Педагогика дополнительного образования

Педагогика дополнительного образования

Категория слушателей: Учителя истории и обществознания образовательных учреждений, руководители методических объединений учителей истории и обществознания Колыванского района

Базовым элементом в модернизации школьного социально-гуманитарного образования является обновление Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и осознание положений предметных концепций. Стандарты второго поколения главной целью определяют развитие самостоятельных действий, в том числе по получению, обработке и практическому применению новых знаний. В этой связи учебные предметы «История» и «Обществознание» являются одними из базовых в формировании мировоззренческой и просоциальной позиции школьников.

Данная программа повышения квалификации предусматривает подготовку педагогов к восприятию и осмыслению основных теоретических и методологических тенденций развития обязательных предметов «История» и «Обществознание» в условиях ФГОС общего образования. В рамках курса предполагается проведение практико-ориентированных занятий, направленных на освоение методических навыков формирования и диагностики метапредметных результатов обучения в рамках учебных предметов «История» и «Обществознание». В программу включен модуль «Профилактика деструктивных форм девиантного поведения обучающихся (аддиктивного, суицидального, делинквентного, в том числе связанного с распространением идеологии терроризма и экстремизма)».

В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» сложилась система сопровождения развития профессионального мастерства управленческих и педагогических кадров. Неформальным повышением квалификации работников образования можно считать участие команд образовательных организаций в реализации научно – прикладных проектов.

Научно – прикладной проект – это ограниченный по времени вид научно-педагогического проектирования, объединяющий сотрудников института и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по совместному созданию и продвижению в сфере образования уникальных инновационных продуктов, услуг, результатов.

Целью реализации НПП является решение одной конкретной научной проблемы и (или) нескольких сходных по тематике проблем, имеющих дисциплинарное (междисциплинарное) значение в рамках реализации международных, федеральных, региональных и институциональных проектов в сфере образования.

В 2021/22 году Региональный ресурсный центр дополнительного профессионального образования государственного бюджетного учреждения «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» совместно с образовательными организациями Челябинской области реализуют научно-прикладные проекты, направленные на апробацию и внедрение в образовательную деятельность форм наставничества, сетевого взаимодействия, c использованием цифровых ресурсов при реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей.

Август в МЭО мы посвятили ряду международных конференций. Спикеры поднимали темы трансформации всех сфер образования, внедрения цифровизации и, в целом, последних и грядущих обновлений ФГОСов.

Смотреть записи конференций

Выступление Светланы Николаевны Ахниной, директора Академии Цифрового Образования ООО “Мобильное Электронное Образование, к. , на тему “Трансформация системы образования и профессиональное развитие педагогов” вызвало особый интерес у слушателей.

Трансформация системы образования

Педагогика дополнительного образования

От образовательных организаций общественность ожидает, что их выпускники будут подготовлены к жизни, будут подготовлены к работе и самореализации в 21 веке. Чтобы этого достичь, неизбежно придется трансформировать образовательную систему. Но ни государство, ни бизнес, ни наука в одиночку не справятся с подобными изменениями. Я бы сказала, что в первую очередь должна произойти трансформация профессиональных компетенций (если мы рассматриваем трансформацию не как биолого-медицинский термин, а как кардинальное изменение чьего-либо). Соответственно, личностная трансформация – это изменение себя. То есть изменение мировоззрения, отношения к себе и окружающим, признание своих ошибок и стремление стать другим.

Педагоги, дети, родители имеют свое понимание ситуации, которое тоже необходимо учитывать.

Только сообща, и с учетом лучшего российского опыта, мировых практик и позиции всех вовлеченных сторон мы сможем создать современную систему подготовки человека завтрашнего дня.

В сентябре 2020 года организация экономического сотрудничества и развития опубликовала отчет, где представила четыре независимых друг от друга сценария, по которым может развиваться сфера образования в ближайшие 20 лет. Согласно каждому из этих сценариев будет доминировать цифровая образовательная среда. Разумеется, описанные сценарии не должны рассматриваться как окончательные и неизменные варианты будущего. Они могут видоизменяться, пересекаться друг с другом, уступать место новому варианту.

Педагогика дополнительного образования

Безусловно, к этому должны быть готовы и педагоги. Кроме того, сегодня необходимо разработать модель профессионального развития, ориентируясь в первую очередь на потребность современной образовательной практики, на результаты мониторинговых исследований профессиональных компетенций педагогов, на независимые оценки образовательных результатов обучающихся. Нам нужно разработать модель профессионального развития, отвечающую запросам педагогов, работающих с современным поколением детей и современным поколением родителей.

Что же необходимо современным детям сегодня?

Исходя из перечисленных исходных данных, можно сформулировать профессиональные дефициты и, соответственно, профессиональные компетенции педагогов, которые позволят ему сегодня решать профессиональные задачи. Это умение внедрять в образовательный процесс современные технологии обучения и воспитания для того, чтобы мы могли воспитывать людей, способных брать на себя ответственность, имеющих гражданскую позицию, любящих свой народ, свою страну. Ситуация осложняется тем, что современное поколение детей – это цифровое поколение.

Педагогика дополнительного образования

Ситуация осложняется тем, что современное поколение детей – это цифровое поколение. Педагог должен обладать навыками использования методик и технологий, обеспечивающих сетевую социализацию детей. Он должен уметь внедрять различные форматы электронного и дистанционного образования, научить детей самостоятельно получать новые знания.

Внедрять в процесс цифровые технологии и цифровизацию объективно необходимо современной школе, нравится нам это или не нравится. Дело в том, что только цифровизация сегодня может сделать процесс образования более гибким, приспособленным к реалиям сегодняшнего дня. Это необходимо для того, чтобы мы могли формировать конкурентно способных профессионалов в нарождающимся цифровом мире.

При этом особая ответственность по формированию и совершенствованию цифровых навыков и цифровой культуры современного поколения ложится на всё педагогическое сообщество, которое считается недостаточно мобильным и менее адаптированным к новейшим вызовам времени (в отличие от своих учеников). Именно поэтому современной школе и педагогу важно знать, как повысить свою цифровую компетентность, как управлять процессом широкого внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, что эти технологии могут привнести в школу.

Современному педагогу как никогда необходимы системные знания и навыки, новая профессиональная компетенция, определяющая его цифровую культуру и позволяющая уверенно использовать новые технологии на своем уроке.

Педагогика дополнительного образования

Разработка нового цифрового образовательного контента наряду с профессиональной подготовкой современного учителя являются одними из основных задач современного образования на ближайшие годы.

Педагогика дополнительного образования

Вместе с тем мониторинг сайтов ряда региональных министерств, ИРО и других структур показал, что построение системы обеспечения профессионального развития педагогических работников осуществляется без учета происходящих изменений либо акценты расставлены верно, но методы, механизмы и подходы практически не меняются.

Педагогика дополнительного образования

Педагогика дополнительного образования

Я, уважаемые коллеги, не пытаюсь привести весь доклад только к проблемам цифровизации. У нас есть масса проблем, которые необходимо устранять. Но, опять-таки, мы пытаемся их решить на протяжении многих лет и не всегда этот процесс происходит эффективно. Все потому, что мы не используем уже имеющиеся ресурсы: мы о них либо не знаем, либо не умеем их использовать.

Об устранении каких проблем в системе образования идет речь?

Педагогика дополнительного образования

Дефицит педагогических кадров в должной мере не перекрывается новым притоком молодых педагогов. В свою очередь молодые специалисты без должной методической поддержки и наставничества либо уходят из системы образования, либо долго и проблемно осваивают профессиональные компетенции, необходимые для решения педагогических задач.

То есть в многонациональном классе или группе детского сада нам не хватает педагогов, демонстрирующих умения применять современные методики технологии и инструменты ресурсы, работать с особой категории обучающихся. Главное – мы не научились работать в команде: в команде друг с другом, в команде с узкими специалистами, без которых, на сегодняшний день, немыслимо решить вопрос эффективного обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Результаты исследований подтверждают, что наиболее позитивно наши педагоги оценивают свою готовность к работе с детьми, для которых русский язык является родным, готовность к работе с одаренными или успешными детьми, или хорошо мотивированными детьми. А вот к работе с детьми, для которых русский язык не является родным, с девиантным поведением, особыми проблемами в развитии, — такая готовность существенно ниже.

Действующий профессиональный стандарт педагога предполагает использование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся.

Однако проведенный анализ показал, что даже при наличии на локальных уровнях интересных программ и технологий развития отдельных компетенций педагогов, работающих с обучающимися с риском образовательной неуспешности модельного представления, содержания по этапам профессионального развития данной категории не выработано.

Трансформация системы образования диктует необходимость решения вопроса совершенствования системы дополнительного профессионального образования, в том числе повышение квалификации.

Наблюдается оторванность содержания курсов повышения квалификации от современного содержания общего образования. Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ зачастую носит безадресный и не персонифицированный характер в системе профессионального развития. В педагогических управленческих кадрах отсутствует инициатива по разработке программ обучения на опережение.

Педагогика дополнительного образования

Мы по-прежнему продолжаем догонять проблемы вместо того, чтобы эти проблемы прогнозировать и устранять.

Это, безусловно, затрудняет процесс получения новых востребованных компетенций для педагогов: отсутствуют научные составляющие методической поддержки работников образования и связь между научными исследованиями и реальной педагогической практикой.

Педагогика дополнительного образования

Что собой представляет региональная инфраструктура методического сопровождения?

Главное, чтобы это не стало очередным лозунгом, а действительно работало на развитие и сопровождение педагогов.

Обеспечение индивидуализации процесса построения индивидуального образовательного маршрута через выявление конкретных профессиональных дефицитов и построение портрета дефицита через разработку и внедрение инструментария для выстраивания индивидуальной образовательной траектории через разработку и внедрение оценочных средств, определяющих уровень владения профессиональными компетенциями, а также эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута, необходимо, чтобы сформировать избыточное поле обучающих мероприятий, предоставляющих возможность ликвидировать различные профессиональные затруднения в соответствии с выстроенным портретом дефицитов педагога на данном этапе его диагностики.

Однако сам по себе факт наличия индивидуального образовательного маршрута, сам факт участия педагога в программах повышения квалификации, к сожалению, не является гарантией профессионального роста педагогов. Значение имеют формы и содержание обучающих мероприятий и дополнительных профессиональных программ. Это должен быть не только чётко сформулированный запрос на содержание дополнительных профессиональных программ со стороны педагогической общественности.

Практика показывает, что сегодня характер методических запросов педагогов не соответствует их реальным профессиональным затруднениям.

Обучение может быть организованно по модульному принципу, где каждый модуль обеспечивает освоение теоретических знаний и практических умений, направленных на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих профессиональному стандарту педагога. Так внедряется образовательная обязательная программа обучения, которая состоит из нескольких модулей.

Данные модули представлены неслучайно: на основании результатов диагностики и мониторинговых исследований профессиональных компетенций педагогов, которые показали профессиональные затруднения в применении педагогических методик и технологий затруднения в области преподаваемого предмета.

Психолого-педагогические компетенции в части воспитательной работы также вызывают затруднения. У педагогов возникает еще один вопрос: если даже эти модули будут разработаны и реализованы, предусмотрены ли разработчиками в этих модулях новые технологии и цифровые ресурсы, которые сегодня так необходимы педагогам.

Результатом профессионального роста педагога, по нашему мнению, должна стать адаптация подходов технологий и приемов, усвоенные в ходе повышения квалификации и изменения на основе привычных практик преподавания.

Обращаем внимание на то, что предлагаемая модель представляет профессиональное развитие педагогов как цикличный процесс, результатом которого должен стать отказ от рутинных практик и переход к новым, современным практикам работы. Кроме того, в этом направлении намечается построение дифференцированной и гибкой системы профессиональных треков. Например, установление новых квалификационных категорий: учитель методиста, учитель-наставник.

Для получения новых квалификационных категорий педагогам необходимо соблюсти ряд требований, в том числе получить дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки в области методического сопровождения реализации общеобразовательных программ или по организационно-педагогическому сопровождению профессиональной деятельности педагогических работников.

Педагогика дополнительного образования

Проявляется новая профессиональная способность и готовность учителя к целенаправленному профессиональному взаимодействию с другими педагогическими работниками, вовлеченными в совместное развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Мы выделяем сегодня основные направления профессионального развития педагогических работников.

В первую очередь, должна быть ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников, которые возникают в условиях быстрого развития общества, трансформации системы образования.

Педагогика дополнительного образования

  • выстраивание единой системы профессионального развития педагогических работников управленческих кадров
  • сопровождение индивидуальных траекторий их развития
  • внедрение в процесс профессионального развития педагогических работников программ формирования компетенций с учетом задачи по улучшению результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования
  • разработка форм различных форм адресной поддержки и сопровождения молодых специалистов
  • внедрение различных форматов электронного и дистанционного образования
  • создание условий для овладения навыками использования современных цифровых технологий

Растет спрос на труд педагога, требующий владения универсальными компетенциями или навыками 21 века: когнитивными и не когнитивными, включая социально-эмоциональный интеллект.

Педагогика дополнительного образования

Мы готовы предложить свои услуги по научно-методическому сопровождению педагогических работников в вопросах инновационной экспериментальной деятельности, так как наша организация координирует деятельность ряда инновационных площадок, которые сотрудничают с “Мобильным Электронным Образованием”. Кроме того, мы готовы консультировать педагогов по вопросам аттестации, которая проводится сейчас или в виде новой модели. Так же мы готовы предложить свою помощь в диагностике профессиональных затруднений педагогов в соответствии с профессиональным стандартом.

Педагогика дополнительного образования

Педагогика дополнительного образования

СправочноВ федеральный реестр образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования входят лучшие дополнительные профессиональные программы педагогического образования субъектов Российской Федерации, прошедшие профессионально-общественную экспертизу и предназначенные для обучения педагогических работников и управленческих кадров субъектов Российской Федерации.

Повышение квалификации учителей

Профессия педагога – одна из самых массовых и самых ответственных. В его руках – ответственность за формирование личностных и метапредметных результатов образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В обществе с динамично меняющимися социально-экономическими отношениями, всеобщей информатизацией и компьютеризацией учителям необходимо постоянно учиться, развиваться, самосовершенствоваться. Профессиональный стандарт требует через каждые три года проходить курсы повышения квалификации для учителей. Система непрерывного образования является условием совершенствование общих и профессиональных компетенций педагога, обеспечивающих качество подготовки учеников.

Современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность оптимизировать этот процесс и проходить курсы повышения квалификации дистанционно.

Если Вы не знаете, где пройти курсы повышения квалификации учителей в наиболее короткий срок с максимальной экономией времени и материальных средств по необходимой для Вас тематике и получить свидетельство общероссийского образца, зайдите на сайт Центр дополнительного профессионального образования “Экстерн”!

Приглашаем педагогов на дистанционные курсы повышения квалификации для учителей.

Преимущества

Центр «Экстерн» предлагает услуги по организации курсов повышения квалификации для учителей начальной и других категорий педагогических работников. Содержание и учебно-методическое обеспечение дистанционных курсов повышения квалификации учителей разрабатывают ведущие ученые и заслуженные специалисты в области психологии, педагогики и методики Петербурга. Поэтому обучающимся курсов повышения квалификации 2019/2020 для учителей предлагаются только новейшие результаты психолого-педагогических исследований, инновационные психологические методики и научно-практические разработки профессорско-преподавательского состава центральных вузов, авторов современных программ и учебников, экспертов в области образования.

Слушатели, прошедшие обучение на курсах повышения квалификации учителей и дистанционно на базе Центра «Экстерн», отмечают их важные достоинства:

  • содержание и темы курсов повышения квалификации для учителей ежегодно обновляется в соответствии с новыми трендами современного образования, специалисты Центра корректируют и разрабатывают программы по актуальной тематике;
  • тематические направления и материалы дистанционных курсов повышения квалификации для учителей соответствуют обновляющейся нормативно-правовой базе дошкольного, начального, среднего, дополнительного образования, СПО;
  • в случае появления у педагогического работника новых обязанностей в нашей компании есть возможность срочно окончить курсы повышения квалификации учителей и привести уровень своих знаний, умений и навыков в соответствие с выполняемыми им трудовыми функциями;
  • мы предлагаем гибкий график образовательного процесса, позволяющий повышать профессиональный уровень в заочной форме, без отрыва от трудовой деятельности;
  • курсы повышения квалификации учителей организуются, кроме этого, не требуют тратить средства и долгие часы на проезд к месту обучения и обратно, сберегают здоровье педагогов;
  • технические возможности позволяют пройти курсы повышения квалификации для учителей педагогам любого региона Российской Федерации на основе организации индивидуального образовательного маршрута;
  • материалы курсов предоставляются в режиме круглосуточного доступа и др.

Программы повышения квалификации учителей предполагают обратную связь, выполнение и проверку практических работ, индивидуальных заданий, большой объем самостоятельной работы слушателя, который проверяется и оценивается преподавателями. Специалисты Центра предоставляют консультации в период обучения на курсах, под их руководством слушатели выполняют итоговую аттестационную работу.

По итогам обучения по разработанным ведущими специалистами Санкт-Петербурга дистанционным курсам повышения квалификации учителей слушатели получают номерное электронное удостоверение государственного образца с указанием тематики и трудоемкости прослушанного курса.

Тематическое поле наших курсов включает широкий спектр вопросов:

  • инклюзивные технологии;
  • проектирование здоровьесохраняющего образовательного пространства;
  • исследовательская и проектная деятельность учеников;
  • использование активных методов обучения;
  • технологии подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
  • реализация межпредметных связей;
  • мониторинг предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся;
  • профориентация;
  • оказание первой помощи
  • проблемы социализации и др.

Благодаря освоению программы государственных курсов повышения квалификации учителя и другие категории педагогических работников успешно проходят аттестацию на первую и высшую категорию, могут выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития и карьерного роста, достигать вершин профессионализма, быть успешными в любимом деле.

Статья «Необходимость повышение квалификации педагогических кадров в системе дополнительного образования»

«Необходимость повышение квалификации педагогических кадров в системе дополнительного образования».

Учитель – это человек, который учится всю жизнь,

только в этом случае он обретает право учить.

Лизинский В.

Трудно переоценить актуальность и необходимость дополнительного образования. Являясь важным звеном непрерывного образования, данное структурное подразделение формирует и развивает творческие способности детей, помогает в организации их свободного времени, удовлетворяет индивидуальные потребности каждого ребёнка. Приходя на занятия в творческие объединения, дети выбирают то, что отвечает их потребностям, близко им по природе. И смысл работы педагогов дополнительного образования заключается в том, чтобы помочь самоопределению ребёнку, дать возможность реализовать себя, развивая творческий потенциал, тем самым стимулируя процессы личностного саморазвития. Ведь у детей, которые занимались в творческих объединениях дополнительного образования, как правило, больше возможностей в будущем сделать безошибочный выбор.

Учитывая специфику педагогической деятельности, направленную на развитие и воспитание ребёнка педагогам необходимо постоянно работать над совершенствованием своего развития и здесь не обойтись: без роста профессиональной компетентности, всесторонней информированности и конечно же без педагогических и психологических основ обучения. Необходимость в самосовершенствовании знаний должно стать для педагогов дополнительного образования ежедневной потребностью.

В системе дополнительного образования работают уникальные кадры, имеющие богатый потенциал, с удовольствием передающие свой опыт и творческий запал подрастающему поколению.

Повышение квалификации – следует  рассматривать, как целостную образовательную систему, которая  является:

средством достижения стратегических целей организации

средством повышения ценности человеческих ресурсов

средством облегчающим проведение организационных мероприятий.

Таким образом, педагогам дополнительного образования следует систематически повышать свою квалификацию, расширяя объём своей компетентности. Ведь успех педагогической деятельности является целью личностного и профессионального развития педагогических работников.

Литература: 1. Акулова О. «Ключевые компетенции как цель и результат современного образования». Академические чтения СПб РГПУ им. Герцена, вып. №3, 2002.

Объявления

Педагогика дополнительного образования

Педагогика дополнительного образования

Уважаемые коллеги!
Сообщаем, что 29 июня 2022 г. в 15. 00 состоится заседание Координационного экспертного совета по дополнительному образованию МПГУ в очном формате (место проведения: КГФ, ауд. 322).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *