предполагает признание личности ребенка не столько объектом, сколько субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе. Ученик, воспитанник – основной субъект образовательно-воспитательного процесса. Цель «личностно-ориентированного педагогического взаимодействия» педагога с воспитанником – создание благоприятных условий, содействие в его личностном развитии, формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении (, и др. Базой для формирования способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации, самоорганизации личности является физическое и психическое здоровье, нравственность и способности, что определяет содержание личностно-ориентированного взаимодействия педагога с учащимися (). Личностному росту ребенка (формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии) способствует гуманистическая направленность педагогического взаимодействия. Во взаимодействии определяющим фактором является позиция педагога, исходящая из интересов развития ребенка : понимание, признание, принятие его как полноправного партнера, оказание ему помощи. Взаимодействие педагогов и школьников происходит в разных системах: между школьниками, между педагогами и детьми, между учителями. В то же время стиль отношений «педагог-ученик» определяется особенностями взаимоотношений между детьми в ученическом коллективе , главной целью которых рассматривается развитие личности, коллектива и его воспитательных возможностей.

Как мы уже отметили, многие ученые исследуют проблему личностно-ориентированного взаимодействия. Так, например, считает, что всякое обучение и воспитание по своей сути есть создание условий для развития личности и, следовательно, оно является развивающим, личностно ориентированным. А главное в том, как понимать личность, где искать источники ее развития. Этими источниками исследователи называют:

Приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как субъектного носителя опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного образовательно-воспитательного процесса в школе (ребенок не становится, а изначально является субъектом познания, общения и деятельности);

Изучение и описание «познавательного профиля» ученика как своеобразного типа мышления;

Определение средств, обеспечивающих реализацию поставленных целей и задач;

Сочетание различных видов деятельности (игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, рефлексивной и др

Сотрудничество педагога и ученика, направленного на обмен различного

Предоставление ребенку свободы выбора способов выполнения заданий, активизация творчества детей путем использования групповых форм занятий, диалоговых форм обучения и воспитания;

Признание за школьником не только статуса ученика, а Человека – Гражданина;

Опора на положительные качества ребенка, «подход к ребенку с оптимистической гипотезой» и доверием ();

Контроль над складывающимися способами учебно-воспитательной работы.

§2 Формы педагогического взаимодействия

На наш взгляд, спецификой воспитательного процесса в школе является тесное взаимодействие ученического и педагогического коллективов. В деятельности классного руководителя , воспитателя определенной группы школьников это взаимодействие с малым педагогическим коллективом, в котором объединены все педагоги (учителя-предметники, педагоги дополнительного образования , вожатые. Необходимость этой «заботы» диктуется задачей выработки единой стратегии и тактики воспитательного процесса, осуществляемого всеми педагогами, работающими с классом.

Формы такого взаимодействия в современной школе многообразны. Вот некоторые из них:

Рациональный подбор и расстановка кадров учителей для работы с классом в зависимости от особенностей класса (профиля, изучаемых специальных предметов, психолого-педагогических особенностей, сложившейся социально-педагогической ситуации развития, истории развития и воспитания, интеллектуального потенциала, психологического климата. Причем, в этом подборе могут и должны быть личности различного типа: мужчины и женщины, молодые и пожилые, серьезные и веселые, имеющие различные хобби, владеющие многообразными навыками и умениями. Чем богаче палитра «красок», тем лучше, ведь класс многолик, и каждый ребенок должен иметь «своего» учителя, близкого ему по характеру, по духу. И, что немаловажно, в идеале группа учителей, работающих в классе, должна относиться к категории единомышленников самого классного руководителя. Именно это позволит создать работоспособный, творческий, оптимистичный по стилю и тону отношений коллектив взрослых и детей, который станет идеальной воспитывающей средой.

Систематическое проведение малых педагогических советов. Тематика и назначение их может быть многообразна: определение цели, задач, отбор содержания, средств, форм и методов работы с классом; обсуждение ситуации и событий в классе; выработка единого стиля и тона взаимоотношений с классом и отдельными учащимися; реализация дифференцированного подхода в воспитании отдельных групп учащихся (на основе интересов и возможностей педагогов) и др.

Проведение общих интегрированных форм учебно-воспитательной работы с классом. Кооперирование классного руководителя с учителями-предметниками разных специальностей, с людьми, имеющими разнообразные увлечения и хобби, позволяет поднять уровень профессионализма воспитательной работы. Назовем некоторые интегрированные формы работы, взятые нами из школьной практики.

Ежегодные состязания-турниры «Отцы и дети» (в содержании их различные конкурсы: интеллектуальные, трудовые, художественно-творческие, физкулътурно-спортивные, игровые. ), готовят их под руководством классного руководителя учителя-предметники и родители.

-«Природа и я» (назначение – выработка ценностного отношения к природе); классный час , проведенный вместе с учителями географии и биологии.

Классный час «Психология молодого человека на войне» в 11-м классе, подготовленный классным руководителем, учителем истории (в это время по программе изучалась Великая Отечественная война) и учителем литературы.

Урок внеклассного чтения «Поэзия любви XIX века» в рубрике «За страницами учебника», проведенный учителем литературы и классным руководителем, учителем этики и психологии семейной жизни (при изучении темы «Любовь как высшее человеческое чувство»).

Проведение педагогических консилиумов (малые педагогические советы, которым предшествует всестороннее изучение класса и отдельных учащихся, хода и результатов учебно-воспитательного процесса с помощью различных методик психолого-педагогического исследования; назначение их – решение насущных проблем класса, отдельных учащихся). Такие консилиумы могут проводиться систематически (раз в четверть), а также эпизодически для решения возникших в учебно-воспитательном процессе проблем. Например, снижение уровня успеваемости, высокая степень конфликтности учителей с классом, низкий уровень дисциплинированности учащихся, чрезвычайные происшествия, неуспеваемость и трудновоспитуемость отдельных учащихся, проблемы дифференцированного и индивидуального подхода, анализ результатов учебно-воспитательного процесса и его эффективности. И многие-многие другие.

Проведение различных форм воспитательной работы совместно с классами, где учителя-предметники являются классными руководителями: подготовка и проведение предметных недель, различные турниры типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Веселые старты», совместные праздники и «Огоньки», «Литературные (театральные, поэтические, музыкальные. ) гостиные», совместные театральные постановки, выставки творческих работ, приглашения на «открытые» формы работы.

Эти дела способствуют, кроме того, созданию и развитию общешкольной системы воспитательной работы, развитию школьного коллектива, превращению учителей в единомышленников, улучшают психологический климат в классах и школе, способствуют гуманизации отношений учителей и учащихся.

Формы педагогического взаимодействия на уроках можно представить нижеследующими схемами.

Схема 1(пассивная форма взаимодействия)

Группа референтная” data-hren=”/text/category/gruppa_referentnaya/” rel=”bookmark”>референтную группу , референтное лицо, героя книги, фильм и т. ); параллельное воздействие (влияние через коллектив);

Тип взаимосвязи «на равных» или «руководство» неоднозначно: «на равных» – это субъект-субъектные отношения, партнерские, сотрудничество, активность с обеих взаимодействующих сторон, а при «руководстве» – активность с одной стороны.

Приоритетными признаются сегодня отношения «на равных».

Различные подходы и типы взаимодействия свидетельствуют о многогранности и многоаспектности этого процесса. Проведенный нами опрос учителей нашей школы показал, что наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотрудническое взаимодействие, для которого характерны знания, опора на положительное в личности, доверительность, доброжелательность, активность обеих сторон, диалог. Особенно большим воспитательным потенциалом, по мнению наших коллег, располагает диалоговое взаимодействие. Оно обеспечивает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, принятие партнера таким, каков он есть, искренний обмен мнениями, открытость, искренность, отсутствие предвзятости. Недопустимы подавления, индифферентность (равнодушие друг к другу), формальные отношения. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия – включение в совместную коллективную творческую деятельность, создание условий для совместных переживаний, вклад каждого в общий результат, создание условий «ответственной зависимости» (). Пути развития взаимодействия как сотрудничества – это положительная установка на совместную творческую работу, совместное планирование, анализ результатов деятельности, осознание ее цели и личностного смысла; созидание ситуации свободного выбора видов и способов деятельности ее участниками, наличие хорошей полной информации о состоянии дел в классе, группе, о каждом участнике деятельности, организация коллективных творческих дел, являющейся наиболее эффективной для развития сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи , соревновательности, в процессе которой наиболее полно раскрывается личность и педагога, и воспитанника.

§3 Педагогическое взаимодействие школы и семьи

С момента рождения и до поступления в школу наиболее значимой для ребенка и оказывающей реальное воспитательное воздействие является система семейных отношений, для которой необходима высокая степень ответственности со стороны взрослых (родителей и родственников) за физическое и психическое здоровье ребенка, его воспитание. Основу семейных отношений составляют эмоциональные реакции взрослых на поступки ребенка, когда лишение эмоционального контакта с родителями является для него большим наказанием. С поступлением в школу ребенок включается в новую систему отношений; его эмоциональное благополучие, отношения с родителями уже во многом зависит от учителя: похвалит учитель ребенка – мама радуется и дарит ему любовь и ласку, а чуть провинится в школе или неудачно выполнит задание – и отношение к нему может резко измениться. В этот период на учителя ложится большая доля ответственности в организации отношений с ребенком не только в школе, но и в семье.

После начальной школы отношения между учениками и учителями меняются: учителя-предметники еще не знают учеников, а контакт с ними устанавливают только через учебные занятия. Это бывает причиной снижения успеваемости и порождает проблему преемственности в работе учителей начальной и средней школы. Решить эту проблему могут новый классный руководитель и учитель начальных классов через организацию разных видов отношений между учителями, учениками и родителями.

Единство воспитательной деятельности школы и семьи создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению, – научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.

Система работы руководства школы, классного руководителя с семьей складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов и должна отвечать ряду требований, таких как:

Целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные, насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, осуществляется индивидуальный подход к родителям, к семье;

Повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей. Формы могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей; работа постоянного педагогического семинара “Семейная педагогика” или “Совершенствование семейного воспитания” и др. ; учет особенностей микрорайона, села, выявление неформальных подростковых групп по месту жительства, учет неблагополучных семей и выявление педагогической запущенности детей; использование передового педагогического опыта, обобщение положительного опыта семейного воспитания; педагогический анализ работы, проводимой с родителями;

Формирование действенной общественной родительской организации.

§4 Педагогический коллектив

В нашей курсовой работе мы не можем не сказать о педагогическом коллективе, ведь он, на наш взгляд, является в школе «началом начал», именно учителя являются неотъемлемым звеном педагогического взаимодействия, находят наиболее правильные, актуальные в той или иной ситуации его формы путем совместной работы. Современные представления о педагогическом коллективе как субъекте управления и саморазвития сложились под влиянием идей русских педагогов, и других о взаимосвязи обучения и воспитания, о взаимодействии педагогов и учащихся, о стремлении педагогов к самосовершенствованию.

“Должен быть коллектив воспитателей, – писал, – и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, точного единого подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса”.

Если учитель, полагал, имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если воспитатель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенен в своей профессии.

Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива, куда входит составной частью ученический коллектив. При всем соответствии признакам любого коллектива педагогический коллектив школы в то же время имеет и свои специфические особенности.

Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности , а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. Решение педагогических задач зависит от того, в какой степени и как используется воспитательный потенциал ученического коллектива.

Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой основывается единство действий учителей.

Организационное строение педагогического коллектива. Исследования по психологии коллектива (, и др. ) дают обоснованную информацию о структуре коллектива. В частности, при социально-психологическом анализе коллектива выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) организационные структуры. В этом случае под структурой понимаются относительно устойчивые взаимосвязи между членами коллектива.

Формальная структура коллектива обусловлена официальным разделением труда, правами и обязанностями его членов. В рамках формальной структуры каждый человек, выполняя те или иные профессиональные функции, взаимодействует с другими членами трудового общества на основе определенных, предписанных ему правил. Учителя, работающие в одном и том же классе, руководствуются образовательными стандартами, программами, расписанием уроков и внеклассных занятий, нормами профессиональной этики. Каждый учитель находится в официальных, деловых отношениях с коллегами, руководителями школы.

Неформальная структура коллектива возникает на основе действительных, а не только предписанных, функций, выполняемых членами конкретного профессионального объединения людей. Неформальная структура коллектива представляет собой сеть реально сложившихся отношений между его членами. Такие отношения возникают на основе симпатий и антипатий, уважения, любви, доверия или недоверия, желания или нежелания сотрудничества и совместного поиска. Такая структура отражает внутреннее, порой скрытое, незримое состояние коллектива.

Результатом проявления неофициальных отношений в коллективе являются такие признаки, как наличие дружеских компаний, неофициальное общественное мнение, появление неформальных лидеров, утверждение новых ценностей, ориентации и установок личности и др.

Исследуя влияние взаимоотношений на стабильность педагогического коллектива, пришла к выводу о двустороннем характере этого взаимодействия. С одной стороны, внутриколлективные отношения отражаются на стабильности коллектива, с другой – стабильность педагогического коллектива определяет характер взаимоотношений педагогов.

§5 Сущность педагогического процесса в современной школе

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

В ходе педагогического процесса установление взаимоотношений учителя с учеником происходит в присутствии других учащихся. Ученики ожидают от учителя мудрых действий, способности разрешить спор, ситуацию не обыденно, житейски, как могут и родители или другие взрослые, а спокойно и справедливо; не обидеть невинного и понять «виновного». И при правильном, справедливом разрешении учителем ситуации ребята считают это естественным: «Ведь она же учительница!» Тогда как всякое несправедливое решение вызывает детское возмущение поведением учителя, они обсудят его в группах сверстников, расскажут родителям и вынесут приговор личности учителя, и эта оценка иногда надолго определит его авторитет, характер взаимоотношений с учениками и воспитательную силу педагогического воздействия.

Педагоги и воспитанники как субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

Рассматривая педагогический процесс как динамическую систему и учитывая, что его динамика, движение обусловлено взаимодействием или обменом деятельностями главных участков, проследить переход педагогического процесса из одного состояния в другое можно только определившись с его основной единицей (“клеточкой”). Только при этом условии можно понять педагогический процесс как развивающееся взаимодействие его субъектов, направленное на решение образовательно-воспитательных задач.

С опорой на категорию “взаимодействие” педагогический процесс может быть представлен как интеграция взаимосвязанных процессов взаимодействия педагогов с воспитанниками, родителями, общественностью; взаимодействия учащихся между собой, с предметами материальной и духовной культуры и т. Именно в процессе взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношения. Но из всего многообразия отношений воспитательными оказываются лишь те, в ходе реализации которых осуществляются воспитательные взаимодействия, приводящие к усвоению воспитанниками тех или иных элементов социального опыта, культуры.

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Большое значение для учителя имеет умелое сочетание ролевых и личностных отношений во взаимодействии с учениками.

Для учителей незабываемым остается первый выпуск. Это своего рода и проверка правильности выбора профессии, и становление учителя. Молодость и неопытность учителя порождают естественность в отношениях, объединяют учителя и учеников в совместных действиях, помогают понять и помочь друг другу в реализации своих личностных возможностей: ученики помогают учителю стать учителем, а учитель помогает ученикам раскрыть свои способности и увлечения, личностные качества. Объединяет их то, что неопытность учителя вызывает у ребят желание помочь ему в затруднениях, и учитель принимает эту помощь; они вместе радуются успехам, огорчаются неудачам.

В последующие годы работы в школе интерес и новизна в работе с учениками заменяются опытом; учителя меньше удивляет неожиданность поступков учеников, чаще раздражает оригинальность их поведения, а поиск контактов через «душевные» разговоры с ними заменяются отработанными профессиональными мерами воздействия, требовательностью к ним. Ученики каждый раз по–своему проходят путь становления личности, учитель не может этого сделать, даже оставаясь «вечно молодым»: у него вырабатываются определенные стереотипы в общении и отношениях с учениками. Личностные отношения с учителем побуждают у ученика надежду на понимание (а как многим этого не хватает), когда он из «учащегося» становится в глазах учителя индивидуальностью. Тем самым снимается состояние противоборства, ослабевает сопротивляемость воздействию, что в какой-то мере делает ученика соучастником педагогического процесса. Психолог так пишет об этом: «Если отношения строятся на основе взаимного уважения, равенства и соучастия, каждый из партнеров получает возможность самореализации и личностного развития”».

Гуманизация отношений, как основное психологическое содержание педагогики сотрудничества, состоит в том, чтобы строить отношения между учениками на уважении и поддержке достоинства ученика, вере в его неиспользованные возможности, интерес к его личности, а не только к успехам в деятельности.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействие будет результативным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек, умеет понимать, по реакциям детей, как воспринимают и оценивают его личность ученики, на которых он собирается воздействовать, а оценка эффективности воздействия должна касаться не только изменения поведения ученика, но и изменений в личности учителя. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.

Великий русский педагог писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.

§6 Педагогическое общение

Педагогическое общение – это система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия (-Калик,).

Мы считаем, что без общения педагогическое взаимодействие просто невозможно.

Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического процесса.

Общение – важное средство решения учебно-воспитательных задач.

Педагогическое общение – процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяются позиция и педагога, и детей в общении. Это обусловлено сменой позиций и ролей ученика в отношениях с родителями, учителями, сверстниками. В целом можно сказать, что учащиеся по мере взросления быстро осваивают предлагаемые им в школе и семье роли и задача взрослых состоит в том, чтобы вовремя расширять как диапазон новых ролей, так и степень самостоятельности в привычных ролях. Только в этих условиях сохраняется продуктивная и эмоциональная связь между старшими и младшими.

Особо подчеркнем, что педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.

Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.

Общение, на наш взгляд, оказывает значительное влияние на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся. Доверие к воспитаннику, признание его познавательных возможностей, поддержка в самостоятельном поиске, создание «ситуаций успеха», доброжелательность отзывают стимулирующее действие на интерес.

Мы считаем необходимым подчеркнуть возможности педагогического общения в организации образовательного процесса школы:

1) Общение дает возможность изучить индивидуальные и личностные качества, интересы и мотивы ученика;

2) Общение позволяет определять, корректировать и согласовывать цели обучения воспитания, жизненные цели педагогов и учеников;

3) Общение выступает источником развития личности. Педагогическое общение обогащает любую деятельность ценностными ориентациями, проявляет уровень нравственной готовности к взаимодействию в педагогическом процессе;

4) Через общение ребенок познает мир людей, как через деятельность – мир вещей.

Выделяют три основные функции педагогического общения:

1) Коммуникативная,
служащая для передачи и приема информации с помощью различных средств;

2) Перцептивная
, заключающаяся в восприятии и познании людьми друг друга, в регуляции поведения субъектов, вступающих в общение;

3)Интерактивная
, выражающаяся в организации и регуляции совместной деятельности. Она затрагивает эмоциональную сферу, в которой проявляется отношение участников общения друг к другу, их настроение и т

Все эти функции в реальных условиях общения выступают в единстве и так или иначе проявляются по отношению к каждому участнику.

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. установил с ним отношения через совместную деятельность. Начинающие учителя не всегда знают об этом и считают, что само слово учителя должно привести ребенка к послушанию, поэтому часты жалобы: «Не знаю, что за дети! Простых слов не понимают! Как с ними работать!» Да и трудно порой понять ученику обращенные к нему монологи учителя: «Я сейчас вас всех заверну домой! У тебя есть что-нибудь в голове? Как надо вести себя? Мало я тебе говорила об этом? В следующий раз никуда с нами не пойдешь!».

Как правило, замечания делаются учителем в эмоционально-раздражительном тоне и несут малую содержательную нагрузку: «Ты мне надоела своими глупыми вопросам!», «Кому не интересно на уроке, могут уйти, вас никто не приглашал в IX класс!», «Петя! Сам не работаешь и другим работать не мешай!» и т.

Итак, педагогическое общение является существенной составляющей совместной деятельности в образовательном процессе. В результате общения либо вырабатываются общие позиции его участников, либо обнаруживаются их противоречия по тем или иным вопросам.

К сожалению, школьная жизнь не лишена отрицательных моментов. Среди них достаточно большое место занимают разнообразные конфликтные ситуации. Причем, по данным психологов, 80 % конфликтов происходит спонтанно, помимо нашей воли.

В нашей работе нам особенно хотелось бы затронуть тему педагогических конфликтов, так как этот вопрос сейчас остро стоит в нашей школе. Необходимость подробного анализа данной темы возникла в результате многочисленных столкновений педагогов с учащимися, следствием чего явилось общешкольное родительское собрание, направленное на решение проблем, связанных с поведением детей, с их культурой общения. Однако психологи утверждают, что конфликт – нормальное проявление социальных связей.

В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так.

В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: останавливает драку, предупреждает ссору между учениками, просит помочь в подготовке к уроку, включается в разговор между учениками, проявляя порой находчивость.

При разрешении педагогических ситуаций действия педагога часто определяются личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым. Для учителя и ученика различные ситуации могут быть школой познания других людей и самого себя.

Конфликт в психологии определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.

Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от «милости» учеников.

так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

Виды педагогических ситуаций и конфликтов.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

Ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

Ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;

Ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Предложенный ниже перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует практическую цель ориентировать учителей в многообразных школьных ситуациях и конфликтах.

Ситуации по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное занятие. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнения домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.

Приведем типичный пример.

На уроке русского языка учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников, сидящих впереди.

Учительница потребовала, чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте, хотя стрелять прекратил. Учительница села за стол и стала писать в журнале, ученики занялись своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели.

Такое поведение ученика свидетельствует о полном разрыве взаимоотношений с учителем и приводит к ситуации, когда работа учителя действительно зависит от «милости» ученика.

Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе, когда учитель ведет предмет в данном классе непродолжительное время и отношения между учителем и учениками ограничиваются контактами только вокруг учебной работы. Таких конфликтов, как правило, меньше на уроках классных руководителей, в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке.

Ситуации и конфликты поступков.

Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами.

В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.

Проанализировав информацию, содержащуюся в педагогической и психологической литературе, мы делаем вывод, что Педагогическое взаимодействие-процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Изучив достаточно большое количество педагогической литературы по проблеме исследования, мы можем сделать вывод, что в основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей. Педагогическое взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в т. в отношениях деловых, партнерских, при соблюдении этикета, в проявлении милосердия и т.

В ходе нашего исследования мы выявили специфику социологического подхода к анализу системы взаимодействий социальных субъектов в среднем образовании ; исследовали основные факторы, влияющие на взаимодействие субъектов образовательной деятельности ; изучили противоречия, характеризующие современное состояние взаимодействия учителей, учащихся, родителей в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения. Таким образом поставленные нами задачи были решены, цель достигнута.

Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2002. стр. 202-204

«Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество»

Макаренко педагогически сочинения в 7 т, Москва, «Правда» 1957г

«Классный руководитель» № 5, 2009 г.

, Панферов -психологический климат коллектива и личность. – М. , 1983. – С

Дежникова коллектив школы. – М. , 1984. – С.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Р 76 Гл. ред. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1998 стр

Психология межличностных отношений/Под ред. – М. , 1983. – С. 132.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Р 76 Гл. ред. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1998 стр.

Дука в педагогику. Учебное пособие. – Омск, 1997стр

Краткий психологический словарь / Под ред. , М. Ярошевского. – М. , 1986. – С. 153).

и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / , Е. Шиянов; Под ред. – М. : Издательский центр “Академия”, 20с.

Сухомлинский воспитания коллектива. – Москва. , 1981. – С. 185.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *