Пилотная программа профессионального обучения инвалидов в Москве

Пилотная программа профессионального обучения инвалидов в Москве

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г. N 1816-ПП “О реализации Пилотной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов в городе Москве”, с конца 2021 года в Москве реализуется программа по обучению инвалидов востребованным профессиям.

В этой статье мы подробнее разберем цели данный программы и поговорим о том, кто и как может стать ее участникам.

В чем суть программы профессионального обучения инвалидов?

Согласно п. 1 Постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г. N 1816-ПП “О реализации Пилотной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов в городе Москве”,  цели реализации пилотной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов в городе Москве  следующие:

– содействия трудоустройства инвалидов,

– повышения их конкурентоспособности и востребованности на рынке труда,

– формирования личностных умений и навыков, востребованных на рынке труда.

Кто может стать участником программы профессионального обучения инвалидов?

В соответствии с п. 1.3 Постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г. N 1816-ПП “О реализации Пилотной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов в городе Москве” , участниками Пилотной программы могут являться инвалиды из числа граждан Российской Федерации, которые имеют место жительства в городе Москве, у которых отсутствуют ограничения к трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА), если они не являются получателями страховой пенсии по старости, не относятся к категориям занятых граждан, и не зарегистрированы в качестве безработных граждан в органах службы занятости населения города Москвы.

Какую профессию можно получить в рамках профессионального обучения по данной программе?

Приложение к Постановлению Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г. N 1816-ПП “О реализации Пилотной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов в городе Москве”, содержит 73 профессии, в числе которых:

– строительные специальностей (Арматурщик, Бетонщик,  плиточник, Маляр, Монтажник систем вентиляции, и т.д.)

– Водители грузового и городского транспорта, а также водитель погрузчика

– Машинист экскаватора

– Операторы механизированного оборудования на складах и производствах

– Парикмахер, косметолог, стилист, визажист, мастер маникюра/педикюра и т.д.

– Пекарь, повар, повар­кондитер

– Плотник и столяр

– Пожарный и спасатель

– Проводник пассажирского вагона

– Рабочий зеленого хозяйства

– Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

– Сиделка (специалист по уходу)

– Социальный работник

– Сварщик, Электромеханик, Электромонтер

– Аналитик данных

– Веб­ и графический дизайнер,  разработчик сайтов

– Инструктор по лечебной и адаптивной  физкультуре

– Маркетолог, копирайтер

– Официант, сомелье, бариста

– Медицинская сестра (медицинский брат)

– Специалист по работе с недвижимостью

– Специалист по закупкам

– Специалист охрана труда

– Управляющий проектами и продажами

Помимо списка профессий, данное приложение включает в себя 10 универсальных личностных компетенций, востребованных на современном рынке труда, а именно:

– Мотивация ,

– Личная эффективность и целостность ,

– Адаптивность и гибкость,

– Критическое и структурное мышление ,

– Цифровые навыки,

– и т.д.

С полным списком  профессий и компетенций, которыми можно овладеть в рамках пилотной программы по профессиональному обучению инвалидов в городе Москве можно ознакомится на сайте «Моя работа».

Как попасть на программу профессионального обучения?

В соответствии с 2.1. Постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г. N 1816-ПП “О реализации Пилотной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов в городе Москве”,  для прохождения обучения, гражданин с инвалидностью должен обратиться в службу занятости населения. Обращение должно быть только личным, но интересы инвалида могут предоставлять третьи лица  при наличии у них нотариальной доверенности от него . Заявления в электронной форме не принимаются.

При обращении необходимо предоставить следующий пакет документов:

– документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, содержащем сведения о месте жительства (паспорт),

– страховой номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС),

– идентификационном номере налогоплательщика (ИНН),

– индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).

В каких случаях инвалиду может быть отказано в участии в программе?

В соответствии с п.2.7. Постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г. N 1816-ПП “О реализации Пилотной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов в городе Москве”, заявитель не признается участником Пилотной программы при наличии следующих оснований:

– если за услугой обратилось лицо не имеющее постоянной регистрации в г. Москве,

– если гражданин, обратившейся за услугой не имеет инвалидности,

– если у гражданина в ИПРА указаны противопоказания к работе и (или) обучению,

– если обратившийся за услугой инвалид трудоустроен на данный момент либо официально занимается частным предпринимательством;

– если  обратившийся за услугой гражданин, уже обучается  в рамках Пилотной программы  по другой специальности либо ранее завершившего обучение.

В какой форме будет проходить обучение?

В соответствии с п.1.7. Постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г. N 1816-ПП “О реализации Пилотной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов в городе Москве”,  Обучение осуществляется в следующих формах:

– с использованием дистанционных образовательных технологий (дистанционно),

– форме стажировок.

Сколько будет длится обучение?

Срок обучения зависит от выбранной специальности и учебной программы.

Какая стипендия у обучающихся?

В соответствии с п. 6.7 Постановления Правительства Москвы от 16 декабря 2022 года № 2885-ПП “Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2023 год”  ежемесячная стипендия инвалидам, обучающимся в рамках Пилотной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов в городе Москве  с 1 января 2023 года будет составлять 12 792 р.

Если я пройду обучение по программе, меня сразу трудоустроят?

Нет. Участие в Пилотной программе профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов в городе Москве не дает гарантию 100% трудоустройства, в Постановлении нет пункта об обязательном трудоустройстве всех инвалидов прошедших данное обучение. Как уже сказано выше, данная программа нацелена на развитие универсальных рабочих компетенций и повышение конкурентоспособности на рынке труда.  Для получения помощи в поиске работы, гражданин прошедший обучения может обратиться в службы занятости населения города Москвы: Моя работа (https://czn.mos.ru/ ) и Моя карьера (https://mycareer.moscow/#/applicant )

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ закрепил в качестве принципа государственной политики “адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников” (п. З ст. 2 Закона).

Закон устанавливает государственные гарантии граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии – обязанность государства создавать “гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов” (п. 6 ст.5 Закона).

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование:

  • в общих классах и группах системы общего образования,
  • по индивидуальной программе на дому,
  • в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Какие  льготы в образовании имеют инвалиды?

А обучающиеся в организациях среднего общего образования на очной форме,  не предполагающих круглосуточного пребывания обеспечиваются двухразовым питанием.

Согласно, п. 2 Письма Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 “Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому”, дети , обучающиеся на дому, получают денежную компенсационную выплату за питание, размер которой определяется исходя из стоимости питания на одного учащегося в данном регионе и в данной организации образования.

Согласно п. 3 части 7 той же статьи, аналогичные права на бесплатное обучение на подготовительных курсах имеют граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства этих граждан.

Согласно данным портала гос. услуг размер социальной стипендии на 2019/2020 учебный год составляет 865р для учащихся учреждений среднего профессионального образования и 2500р для студентов высших учебных заведений.

Что такое ИПРа?

Согласно ст. 11 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (сокр. ИПРа) – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных функций организма, а также формированию, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Что такое ААОП?

Согласно списку основных терминов Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ”, ААОП – это адаптированная общеобразовательная программа. То есть программа основного школьного образования, адаптированная в соответствии с интеллектуальными и физическими возможностями конкретного обучающегося с ОВЗ, или ученика имеющего инвалидность.

Что такое обозначат термин «Обучающийся с ОВЗ?»

Согласно ч. 16 ст. 2 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», обучающийся с ОВЗ – это гражданин, имеющий недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Важно при этом отметить, что статус «обучающийся с ОВЗ» не равен статусам «инвалид» или  «ребенок-инвалид», поскольку он устанавливается не комиссией ВТЭК, а комиссией ЦПМПК (центральной психолого-медико-педагогической комиссией).

В отличии от инвалида и ребенка-инвалида, которые имеют целый ряд льгот во многих сферах жизни, ребенок (или молодой человек) со статусом «обучающийся с ОВЗ» имеет  льготы только на получение образования на особых условиях.  Статус «обучающийся с ОВЗ» может быть установлен комиссией ЦПМПК как для ребенка (молодого человека) с инвалидностью, так и для ребенка (молодого человека) не имеющего инвалидности, но нуждающегося в особых условиях обучения в следствии физических или психических заболеваний.

Где и как получить адаптированную образовательную программу?

Согласно, Письму Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ” адаптированная программа выдается конкретному обучающемуся комиссией ЦПМПК.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном портале правительства РФ (https://www.mos.ru) для получения адаптированной программы родителю (либо законному представителю) обучающегося, необходимо самостоятельно обратиться в комиссию и предоставить следующие документы:

  • медицинское заключение  о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;
  • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) – копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;

контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике – копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка – оригинал.

Какие специальные условия в обучении прописываются в заключении ЦПМПК?

Согласно п. 1 Письма Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 “О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий”, в заключении комиссии ЦПМПК должны быть прописаны следующие специальные условия:

  • адаптированная образовательная программа (АООП) , специальные методы обучения и воспитания;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление учебной организацией услуг ассистента (помощника);
  • проведение учебной организацией дополнительных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций.

Также в заключении ЦПМПК должны содержатся рекомендации по созданию специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации, а именно:

  • выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ);
  • увеличение продолжительности на 1,5 часа;
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур;
  • организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений);
  • предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ученика: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания);
  • организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ЦПМПК г. Москвы).

Хочется особенно подчеркнуть, что комиссия ЦПМПК не дает рекомендаций по поводу форм обучения, но в рамках рекомендаций по использованию специальных методов обучения, может указать, доступно ли для конкретного ребенка (или молодого человека) обучение с использованием компьютерных технологий, в том числе дистанционно.

В каких организациях и на каких формах обучения могут обучаться инвалиды?

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 44 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», выбирать организацию, в которой будет проходить обучение несовершеннолетний и форму обучения для него имеет право его родитель (законный представитель).

П. 1, ч. 1 ст. 34 №273 «Об образовании в РФ», разъясняет, что по  достижении 18-и лет совершеннолетний дееспособный гражданин может сам выбирать организацию и форму обучения для получения образования

В ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» приводится исчерпывающий перечень форм получения образования в РФ, а именно:

Стоит отметить, что из данной статьи следует, что дистанционное обучение не считается отдельной формой обучения, но может быть отнесено к очно-заочной либо заочной форме обучения в зависимости от частоты очного посещения занятий учеником и степени использования дистанционных технологий.

Также хочется обратить внимание, что семейная форма обучения – это не то же самое, что и надомное обучение.

Из ч. 3 ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», следует, что семейная форма обучения предполагает обучение ребенка вне организации, то есть в семье, самостоятельно родителями (законными представителями), с последующим прохождением аттестации (то есть сдачей экзаменов) в учебной организации.

В то время как, в соответствии ст. 19 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» надомное обучение осуществляется образовательной организацией (а точнее ее сотрудниками, приходящими к ученику на дом).

Для получение обучение в такой форме одного желания родителей ученика-инвалида не достаточно, а обязательно нужно медицинское заключение, в котором указано, что конкретный учащийся нуждается в надомной форме обучения.

Где получить официальную консультацию по вопросам образования людей с инвалидностью?

В случае возникновения вопросов по поводу обучения инвалидов, официальную информацию можно найти на портале Департамента Образования г. Москвы

А для других регионов, на сайте Министерства просвещения России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *