Пересмотренные академические цели включают в себя базовую грамотность и всесторонние способности, при этом творческое мышление является важнейшей составляющей базовой грамотности

мышление как важнейший компонент

Если разобраться, то мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что, способность мыслить делает человека по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь мышление дает возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.

Изучение проблемы « мышления» началось уже с античных времен (Гераклит, , Платон) и не прекращается до настоящего времени. Умы ученых и философов занимал вопрос о том, как развивать мышление человека. За последние десятилетия по данной проблеме накоплен значительный опыт как зарубежными, так и отечественными психологами и педагогами (Р.М. Грановская, Д.Б. Богоявленская, , В.В. Давыдов, М.В. Кларин, А. Осборн, Я.А. Пономарев, Н.Ю. , В.А. Якунин и др.).

мышление определяется им как «тип мышления, идущий в различных направлениях». Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. мышление опирается на воображение. Оно предполагает, что на один вопрос может быть дано несколько ответов, что и является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.

мышление характеризуют четыре основных качества:

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),

-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)

На способность мыслить влияют как внутренние факторы (личностные) — знание предмета, любознательность, уверенность в  своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи,— так и внешние условия (ситуативные) лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах; страх.

может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий.

Это в  свою очередь привело к определенным ограничениям на подбор заданий для оценки пешность их решения должна зависеть больше от организации мыслительных процессов, нежели от глубины знания того или иного предмета. Описываемое направление оценки нацелено не на выявление одаренных и талантливых детей, а скорее на определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить , а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса— практиками обучения, учебной и  деятельностью, другими характеристиками современных образовательных систем. Второй важный вопрос, что имеет преобладающее значение в  обенности личности или предметная область? Иначе говоря, талантливый человек— о всегда только талантливый математик, художник, ученый, артист и  т.д. или талантливый человек талантлив во всем?

Как от шести спичек отнять три, чтобы получилось четыре?

9+8 =17,а 17 это 5 часов.

Двойной взгляд. Предлагается разглядеть два предмета и нарисовать. Отвечает правое полушарие за творчество.

История знает множество художников, далекие от художественного реализма. Самый известный Сальвадор Дали,

Перед вами фрагмент произведения нидерландского художника конца 15 века

Дорисовка. Это командное упражнение.

Представьте себе, что вы — тот человек, ̆ изображен на рисунке. Ваша задача состоит в том, чтобы соединить концы двух веревок, свисающих с потолка. Веревки расположены так, что, держа одну, невозможно, как ни тянись, достать другую. Комната совершенно пуста, в карманах у вас нет ничего особенного — только то, что лежит в них обычно.

Первая формулировка может быть ̆: «Как можно дотянуться до ̆ веревки?» После этого вы, скорее всего, потратите достаточно много сил, но все безрезультатно, потому что дотянуться до ̆ веревки просто невозможно. Если же сформулировать вопрос иначе: «Каким образом я и веревки можем соединиться?» — то это уже приближает к решению.

̆ предмет (ключ, брелок, кольцо и т. п.) и качните ее, как маятник. А затем, держа ̆ вторую веревку, подхватите

Развитие и оценка мышления, по мнению специалистов, позволит внести позитивные изменения в практику обучения и образовательную политику, что в перспективе будет способствовать решению стратегических задач социально-экономического развития страны.

мышление – это именно то умение, которое позволило человеку стать венцом природы и, при этом, дает возможность оставаться востребованным в период тотальной роботизации. Но чтобы так было дальше, необходимо уделять внимание развитию мышления, поскольку конкуренты также не стоят на месте, как среди других людей, так и в цифровом мире.

Л. О., Краснянская К. А. и др.

для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 282–304.

И.А. Зарубежные исследования психологии творчества:

период (часть 1) Психологическая наука и образование. –2007. –№3. –C. 97 – 107.

И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. –2006. – №1. – С. 85-96.

Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб

С. и др. Психология

, 2009. 206 с.

Рожкова С.В. Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Статья «

отечественных и зарубежных учёных на проблему изучения

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся ( – PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Из указа Президента России от 7 мая 2018 года:

Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Формирование функциональной грамотности это одна из основных задач ФГОС общего образования, условие становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.

– это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе.

В рамках проекта разработаны основные направления формирования функциональной грамотности (сюда входит)

– математическая грамотность

– читательская грамотность

– естественнонаучная грамотность

– финансовая грамотность

– глобальные компетенции

Формирование функциональной грамотности у российских школьников

Вступившие в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) от 2021 года указывают на необходимость формирования финансовой грамотности у учеников (пункт 34.2 и пункт 35.2), поскольку во время проводимых международных исследований наши школьники показали далеко не самые лучшие результаты. Помимо этого, Президент (Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204) и Правительство РФ (постановление от 26.12.2017 № 1642) поставили цель, чтобы Россия была включена в топ 10 стран мира по наилучшему качеству общего образования.

Таким образом, тема сегодняшней статьи представляет наибольшую актуальность в данный момент и будет полезна всем, кто работает в общеобразовательных школах, поскольку этот вопрос коснется их напрямую. Мы подробно раскроем термин «функциональная грамотность», разберем в чем она заключается и какие составляющие включает, также узнаем в чем ее отличие от метапредметных результатов, как можно внедрить в учебную программу мероприятия, направленные на формирование финансовой грамотности, и много другой интересной информации.

Поэтому настоятельно рекомендуем действующим сотрудникам общеобразовательных учреждений (а управленческому составу в особенности) задержаться на несколько минут и основательно пройтись по содержанию данной статьи.

Понятие функциональной грамотности

Под функциональной грамотностью понимают один из возможных методов, направленных на повышение качества образования. Её оценка производится на основе характеристик, соответствующих методологии моделей международных исследований.

Отмечается, что довольно часто преподаватели путают понятия функциональной грамотности и метапредметных результатов. Да, они имеют определенную схожесть, но все же отличаются друг от друга. Мы подробно разберем значения этих двух терминов по ходу статьи.

Министерство Просвещения поставило задачу по составлению и внедрению плана, направленного на формирование функциональной грамотности школьников на 2022−2023 учебный год (письмо от 14.09.2021 № 03−1510), для этого следует провести анализ прошедшего учебного года (2021−2022) и на его основе, с учетом всех выявленных проблемных зон касательно финансовой грамотности уже разработать новую, усовершенствованную программу.

Пересмотренные академические цели включают в себя базовую грамотность и всесторонние способности, при этом творческое мышление является важнейшей составляющей базовой грамотности

В предыдущих стандартах какая-либо информация касательно функциональной грамотности полностью отсутствует, а вот в последней версии данный термин упоминается в 3-ем разделе. Помимо этого, понятие функциональной грамотности в новых стандартах трактуется как результат системно-деятельностного подхода, который предоставляет школьникам возможность существовать в современном обществе и непрерывно обучаться всю жизнь.

Обновленный ФГОС рассматривает функциональную грамотность как возможность находить выход из любых жизненных ситуаций. Выработать функциональную грамотность можно в школе благодаря предметным, метапредметным либо универсальным способам деятельности. Они нацелены на то, чтобы учащиеся получили основные навыки для дальнейшего образования и выбора подходящей профессии.

Предполагается, что формирование и развитие функциональной грамотности у людей происходит на протяжении всей жизни, поэтому в школах рекомендуется прививать детям интерес к самообразованию.

Также, для наилучшего результата, учителям следует разбирать со школьниками каждую составляющую финансовой грамотности в отдельности (всего их 6):

  • Понимание содержание текста, умение пользоваться книгами для достижения своих целей, читать для расширения кругозора и т. д.
  • Объяснять с научной точки зрения происходящие в природе процессы и явления, пользоваться научными доказательствами, понимать каким образом и для чего проводятся исследования и т. д.
  • Умение применять математические знания в повседневной жизни.
  • Рациональное распределение доходов, грамотное и осознанное решение денежных вопросов, стремление к финансовой стабильности и независимости.
  • Развитие творческого потенциала, генерация идей, изобретение чего-то нового и нестандартного.
  • Успешное использование полученных навыков и умений на практике в различных областях деятельности и сферах жизни.

Понятие метапредметных результатов

Особенности метапредметных результатов раскрываются еще в предыдущих редакциях ФГОС, они находятся в той части, где перечислены конкретные требования, выдвигаемые к итогам освоения программы. В обновленном ФГОС поменялся лишь номер данного раздела со 2-го на 4-ый, само описание, в целом, осталось прежним, только теперь оно более развернутое относительно старых версий. Касательно НОО (начального общего образования) метапредметные результаты поделили на группы с учетом обновленной классификации УУД (универсальных учебных действий).

Каждому конкретному направлению УУД соответствует определенная подгруппа (пункт 42 ФГОС-2021 НОО):

  • Логические и исследовательские действия, работа с информацией.
  • Общение и совместная деятельность.
  • Способность к самоконтролю и самоорганизации, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.

А метапредметные результаты по ООО (основное общее образование) дополнили перечнем навыков по работе с информацией, помимо этого расшифровали выражение «межпредметные понятия» (пункт 41 ФГОС-2021 ООО).

На процесс формирования функциональной грамотности учеников оказывают воздействие как предметные, так и личностные результаты. Таким образом, можно утверждать, что функциональная грамотность — это более обширный термин по сравнению с метапредметными результатами.

УУД (универсальные учебные действия), относящиеся к метапредметным результатам, выступают в роли особых критериев. По ним можно определить, как формируется функциональная грамотность у обучающихся.

Изменения в образовательной деятельности школы

Для создания благоприятной обстановки в школе, способствующей формированию финансовой грамотности у детей, необходимо выполнить определенные действия, направленные на повышение качества предоставляемых образовательных услуг:

  • Корректировка рабочих программПроведите анализ действующих рабочих программ, внесите соответствующие обновленному ФГОС изменения касательно ожидаемых результатов, добавьте перечень электронных и цифровых ресурсов, которыми учителя будут пользоваться в процессе обучения, учитывайте при корректировке также программу воспитания.
  • Определение формата работыВ процессе написания программы по внеурочной деятельности можно внедрить больше нетрадиционного формата проведения занятий (например: конкурсы, олимпиады, конференции). Не забывайте при организации мероприятий учитывать воспитательную программу. Проводите дни самоуправления, это способствует развитию у учеников креативного мышления и глобальных компетенций.
  • Разработка плана мероприятий по внеурочной деятельностиПоставьте перед учителями задачу разработать программы курсов по внеурочной деятельности, нацеленные на формирование функциональной грамотности и добавьте эти курсы в новый учебный план.
  • Внедрение индивидуализации обученияПроведите исследования по интересам школьников, а по полученным результатам выявите те предметы, которые у детей будет желание изучать более тщательно. Можно сформировать профильные группы, для которых также разработать отдельные программы обучения.
  • Анализ проделанной работыВ конце учебного года оцените, насколько процентов удалось реализовать составленную программу. Результативность будет считаться высокой при выполнении плана выше 90%, оптимальным можно назвать результат в пределах 70−90%, а вот менее 70% – уже низкий и малоэффективный показатель.
  • Выявление проблемных зонРекомендуется провести опрос среди действующих учителей, который покажет с какими сложностями они столкнулись в процессе формирования функциональной грамотности у детей. Пропишите в учебном плане конкретные действия по работе с педагогами по разрешению обнаруженных проблем.
  • Разработка плана на следующий учебный годПри разработке и внедрении в образовательную деятельность учреждения нового плана принимайте во внимание показатели по анализу предыдущего года, чтобы избежать повторения ошибок.

Сфера образования постоянно меняется, появляются новые регламенты по учебно-воспитательной деятельности, новые методики и технологии, которые педагогам необходимо применять в процессе обучения. Поэтому все сотрудники должны следить за текущей ситуацией, складывающейся в своей профессиональной среде и всегда быть в курсе событий. Мы также советуем ознакомиться с еще одной не менее важной статьей по этой теме: «Изменение программы развития за 2022 год». В ней идет речь о нововведениях, касающихся охраны труда, антитеррористической безопасности, санитарных правил, дополнительного образования, цифровизации и многое-многое другое.

Однако, педагогам необходимо не только располагать актуальной информацией в области образования, но и самим регулярно совершенствовать собственные знания и навыки. Сделать это можно с помощью различных курсов, которых сейчас на рынке представлено немало, но при этом очень сложно найти действительно качественные.

Наш образовательный центр приглашает всех желающих пройти курс профессиональной переподготовки «Социальный педагог. Воспитание и социализация личности в системе образования», разработанный профессионалами, имеющими многолетний опыт. Мы предоставим доступ к написанному простым языком и легко усеваемому материалу с возможностью проходить обучение в дистанционном формате в любое удобное для Вас время за доступную цену.

Курс поделен на 3 модуля и включает в себя 21 тему, пройдя которые вы узнаете, как работать с детьми и подростками, вести коммуникацию с родителями и опекунами, управлять конфликтами и т. д. Изучить структуру курса и стоимость, а также при необходимости задать все интересующие вопросы Вы можете перейдя на страницу сайта.

Что же такое функциональная грамотность?

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих  на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление.

Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

В течение 2022-2023 учебного года в МКОУ «СОШ №7», как и в других школах России, школьники принимают участие в оценке уровня функциональной грамотности у обучающихся. Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность (ФГ) – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который необходим для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Для оценки уровня сформированности ФГ учителя пользуются заданиями, размещенными в различных Интернет-ресурсах (приведены ниже).

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности. Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:

1. Электронный банк заданий:

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке

2. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования

3. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов

4. Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

5. Электронный банк заданий по финансовой грамотности

6. Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

7. Электронный банк заданий по читательской грамотности

8. Электронный банк заданий по математической грамотности

9. Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности

10. Электронный банк заданий по глобальным компетенциям

11. Электронный банк заданий по креативному мышлению

12. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

13. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

Вы можете самостоятельно пройти по ссылкам, указанным выше, познакомиться с заданиями и попробовать оценить свой уровень сформированности функциональной грамотности. То есть сделать то, что выполняют ваши дети. Желаем нам всем успеха и взаимопонимания!

О чем речь? Считается, что формирование функциональной грамотности, то есть способности человека применять на практике полученные в ходе чтения навыки, начинается за школьной партой. Однако свои первые знания из книг ребенок может получить и ранее.

На что обратить внимание? Потому так важно научить детей навыку не просто чтения, а осознанного чтения. И здесь скорость отходит на второй план, так как если ребенок буквально «проглатывает» книгу, но не понимает, о чем она, говорить о функциональной грамотности будет сложно.

Что такое функциональная грамотность

О том, что такое функциональная грамотность, впервые заговорил Алексей Леонтьев – советский психолог, философ и педагог. По его мнению, это понятие означает умение работать с информацией. Причем информация может быть любого рода, но получаем мы ее в основном через чтение. Современные достижения таких наук, как нейролингвистика, психолингвистика и нейродидактика, убеждают нас в том, что чтение – это чрезвычайно сложный когнитивный процесс.

Пересмотренные академические цели включают в себя базовую грамотность и всесторонние способности, при этом творческое мышление является важнейшей составляющей базовой грамотности

Техника чтения, в свою очередь, является наиболее важным фактором, влияющим на формирование функциональной грамотности. Каждый ребенок осваивает ее самостоятельно, преодолевая возникающие на его пути сложности и препятствия:

  • Незнакомые слова. Как бы мы к этому ни относились, но словарный запас современного ребенка заметно отличается от запаса слов детей, которые пошли в школу всего лишь 10 лет назад. Это не хорошо и не плохо – просто констатация очевидного факта.
  • Непривычное построение фраз. Язык живой, он постоянно меняется, подстраиваясь под новые реалии окружающего мира. Поэтому и наша речь становится другой. Это хорошо заметно при чтении книг. Положите рядом книгу современного автора, книгу из 60-х годов и прочитайте первый абзац – вы сразу почувствуете разницу.
  • Дети не готовы трудиться. У них отсутствует мотивация – ведь многое в этой жизни они получают без труда.
  • Нарушенное восприятие окружающего мира и чувств. Когда школьники начинают изучать произведения классической литературы, выясняется, что они недопонимают разницу в оттенках чувств и отношений между людьми.
  • Неумение обходить непонятное, свободно обращаться с большим текстом и со смыслами в нем. Современный ребенок легко теряет смысл прочитанного текста, если встречает в нем непонятное слово. К данной взаимосвязи хорошо подходит высказывание Гете: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».

Если ребенок не понимает того, о чем читает, то у него постепенно вырабатывается нелюбовь к процессу чтения как таковому. Соответственно, если школьник не умеет и не любит читать, не понимает смысла прочитанного, то у него неизбежно начнутся проблемы в учебе, потому что изучение любого предмета строится на чтении. А если не происходит формирования основ функциональной грамотности, ребенку не нравится учиться, то откуда возьмется тяга к знаниям, любовь к этому процессу? Все закономерно.

Почему формирование функциональной грамотности учащихся так важно сегодня

Нельзя отрицать тот факт, что современный мир стал намного сложнее, чем он был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Новые технологии, новые профессии, новые сферы экономики, изменения в социально-психологическом состоянии самого человека – все это требует от педагогики перестроения самих основ, нового подхода к ребенку. На смену аналого-текстологическому миру пришел визуально-цифровой, а вместе с ним – необходимость расширения, переосмысления процесса формирования и развития функциональной грамотности.

Пересмотренные академические цели включают в себя базовую грамотность и всесторонние способности, при этом творческое мышление является важнейшей составляющей базовой грамотности

В национальном проекте «Образование» сформулированы две основные задачи:

  • обеспечение конкурентоспособности российского образования в мировом масштабе, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования
  • воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.

Пересмотренные академические цели включают в себя базовую грамотность и всесторонние способности, при этом творческое мышление является важнейшей составляющей базовой грамотности

Определение функционально грамотной личности включает в себя все, что необходимо человеку для полноценной насыщенной жизни. Путем формирования компонентов функциональной грамотности в личности удается развить способность к тому, чтобы все знания, умения и навыки, которые она приобретает в течение жизни, использовать для решения самых разнообразных задач в любой сфере деятельности, для общения и построения социальных отношений.

Другими словами, функционально грамотная личность – это человек, легко ориентирующийся в окружающем его мире, поступающий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Поэтому он умеет многое:

  • самостоятельно делать выбор и принимать решение;
  • отвечать за это решение;
  • нести ответственность за себя и своих близких;
  • проходить самообучение и постоянно учиться новому;
  • спокойно находить решение даже в нестандартной ситуации;
  • легко адаптироваться к любому социальному окружению и оказывать на него активное влияние;
  • понимать, что жизнь среди людей – это постоянные компромиссы и поиски общего решения, что кроме собственного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, к которым надо хотя бы прислушиваться;
  • владеть устной и письменной речью как основными средствами общения и взаимодействия с другими людьми;
  • пользоваться современными информационными технологиями;
  • иметь в своем распоряжении набор компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний.

Основные направления функциональной грамотности

В программу формирования функциональной грамотности входят 6 направлений.

Читательская грамотность

Это базовый навык ФГ. Он означает способность человека не только понимать письменную речь, но и по максимуму использовать ее во всем многообразии для собственных и общественных целей.

Пересмотренные академические цели включают в себя базовую грамотность и всесторонние способности, при этом творческое мышление является важнейшей составляющей базовой грамотности

Естественнонаучная грамотность

Это способность человека с помощью приемов формирования функциональной грамотности осваивать естествознание и применять полученные знания для определения и постановки вопросов, объяснения различных природных явлений и научного решения многочисленных естественнонаучных проблем.

Математическая грамотность

  • находить и определять проблемы в окружающей действительности, которые можно решить с привлечением математического аппарата;
  • озвучивать эти проблемы языком математики;
  • решать найденные проблемы с помощью математических методов;
  • анализировать использованные методы решения;
  • соотносить полученные результаты с поставленной проблемой;
  • обобщать и фиксировать результаты решения.

Финансовая грамотность

Свободное ориентирование среди финансовых понятий и рисков, обладание необходимыми навыками, мотивацией и уверенностью для разрешения финансовых ситуаций в пользу собственного и общественного благополучия, осознанное участие в экономической жизни.

Креативное мышление

Умение подходить к проблеме неординарно, смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать то, что не бросается в глаза, творчески относиться к решению задач.

Глобальные компетенции

  • разбираться в глобальных проблемах и межкультурном взаимодействии, осмысливать их с критической точки зрения;
  • понимать, что культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие окружающей действительности, суждения и взгляды людей, и осознавать, как это происходит;
  • открыто и эффективно взаимодействовать с другими людьми с позиции уважения их человеческого достоинства.

6 технологий формирования функциональной грамотности

Чтобы формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся проходили продуктивно, педагоги должны применять специальные развивающие образовательные технологии. Они должны быть активными, функциональными, ориентированными на личность. В перечень таких видов деятельности и технологий входят:

Пересмотренные академические цели включают в себя базовую грамотность и всесторонние способности, при этом творческое мышление является важнейшей составляющей базовой грамотности

  • Проблемно-диалогическая технология – помогает осваивать новые знания, формировать различные организационные, интеллектуальные и другие навыки и умения, в том числе умение самостоятельно учиться.
  • Технология формирования правильной читательской деятельности – через мероприятия по формированию функциональной грамотности создает условия для развития способностей к коммуникации.
  • Технология проектной деятельности – помогает сформировать навыки в организации и проведении различных конкурсов, викторин, мини-опросов, подготовке моделей и плакатов, развивает интеллектуальные, коммуникативные и оценочные умения, с помощью которых готовые проекты проходят презентацию.
  • Уровневая дифференциация обучения – помогает изменить стиль взаимодействия учителя с учениками, при котором ученик становится партнером, имеющим право принимать собственные решения, например, о том, чему и как учиться, а основная задача учителя при этом – помочь ученику принять и выполнить свое решение.
  • Информационные и коммуникационные технологии – с их помощью формируются такие интеллектуальные умения, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.
  • Технология оценивания достижений учащихся в учебе и др.

Если учитель ставит перед собой задачу формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках, то к нему будут предъявлены требования по наличию у него соответствующих компетенций:

  • Учитель должен быть компетентным в тех вопросах, которые он разбирает с учащимися. Только в этом случае он сможет самостоятельно разрабатывать задания и использовать их в учебном процессе.
  • Учитель – это организатор (или координатор) продуктивной деятельности учащихся. Для успешного решения этой задачи он должен обладать педагогической компетентностью.

Пересмотренные академические цели включают в себя базовую грамотность и всесторонние способности, при этом творческое мышление является важнейшей составляющей базовой грамотности

Из этого следует, что ученики учатся действовать, только находясь непосредственно в процессе этого действия. А работа учителя заключается в разработке плана формирования функциональной грамотности и выборе образовательных технологий, которые на каждом уроке формируют ФГ учащихся в соответствии с их возрастом.

Поэтому основная проблема, с которой сталкивается учитель сегодня – это формирование его технологической компетентности. В нее входят глубокое знание теории и практический опыт успешного применения современных образовательных технологий на уроках с учетом необходимости адаптировать и модифицировать их под индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Примеры заданий, направленных на формирование функциональной грамотности

На основании требований ФГОС к формированию функциональной грамотности в школе все больше предлагают учащимся задания разного вида по развитию ФГ начального и продвинутого уровня. Их необходимо включать в учебный процесс и равномерно распределять в течение всего года.

Пересмотренные академические цели включают в себя базовую грамотность и всесторонние способности, при этом творческое мышление является важнейшей составляющей базовой грамотности

Их основные особенности и отличия от остального учебного материала:

  • привязка к реальным возможным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
  • обязательное соответствие возрасту обучающихся;
  • системность и взаимосвязь знаний и факторов, входящих в эти задания.

Для формирования функциональной грамотности у младших школьников и ее развития очень важно, чтобы поставленные задачи соответствовали их практическому жизненному опыту. Близкая тема вызовет интерес и подтолкнет к поиску новых знаний. Поэтому вместо безликих землекопов и токарей для составления задач лучше использовать персонажи из популярных мультфильмов и компьютерных игр.

Пример. Задача, решением которой станет количество пластика, необходимое для изготовления копии золотого ключика на 3D-принтере. Если перед постановкой задачи провести мастер-класс, то дети полностью погрузятся в решение и обязательно предложат свои варианты.

Большую роль в формировании функциональной грамотности играет дополнительное образование. Занятия в кружках и секциях развивают творческие способности, формируют умение креативно мыслить, прививают компьютерную и читательскую грамотность. Если правильно синхронизировать работу педагогов и метапредметные связи, то дети довольно быстро обретут нужные компетенции.

В средних и старших классах объем знаний постепенно растет, повышается и сложность анализа получаемой информации. В этом возрасте с детьми уже можно обсуждать проблемы мирового масштаба, причины возникновения войн и социального неравенства. Критерии оценки знаний тоже становятся более строгими.

Задания формируются на стыке учебных дисциплин и разных наук, чтобы дети одновременно изучали историю и литературу, географию и экономику и могли сделать выводы на основе выявленной взаимосвязи предметов. Хорошее развитие ФГ дают исследовательские работы в составе группы или индивидуально, разработка проектов по естественно-научным и социологическим направлениям.

В старшей школе критическое мышление развивают на основе анализа информации, учат определять и находить в ней фейки и вирусный контент. Сложнее становятся задачи и по финансовой грамотности. Например, старшеклассникам можно дать задание построить финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее функционирования.

Пересмотренные академические цели включают в себя базовую грамотность и всесторонние способности, при этом творческое мышление является важнейшей составляющей базовой грамотности

Формирование функциональной грамотности и ее мониторинг – задача каждого современного педагога. Это сложный процесс, в котором учителю самому придется проявлять креативность и творческое мышление, находить и использовать в работе инновационные формы и методы обучения.

Только в случае успешного изучения и освоения всех элементов функциональной грамотности можно говорить о воспитании инициативного, самостоятельного, социально ответственного человека, который готов адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, сохраняя в нем свое место.

Что это такое? Функциональная грамотность учителя подразумевает его способность применять имеющиеся знания на практике, продуктивно заниматься саморазвитием и, разумеется, умение педагога передавать подобные навыки своим подопечным.

Как освоить? В современном мире формирование функциональной грамотности происходит несколько иначе, чем раньше. Это связано с развитием технологий, глобализацией процессов развития, а также некоторыми особенностями нынешних социальных отношений.

Понятие функциональной грамотности

Когда говорят о функциональной грамотности, подразумевают качество знаний, навыков, способностей, которое позволяет человеку правильно взаимодействовать с окружающими и считается минимумом из того, что нужно, чтобы жить в определённой среде.

Пересмотренные академические цели включают в себя базовую грамотность и всесторонние способности, при этом творческое мышление является важнейшей составляющей базовой грамотности

Особенно явно увидеть функциональную грамотность можно при стабильной ситуации, а функциональную безграмотность, наоборот, в переменчивых ситуациях, изменении образа жизни или профессиональной деятельности. Функционально грамотным можно считать того, кто прошёл определённый этап обучения.

Функциональная грамотность – это общий навык, который накапливается во время изучения всех предметов. Поэтому она проявляется по-разному.

Что содержит в себе определение «функциональная грамотность»:

  • Читательская грамотность. Умение понимать и вникать в письменные тексты, применять добытую из них информацию в решении жизненных вопросов и для повышения уровня знаний и ресурсов, чтобы активно участвовать в жизни социума.
  • Математическая грамотность. Умение человека осознавать и видеть значение математики для нашего мира, грамотно высказывать обоснованные математические гипотезы и знать, как можно использовать математику для удовлетворения потребностей, которые испытывает творческий, заинтересованный и разумный индивид.
  • Естественнонаучная грамотность. Возможность применять естественнонаучные знания для вычленения из вереницы жизненных проблем тех задач, которые можно решить, используя научные методы, для формирования итогов, являющихся результатом наблюдений и исследований, способных помочь понять окружающий мир и перемены в нём, происходящие из-за деятельности человека. К тому же она способствует принятию правильных решений.

Функциональная грамотность рождается под влиянием большого количества факторов и современных общественных направлений, среди которых применение супертехнологий в производственной и гуманитарной деятельности, глобальные процессы развития, повышение профессионального уровня и систематизация процессов, создание рыночных социальных отношений и прочее.

Функциональная грамотность как необходимая компетенция для учителя

Должен ли учитель в обязательном порядке обладать функциональной грамотностью? Конкретных требований как таковых нет, но есть ряд нормативных документов, исходя из которых можно сделать вывод, что функциональная грамотность должна быть у каждого преподавателя.

Пересмотренные академические цели включают в себя базовую грамотность и всесторонние способности, при этом творческое мышление является важнейшей составляющей базовой грамотности

Существует Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором говорится о том, что при формировании национального проекта в сфере образования Правительство РФ должно приложить все усилия для обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, в том числе и вхождение Российской Федерации в топ-10 стран мира по качеству общего образования.

К тому же есть госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018–2025 годы). В ней прописано, что нужно сохранять лидирующие позиции РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), помимо этого, в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); продвижение Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений обучающихся (PISA).

ФГОС содержит в себе такую информацию:

  • Смена образовательной парадигмы является компетентностным подходом.
  • Особенности взаимоотношений и преподавания между участниками образовательного процесса: помощь, деятельностный подход.
  • Главный элемент организации учебного процесса – практико-ориентированная, исследовательская, проектная деятельность, в ходе которой ученикам нужно проявлять самостоятельность, активность, творческое мышление.
  • Тип контроля: совокупность оценок учебных результатов по таким группам, как личностные, предметные, метапредметные.

В итоге получается, что наличие функциональной грамотности у педагога является не просто нормой, а обязательным фактором, ведь сейчас нормативные показатели выстраиваются лишь с учётом данной компетенции.

Что нужно для формирования функциональной грамотности

Современные педагоги отличаются от прошлых поколений тем, что они придерживаются компетентностного подхода. Последний подразумевает под собой общую систему формирования целей, разделения содержания, оценку результатов организационной и технологической структуры обучения.

В компетентностном подходе происходит акцентирование не на усвоении материала и информативности, а на умении решать проблемы, преодолевать трудности с помощью полученного личного опыта.

Пересмотренные академические цели включают в себя базовую грамотность и всесторонние способности, при этом творческое мышление является важнейшей составляющей базовой грамотности

Центральной точкой этого процесса является функциональная грамотность, потому что она подразумевает умение человека решать жизненные и профессиональные вопросы, используя прикладные знания. Чтобы происходило формирование функциональной грамотности учителя, он должен иметь такие компетенции, как:

  • Профессиональную. Сюда относится решение профессиональных вопросов и основных задач, понимание и внедрение в образовательный процесс современных технологий, владение способами педагогической диагностики, организация оценочно-ценностной рефлексии.
  • Коммуникативную. Навык разработки плана по выстраиванию отношений с людьми, объединять их для совместной работы над решением общих задач. Способность показывать результаты своей деятельности обществу, выбирать наиболее подходящие формы и методы демонстрации.
  • Информационную. Результативный поиск, отбор нужной информации, её преображение под особенности образовательной программы и дидактических принципов. Применение в процессе обучения компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых учебных ресурсов.
  • Правовую. Грамотное применение на занятиях законодательных и других нормативных правовых документов, а также узконаправленных актов и другой документации во время решения подходящих вопросов.

3 уровня развития функциональной грамотности

Развитие функциональной грамотности учителя делится на три уровня: личностный, личностно-профессиональный и профессионально-технологический.

В первом, личностном, уровне смотрят на то, насколько человек способен совершать определённую работу. Он тесно взаимодействует с позитивным типом мышления, основанного на том, что всё в мире подчиняется законам гармонии, добро всегда побеждает зло, а каждый человек имеет хорошие качества. Подобное оптимистическое мировоззрение раскрывает новые возможности и ресурсы в профессиональной сфере.

Не менее важным качеством личности учителя считается умение реально смотреть на свою работу и владеть самоконтролем, осознавая, что только он ответственен за свои действия, а не окружающие люди или сложившаяся ситуация. Личностный уровень функциональной грамотности – это комплекс устойчивых личностных качеств и стиль преподавания.

Пересмотренные академические цели включают в себя базовую грамотность и всесторонние способности, при этом творческое мышление является важнейшей составляющей базовой грамотности

Под личностно-профессиональным уровнем подразумевается пригодность для работы в сфере образования. Это деятельность по реализации педагогического процесса. Профессиональное развитие – естественный вид самореализации педагога, в основе которого лежит навык объединения всех субъектов образования, организации развития и воспитания обучающихся.

Пересмотренные академические цели включают в себя базовую грамотность и всесторонние способности, при этом творческое мышление является важнейшей составляющей базовой грамотности

К профессионально-техническому уровню относится полное постижение знаний, умений и навыков, современных образовательных и информационных технологий в конкретной сфере деятельности, цель которого заключается в развитии учеников.

Индикатор функциональной грамотности педагога

В современном мире учитель не просто человек, который чему-то обучает, но ещё и тот, кому приходится сталкиваться с неопределённостью, спорными ситуациями, двойственностью, ненадёжными источниками информации, нахождением других точек зрения.

По каким признакам можно оценивать функциональную грамотность учителя:

  • Компетентности в разработке и создании плана занятия: высокая скорость работы, умение удерживать или переводить внимание обучающихся, применение различных форм подачи информации: через фото, видео, аудио, компьютер.
  • Компетентность в руководительстве классом: высокий уровень активности учащихся, многообразие форм обучения и заданий, совместная деятельность педагога с детьми.
  • Организация условий и применение способов, которые дают возможность ученикам максимально принимать участие в образовательном процессе, проявлять самостоятельность: индивидуальные задания в коллективе и в паре, эмоциональная вовлечённость учащихся, выстраивание взаимоотношений в классе.
  • Разработка своей деятельности, так, чтобы она как можно лучше подходила ученикам: разделение заданий по уровню сложности и объёму, самостоятельная работа и ответная реакция, применение творческих заданий.
  • Использование различных способов оценки: инструментов оценивания, партнёрская оценка, личное самооценивание или в группе.

Что должно быть в итоге? Дети на уроке принимают энергичное участие, скорость и сила деятельности тоже на высоком уровне. Учащиеся активные, им интересно всё, что происходит на занятии, они отвечают эмоционально и нестандартно. Атмосфера на занятиях живая и воодушевляющая, но при этом в ней нет напряжения, дети чувствуют себя комфортно.

Преподаватели выстраивают хорошие взаимоотношения с учащимися: показывают, что им интересен и нравится ребёнок, демонстрируют удовлетворенность их деятельностью, помогают тем, у кого возникают трудности. Когда учитель сам вовлечён в процесс обучения, создаётся нужная атмосфера в классе.

Способы формирования навыков функциональной грамотности

Существует пять видов образования функциональной грамотности учителя – их можно применять не только в отношении учащихся, но и преподавателей:

  • Улучшать коммуникативные навыки: грамотно подавать важную мысль послания, разрабатывать текст, основываясь на различных данных – прислушиваясь к своему, читательскому и авторскому мнению. Смело выступать на публике, рассказывать о своих идеях и обсуждать их вместе с аудиторией.
  • Проверять любую информацию на достоверность, особенно если она взята из сомнительных источников, брать во внимание конкретность числовых данных и суждений. Обязательно задавать себе вопросы о том, вызывают ли эти данные доверие, чем они обоснованы, от кого они и с какой целью, их смысл.
  • Принимать участие в обсуждениях: совещаться на выбранную тему, брать во внимание различные мнения по данному вопросу, чётко формулировать свои мысли и доступно их высказывать, перенимать опыт собеседников в ведении дискуссии. Становиться участником конференций и всевозможных форумов.
  • Заниматься расширением кругозора: изучать искусство, экологию, здоровый образ жизни, воздействие науки и техники на развитие общества. Читать литературные произведения, журналы, узнавать экспертное мнение по различным вопросам. Можно иногда устраивать проверку своих знаний через участие в викторинах, интеллектуальных играх, географических диктантах или в «Тотальном диктанте» по русскому языку.
  • Заниматься самопознанием: ставить перед собой цели и задачи, планировать этапы их решения, искать неординарные пути, проводить анализ информации, формулировать выводы.

Через работу над функциональной грамотностью учитель вырабатывает умение использовать имеющуюся информацию на практике и справляться с возможными трудностями. Её основой является реальная человеческая грамотность и широта знаний о мире. Она способствует независимому мышлению и выработке собственного взгляда на происходящее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *